Аммоний Саккас | |
---|---|
Родился | 175 г. н.э.. неизвестно |
Умер | 242 г. н.э.. Александрия, Римский Египет |
Эра | Античная философия |
Регион | Западная философия |
Школа | Неоплатонизм |
Влияния | |
Под влиянием | |
Аммоний Саккас (; греч. : Ἀμμώνιος Σακκᾶς; fl. 3 век нашей эры) был египетским философом из Александрия, которую часто называют одним из основоположников неоплатонизма. Он в основном известен как учитель Плотина, которого он учил одиннадцать лет с 232 по 243. Он, несомненно, оказал наибольшее влияние на Плотина в его развитии неоплатонизма, хотя мало известно о собственных философских взглядах. Более поздние христианские писатели утверждали, что Аммоний был христианином, но теперь принято считать, что библейские тексты написал другой Аммоний Александрийский.
Хотя многие ученые интерпретировал прозвище «Саккас» как указание на то, что в молодости он был носильщиком, другие утверждали, что это неправильное толкование «саккас» вместо «саккофорос» (носильщик), что грамматически неверно и / или связывало прозвище с «Шакьяс, «древний правящий клан Индии., Таким образом, утверждал, что Аммоний Саккас имел индийское происхождение.
Это последнее мнение было впоследствии оспорено и поддержано более поздними исследованиями. Некоторые ученые, поддерживающие точку зрения об индийском происхождении Аммония Саккаса, также утверждали, что указанная родословная согласуется со страстью его передового ученика Плотина к Индии и помогает объяснить философское сходство между Ведантой и неоплатонизмом, которые являются все чаще приписывают индийскому влиянию.
Большинство деталей его жизни происходит из фрагментов, оставшихся от Порфирия. Самым известным учеником Аммония Саккаса был Плотин, который учился у Аммония одиннадцать лет. По словам Порфирия, в 232 году, в возрасте 28 лет, Плотин отправился в Александрию изучать философию:
На двадцать восьмом году он [Плотин] почувствовал побуждение изучать философию и был рекомендован учителя в Александрии, имевшие тогда самую высокую репутацию; но он ушел с их лекций такой подавленный и полный печали, что рассказал о своей проблеме одному из своих друзей. Друг, понимая желание его сердца, послал его к Аммонию, которого он до сих пор не пробовал. Он пошел, послушал его и сказал своему другу: «Это тот человек, которого я искал». С того дня он постоянно оставался с Аммонием и получил настолько полное образование в области философии, что ему захотелось познакомиться с персидской философской дисциплиной, преобладающей среди индейцев.
Согласно Порфирию, родители Аммония были Христиане, но, изучив греческую философию, Аммоний отверг религию своих родителей за язычество. Это обращение оспаривается христианскими писателями Иеронимом и Евсевием, которые утверждают, что Аммоний оставался христианином на протяжении всей своей жизни:
[Порфирий] явно произносит ложь (из-за того, что не противник христиан?) когда он говорит, что... Аммоний впал из благочестивой жизни в языческие обычаи.... Аммоний до конца своей жизни хранил божественную философию непоколебимой и неподдельной. Его работы, дошедшие до нас, показывают это, так как он известен среди многих за сочинения, которые он оставил.
Однако Лонгин сообщает нам, что Аммоний ничего не писал, и если Аммоний оказал основное влияние на Плотин, то маловероятно, чтобы Аммоний был христианином. Один из способов объяснить большую часть путаницы, связанной с Аммонием, - это предположить, что было два человека по имени Аммоний: Аммоний Саккас, который учил Плотина, и Аммоний, христианин, писавший библейские тексты. Другое объяснение может заключаться в том, что существовал только один Аммоний, но Ориген, который считал неоплатонические взгляды своего учителя существенными для его собственных убеждений о сущности христианства, решил подавить выбор Аммония язычества над христианством. Христианам будет легче принять утверждение Евсевия, ученика Оригена, и Иеронима, все из которых были признаны отцами христианской церкви, о том, что Аммоний Саккас не отверг его христианские корни, чем утверждение Профирия, кто был язычником, что Аммоний предпочел язычество христианству.
Чтобы добавить к путанице, кажется, что у Аммония было два ученика по имени Ориген: Ориген-христианин и Ориген-язычник. Вполне возможно, что Аммоний Саккас учил обоих Оригенов. А поскольку было два Оригена, которые были приняты в качестве современников, поздним христианам было легко признать, что было два человека по имени Аммоний, один христианин, а другой - язычник. Среди других учеников Аммония были и Кассий Лонгин.
Гиерокл, писавший в V веке, утверждает, что фундаментальное учение Аммония заключалось в том, что Платон и Аристотель были в полном согласии друг с другом:
Он был первым, кто проявил благочестивое рвение к истине в философии и презирал взгляды большинства, которые были позором для философии. Он хорошо понимал взгляды каждого из двух философов [Платона и Аристотеля], сводил их к одному и тому же ноусу и передавал философию без конфликтов всем своим ученикам, особенно лучшим из знакомых. вместе с ним, Плотин, Ориген и их преемники.
Согласно Немезию, епископ и неоплатоник ок. 400 г. Аммоний считал, что душа не имеет значения.
Мало что известно о роли Аммония в развитии неоплатонизма. Порфирий, кажется, предполагает, что Аммоний сыграл важную роль в том, чтобы помочь Плотину взглянуть на философию по-новому:
Но он [Плотин] не просто высказывался прямо из этих книг, но придерживался особой личной линии в своих размышлениях и привел мысли Аммонию предстоит провести расследование.
Двое учеников Аммония - Ориген-язычник и Лонгин - похоже, придерживались философских позиций, которые были ближе к Средний платонизм, чем неоплатонизм, что, возможно, предполагает, что доктрины Аммония были также ближе к доктринам среднего платонизма, чем неоплатонизм, развитый Плотином (см. Эннеады ), но Плотин, похоже, не думал, что он существенно отличался от своего хозяина.