Исократ ( / aɪˈsɒkrəˌtiːz / ; древнегреческий : Ἰσοκράτης [isokrátɛ̂ːs] ; 436–338 до н.э.) был древнегреческим ритором, одним из десяти аттических ораторов. Среди самых влиятельных греческих риторов своего времени Исократ внес большой вклад в риторику и образование через свое обучение и письменные работы.
Греческая риторика обычно восходит к Кораксу из Сиракуз, который первым сформулировал набор риторических правил в пятом веке до нашей эры. Его ученик Тисий оказал влияние на развитие риторики зала суда и, по некоторым сведениям, был учителем Исократа. В течение двух поколений риторика стала важным искусством, рост которой обусловлен социальными и политическими изменениями, такими как демократия и суды. Исократ заморил себя голодом за два года до своего 100-летия.
Исократ родился в зажиточной семье в Афинах на пике могущества Афин незадолго до начала Пелопоннесской войны (431–404 гг. До н.э.). Суда пишет, что Исократ был сыном Феодора, который владел мастерской по изготовлению авлоса. Его мать звали Хедуто, у него была сестра и три брата; Его братьями были Тисипп ( древнегреческий : Τίσιππος) и Феомнестос (древнегреческий: Θεόμνηστος).
Его юность прошла в мрачный период после смерти Перикла, великого афинского лидера и государственного деятеля, это был период, когда богатство - как общественное, так и частное - растрачивалось, а политические решения были непродуманными и жестокими. Исократ был бы 14 лет, когда демократия голосовала, чтобы убить все гражданин Самцов небольшого фракийского города Скион.
В конце своей жизни он женился на женщине по имени Платана, дочери софиста Гиппия, и усыновил Афарея, одного из ее сыновей от предыдущего брака.
Исократ получил первоклассное образование. Сообщается, что он учился у нескольких выдающихся учителей, включая Тисия (одного из традиционных основоположников риторики), софистов Продика и Горгия и умеренного олигарха Ферамена, и был связан с Сократом, но эти отчеты могут отражать более поздние взгляды его интеллектуальных корней больше, чем исторического факта ».
Есть сведения, в том числе и самого Исократа, в которых говорится, что Пелопоннесская война уничтожила поместье его отца, и Исократ был вынужден зарабатывать себе на жизнь.
«Исократ явно избегал общественной жизни в нестабильные годы Пелопоннесской войны» (431–404).
Говорят, что его профессиональная карьера началась с логографии : он был нанятым спичрайтером зала суда. Афинские граждане не нанимали адвокатов; юридическая процедура требовала самопредставительства. Вместо этого они нанимали таких людей, как Исократ, чтобы они писали для них речи. У Исократа был большой талант к этому, так как ему не хватало уверенности в публичных выступлениях. Его слабый голос побудил его публиковать брошюры, и, хотя он не принимал непосредственного участия в государственных делах, его письменная речь повлияла на общественность и дала существенное представление об основных политических проблемах дня.
Около 392 г. до н.э. он основал свою собственную школу риторики (в то время в Афинах не было стандартной программы высшего образования; софисты, как правило, были странствующими) и оказался не только влиятельным учителем, но и проницательным бизнесменом. Его гонорары были необычно высокими, и он принимал не более девяти учеников одновременно. Многие из них впоследствии стали выдающимися философами, законодателями, историками, ораторами, писателями, а также военными и политическими лидерами. Как следствие, он накопил значительное состояние. По словам Плиния Старшего ( NH VII.30), он мог продать одну речь за двадцать талантов. «В основе его учения лежало аристократическое понятие arete (« добродетель, превосходство »), которого можно было достичь, занимаясь философией - не столько диалектическим изучением абстрактных предметов, таких как эпистемология и метафизика, которые Платон обозначал как« философия », сколько изучение и практическое применение этики, политики и публичных выступлений ».
Согласно Джорджу Норлину, Исократ определил риторику как внешнее чувство и внутреннюю мысль не только о выражении, но и о разуме, чувстве и воображении. Как и большинство тех, кто изучал риторику до и после него, Исократ считал, что ее использовали для убеждения нас самих и других, но также использовали ее для управления общественными делами. Исократ описал риторику как «тот дар нашей человеческой природы, который поднимает нас над простой животностью и позволяет нам жить цивилизованной жизнью». Исократ однозначно определил свой подход в речи « Против софистов ». Эта полемика была написана, чтобы объяснить и прорекламировать аргументацию и образовательные принципы, лежащие в основе его новой школы. Он продвигал широкое образование, выступая против двух типов учителей: эристиков, спорящих по теоретическим и этическим вопросам, и софистов, преподававших методы политических дебатов. Кроме того, хотя многие считают Исократа ритором и практикующим риторику, он называет свое исследование философией, которую считает своим. «Против софистов» - первая опубликованная работа Исократа, в которой он излагает философию. Его основной метод - противопоставить свои методы обучения софистике. Хотя Исократ не выступает против софистического метода обучения в целом, он подчеркивает свое несогласие с плохими практиками софистики.
Программа риторического образования Исократа подчеркивала способность использовать язык для решения практических задач, и он называл свои учения скорее философией, чем школой риторики. Он подчеркнул, что студентам необходимо учиться трем вещам: врожденным природным способностям, обучению знаниям, предоставленным учителями и учебниками, и практическим методам, разработанным педагогами. Он также сделал акцент на гражданском воспитании, обучении студентов служить государству. Студенты будут практиковаться в написании и произнесении речей на различные темы. Он считал естественные способности и практику более важными, чем правила или принципы риторики. Вместо того, чтобы описывать статические правила, Исократ подчеркивал «соответствие случаю» или кайрос (способность ритора приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам и ситуациям). Его школа просуществовала более пятидесяти лет, во многих отношениях заложив основу гуманитарного образования в том виде, в каком мы его знаем сегодня, включая ораторское искусство, композицию, историю, гражданство, культуру и мораль.
До Исократа преподавание состояло из софистов в первом поколении, которые ходили из города в город в качестве странствующих, которые учили всех, кто интересуется политическими занятиями, как быть эффективными в публичных выступлениях. Некоторые популярные путешественники конца V века до нашей эры включают Горгия и Протагора. Около 392–390 гг. До н.э. Исократ основал свою академию в Афинах в лицее, который был известен как первая академия риторики. Основание этой академии привело студентов в Афины для учебы. До этого учителя ездили по городам, читая лекции всем желающим. Первыми учениками школы Исократа были афиняне. Однако после того, как он опубликовал Панегириус в 380 г. до н.э., его репутация распространилась на многие другие части Греции. После основания академии Исократа Платон (соперник Исократа) основал свою собственную академию как конкурирующую философскую школу. Исократ побуждал своих учеников бродить и наблюдать за общественным поведением в городе (Афинах), чтобы учиться через подражание. Его ученики стремились научиться служить городу. Среди его учеников были Исей, Ликург, Гипереид, Эфор, Феопомп, Спевсипп и Тимофей. Многие из этих учеников оставались под руководством Исократа от трех до четырех лет. Тимофей так ценил Исократа, что воздвиг статую в Элевсине и посвятил ее ему.
Из-за нападок Платона на софистов школа Исократа - корни которой, если не вся ее миссия - в риторике, прерогативе софистов, - стала считаться неэтичной и лживой. И все же многие критические замечания Платона трудно обосновать в реальных работах Исократа; в конце « Федра» Платон даже показывает, что Сократ восхваляет Исократа (хотя некоторые ученые сочли это сарказмом). Исократ видел в идеальном ораторе человека, который должен обладать не только риторическими способностями, но и обширными познаниями в области философии, науки и искусства. Он продвигал греческие идеалы свободы, самообладания и добродетели; в этом он оказал влияние на нескольких римских риторов, таких как Цицерон и Квинтилиан, и повлиял на основные концепции гуманитарного образования.
Инновации Исократа в искусстве риторики уделяли больше внимания выражению и ритму, чем любой другой греческий писатель, хотя из-за того, что его предложения были настолько сложными и артистичными, он часто жертвовал ясностью.
Из 60 речей от его имени, доступных в римские времена, 21 оставалась в передаче до конца средневекового периода. Самые ранние рукописи, датируемые периодом с девятого или десятого века до четвертого века, копии первых трех речей Исократа были найдены в едином кодексе во время раскопок 1990-х годов в Келлисе, месте в оазисе Дахла в Египте. У нас есть девять букв его имени, но подлинность четырех из них была поставлена под сомнение. Говорят, что он составил трактат « Искусство риторики», но нет известной копии. Другие сохранившиеся работы включают его автобиографический « Антидоз» и учебные тексты, такие как « Против софистов».
Исократ написал сборник из десяти известных речей, три из которых были адресованы правителям Саламина на Кипре. Прежде всего, Исократ предлагает Никоклу, как новый царь мог бы править лучше всего. Что касается остальной части речи, Исократ советует Никоклу способы улучшить его природу, такие как использование образования и изучение лучших поэтов и мудрецов. Исократ заключает, что в поисках оптимального результата лучше потерпеть неудачу, чем впадать в крайности. Его вторая речь о Никокле была связана с правителями Саламина на Кипре; это было написано для короля и его подданных. Исократ снова подчеркивает, что вернейшим признаком хорошего понимания является образование и способность хорошо говорить. Царь использует эту речь, чтобы сообщить людям, чего именно он от них ожидает. Исократ подчеркивает, что храбрость и ум не всегда хороши, а умеренность и справедливость хороши. Третья речь о Кипре - это восхваление Евагора, отца Никокла. Исократ некритически аплодирует Евагору за насильственное восхождение на трон Саламина и продолжающееся правление до его убийства в 374 году до нашей эры.
Через два года после завершения трех речей Исократ написал речь для Архидама, князя Спарты. Исократ считал поселение фиванских колонистов в Мессене нарушением Анталькисского мира. Больше всего его беспокоил тот факт, что это испытание не восстановит истинных мессенцев, а скорее илотов, что, в свою очередь, сделает этих рабов хозяевами. Исократ считал, что справедливость была наиболее важной, что обеспечивало спартанские законы, но он, похоже, не признавал права илотов. Десять лет спустя Исократ написал письмо Архидаму, ныне царю Спарты, убеждая его примирить греков, прекратив их войны друг с другом, чтобы они могли положить конец наглости персов.
В конце Социальной войны в 355 г. до н.э. 80-летний Исократ написал речь, адресованную афинскому собранию, под названием « О мире»; Аристотель назвал это « О Конфедерации». Исократ написал эту речь для читающей публики с просьбой о беспристрастном слушании с обеих сторон. Сторонники мира никогда не причиняли бедствий, в то время как сторонники войны навлекали на себя множество бедствий. Исократ критиковал льстецов, разрушивших их общественные дела.
В « Панафинаике» Исократ спорит со студентом о грамотности спартанцев. В разделе 250 студент утверждает, что самые умные из спартанцев восхищались и владели копиями некоторых речей Исократа. Подразумевается, что у некоторых спартанцев были книги, они могли их читать и очень хотели это делать. Однако спартанцам требовался переводчик, чтобы прояснить любые недопонимания двойных значений, которые могли скрываться под поверхностью сложных слов. Этот текст указывает на то, что некоторые спартанцы не были безграмотными. Этот текст важен для понимания учеными грамотности в Спарте, потому что он указывает на то, что спартанцы умели читать и что они часто использовали письменные документы в своих общественных делах.
В 2000 году 15-летний иностранец из Албании, проживающий в Миханионе, Греция, занял первое место в своем классе и получил право быть знаменосцем греческого флага на предстоящем параде в честь главного национального праздника - Дня Охи. Как только появилась новость о том, что албанец должен возглавить парад и нести греческий флаг, по всей Греции последовал массовый общественный резонанс, и в конце концов молодой албанец согласился уйти в отставку и уступить свое место греческому однокласснику.
Когда история только начала распространяться, президент Греции Константинос Стефанопулос защищал право молодого албанца представлять свою школу, цитируя Исократа: «Греки - это те, кто участвует в греческом образовании» («Έλληνες είναι οι μετέχοντες της λανικί λλανικί πλλανικής λλανικί λλανικ λληικ λληνικ λληνικ. Намек состоит в том, что происхождение не должно влиять на определение греческой национальности и что любой, независимо от первого, должен иметь возможность представлять Грецию и нести ее флаг, если он желает это сделать.
Следующий отрывок (из Панегирика 50) - это то, что на самом деле сказал Исократ:
Наш город настолько превзошел других людей в мысли и речи, что афинские ученики стали учителями других, и город сделал название «грек» не именем народа, а способом мышления; и людей называют греками, потому что они участвуют в нашем образовании ( paideusis), а не в нашем рождении.
Обширный анализ показывает, что речь Исократа здесь носит ограничительный характер; он не приглашает иностранцев изучать греческий язык. Он предупреждает своих собратьев-греков, что для них недостаточно быть греческой крови; им также нужно правильное греческое (то есть афинское) образование, чтобы их культура не была захвачена варварами.
Некоторые утверждают, что Исократ просто призывал объединить всех эллинов под гегемонией Афин (чья культура подразумевается под словами «наша общая культура») в крестовом походе против персов (а не их обычной борьбе между собой). То есть Исократ имел в виду афинскую (а не «великую греческую») культуру и не распространял название «эллин» на не-греков.
И все же по тем же правилам риторики, независимо от того, был ли прецедент задуман в узком или широком смысле, он все равно остается прецедентом.
Мьюир, младший (2018). Наследие Исократа и платоническая альтернатива. Лондон: Рутледж.