Часть серии о |
буддизм |
---|
История |
Буддийские тексты |
Практики |
Нирвана |
Традиции |
Буддизм по странам |
|
|
Буддийская доктрина двух истин ( Wylie : bden pa gnyis) различает два уровня сатья (санскрит; пали: sacca ; слово, означающее истину или реальность ) в учении Будды : «условное» или «временное» ( saṁvṛti ) истина и «абсолютная» ( парамартха) истина.
Точное значение варьируется в зависимости от буддийских школ и традиций. Самая известная интерпретация исходит из школы мадхьямака буддизма Махаяны, основателем которой был Нагарджуна. Для Нагарджуны две истины являются эпистемологическими истинами. Феноменальный мир получает временное существование. Характер феноменального мира объявляется ни реальным, ни нереальным, но логически неопределимым. В конечном счете, явления пусты ( шуньята) от присущего им «я» или сущности, но существуют в зависимости от других явлений ( пратисамутпада).
В китайском буддизме принята позиция мадхьямаки, и две истины относятся к двум онтологическим истинам. Реальность бывает двух уровней: относительного и абсолютного. Основываясь на своем понимании сутры Махапаринирваны Махаяны, китайцы предположили, что учение о природе будды было, как сказано в этой сутре, последним буддийским учением, и что существует сущностная истина выше шуньяты и двух истин.
Шуньята доктрина представляет собой попытку показать, что она не является ни собственно и не строго оправданно рассматривать любую метафизическую систему, абсолютно справедливы. Это не ведет к нигилизму, но проходит среднюю линию между чрезмерной наивностью и чрезмерным скептицизмом.
Сатья обычно означает «истина», но также относится к «реальности», «действительно реальному существованию». Satya ( Sat-yá) происходит от Sat и ya. Sat означает быть, реальность, и это причастие настоящего корня, как «быть» ( PIE * h₁es-, родственный на английский язык является ). Йа и ям означают «продвигаться, поддерживать, удерживать, поддерживать, тот, который движется». В качестве составного слова Сатья и Сатьям означают то, что «поддерживает, поддерживает и продвигает реальность, бытие»; буквально означает «то, что истинно, актуально, реально, подлинно, заслуживает доверия, достоверно».
Доктрина двух истин утверждает, что существует:
Чандракирти предлагает три возможных значения самврити :
В результате общепринятая истина может быть истолкована как «затемняющая истина» или «то, что затемняет истинную природу». Он состоит из видимости ошибочного осознания. Условная истина - это видимость, которая включает в себя двойственность воспринимающего и воспринимаемого, а также объектов, воспринимаемых в рамках этого. Абсолютные истины - это явления, свободные от двойственности постигающего и постигаемого.
Учение Будды о Дхарме можно рассматривать как путь ( марга) освобождения от страданий или дуккха. Первая Благородная Истина приравнивает жизненный опыт к боли и страданию. Язык Будды был простым и разговорным. Естественно, что различные утверждения Будды иногда кажутся противоречащими друг другу. Позднее буддийские учителя столкнулись с проблемой разрешения этих противоречий. Нагарджуна и другие учителя представили экзегетическую технику различения двух уровней истины: общепринятого и высшего.
Похожий метод отражен в брахманической экзегезе ведических писаний, в которых ритуальные предписания брахмана сочетаются с умозрительными философскими вопросами Упанишад в одно целое, «раскрытое» собрание работ, тем самым противопоставляя гьяна-кану и кармакану.
Хотя концепция двух истин связана со школой Мадхьямака, ее история восходит к древнейшему буддизму.
В палийском каноне проводится различие не между низшей истиной и высшей истиной, а скорее между двумя видами выражения одной и той же истины, которые следует интерпретировать по-разному. Таким образом, фраза или проход, или целая сутта, может быть классифицирована как neyyattha или samuti или vohāra, но это не рассматривается на данном этапе, как они выражают или передают другой уровень истины.
Nītattha (пали; санскрит: nītārtha), «ясное или ясное значение» и neyyattha (пали; санскрит: neyartha), «[слово или предложение], имеющее смысл, о котором можно только догадываться». Эти термины использовались для обозначения текстов или утверждений, которые требовали или не требовали дополнительной интерпретации. Nītattha текст не требует каких - либо объяснений, в то время как neyyattha один может ввести в заблуждение некоторых людей, если должным образом не объяснил:
Эти двое искажают Татхагату. Какие два? Тот, кто представляет сутту косвенного значения как сутту прямого значения, и тот, кто представляет сутту прямого значения как сутту косвенного значения.
Saṃmuti или samuti (пали; санскрит: saṃvṛti, что означает «общее согласие, общее мнение, соглашение», и paramattha (пали; санскрит: paramārtha), что означает «окончательный»), используются для различения общепринятого языка или языка здравого смысла, как они используются в метафор или ради удобства, из языка, используемого для непосредственного выражения высших истин. Термин вохара (пали; санскрит: вьявахара, «обычная практика, условность, обычай» также используется в более или менее том же смысле, что и самути.
В Theravadin комментаторы расширили по этим категориям и начали применять их не только к выражениям, но к истине, то выражается:
Пробужденный, лучший из учителей, говорил о двух истинах, общепринятой и высшей; третье не установлено; условное утверждение истинно из-за условности, а более высокое утверждение истинно как раскрытие истинных характеристик событий.
Школа праджняптивады провела различие между условными ( самврити) и окончательными ( парамартха) истинами и распространила это понятие на метафизико-феноменологические составляющие ( дхарма), отделяя реальные ( таттвы) от чисто концептуальных, т. Е. в конечном итоге несуществующий ( праджняпти).
Различие между двумя истинами ( satyadvayavibhāga) было полностью развито Нагарджуной (ок. 150 - ок. 250 г. н. Э.) Из школы Мадхьямака. Мадхьямики различают лока-самврити-сатья, «истину мировой речи», «относительную истину», «истину, скрывающую высшую истину», и парамартика сатья, абсолютную истину.
Лока-самврити-сатья может быть далее разделена на татья-самврити или лока-самврити, и митхйа-самврити или алока-самврити, «истинное самврити» и «ложное самврити». Татья-самврити или «истинное самврити» относится к «вещам», которые конкретно существуют и могут быть восприняты как таковые с помощью органов чувств, тогда как митхйа-самврити или «ложное самврити» относится к ложным познаниям «вещей», которые не существуют как таковые. воспринимается.
Муламадхьямакакарика Нагарджуны дает логическую защиту утверждению, что все вещи пусты ( шуньята ) от изначально существующей самоприроды. Шуньята, однако, также показана как «пустая», и утверждение Нагарджуны о «пустоте пустоты» не позволяет шуньяте составлять высшую или окончательную реальность. Мнение Нагарджуны состоит в том, что «абсолютная истина состоит в том, что конечной истины не существует». Согласно Сидерицу, Нагарджуна - «семантический антидуалист», который утверждает, что существуют только условные истины. Джей Л. Гарфилд объясняет:
Предположим, мы берем обычную сущность, например стол. Мы анализируем его, чтобы продемонстрировать его пустоту, обнаруживая, что нет стола, кроме его частей [...] Итак, мы делаем вывод, что он пуст. Но теперь давайте проанализируем эту пустоту […]. Что мы находим? Ничего подобного, кроме отсутствия неотъемлемого существования таблицы [...] Видеть таблицу пустой [...] - значит видеть таблицу как условную, как зависимую.
В Нагарджуне «ы Mulamadhyamakakarika доктрина две истины используется для защиты идентификации зависимого происхождения ( пратитий-самутпада) с пустотами ( Шуньята):
Учение Будды о Дхарме основано на двух истинах: истине мирских условностей и абсолютной истине. Те, кто не понимает различия, проведенного между этими двумя истинами, не понимают глубокой истины Будды. Без основания в общепринятой истине невозможно научить значению конечного. Без понимания значения высшего освобождения не достичь.
По словам Нагарджуны:
8. В учении Будд о дхарме используются две истины:
Истина, укоренившаяся в мире, и истина, являющаяся высшим смыслом. 9. Те, кто не знает распределения (вибхагама) двух видов истины, не знают глубокой «точки» (таттвы) в учении Будды. 10. Высшее чувство истины не преподается отдельно от практического поведения.
А без понимания высшего чувства невозможно понять нирвану.
Нагарджуна основал свое утверждение двух истин на Каччаянаготта сутте. В Kaccāyanagotta Sutta Будда, обращаясь к монаху Kaccayana Gotta на тему правильного воззрения, описывает средний Путь между нигилзмом и этернализмом:
По большому счету, Каччаяна, этот мир поддерживается полярностью существования и небытия. Но когда человек видит возникновение мира таким, какой он есть на самом деле, с правильной проницательностью, ему не приходит в голову «небытие» по отношению к миру. Когда человек видит прекращение мира таким, какой он есть на самом деле, с правильным различением, «существование» по отношению к миру не приходит ему в голову.
Согласно Чаттопадхьяе, хотя Нагарджуна представляет свое понимание двух истин как разъяснение учения Будды, доктрина двух истин как таковая не является частью самой ранней буддийской традиции.
Йогачара школа буддизма отличает три естества и Три Тела Будды. Три природы:
Ланкаватара-сутра совершила идеалистический поворот в понимании реальности. DT Suzuki пишет следующее:
Ланка довольно явно предполагая две формы познания: один для захвата абсолютной или входящих в сферу Разума только, а другой для понимания существования в двойном аспекте, в котором логика превалирует и Vijnanas активны. Последнее на Ланке называется различением ( викальпа), а первое - трансцендентной мудростью или знанием ( праджня). В буддийской философии очень важно различать эти две формы знания.
Когда буддизм пришел в Китай из Гандхары (ныне Афганистан) и Индии в первом / втором веках нашей эры, он изначально был адаптирован к китайской культуре и пониманию. Буддизм подвергся влиянию конфуцианства и даосизма. Нео-даосские концепции переняли в китайском буддизме. Такие концепции, как «ти-юнг» (сущность и функция) и «ли-ши» (ноумен и феномен) были впервые приняты буддизмом хуа-янь, который, следовательно, оказал глубокое влияние на Чань.
Доктрина двух истин была еще одной причиной путаницы. Китайское мышление восприняло это как ссылку на две онтологические истины: реальность существует на двух уровнях: относительном и абсолютном. Сначала даосы неправильно поняли, что шуньята сродни даосскому небытию. В Мадхьямаке две истины - это две эпистемологические истины: два разных взгляда на реальность. Основываясь на своем понимании сутры Махаяны Махапаринирвана, китайцы предположили, что учение о природе будды было, как сказано в этой сутре, последним буддийским учением и что существует существенная истина, стоящая выше шуньяты и двух истин.
Школа Хуаянь или Цветочная гирлянда - это традиция буддийской философии Махаяны, которая процветала в Китае в период Тан. Он основан на Санскритской Сутре Цветочных Гирлянд (С. Аватасака Сутра, К. Хуаянь Цзин) и на его длинной китайской интерпретации Хуаянь Лунь. Название «Цветочная гирлянда» означает венец глубокого понимания.
Самый важный философский вклад школы Хуаянь был в области ее метафизики. Он учил доктрине взаимного сдерживания и взаимопроникновения всех явлений, как это выражено в сети Индры. Одно содержит все другие существующие вещи, и все существующие вещи содержат это одно.
Отличительные черты этого подхода к буддийской философии:
Хуаянь учит Четырем Дхармадхату, четырем способам видения реальности:
Учения дзэн выражаются набором полярностей: природа будды - шуньята, абсолютное-относительное, внезапное и постепенное просветление.
Праджняпарамит Сутра и Мадъямак подчеркнули недвойственность формы и пустот: форма есть пустота, пустота есть форма, как Сердечная Сутра говорит. Идея о том, что высшая реальность присутствует в повседневном мире относительной реальности, вписалась в китайскую культуру, которая делала упор на мирской мир и общество. Но это не говорит о том, как абсолют присутствует в относительном мире. Ответ на этот вопрос дают такие схемы, как «Пять рангов Тодзана» и «Изображения Оксердинга».
Полярность абсолютного и относительного также выражается как «сущность-функция». Абсолютное - это сущность, относительное - это функция. Их нельзя рассматривать как отдельные реальности, они взаимопроникают друг в друга. Это различие не «исключает любые другие структуры, такие как конструкции neng-so или« субъект-объект », хотя эти два понятия« полностью отличаются друг от друга с точки зрения их образа мышления ».
В корейском буддизме сущностная функция также выражается как «тело» и «функции тела»:
[A] более точное определение (и то, с которым корейское население более знакомо) - это «тело» и «функции тела». Значения «сущность / функция» и «тело / его функции» схожи, то есть обе парадигмы используются, чтобы указать на недвойственные отношения между двумя концепциями.
Метафора сущности-функции - это фраза из Сутры Платформы «Лампа и ее свет», где Сущность - это лампа, а Функция - это свет.
Ньингма традиция является самым старым из четырех главных школ тибетского буддизма. Он основан на первых переводах буддийских писаний с санскрита на тибетский в восьмом веке. Ju Мипам (1846-1912) в своем комментарии к Madhyamālaṃkāra из Шантаракшита (725-788) говорит:
Если человек долгое время тренируется в союзе двух истин, наступает стадия принятия (на пути соединения), настроенная на изначальную мудрость. Обретя таким образом определенную убежденность в том, что превосходит интеллектуальное знание, и тренируясь в этом, человек в конечном итоге реализует это. Именно так Будды и Бодхисаттвы говорили, что нужно достичь освобождения.
Следующее предложение от Мипхама «экзегезы с из Шантаракшита » ы Madhyamālaṃkāra подчеркивает взаимосвязь между отсутствием четыре крайних ( mtha'-bzhi) и недвойственных или неделимых два истин ( bden-ра dbyer-медом):
Ученые и опытные [мастера] Ранних переводов считали эту простоту за пределами четырех крайностей, этот постоянный путь, в котором две истины неделимы, своим собственным безупречным путем.
Дзогчен считает, что две истины в конечном итоге сводятся к недвойственности как жизненный опыт и неотличны друг от друга.
Анекантавада (санскрит: अनेकान्तवाद, «многосторонность») относится к джайнской доктрине о метафизических истинах, которая возникла в древней Индии [1]. В нем говорится, что истина в последней инстанции и реальность сложны и имеют множество аспектов. [2] Анекантавада также интерпретируется как неабсолютизм, «интеллектуальная ахимса» [3], религиозный плюрализм [4], а также отказ от фанатизма, ведущего к террористическим атакам и массовому насилию.
Истоки анекантавады можно проследить до учений Махавиры (599–527 до н.э.), 24-го джайнского тиртханкара [10]. Диалектические концепции syādvāda "обусловленные точки зрения" и nayavāda "частичные точки зрения" возникли из анекантавады в средневековую эпоху, предоставив джайнизму более подробную логическую структуру и выражение.
Джайнский философ Кундакунда различает две точки зрения истины:
Для Кундакунды мирское царство истины также является относительной точкой зрения нормального народа, где действует карма и где вещи возникают, длятся определенное время и погибают. Между тем окончательная перспектива - это взгляд освобожденной дживы, которая является «блаженной, энергичной, проницательной и всеведущей».
Адвайта перенял у Мадхьямики идею уровней реальности. Обычно упоминаются два уровня, но Шанкара использует снятие как критерий для постулирования онтологической иерархии трех уровней.
Чаттопадхьяя отмечает, что философ восьмого века миманса Кумарила Бхата отверг доктрину двух истин в своей шлокавартике. Бхата оказал большое влияние, защищая ведические ритуалы от отказа средневековых буддистов от этих ритуалов. Некоторые считают, что его влияние способствовало упадку буддизма в Индии, поскольку его жизнь совпадает с периодом, когда буддизм начал приходить в упадок. Согласно Кумариле, доктрина двух истин является идеалистической доктриной, скрывающей абсурдность «теории небытия объективного мира»:
Он должен признать, что то, что не существует, не существует; а то, что существует, существует в полном смысле этого слова. Только последнее истинно, а первое - ложно. Но идеалист просто не может себе этого позволить. Вместо этого он вынужден говорить о «двух истинах», хотя это и бессмысленно.
Часть серии о |
Пирронизм |
---|
Прекурсоры |
Философия |
Пирронисты |
Подобные философии |
Противоречие философии |
Философский портал |
|
Макэвилли отмечает соответствие между доктринами греческого пирронизма и мадхьямики :
Секст говорит, что есть два критерия:
Согласно первому критерию, нет ничего ни истинного, ни ложного [.] [I] Индуктивные утверждения, основанные на непосредственном наблюдении за явлениями, могут рассматриваться либо как истинные, либо как ложные с целью принятия повседневных практических решений.
Это различие, как заметил Конзе, эквивалентно разграничению мадхьямики между «Абсолютной истиной» ( paramārthasatya), «знанием реального, как оно есть без каких-либо искажений» и «так называемой Истиной » ( saṃvṛti satya) ». правда, как принято считать в просторечии.
Таким образом, в пирронизме «абсолютная истина» соответствует акаталепсии, а «условная истина» - фантазиям.
Произведения, связанные с Саньюкта Агама 301: Катьяяна Готра Сутра в Wikisource