Тертуллиан | |
---|---|
Родился | Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. 155 г. н.э.. Карфаген, Римская империя |
Умер | 240 г. н. Э.. Карфаген, Римская империя |
Известные произведения | Апологетик |
Богословские труды | |
Эра | Патристический век |
Традиции или движение | Тринитаризм |
Основные интересы | Сотериология, Traducianism |
Известные идеи | Ипостась, ousia, таинство, единосущность, персона |
Тертуллиан (; латинское : Quintus Септимий Флоренс Тертуллиан; ок. 155 - ок. 240? Н. Э.) Был плодовитым раннехристианским автором из Карфагена в римской провинции Африки. Имея берберское и финикийское происхождение, он был первым христианским автором, составившим обширный корпус латинской христианской литературы. Он был одним из первых христианских апологетов и полемистов против ереси, включая современный христианский гностицизм. Тертуллиан был назван «отцом латинского христианства » и «основателем западного богословия»
. Несмотря на консервативность в своем мировоззрении, Тертуллиан создал новые богословские концепции и продвинул развитие ранней церкви доктрина. Он, пожалуй, наиболее известен тем, что был первым писателем на латыни, использовавшим термин «троица» (лат. Trinitas).
В отличие от многих отцов церкви, Тертуллиан никогда не признавался святым восточными или западными католическими традиционными церквями. Некоторые из его учений по таким вопросам, как явное подчинение Сына и Духа Отцу, а также его осуждение повторного брака для вдов и бегства от преследований, противоречили доктринам этих традиций.
Существуют скудные достоверные свидетельства о жизни Тертуллиана; большая часть истории о нем происходит из отрывков из его собственных сочинений. Римская Африка была известна как дом ораторов, и это влияние можно увидеть в его стиле письма с его архаизмом или провинциализмом, яркими образами и страстным нравом. Он был ученым с прекрасным образованием. Он написал по крайней мере три книги на греческом языке. В них он ссылается на себя, но ничего из этого не сохранилось.
Согласно церковной традиции, Тертуллиан вырос в Карфагене и считался сыном римского центуриона; Утверждают, что Тертуллиан был опытным юристом и рукоположенным священником. Эти утверждения основаны на отчетах Евсевия Кесарийского, церковной истории, II, II. 4 и De viris illustribus (Об известных людях) Иеронима , глава 53. Джером утверждал, что отец Тертуллиана занимал должность centurio proconsularis («адъютант») в римская армия в Африке.
Кроме того, Тертуллиан считался юристом на основании использования им юридических аналогий и отождествления его с юристом Тертуллианом, который цитируется в Пандектирует. Хотя Тертуллиан использовал в своих трудах знание римского права, его юридические знания явно не превышают то, что можно было бы ожидать от достаточного римского образования. Труды Тертуллиана, юриста того же когномена, существуют только отрывками и прямо не указывают на христианское авторство. Наконец, любое представление о Тертуллиане как о священнике также вызывает сомнения. В своих дошедших до нас сочинениях он никогда не описывает себя как рукоположенный в церкви и, кажется, причисляет себя к мирянам.
Его обращение в христианство, возможно, произошло около 197–198 гг. (Ср. Адольф Гарнак, Бонветч и др.), Но его непосредственные предшественники неизвестны, за исключением тех случаев, когда они предполагаются на основании его работ. Событие должно было быть внезапным и решающим, сразу изменившим его личность. Он пишет, что не мог представить истинно христианскую жизнь без такого сознательного нарушения, радикального акта обращения: «Христиане созданы, а не рождены» (Apol., Xviii). Две книги, адресованные его жене, подтверждают, что он был женат на христианке.
В среднем возрасте (около 207 г.) его привлекло «Новое пророчество» монтанизма, хотя сегодня большинство ученых отвергают утверждение, что Тертуллиан покинул основную церковь или был отлучен от церкви. «[Нам] остается спросить, мог ли [святой] Киприан считать Тертуллиана своим учителем, если бы Тертуллиан был печально известным раскольником. Поскольку ни один древний писатель не был более определен (если не фанатичен) в этом вопросе раскола, чем Киприан, на этот вопрос, безусловно, следует ответить отрицательно ».
Во времена Августина у группы« Тертуллианцев »еще была базилика в Карфагене, которая в тот же период перешла в православная церковь. Неясно, было ли это имя просто другим для монтанистов или это означает, что Тертуллиан позже разделился с монтанистами и основал свою собственную группу.
Джером говорит, что Тертуллиан дожил до старости. Благодаря опубликованным им доктринальным работам Тертуллиан стал учителем Киприана и предшественником Августина, который, в свою очередь, стал главным основателем латинского богословия.
Сохранилось тридцать одно произведение, вместе с фрагментами других. Примерно пятнадцать работ на латинском или греческом языке утеряны, некоторые еще в IX веке (De Paradiso, De superstitione saeculi, De carne et anima все сохранились в ныне поврежденном Codex Agobardinus в 814 году нашей эры). Работы Тертуллиана охватывают всю теологическую область того времени - апологетику против язычества и иудаизма, полемику, политическое устройство, дисциплину и мораль или всю реорганизацию человеческой жизни на христианской основе; они дали картину религиозной жизни и мысли того времени, которые представляют большой интерес для историка церкви.
Как и другие ранние христианские писатели, Тертуллиан использовал термин paganus для обозначения «гражданского» в отличие от «воинов Христа». Мотив Майлза Кристи не принимал буквального значения участия в войне, пока церковные доктрины, оправдывающие участие христиан в битвах, не были разработаны примерно в V веке. В трудах Тертуллиана 2-го века paganus означал «гражданское лицо», которому недоставало самодисциплины. В «Де Корона Милитис XI.V» он пишет:
Apud hunc [Christum] tam miles est paganus fidelis quam paganus est miles fidelis. | С Ним [Христом] верный гражданин является солдатом, как и верный солдат - гражданин. |
Хронологию его сочинений трудно установить с уверенностью. Это частично определяется монтанистскими взглядами, изложенными в некоторых из них, собственными ссылками автора на это письмо или то, что предшествует другим (см. Harnack, Litteratur II. 260–262), а также определенными историческими данные (например, ссылка на смерть Септимия Севера, Ad Scapulam, iv). В своей работе против Маркиона, которую он называет своим третьим сочинением о маркионитской ереси, он указывает ее датой как пятнадцатый год правления Северуса (Adv. Marcionem, I. 1, 15), что должно быть приблизительно 208.
Писания можно разделить по двум периодам христианской деятельности Тертуллиана, мейнстриму и монтанистскому течению (см. Harnack, II, 262 sqq.), или по их предмету. Цель прежнего способа разделения - показать, если возможно, изменение взглядов Тертуллиана. Следуя второму способу, который представляет больший практический интерес, сочинения делятся на две группы. Апологетические и полемические сочинения, такие как Apologeticus, De testimonio animae, антиеврейские De Adversus Iudaeos, Adv. Marcionem, Adv. Praxeam, Adv. Hermogenm, De praescriptione Hereticorum и Scorpiace были написаны для противодействия гностицизму и другим религиозным или философским доктринам. Другая группа состоит из практических и дисциплинарных работ, например, De monogamia, Ad uxorem, De virginibus velandis, De cultu feminarum, De Patientia, De pudicitia, De oratione и Ad martyras.
Среди его апологетических сочинений, Апологетикус, адресованный римским магистратам, является наиболее резкой защитой христианства и христиан от упреков язычников и важным наследием древней церкви, провозглашающим принцип свобода вероисповедания как неотъемлемое право человека и требование справедливого судебного разбирательства для христиан, прежде чем они будут приговорены к смерти.
Тертуллиан первым опроверг обвинения в том, что христиане приносили в жертву младенцев на праздновании Вечери Господней и совершали инцест. Он указал на совершение подобных преступлений в языческом мире, а затем доказал свидетельством Плиния Младшего, что христиане дали клятву не совершать убийств, прелюбодеяния или других преступлений. Он указал на бесчеловечность языческих обычаев, таких как скармливание телу гладиаторов зверям. Он утверждал, что богов не существует и поэтому нет языческой религии, против которой христиане могли бы оскорблять. Христиане не занимаются глупым поклонением императорам, чтобы они преуспели: они молятся за них, и чтобы христиане могли позволить себе пытки и смерть, и чем больше они низвержены, тем больше они растут; «кровь мучеников есть семя» (Apologeticum, 50). В De Praescriptione он развивает основную идею о том, что в споре между церковью и разделяющей стороной все бремя доказывания лежит на последней, как на Церкви, обладающей неразрывной традицией, самим своим существованием является гарантией его истинности.
Пять книг против Маркиона, написанные в 207 или 208 годах, являются наиболее полными и подробными из его полемических работ, бесценными для оценки раннехристианского взгляда на гностицизм. Джо Энн Макнамара определила Тертуллиана как человека, который изначально наделил освященную деву «невестой Христа», что помогло подчинить независимую деву патриархальному правлению.
Хотя Тертуллиан был хорошо знаком с греческой теологией, он оставался независимым от ее метафизических спекуляций. Он извлек уроки из греческих извинений и прямо контрастировал с Оригеном Александрийским, который черпал многие из своих теорий о сотворении мира из среднего платонизма. Тертуллиан довел свой реализм до материализма. Это очевидно из его приписывания Богу телесности и принятия им теоретической теории происхождения человеческого духа. Он презирал греческую философию и, не обращая внимания на Платона, Аристотеля и других греческих мыслителей, которых он цитирует как предшественников Христа и Евангелия, он объявляет их патриархальными предками еретики (Де Анима, III). Он выразил свое презрение к их непоследовательности, когда упомянул тот факт, что Сократ умирая приказал принести петуха в жертву Эскулапу (De anima, i). Тертуллиан всегда писал, чувствуя необходимость. Он никогда не был так счастлив, как когда у него были противники, такие как Маркион и Праксей, и, какими бы абстрактными ни были идеи, которые он рассматривал, он всегда руководствовался практическими соображениями, чтобы обосновать свою позицию ясный и неотразимый. Отчасти именно этот элемент оказал его сочинениям формирующее влияние на теологию постникейского периода на Западе и сделал их новым чтением по сей день. Хотя он по натуре был полемистом, его имя не упоминается другими авторами III века. Лактанций в начале 4 века первым сделал это. Однако Августин относится к нему с уважением. Киприан, североафриканский соотечественник Тертуллиана, хотя нигде не упоминает его имени, был хорошо начитан в его сочинениях, по словам секретаря Киприана в письме Иерониму.
Основные доктринальные учения Тертуллиана заключаются в следующем:
Тертуллиан был премилленаристом, подтверждая буквальное воскресение при втором пришествии Иисуса в конце мира, а не после смерти.
Касательно пророчества об образе из Даниила 2 Тертуллиан идентифицировал Иисуса во время его второго пришествия как камень, вырезанный из горы, который поражает и разрушает образ «светских царств». Он сравнивает это с Даниил 7 : «Вот, подобный Сыну Человеческому пришел с облаками небесными и пришел к Ветхому днями; и они привели Его к Нему, и дана Ему власть и слава, и царство, чтобы все люди, народы и языки служили Ему. Его власть - вечное владычество, которое не пройдет; и Его царство, которое не будет уничтожено ».
Подобно Иринею, Тертуллиан приравнял Антихриста к «Человеку греха» и «Зверю». Он ожидал, что незадолго до воскресения в качестве гонителя церкви появится определенный антихрист, при котором будет убита вторая группа мучеников. Однако, в отличие от Иринея, Тертуллиан не считает антихриста евреем, сидящим в иудейском храме в Иерусалиме. Скорее, антихрист выходит из церкви.
Тертуллиан применил библейскую фигуру Вавилон к городу Риму и его господству. Он изобразил Рим опьяненным кровью замученных святых.
Порядок событий Последних Дней, согласно Тертуллиану, - это казни, гибель Вавилона, война Антихриста со святыми, заклинание дьявола в бездонную пропасть, Пришествие, воскресение святых, Суд и Второе Воскресение с жатвой в конце Мира; и шестая печать, распространяющаяся на окончательное растворение земли и неба, включая звезды.
Тертуллиан утверждал, что тысяча лет Откровения последует за воскресением мертвых праведников на Земле. земля с Новым Иерусалимом, предшествующим вечности неба. Земля разрушена через тысячу лет, и святые перешли в Царство Небесное.
Тертуллиан утверждал, что семьдесят недель Даниила предсказали время воплощения Христа и смерть. Он начал семьдесят недель с первого года Дария и продолжил разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, полностью завершив видение и пророчество. Это скреплено пришествием Христа, которое он помещает в конце шестидесяти двух с половиной недель.
Тертуллиан был решительным сторонником строгой дисциплины и суровый кодекс поведения и, как и многие африканские отцы, один из ведущих представителей элемента ригоризма в ранней церкви. Эти взгляды, возможно, привели его к принятию монтанизма с его аскетической строгостью и его верой в хилиазм и продолжительностью пророческих даров. В своих работах о публичных развлечениях, покрывании девственниц, поведении женщин и тому подобном он выражает эти взгляды.
Исходя из принципа, что мы не должны смотреть или слушать то, что мы не имеем права практиковать, и что оскверненные вещи, видимые и затронутые, загрязняют (De Spectaculis, viii, xvii), он заявил, что христианин должен воздержитесь от посещения театра и амфитеатра. Здесь применялись языческие религиозные обряды и упоминались имена языческих божеств; там заповеди скромности, чистоты и человечности игнорировались или откладывались в сторону, и там не было места для взращивания христианской благодати. Женщинам следует откладывать свое золото и драгоценные камни в качестве украшений, а девственницы должны подчиняться закону Святого Павла для женщин и строго закрывать себя (De virginibus velandis). Он восхвалял холостое состояние как высшее (De monogamia, xvii; Ad uxorem, I. 3) и призывал христиан не позволять себе преуспевать в безбрачии весталок и египетских священников. Он даже назвал второй брак разновидностью прелюбодеяния (De exhortationis castitatis, ix), но это прямо противоречило Посланиям апостола Павла. Решение Тертуллиана никогда больше не жениться и что никто больше не должен жениться повторно, в конечном итоге привело к его разрыву с Римом, потому что ортодоксальная церковь отказалась последовать за ним в этом решении. Вместо этого он поддерживал секту монтанистов, которая также осуждала второй брак. Одной из причин пренебрежения Тертуллианом к браку была его вера в трансформацию, которая ожидала супружескую пару. Он считал, что супружеские отношения огрубляют тело и дух, притупляют их духовные чувства и отвращают Святого Духа, поскольку после свадьбы муж и жена стали одной плотью.
Тертуллиана иногда критикуют за его женоненавистничество, на основании содержания его De Cultu Feminarum, раздел II, часть 2 (пер. К.У. Маркс): «Разве вы не знаете, что вы Ева ? Суд Бога над этим полом жив в этом веке; следовательно, вина обязательно должна жить. Вы врата дьявола; вы тот, кто снимает проклятие с того дерева, и вы первый, кто отвернулся от божественного закона; вы это тот, кто убедил того, кого дьявол не мог развратить; вы легко уничтожили образ Бога, Адам. Из-за того, что вы заслуживаете, то есть смерти, даже Сын Божий должен был умереть. "
Тертуллиан имел радикальный взгляд на космос. Он считал, что небо и земля пересекаются во многих точках и что возможны сексуальные отношения со сверхъестественными существами.
Wikisource имеет оригинал произведения, написанные или о:. Тертуллиан |
Сочинения Тертуллиана редактируются в томах 1-2 из Patrologia Latina, а современные тексты существуют в. Английские переводы, выполненные Сиднеем Телуоллом и Филипом Холмсом, можно найти в томах III и IV книги доникейских отцов, которые находятся в свободном доступе в Интернете; сделаны более современные переводы некоторых произведений.
Следующий хронологический порядок был предложен Джоном Кей, епископом Линкольна в 19 веке:
Вероятно, мейнстрим (до монтанизма):
Неопределенный:
Вероятно, постмонтанист:
Определенно постмонтанист:
В прошлом Тертуллиану приписывались многие работы, которые с тех пор почти наверняка были написаны другими. Тем не менее, поскольку их настоящие авторы остаются неизвестными, они продолжают публиковаться вместе в сборниках работ Тертуллиана.
The popular Passio SS. Perpetuae et Felicitatis (Martyrdom of SS. Perpetua and Felicitas), much of it the personal diary of St. Perpetua, was once assumed to have been edited by Tertullian. That view is no longer held, and it is usually published separately from Tertullian's works.
Wikimedia Commons has media related to Quintus Septimius Florens Tertullianus. |
Wikisource has original works written by or about:. Tertullian |
Wikiquote has quotations related to: Tertullian |
Primary sources:
Вторичные источники: