Дуглас Ричард Хофштадтер (родился 15 февраля 1945 г.) - американский исследователь когнитивных наук, физики и сравнительной литературы чьи исследования включают в себя такие концепции, как самоощущение по отношению к внешнему миру, сознание, создание аналогий, художественное творчество, литературный перевод и открытия в математике и физике. Его книга 1979 года Гёдель, Эшер, Бах: вечная золотая коса выиграла Пулитцеровскую премию в жанре документальной литературы и Национальную книжную премию (в то время называлась Американская книжная премия) за науку. Его книга 2007 года Я странная петля выиграла Книжную премию Los Angeles Times в области науки и технологий.
Хофштадтер родился в Нью-Йорке еврейским родителям: лауреат Нобелевской премии физик Роберт Хофштадтер и Нэнси Гиван Хофштадтер. Он вырос в кампусе Стэнфордского университета, где его отец был профессором, и посещал Международную школу Женевы в 1958–59. Он с отличием окончил математику из Стэнфордского университета в 1965 году и получил степень доктора философии по физике в Университет штата Орегон в 1975 году, где его исследование уровней энергии электронов Блоха в магнитном поле привело к открытию фрактала, известного как бабочка Хофштадтера.
С 1988 года Хофштадтер является заслуженным профессором когнитивных наук и сравнительной литературы в Университете Индианы в Блумингтоне, где он руководит Центром исследований Концепции и познание, который состоит из него самого и его аспирантов, формирующих «Группу исследований жидких аналогий» (FARG). Первоначально он был назначен на факультет компьютерных наук Университета Индианы в 1977 году, и в то время он запустил свою исследовательскую программу по компьютерному моделированию психических процессов (которую он назвал «исследованиями искусственного интеллекта», с тех пор он отказался от этого ярлыка ». когнитивное исследование »). В 1984 году он перешел в Мичиганский университет в Анн-Арборе, где он был нанят профессором психологии, а также был назначен на кафедру Уолгрина по изучению человеческого понимания. В 1988 году он вернулся в Блумингтон в качестве «профессора колледжа искусств и наук» в области когнитивных и компьютерных наук. Он также был назначен адъюнкт-профессором истории и философии науки, философии, сравнительной литературы и психологии, но сказал, что его участие в большинстве этих факультетов является номинальным. В 1988 году Хофштадтер получил награду In Praise of Reason - высшую награду Комитета по скептическим расследованиям. В апреле 2009 года он был избран членом Американской академии искусств и наук и членом Американского философского общества. В 2010 году он был избран членом Королевского общества наук в Упсале, Швеция.
Многие интересы Хофштадтера включают музыку, изобразительное искусство, разум, творчество, сознание, самоотнесение, перевод и математика.
Хофштадтер выступает с презентацией на 2006 Singularity СаммитВ Мичиганском университете и Университете Индианы он и Мелани Митчелл соавторы вычислительной модели «высокоуровневого восприятия» - Copycat - и нескольких других моделей аналогии- создание и познание, включая проект Tabletop, разработанный совместно с Робертом М. Френчем. Докторант Хофштадтера Джеймс Маршалл впоследствии расширил проект Copycat под названием «Metacat». Проект Letter Spirit, реализованный Гэри МакГроу и Джоном Релингом, направлен на моделирование художественного творчества путем разработки стилистически единообразных «шрифтов сетки» (шрифтов, ограниченных сеткой). К другим более поздним моделям относятся Phaeaco (реализованный Гарри Фаундэлисом) и SeqSee (Абхиджит Махабал), которые моделируют высокоуровневое восприятие и создание аналогий в микродоменах проблем Бонгарда и числовых последовательностей, соответственно, а также Джордж (Франсиско Лара-Даммер), который моделирует процессы восприятия и открытий в геометрии треугольника.
Погоня за красотой двигала Хофштадтером как внутри, так и за пределами его профессиональной деятельности. Он ищет красивые математические модели, красивые объяснения, красивые шрифты, красивые звуковые модели в поэзии и т. Д. Хофштадтер сказал о себе: «Я тот, кто одной ногой стоит в мире гуманитарных наук и искусств, а другой - в мире. науки." У него было несколько выставок своих работ в различных университетских галереях. На этих выставках были представлены большие коллекции его шрифтов, его амбиграмм (каллиграфические элементы, созданные с двумя прочтениями, каждое из которых обычно получается из другого путем вращения или отражения амбиграммы, но иногда просто путем "колебания"), например, Куб Неккера или фигурка кролика / утки из Джозефа Джастроу ), и его «Whirly Art» (вдохновленные музыкой визуальные паттерны, реализованные с использованием форм на основе на различных алфавитах из Индии). Хофштадтер изобрел термин «амбиграмма» в 1984 году; с тех пор многие двоечники подхватили эту концепцию.
Хофштадтер собирает и изучает когнитивные ошибки (в основном, но не только речевые ошибки), «bon mots» (спонтанные юмористические шутки) и всевозможные аналогии, а также его Длительные наблюдения за этими разнообразными продуктами познания и его теории о механизмах, лежащих в их основе, оказали мощное влияние на архитектуры вычислительных моделей, разработанных им и членами FARG.
Все вычислительные модели FARG имеют определенные общие черты. ключевые принципы, в том числе:
модели FARG также имеют всеобъемлющую философию, согласно которой все познание строится на проведении аналогий. Вычислительные архитектуры, разделяющие эти принципы, называются архитектурами «активных символов».
Тезис Хофштадтера о сознании, впервые выраженный в Гёделе, Эшере, Бахе (GEB), но также присутствующий в нескольких его более поздних книгах, заключается в том, что он является возникающим следствием бурного волнения на более низком уровне. активность в головном мозге. В GEB он проводит аналогию между социальной организацией колонии муравьев и разумом, рассматриваемым как связная «колония» нейронов. В частности, Хофштадтер утверждает, что наше ощущение наличия (или бытия) «я» происходит от абстрактного паттерна, который он называет «странной петлей », абстрактным родственником таких конкретных явлений, как звук и видеосвязь, которую Хофштадтер определил как «контур обратной связи с пересечением уровней». Прототипическим примером странной петли является структура самореференции, лежащая в основе теорем Гёделя о неполноте. Книга Хофштадтера 2007 года Я - странная петля значительно расширяет его видение сознания, включая идею о том, что каждое человеческое «Я» распределено по многочисленным мозгам, а не ограничено одним.
Сочинение Хофштадтера характеризуется интенсивным взаимодействием между формой и содержанием, что подтверждается 20 диалогами в GEB, многие из которых одновременно обсуждают и имитируют строгие музыкальные формы, используемые Бахом, такие как каноны и фуги. В большинстве книг Хофштадтера есть своего рода структурное чередование: в GEB между диалогами и главами, в The Mind's I между выборками и размышлениями, в Metamagical Themas между главами и послесловиями и так далее. Как в своих трудах, так и в преподавании Хофштадтер подчеркивает конкретное, постоянно используя примеры и аналогии, и избегает абстрактного. Типичным из курсов, которые он преподает, является его семинар «Теория групп и Теория Галуа Визуализация», в котором абстрактные математические идеи передаются максимально конкретно. Он прилагает большие усилия, чтобы сделать идеи ясными и наглядными, и утверждает, что когда он преподает, если его ученики чего-то не понимают, это никогда не их вина, а всегда его собственная вина.
Хофштадтер увлечен языками. Помимо английского, своего родного языка, он свободно говорит по-французски и по-итальянски (язык, на котором говорят дома с его детьми, - итальянский). В разное время в своей жизни он изучал (в порядке убывания уровня владения) немецкий, русский, испанский, шведский, китайский, голландский, польский и хинди. Его любовь к звукам заставляет его стремиться минимизировать и, в идеале, избавиться от любого иностранного акцента.
Le Ton beau de Marot: In Praise of the Music of Language - длинная книга, посвященная языку и переводу, особенно переводу поэзии, и одним из ее лейтмотивов является набор из 88 переводов «Ma Mignonne», стихотворение французского поэта XVI века Клемана Маро. В этой книге Хофштадтер в шутку называет себя «пилингвалом » (что означает, что сумма различных степеней владения всеми языками, которые он изучал, составляет 3,14159...), а также « олигоглот »(тот, кто говорит« на нескольких »языках).
В 1999 году, в год двухсотлетия русского поэта и писателя Александра Пушкина, Хофштадтер опубликовал стихотворный перевод классического романа Пушкина-in -верс Евгений Онегин. Он также перевел много других стихотворений (всегда соблюдая их формальные ограничения) и два романа (в прозе): La Chamade (Эта безумная боль) французского писателя Франсуаза Саган и La Scoperta dell'Alba («Открытие рассвета») Вальтера Вельтрони, тогдашнего главы Демократической партии в Италии. «Открытие рассвета» было опубликовано в 2007 году, а «Та безумная боль» - в 2009 году, вместе с эссе «Переводчик» Хофштадтера «Торговец: эссе о широко распространенных парадоксах перевода».
Закон Хофштадтера гласит: «Это всегда занимает больше времени, чем вы ожидаете, даже если принять во внимание закон Хофштадтера». Закон изложен в GEB.
бывший доктор философии Хофштадтера. студенты включают (с названием диссертации):
Хофштадтер сказал, что ему "неудобно с культурой ботаников, которая сосредоточена на компьютерах". Он признает, что «большая часть [его аудитории], похоже, составляет тех, кто увлечен технологиями», но когда было высказано предположение, что его работа «вдохновила многих студентов начать карьеру в области вычислений и искусственного интеллекта», он ответил, что доволен этим, но сам он «не интересуется компьютерами». В этом интервью он также упомянул курс, который он дважды читал в Университете Индианы, в котором он «скептически взглянул на ряд широко разрекламированных проектов ИИ и общих подходов». Например, после поражения Гарри Каспарова от Deep Blue он прокомментировал, что «это было переломное событие, но оно не связано с тем, что компьютеры стали умнее». Отсутствие интереса Хофштадтера к компьютерам аналогично безразличию астронома к телескопам. В своей книге «Метамагические темы» он говорит, что «в наши дни и в наше время, как может кто-то, очарованный творчеством и красотой, не видеть в компьютерах совершенный инструмент для исследования их сущности?»
Спровоцированный предсказаниями технологическая сингулярность (гипотетический момент в будущем человечества, когда самоусиливающееся, безудержное развитие искусственного интеллекта вызывает радикальные изменения в технологии и культуре), Хофштадтер организовал и принял участие в нескольких публичных обсуждениях темы. В Университете Индианы в 1999 году он организовал такой симпозиум, а в апреле 2000 года он организовал более крупный симпозиум под названием «Духовные роботы» в Стэнфордском университете, на котором он модерировал группу, состоящую из Рэя Курцвейла, Ханс Моравек, Ральф Меркл, Билл Джой, Фрэнк Дрейк, Джон Холланд и Джон Коза. Хофштадтер также был приглашенным участником дискуссии на первом Саммите Сингулярности, состоявшемся в Стэнфорде в мае 2006 года. Хофштадтер выразил сомнение в том, что сингулярность произойдет в обозримом будущем.
В 1988 году голландский режиссер Пит Ходердос создал документальную драму о Хофштадтере и его идеях Жертва мозга, основанную на The Mind's I. Он включает в себя интервью с Хофштадтером о его работе.
Когда Мартин Гарднер ушел на пенсию, оставив свою колонку «Математические игры » для В журнале Scientific American Хофштадтер сменил его в 1981–1983 годах, выпустив колонку под названием Метамагические темы (анаграмма из «Математических игр»). Идея, которую он представил в одной из этих колонок, была концепция «Обзоров этой книги», книги, не содержащей ничего, кроме обзоров с перекрестными ссылками на себя, которая имеет онлайн-реализацию. Одна из колонок Хофштадтера в Scientific American касалась разрушительного воздействия сексистских высказываний, и две главы его книги Метамагические темы посвящены этой теме, одна из которых представляет собой острую сатиру, основанную на аналогиях "Личный доклад о чистоте языка "(1985), в котором предполагаемое отвращение читателя к расизму и расистской лексике используется как рычаг, чтобы мотивировать аналогичное отвращение к сексизму и сексистским языкам; Хофштадтер опубликовал его под псевдонимом Уильям Сатир, намек на Уильяма Сафира. В другой колонке сообщалось об открытиях, сделанных профессором Мичиганского университета Робертом Аксельродом в его компьютерном турнире, противопоставляя многие повторяющиеся стратегии дилеммы заключенного, а в последующей колонке обсуждался похожий турнир. которую организовали Хофштадтер и его аспирант. Колонки "Метамагические темы" охватывают множество тем, включая образцы фортепианной музыки Фредерика Шопена (особенно его этюды ), концепцию сверхрациональности (выбор сотрудничать, когда предполагается, что другая сторона / противник обладает таким же умом, как и он сам), и принцип Номика, основанный на способе изменения правовой системы и разработанный философом Питером Сабером.
Хофштадтер был женат на Кэрол Энн Браш до ее смерти. Они познакомились в Блумингтоне и поженились в Анн-Арборе в 1985 году. У них было двое детей, Дэнни и Моника. Кэрол умерла в 1993 году от внезапной опухоли мозга - мультиформной глиобластомы - когда их детям было пять и два года. Мемориальная стипендия Кэрол Энн Браш Хофштадтер для студентов Университета Индианы, проживающих в Болонье, была учреждена в 1996 году на ее имя. Книга Хофштадтера Le Ton beau de Marot посвящена их двум детям, и ее посвящение гласит: «М. и Д., живые искры души их мамы».
Осенью 2010 года Хофштадтер познакомился с Баофен Линем в классе чача, и они поженились в Блумингтоне в сентябре 2012 года.
Хофштадтер написал множество пьес для фортепиано, и несколько для фортепиано и голоса. Он создал аудио-компакт-диск DRH / JJ, который включает в себя все эти композиции в исполнении, в основном, пианистки Джейн Джексон, а некоторые из них исполнили Брайан Джонс, Дафна Баренбойм, Гитанджали Матур и Хофштадтер.
Посвящение I Am A Странная петля: «Моей сестре Лоре, которая может понять, и нашей сестре Молли, которая не может». В предисловии Хофштадтер объясняет, что его младшая сестра Молли никогда не развивала способность говорить или понимать язык.
Вследствие своего отношения к сознанию и сочувствию, Хофштадтер был веганом примерно в течение полжизни.
В романе 1982 года 2010: Odyssey Two, первое продолжение Артура Кларка 2001: Космическая одиссея, HAL 9000 описывается доктором Чандрой как попавший в «петлю Хофштадтера - Мёбиуса ». В фильме используется термин «петля Х. Мёбиуса».
3 апреля 1995 года книга Хофштадтера «Гибкие концепции и творческие аналогии: компьютерные модели фундаментальных механизмов мышления» стала первой книгой, проданной Amazon.com.
Книги, изданные Hofstadter (ISBN относятся к изданиям в мягкой обложке, если таковые имеются):
Хофштадтер написал, среди многих других, следующие статьи:
Хофштадтер также написал более 50 статей, которые были опубликованы
Хофштадтер написал предисловия или отредактировал следующие книги:
Переводы
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Дугласом Хофстадтером |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Дугласом Хофштадтером. |