Ризома как философская концепция была разработана Жилем Делезом и Феликсом Гваттари в их проекте « Капитализм и шизофрения» (1972–1980). Это то, что Делез называет «образом мысли», основанным на ботаническом ризоме, который улавливает множественность.
Делёз и Гваттари используют термины « корневище » и «ризоматика» (от древнегреческого ῥίζωμα, rhízōma, «масса корней») для описания теории и исследований, которые допускают множественные неиерархические точки входа и выхода в представлении и интерпретации данных. В «Тысяче плато» они противопоставляют его древовидной (иерархической, древовидной) концепции знания, которая работает с дуалистическими категориями и бинарным выбором. Корневище работает с плоскими и межвидовыми связями, а древовидная модель работает с вертикальными и линейными связями. Их использование «орхидеи и осы» взято из биологической концепции мутуализма, в которой два разных вида взаимодействуют вместе, образуя множественность (то есть единство, которое множественно само по себе). Гибридизация или горизонтальный перенос генов также были бы хорошими иллюстрациями.
«Как модель культуры, ризома сопротивляется организационной структуре системы корневого дерева, которая отображает причинно-следственные связи по хронологическим линиям, ищет первоисточник« вещей »и смотрит на вершину или завершение этих« вещей ». С другой стороны, ризома характеризуется «непрерывно устанавливаемыми связями между семиотическими цепями, организациями власти и обстоятельствами, относящимися к искусствам, наукам и социальной борьбе». Вместо того, чтобы рассказывать историю и культуру, ризома представляет историю и культуру как карту или широкий спектр достопримечательностей и влияний без определенного происхождения или происхождения, поскольку у ризомы нет начала или конца; оно всегда находится посередине, между вещами, между собой, интермеццо ». Плоское движение корневища сопротивляется хронологии и организации, вместо этого предпочитая кочевую систему роста и размножения.
«В этой модели культура распространяется, как поверхность водоема, распространяясь к доступным пространствам или стекая вниз к новым пространствам через трещины и щели, разрушая то, что находится на своем пути. Поверхность может прерываться и перемещаться, но эти нарушения уходят. никаких следов, так как вода заряжена давлением и потенциалом, чтобы всегда искать равновесие и тем самым создавать гладкое пространство ».
Делез и Гваттари вводят «Тысячу плато », обрисовывая концепцию ризомы (цитата из «Тысячи плато»):