Часть серии " Политика" | |||||||||
Основные формы правления | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Список форм правления | |||||||||
Источник власти
| |||||||||
Идеология власти
| |||||||||
Структура власти
| |||||||||
![]() | |||||||||
|
Тиран (от Древнегреческого τύραννος, tyrannos), в современном английском языке использования этого слова, является абсолютным правителем, который не сдерживаемый законом, или тот, кто присвоил себе суверенитет какого - либо легитимный правитель. Часто изображаемые жестокими тираны могут защищать свои позиции, прибегая к репрессивным мерам. Первоначальный греческий термин означал абсолютного суверена, пришедшего к власти без конституционных прав, однако это слово имело нейтральный оттенок в архаический и ранний классический периоды. Однако греческий философ Платон считал тиран отрицательным словом, и из-за решающего влияния философии на политику его негативные коннотации только усилились, продолжаясь и в эллинистический период.
Философы Платон и Аристотель определяли тирана как человека, который правит без закона, используя крайние и жестокие методы как против своего народа, так и против других. Encyclopédie определил термин как узурпатора суверенной власти, который делает «своих подданных, что жертвы его страстей и неправедных желаний, которые он замещает для законов». В конце пятого и четвертого веков до нашей эры возник новый вид тиранов, пользующихся поддержкой военных, особенно на Сицилии.
Обвинения в тирании можно применить к самым разным типам правительства:
Английское существительное тиран появляется в среднеанглийском употреблении через старофранцузский язык с 1290-х годов. Слово происходит от латинского tyrannus, что означает «незаконный правитель», а это, в свою очередь, от греческого τύραννος tyrannos «монарх, правитель полиса »; tyrannos, в свою очередь, имеет догреческое происхождение, возможно, из Лидии. Финальное -t возникает в старофранцузском как ассоциация с настоящими причастиями в -ant.
«Слово« тирания »используется во многих значениях не только греками, но и во всей традиции великих книг». Оксфордский словарь английского языка предлагает альтернативные определения: правитель, незаконный правитель (узурпатор), абсолютный правитель (деспот) или деспотичный, несправедливый или жестокий правитель. Этот термин обычно применяется к жестоким автократам, которые правят своими подданными жестокими методами. Угнетение, несправедливость и жестокость не имеют стандартных критериев или пороговых значений.
Греки определяли как узурпаторов, так и тех, кто наследует власть от узурпаторов, как тиранов. Полибий (~ 150 г. до н.э.) указал, что в конечном итоге любая форма правления единоначалия (монархия / исполнительная власть) превратится в тиранию.
Старые слова определяются их историческим употреблением. Библейские цитаты не используют слово тиран, но выражают мнения, очень похожие на мнения греческих философов, ссылаясь на злобу, жестокость и несправедливость правителей.
Греческие философы подчеркивали качество правления, а не легитимности или абсолютизма. "И Платон, и Аристотель говорят о царе как о хорошем монархе, а о тиране как о плохом. Оба говорят, что монархия или правление одного человека является царственным, когда оно служит благополучию управляемых, и тираническим, когда оно служит только интересы правителя. Оба делают беззаконие - либо нарушение существующих законов, либо правительство по личному распоряжению без установленных законов - признаком тирании ».
Философы Просвещения, казалось, определяли тиранию по связанным с ней характеристикам.
Некоторые авторы считают, что плохие результаты относительны, и приводят некоторых тиранов в качестве примеров таких, как авторитарное правление может быть полезным (например, Мустафа Кемаль Ататюрк из Турции ) или причинить ограниченный долгосрочный ущерб стране (например, Франсиско Франко из Испании ), однако есть являются очень субъективной оценкой. Те, кто составляет список или ранжирует тиранов, могут дать определения и критерии для сравнения или признать субъективность. Сравнительные критерии могут включать контрольные списки или подсчет трупов. Учет смертей на войне проблематичен - война может строить империи или защищать народные массы - она также помогает побеждать тиранов у власти.
«Цинь Ши-Хуан Ди - первый император Китая. Он объединил семь отдельных королевств в единую нацию. Он построил Великую стену и был похоронен вместе с терракотовыми солдатами. Китайцы испытывают к нему смешанные чувства. Они гордятся этим. нации, которую он создал, но он был маниакальным тираном ». - Джин Луен Ян
Репрессивные лидеры скрепляли государства ( Александр Великий, Иосип Броз Тито ).
Современного тирана можно объективно определить по доказанному нарушению международного уголовного права, например, преступлениям против человечности.
В брошюре Эдварда Сексби 1657 года «Убийство, а не убийстве» [ https://www.yorku.ca/comninel/courses/3025pdf/Killing_Noe_Murder.pdf ] описаны 14 ключевых черт тирана, поскольку эта брошюра была написана, чтобы вдохновить на убийство. Оливера Кромвеля, и показать, при каких обстоятельствах убийство может считаться почетным. В полном тексте документа содержится анализ и ссылки на этот вопрос от ранней дохристианской истории до 17 века, когда была написана брошюра. Из перечисленных наиболее распространенных черт тирании в « Убийстве, а не убийстве » подчеркивается:
[Исходный текст 1657 года: https://archive.org/details/killingnomurderb00sexbuoft/page/n3/mode/2up ]
В Шотландии " Lex Rex" Сэмюэля Резерфорда и " A Hind Let Loose" Александра Шилдса были влиятельными богословскими трудами, написанными против тирании.
Государство - продукт цивилизации. Сельское хозяйство позволило сконцентрироваться больше людей, что привело к еще большему конфликту. Политические и военные лидеры возникли для управления конфликтами. Все лидеры когда-то были по-своему тиранами. «Сама суть политики в [аграрных цивилизациях] была, по нашим современным демократическим стандартам, тиранической». Со временем возникли альтернативные формы и методы правления, допускавшие запоздалые определения и критику.
История заклеймила группу древнегреческих и сицилийских лидеров тиранами. История помнит правителей, их рост, методы и цели, а также среду, в которой они правили. Античные политические комментаторы Платон и Аристотель жили поздно, во времена многих тиранов. Для сравнения, у них были монархии и демократии. Историческое определение лучше всего понять с их исторической точки зрения.
В Древней Греции тираны были влиятельными оппортунистами, которые пришли к власти, заручившись поддержкой различных фракций демов. Слово « тираннос», возможно, догреческого, пеласгийского или восточного происхождения, тогда не подвергалось этической критике; это просто относилось к любому, хорошему или плохому, кто получил исполнительную власть в полисе нетрадиционными способами. Поддержка тиранов исходила от растущего среднего класса и крестьян, у которых не было земли или которые были в долгу перед богатыми землевладельцами. Это правда, что у них не было законного права править, но люди предпочитали их королям или аристократии.
Греческие тираны оставались у власти, используя наемных солдат из-за пределов своего города-государства. Чтобы посмеяться над тиранией, Фалес написал, что самое странное, что можно увидеть, - это «престарелый тиран», означающий, что тираны не имеют общественной поддержки, чтобы выжить в течение длительного времени.
An эсимнет (множественное число aesymnetai) имели аналогичный объем власти тирана, такие как Питтак Митилены, и был избран пожизненно или в течение определенного периода с помощью города-государства в период кризиса (с 640-568 до н.э.). - с той лишь разницей, что эсимнеты были конституционной должностью и были сопоставимы с римским диктатором. Магистраты в некоторых городах-государствах также назывались эсымнетай.
Греческая тирания выросла из борьбы низших классов против аристократии или против царей-священников, где архаические традиции и мифология санкционировали наследственные и / или традиционные права на власть. Народные перевороты обычно устанавливали тиранов, которые часто становились или оставались популярными правителями, по крайней мере, в начале своего правления. Например, народное воображение запомнило Писистрата по эпизоду - связанному (псевдонимом) Аристотеля, но, возможно, вымышленному, - в котором он освободил фермера от налогов из-за особой бесплодности своего заговора.
С другой стороны, сыновья Писистрата Гиппий и Гиппарх не были такими способными правителями, и когда разочарованные аристократы Гармодиос и Аристогейтон убили Гиппарха, правление Гиппия быстро стало репрессивным, что привело к изгнанию Писистратидов в 510 г. до н. в Персеполе как клиенты персидского Шаханшаха (Царя царей).
Одно из самых ранних известных применений слова «тиран» (по-гречески) принадлежит поэту Архилоху, жившему за три столетия до Платона, в отношении царя Лидии Гигеса. Принятие власти королем было нетрадиционным.
Расцвет тиранов архаического периода пришелся на начало VI века до нашей эры, когда Клисфен правил Сикионом на Пелопоннесе, а Поликрат правил Самосом. За это время восстания свергли многие правительства в Эгейском мире. Чилон, честолюбивый и способный Эфоры из Спарты, построил прочный союз между соседними государствами, делая общее дело с этими группами, стремящимися противостоять непопулярным тиранического правления. Вмешавшись против тиранов Сикиона, Коринфа и Афин, Спарта, таким образом, приняла на себя эллинское лидерство до персидских вторжений. В то же время Персия начала вторгаться в Грецию, и многие тираны искали у Персии помощи против народных сил, стремящихся их устранить.
В Коринфе был один из первых греческих тиранов. В Коринфе рост благосостояния колониальных предприятий и расширение горизонтов, вызванных экспортом вина и масла, вместе с новым опытом Восточного Средиземноморья, привнесенным вернувшимися наемными гоплитами, работающими за границей, создали новую среду. Условия были подходящими для Cypselus, чтобы свергнуть аристократическую власть доминирующего, но непопулярного клана Bacchiadae. Члены клана были убиты, казнены, изгнаны или сосланы в 657 году до нашей эры. Под его правлением Коринф экономически процветал, а Кипселу удавалось править без телохранителей. Когда он затем завещал свое положение своему сыну, Периандру, тирания оказалась менее надежной, и Периандру потребовалась свита из наемных солдат, лично преданных ему.
Тем не менее, при Кипселе и Периандре Коринф расширил и усилил свой контроль над своими колониальными предприятиями, и экспорт коринфской керамики процветал. Однако тиранам редко удавалось установить беспрепятственную линию преемственности. Периандр бросил свою беременную жену вниз (убив ее), сжег своих наложниц заживо, изгнал сына, воевал со своим тестем и попытался кастрировать 300 сыновей своих предполагаемых врагов. Он сохранил свою позицию. Преемнику Периандра повезло меньше, и он был изгнан. После этого Коринфом управляла тусклая олигархия, и в конечном итоге его затмила растущая удача Афин и Спарты.
Афины принимали своих тиранов в конце архаического периода. В Афинах жители сначала дали титул тирана Писистрату (родственнику Солона, афинского законодателя), которому в 546 г. до н.э. после двух неудачных попыток удалось стать тираном. Поддержанный процветанием крестьянства и помещичьими интересами равнины, которая процветала благодаря росту экспорта оливкового масла, а также своим клиентам из Марафона, он сумел добиться авторитарной власти. Через амбициозную программу общественных работ, которая включала развитие государственного культа Афины ; поощрение создания фестивалей; поддержка Панафинейских игр, в которых призами были банки с оливковым маслом; и поддерживая Дионисию (что в конечном итоге привело к развитию афинской драмы), Писистрат сумел сохранить свою личную популярность.
За ним последовали его сыновья, и с последующим ростом афинской демократии титул «тиран» приобрел привычный негативный оттенок. Убийство сына Писистрата, тиран Гиппарх по Аристогитону и Harmodios в Афинах в 514 г. до н.э. положило начало так называемому „культ тираноубийства “ (то есть, убийцы тиранов). Презрение к тирании характеризовало это культовое движение. Несмотря на финансовую помощь Персии, в 510 году Писистратиды были изгнаны в результате сочетания интриг, изгнания и спартанского оружия. Антитираническое отношение стало особенно распространенным в Афинах после 508 г. до н.э., когда Клисфен реформировал политическую систему, сделав ее похожей на демократию. Гиппий (другой сын Писистрата) предложил править греками от имени персов и дал персам военный совет против греков.
В Тридцати тиранов, которых спартанцы, налагаемые на побежденные Аттиках в 404 г. до н.э., не будут классифицироваться как тирана в обычном смысле этого слова, и были фактически является олигархией.
Самые известные сицилийские тираны появились намного позже архаического периода. Тирания Сицилии возникла по тем же причинам, но здесь угроза карфагенского нападения продлила тиранию, способствуя возвышению военачальников и людей, объединившихся за ними. Такие сицилийские тираны, как Гелон, Иеро I, Иеро II, Дионисий Старший, Дионисий Младший и Агафокл Сиракузский, содержали щедрые дворы и стали покровителями культуры. Опасности, угрожающие жизни сицилийских тиранов, подчеркиваются в моральной сказке о « Дамокловом мече ».
Под гегемонией Македонии в 4-м и 3-м веках до нашей эры в Греции выросло новое поколение тиранов, особенно при правлении царя Антигона II Гонатаса, который установил своих марионеток во многих городах Пелопоннеса. Примерами были Клеон Сикионский, Аристодем из Мегаполиса, Аристомах I из Аргоса, Абантид из Сикиона, Аристипп из Аргоса, Лидиада из Мегаполиса, Аристомах II из Аргоса и Ксенон из Гермионы.
Против этих правителей, в 280 г. до н.э. демократические города начали объединяться в ахейских Лиги, который был в состоянии расширить свое влияние даже в Corinthia, Megaris, Арголида и Аркадии. Начиная с 251 г. до н.э. под предводительством Арата Сикиона ахейцы освободили многие города, в некоторых случаях убедив тиранов уйти в отставку, а когда Арат умер в 213 г. до н.э., Эллада была свободна от тиранов более 15 лет. Последний тиран материковой Греции, Наби Спартанский, был убит в 192 г. до н.э., и после его смерти Пелопоннес был объединен в конфедерацию стабильных демократий в Ахейском союзе.
Смотрите также: Список древнегреческих тирановРимские историки, такие как Светоний, Тацит, Плутарх и Иосиф Флавий, часто говорили о «тирании» в противовес «свободе». Тирания была связана с имперским правлением и теми правителями, которые узурпировали слишком много полномочий у римского сената. Сторонники «свободы», как правило, были про-республиканскими и просенатскими. Например, относительно Юлия Цезаря и его убийц Светоний писал:
Поэтому заговоры, которые ранее формировались отдельно, часто группами по двое или трое, были объединены в общий заговор, поскольку даже население больше не было удовлетворено нынешними условиями, но оба тайно и открыто восставали против его тирании и взывали к защитники своей свободы.
Граждане империи осмотрительно определяли тиранов. «... Голова и руки Цицерона [были] отрезаны и прибиты к трибуне Сената, чтобы напомнить всем об опасностях выступления против тирании». С тех пор появилась тенденция обсуждать тиранию абстрактно, ограничивая примеры тиранов древнегреческими правителями. Философы выразительнее историков.
Иосиф идентифицировал тиранов в библейской истории (в еврейских древностях), включая Нимрода, Моисея, Маккавеев и Ирода Великого. Он также определил некоторых более поздних тиранов.
Тирания считается важным предметом, одной из «великих идей» западной мысли. Классические произведения содержат много ссылок на тиранию и ее причины, следствия, методы, практики, альтернативы... Они рассматривают тиранию с исторической, религиозной, этической, политической и вымышленной точек зрения. «Если какой-либо пункт в политической теории неоспорим, то может показаться, что тирания - это худшее коррупционное искажение правительства, жестокое злоупотребление властью и жестокое насилие над людьми, которые ей подвержены». Хотя это может отражать консенсусную позицию среди классиков, она не единодушна - Томас Гоббс не согласился, утверждая, что между монархами не существует объективных различий, таких как порочность или добродетель. «Недовольные монархией называют ее тиранией, а недовольные аристократией называют ее олигархией; так же и те, кто огорчены демократией, называют это анархией...»
Первая часть из Данте Алигьери «s Божественной комедии описывает тиран („кто прилепился кровью и грабежа“) в седьмом уровне Ада, где они погружали в кипящей кровь. К ним относятся Александр Македонский и Аттила Гунн, и они делят уровень с разбойниками с большой дороги.
Никколо Макиавелли объединяет все правление одного человека (которого он обычно называет «принцем») с «тиранией», независимо от легитимности этого правила, в своих « Рассуждениях о Ливии». Он также отождествляет свободу с республиканскими режимами. Иногда он называет руководителей республик «князьями». Он никогда не использует это слово в «Принце». Он также не разделяет традиционного взгляда на тиранию и в своих «Беседах» иногда явно выступает в качестве советника тиранов.
Древние греки, как и римские республиканцы, в целом стали довольно настороженно относиться ко многим людям, стремящимся осуществить народный переворот. Шекспир изображает борьбу одного такого анти-тиранического римлянина, Марка Юния Брута, в своей пьесе « Юлий Цезарь».
В книге Гиббонса «Упадок и падение Римской империи», том I, глава III, было показано, что Август принял власть тирана, разделив власть с реформированным сенатом. «После достойного сопротивления лукавый тиран подчинился приказам сената и согласился принять управление провинциями и общее командование римскими войсками...« Императоры »смиренно провозгласили себя ответственными министрами сената., чьи высшие указы они диктовали и подчинялись ». Римскую империю «можно определить как абсолютную монархию, замаскированную формами содружества». Римские императоры были обожествлены. Гиббонс называл императоров тиранами, а их правление тиранией. Его определения в этой главе были связаны только с абсолютизмом власти, а не с угнетением, несправедливостью или жестокостью. Он игнорировал видимость общего правила.
В эпоху Просвещения мыслители применяли слово тирания к системе правления, которая развивалась вокруг аристократии и монархии. В частности, Джон Локк в рамках своей аргументации против « божественного права королей » в своей книге « Два трактата о государственном управлении» определяет это следующим образом: «Тирания - это проявление силы, превышающей право, на которую никто не может иметь права; и это используя власть, которую каждый имеет в своих руках, не для блага тех, кто находится под ее властью, а для своей личной, отдельной выгоды ". Концепция тирании Локка повлияла на писателей последующих поколений, которые разработали концепцию тирании как противовес идеям прав человека и демократии. Томас Джефферсон упомянул тиранию короля Великобритании Георга III в Декларации независимости.
Списки включают:
Есть также множество названий книг, в которых тиранов идентифицируют по имени или обстоятельствам.
Среди английских правителей некоторые были идентифицированы как тираны по названию книги: Джон, король Англии (подписавший Великую хартию вольностей), Генрих VIII Английский и Оливер Кромвель.
Путь тирана может показаться легким и приятным (для всех, кроме аристократии). Историк 20-го века сказал:
Следовательно, путь к власти в коммерческих городах Греции был прост: нападать на аристократию, защищать бедных и приходить к взаимопониманию со средним классом. Придя к власти, диктатор отменил долги или конфисковал большие поместья, обложил налогом богатых для финансирования общественных работ или иным образом перераспределил чрезмерно сконцентрированное богатство; и, приковав к себе массы такими мерами, он заручился поддержкой деловых кругов, продвигая торговлю с помощью государственных чеканок и коммерческих договоров, а также повышая социальный престиж буржуазии. Вынужденные зависеть от популярности, а не от наследственной власти, диктатуры по большей части не участвовали в войне, поддерживали религию, поддерживали порядок, продвигали мораль, выступали за более высокий статус женщин, поощряли искусство и расточали доходы на благоустройство своих городов.. И во многих случаях они делали все это, сохраняя при этом формы народного правления, так что даже при деспотизме люди учились путям свободы. Когда диктатура [тирана] послужила уничтожению аристократии, люди разрушили диктатуру; и потребовалось всего несколько изменений, чтобы демократия свободных людей стала реальностью и формой.
Древнегреческие философы (которые были аристократами) были гораздо более критичными в описании методов тиранов. Оправдание изгнания тирана отсутствовало в описании историка, но было центральным для философов.
В республике, Платон утверждал: «Люди всегда имеют какой - то чемпион, которого они поставили над ним и медсестрой в величии [...] Это и никто другой не является корнем, из которого тиран пружины, когда он впервые появляется он является защитником. ".
Тираны либо наследуют положение от предыдущего правителя, либо поднимаются по карьерной лестнице в армии / партии, либо захватывают власть как предприниматели. Ранние тексты называли тиранами только предпринимателей, отличая их от «плохих королей». Такие тираны могут действовать как арендаторы, а не собственники государства.
Политические методы захвата власти иногда дополнялись театром или силой. Писистрат Афинский обвинил врагов в нанесении себе ран, чтобы оправдать действия телохранителя, которого он использовал для захвата власти. Позже он появился с женщиной, одетой как богиня, чтобы предложить божественную санкцию его правления. В третий раз он использовал наемников, чтобы захватить и удержать власть.
Подробные рекомендации по методам тиранам давали Аристотель (например, в « Политике») и Никколо Макиавелли (в «Принце» ). Это, в общем, сила и обман. К ним относятся наем телохранителей, разжигание войн для подавления инакомыслия, чистки, убийства, а также необоснованные обыски и конфискации. Аристотель предложил альтернативный способ удержания власти - справедливое правление.
Методы тиранов для удержания власти включают в себя умиротворение мирового общественного мнения путем фальсификации выборов, использования насилия или угрозы его применения, а также поиск народной поддержки путем призывов к патриотизму и утверждений об улучшении условий.