Зенон из Цития

редактировать
Древнегреческий философ, основатель стоицизма
Зенон из Цития
Паоло Монти - Servizio fotografico (Неаполь, 1969) - BEIC 6353768.jpg Зенон из Цития. Бюст в коллекции Фарнезе, Неаполь. Фото Паоло Монти, 1969.
Родилсяок. 334 г. до н.э.. Цитий, Кипр
Умерок. 262 г. до н.э.. Афины
ЭраЭллинистическая философия
РегионЗападная философия
Школа Стоицизм
Основные интересыЛогика, Физика, Этика
Известные идеиОснователь стоицизма, трех ветвей философии (физика, этика, логика), Логос, рациональность человеческой натуры, фантазии, каталепсис, мировое гражданство
Влияния
Под влиянием

Зенон из Кития (; Греческий : Ζήνων ὁ Κιτιεύς, Zēnōn ho Kitieus; ок. 334 - ок. 262 до н. Э.) Был эллинистическим философом финикийского происхождения из Цития ( Κί τιον, Китион), Кипр. Зенон был основателем стоической школы философии, которую он преподавал в Афинах примерно с 300 г. до н.э. Основываясь на моральных идеях циников, стоицизм уделял большое внимание доброте и душевному спокойствию, полученному от жизни добродетели в соответствии с Nature. Она оказалась очень популярной и процветала как одна из основных философских школ с эллинистического периода до римской эпохи.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Философия
    • 2.1 Логика
    • 2.2 Физика
    • 2.3 Этика
  • 3 Работы
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь

Зенон родился ок. 334 г. до н.э., в Citium в Кипр. Большинство подробностей, известных о его жизни, взято из биографии и анекдотов, сохраненных Диогеном Лаэртиусом в его Житиях и мнениях выдающихся философов. Диоген сообщает, что интерес Зенона к философии начался, когда «он посоветовался с оракулом, чтобы узнать, что ему делать, чтобы достичь лучшей жизни, и что в ответ бог сказал, что он должен принять цвет лица мертвого. После этого, поняв, что это означает, он изучал античных авторов ». Зенон стал богатым купцом. Во время путешествия из Финикии в Пирей он пережил кораблекрушение, после чего отправился в Афины и посетил продавца книг. Там он наткнулся на памятные вещи Ксенофонта . Он был так доволен изображением в книге Сократа, что спросил у продавца книг, где можно найти таких людей, как Сократ. В этот момент Фивские Ящики, самый известный циник, живший в то время в Греции, проходил мимо, и продавец указал на него.

Зенон описывается как изможденный, темнокожий человек, живущий скудной, аскетической жизнью, несмотря на свое богатство. Это совпадает с влиянием учения циников и, по крайней мере частично, было продолжено в его стоической философии. С того дня, как Зенон стал учеником Крейта, он проявил сильную склонность к философии, хотя и со слишком большой природной скромностью, чтобы усвоить циничное бесстыдство. Поэтому Ящик, желая вылечить этот недостаток, дал ему горсть чечевичного супа, чтобы он пронес через Керамикус; и когда он увидел, что Зенон стыдится и пытается скрыть это из виду, Ящик разбил горшок ударом своего посоха. Когда Зенон в замешательстве побежал прочь от чечевичного супа, стекающего по его ногам, Ящик упрекнул: «Зачем убегать, мой маленький финикийец? Ничего страшного не случилось с тобой».

Кроме Ящика, Зенон учился у философы мегарианской школы, включая Стилпо, и диалектики Диодор Кронос и Филон. Также говорят, что он изучал философию платоников под руководством Ксенократа, а Полемо.

Зенон начал преподавать в колоннаде в Афинская агора, известная как Стоа Пойкиле (греч. Στοὰ Ποικίλη) в 301 г. до н.э. Его учеников первоначально называли зенонианами, но в конце концов они стали известны как стоики, имя, которое раньше применялось к поэтам, которые собирались в Стоа Пойкиле.

Среди поклонников Зенона был царь Антигон II Гонат из Македонии, который, приезжая в Афины, навещал Зенона. Зенон, как говорят, отклонил приглашение посетить Антигона в Македонии, хотя их предполагаемая переписка, сохраненная Лаэртием, несомненно, является изобретением более позднего писателя. Вместо этого Зенон послал своего друга и ученика Персея, который жил с Зеноном в его доме. Среди других учеников Зенона были Аристон Хиосский, Сфер и Клеант, которые сменили Зенона как главу (схоларх ) стоиков. школы в Афинах.

Зенон, как говорят, отказался от афинского гражданства, когда ему предложили его, опасаясь, что он покажется неверным своей родине, где его очень уважали и где он способствовал восстановлению его ванны, после чего его имя было начертано на колонне как «Зенон философ». Нам также говорят, что Зенон был настроен серьезно и мрачно; что он предпочитал компанию немногих многим; что он любил заниматься расследованиями; и что он не любил многословные и сложные речи. Диоген Лаэртий сохранил множество умных и остроумных замечаний Зенона, хотя эти анекдоты обычно считаются ненадежными.

Зенон умер около 262 г. до н. Э. Лаэртиус сообщает о своей смерти:

Когда он выходил из школы, он споткнулся и упал, сломав себе палец на ноге. Ударяя кулаком по земле, он процитировал строчку из Ниобы :

Я иду, я иду, почему ты зовешь меня?

и умер на месте, удерживая его дыхание.

При жизни Зенон получил признание за свои философские и педагогические учения. Среди прочего, Зенон был удостоен золотой короны, и была построена гробница в честь его морального влияния на молодежь его эпохи.

Кратер Зенон на Мун назван в его честь.

Философия
Современный бюст Зенона в Афинах

Следуя идеям Старой Академии, Зенон разделил философию на три части: логика (широкий предмет, включающий риторику, грамматику и теории восприятия и мышления ); физика (не только наука, но и божественная природа вселенной); и этика, конечной целью которой было достижение эвдемонии посредством правильного образа жизни в соответствии с природой. Поскольку идеи Зенона позже были расширены Хрисиппом и другими стоиками, может быть трудно точно определить, о чем он думал. Но его общие взгляды можно изложить следующим образом:

Сократ, Платон, Пифагор, Аристот и Зенон Франсуа Поквиль

Логика

В своем трактовке логики Зенон находился под влиянием Стилпо и других мегарцев. Зенон настаивал на необходимости заложить основу для логики, потому что мудрый человек должен знать, как избежать обмана. Цицерон обвинял Зенона в том, что он уступает своим философским предшественникам в его трактовке логики, и кажется верным, что более точный подход к этому предмету был изложен его преемниками, в том числе Хрисиппом. Зенон разделил истинные концепции на постижимое и непостижимое, допустив по своей воле силу согласия (синкататезис / συνκατάθεσις) в различении чувственных впечатлений. Зенон сказал, что в процессе, ведущем к истинному знанию, было четыре стадии, которые он проиллюстрировал на примере плоской вытянутой руки и постепенного сжатия кулака:

Зенон протянул пальцы, и показал ладонь своей руки, - «Восприятие, - сказал он, - это такая вещь». - Затем, когда он немного сомкнул пальцы, - «Согласие такое». - Потом, когда он полностью сомкнул руку и показал кулак, это, по его словам, было Понимание. Исходя из этого сравнения, он также дал этому состоянию новое название, назвав его каталепсис (κατάληψις). Но когда он прижал левую руку к правой и крепко сжал ею кулак: - «Знание», - сказал он, имело такой характер; и этим обладал только один мудрый человек.

Физика

Вселенная, с точки зрения Зенона, - это Бог : божественная разумная сущность, в которой все части принадлежат целому. В эту пантеистическую систему он включил физику Гераклита ; Вселенная содержит божественный огонь-ремесленник, который предвидит все и распространяется по всей Вселенной, должен производить все:

Зенон, таким образом, определяет природу, говоря, что это художественно действующий огонь, который фиксированными методами продвигается к созиданию. Ибо он утверждает, что основная функция искусства - творить и производить, и что то, что рука выполняет в произведениях искусства, которое мы используем, достигается гораздо более художественно по своей природе, то есть, как я уже сказал, художественно работающим огнем., который является мастером других искусств.

Этот божественный огонь, или эфир, является основой для всей деятельности во Вселенной, действующей на пассивную материю, которая не увеличивается и не уменьшается. Первичная субстанция во Вселенной происходит из огня, проходит через стадию воздуха, а затем становится водой: более толстая часть становится землей, а более тонкая часть снова становится воздухом, а затем снова растворяется в огне. Индивидуальные души являются частью того же огня, что и мировая душа Вселенной. Следуя за Гераклитом, Зенон придерживался точки зрения, согласно которой Вселенная претерпевает регулярные циклы формирования и разрушения.

Природа Вселенной такова, что она выполняет то, что правильно, и предотвращает обратное, и отождествляется с безусловным Судьба, допуская приписываемую ему свободную волю.

Этика

Зенон, изображенный как средневековый ученый в Нюрнбергских хрониках

Подобно Киникам, Зенон признавал единственное, единственное и простое благо, и это единственная цель, к которой нужно стремиться. «Счастье - это хорошее течение жизни», - сказал Зенон, и этого можно достичь только путем использования правильного Разума, совпадающего с Универсальным Разумом (Логос ), который управляет всем. Плохое чувство (пафос) «есть возмущение разума, противное Разуму и противное Природе». Эта последовательность души, из которой возникают нравственно хорошие поступки, и есть Добродетель, истинное благо может состоять только в Добродетели.

Зенон отклонился от циников, говоря, что морально adiaphora (безразлично) все же может иметь ценность. Вещи имеют относительную ценность пропорционально тому, как они помогают естественному инстинкту самосохранения. Предпочтение следует отдавать «подходящему действию» (kathêkon / καθῆκον), обозначению, которое впервые ввел Зенон. Самосохранение и то, что способствует этому, имеет лишь условную ценность; он не способствует счастью, которое зависит только от моральных поступков.

Подобно тому, как Добродетель может существовать только в пределах владений Разума, Порок может существовать только при отказе от Разума. Добродетель абсолютно противоположна Пороку, они не могут существовать в одном и том же вместе, и их нельзя увеличивать или уменьшать; Ни одно моральное действие не может быть добродетельнее другого. Все действия либо хороши, либо плохи, поскольку импульсы и желания основываются на свободном согласии, и, следовательно, даже пассивные психические состояния или эмоции, которые не управляются разумом, аморальны и порождают аморальные действия. Зенон различал четыре отрицательных эмоции : желание, страх, удовольствие и печаль (epithumia, phobos, hêdonê, lupê / ἐπιθυμία, φόβος, ἡδονή, λύπη), и, вероятно, он отвечал за различение трех соответствующих положительных эмоций: воля, осторожность и радость (boulêsis, eulabeia, chara / βούλησις, εὐλάβεια, χαρά) без соответствующего рационального эквивалента боли. Все ошибки должны быть искоренены, а не просто отложены в сторону и заменены правильной причиной.

Работы

Ни одно из произведений Зенона не сохранилось, за исключением фрагментарных цитат, сохранившихся более поздними авторами. Однако названия многих сочинений Зенона известны:

  • Этические писания:
    • Πολιτεία - Республика
    • Περὶ τοῦ κατὰ φύσιν βίου - О жизни согласно природе
    • Περὶ ὁρμῆς ἢ Περὶ ἀνθρώπου φύσεως - По импульсу, или по природе людей
    • περὶ παθῶν - По страстям
    • Περὶ τοῦ καθροντ>αῦ νόμου - О законе
    • Περὶ τῆς Ἑλληνικῆς παιδείας - О греческом образовании
  • Физические сочинения:
    • Περὶ ὄψεως - На виду
    • Περὶνικῆς ὅλου 122 - На вселенной 122>
    • ερὶ σημείων - О знаках
    • Πυθαγορικά - Пифагорейские доктрины
  • Логические сочинения:
    • Καθολικά - Общие вещи
    • <77λη>ερέ λ2εον><12 Ὁμηρικῶν εʹ - Гомеровские проблемы
    • Περὶ ποιητικῆς ἀκροάσεως - Поэтические чтения
  • Другие работы:
    • Τέχνη
    • Λύσεις - Решения
    • <77ο 122>
    • Ἄπομνημονεύματα Κράτητος ἠθικά
    • Περὶ οὐσίας - о бытии
    • Περὶ φύσεως - о природе
    • ερὶ λόγου>- о
    • Περὶ λόγου>Ἡσιόδου θεογονίαν
    • Διατριβαί - Discourses
    • Χρεῖαι

Самым известным из этих произведений было Zeno's Republic, произведение, написанное в сознательной имитации (или противодействии) Платон Республика. Хотя он не сохранился, о нем известно больше, чем о любых других его работах. В нем изложено видение Зенона идеального стоического общества.

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Хант, Гарольд. Физическая интерпретация Вселенной. Доктрины Зенона Стоика. Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета, 1976. ISBN 0-522- 84100-7
  • Лонг, Энтони А., Седли, Дэвид Н. Эллинистические философы, том 1. Кембридж: Cambridge University Press, 1987. ISBN 0-521-27556 -3
  • Мейсон, Теодор; Скалтсас, Эндрю С., ред. (2002). Философия Зенона: Зенон из Ситиу м и его наследие. Муниципалитет Ларнаки. ISBN 978-9963603237.
  • Пирсон, Альфред К. Фрагменты Зенона и Клеанфа, (1891). Греческие / латинские фрагменты с комментариями на английском.
  • Реале, Джованни. История античной философии. III. Системы эпохи эллинизма, (перевод Джона Р. Катана, 1985 Зенон, Основание Стоа и различные фазы стоицизма )
  • Скофилд, Малькольм. Стоическая идея города. Кембридж: Кембридж University Press, 1991. ISBN 0-226-74006-4
  • С. Аревшатян. Трактат Зенона Стоика "О Природе" и его древнеармянский перевод / / Вестник Матенадарана. - Ер., 1956. - № 3. - С. 315-342.
Внешние ссылки
В Викицитаторе есть цитаты, относящиеся к: Зенон из Citium
Викискладе есть СМИ, связанные с Зеноном из Кития.
ПервыйЛидер стоической школы . 300–262 гг. До н.э.Преемник. Cleanthes
Последняя правка сделана 2021-06-23 08:24:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте