Сократ | |
---|---|
Мраморная голова Сократа в Лувре | |
Родился | c.470 г. до н.э.. Деме Алопес, Афины |
Умер | 399 г. до н.э. (возраст около 71 года). Афины |
Причина смерти | Казнь насильственным самоубийством путем отравления |
Супруг (-и) | Ксантиппа |
Эра | Древнегреческая философия |
Регион | Западная философия |
Школа | Классическая греческая философия |
Известные ученики | |
Основные интересы | Эпистемология, этика, телеология |
Известные идеи | |
Влияния | |
Оказал влияние
| |
Сократ (; Древнегреческий : Σωκρᾰ́της Skrátēs ; c. 470–399 до н. Э.) Был греческим философом из Афин, который считается одним из основателей западной философии, и как первый философ-моралист западной этической традиции мысли. Загадочная фигура, он не написал никаких текстов, в основном по рассказам классических писателей, сочинявших его после его жизни, особенно его учеников Платона и Ксенофонта. Другие источники включают современников Антисфена, Аристиппа и Эсхина Сфеттского. Аристофан, драматург, является основным современным автором, написавшим пьесы, упоминающими Сократа при жизни Сократа, хотя фрагмент Путевого журнала Иона Хиосского дает информацию о юности Сократа.
Диалоги Платона являются одними из наиболее всеобъемлющих рассказов Сократа, уцелевшим от древности, благодаря которому Сократ прославился своим вкладом в области этики и эпистемологии. Именно этот Платонический Сократ назвал свое имя концепциями сократической иронии и сократовским методом, или elenchus. Однако остаются вопросы относительно между реальным Сократом и изображением Сократа Платоном в его диалогах.
Сократ оказал сильное влияние на философов в более поздней античности и в современной эпоха. Сократа в искусстве, литературе и массовой культуре сделали его одну из наиболее широко известных фигур в Изображения западной философской традиции.
Времен Сократ не записывал ни одного из своих учений; дополнительные источники предоставят единственную информацию о его жизни и мыслях. Иногда противоречивый характер этих источников известен как проблема Сократа или вопрос Сократа.
Платон и Ксенофон диалоги через источник информации о Жизнь и мысли Сократа. Эти сочинения представляют собой Sokratikoi logoi, или сократовские диалоги, которые состоят из сообщений о беседах, явно с участием Сократа.
Что касается открытия настоящего Сократа, трудность состоит в том, что древние источники в основном философские или драматические тексты, кроме Ксенофонта. Нет однозначных историй, современников Сократа, которые касались бы его времени и места. Источники, которые действительно упоминают Сократа, не являются претендентом на историческую точность и часто являются пристрастными. Например, кто преследовал и осуждал Сократа. Таким образом, историки сталкиваются с проблемой примирения различных свидетельств из сохранившихся текстов, чтобы попытаться составить точное и последовательное описание жизни и деятельности Сократа. Результат таких усилий не обязательно реалистичен, даже если он постоянен.
Из всех источников вытекающих два фактора, относящихся к характеру Сократа: был уродлив (по крайней мере, в пожилом возрасте) и обладал блестящим интеллектом. Он был в рваной одежде и ходил босиком (последняя черта нашла свое отражение в пьесе Облака по Аристофан ). Он жил полностью в древних Афинах (по крайней мере, с 30-летнего возраста, а не во время военных кампаний в Потидее, Делиуме и т. Д.); он не писал сочинений (по крайней мере, о философии - сохранился только один стих сочиненной поэзии); и его казнили, заставив напоить болиголов.
Персонаж Сократа, представленный в Apology, Crito, Федон и Симпозиум согласны с другими источниками в той степени, которая кажется возможным полагаться на Платонического Сократа, как показано в диалогах, как на репрезентацию настоящего Сократа, в котором он жил. история. В то же время, однако, многие ученые используют, что в некоторых произведениях Платон, выдвинул свою откровенно скрашенную версию «Сократа» далеко за пределы того, что исторический Сократ мог сделать или сказать. Кроме того, Ксенофонт, был историком, был более надежным свидетелем исторического Сократа. Это предмет Плат споров по поводу того, кого именно из Сократа Платон в тот или иной момент - историческую фигуру или беллетризациюона. Как выразился британский философ Мартин Коэн, «Платон, идеалист, предлагает идола [Сократа], главную фигуру для философии. Святой, пророк «Бога Солнца», учитель осужден за его учение как еретик ».
Сократ не был просто персонажем или изобретением Платона. Свидетельство Ксенофонта и Аристотеля, включая некоторые работы Аристофана (особенно Облака ), полезно для конкретизации восприятия Сократа за пределами работ Платона.
Согласно одному источнику, имя Σωκρᾰ́της (Sōkrátēs) имеет «цельный, невредимый, безопасный» (часть имени, соответствующая σῶς, sôs) и «сила» (часть имени соответствует κράτος, krátos).
Проблема различения философских взглядов Сократа проистекает из восприятия противоречий в утверждениях, сделанных Сократом в разные диалоги Платона; в более поздних диалогах Платон использует персонажа Сократа, чтобы озвучить свои собственные взгляды. Эти противоречия порождают сомнения относительно истинных философских доктрин Сократа в его среде и в том виде, в каких они были записаны другими людьми. Аристотель в своей Magna Moralia обращается к Сократу словами, из которых становится очевидным, что Сократ придерживался доктрины достоинства знания. В рамках метафизики Аристотель утверждает, что Сократ был занят поиском моральных добродетелей, будучи «первым, кто искал для них универсальные определения».
Проблема понимания Сократа как философа в следующем: На Симпозиуме Ксенофонта Сократ, как сообщается, говорит, что он считает самым важным искусством или занятием, - обсуждение философии. Однако в «Облаках» Аристофан изображает Сократа как руководящего школой софистов с Херефоном. Кроме того, в «Апологии» Платона и Симпозиум, а также в рассказах Ксенофонта Сократ прямо отрицает получение платы за обучение. В частности, в «Апологии» Сократ Сообщается на свою бедность как на доказательство того, что он не учитель.
Сократ слезы Алкивиада от объятий чувственного удовольствия Жан-Батист Реньо (1791)Сохранились два фрагмента сочинений пирронистского философа Тимона. Флия, относящийся к Сократу. Оба, кажется, взяты из Силлоя Тимона, в котором Тимон высмеивал и высмеивал догматических философов.
Подробная информация о жизни Сократа получена из современных источников, так и из более поздних источников античного периода. Из современных источников больше информации берется из диалогов Платона и Ксенофонта (оба приверженцы Сократа) и завещаний Антисфена, Аристиппа, и Эсхин из Сфетоса, и меньший из пьес Аристофана. Источники более позднего античного периода включают Аристоксена, Аполлодора Афинского (жившего во втором веке до нашей эры), Цицерона (живого 106–43 гг. До н.э.) и Диогена Лаэртийского (живые, вероятно, в первой половине века нашей эры).
Считается, что источники частично или полностью использовали фактическую информацию о жизни Сократа, доступную каждому из них, чтобы дать свою собственную интерпретацию сущности информации его учения, приводящую в каждом случае к различным версиям. Например, в пьесе Аристофана Облака Сократ превращается в своего рода клоуна, особенно склонного к софистике, который учит учеников, как обманом выбраться из долгов. Однако, из-за того, что основные характеристики Аристофана являются пародиями, его характеристика также не является буквальной. В Федоне, который является единственным засвидетельствованным устройством, предоставляющим описывающую смерть Сократа, Платон, как полагают, выбрал и опустил детали, чтобы предоставить материал для своего аргумента в пользу существования освобождения души от тела, аргумент, который он получил, узнав об идеях Пифагора (родился примерно после 606 г. и умер примерно после 510 г. до н.э.).
Указанный год рождения Сократа является предполагаемой датой или оценкой, учитывая, что датировка чего-либо в древней истории частично зависит от аргументов, связанных с неточным периодом floruit отдельных людей. Диоген Лаэртиус Заявленная дата рождения Сократа была «шестым днем Таргелиона, дня, когдаиняне очищают город». Современные источники утверждают, что он родился не намного позже, чем где-то после 471 года, его дата рождения находится в пределах периода от 470 до 469 до н.э. или от 469 до 468 до н.э. (соответствует четвертому году н.э. 77-я Олимпиада ).
Сократ родился в Алопеке и принадлежал к племени Антиохидов. Его мать была акушеркой по имени Фэнарета. За свои 50 лет Сократ женился на Ксантиппе, что особенно помнят за нежелательный характер. троих сыновей: Лампрокл, Софрониск и Менексен ; хотя Аристотель утверждал, что последние двое были его сыновьями от другой (предположительно более ранней) жены, Мирто, дочери Лисимаха (близкого друга отца Сократа,
Сократ, вероятно, получил образование каменщика, а в древности существовала традиция Согласно современной науке, Сократ создал статуи Харитов, которые стояли
Ксенофонт сообщает, что, поскольку молодежи разрешалось входить Агора, они собирались в цехах вокруг нее. Сократ часто заходил в эти магазины, чтобы побеседовать с купцами. Наиболее заметным среди них был Симон Сапожник.
Некоторое время Сократ исполнял роль гоплита, участвуя в Пелопоннесской войне - конфликте, который периодически растягивался на период с 431 по 404 год до нашей эры. Некоторые диалоги Платона к военной службе Сократа.
В монологе Апологии Сократ заявляет, что он был активен для Афин в битвах при Амфиполе, Делиуме и Потидее. В «Симпозиуме» Алкивиад внешний вид доблесть Сократа в битвах при Потидее и Делиуме, рассказывая о том, как Сократ ему жизнь в прежней битве (219e - 221b). Доблесть Сократа в Потидее также упоминается в начале Хармида. Сократ только что вернулся с того сражения, в котором погибло много афинян, и Херефон подбегает к нему, чтобы спросить о битве. Исключительная служба Сократа в Делиуме также упоминается в Laches Генералом, в честь которого назван диалог (181b). В «Апологии» Сократ сравнивает свою военную службу в зале заседаний, считающий, что ему следует полагать от философии, также должен думать, что солдатам следует отступать, когда кажется вероятным, что они будут убиты в бою.
В течение 406 года он участвовал в качестве члена Буля. Его племя, Антиохий, составляющее пританы в тот день, когда обсуждалось, какая судьба постигнет генералов битвы при Аргинусах, которые оставили убитых, а также выживших на затонувших кораблях, чтобы преследовать побежденный спартледованский флот.
Согласно Ксенофонту, Сократ был Посланием для обсуждения, но Делебек и Хацфельд думаю, что это приукрашивание, потому что Ксенофонт составил после информации смерти Сократа.
Некоторые считали генералов неспособными выполнить самые основные обязанности. Однако когда пританы ответили отказом в голосовании по этому вопросу, люди отреагировали угрозами смерти, направленными непосредственно на пританы. Они уступили, и тогда Сократ в одиночку, поскольку Послания заблокировали голосование, было предложено Калликсеином. Причина, которую он привел, заключалась в том, что «ни в коем случае он не будет действовать иначе, как в соответствии с законом».
Результат судебного разбирательства был окончательно признан судебной ошибкой или незаконной, но на самом деле Сократом решение не было поддержано писаным статутным законом, вместо того, чтобы оставаться на сохранении менее строгого и менее формального закона nomos. Одним из казненных генералов был Перикл Младший, сын Перикла от Аспасии Милетской.
Платон Извинения, части 32c - 32d, как Сократа и еще четырех человек вызвали к Толосу, о чем представители олигархия Тридцати (олигархия начала править в 404 г. до н.э.) отправились в Саламин, чтобы арестовать Саламинца Леона, который должен быть возвращен для предыдущих казни. Однако он считал, что он должен быть единственным из пяти мужчин, которые предпочли не участвовать в том, что он считал преступлением, что он считал преступлением, и на последующем риске возмездия стороны тиранов. 262>
Сократ жил во время перехода от расцвета афинской гегемонии к ее упадку с поражением Спарта и ее союзники в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от неудач, афинская общественность, возможно, испытывали сомнения по поводу демократии как эффективной формы правления. Сократ, по-видимому, был критиком демократии, и некоторые ученые интерпретируют его суд как проявление политической борьбы.
Смерть Сократа, Жак-Луи Давид (1787)Заявление о лояльности своему городу, Сократ вступил в конфликт с текущим курсом афинской политики и общества. Он прямо или косвенно восхвалял Спарту, главного соперника Афин, в различных диалогах. Одним из предполагаемых оскорблений Сократа против города было его положение социального и морального критика. Вместо того, чтобы поддерживать статус-кво и принимать того, что он считал безнравственным в своем регионе, Сократ подверг сомнению развитие коллективного понятия «сила делает правильным», которое, по его мнению, было распространено в Греции в тот период. Платон называет Сократа "оводом " государства (как овод жалит коня, так и Сократ ужалил различных афинян), поскольку онал некоторых людей соображениями справедливости и стремлением к добру..
Согласно Апологии Платона, жизнь Сократа как овода в Афинах началась, когда его друг Херефон спросил Оракула в Дельфах, был ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил, что никто не был мудрее. Сократ считал, что ответ Оракула был неправильным, потому что считал, что у него вообще нет мудрости. Он приступил к проверке загадки, приблизившись к людям, которых афинцы считали мудрыми - государственными деятелями, поэтами и ремесленниками, - чтобы опровергнуть заявление Оракула. Однако, задавая им вопросы, Сократ пришел к выводу, что, хотя каждый думал, что знает много и был мудр, на самом деле они знали очень мало и вовсе не были мудрыми. Итак, Сократ истолковал значение Оракула так: хотя так называемые мудрецы считали себя мудрыми, но не были, он сам знал, что совсем не мудрый, что, как это ни парадоксально, делало его мудрее, поскольку он был единственным человеком, знавшим об этом. его собственное невежество. Парадоксальная мудрость Сократа заставила выдающихся афинян, которых он публично подверг сомнению, выглядеть глупыми, настраивая их против него и приводя к обвинениям в проступках. Сократ отстаивал свою роль овода до конца: на суде, когда Сократа попросили предложить свое собственное наказание, он предложил вместо этого заработную плату, выплачиваемую государством, и бесплатные обеды до конца своей жизни, чтобы финансировать время, которое он проводил в качестве Благодетель Афин.
Робин Уотерфилд предполагает, что Сократ был добровольным козлом отпущения; его смерть была очищающим средством от бед Афин. С этой точки зрения, знак признательности Асклепию (греческому богу, исцеляющему болезни) - петушку, о котором он говорит Критону - мог бы стать лекарством от недугов Афин. Однако, поскольку петушок был обычным подношением благодарности и не представлял большой ценности, это толкование оспаривается; Сократ, возможно, только просил Критона не забыть выполнить клятву, взятую ради (неназванного) друга, выздоровевшего от болезни.
В 399 г. до н. Э. Сократ предстал перед судом и впоследствии был признан виновным как в развращении умов афинской молодежи, так и в нечестии (асебея, «не верящие в богов государства»). В качестве наказания он был приговорен к смертной казни: распитие смеси, содержащей ядовитый болиголов.
Бюст Сократа в Музее ВатиканаСмерть Сократа описана в конце Платона Федон, хотя сам Платон не присутствовал при казни. Что касается правдивости рассказа Платона о смерти Сократа, кажется возможным, что Платон подчеркивал некоторые факторы, опуская другие, поскольку описание Федона не описывает прогресс действия яда (Gill 1973) в соответствии с современные описания. Федон утверждает, что после того, как он выпил яд, Сократу было приказано ходить, пока его ноги не онемели. Когда он лег, человек, который ввел яд, ущипнул его за ступню, и Сократ больше не чувствовал его ног. Онемение медленно поднималось по его телу, пока не достигло сердца.
Сократ решил закрыть лицо во время казни (118 a6 Федон).
Согласно Федону (61c – 69e), Сократ утверждал, что «[все] философия готовится к смерти
Последниеслова Сократа считается, возможно, искренними (J. Crooks, 1998) или, возможно, ироничными в том смысле, что он собирался «излечиться» от болезни смертности (К. Гилл, 1973).
Сократ говорит свои последние слова Критону:
Есть несколько разных переводов:
Сократ отклонил просьбу Критона о попытке побега из тюрьмы. Ксенофонт и Платонаются, что Сократ имеет возможность сбежать, воспользовавшись возможностью подкупить тюремных охранников. В качестве причин, по которому он решил остаться, было предложено несколько предложений:
Полная причина его отказа бежать главной темой Крито. Сократ охотно пил болиголов без жалоб (решив не бежать), Р. Фрей (1978) предположил, что на самом деле Сократ решил покончить жизнь самоубийством.
Возможно, его самый важный вклад в Западная мысль - это его диалектический метод исследования, известный как сократовский метод или метод "elenchus", который он в степени применил для исследования ключевых моральных понятий, таких как добро и справедливость.. Впервые он был описан Платоном в «Сократических диалогах». Чтобы решить проблему, ее следует разбить на ряд вопросов, ответы на которые постепенно выявляют ответ, который будет искать человек. Один из самых продолжительных вкладов Сократа и ключевой фактор, благодаря которому он заработал себе звание отца политической философии, этики или моральной философии, и как номинальный руководитель всех центральных тем западной философии. метод Сократа часто считался элементом американского юридического образования.
Чтобы проиллюстрировать использование метода Сократа, предлагается серия вопросов. человек или группа определите свои основные убеждения и своих степеней. Метод Сократа - это отрицательный метод устранения гипотез, в лучших гипотезах существуют методы последовательного устранения тех, приводят к гипотезе. Он был разработан, чтобы заставить человека исследовать свои убеждения и их обоснованность.
Альтернативная интерпретация диалектики заключается в том, что это метод непосредственного восприятия Формы Добра. Философ Карл Поппер описание диалектику как «искусство интеллектуальной интуиции, визуализации божественных оригиналов, Форм или Идей, раскрытия Великой Тайны за повседневным миром явлений обычного человека». В том же ключе французский философ Пьер Адо предполагает, что диалоги являются разновидностью духовного упражнений. Адо пишет, что «по мнению Платона, каждое диалектическое упражнение именно потому, что оно является упражнением чистого мышления, подчиняющееся требованиям Логоса, отвлекает душу от чувственного мира и ей позволяет преобразовать
Убеждения Сократа, в отличие от верований Платона, трудно различить. Существует мало доказательств, позволяющих разграничить их. Самого большого числа людей, способных к развитию, представленных в большинстве случаев, может быть достаточно. Другие утверждают, что у Сократа были собственные теории и убеждения, отличные от Платона. Существует определенная полемика, связанная с определением того, что это могло быть, из-за трудности отделения Сократа от Платона и трудности интерпретации драматических произведений, даже Сократа. Следовательно, отличить философские верования Сократа от философских верований Платона и Ксенофонта оказалось непросто, поэтому следует помнить, что приписывается Сократу, на самом деле могло быть скорее специфической заботой этих двух мыслителей.
Дело осложняется тем, что исторический Сократ, кажется, был известен тем, что задавал, но не отвечал, заявляет, что ему не хватает мудрости в отношении тем, по которому он задавал другие вопросы.
Если говорить о философских убеждениях Сократа, то он состоит в том, что он морально, интеллектуально и политически расходился со своими собратьями-афинянами. Когда его судят за ересь и развращение умы афинской молодежи, он использует свой метод elenchos, чтобы они применяли присяжным, что их моральные ценности ошибочны. Он говорит им, что они озабочены своими семьями, карьерой и политическими обязанностями, тогда как им следует заниматься «благополучием своими душами». Утверждение Сократа о том, что боги выделили его в качестве божественного эмиссара, кажется, вызывало раздражение, если не откровенную насмешку. Сократ также подверг сомнению софистическую доктрину, согласно которой можно научить arete (добродетели). Ему нравилось наблюдать, что успешные отцы (такие как выдающийся военный генерал Перикл ) не рожали сыновей собственного достоинства. Сократ утверждал, что моральное превосходство было скорее божественного завещания, чем родительского воспитания. Эта вера, возможно, способ того, что он не беспокоился о будущем своих сыновей.
Также, согласно А.А. Лонгу, «не должно быть никаких сомнений в том, что, несмотря на его заявление о том, что он ничего не знал, Сократ твердо верил в божественное», и цитируя памятные вещи Ксенофонта, 1.4, 4.3, :
Согласно Ксенофонту, он был телеологом, который считал, что бог устраивает все к лучшему.
Сократ часто говорит, что его идеи принадлежат не ему, а его учителям. Он упоминает несколько значительных: Продик ритор и Анаксагор философ. Удивительно, но Сократ утверждает, что он говорит, что Диотима (ср. Платон Симпозиум ), ведьма и жрица из Мантинеи, научил его всему, что он знает о эросе, или любви ; и что Аспасия, любовница Перикла, научила его искусству риторики. Джон Бернет утверждал, что его главным учителем был анаксагориец Архелай но его идеи были такими, как их описал Платон; Эрик А. Хэвлок, с другой стороны, не согласился с мнением о том, что зрения Сократа была точка зрения Архелая, в степени из-за причин таких аномалий и противоречий, которые возникли и «пост- датировал его смертью».
Многие из верований, традиционно приписываемых историческому Сократу, были охарактеризованы как «парадоксальные», потому что они кажутся противоречащими здравому смыслу. Среди так называемых сократовских парадоксов можно выделить следующие:
Термин «парадокс Сократа » может также относиться к референциальному парадоксу, происходящее из высказывания Сократа: «Что Я не знаю, я не думаю, что знаю", часто перефразиру как " Я знаю, что ничего не знаю ".
Утверждение« Я знаю, что я ничего не знаю »часто приписывается Сократу на основе В течение периода академического скептицизма Платоновской Академии академики основывали свой философский скептицизм на комментариях Сократа, утверждали Платона в «Апологии», что мудрость Сократаивалась осознанием своего собственного невежества. в Федоне, разделах 64-67, в которых Сократ обсуждает, как знание недоступно смертным.
Сократ считал, что добродетель требует или из phronēsis, «мысли, разума, суждения, практической мудрости и [и] благоразумия ». Следовательно, он считал, что проступки и недобродетельные поступки являются ре зультатом невежества, и что те, кто поступал неправильно, не знали лучшего.
Единственное, о чем Сократ утверждал, что он знает, - это «искусство любви» (та эротика). Это утверждение, кажется, связано со словом erôtan, что означает задавать вопросы. Следовательно, Сократ утверждает, что знает об искусстве любви, поскольку он умеет задавать вопросы.
Единственный раз, когда он действительно утверждал, что он мудр, был в «Апологии», в котором он говорит, что он мудрость ограниченное чувство обладания мудростью ". С одной стороны, он проводил четкую грань между человеческим невежеством и идеальным знанием; с другой стороны, Симпозиум Платона (Речь Диотимы) и Республика (Аллегория пещеры ) описывают метод восхождения к мудрости.
В Платоне Теэтет (150a) Сократ сравнивает свои обращение с молодыми людьми, которые приходят к нему за философскими советами, о том, как акушерки обращаются со своими пациентами, и о том, как действуют супружеские свахи. Он говорит, что сам настоящий сваха (προμνηστικός promnestikós) в том, что он наилучшим образом подбирает молодого человека философ для его особого ума. Однако он тщательно отличается от сводника (προᾰγωγό ς proagogos) или сутенер. Это различие отражено в симпозиуме Ксенофонта (3.20), где Сократ шутит о своей уверенности в том, что он сможет разбогатеть, если он захочет практиковать искусство сводничества. Со своей стороны как философский собеседник он приводит своего респондента к более ясному пониманию мудрости, хотя он утверждает, что сам не является учителем (Извинение). Его роль, как он утверждает, правильнее понимать как аналог акушерки (μαῖα maia).
В «Теэтете» Сократ объясняет, что сам он лишен теорий, но знает как воплотить в жизнь теории других и определить, достойны они или просто «ветряных яиц » (ἀνεμιαῖον anemiaion). Возможно, что важно, он указывает, что акушерки бесплодны из-за возраста, а женщины, которые никогда не рожали, не могут стать акушерками; у них не было бы опыта или знаний о рождении, и они не смогли бы отделить достойных младенцев от тех, которых следовало бы оставить на склоне холма для разоблачения. Чтобы судить об этом, акушерка должна иметь опыт и знание того, что она оценивает.
Сократ считал, что лучший способ для людей жить - это сосредоточиться о стремлении к добродетели, а не о стремлении, например, к материальному богатству. Он всегда приглашал других попытаться больше сосредоточиться на дружбе и чувстве истинного сообщества, поскольку Сократ считал, что это лучший способ для людей расти вместе как население. Его действия соответствовали этому стандарту: в конце концов, Сократ принял свой смертный приговор, когда многие думали, что он просто покинет Афины, поскольку он чувствовал, что не может убежать или пойти против воли своей общины; как упоминалось выше, его доблесть на поле боя была безупречной.
Идея о существовании определенных добродетелей сформировала общую нить в учении Сократа. Эти добродетели представляли собой наиболее важные качества, которыми должен обладать человек, главным из которых были философские или интеллектуальные добродетели. Сократ подчеркивал, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить [и] этическая добродетель - единственное, что имеет значение».
Утверждается, что Сократ верил » идеалы принадлежат миру, который может понять только мудрый человек ", что делает философа единственным человеком, подходящим для управления другими. В диалоге Платона о Республике Сократ открыто возражал против демократии, которая управляла Афинами во время его взрослой жизни. Это была не только афинская демократия: Сократ не считал идеальным любое правительство, не соответствующее его представлению об идеальном режиме, возглавляемом философами, а афинское правительство было далеко от этого. Однако вполне возможно, что Сократ Платоновской республики окрашен собственными взглядами Платона. В последние годы жизни Сократа Афины находились в постоянном движении из-за политических потрясений. Наконец, демократия была свергнута хунтой, известной как Тридцать тиранов, во главе с родственником Платона Критием, который когда-то был учеником и другом Сократа. Тираны правили около года, прежде чем афинская демократия была восстановлена, после чего была объявлена амнистия за все недавние события.
Противодействие Сократа демократии часто отрицается, и этот вопрос является одним из самых больших философских споров при попытке точно определить, во что верил Сократ. Самый сильный аргумент тех, кто утверждает, что Сократ на самом деле не верил в идею философских королей, заключается в том, что эта точка зрения выражена не ранее, чем Республика Платона, которая широко считается одним из «средних» диалогов Платона и не отражает исторические взгляды Сократа.. Кроме того, согласно «Апологии Сократа» Платона («ранний» диалог), Сократ отказался проводить традиционную политику; он заявляет, что не может разбираться в чужих делах или говорить людям, как жить своей жизнью, когда он еще не понимает, как жить своей жизнью. Он считал себя философом, занятым поисками Истины, и не утверждал, что знает ее полностью. Принятие Сократом смертного приговора после осуждения также может быть подтверждением этой точки. Часто утверждается, что большая часть антидемократических взглядов исходит от Платона, который так и не смог преодолеть отвращение к людям, что было сделано с его учителем. В любом случае очевидно, что Сократ считал правление Тридцати тиранов также нежелательным; когда его призвали помочь в аресте одного из афинян, Сократ отказался и чудом избежал смерти, прежде чем тираны были свергнуты. Однако он выполнил свой долг - служить prytanis, когда судили суд над группой генералов, которые руководили катастрофической военно-морской кампанией; Даже он сохранял бескомпромиссную тогда позицию, будучи одним из тех, кто, несмотря на сильное давление, отказался действовать не так, как это предусмотрено законом. Судя по его действиям, он считал правление Тридцати тиранов менее легитимным, чем сенат-демократ, приговоривший его к смертной казни.
Очевидное уважение Сократа к демократии - одна из тем, подчеркнутых в пьесе 2008 года Сократ на испытании Эндрю Дэвидом Ирвином. Ирвин утверждает, что именно из-за своей лояльности афинской демократии Сократ был готов принять вердикт своих сограждан. Как выразился Ирвин: «Во время войны и больших интеллектуальных интеллектуальных потрясений Сократ чувствовал себя обязанным выражать свои взгляды, несмотря на последствия. В результате его помнят сегодня не только за его острый ум и высокие этические принципы. стандартов, но также и его лояльность к мнению о том, что в условиях демократии лучший способ для человека себе, своим друзьям и своему городу - это быть верным и публично говорить о истина. "
В диалогах Платона, хотя Сократ иногда кажется поддерживает мистическую сторону, обсуждая реинкарнацию и мистические религии, Тем не менее, этот взгляд Сократа нельзя сразу отбросить, поскольку мы не можем быть уверены в различиях взглядов между людьми и Сократа, кроме как в работах Ксенофонта, кажется, есть некоторые следствия. «Симпозиуме» Платона, человек приходит к Море Красоты или к зрению «самого прекрасного» (211C); только тогда можно стать мудрым. (Симпозиуме Сократ приписывает свою речь о философском пути своему учителю, жрице Диотиме, которая даже не уверена, способна ли Сократ постичь высшие тайны.) В «Меноне» он назван на Элевсинские мистерии, говоря Мено, что он лучше поймет ответы Сократа, если он останется на прежнем месте. Дальнейшая путаница проистекает из природы этих исто. чников, поскольку платоновские диалоги, возможно, являются работой художника-философа, смысл которого не раскрывается ни пассивному читателю, ни, опять же, пожизненному ученому. Согласно Олимпиодору Младшему в своей «Жизни Платона», Платон сам «получил наставления от авторов трагедий», прежде чем приступить к изучению философии. Его произведения - это действительно диалоги; Выбор Платоном этого, медиума Софокла, Еврипида и художественных произведений театра, может отражать всегда интерпретируемую природу его произведений, поскольку его называли «драматургом разума». Более того, первое слово во всех произведениях. Наконец, и «Федр», и «Симпозиум» намекают на скромное высказывание Сократом философских истин в разговоре; Сократ из Федра доходит до того, что требует такого лицемерия и таинственности во всех письмах. Скрытность, которую мы часто находим у Платона, проявляющаяся здесь и там, выраженная в некотором загадочном использовании символы и / или иронии, может противоречить мистицизму, который Сократ излагает в некоторых других диалогах. Эти косвенные методы могут не удовлетворить некоторых читателей.
Сократ полагался на то, что греки называли его «дайманический знаком», предотвращающим (ἀποτρεπτικός apotreptikos) внутренним голосом, который Сократ слышал только тогда, когда собирался произнести ошибку. Именно этот знак помешал Сократу заняться политикой. В «Федре» нам говорят, что Сократ считал это «божественного безумия», разновидностью безумия, которое является даром богов и дает нам поэзию, мистицизм, любовь и даже философия сама по себе. С другой стороны, знак часто принимается за то, что мы бы назвали «интуицией»; однако характеристика этого феномена как daimōnic Сократом может предполагать, что его происхождение божественно, таинственно и не зависит от его собственных мыслей.
Сократ практиковал и защищал гадание. Считалось, что Ксенофонт умел предсказывать на основе жертвоприношений, и в своем сочинении «Командующий кавалерией» приписал многие из своих знаний Сократу.
Он был широко высмеян в Аристофане комедия Облака, созданная, когда Сократу было за сорок; на суде он сказал (согласно Платону), что на смех театра было труднее ответить, чем на аргументы его обвинителей. Сорен Кьеркегор полагал, что эта пьеса была более точным изображением Сократа, чем пьесы его учеников. В пьесе Сократа высмеивают за его грязность, которая связана с лаконичностью причудой; также в пьесах Каллия, Евполиса и Телеклида. Другие комические поэты, высмеивающие Сократа, включают и Амейпсиаса. Во всех этих случаях Сократ и софисты подвергались критике за «моральные опасности, присущие современной мысли и литературе».
Платон, Ксенофонт и Аристотель являются основными источниками исторического Сократа; однако Ксенофонт и Платон были учениками Сократа и могут идеализировать его; однако они написали единственные дошедшие до нас развернутые описания Сократа в их полной форме. Аристотель часто, но мимоходом, ссылается на Сократа в своих произведениях. Почти все произведения Платона сосредоточены на Сократе. Однако более поздние работы Платона кажутся больше его собственной философией, вложенной в уста его наставника.
Сократические диалоги - это серия диалогов, написанных Платоном и Ксенофонтом в форме дискуссии между Сократом и другими людьми его времени или дискуссии последователей Сократа по поводу его концепций. Платоновский Phaedo является примером этой последней категории. Хотя его Извинение является монологом Сократа, его обычно объединяют с Диалогами.
«Извинение» якобы является записью фактической речи Сократа, произнесенной в свою защиту на суде. В афинской системе жюри «извинение» состоит из трех частей: речи, за которой следует контроценка, а затем несколько заключительных слов. «Апология» - это англизированная транслитерация, а не перевод греческого apologia, означающего «защита»; в этом смысле он не апологетичен согласно нашему современному использованию этого термина.
Платон обычно не вкладывает свои идеи в уста конкретного говорящего; он позволяет идеям возникать с помощью Сократического метода под руководством Сократа. В большинстве диалогов Сократ в какой-то мере применяет этот метод, но нигде не так полно, как в Евтифроне. В этом диалоге Сократ и Евтифрон проходят несколько итераций по уточнению ответа на вопрос Сократа: «Что такое благочестивый, а что нечестивый?» (см. дилемма Евтифрона ).
В «Диалогах» Платона обучение появляется как процесс запоминания. душа до своего воплощения в теле находилась в сфере Идей (очень похожих на платоновские «Формы»). Там он видел вещи такими, какие они есть на самом деле, а не бледные тени или копии, которые мы видим на Земле. Посредством процесса вопрошания душу можно заставить вспомнить идеи в их чистой форме, тем самым принося мудрость.
. Особенно для сочинений Платона, относящихся к Сократу, не всегда ясно, какие идеи выдвигал Сократ (или его друзья) на самом деле принадлежали Сократу, и какие из них могли быть новыми дополнениями или уточнениями Платона - это известно как проблема Сократа. Как правило, ранние произведения Платона считаются близкими духу Сократа, тогда как более поздние произведения, в том числе Федон и Республика, считаются, возможно, продуктами разработок Платона.
Сразу же ученики Сократа приступили к работе как над совершенствованием своего восприятия его учений в политике, так и над развитием многих новых философских школ мысли.. Некоторые спорные и антидемократические тираны Афин были современниками или посмертными учениками Сократа, включая Алкивиада и Крития. Двоюродный брат Крития Платон в 385 г. до н.э. основал Академию, которая приобрела такую известность, что «Академия» стала стандартным словом для образовательных учреждений на более поздних европейских языках, таких как английский, французский и итальянский. протеже Платона, еще одна важная фигура классической эпохи, Аристотель продолжал учить Александра Великого, а также основал свою собственную школу в 335 г. до н.э. 280>Лицей - название которого теперь также означает образовательное учреждение.
Хотя «Сократ занимался моральными вопросами и вообще не обращал внимания на природу в целом», в своих диалогах Платон подчеркивал математику с помощью метафизический подтекст, отражающий подтекст Пифагора - первого, который доминировал в западной мысли вплоть до Ренессанса. Сам Аристотель был как философом, так и ученым с обширной работой в областях биологии и физики.
Сократова мысль, которая бросала вызов условностям, особенно в подчеркивании упрощенного образа жизни, оторвался от более отстраненных и философских поисков Платона. Эта идея была унаследована одним из старших учеников Сократа, Антисфеном, который в годы после смерти Сократа стал создателем другой философии: Цинизм.
Идея аскетизма быть рука об руку с этической жизнью или жизнью с благочестием, игнорируемая Платоном и Аристотелем и частично рассматриваемая циниками, сформировала ядро другой философии в 281 г. до н. э. - стоицизм, когда Зенон из Кития откроет для себя работы Сократа, а затем узнает у Крейта, философа-киника.
Хотя некоторые из более поздних вкладов Сократа в эллинистическую эру культуру и философию, а также в римскую эру были утеряны временем, его учение начало возрождение в обоих средневековая Европа и исламский Ближний Восток наряду с Европой Аристотеля и стоицизма. Сократ упоминается в диалоге Кузари еврейского философа и раввина Иегуды Галеви, в котором еврей инструктирует хазарского царя об иудаизме. Аль-Кинди, известный арабский философ, представил и попытался примирить Сократа и эллинистическую философию с исламской аудиторией, назвав его «Сукрат».
Влияние Сократа в Западной Европе в четырнадцатом веке росло, когда диалоги Платона были доступны на латыни Марсилио Фичино, а сократические сочинения Ксенофонта были переведены Базилием Бессарионом. Вольтер даже дошел до того, что написал сатирическую пьесу о суде над Сократом. Было много картин о его жизни, в том числе «Сократ слезы Алкивиада из объятий чувственного удовольствия» Жан-Батиста Реньо и «Смерть Сократа» Жака-Луи Давида в конце 18 века. век.
По сей день различные версии метода Сократа все еще используются в классе и в дискурсе юридической школы, чтобы выявить основные проблемы как в предмете, так и в говорящем. Он получил признание, начиная от частых упоминаний в поп-культуре (например, в фильме Превосходное приключение Билла и Теда и греческой рок-группы Socrates Drank the Conium ) до многочисленных бюстов в академические учреждения в знак признания его вклада в образование.
За последнее столетие многочисленные пьесы о Сократе также были сосредоточены на жизни и влиянии Сократа. Одной из последних была пьеса Сократ на испытании, основанная на «Облаках» Аристофана и «Апология» Платона, «Критон» и «Федон», адаптированная для современной постановки.
Оценка и реакция на Сократа была предпринята историками и философами со времени его смерти до наших дней с множеством выводов и точек зрения. Хотя он не подвергался прямому преследованию за его связь с Критиасом, лидером поддерживаемых Спартанцами Тридцати тиранов, и «проявил значительное личное мужество, отказавшись подчиниться [им]», некоторые считали его фигура, которая наставляла олигархов, которые стали жестокими тиранами и подорвали афинскую демократию. Софистическое движение, которое он критиковал при жизни, пережило его, но к III веку до нашей эры было быстро вытеснено многими философскими школами, на которые оказал влияние Сократ.
Смерть Сократа считается культовой, и его статус мученик философии затмевает самую современную и посмертную критику. Однако Ксенофонт упоминает о «высокомерии» Сократа и о том, что он был «экспертом в искусстве сутенерства» или «самопрезентации». Прямая критика Сократа-человека почти исчезает после этого времени, но есть заметное предпочтение Платона или Аристотеля по сравнению с элементами философии Сократа, отличными от элементов его учеников, даже в средние века.
Некоторые современные ученые считают, что с такой большой частью его собственной мысли, скрытой и, возможно, измененной Платоном, невозможно составить четкое представление о Сократе среди всех противоречивых свидетельств. То, что и цинизм, и стоицизм, несущие сильное влияние сократовской мысли, были непохожи или даже противоречили платонизму, что еще раз иллюстрирует это. Двусмысленность и недостаточная надежность служат современной основой критики - что настоящего Сократа почти невозможно узнать. Некоторые разногласия существуют также об отношении Сократа к гомосексуализму и относительно того, верил ли он в олимпийских богов, был ли он монотеистом или придерживался какой-либо другой религиозной точки зрения. Тем не менее, до сих пор широко преподается и считается, за небольшими исключениями, что Сократ является прародителем последующей западной философии до такой степени, что философы до него упоминаются как досократов.