Ориген

редактировать
Христианский ученый, аскет и богослов из Александрии 3-го века

Ориген
Origen3.jpg Изображение письма Оригена из рукописи In numeros Гомилия XXVII, датированная ок. 1160
Родилсяc.184 г. н.э.. Вероятно Александрия, Египет
Умерc.253 г. н.э.. Вероятно Тир, Феника (современный Ливан )
Alma materКатехетическая школа Александрии
Известные работыContra Celsum. De Principiis
EraАнтичная философия. Эллинистическая философия
РегионЗападная философия
Школа Неоплатонизм. Александрийская школа
Основные интересы
Известные идеи
Влияния
Влияли

Ориген Александрийский (c.184 - ок. 253), также известный как Ориген Адамантий, был раннехристианским ученым, аскетом и теологом, который родился и провел первая половина карьеры в Александрии. Он был плодовитым писателем, написавшим около 2000 трактатов по различным направлениям богословия, включая текстуальную критику, библейскую экзегезу и герменевтику, гомилетику, и духовность. Он был одной из самых влиятельных фигур в раннехристианском богословии, апологетике и аскетике. Он был описан как «величайший гений из когда-либо созданных ранней церковью».

Ориген искал мученичества вместе со своим отцом в молодом возрасте, но ему помешали сдаться властям его мать. Когда ему было восемнадцать лет, Ориген стал катехизатором в Катехетической школе Александрии. Он посвятил себя учебе и вел аскетический образ жизни как вегетарианец и трезвенник. Он вступил в конфликт с Димитрием, епископом Александрии, в 231 г. после того, как он был рукоположен в пресвитером своим другом, епископом Кесарии, в то время как путешествие в Афины через Палестину. Деметрий осудил Оригена за неповиновение и обвинил его в том, что он кастрировал себя и учил, что даже сатана в конечном итоге достигнет спасения, обвинение, которое Ориген категорически отрицал. Ориген основал христианскую школу Кесарии, где преподавал логику, космологию, естественную историю и теологию, и стал признан церквями Палестины. и Аравия как высший авторитет по всем вопросам теологии. Он был подвергнут пыткам за свою веру во время преследования дециан в 250 г. и умер через три-четыре года от полученных травм.

Ориген смог создать огромное количество произведений благодаря покровительству своего близкого друга Амвросия, который предоставил ему команду секретарей для копирования его работ, что сделало его одним из самых плодовитых писателей античности. Его трактат «О первых принципах» систематически изложил принципы христианского богословия и стал основой для более поздних богословских сочинений. Он также является автором Contra Celsum, самого влиятельного произведения раннехристианской апологетики, в котором он защищал христианство от языческого философа Цельс, одного из его первых критиков. Ориген выпустил Hexapla, первое критическое издание еврейской Библии, которое содержало исходный текст на иврите, а также пять его различных греческих переводов, написанных в колонках рядом. Он написал сотни проповедей, охватывающих почти всю Библию, интерпретируя многие отрывки как аллегорические. Ориген учил, что до создания материальной вселенной Бог создал души всех разумных существ. Эти души, поначалу полностью посвященные Богу, отпали от него и получили физические тела. Ориген был первым, кто предложил теорию искупления в ее полностью развитой форме, и, хотя он, вероятно, был субординалистом, он также внес значительный вклад в развитие концепции Тринити. Ориген надеялся, что все люди в конце концов обретут спасение, но всегда старался утверждать, что это всего лишь предположение. Он защищал свободу воли и защищал христианский пацифизм.

Ориген является Отцом Церкви и широко считается одним из самых важных христианских богословов. Его учение было особенно влиятельным на востоке, причем Афанасий Александрийский и три каппадокийских отца были среди его самых преданных последователей. Споры по поводу ортодоксальности учения Оригена привели к первому кризису оригенистов в конце четвертого века, в котором он подвергся нападению со стороны Епифания Саламинского и Иеронима, но его защищал Тиранний Руфин и Иоанн Иерусалимский. В 543 г. император Юстиниан I осудил его как еретика и приказал сжечь все его сочинения. Второй Константинопольский собор в 553 г., возможно, предал анафеме Оригена, или он мог только осудить некоторые еретические учения, которые утверждали, что они произошли от Оригена. Его учения о предсуществовании душ были отвергнуты Церковью.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Предполагаемая самокастрация
    • 1.3 Путешествия и ранние писания
    • 1.4 Конфликт с Деметрием и переселение в Кесарию
    • 1.5 Работа и обучение в Кесарии
    • 1.6 Дальнейшая жизнь
  • 2 Работы
    • 2.1 Экзегетические сочинения
    • 2.2 Сохранившиеся комментарии
    • 2.3 О первых принципах
    • 2.4 Против Цельсия
    • 2.5 Другие сочинения
  • 3 Взгляды
    • 3.1 Христология
    • 3.2 Космология и эсхатология
    • 3.3 Этика
    • 3.4 Герменевтика
    • 3.5 Теология
  • 4 Влияние на позднюю церковь
    • 4.1 До кризиса
    • 4.2 Первый кризис оригенистов
    • 4.3 Второй кризис оригенистов
    • 4.4 После анафем
  • 5 Переводы
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки
Жизнь

Ранние годы

Почти вся информация о жизни Оригена получена из его длинной биографии в Книге VI. Ecclesiastica l История, написанная христианским историком Евсевием (c.260 - ок. 340). Евсевий изображает Оригена совершенным христианским ученым и буквальным святым. Евсевий, однако, написал этот отчет почти через пятьдесят лет после смерти Оригена и имел доступ к немногим надежным источникам о жизни Оригена, особенно о его ранних годах. Стремясь получить больше материала о своем герое, Евсевий записывал события, основанные только на ненадежных слухах, и часто делал спекулятивные выводы об Оригене, основываясь на доступных ему источниках. Тем не менее, ученые могут восстановить общее впечатление об исторической жизни Оригена, отсортировав части рассказа Евсевия, которые являются точными, от тех, которые неточны.

Ориген родился в 185 или 186 году нашей эры в Александрии. Согласно Евсевию, отцом Оригена был Леонид Александрийский, уважаемый профессор литературы, а также набожный христианин, открыто исповедующий свою религию. Джозеф Уилсон Тригг считает детали этого отчета недостоверными, но заявляет, что отец Оригена определенно был «зажиточным и полностью эллинизированным буржуа». По словам Джона Энтони МакГакина, мать Оригена, имя которой неизвестно, могла быть представительницей низшего класса, не имевшей права гражданства. Вполне вероятно, что Ориген не был римским гражданином из-за статуса своей матери. Отец Оригена учил его литературе и философии, а также Библии и христианскому учению. Евсевий утверждает, что отец Оригена заставлял его ежедневно заучивать отрывки из Священных Писаний. Тригг принимает эту традицию как возможную подлинную, учитывая способность Оригена во взрослом возрасте повторять расширенные отрывки из Священных Писаний по своему желанию. Евсевий также сообщает, что Ориген настолько узнал о Священных Писаниях в раннем возрасте, что его отец не мог ответить на его вопросы.

В 202 году, когда Оригену было «еще не семнадцать», римский император Септимий Север приказал казнить римских граждан , открыто исповедующих христианство. Отец Оригена Леонид был арестован и брошен в тюрьму. Евсевий сообщает, что Ориген хотел сдаться властям, чтобы они также казнили его, но его мать спрятала всю его одежду, и он не смог обратиться к властям, так как отказался выходить из дома голым. По словам Макгукина, даже если бы Ориген сдался, маловероятно, что он был бы наказан, так как император намеревался только казнить римских граждан. Отец Оригена был обезглавлен, а государство конфисковало все имущество семьи, в результате чего они остались в нищете. Ориген был старшим из девяти детей, и, как наследник своего отца, он отвечал за обеспечение всей семьи.

Голландская иллюстрация Яна Люйкена (1700), показывающая, как Ориген учит своих учеников

Когда ему было восемнадцать лет В старости Ориген был назначен катехизатором Александрийской катехизической школы. Многие ученые предполагали, что Ориген стал главой школы, но, по словам Макгукина, это маловероятно, и более вероятно, что ему просто дали оплачиваемую должность преподавателя, возможно, в качестве «помощи» его бедной семье. Работая в школе, он принял аскетический образ жизни греческих софистов. Он проводил весь день в обучении и не ложился спать допоздна, писал трактаты и комментарии. Он ходил босиком и имел только один плащ. Он был трезвенником и вегетарианцем и часто длительное время голодал. Хотя Евсевий идет на все, чтобы изобразить Оригена как одного из христианских монахов своей эпохи, это изображение сейчас общепризнано как анахронизм.

. Согласно Евсевию, в молодости Ориген была принята богатой гностической женщиной, которая также была покровителем очень влиятельного гностического теолога из Антиохии, который часто читал лекции в ее доме. Евсевий идет на все, чтобы настаивать на том, что, хотя Ориген учился у нее дома, он ни разу не «молился совместно» с ней или гностическим богословом. Позже Оригену удалось обратить богатого человека по имени Амвросий из валентинианского гностицизма в ортодоксальное христианство. Амброз был настолько впечатлен молодым ученым, что дал Оригену дом, секретаря, семь стенографисток, команду переписчиков и каллиграфов и заплатил за публикацию всех своих работ

<54. Когда-то, когда ему было чуть больше двадцати, Ориген продал небольшую библиотеку греческих литературных произведений, унаследованную от отца, за сумму, которая принесла ему ежедневный доход в размере четырех оболов. Он использовал эти деньги, чтобы продолжить изучение Библии и философии. Ориген учился во многих школах по всей Александрии, включая Александрийскую платоническую академию, где он был учеником Аммония Сакка. Евсевий утверждает, что Ориген учился у Климента Александрийского, но, по словам Макгукина, это почти наверняка ретроспективное предположение, основанное на сходстве их учений. Ориген редко упоминает Климента в своих собственных сочинениях, и когда он это делает, обычно это делается для того, чтобы поправить его.

Предполагаемая самокастрация

Евсевий утверждает в своей «Церковной истории», что в молодости Ориген тайно заплатил врач, чтобы хирургическим путем кастрировать его, утверждение, которое повлияло на репутацию Оригена на протяжении веков, как это продемонстрировано этими изображениями, изображающими самого себя в пятнадцатом веке.

Евсевий утверждает, что в молодости следовал буквальному неверное прочтение Матфея 19:12, в котором Иисус представлен как говорящий «есть евнухи, которые сделали себя евнухами ради царства небесного », Ориген пошел к врачу и заплатил ему за то, чтобы он хирургическим путем удалил его гениталии, чтобы обеспечить себе репутацию уважаемого наставника для молодых мужчин и женщин. Евсевий далее утверждает, что Ориген в частном порядке рассказал Деметрию, епископу Александрии, о кастрации, и что Деметрий сначала похвалил его за его преданность Богу из-за этого. Ориген, однако, никогда ничего не упоминает о кастрировании себя ни в одном из своих сохранившихся произведений, и в своем толковании этого стиха в своем Комментарии к Евангелию от Матфея, написанному в конце жизни, он решительно осуждает любое буквальное толкование Матфея 19. : 12, утверждая, что только идиот истолковал бы этот отрывок как пропаганду буквальной кастрации.

С начала двадцатого века некоторые ученые подвергли сомнению историчность самокастрации Оригена, причем многие рассматривали ее как массовую изготовление. Тригг заявляет, что рассказ Евсевия о самокастрации Оригена, безусловно, верен, потому что Евсевий, который был горячим поклонником Оригена, но ясно описывает кастрацию как акт чистой глупости, не имел бы никакого повода передать какую-либо информацию. что может нанести ущерб репутации Оригена, если он не был «пресловутая и не подлежит сомнению.» Тригг рассматривает осуждение Оригеном буквального толкования Матфея 19:12 как то, что он «молчаливо отвергает буквальное толкование, которым он руководствовался в юности».

В резком контрасте Макгукин отвергает рассказ Евсевия о самокастрации Оригена как «вряд ли заслуживает доверия», поскольку считает это преднамеренной попыткой Евсевия отвлечься от более серьезных вопросов, касающихся ортодоксальности учения Оригена. Макгукин также заявляет: «У нас нет никаких указаний на то, что мотив кастрации из соображений респектабельности когда-либо считался стандартом учителем смешанных классов». Он добавляет, что студенток Оригена (которых Евсевий перечисляет по именам) всегда сопровождали сопровождающие, а это означало, что у Оригена не было веских оснований полагать, что кто-то заподозрит его в неподобающем поведении. Генри Чедвик утверждает что, хотя история Евсевия может быть правдой, это кажется маловероятным, учитывая, что изложение Оригена Матфея 19:12 «решительно осуждает любое буквальное толкование слов». Вместо этого Чедвик предполагает: «Возможно, Евсевий некритически сообщал о злонамеренных сплетнях, которые распространяли враги Оригена, которых было много». Однако многие известные историки, такие как Питер Браун и Уильям Плачер, по-прежнему не находят оснований полагать, что эта история ложна. Плачер предполагает, что, если это правда, то это могло быть следствием эпизода, в котором Ориген получил несколько удивленных бровей, когда частным образом обучал женщину.

Путешествия и ранние писания

АлександрияАлександрия Кесария Кесария Никомедия Никомедия Антиохия Антиохия Афины Афины Кесария Мазака Кесария Мазака ШинТир Рим Рим Карта Средиземноморья, показывающая места, связанные с Оригеном

В свои двадцать с небольшим Ориген стал меньше интересоваться работой в качестве грамматика и больше заинтересован в выступлении в роли ритора-философа. Он отдал свою работу катехизатора своему младшему коллеге Гераклу. Тем временем Ориген начал называть себя «мастером философии». Новое положение Оригена как самозванного христианского философа привело его к конфликту с Деметрием, епископом Александрии. Деметрий, харизматический лидер, железным кулаком правивший христианской общиной Александрии, стал самым непосредственным сторонником повышения статуса епископа Александрии; до Деметрия епископ Александрии был просто священником, избранным для представления своих собратьев, но после Деметрия епископ явно считался чином выше своих собратьев-священников. Позиционируя себя как независимого философа, Ориген возродил роль, которая играла важную роль в раннем христианстве, но ставила под сомнение авторитет теперь могущественного епископа.

Тем временем Ориген начал писать свой обширный теологический трактат О Первых принципах, знаменательной книги, в которой систематически излагались основы христианского богословия на столетия вперед. Ориген также начал выезжать за границу, чтобы посещать школы по всему Средиземноморью. В 212 году он отправился в Рим - крупный центр философии того времени. В Риме Ориген посещал лекции Ипполита Римского и находился под влиянием его логоса теологии. В 213 или 214 году правитель Аравии послал сообщение префекту Египта с просьбой прислать Оригена на встречу с ним, чтобы он мог взять у него интервью и узнать больше о христианстве от его ведущего интеллектуала. Ориген в сопровождении официальных телохранителей провел короткое время в Аравии с губернатором, прежде чем вернуться в Александрию.

Осенью 215 года римский император Каракалла посетил Александрию. Во время визита учащиеся школ выразили протест и высмеяли его за убийство своего брата Гета (умер 211). Каракалла в ярости приказал своим войскам разорить город, казнить губернатора и убить всех протестующих. Он также приказал им изгнать из города всех учителей и представителей интеллигенции. Ориген бежал из Александрии и отправился в город Кесария Маритима в римской провинции Палестина, где епископы и Александр Иерусалимский стали его преданными поклонниками и спросили его проводить беседы о Священных Писаниях в своих церквях. Фактически это означало, что Ориген давал возможность читать проповеди, даже если он не был официально рукоположен. Хотя это было неожиданным явлением, особенно учитывая международную известность Оригена как учителя и философа, оно привело Деметрия в ярость, который увидел в этом прямое подрыв своего авторитета. Деметрий послал диаконов из Александрии с требованием, чтобы палестинские иерархи немедленно вернули «его» катехизатора в Александрию. Он также издал указ, наказывающий палестинцев за то, что они разрешили проповедовать человеку, не получившему рукоположения. Палестинские епископы, в свою очередь, осудили Деметрия в том, что он завидует славе и престижу Оригена.

В то время как в Иерихоне Ориген купил древний манускрипт Еврейской Библии который был обнаружен «в кувшине», открытие, которое является прообразом более позднего открытия свитков Мертвого моря в двадцатом веке. Здесь показано: фрагмент свитка Исайи из Кумрана.

Ориген повиновался приказу Деметрия и вернулся в Александрию, принеся с собой старинный свиток, который он купил в Иерихоне, содержащий полный текст Библии на иврите. Рукопись, которая якобы была найдена «в кувшине», стала исходным текстом для одной из двух колонок на иврите в Hexapla Оригена. Ориген очень глубоко изучил Ветхий Завет ; Евсевий даже утверждает, что Ориген выучил иврит. Большинство современных ученых считают это утверждение неправдоподобным, но они не согласны с тем, насколько Ориген на самом деле знал о языке. Х. Литцманн заключает, что Ориген, вероятно, знал только еврейский алфавит и ничего больше; тогда как Р. П. К. Хэнсон и Дж. Барди утверждают, что Ориген имел поверхностное понимание языка, но не настолько, чтобы составить всю Hexapla. В заметке Оригена «О первых принципах» упоминается неизвестный «мастер иврита», но, вероятно, это был консультант, а не учитель.

Ориген также изучил весь Новый Завет, но особенно послания апостола Павла и Евангелие от Иоанна, сочинения, которые Ориген считал наиболее важными и авторитетными. По просьбе Амвросия Ориген составил первые пять книг своего исчерпывающего комментария к Евангелию от Иоанна, он также написал первые восемь книг своего комментария к книге Бытия, комментария к псалмам 1-25 и комментария к причитаниям. В дополнение к этим комментариям Ориген также написал две книги о воскресении Иисуса и десять книг Строматы (сборники). Вероятно, что эти работы содержали много теологических спекуляций, которые привели Оригена к еще большему конфликту с Деметрием.

Конфликт с Деметрием и переезд в Кесарию

Ориген неоднократно просил Деметрия рукоположить Его как священника, но Деметрий постоянно отказывался. Примерно в 231 году Деметрий отправил Оригена с миссией в Афины. По пути Ориген остановился в Кесарии, где его тепло встретили епископы Кесарии Феоктист и Александр Иерусалимский, которые стали его близкими друзьями во время его предыдущего пребывания. Находясь в Кесарии, Ориген попросил Феоктиста рукоположить его в священники. Феоктист с радостью подчинился. Узнав о рукоположении Оригена, Деметрий был возмущен и вынес приговор, заявив, что рукоположение Оригена иностранным епископом было актом неповиновения.

Евсевий сообщает, что в результате осуждения Деметрия Ориген решил не возвращаться в Александрию. и вместо этого поселиться на постоянное жительство в Кесарии. Однако Джон Энтони МакГукин утверждает, что Ориген, вероятно, уже планировал остаться в Кесарии. Палестинские епископы объявили Оригена главным богословом Кесарии. Фирмилиан, епископ Кесарии Мазаки в Каппадокии, был таким преданным учеником Оригена, что он умолял его приехать в Каппадокию и преподавать там.

Деметрий поднял бурю протестов против епископов Палестины и церковного синода в Риме. Согласно Евсевию, Деметрий опубликовал утверждение о том, что Ориген тайно кастрировал себя, что в то время считалось преступлением, караемым смертной казнью и делающим рукоположение Оригена недействительным, поскольку евнухам было запрещено становиться священниками. Деметриус также утверждал, что Ориген учил крайней форме апокатастасиса, согласно которому все существа, включая даже самого сатану, в конечном итоге достигнут спасения. Это утверждение, вероятно, возникло из-за неправильного понимания аргумента Оригена во время спора с валентинианским гностическим учителем Кандидом. Кандидус выступал в пользу предопределения, заявляя, что дьявол не подлежит спасению. Ориген ответил, утверждая, что если дьяволу суждено вечное проклятие, то это произошло из-за его действий, которые были результатом его собственной свободной воли. Поэтому Ориген заявил, что сатана был только морально нечестивцем, а не абсолютно нечестивцем.

Деметрий умер в 232 году, менее чем через год после отъезда Оригена из Александрии. Обвинения против Оригена сошли на нет со смертью Деметрия, но не исчезли полностью и продолжали преследовать его до конца его карьеры. Ориген защищался в своем письме к друзьям в Александрию, в котором он категорически отрицал, что когда-либо учил, что дьявол достигнет спасения, и настаивал на том, что само понятие дьявола, достигшего спасения, просто смехотворно.

Работа и учение в Кесарии

Это было похоже на искру, упавшую в самую глубину нашей души, зажег ее, заставив вспыхнуть пламенем внутри нас. В то же время это была любовь к Святому Слову, самому прекрасному объекту из всех, что своей невыразимой красотой привлекает к себе все с непреодолимой силой, и это также была любовь к этому человеку, другу и защитнику Святое Слово. Таким образом, меня убедили отказаться от всех других целей... У меня оставалась только одна оставшаяся цель, которую я ценил и к которой стремился - философия и тот божественный человек, который был моим учителем философии.

— Теодор, Панегирик, из первых рук отчет о том, на что походило прослушивание одной из лекций Оригена в Кесарии

В первые годы его пребывания в Кесарии основной задачей Оригена было создание христианской школы; Кесария долгое время считалась центром обучения евреев и эллинистических философов, но до прибытия Оригена в ней не было христианского центра высшего образования. Согласно Евсевию, школа, основанная Оригеном, была ориентирована в первую очередь на молодых язычников, которые проявили интерес к христианству, но еще не были готовы просить крещения. Поэтому школа стремилась объяснить христианские учения через средний платонизм. Ориген начал свою учебную программу с обучения своих учеников классическому сократовскому мышлению. После того, как они освоили это, он обучил их космологии и естественной истории. Наконец, когда они овладели всеми этими предметами, он обучил их богословию, которое было высшей из всех философий, накоплением всего, что они узнали ранее.

С учреждением школы кесарева сечения Ориген приобрел репутацию ученый и теолог достиг своего апогея, и он стал известен во всем Средиземноморском мире как блестящий интеллектуал. иерархи палестинских и арабских церковных синодов считали Оригена высшим знатоком всех вопросов, касающихся богословия. Во время обучения в Кесарии Ориген возобновил работу над своим комментарием к Иоанну, написав, по крайней мере, книги с шестой по десятую. В первой из этих книг Ориген сравнивает себя с «израильтянином, избежавшим извращенных преследований египтян». Ориген также написал трактат «О молитве» по просьбе своего друга Амвросия и его «сестры» Татьяны, в котором он анализирует различные типы молитв, описанных в Библии, и предлагает подробную экзегезу Отче наш.

Юлия Авита Мамея, мать римского императора Северуса Александра, вызвала Оригена в Антиохию, чтобы преподавать ей философию.

Язычники тоже были очарованы Оригеном. Неоплатоник философ Порфирий услышал о славе Оригена и отправился в Кесарию, чтобы послушать его лекции. Порфирий рассказывает, что Ориген широко изучал учения Пифагора, Платона и Аристотеля, а также учения важных средних платоников неопифагорейцев и стоики, в том числе Нумений Апамейский, Аполлофан, Лонгин, Модерат Гадес, Никомах, Хаэремон и Корнут. Тем не менее Порфирий обвинил Оригена в том, что он предал истинную философию, подчинив ее понимание толкованию христианских писаний. Евсевий сообщает, что Ориген был вызван из Кесарии в Антиохию по велению Юлии Авиты Мамаи, матери римского императора Северуса Александра, «чтобы обсудить с ней христианскую философию и доктрину» <. 547>

В 235 году, примерно через три года после того, как Ориген начал преподавать в Кесарии, Александр Северус, который был терпим по отношению к христианам, был убит, а император Максимин Фракс спровоцировал чистку всех тех, кто поддерживал его предшественник. Его погромы были нацелены на христианских лидеров, а в Риме Папа Понтиан и Ипполит Римский были отправлены в изгнание. Ориген знал, что ему грозит опасность, и скрылся в доме верной христианки по имени Юлиана Дева, которая была ученицей эбионитского вождя Симмаха. Близкий друг Оригена и давний покровитель Амвросий был арестован в Никомидии, а Протоктет, главный священник в Кесарии, также был арестован. В их честь Ориген написал свой трактат, который сейчас считается одним из величайших классических произведений христианской литературы сопротивления. Выйдя из укрытия после смерти Максимина, Ориген основал школу, в которой Григорий Тауматург, впоследствии епископ Понта, был одним из учеников. Он проповедовал регулярно по средам и пятницам, а позже - ежедневно.

Дальнейшая жизнь

Где-то между 238 и 244 годами Ориген посетил Афины, где он завершил свой комментарий к Книге Иезекииля и начал писать свой Комментарий к Песне Песней. После посещения Афин он посетил Амвросия в Никомедии. Согласно Порфирию, Ориген также побывал в Риме или Антиохии, где встретил Плотина, основателя неоплатонизма. Христиане восточного Средиземноморья продолжали почитать Оригена как наиболее ортодоксального из всех богословов, и когда палестинские иерархи узнали, что Берил, епископ Бостры и один из самых энергичных христианских лидеров того времени, имел проповедуя усыновление (то есть веру в то, что Иисус родился человеком и стал божественным только после крещения), они послали Оригена обратить его в ортодоксию. Ориген вовлек Берилла в публичный диспут, который прошел настолько успешно, что Берилл пообещал с тех пор преподавать только теологию Оригена. В другом случае христианский лидер в Аравии по имени Гераклид начал учить, что душа смертна и что она погибла вместе с телом. Ориген опроверг эти учения, утверждая, что душа бессмертна и никогда не может умереть.

В c. 249 разразилась чума Киприана. В 250 г. император Деций, полагая, что чума была вызвана тем, что христиане не признали его божеством, издал указ о преследовании христиан. На этот раз Ориген не сбежал. Евсевий рассказывает, как Ориген перенес «телесные истязания и мучения под железным воротником и в темнице; и как в течение многих дней его ноги протянули четыре места в ложах». Губернатор Кесарии дал очень конкретный приказ не убивать Оригена, пока он публично не откажется от своей веры во Христа. Ориген претерпел два года лишения свободы и пыток, но упорно отказывался отречься от своей веры. В июне 251 года Деций был убит в битве с готовами в битве при Абрите, а Ориген был освобожден из тюрьмы. Тем не менее, здоровье Оригена было подорвано применявшимися к нему физическими пытками, и он умер менее чем через год в возрасте шестидесяти девяти лет. Более поздняя легенда, рассказанная Джеромом и многочисленными маршрутами, помещает его смерть и захоронение в Тир, но это не имеет особого значения.

Работы
Образное изображение Оригена из " Les Vrais Portraits Et Vies Des Hommes Illustres »Андре Теве

Экзегетические сочинения

Ориген был чрезвычайно плодовитым писателем. Согласно Епифанию, за всю свою жизнь он написал в общей сложности около 6000 произведений. Большинство ученых согласны с тем, что эта оценка, вероятно, несколько преувеличена. По словам Иеронима, Евсевий перечислил названия чуть менее 2000 трактатов, написанных Оригеном в его потерянной жизни Памфила. Иероним составил сокращенный список основных трактатов Оригена, включив 800 различных названий.

Безусловно, наиболее важной работой Оригена по текстуальной критике была Hexapla («Шестикратный»), массивное сравнительное исследование. изучение различных переводов Ветхого Завета в шести колонках: иврит, иврит греческими буквами, Септуагинта и греческие переводы Феодотиона (еврейский ученый с ок. 180 г. н.э.), Акила Синопского (другой еврейский ученый с ок. 117-138) и Симмах ( эбионитский ученый из ок. 193-211). Ориген был первым христианским ученым, который ввел критические маркеры в библейский текст. Он обозначил колонку Септуагинты в Гексапле, используя знаки, адаптированные из тех, которые использовались текстологами Великой Александрийской библиотеки : отрывок, найденный в Септуагинте, которого не было в еврейском тексте, будет отмечен знаком звездочка (*) и отрывок, который был найден в других греческих переводах, но не в Септуагинте, будут отмечены obelus (÷).

Диаграмма, показывающая внутреннее -связь между различными значимыми древними версиями и редакциями Ветхого Завета (некоторые идентифицированы по знаку). LXX здесь обозначает оригинальную септуагинту.

Гексапла была краеугольным камнем Великой библиотеки Кесарии, основанной Оригеном. Во времена Джерома он все еще был центральным элементом коллекции библиотеки, который неоднократно использовал его в своих письмах. Когда император Константин Великий приказал переписать и распространить по империи пятьдесят полных копий Библии, Евсевий использовал Гексаплу в качестве эталона Ветхого Завета. Хотя оригинальная Гексапла была утеряна, ее текст сохранился в виде многочисленных фрагментов, а также сохранился более или менее полный сираский перевод греческой колонны, сделанный епископом седьмого века Павлом из Теллы. Для некоторых разделов Hexapla Ориген включил дополнительные столбцы, содержащие другие греческие переводы; для Книги Псалмов он включил не менее восьми переводов на греческий, благодаря чему этот раздел известен как Эннеапла («Девятикратный»). Ориген также создал Tetrapla («Четыре раза»), уменьшенную сокращенную версию Hexapla, содержащую только четыре греческих перевода, но не исходный текст на иврите.

Согласно Посланию 33 Иеронима, Ориген написал обширный схолия в книгах Исход, Левит, Исайя, Псалмы 1-15, Экклезиаст и Евангелие от Иоанна. Ни одна из этих схолий не сохранилась в неизменном виде, но некоторые из них были включены в Катенее, собрание отрывков из основных трудов с комментариями к Библии, написанных отцами церкви. Другие фрагменты схолии сохранились в книге Оригена Philocalia и в Памфиле из Кесарии, в извинении за Оригена. Строматеи имели похожий характер, и на полях Кодекса Афус Лаура, 184, содержатся цитаты из этой работы по Римлянам 9:23; 1 Коринфянам 6:14, 7:31, 34, 9: 20-21, 10: 9, а также несколько других фрагментов. Ориген составил проповеди, охватывающие почти всю Библию. Существует 205, а возможно, 279 проповедей Оригена, которые сохранились либо в греческом, либо в латинском переводе.

Две стороны Папируса Бодмера VIII, раннего фрагмента Нового Завета третьего или четвертого века. AD, содержащий Послание Иуды, 1 Петра и 2 Петра. Ориген безоговорочно принял два первых как подлинные, но отметил, что последний подозревался в подделке.

Сохранившиеся проповеди находятся в Бытии (16), Исходе (13), Левите (16), Числах (28), Джошуа (26), Судьи (9), Я Сам. (2), Псалтирь 36-38 ( 9), Песни (2), Исаия (9), Иеремия (7 греческих, 2 латинских, 12 греческих и латинских), Иезекииль (14) и Лука (39). Проповеди проповедовались в церкви в Кесарии, за исключением двух проповедей в 1 Царств, которые были произнесены в Иерусалиме. Наутин утверждал, что все они проповедовались в трехлетнем литургическом цикле между 238 и 244 годами, предшествовавшем Комментарию к Песне Песней, где Ориген ссылается на проповеди на Судей, Исход, Числа и работу над Левитом. 11 июня 2012 года Баварская государственная библиотека объявила, что итальянский филолог Марина Молин Прадель обнаружила двадцать девять ранее неизвестных проповедей Оригена в византийской рукописи XII века из их коллекции. Профессор Лоренцо Перроне из Болонского университета и другие эксперты подтвердили подлинность проповедей. Тексты этих рукописей можно найти в Интернете.

Ориген является основным источником информации об использовании текстов, которые позже были официально канонизированы как Новый Завет. Информация, использованная для создания Пасхального письма конца четвертого века, в котором объявлялись принятые христианские писания, вероятно, была основана на списках, приведенных в Церковной истории Евсевия HE 3:25 и 6:25, которые в основном были на основе информации, предоставленной Оригеном. Ориген без сомнений признал подлинность посланий 1 Иоанна, 1 Петра и Иуды и принял Послание Иакова как подлинное. с небольшим колебанием. Он также ссылается на 2 Иоанна, 3 Иоанна и 2 Петра, но отмечает, что все трое подозревались в подделке. Ориген, возможно, считал «вдохновенными» и другие сочинения, которые были отвергнуты более поздними авторами, в том числе Послание Варнавы, Пастырь Герма и 1 Климент. «Ориген не является автором идеи библейского канона, но он, безусловно, дает философские и литературно-интерпретативные основы всей концепции».

Сохранившиеся комментарии

Книги, содержащие латинские переводы некоторых из дошедших до нас произведений Оригена. письма

Комментарии Оригена, написанные на конкретные книги Священных Писаний, гораздо больше сосредоточены на систематической экзегезе, чем на его проповедях. В этих трудах Ориген применяет точную критическую методологию, разработанную учеными Мусейона в Александрии, к христианским писаниям. Комментарии также демонстрируют впечатляющие энциклопедические знания Оригена по различным предметам и его способность давать перекрестные ссылки на конкретные слова, перечисляя все места, где слово встречается в Священных Писаниях, вместе со всеми известными значениями этого слова, что еще более впечатляет. что он сделал это в то время, когда библейские соответствия еще не были составлены. Огромный Комментарий Оригена к Евангелию от Иоанна, который охватил более тридцати двух томов после его завершения, был написан с особым намерением не только разъяснить правильное толкование Священных Писаний, но и опровергнуть интерпретации валентинианского гностического учителя. Гераклеон, который использовал Евангелие от Иоанна, чтобы поддержать свой аргумент о том, что на самом деле было два бога, а не один. Из первоначальных тридцати двух книг Комментария к Иоанну сохранилось только девять: книги I, II, VI, X, XIII, XX, XXVIII, XXXII и фрагмент XIX.

оригинальные двадцать пять книг в Комментарии Оригена к Евангелию от Матфея, только восемь из них сохранились на греческом оригинале (книги 10-17), охватывающие Матфея 13.36-22.33. Сохранился также анонимный латинский перевод, начинающийся в точке, соответствующей Книге 12, главе 9 греческого текста, и охватывающий Матфея 16.13–27.66. В переводе есть части, которых нет в греческом оригинале, и отсутствуют части, которые в нем встречаются. Комментарий Оригена к Евангелию от Матфея повсеместно считался классическим, даже после его осуждения, и в конечном итоге стал трудом, который утвердил Евангелие от Матфея в качестве основного Евангелия. Комментарий Оригена к Посланию к римлянам изначально состоял из пятнадцати книг, но только крошечные его фрагменты сохранились на греческом оригинале. Сокращенный латинский перевод в десяти книгах был произведен монахом Тираннием Руфином в конце четвертого века. Историк Сократ Схоластик записывает, что Ориген включил в свой комментарий обширное обсуждение применения титула theotokos к Деве Марии, но это обсуждение не встречается в переводе Руфина, вероятно, потому что Руфин не одобрял позицию Оригена по этому поводу, какой бы она ни была.

Ориген также написал Комментарий к Песне Песней, в котором он явно постарался объяснить, почему Песня Песней имеет отношение к делу. христианской аудитории. Комментарий к Песне Песней был самым знаменитым комментарием Оригена, и Джером в своем предисловии к переводу двух проповедей Оригена над Песней Песней пишет, что «В других своих произведениях Ориген обычно превосходит другие. В этом комментарии он преуспел. сам." Ориген расширил толкование иудейского раввина Акивы, истолковав Песнь песней как мистическую аллегорию, в которой жених представляет Логос, а невеста представляет душу верующего. Это был первый христианский комментарий, разъясняющий такое толкование, и он оказал огромное влияние на более поздние толкования Песни песней. Несмотря на это, комментарий в настоящее время сохранился лишь частично благодаря его латинскому переводу, сделанному Тираннием Руфином в 410 году. Сохранились фрагменты некоторых других комментариев. Цитаты в Филокалии Оригена включают фрагменты третьей книги комментария к Бытию. Также есть Пс. I, IV.1, небольшой комментарий к Гимнам, и вторая книга большого комментария к тому же, двадцатая книга комментария к Иезекиилю и комментарий к Осии. Из несуществующих комментариев есть ограниченные свидетельства их расположения.

О Первых Принципах

О Первых Принципах Оригена было первым систематическим изложением христианской богословие. Он написал ее молодым человеком в возрасте от 220 до 230 лет, еще живя в Александрии. Фрагменты из книг 3.1 и 4.1-3 греческого оригинала Оригена сохранились в книге Оригена Филокалия. Несколько меньших цитат из греческого оригинала сохранились в Послании Юстиниана Меннасу. Подавляющее большинство текста сохранилось только в сильно сокращенном латинском переводе, произведенном Тираннием Руфином в 397 году. «О первых принципах» начинается с эссе, объясняющего природу богословия. Книга первая описывает небесный мир и включает описания единства Бога, взаимоотношений между тремя личностями Троицы, природы божественного духа, разума и ангелов. Книга вторая описывает мир человека, включая воплощение Логоса, души, свободы воли и эсхатологии. Третья книга посвящена космологии, греху и искуплению. Четвертая книга посвящена телеологии и толкованию священных писаний.

Против Цельс

Греческий текст апологетического трактата Оригена Contra Celsum, который считается Самый важный труд раннехристианской апологетики

Против Цельсия (греч.: Κατὰ Κέλσου; латынь: Contra Celsum ), полностью сохранившийся на греческом языке, был последним трактатом Оригена, написанным около 248 года. Это апологетический труд в защиту ортодоксальное христианство против нападок языческого философа Цельс, которого в древности считали главным противником раннего христианства. В 178 году Цельс написал полемику под названием «Об истинном слове», в которой привел множество аргументов против христианства. Церковь в ответ проигнорировала нападения Цельсия, но покровитель Оригена Амвросий обратил его внимание на этот вопрос. Первоначально Ориген хотел проигнорировать Цельса и позволить его атакам утихнуть, но одно из главных утверждений Цельса, согласно которому ни один уважающий себя философ платонической традиции никогда не будет настолько глуп, чтобы стать христианином, спровоцировало его написать опровержение. 547>

В своей книге Ориген систематически опровергает каждый аргумент Цельса по пунктам и приводит доводы в пользу рациональной основы христианской веры. Ориген в значительной степени опирается на учение Платона и утверждает, что христианство и греческая философия не являются несовместимыми, и что философия содержит много истинного и достойного восхищения, но что Библия содержит гораздо большую мудрость, чем все, что могли когда-либо постичь греческие философы. Ориген отвечает на обвинение Цельса в том, что Иисус совершал свои чудеса, используя магию, а не божественные силы, утверждая, что, в отличие от магов, Иисус творил свои чудеса не для показа, а, скорее, для реформирования своей аудитории. Contra Celsum стала самой влиятельной из всех работ раннехристианской апологетики; до того, как оно было написано, многие считали христианство просто народной религией для неграмотных и необразованных, но Ориген поднял его до уровня академической респектабельности. Евсевий настолько восхищался «Против Цельсия», что в своей книге «Против Иерокла 1» он заявил, что «Против Цельсия» дает адекватное опровержение всей критике, с которой когда-либо столкнется церковь.

Другие произведения

Между 232–235 гг., находясь в Кесарии в Палестине, Ориген написал «О молитве», полный текст которой сохранился на греческом оригинале. После введения в предмет, необходимость и преимущества молитвы он завершает толкованием Отче наш, завершая его замечаниями о положении, месте и отношении, которое следует принимать во время молитвы, а также на уроках молитвы. «Мученичество» или «Призыв к мученичеству», также полностью сохранившийся на греческом языке, был написан спустя некоторое время после начала преследований Максимина в первой половине 235 г. В нем Ориген предостерегает от всякого шутки с идолопоклонством и подчеркивает долг страдать мужественное мученичество; а во второй части он объясняет значение мученичества.

Папирусы, обнаруженные в Туре в 1941 году, содержали греческие тексты двух ранее неизвестных произведений Оригена. Ни одно из произведений не может быть датировано точно, хотя оба, вероятно, были написаны после гонений на Максимина в 235 году. Одно из них - «На Пасху». Другой - «Диалог с Гераклидом», запись, сделанная одним из стенографистов Оригена, о споре между Оригеном и арабским епископом Гераклидом, квазимонархистом, который учил, что Отец и Сын были одним и тем же. В диалоге Ориген использует сократовские вопросы, чтобы убедить Гераклида поверить в «теологию Логоса», в которой Сын или Логос являются отдельной сущностью от Бога-Отца. Споры между Оригеном и Гераклидом и, в частности, ответы Оригена были отмечены своим необычайно сердечным и уважительным характером по сравнению с гораздо более ожесточенной полемикой Тертуллиана или спорами четвертого века между тринитариями и арианами.

Lost Среди произведений - две книги о воскресении, написанные до «О первых началах», а также два диалога на ту же тему, посвященные Амвросию. У Евсевия было собрание из более чем ста писем Оригена, а список Иеронима говорит о нескольких книгах его посланий. За исключением нескольких фрагментов, сохранились всего три буквы. Первый, частично сохранившийся в латинском переводе Руфина, адресован друзьям в Александрии. Второе - короткое письмо Григорию Чудотворцу, хранящееся в Филокалии. Третье - это послание к Сексту Юлию Африканскому, сохранившееся на греческом языке, оно отвечает на письмо Африкана (также дошедшее до нас) и защищает подлинность греческих добавлений к книге Даниила. Подделки произведений Оригена, сделанные при его жизни, обсуждаются Руфином в книге «Deplicteratione librorum Origenis». Ему также приписывают Dialogus de recta in Deum fide, Philosophumena, приписываемый Ипполиту Римскому, и Комментарий к Иову Юлиана Арианина.

Взгляды

Христология

Ориген пишет, что Иисус был «первенцем всего творения, [который] принял тело и человеческую душу». Он твердо верил, что у Иисуса была человеческая душа, и ненавидел докетизм (учение, согласно которому Иисус пришел на Землю в духовной форме, а не в физическом человеческом теле). Ориген представлял человеческую природу Иисуса как единственную душу, которая оставалась ближе всего к Богу и оставалась совершенно верной Ему, даже когда все остальные души отпали. При воплощении Иисуса его душа слилась с Логосом, и они «смешались», чтобы стать одним. Таким образом, согласно Оригену, Христос был одновременно человеком и божеством, но, как и все человеческие души, человеческая природа Христа существовала с самого начала.

Ориген был первым, кто выдвинул теорию искупления в его полностью развитой форме, хотя Ириней ранее предлагал его прототипную форму. Согласно этой теории, смерть Христа на кресте была выкупом перед сатаной в обмен на освобождение человечества. Эта теория утверждает, что сатана был обманут Богом, потому что Христос был не только свободен от греха, но также был воплощенным Божеством, которое сатана не смог поработить. Позднее эта теория была расширена такими богословами, как Григорий Нисский и Руфин Аквилейский. В XI веке Ансельм Кентерберийский подверг критике теорию выкупа вместе с связанной с ней теорией Кристуса Виктора, что привело к упадку этой теории в Западной Европе. Тем не менее, теория сохранила некоторую популярность в Восточной Православной Церкви.

Космологии и эсхатологии

Эдемском саду с грехопадением человека (c.1617). Автор Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Ориген основывал свое учение о предсуществовании душ на аллегорической интерпретации истории сотворения в Книге Бытия.

. Одним из основных учений Оригена была доктрина о предсуществовании душ, которая утверждала что прежде, чем Бог создал материальный мир, он создал огромное количество бестелесных «духовных разумных существ » (ψυχαί). Все эти души поначалу были посвящены созерцанию и любви к своему Создателю, но по мере того, как пыл божественного огня остыл, почти всем этим разумным существам в конце концов наскучило созерцание Бога, и их любовь к нему «остыла» (ψύχεσθαι). Когда Бог создал мир, души, ранее существовавшие без тел, воплотились. Те, чья любовь к Богу уменьшилась больше всего, стали демонами. Те, чья любовь умеренно уменьшилась, стали человеческими душами, чтобы в конечном итоге воплотиться в плотских телах. Те, чья любовь уменьшилась меньше всего, стали ангелами. Однако одна душа, которая оставалась совершенно преданной Богу, через любовь стала единой со Словом (Логос ) Бога. Логос в конечном итоге обрел плоть и родился от Девы Марии, став Богом Иисусом Христом.

. Ориген, возможно, верил или не верил в платоновское учение метемпсихоз («переселение душ»; т.е. реинкарнация ). Он открыто отвергает «ложную доктрину переселения душ в тела», но это может относиться только к определенному типу переселения. Геддес МакГрегор утверждал, что Ориген, должно быть, верил в метемпсихоз, потому что он имеет смысл внутри его эсхатология, и в Библии он никогда не отрицается прямо. Роджер Э. Олсон, однако, отвергает мнение о том, что Ориген верил в реинкарнацию, как недоразумение Нью Эйдж учения Оригена. Несомненно, что Ориген отверг стоическое представление о циклической вселенной, что прямо противоречит его эсхатологии.

Ориген считал, что в конечном итоге весь мир будет быть обращенным в христианство, «поскольку мир постоянно приобретает все больше душ». Он верил, что Царство Небесное еще не наступило, но что долг каждого христианина - сделать эсхатологическую реальность Царства присутствующей в их жизни. Ориген был универсалистом, который предположил, что все люди могут в конечном итоге достичь спасения, но только после очищения от своих грехов с помощью «божественного огня». Это, конечно, в соответствии с аллегорической интерпретацией Оригена, было не буквальным огнем, а скорее внутренней болью познания собственных грехов. Ориген также старался утверждать, что всеобщее спасение было всего лишь возможностью, а не окончательной доктриной. Иероним цитирует Оригена, который якобы написал, что «после эонов и единого восстановления всего сущего, состояние Гавриила будет таким же, как у дьявола, а у Павла - состояние Каиафы, девственницы, как проститутки ". Иероним, однако, не отказался от намеренного изменения цитат, чтобы Ориген казался больше похожим на еретика, и Ориген прямо заявляет в своем Письме друзьям в Александрию, что сатана и его демоны не будут включены в окончательное спасение.

Этика

Рождение Исава и Иакова (ок. 1360–1370) мастером Жана де Мандевиля. Ориген использовал библейскую историю Исава и Иакова, чтобы поддержать свою теорию о том, что действия свободной воли души, совершенные до воплощения, определяют условия рождения человека.

Ориген был горячим сторонником свободы воли, и он категорически отверг валентинианскую идею избрания. Вместо этого Ориген считал, что даже бестелесные души имеют право принимать собственные решения. Более того, в своей интерпретации истории Иакова и Исава Ориген утверждает, что состояние, в котором человек родился, на самом деле зависит от того, что его души сделали в этом ранее существовавшем состоянии.. Согласно Оригену, внешняя несправедливость состояния человека при рождении - одни люди бедны, другие богаты, одни больны, а другие здоровы - на самом деле является побочным продуктом того, что душа человека сделала в предсуществующем состоянии.. Ориген защищает свободную волю в своих интерпретациях примеров божественного предвидения в Священных Писаниях, утверждая, что знание Иисусом будущего предательства Иуды в Евангелиях и знание Богом будущего непослушания Израиля в девтерономической истории только показать, что Бог заранее знал, что эти события произойдут. Таким образом, Ориген заключает, что лица, вовлеченные в эти инциденты, по-прежнему принимали решения по своей собственной воле.

Ориген был ярым пацифистом, и в своей книге «Против Цельсия» он утверждал, что христианство неотделимо от христианства. пацифизм был одним из наиболее заметных внешне аспектов религии. Хотя Ориген признал, что некоторые христиане служили в римской армии, он указал, что большинство этого не сделали, и настаивал на том, что участие в земных войнах противоречит пути Христа. Ориген признавал, что иногда нехристианскому государству необходимо вести войны, но настаивал на том, что христианин не может сражаться в такой войне, не ставя под угрозу свою веру, поскольку Христос абсолютно запретил насилие любого рода. Ориген объяснил насилие, обнаруженное в некоторых отрывках Ветхого Завета, как аллегорическое и указал на отрывки из Ветхого Завета, которые он истолковал как поддерживающие ненасилие, например, Псалом 7: 4–6 и Плач 3: 27– 29. Ориген утверждал, что, если бы все были мирными и любящими, как христиане, тогда не было бы войн и Империи не потребовались бы военные.

Герменевтика

Ибо тот, кто имеет понимание, предположит, что первый и Второй, третий день, вечер и утро существовали без солнца, луны и звезд? И что в первый день как бы тоже было без неба? И кто настолько глуп, чтобы предполагать, что Бог, по образцу земледельца, насадил рай в Эдеме на востоке и поместил на нем дерево жизни, видимое и осязаемое, чтобы тот, кто попробовал плод телесные зубы получили жизнь? И опять, этот человек был причастником добра и зла, пережевывая то, что было взято с дерева? И если сказано, что Бог ходит по вечерам в раю, а Адам прячется под деревом, я не думаю, что кто-то сомневается в том, что эти вещи образно указывают на определенные тайны, поскольку история имеет место внешне, а не буквально.

— Ориген, «О первых принципах» IV.16

Ориген основывает свое богословие на христианских писаниях и не обращается к платоническим учениям, не поддержав сначала свои аргументы библейской основой. Он считал Священные Писания богодухновенными и старался никогда не противоречить своей собственной интерпретации того, что в них написано. Тем не менее Ориген имел склонность к рассуждениям, выходящим за рамки того, что прямо указано в Библии, и эта привычка часто помещала его в туманное царство между строгой ортодоксальностью и ересью.

Согласно Оригену, есть два типа библейских идей литература, которая встречается как в Ветхом, так и в Новом Завете: история («история или повествование») и номотезия («законодательство или этические предписания»). Ориген прямо заявляет, что Ветхий и Новый Заветы следует читать вместе и в соответствии с одними и теми же правилами. Ориген далее учил, что есть три различных способа интерпретации отрывков Священного Писания. «Плоть» была буквальным, историческим толкованием отрывка; «душа» была моральным посланием, стоящим за отрывком; а «дух» был вечной бестелесной реальностью, которую передал отрывок. В экзегезе Оригена Книга Притчей, Экклезиаст и Песнь Песней представляют собой совершенные примеры телесной, одухотворенной и духовной составляющих Священного Писания соответственно.

Ориген рассматривал «духовное» толкование как самое глубокое и самое важное значение текста и учил, что некоторые отрывки вообще не имеют буквального значения и что их значения являются чисто аллегорическими. Тем не менее, он подчеркивал, что «исторически достоверных отрывков гораздо больше, чем тех, которые составлены с чисто духовным смыслом», и часто использовал примеры из телесных реальностей. Ориген заметил, что описания жизни Иисуса в четырех канонических евангелиях содержат непримиримые противоречия, но он утверждал, что эти противоречия не подрывают духовный смысл рассматриваемых отрывков. Идея Оригена о двояком творении была основана на аллегорической интерпретации истории сотворения, найденной в первых двух главах Книги Бытия. Первое творение, описанное в Бытие 1:26, было творением первобытных духов, которые созданы «по образу Божьему» и, следовательно, бестелесны, как Он; второе творение, описанное в Бытие 2: 7, - это когда человеческим душам даются эфирные, духовные тела и описывается в Бытие 3:21 Божья одежда Адам и Ева в словах «кожаные туники» относится к превращению этих духовных тел в телесные. Таким образом, каждая фаза представляет собой деградацию первоначального состояния бестелесной святости.

Богословие

Ориген внес значительный вклад в развитие концепции Троицы и был одним из первых, кто назвал Святой Дух как член Божества, но он также был субординационистом, который учил, что Отец выше Сына, а Сын выше Святого Духа.

Концепция Оригена о Боге Отец апофатичен - совершенное единство, невидимое и бестелесное, превосходящее все материальные вещи, а потому непостижимое и непостижимое. Он также неизменен и превосходит пространство и время. Но его сила ограничена его добротой, справедливостью и мудростью; и, хотя он был полностью свободен от необходимости, его доброта и всемогущество вынудили его раскрыть себя. Это откровение, внешняя эманация Бога, выражается Оригеном по-разному, и Логос является лишь одним из многих. Откровение было первым творением Бога (ср. Притчи 8:22), чтобы предоставить возможность творческого посредничества между Богом и миром, такое посредничество было необходимо, потому что Бог, как неизменное единство, не мог быть источником множественного творения..

Логос - это рациональный творческий принцип, пронизывающий вселенную. Логос действует на всех людей благодаря их способности к логике и рациональному мышлению, направляя их к истине Божьего откровения. По мере развития своего рационального мышления все люди становятся более похожими на Христа. Тем не менее они сохраняют свою индивидуальность и не включаются во Христа. Творение возникло только через Логос, и самое близкое приближение Бога к миру - это повеление творить. Хотя Логос по существу представляет собой единство, он постигает множество понятий, так что Ориген называет его в платонической манере «сущностью сущностей» и «идеей идей».

Ориген внес значительный вклад в развитие идеи Троицы. Он объявил, что Святой Дух является частью Божества, и истолковал Притчу о потерянной монете как означающую, что Святой Дух пребывает в каждом человеке и что вдохновение Святого Духа необходимо для любого своего рода речь о Боге. Ориген учил, что деятельность всех трех частей Троицы необходима человеку для достижения спасения. В одном фрагменте, сохраненном Руфином в его латинском переводе «Защиты Оригена» Памфила, Ориген, кажется, применяет фразу homooúsios (ὁμοούσιος; «одного и того же вещества») к отношениям между Отцом и Сыном., но в других отрывках Ориген отверг веру в то, что Сын и Отец были одной ипостасью, как еретический. Согласно Роуэну Уильямсу, поскольку слова ousia и hypostasis использовались как синонимы во времена Оригена, Ориген почти наверняка отверг бы homoousios как еретический. Уильямс заявляет, что невозможно проверить, действительно ли цитата, в которой используется слово homoousios, принадлежит Памфилу, не говоря уже об Оригене.

Тем не менее Ориген был субординалистом, то есть он считал, что Отец был выше Сына, а Сын был выше Святого Духа, модель, основанная на платонических пропорциях. Иероним пишет, что Ориген написал, что Бог-Отец невидим для всех существ, включая даже Сына и Святого Духа, и что Сын также невидим для Святого Духа. В одном месте Ориген предполагает, что Сын был создан Отцом, а Святой Дух был создан Сыном, но в другом месте он пишет, что «До настоящего времени я не мог найти в Писаниях отрывка, который Святой Дух - сотворенное существо ». В то время, когда был жив Ориген, ортодоксальные взгляды на Троицу еще не были сформулированы, а субординационизм еще не считался еретическим. Фактически, практически все ортодоксальные богословы до споров об арианах во второй половине четвертого века в той или иной степени были субординационистами. Субординационизм Оригена, возможно, развился в результате его усилий по защите единства Бога от гностиков.

Влияние на более позднюю церковь
Афанасий Александрийский, изображенный стоящим на этой масляной картине 1876 года автора Василий Суриков находился под сильным влиянием учения Оригена.

До кризиса

Оригена часто называют первым крупным христианским богословом. Хотя его ортодоксальность была подвергнута сомнению в Александрии, пока он был жив, пытки Оригена во время преследований децианов привели папы Дионисия Александрийского к реабилитации там памяти Оригена, провозгласив его мучеником за веру. После смерти Оригена Дионисий стал одним из главных сторонников теологии Оригена. На каждого христианского богослова, пришедшего после него, прямо или косвенно влияло его богословие. Однако вклад Оригена в теологию был настолько обширным и сложным, что его последователи часто подчеркивали совершенно разные части его учения в ущерб другим. Дионисий подчеркнул субординационистские взгляды Оригена, которые заставили его отрицать единство Троицы, что вызвало споры по всей Северной Африке. В то же время другой ученик Оригена Теогност Александрийский учил, что Отец и Сын были «одного существа».

На протяжении столетий после его смерти Ориген считался оплотом ортодоксия, и его философия практически определила восточное христианство. Оригена почитали как одного из величайших христианских учителей; его особенно любили монахи, считавшие себя продолжателями аскетического наследия Оригена. Однако со временем Ориген стал подвергаться критике в соответствии со стандартами ортодоксии более поздних эпох, а не стандартами его собственной жизни. В начале четвертого века христианский писатель Мефодий Олимпийский подверг критике некоторые из более умозрительных аргументов Оригена, но в остальном соглашался с Оригеном по всем остальным вопросам теологии. Петр Антиохийский и Евстафий Антиохийский критиковали Оригена как еретика.

Как ортодоксальные, так и неортодоксальные богословы утверждали, что следуют традиции, установленной Оригеном. Афанасий Александрийский, наиболее видный сторонник Святой Троицы на Первом Никейском соборе, находился под глубоким влиянием Оригена, как и Василий Кесарийский, Григорий из Нисского и Григория Назианзина (так называемые «каппадокийские отцы »). В то же время Ориген оказал сильное влияние на Ария Александрийского и более поздних последователей арианства. Хотя степень связи между ними обсуждается, в древности многие ортодоксальные христиане полагали, что Ориген был истинным и окончательным источником арианской ереси.

Первый кризис оригенистов

Св. Иероним в своем кабинете (1480), Доменико Гирландайо. Хотя изначально он изучал учение Оригена, Иероним восстал против него во время Первого кризиса оригенистов. Тем не менее, он оставался под влиянием учения Оригена на протяжении всей своей жизни.

Первый кризис оригенизма начался в конце четвертого века, совпадая с началом монашества в Палестине. Первые разногласия возникли от Киприана епископа Епифания Саламинского, который был полон решимости искоренить все ереси и опровергнуть их. Епифаний напал на Оригена в своих антиеретических трактатах «Анкорат» (375) и Панарион (376), составив список учений, которые Ориген поддерживал, которые Епифаний считал еретическими. В трактатах Епифания Ориген изображен как изначально ортодоксальный христианин, который был развращен и превращен в еретика пороками «греческого образования». Епифаний особенно возражал против субординационизма Оригена, его «чрезмерного» использования аллегорической герменевтики и его привычки предлагать идеи о Библии «спекулятивно, как упражнения», а не «догматически».

Епифаний спросил Иоанна: епископ Иерусалимский осудить Оригена как еретика. Иоанн отказался на том основании, что человек не может быть задним числом осужден как еретик после того, как человек уже умер. В 393 году монах по имени Атарбий подал прошение о критике Оригена и его сочинений. Тиранний Руфин, священник в монастыре на Масличной горе, рукоположенный в сан. Иоанн Иерусалимский и был давним поклонником Оригена, категорически отклонил прошение. Однако близкий друг и соратник Руфина Иероним, который также изучал Оригена, согласился с петицией. Примерно в то же время Иоанн Кассиан, полупелагийский монах, познакомил Запад с учением Оригена.

В 394 году Епифаний написал Иоанну Иерусалимскому, снова прося Ориген должен быть осужден, настаивая на том, что произведения Оригена порочат половое размножение человека и обвиняют его в том, что он был энкратитом. Джон снова отклонил эту просьбу. К 395 году Иероним объединился с антиоригенистами и умолял Иоанна Иерусалимского осудить Оригена, на что Иоанн снова отказался. Епифаний начал кампанию против Иоанна, открыто проповедуя, что Иоанн был извращенцем-оригенистом. Он успешно убедил Иеронима разорвать общение с Иоанном и рукоположил брата Иеронима Паулиниана в священники, вопреки авторитету Иоанна.

В 397 году Руфин опубликовал латинский перевод книги Оригена «О первых принципах». Руфин был убежден, что оригинальный трактат Оригена был вставлен еретиками и что эти вставки были источником найденных в нем неортодоксальных учений. Поэтому он сильно модифицировал текст Оригена, опуская и изменяя все части, которые не соответствовали современной христианской ортодоксии. Во введении к этому переводу Руфин упомянул, что Иероним учился у ученика Оригена Дидима Слепого, подразумевая, что Иероним был последователем Оригена. Иероним был так рассержен этим, что решил выпустить свой собственный латинский перевод «О первых принципах», в котором он пообещал переводить каждое слово в точности так, как оно было написано, и обнажить ереси Оригена всему миру. Перевод Иеронима полностью утерян.

В 399 году кризис оригенистов достиг Египта. Папа Феофил Александрийский сочувствовал сторонникам Оригена и церковному историку Созомену., говорится о том, что он открыто проповедовал учение оригенистов о бестелесности Бога. В своем Праздничном письме 399 г. он осудил тех, кто верил, что Бог имел буквально человеческое тело, назвав их неграмотными «простыми». Большая толпа александрийских монахов, считавших Бога антропоморфным, бунтовала на улицах. По словам церковного историка Сократа Схоластика, чтобы предотвратить бунт, Феофил резко повернул лицо и начал осуждать Оригена. В 400 году Феофил созвал собор в Александрии, который осудил Оригена и всех его последователей как еретиков за то, что они учили, что Бог бестелесен, что, по их декрету, противоречило единственной истинной и ортодоксальной позиции, которая заключалась в том, что Бог имел буквальное физическое тело, напоминающее это человека.

Феофил назвал Оригена «гидрой всех ересей» и убедил Папу Анастасия I подписать письмо Собора, в котором главным образом осуждалось учение Нитрийские монахи связаны с Евагрием Понтийским. В 402 году Феофил изгнал монахов-оригенистов из египетских монастырей и изгнал четырех монахов, известных как «Высокие братья », которые были лидерами нитрийского сообщества. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинополя предоставил убежище Высоким Братьям, факт, который Феофил использовал, чтобы организовать осуждение Иоанна и снятие его с должности на Дубовый Синод в июле 403 г. После свержения Иоанна Златоуста Феофил восстановил нормальные отношения с монахами-оригенистами в Египте, и первый кризис оригенистов подошел к концу.

Второй кризис оригенистов

Император Юстиниан I, изображенный здесь на современном мозаичном портрете из Равенны, осудил Оригена как еретика и приказал сжечь все его сочинения.

Второй кризис оригенистов произошел в шестой век, в разгар византийского монашества. Хотя второй кризис оригенистов не так хорошо задокументирован, как первый, он, похоже, в первую очередь касался учений более поздних последователей Оригена, а не того, что он написал. Ученик Оригена Евагрий Понтийский пропагандировал созерцательную, мысленную молитву, но другие монашеские общины отдавали приоритет аскетизму в молитве, делая упор на пост, труды и бдения. Некоторые монахи-оригенисты в Палестине, которых их враги называли «Исохристой» (что означает «те, кто принимает равенство с Христом»), подчеркивали учение Оригена о предсуществовании душ и считали, что все души изначально были равны душам Христа и будут снова стать равными в конце времени. Другая фракция оригенистов в том же регионе вместо этого настаивала на том, что Христос был «вождем многих братьев» как первотворенное существо. Эта фракция была более умеренной, и их оппоненты называли их «Протоктистой» («первотворцы»). Обе фракции обвиняли друг друга в ереси, а другие христиане обвинили их обоих в ереси.

Протоктисты обратились к императору Юстиниану I с призывом осудить исохристов в ереси через Пелагия, папа апокризарий. В 543 году Пелагиус представил Юстиниану документы, в том числе письмо, осуждающее Оригена, написанное Патриархом Меннасом Константинопольским, вместе с выдержками из книги Оригена «О первых принципах» и несколькими анафемами против Оригена. внутренний синод, созванный для решения этой проблемы, пришел к выводу, что учение Исохристов было еретическим, и, видя в Оригене главного виновника ереси, объявил Оригена еретиком. Император Юстиниан приказал сжечь все сочинения Оригена. На западе в Decretum Gelasianum, который был написан где-то между 519 и 553 годами, Ориген был указан как автор, чьи произведения должны были быть категорически запрещены.

В 553 году, в ранние дни нашей эры. Второй Константинопольский собор (Пятый Вселенский собор), когда Папа Вигилий все еще отказывался участвовать в нем, несмотря на то, что Юстиниан держал его в заложниках, епископы на соборе ратифицировали открытое письмо который осудил Оригена как лидера Исохристов. Письмо не было частью официальных актов Собора, и оно более или менее повторяло указ, изданный Константинопольским Синодом в 543 году. В нем цитируются сомнительные сочинения, приписываемые Оригену, но все сочинения, упомянутые в нем, на самом деле были написаны Евагрий Понтийский. После официального открытия собора, но в то время как папа Вигиллий все еще отказывался от участия, Юстиниан поставил епископов проблему текста, известного как Три главы, который подвергал критике антиохийскую христологию.

Епископы составили список анафем против еретических учений, содержащихся в «Трех главах» и связанных с ними. В официальном тексте одиннадцатой анафемы Ориген осужден как христологический еретик, но имя Оригена вообще не фигурирует в Гомоноях, первом черновике анафем, изданных императорской канцелярией, и при этом не упоминается. фигурируют в версии соборного слушания, которая была подписана папой Вигилием спустя много времени после этого. Эти расхождения могут указывать на то, что имя Оригена могло быть ретроспективно вставлено в текст после Собора. Некоторые авторитеты считают, что эти анафемы принадлежат более раннему местному синоду. Даже если имя Оригена действительно появилось в первоначальном тексте анафемы, учения, приписываемые Оригену и осуждаемые анафемой, на самом деле были идеями более поздних оригенистов, которые имели очень мало оснований для чего-либо, написанного Оригеном. Фактически, Папы Вигилий, Пелагий I, Пелагий II и Григорий Великий знали только о том, что Пятый Собор специально рассматривал Три главы и не делал не упоминали об оригенизме или универсализме, и не говорили так, будто знали об его осуждении, хотя Григорий Великий был против универсализма.

После анафем

Если бы ортодоксия была делом намерений, ни один теолог не мог бы быть более ортодоксальный, чем Ориген, и никто более не предан делу христианской веры.

Генри Чедвик, исследователь раннего христианства, в Британской энциклопедии

Как прямой результат многочисленных осуждений его работы, сохранилась лишь малая часть объемистых сочинений Оригена. Тем не менее, эти сочинения все еще составляют огромное количество греческих и латинских текстов, очень немногие из которых еще переведены на английский язык. Многие другие произведения сохранились в виде фрагментов цитат из более поздних отцов церкви. Вероятно, что сочинения, содержащие самые необычные и спекулятивные идеи Оригена, были потеряны для времени, что делает почти невозможным определить, действительно ли Ориген придерживался еретических взглядов, которые ему приписывали анафемы против него. Тем не менее, несмотря на указы против Оригена, церковь по-прежнему восхищалась им, и он оставался центральной фигурой христианского богословия на протяжении первого тысячелетия. Его по-прежнему почитали как основателя библейской экзегезы, и любой в первом тысячелетии, серьезно относившийся к толкованию Священных Писаний, должен был знать учение Оригена.

Латинский перевод проповедей Оригена, сделанный Иеронимом, широко читался в России. Западная Европа в средние века, и учение Оригена оказало большое влияние на учение византийского монаха Максима Исповедника и ирландского богослова Иоанна Скота Эриугена. Начиная с эпохи Возрождения, дебаты по поводу ортодоксальности Оригена продолжаются. Базилиос Бессарион, греческий беженец, бежавший в Италию после падения Константинополя в 1453 году, произвел латинский перевод книги Оригена Contra Celsum, который был напечатан в 1481 году. Основные споры разгорелись в 1487 году, когда итальянский гуманист ученый Джованни Пико делла Мирандола опубликовал тезис, в котором утверждалось, что «это разумнее полагать, что Ориген был спасен, чем проклят ». Папская комиссия осудила позицию Пико из-за анафем против Оригена, но только после того, как дебаты привлекли к себе большое внимание.

Наиболее известным защитником Оригена в эпоху Возрождения был голландский ученый-гуманист Дезидериус Эразм., который считал Оригена величайшим из христианских авторов и писал в письме к Джону Экку, что он узнал больше о христианской философии из одной страницы Оригена, чем из десяти страниц Августина.. Эразм особенно восхищался Оригеном за его отсутствие риторических изюминок, которые так часто встречались в трудах других святоотеческих авторов. Эразм в значительной степени заимствовал у Оригена защиту свободы воли в «О первых принципах» в его трактате 1524 г. «О свободе воли», который теперь считается его наиболее важной теологической работой. В 1527 году Эразм перевел и опубликовал часть комментария Оригена к Евангелию от Матфея, сохранившуюся только на греческом языке, а в 1536 году он опубликовал самое полное издание сочинений Оригена, которое когда-либо публиковалось в то время. Хотя акцент Оригена на человеческих усилиях по достижению спасения нравился гуманистам эпохи Возрождения, это сделало его гораздо менее привлекательным для сторонников Реформации. Мартин Лютер выразил сожаление по поводу понимания Оригеном спасения как безнадежно дефектного и заявленного «во всем» Оригена нет ни слова о Христе ». Следовательно, он приказал запретить сочинения Оригена. Тем не менее, более ранний чешский реформатор Ян Гус черпал вдохновение у Оригена в том, что он считал церковь духовной реальностью, а не официальной иерархией, и современником Лютера, швейцарским реформатором Хульдрихом Цвингли, черпал вдохновение у Оригена в его интерпретации евхаристии как символической.

В семнадцатом веке английский кембриджский платоник Генри Мор был преданным оригенистом, и хотя он отверг идею всеобщего спасения, он принял большинство других учений Оригена. Папа Бенедикт XVI выразил восхищение Оригеном, описав его в проповеди как часть цикла об отцах церкви как «фигуру решающего значения. ко всему развитию христианской мысли »,« истинный «маэстро» »и« не только блестящий теолог, но и образцовый свидетель переданного им учения ». Он завершает проповедь, приглашая своих слушателей «приветствовать в своих сердцах учение этого великого учителя веры». Современные протестантские евангелисты восхищаются Оригеном за его страстную приверженность Священным Писаниям, но часто озадачены или даже потрясены его аллегорической интерпретацией их, которая, по мнению многих, игнорирует буквальную историческую правду, стоящую за ними.

Переводы
См. Также
Примечания
Ссылки

Библиография

Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викицитатная цитата содержит цитаты, относящиеся к: Origen
Wikisource содержит оригинальные работы, написанные. Origen
Викискладе есть материалы, связанные с Origen art.
Последняя правка сделана 2021-06-01 14:44:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте