В индуизме джива (санскрит : जीव, IAST: jīva) - живое существо или любое существо, наделенное жизненной силой. Само слово происходит от санскритского корня глагола jīv, что переводится как «дышать или жить». Джива как метафизическая сущность описана в различных писаниях, таких как Бхагавад-Гита, Упанишады и Вачанамрут (учение Сваминараян ). Каждая подшкола Веданты описывает роль дживы с другими метафизическими сущностями в различных способностях.
Общие метафизическая сущность, обсуждаемая в священных писаниях (таких как Бхагавад-гита, Упанишад и Вачанамрут) в семи школах Веданты, - это джива или атман : душа или я.
Глава 2 Бхагавад Гиты содержит стихи, описывающие дживу. Например, джива описывается как вечная и нерушимая в главе 2, стих 20:
न जायते म्रियते वा कदाचिन्
नायं भूत्वा भविता वा न भूयः।
अजो नित्यः शाश्वतोऽयं पुराणो
न हन्यते हन्यमाने शरीरे
«Душа нерожденная и вечная, вечная и первозданная. Она не умерщвляется убийством тела».
— Бхагавад Гита 2.20, «.
बालाग्रशतभागस्य शतधा कल्पितस्य च। जीवः स विज्ञेयः स चानन्त्याय कल्पते ९॥ [1]
Шветашватара Упанишад сравнивает джива и Параматма двум дружелюбным птицам, сидящим на одном дереве:
समाने वृक्षे पुरुषो निमग्नोऽनीशया शोचति मुह्यमानः मुह्यमानः। जुष्टं यदा पश्यत्यन्यमीशमस्य महिमानमिति वीतशोकः॥ ७॥ [2]
Сваминараян описал природу дживы в своей беседе в Вачанамрут Джеталпур 2:
Джива неразделима, непоколебима, бессмертна, сформирована из сознания и размером с атом. Вы также можете спросить: «Где обитает джива?» Что ж, он находится в пространстве сердца и, пребывая там, выполняет разные функции. Оттуда, когда он хочет видеть, он делает это через глаза; когда он хочет слышать звуки, он делает это через уши. ; он нюхает все типы запахов через нос; он ощущает вкус через язык; и через кожу он испытывает удовольствие от всех ощущений. Кроме того, он думает через ум, созерцает через читту [одну из внутренних способностей] и формирует убеждения посредством интеллекта [буддхи]. Таким образом, посредством десяти чувств и четырех внутренних способностей, он воспринимает все объекты чувств [то есть объекты чувственного восприятия ». Он пронизывает все тело с головы до ног, и все же отличается от него. Такова природа дживы.
— Вачанамрут Джеталпур 2,:Веданта - одна из шести школ (даршанам ) индуизма философии, и он содержит подшколы, которые получили свои верования из Упанишад, Брахма-сутры и Бхагавад-гита. Вышеупомянутые три священных писания обычно называют Прастантрайи.
Адвайта (недуалистический) Даршан утверждает существование только одной сущности, Брахман. Он считает все различия в конечном итоге ложными, поскольку для различения требуется более одного объекта. Эти эмпирически воспринимаемые различия, а также различия, изложенные в Прастханатрайи, объясняются в рамках этой школы признанием относительной реальности (вьявахарик сатта). Одно из таких различий - это различие между дживами, или душами, и Брахманом. Понимаемые через парадигму относительной реальности, дживы скрыты майей - авидьей, или неведением - состоянием, в котором они не могут осознать свое единство с Брахманом.
Акшар-Пурушоттам Даршан, классическое название, данное набору духовных верований, основанных на учении Сваминараяна, сосредотачивается вокруг существования пяти вечных реальностей, как сказано в двух проповедях Сваминараяна, описанных в Вачанамрут, Гадхада 1.7 и Гадхада 3.10:
Пурушоттама Бхагаван, Акшарабрахман, майя, ишвара и джива - эти пять сущностей вечны.
Из всех сущностей Веды, пураны, итихаса и смрити, я понял принцип, согласно которому джива, майя, ишвара, Брахман и Парамешвара - все вечны.
Джива определяется как отдельная индивидуальная душа, то есть конечное живое существо. Дживы связаны майей, которая скрывает их истинное «я», которое характеризуется вечным существованием, сознанием и блаженством. Существует бесконечное количество джив. Они чрезвычайно тонкие, неделимые, неприступные, нестареющие и бессмертные. Находясь в сердце, джива пронизывает все тело своей способностью знать (гнаншакти), делая его одушевленным. Это форма знания (gnānswarūp), а также познающего (gnātā). Джива совершает добродетельные и аморальные поступки (кармы ) и переживает плоды этих действий. Он был вечно скован майей; в результате он блуждает в рамках цикла рождений и смертей. Рождение - это когда джива обретает новое тело, а смерть - это когда она покидает свое тело. Подобно тому, как человек бросает старую одежду и надевает новую, джива отказывается от своего старого тела и обретает новое.
Бхедхабхеда Даршан, основанная Нимбарком, утверждает, что дживы одновременно являются отличными друг от друга и являются частью Брахмана, своего рода промежуточным звеном между крайностями Адвайты, абсолютного единства, и Двайты, абсолютной отчетливости. Это понятие различия, но не различия обычно изображается с помощью аналогии: как лучи исходят от солнца, но отличаются от него в пространственно-временном отношении, так и дживы являются частями целого, которое есть Брахман.
Основанный Мадхвой, Двайта (дуалист) Даршан отвергает адвайта (недуалистическое) представление об единой конечной реальности. Он предлагает пять видов двойственности, самый фундаментальный из которых - дуальность между дживами и Ишварой. Душа или джива отличается от Бога или Ишвары из-за зависимости дживы от Ишвары; это состояние указывает на вечное онтологическое различие. Уникальной для этой школы является идея иерархии душ, напоминающая предопределение. Внутри системы одни души по своей природе и вечно предназначены для освобождения, другие - в ад, а третьи - для миграции через цикл рождений и смертей.
Вишиштадвайта Даршан, предложенный Рамануджей, поддерживает онтологическое различие между дживами и Богом. Однако, в отличие от Двайта Даршана, это различие ограничено. Джива по-прежнему зависит от Бога в своих качествах и воле. Вишиштадвайта, как и другие даршаны, считает, что «я» - это четан, сознательное существо, состоящее из сознания. Школа предлагает множество опровержений концепции Адвайты, одно из которых касается того, каким образом джива Адвайты, Брахман, может находиться в состоянии невежества. Вишиштадвайта Даршан утверждает, что если неведение не является качеством Брахмана, тогда понятие недвойственности противоречит.