Сеть Индры (также называемая драгоценностями Индры или жемчугом Индры, санскрит Индраджвала) - это метафора, используемая для иллюстрации концепций шуньята (пустота), пратисамутпада (зависимое происхождение) и взаимопроникновения в буддийской философии.
Самая ранняя известная ссылка на эту метафору находится в Атхарва Веде. Он получил дальнейшее развитие в школе Махаяны в Аватамсака Сутре 3 века, а затем в школе Хуаянь между 6 и 8 веками.
«Сеть Индры» - это бесконечно большая сеть шнуров, принадлежащая ведическому дэва Индре, которая нависает над его дворцом на горе Меру, осью мира буддийской и индуистской космологии. В этой метафоре сеть Индры имеет многогранный драгоценный камень в каждой вершине, и каждый драгоценный камень отражается во всех других драгоценностях.
В хуаянь из китайского буддизма, который следует за Аватамсак Сутры, образом «сетей Индров» используются для описания взаимосвязанности вселенной. Фрэнсис Х. Кук так описывает сеть Индры:
Вдали, в райской обители великого бога Индры, есть чудесная сеть, которую какой-то хитрый мастер развесил так, что она бесконечно тянется во всех направлениях. В соответствии с экстравагантными вкусами божеств, ремесленник повесил по одному сверкающему драгоценному камню в каждый «глаз» сети, а поскольку сама сеть бесконечна по размеру, количество драгоценных камней бесконечно. Там висят драгоценности, сверкающие «как» звезды первой величины, и это прекрасное зрелище. Если мы теперь произвольно выберем один из этих драгоценных камней для осмотра и внимательно рассмотрим его, мы обнаружим, что на его полированной поверхности отражаются все остальные драгоценности в сети, бесконечное количество. Не только это, но и каждый из драгоценных камней, отраженный в этом драгоценном камне, также отражает все другие драгоценности, так что происходит бесконечный процесс отражения.
Будда в 30-й книге Аватамсака Сутры высказывает аналогичную идею:
Метафора сети драгоценностей Индры играет важную роль в китайской школе Хуаянь, где она используется для описания взаимопроникновения (Wylie: zung-'jug ; санскрит: yuganaddha) микрокосмоса и макрокосмоса. Текст Хуаянь, озаглавленный «Успокоение и созерцание в пяти учениях Хуаянь» (Huayan wujiao zhiguan 華嚴 五 教 止觀, T1867), приписываемый первому патриарху Хуаянь Душуну ( 557–640 ), дает расширенный обзор этой концепции:
Способ, которым все дхармы взаимопроникают, подобен имперской сети небесных драгоценностей, простирающейся во всех направлениях бесконечно, без ограничений. … Что касается имперской сети небесных драгоценностей, она известна как Сеть Индры, сеть, которая полностью сделана из драгоценных камней. Благодаря чистоте драгоценных камней, все они отражаются и входят друг в друга до бесконечности. В каждом драгоценном камне одновременно отражается вся сеть. В конечном итоге ничего не приходит и не уходит. Если мы теперь обратимся на юго-запад, мы сможем выбрать один конкретный драгоценный камень и внимательно его изучить. Это индивидуальное украшение может сразу отражать образ любого другого драгоценного камня.
Как и в случае с этим драгоценным камнем, так же обстоит дело и со всеми остальными драгоценностями - каждый драгоценный камень одновременно и немедленно отражает каждый и каждый другой драгоценный камень, до бесконечности. Образ каждого из этих безграничных драгоценностей находится в одном драгоценном камне, проявляясь блестяще. Никакие другие драгоценности этому не мешают. Когда кто-то сидит внутри одного драгоценного камня, он одновременно сидит во всех бесконечных драгоценных камнях во всех десяти направлениях. Как это так? Потому что в каждом драгоценном камне присутствуют все драгоценности. Если все драгоценности присутствуют в каждом драгоценном камне, то также верно, что если вы сидите в одном драгоценном камне, вы сидите во всех драгоценностях одновременно. Аналогично понимается и обратное. Подобно тому, как человек входит в один драгоценный камень и, таким образом, входит в любой другой драгоценный камень, никогда не покидая этот драгоценный камень, так и человек входит в любой драгоценный камень, никогда не покидая этот конкретный драгоценный камень.
Патриарх Хуаянь Фазан (643–712 гг.) Использовал золотую статую льва, чтобы продемонстрировать видение взаимопроникновения Хуаянь императрице Ву:
В каждом львином глазу, в ушах, конечностях и так далее, вплоть до каждого волоска, есть золотой лев. Все львы, охваченные каждым волосом, одновременно и мгновенно переходят в один единственный волос. Таким образом, в каждом волосе есть бесконечное количество львов... Прогресс бесконечен, как драгоценности Сети Небесного Владыки Индры: таким образом устанавливается царство, охватывающее царство до бесконечности, которое называется царством Индры. Сеть.
Согласно Радживу Малхотре, самое раннее упоминание о сети, принадлежащей Индре, содержится в Атхарва Веде (около 1000 г. до н. Э. ). Стих 8.8.6. говорит:
Поистине обширна тактическая сеть великого Индры, мощная в действии и бурная и с огромной скоростью. Этой сетью, о Индра, набросься на всех врагов, чтобы ни один из врагов не избежал ареста и наказания.
И стих 8.8.8. говорит:
Этот великий мир - мощная сеть могущественного Индры, более великого, чем великий. Этой Индра-сетью безграничной досягаемости я удерживаю всех этих врагов темным покровом видения, ума и чувств.
Сеть была одним из видов оружия бога неба Индры, которым он ловил и запутывал врагов. Сеть также означает магию или иллюзию. Согласно Теун Гудриану, Индра задуман в Ригведе как великий маг, обманывающий своих врагов их собственным оружием, тем самым продолжая человеческую жизнь и процветание на земле. Индра стал ассоциироваться с земной магией, что отражено в термине индраджалам, «Сеть Индры», названии, данным магам оккультных практик. Согласно Гудриану, термин индраджалам, по- видимому, происходит из стиха 8.8.8 Атхарваведы, который Гудриан дает другой перевод:
Этот мир был сетью великой Шакры (Индры) огромных размеров; с помощью этой сети Индры я окутываю всех этих людей тьмой.
По словам Гудриана, говорящий делает вид, что использует оружие космических размеров. Сеть упоминается здесь
... характеризовался там как антарикша, промежуточное пространство между небом и землей, в то время как направления неба были палками сети ( дандах), с помощью которых она была прикреплена к земле. С помощью этой сети Индра победил всех своих врагов.
В Gödel, Escher, Bach (1979) Дуглас Хофштадтер использует сеть Индры как метафору для сложных взаимосвязанных сетей, образованных отношениями между объектами в системе, включая социальные сети, взаимодействия частиц и « символы », обозначающие идеи. в мозгу или интеллектуальном компьютере.
Тимоти Брук использует метафору:
В буддизме подобный образ используется для описания взаимосвязи всех явлений. Это называется Сеть Индры. Когда Индра создал мир, он сделал его паутиной, и на каждом узле сети была завязана жемчужина. Все, что существует или когда-либо существовало, каждая идея, о которой можно подумать, все данные, которые являются истинными - каждая дхарма на языке индийской философии - это жемчужина в сети Индры. Каждая жемчужина не только связана с каждой другой жемчужиной сетью, на которой они висят, но и на поверхности каждой жемчужины отражается каждый другой драгоценный камень в сети. Все, что существует в сети Индры, подразумевает все остальное, что существует.
Сара Бертон объясняет, что Брук использует эту метафору и ее взаимосвязь:
чтобы помочь понять множество причин и следствий, производящих то, какие мы есть и какими мы были [...] Таким же образом путешествия через порталы с изображениями Брука пересекаются друг с другом, в то же время проливая свет друг на друга.
В сериале 2020 года `` Дивный новый мир '', вдохновленном одноименной книгой Олдоса Хаксли, в оригинальную историю вводится новый элемент: каждый в Нью-Лондоне всегда подключен к искусственному интеллекту под названием Индра, который наблюдает, контролирует и анализирует всех граждан 24 / 7. Писатель Грант Моррисон назвал эту сеть в честь ведического божества, поскольку Хаксли, как известно, был очарован индийским мистицизмом и назвал еще один элемент истории, Сома, в честь персидского ритуального напитка, который носит свое название с другим ведическим божеством.
В сети Индры (2014) Раджив Малхотра использует образ сети Индры как метафору для
глубокая космология и мировоззрение, пронизывающие индуизм. Сеть Индры символизирует вселенную как сеть связей и взаимозависимостей [...] Я стремлюсь возродить ее как основу ведической космологии и показать, как она стала центральным принципом буддизма, а оттуда распространилась на господствующий западный дискурс. по нескольким дисциплинам.
В телесериале Midnight Gospel Сеть Индры обсуждается в эпизоде «Уничтожение радости», где заключенные умирают снова и снова.