Смерть Сократа | |
---|---|
Художник | Жак-Луи Давид |
Год | 1787 (1787) |
Средний | Холст, масло |
Движение | Неоклассицизм |
Размеры | 129,5 см × 196,2 см (51,0 дюйма × 77,2 дюйма) |
Местоположение | Музей Метрополитен, Нью-Йорк |
Смерть Сократа (фр. : La Mort de Socrate) - холст, написанный маслом французским художником Жаком-Луи Давидом в 1787 году. живопись сосредоточена на классическом сюжете, как и многие его работы того десятилетия, в данном случае история казни Сократа как рассказано Платоном в его Phaedo. В этой истории Сократ был признан виновным в развращении афинской молодежи и представлении странных богов и приговорен к смерти, выпив ядовитого болиголова. Сократ использует свою смерть как последний урок для своих учеников, а не убегает, когда появляется возможность, и спокойно смотрит на нее. Федон изображает смерть Сократа, а также является четвертым и последним диалогом Платона, подробно описывающим последние дни философа, что также подробно описано в Евтифрон, Извинение и Крито.
На картине старик в белом халате сидит прямо на кровати, протянув одну руку над чашкой, а другой жестикулируя в воздухе. Его окружают другие мужчины разного возраста, большинство из которых демонстрируют эмоциональное расстройство, в отличие от старика-стоика. Молодой человек, протягивающий ему чашку, смотрит в другую сторону, спрятав лицо в свободной руке. Другой молодой человек хватается за бедро старика. Пожилой мужчина сидит в изголовье кровати и смотрит себе на колени. Слева сквозь арку в стене на заднем плане видны другие мужчины.
Хотя он консультировался с отцом Адри, ученым по По сюжету, изображение смерти Сократа Давидом содержит много исторических неточностей. Он убрал многих персонажей, первоначально описанных в диалогах Платона. Тем не менее, он включил Аполлодора, человека, прислонившегося к стене прямо внутри арки, хотя, как говорят, он был отправлен Сократом за то, что выказал слишком много горя. Давид также исторически искажал возраст многих учеников Сократа, включая Платона. Платон был бы молодым человеком в момент смерти Сократа, но на этой картине он - старик, сидящий у изножья кровати. Даже лицо Сократа гораздо более идеализировано, чем классический бюст, который обычно используется как эталонный портрет Сократа. Это подчеркивает, что жизнь Сократа спроецирована из разума Платона, тогда как старый Платон идеализирует Сократа. Таким образом, картину можно рассматривать скорее как анализ, чем как неудачное историческое изображение.
Дэвид использует цвет, чтобы подчеркнуть эмоции в этой картине. Оттенки красного более приглушены по краям картины и становятся более яркими в центре, кульминацией чего становится темно-красная одежда человека, держащего чашу с ядом, которую обычно воспринимают как предложение чаши Сократу, а не получение ее после Сократа. поглотил его содержимое. Единственные два безмятежных человека, Сократ и Платон, облачены в контрастные голубовато-белые одежды. Более приглушенная цветовая гамма этой картины может быть ответом на критику Давида Клятвы Горациев, которые назвали его цвета «яркими».
Давид подписал эту картину в двух местах; он поставил свою полную подпись под Крито, молодой человек сжимает бедро Сократа, а свои инициалы под Платоном. Размещение подписи Давида часто имело символическое значение - например, на его картине Станислав Костка Потоцкий Давид подписал ошейник собаки, которая лает на натурщика. В «Смерти Сократа» его подписи тоже имеют значение. Его инициалы под Платоном являются ссылкой на то, что история исходит от Платона, благодарность за вдохновение. Его более полная подпись под Crito означает, что это персонаж, с которым художник отождествляет себя больше всего. Возможно, это отсылка к позиции Критона в композиции - сжимая бедро Сократа. Таким образом, Давид будет рассматриваться как человек, который также цепляется за мораль и ценности, которые олицетворяет Сократ.
Существуют некоторые разногласия относительно происхождения картины. Видаль утверждает, что «младший из [fr ] двух сыновей заказал Давида Смерть Сократа в 1786 году», но Бордес говорит, что «рисунок Сократа… имеет неожиданную дату 1782 года». Однако возможно, что заказ в 1786 году был заказан для картины, которую Давид уже задумал еще в 1782 году, и Бордес признает, что дата является добавлением к рисунку. Независимо от того, когда она была задумана изначально, картина была завершена в 1787 году в Париже.
Во время первой поездки Давида в Рим он начал изучать изображение погребальных сцен и рисовать множество примеров. Многие из основных работ Давида происходят от этих погребальных рисунков. На этой картине Дэвид исследует подход философа к смерти. Сократ стоичен и спокоен, потому что он видит смерть как отдельную, актуальную сферу, состояние бытия, отличное от жизни, но не как конец существования. Фактически, в «Федоне» Сократ, кажется, больше озабочен тем, как Критон отнесется к своей смерти, чем своим собственным благополучием. На картине жест Сократа показывает нам, что он все еще учит, даже в момент перед смертью. Говорят, что этот жест был вдохновлен поэтом Андре Шенье.
Еще одна картина, изображающая это событие, была написана итальянским художником Джамбеттино Чиньяроли. Работа Чиньяроли показывает Сократа уже мертвым, окруженного его страждущими последователями.
Смерть СократаЕще одно изображение смерти Сократа было сделано французским художником. Работа, которая в настоящее время хранится в Высшей школе изящных искусств в Париже, Франция, датируется примерно 1738 годом.
Викискладе есть материалы, связанные с смертью Сократа (Жак-Луи Давид). |