Джива

редактировать
Метафизическая сущность, которая, как считается, наделена жизненной силой

В индуизме джива (санскрит : जीव, IAST: jīva) - живое существо или любое существо, наделенное жизненной силой. Само слово происходит от санскритского корня глагола jīv, что переводится как «дышать или жить». Джива как метафизическая сущность описана в различных писаниях, таких как Бхагавад-Гита, Упанишады и Вачанамрут (учение Сваминараян ). Каждая подшкола Веданты описывает роль дживы с другими метафизическими сущностями в различных способностях.

Содержание

  • 1 Описано в писаниях
    • 1.1 Бхагавад-гита
    • 1.2 Упанишады
    • 1.3 Вачанамрут
  • 2 Веданта
    • 2.1 Адвайта Даршан
    • 2.2 Акшар-Пурушоттам Даршан
    • 2.3 Бхедхабхеда (Двайтадвайт) Даршан
    • 2.4 Двайта Даршан
    • 2.5 Вишиштадвайта Даршан
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Описаны в Священных Писаниях

Общие метафизическая сущность, обсуждаемая в священных писаниях (таких как Бхагавад-гита, Упанишад и Вачанамрут) в семи школах Веданты, - это джива или атман : душа или я.

Бхагавад Гита

Глава 2 Бхагавад Гиты содержит стихи, описывающие дживу. Например, джива описывается как вечная и нерушимая в главе 2, стих 20:

न जायते म्रियते वा कदाचिन्

नायं भूत्वा भविता वा न भूयः।

अजो नित्यः शाश्वतोऽयं पुराणो

न हन्यते हन्यमाने शरीरे

«Душа нерожденная и вечная, вечная и первозданная. Она не умерщвляется убийством тела».

— Бхагавад Гита 2.20, «

.

Упанишады

बालाग्रशतभागस्य शतधा कल्पितस्य च। जीवः स विज्ञेयः स चानन्त्याय कल्पते ९॥ [1]

« Если бы кончики волос были чтобы быть разделенным на сто частей, и каждая часть была разделена еще на 100 частей, которые были бы измерением Дживы (души) ". vetāśvatara Upaniad (5.9)

Шветашватара Упанишад сравнивает джива и Параматма двум дружелюбным птицам, сидящим на одном дереве:

समाने वृक्षे पुरुषो निमग्नोऽनीशया शोचति मुह्यमानः मुह्यमानः। जुष्टं यदा पश्यत्यन्यमीशमस्य महिमानमिति वीतशोकः॥ ७॥ [2]

«Две птицы сидят на дереве (теле). Одна птица, джива, наслаждается плодами дерева, а другая Параматма наблюдает за дживой ». Śvetāśvatara Upaniad (4.7)

Vachanamrut

Сваминараян описал природу дживы в своей беседе в Вачанамрут Джеталпур 2:

Джива неразделима, непоколебима, бессмертна, сформирована из сознания и размером с атом. Вы также можете спросить: «Где обитает джива?» Что ж, он находится в пространстве сердца и, пребывая там, выполняет разные функции. Оттуда, когда он хочет видеть, он делает это через глаза; когда он хочет слышать звуки, он делает это через уши. ; он нюхает все типы запахов через нос; он ощущает вкус через язык; и через кожу он испытывает удовольствие от всех ощущений. Кроме того, он думает через ум, созерцает через читту [одну из внутренних способностей] и формирует убеждения посредством интеллекта [буддхи]. Таким образом, посредством десяти чувств и четырех внутренних способностей, он воспринимает все объекты чувств [то есть объекты чувственного восприятия ». Он пронизывает все тело с головы до ног, и все же отличается от него. Такова природа дживы.

— Вачанамрут Джеталпур 2,:

Веданта

Веданта - одна из шести школ (даршанам ) индуизма философии, и он содержит подшколы, которые получили свои верования из Упанишад, Брахма-сутры и Бхагавад-гита. Вышеупомянутые три священных писания обычно называют Прастантрайи.

Адвайта Даршан

Адвайта (недуалистический) Даршан утверждает существование только одной сущности, Брахман. Он считает все различия в конечном итоге ложными, поскольку для различения требуется более одного объекта. Эти эмпирически воспринимаемые различия, а также различия, изложенные в Прастханатрайи, объясняются в рамках этой школы признанием относительной реальности (вьявахарик сатта). Одно из таких различий - это различие между дживами, или душами, и Брахманом. Понимаемые через парадигму относительной реальности, дживы скрыты майей - авидьей, или неведением - состоянием, в котором они не могут осознать свое единство с Брахманом.

Акшар-Пурушоттам Даршан.

Акшар-Пурушоттам Даршан, классическое название, данное набору духовных верований, основанных на учении Сваминараяна, сосредотачивается вокруг существования пяти вечных реальностей, как сказано в двух проповедях Сваминараяна, описанных в Вачанамрут, Гадхада 1.7 и Гадхада 3.10:

Пурушоттама Бхагаван, Акшарабрахман, майя, ишвара и джива - эти пять сущностей вечны.

Из всех сущностей Веды, пураны, итихаса и смрити, я понял принцип, согласно которому джива, майя, ишвара, Брахман и Парамешвара - все вечны.

Джива определяется как отдельная индивидуальная душа, то есть конечное живое существо. Дживы связаны майей, которая скрывает их истинное «я», которое характеризуется вечным существованием, сознанием и блаженством. Существует бесконечное количество джив. Они чрезвычайно тонкие, неделимые, неприступные, нестареющие и бессмертные. Находясь в сердце, джива пронизывает все тело своей способностью знать (гнаншакти), делая его одушевленным. Это форма знания (gnānswarūp), а также познающего (gnātā). Джива совершает добродетельные и аморальные поступки (кармы ) и переживает плоды этих действий. Он был вечно скован майей; в результате он блуждает в рамках цикла рождений и смертей. Рождение - это когда джива обретает новое тело, а смерть - это когда она покидает свое тело. Подобно тому, как человек бросает старую одежду и надевает новую, джива отказывается от своего старого тела и обретает новое.

Бхедхабхеда (Двайтадвайт) Даршан

Бхедхабхеда Даршан, основанная Нимбарком, утверждает, что дживы одновременно являются отличными друг от друга и являются частью Брахмана, своего рода промежуточным звеном между крайностями Адвайты, абсолютного единства, и Двайты, абсолютной отчетливости. Это понятие различия, но не различия обычно изображается с помощью аналогии: как лучи исходят от солнца, но отличаются от него в пространственно-временном отношении, так и дживы являются частями целого, которое есть Брахман.

Двайта Даршан

Основанный Мадхвой, Двайта (дуалист) Даршан отвергает адвайта (недуалистическое) представление об единой конечной реальности. Он предлагает пять видов двойственности, самый фундаментальный из которых - дуальность между дживами и Ишварой. Душа или джива отличается от Бога или Ишвары из-за зависимости дживы от Ишвары; это состояние указывает на вечное онтологическое различие. Уникальной для этой школы является идея иерархии душ, напоминающая предопределение. Внутри системы одни души по своей природе и вечно предназначены для освобождения, другие - в ад, а третьи - для миграции через цикл рождений и смертей.

Вишиштадвайта Даршан

Вишиштадвайта Даршан, предложенный Рамануджей, поддерживает онтологическое различие между дживами и Богом. Однако, в отличие от Двайта Даршана, это различие ограничено. Джива по-прежнему зависит от Бога в своих качествах и воле. Вишиштадвайта, как и другие даршаны, считает, что «я» - это четан, сознательное существо, состоящее из сознания. Школа предлагает множество опровержений концепции Адвайты, одно из которых касается того, каким образом джива Адвайты, Брахман, может находиться в состоянии невежества. Вишиштадвайта Даршан утверждает, что если неведение не является качеством Брахмана, тогда понятие недвойственности противоречит.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 10:31:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте