Suda или Souda ( / s ˙U d ə / ; Средневековые греческие : Σοῦδα, латинизируется : Souda ; латинский : Suidae Lexicon) является большим 10-го века византийской энциклопедией из древнего Средиземноморья, прежде приписан автор называется Soudas (Σούδας) или Суидас (Σουίδας). Это энциклопедический лексикон, написанный на греческом языке, с 30 000 статей, многие из которых взяты из древних источников, которые с тех пор были утеряны, и часто взяты из средневековых христианских компиляторов.
Происхождение, вероятно, происходит от византийского греческого слова souda, означающего «крепость» или «цитадель», с альтернативным именем Suidas, происходящим из ошибки, сделанной Евстафием, который принял название за имя автора.
Более поздняя теория Карло Мария Маццукки ( Католический университет Святого Сердца, Милан ) рассматривает составление энциклопедии как коллективную работу, вероятно, в школе; В ходе этого процесса записи (из более чем сорока источников) были записаны на картотеках, собранных в подходящем контейнере, перед тем, как они были расшифрованы в листах. Это произошло до 970 года нашей эры, а затем на полях были добавлены новые записи. Маццукки объясняет имя Σοῦδα (что означает «ров») как акростих от Σ υναγωγὴ ὁ νομάτων ὑ πὸ δ ιαφὸρων ἁ ρμοσθεῖσα («Собрание существительных, собранных из разных [источников]»), и как память о вместилище файловые карты.
pecus est Suidas, sed pecus aurei velleris [ Suidas - крупный рогатый скот, но крупный рогатый скот с золотым руном]
- ЛипсиусSuda находится где - то между грамматическим словарем и энциклопедией в современном смысле этого слова. Это объясняет источник, происхождение и значение слов в соответствии с филологией ее периода, используя такие ранее власти как Гарпократион и Helladios. Это богатый источник древней и византийской истории и жизни, хотя не все статьи одинакового качества, и это некритическая компиляция.
Большая часть работы, вероятно, интерполирована, а отрывки, относящиеся к Михаилу Пселлосу (ок. 1017–1078 гг.), Считаются интерполяциями, которые были добавлены в более поздних копиях.
Этот лексикон содержит многочисленные биографические заметки о политических, церковных и литературных деятелях Византийской империи до десятого века, причем эти биографические записи являются сокращениями из произведений Исихия Милетского, как утверждает сам автор. Другими источниками были энциклопедия Константина VII Porphyrogenitus (912–5959 гг.) Для фигур древней истории, выдержки Иоанна Антиохийского (седьмой век) для римской истории, хроника Гамартола ( Георгиос Монахос, 9 век) для византийской эпохи. Биографии Диогена Лаэртия и труды Афинея и Филострата. Другие основные источники включают лексикон « Евдема », возможно, взятый из работы Евдема Аргосского « О риторическом языке ».
Лексика в изобилии черпает из схолии классиков ( Гомер, Аристофан, Фукидид, Софокл и т. Д.), А также более поздних авторов, Полибия, Иосифа Флавия, Пасхального Хроникона, Георгия Синцелла, Георгия Гамартола и т. Д. Suda цитирует или пересказывает эти источники в длину. Поскольку многие оригиналы утеряны, « Суда» служит бесценным хранилищем истории литературы, и это сохранение «истории литературы» более важно, чем сама лексикографическая компиляция, по некоторым оценкам.
Лексика организована в алфавитном порядке с некоторыми небольшими отклонениями от общепринятого порядка гласных и местами в греческом алфавите (включая в каждом случае омофонические диграфы, например αι, ει, οι, которые раньше, раньше в истории греческого языка, были отдельными дифтонгами или гласные) в соответствии с системой (ранее распространенной во многих языках), называемой антистойхией ( ἀντιστοιχία); а именно буквы следуют фонетически в порядке звука в произношении Х века, который похож на что из новогреческого. Порядок такой:
α, β, γ, δ, αι, ε, ζ, ει, η, ι, θ, κ, λ, μ, ν, ξ, ο, ω, π, ρ, σ, τ, οι, υ, φ, χ, ψ
Кроме того, двойные буквы рассматриваются как одиночные для целей сопоставления (поскольку геминация перестала быть различительной). Систему нетрудно изучить и запомнить, но некоторые редакторы, например Иммануил Беккер, переставили Suda в алфавитном порядке.
Мало что известно об авторе, названном «Суйдас» во вступительной записке. Вероятно, он жил во второй половине X века, потому что смерть императора Иоанна I Цимискеса и его преемственность Василием II и Константином VIII упоминаются в записи под словом « Адам », к которой прилагается краткая хронология мира. Во всяком случае, произведение должно было появиться к XII веку, поскольку на него часто ссылаются и на него ссылаются Евстафий, живший примерно с 1115 г. до примерно 1195 или 1196 г. Также было указано, что работа была коллективной, таким образом, у него нет единого автора и что имя, под которым он известен, не относится к конкретному человеку.
В произведении рассматриваются как библейские, так и языческие сюжеты, из которых можно сделать вывод, что писатель был христианином. В любом случае, в нем отсутствуют определенные руководящие принципы, кроме некоторого второстепенного интереса к религиозным вопросам.
Стандартное печатное издание было составлено датским ученым-классиком Адой Адлер в первой половине двадцатого века. Современный перевод Suda On Line был завершен 21 июля 2014 года.
Suda имеет почти одновременные исламскую параллельно, в Китаб аль-Fehrest от Ибн аль-Надыме. Сравните также латинский Speculum Maius, созданный в 13 веке Винсентом Бове.