Киренаики

редактировать
Аристипп из Кирены

Киренаики или Киренаики (Древнегреческий : Κυρηναϊκοί; Kyrēnaïkoí) были чувственными гедонистами греческой философской школой, основанной в IV веке до н.э. предположительно Аристиппом Киренским, хотя многие из них принципы школы, как полагают, были формализованы его внуком с таким же именем, Аристиппом Младшим. Школа была названа так в честь Кирены, где родился Аристипп. Это была одна из первых сократических школ. Киренаики учили, что единственное внутреннее благо - это удовольствие, что означало не только отсутствие боли (как это было для Эпикура ), но положительно приятные ощущения. Из них мгновенные удовольствия, особенно физические, сильнее ожиданий или воспоминаний. Однако они признали ценность социальных обязательств и то, что удовольствие можно получить от альтруистического поведения. Школа вымерла в течение столетия, и на смену ей пришла философия эпикуреизма.

Содержание
  • 1 История школы
  • 2 Философия
    • 2.1 Эпистемология
    • 2.2 Этика
    • 2.3 Позже Киренаика
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Цитаты
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
История школы

История киренская школа начинается с Аристиппа из Кирены, который родился около 435 г. до н. э. Он приехал в Афины молодым человеком и стал учеником Сократа. У нас есть лишь ограниченные сведения о его передвижениях после казни Сократа в 399 г. до н. Э., Хотя он, как говорят, какое-то время жил при дворе Дионисия Сиракузского.

. какие доктрины, приписываемые киренаской школе, были сформулированы Аристиппом. Диоген Лаэртий, основываясь на авторитете Сотиона и Панэция, предоставил длинный список книг, которые, как утверждается, были написаны Аристиппом. Однако Диоген также писал, что Сосикрат заявил, что Аристипп ничего не написал. Среди учеников Аристиппа была его дочь, Арета из Кирены, которая передала его учение своему собственному сыну Аристиппу Младшему. Именно он, согласно Аристоклу, превратил учение своего деда во всеобъемлющую систему. По крайней мере, однако, можно сказать, что в основе киренаской философии лежали идеи, исходящие от старшего Аристиппа.

После времен младшего Аристиппа школа распалась на различные фракции, представленные Анникерис, Гегесиас и Феодор, которые все разработали конкурирующие интерпретации киренских доктрин, многие из которых были ответами на новую систему гедонистической философии заложено Эпикуром. К середине 3 века до н.э. киренская школа устарела; Эпикуреизм успешно победил своих киренских конкурентов, предложив более сложную систему.

Философия

Киренаики были гедонистами и считали, что удовольствие было высшее благо жизни, особенно физическое удовольствие, которое они считали более интенсивным и желанным, чем умственные удовольствия. Удовольствие - единственное добро в жизни, а боль - единственное зло. Сократ считал добродетель единственным человеческим благом, но он также признал ограниченную роль ее утилитарной стороны, позволяя удовольствию быть вторичной целью нравственного действия. Аристипп и его последователи ухватились за это и сделали удовольствие единственной конечной целью жизни, отрицая, что добродетель имеет какую-либо внутреннюю ценность.

Эпистемология

Киренаики были известны своей скептической теорией познания. Они свели логику к основному учению, касающемуся критерия истины. Они думали, что мы можем с уверенностью знать наши непосредственные чувственные переживания (например, что у меня сейчас сладкое ощущение), но ничего не можем знать о природе объектов, вызывающих эти ощущения (например, что мед сладкий). Они также отрицали, что мы можем знать, каков опыт других людей.

Все знания основаны на собственном непосредственном ощущении. Эти ощущения являются движениями, которые являются чисто субъективными, болезненными, безразличными или приятными, в зависимости от того, насколько они сильны, спокойны или мягки. Кроме того, они полностью индивидуальны и никоим образом не могут быть объективно описаны как мирские. Поэтому чувство - единственный возможный критерий знания и поведения. Известны только наши способы воздействия. Таким образом, единственной целью каждого должно быть удовольствие.

Этика

Киренаицизм выводит единую универсальную цель для всех людей - удовольствие. Более того, все чувства мгновенны и однородны. Отсюда следует, что прошлые и будущие удовольствия не имеют для нас реального существования и что между настоящими удовольствиями нет различия по виду. Сократ говорил о высших удовольствиях интеллекта; Киренаики отрицали обоснованность этого различия и говорили, что телесные удовольствия, будучи более простыми и более интенсивными, предпочтительнее. Мгновенное удовольствие, желательно физического характера, - единственное благо для человека.

Однако некоторые действия, доставляющие немедленное удовольствие, могут причинить боль, превышающую их эквивалент. Мудрый человек должен контролировать удовольствия, а не быть порабощенным ими, иначе это приведет к боли, а это требует суждения, чтобы оценить различные удовольствия жизни. Следует уважать закон и обычаи, потому что, хотя эти вещи сами по себе не имеют внутренней ценности, их нарушение приведет к неприятным наказаниям, наложенным другими. Точно так же дружба и справедливость полезны, потому что доставляют удовольствие. Таким образом, киренаики верили в гедонистическую ценность социальных обязательств и альтруистического поведения. Как и многие ведущие современные утилитаристы, они сочетаются с психологическим недоверием к общепринятым суждениям о добре и зле и твердой убежденностью в том, что все подобные различия основываются исключительно на законе и условности, одинаково непоколебимом принципе, что мудрый человек, который логически стремится к удовольствиям, должен воздерживаться от того, что обычно считается неправильным или несправедливым. Эта идея, занимающая видное место в системах, подобных системам Джереми Бентама, Волни и даже Уильяма Пейли, явно имела первостепенное значение для киренаиков.

Поздние киренаики

Более поздние киренаики, Анникерис, Гегесиас и Феодор, все разработали вариации на стандартном киренаском языке. учение. Для Anniceris удовольствие достигается посредством индивидуальных актов удовлетворения, которые стремятся получить удовольствие, которое они производят, но Anniceris уделяет большое внимание любви к семье, стране, дружбе и благодарности, которые доставляют удовольствие, даже когда они требуют жертв. Гегесиас считал, что счастья достичь невозможно, а значит, целью жизни становится избегание боли и печали. Обычные ценности, такие как богатство, бедность, свобода и рабство, безразличны и приносят не больше удовольствия, чем боль. Для Гегезиаса киренаический гедонизм был просто наименее иррациональной стратегией борьбы с жизненными невзгодами. Для Теодора цель жизни - душевное удовольствие, а не телесное удовольствие, и он уделял больше внимания необходимости умеренности и справедливости. Он также был известен как атеист. В какой-то степени все эти философы пытались ответить на вызов, поставленный эпикуреанством, и успех Эпикура заключался в разработке системы философии, которая оказалась бы более всеобъемлющей и сложной.

Философия киренаиков времен Гегезия Киренского развивалась по пути, имеющему сходство с скептицизмом, эпикурианством, а также буддизм. Фактически, есть поразительное сходство с принципами буддизма, в частности с Четырьмя благородными истинами и концепцией Дуккха или «страдания». По совпадению, правители Кирены примерно во время процветания Гегезии, Птолемеев царь Египта Птолемей II Филадельф и с 276 г. до н.э. король Магас Кирены, как утверждается, оба были получателями буддийских миссионеров от индийского царя Ашока согласно Указу последнего. Поэтому иногда думают, что буддийское учение могло оказать прямое влияние на Хегезиаса через контакты с предполагаемыми миссионерами, посланными его правителям в 3 веке до нашей эры.

См. Также
Примечания
Цитаты
Ссылки
  • Анна, Джулия (1995), Нравственность счастья, Oxford University Press, ISBN 0-19-509652-5
  • Лонг, AA (2005), «Наследие Сократа», в Algra, Keimpe ; Барнс, Джонатон; Мансфельд, Яап; Скофилд, Малкольм (ред.), Кембриджская история эллинистической философии, Cambridge University Press, ISBN 0-521-61670-0
  • Реале, Джованни; Катан, Джон Р. (1986), История древней философии: от истоков до Сократа, SUNY Press, ISBN 0-88706-290-3
Дополнительная литература
  • Диоген Лаэрт (1925). Жизни выдающихся философов. Перевод Роберта Дрю Хикса. 2 тт. Vol. 1, Классическая библиотека Леба. Кембридж: Издательство Гарвардского университета.
  • Лампе, Курт (2014). Рождение гедонизма: киренаские философы и удовольствие как образ жизни, Princeton University Press. ISBN 0-691-16113-5
  • Цуна, Вула (1998). Эпистемология школы Киренаика, Cambridge University Press. ISBN 0-521-62207-7
  • Зилиоли, Уго (2012). Киренаика, издательство Acumen. ISBN 1-84465-290-4
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 13:09:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте