Иерокл Александрийский (греч. : Ἱεροκλῆς ὁ Ἀλεξανδρεύς) был греческим писателем-неоплатоником, который работал около 430 г. н.э.
Он учился у Плутарха (неоплатоника) в <57 лет.>Афины в начале 5 века и несколько лет преподавал в своем родном городе. Похоже, он был изгнан из Александрии и поселился в Константинополе, где он совершил такое оскорбление, что был брошен в темницу и подвергся порке. Причины этого не фиксируются.
Единственное полное его произведение, которое сохранилось, - это комментарий к Chrysa Epe (Золотые стихи) Пифагора. Он пользовался большой репутацией в Средние века и Возрождение, и есть множество переводов на разные европейские языки. Несколько других сочинений, особенно о провидении и судьбе, утешительный трактат, посвященный его покровителю Олимпиодору Фивскому, цитируются или упоминаются Фотием и Стобеем. Иерокл выступал против астрологического фатализма на том основании, что он поддерживается иррациональной необходимостью, а не божественным, рациональным Промыслом Божьим. По той же причине он выступал против теургических и магических практик, поскольку они были попытками заменить божественный провиденциальный порядок.
Хотя он никогда не упоминает христианство в своих сохранившихся произведениях, его сочинения были восприняты как попытка примирения между греческими религиозными традициями и христианскими верованиями, с которыми он, возможно, столкнулся в Константинополе.
Коллекция из примерно 260 острот, приписываемых Иероклу и Филагрию, Филогелос, не имеет никакого отношения к Иерокла Александрийского, но, вероятно, представляет собой более позднюю компиляцию, основанную на двух более старых собраниях. В настоящее время принято считать, что фрагменты Элементов этики, сохранившиеся в Стобае, взяты из работы стоика по имени Иерокл, современника Эпиктета, который был отождествлен с «Hierocles Stoicus vir sanctus et gravis» в Авле Геллии (ix. 5. 8). Эта теория подтверждается находкой папируса (изд. Х. фон Арним в Berliner Klassikertexte, IV. 1906.)