Продикус

редактировать
Выбор Геракла, Аннибале Карраччи, изображающий Басня, рассказанная Продиком

Продиком Кеосским (; греч. : Πρόδικος ὁ εῖος, Pródikos ho Keios; ок. 465 г. до н.э. - ок. 395 г. до н.э.) был греческим философом и принадлежал к первому поколению софистов. Он приехал в Афины как посол от Сеоса и стал известен как оратор и учитель. Платон относится к нему с большим уважением, чем другие софисты, и в нескольких платоновских диалогах Сократ появляется как друг Продика. Один писатель утверждает, что Сократ использовал свой метод обучения. Продик выделил лингвистику и этику в своей учебной программе. Содержание одной из его речей до сих пор известно и касается басни, в которой Геракл должен сделать выбор между Добродетелью и Пороком. Он также интерпретировал религию в рамках натурализма.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Учения
    • 2.1 Лингвистика
    • 2.2 Этика
    • 2.3 Натурализм
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Жизнь

Продик был уроженцем Иулиса на острове Кеос, месте рождения Симонида, которого он описал как подражали. Продик часто приезжал в Афины с целью вести дела от имени своего родного города и вызывал восхищение как оратор, хотя его голос был низким и склонным к падению. Плутарх описывает его. такой же стройный и слабый; и Платон также намекает на его слабость и степень изнеженности, которая в результате этого возникла. Филострат обвиняет его в роскоши и жадности, но ни один из более ранних источников не упоминает об этом.

В Протагоре Платона (драматическая дата около 430 г. до н.э.), Продик упоминается как ранее прибывший в Афины. Он появляется в пьесе Евполис, а также в Облаках (423 г. до н.э.) и Птицах (414 г. до н.э.) в Аристофане. Он часто приезжал в Афины по общественным делам. Среди его учеников были ораторы Ферамен и Исократ, а в год смерти Сократа (399 г. до н.э.) Продик был еще жив. Согласно утверждению Филострата, на которое нельзя полагаться, он прочитал свою лекцию о добродетели и пороке также в Фивах и Спарте. Апология Платона объединяет его с Горгием и Гиппием как теми, кто считался компетентным наставлять молодежь в любом городе. Лукиан упоминает его среди тех, кто читал лекции в Олимпии.

В диалогах Платона он упоминается или представляется с определенной степенью уважения по сравнению с другими софистами. Аристофан в «Облаках» обращается с ним более снисходительно, чем с Сократом; и Сократ Ксенофонта, с целью борьбы с сладострастием Аристиппа, заимствует из книги «мудрого Продика» историю о выборе Геракла. Подобно Протагору и другим, Продик читал лекции за плату от половины драхмы до 50 драхм, вероятно, в зависимости от того, ограничились ли слушатели одной лекцией или более полным курсом. Говорят, Продик накопил много денег. Утверждение, что он охотился за богатыми юношами, встречается только у Филострата.

Учения

Продик был частью первого поколения софистов. «Он был софистом в полном смысле слова профессиональным преподавателем-фрилансером». Поскольку он преподавал и философию, и политику, Платон представляет свои наставления в основном этическими и отдает предпочтение своим идеям, таким как смелость, опрометчивость и т. Д. смелости, над аналогичными попытками других софистов. Иногда он давал индивидуальные выступления, и хотя Каллимах знал их, похоже, они не сохранились надолго. В отличие от Горгия и других, которые хвастались владением искусством превращать малое в великое, великое в маленькое и рассуждать в длинных или коротких речах, Продик требовал, чтобы речь не была ни длинной, ни короткой, а была должной меры., и только в связи с другими софистами он обвиняется в стремлении сделать более слабую причину сильной посредством своей риторики (тем самым вдохновляя, например, описание Белиала Милтоном).

Лингвистика

Некоторые из диалогов Платона сосредоточены на лингвистической теории Продика и его настаивании на правильном использовании имен. Он уделял особое внимание правильному употреблению слов и различию выражений, связанных по смыслу. Фукидид, как говорят, заимствовал от него его точность в использовании слов. В Кратил, Сократ шутит, что, если бы он мог позволить себе лекции по пятидесяти драхмам, он теперь был бы экспертом по «правильности имен». В нескольких платоновских диалогах Сократ появляется как друг и соратник Продика, что показывает, по крайней мере, что у них были близкие личные отношения, и что Сократ действительно присутствовал по крайней мере на нескольких из его лекций. «Для Сократа правильный язык был предпосылкой для правильной жизни (включая эффективное правительство). Но Продик, хотя его лингвистическое обучение, несомненно, включало семантические различия между этическими терминами, остановился на пороге. Полное искусство логоса охватило не что иное, как вся философия ».

Этика

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Гераклом на распутье.

Речь о выборе Геракла была озаглавлена ​​Горай (Древнегреческий : Ὧραι). Геракл, когда он вступал в зрелый возраст, должен был выбрать один из двух жизненных путей: путь добродетели и путь порока. Появились две женщины: одна величавой красоты, украшенная чистотой, скромностью и осмотрительностью, другая - сладострастной формы, роскошного вида и одежды. Последний обещает провести его кратчайшим путем, без всякого труда, к наслаждению всеми удовольствиями. Другой, хотя и напоминает ему о его прародителях и его благородной природе, не скрывает от него, что боги не даровали то, что действительно красиво и хорошо, кроме неприятностей и осторожных усилий. Пока кто-то пытается удержать его от пути добродетели, настаивая на его трудностях; другая привлекает внимание к неестественному характеру наслаждения, которое предвосхищает потребность в нем, недостатку высшей радости, возникающей из благородных поступков и последствиям сладострастной жизни, и как она сама, почитаемая богами и людьми, ведет ко всем благородным делам и к истинному благополучию во всех жизненных обстоятельствах. Геракл выбирает добродетель. Этот набросок у Ксенофонта, вероятно, представляет в очень сокращенной форме основные идеи оригинала, от которых не осталось фрагментов.

Другая речь, по-видимому, Продикуса, упоминается в ложном платоническом диалоге Эриксиас. Продик обязуется показать, что ценность внешних благ зависит просто от того, как они используются, и что добродетели нужно учиться. Подобные чувства были выражены в «Похвале земледелия» Продика. Фальшивый диалог Аксиох приписывает ему взгляды на бесполезность земной жизни в разные эпохи и разные призвания, а также на то, что мы должны долго ждать свободы от связи с телом в небесном и родственном эфире. Здесь также можно найти доктрину о том, что смерти не следует бояться, так как она не влияет ни на живых, ни на умерших.

Натурализм

Продик, как и некоторые из его софистов, истолковывал религию через рамки натурализма. Богов он считал олицетворениями солнца, луны, рек, фонтанов и всего, что способствует комфорту нашей жизни, и иногда его обвиняли в атеизме. «Его теория заключалась в том, что первобытный человек был настолько впечатлен дарами, которые природа дала ему для продолжения его жизни, что он считал их открытием богов или самих себя, олицетворяющих божественное начало. Эта теория была замечательна не только своим рационализмом, но и тем, что его различение тесной связи между религией и сельским хозяйством ".

Примечания

Ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-02 07:32:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте