Георгий Гамартолос или Гамартол (греч. : Γεώργιος Ἁμαρτωλός) был монахом в Константинополе при Михаиле III (842–867) и автором весьма важной летописи. Гамартол - это не его имя, а эпитет, который он дает себе в названии своей работы: «Краткая хроника различных летописцев и толкователей, собранная и составленная Георгием, грешником (ὐπὸ Γεωργίου ἁμαρτωλοῦ)». Это обычная форма среди византийских монахов. Крумбахер (Byz. Litt., 358) протестует против использования этого эпитета в качестве имени и предлагает (и использует) форму Георгиос Монахос (Γεώργιος Μοναχός «Георгий Монах»).
О нем ничего не известно, кроме внутренних свидетельств его работы, которые устанавливают его период (в предисловии он говорит о Михаиле III как правящем императоре) и его призвании (он несколько раз называет себя монах).
Хроника состоит из четырех книг. Первые трактаты светской истории от Адама до Александра Македонского ; второй - истории Ветхого Завета ; третий, римской истории от Юлия Цезаря до Константина ; четвертый - до времени автора, до смерти императора Феофила (842), вдова которого Феодора восстановила почитание икон в том же год. Хроника потенциально является единственным оригинальным современным авторитетом за 813–842 годы, другим (в зависимости от датировки) является Scriptor Incertus. В силу этого факта это необходимо. Как обычно в случае с такими средневековыми хрониками, единственная часть, к которой следует относиться серьезно, - это описание более или менее современных событий. Остальное интересно как пример византийских идей по предметам и вопросов, которые больше всего интересовали византийских монахов.
Джордж описывает свой идеал и принципы в предисловии. Он использовал древнегреческие и новогреческие источники, особенно обращался к назидательным трудам и стремился изложить те вещи, которые были полезны и необходимы, со строгой приверженностью истине, а не доставить удовольствие читателю художественным письмом или претензиями на литературный стиль. Но из такой огромной массы материала он выбрал только самое полезное и необходимое. По сути, обсуждаются вопросы, которые казались наиболее полезными и необходимыми церковным деятелям Константинополя в девятом веке. Есть обильные благочестивые размышления и богословские экскурсы. Он пишет о том, как были изобретены идолы, происхождении монахов, религии сарацинов и особенно о споре иконоборцев, который только что закончился. Как и все монахи, он ненавидел иконоборцев. Жестокость, с которой он говорит о них, показывает, насколько недавней была буря и насколько свежи были воспоминания о преследованиях иконоборцев, когда он писал. Он выписывает длинные отрывки из греческих отцов.
. Первая книга описывает удивительно разнообразное собрание людей - Адама, Нимрода, персов, халдеев, брамины, амазонки и т. Д. Во второй книге тоже, хотя она и претендует на то, чтобы иметь дело только с библейской историей, он много говорит о Платоне И философы в целом. Гамартол закончил свою летопись 842 годом, о чем свидетельствует колофон в большинстве рукописей. Различные люди, в том числе «Симеон Логотет », который, вероятно, Симеон Метафраст, знаменитый писатель жизней святых (десятый век, см. Крумбахер, 358), продолжили его историю до более поздние даты - самое длинное продолжение достигает 948. В этих дополнениях религиозные вопросы отодвинуты на задний план, больше внимания уделяется политической истории, а язык более популярен. Дальнейшие продолжения, не имеющие особой ценности, восходят к 1143 году.
Несмотря на его грубые идеи и жестокую ненависть к иконоборцам, которая всегда делает его несправедливым по отношению к ним, его работа имеет большое значение для истории последних лет. раскол Фотия. Вскоре он был переведен на церковнославянский, а также на грузинский Арсеном Икалтинским. В этих версиях он стал своего рода источником для всех раннеславянских историков, в первую очередь Нестора. Как очень популярная и широко используемая книга, имеющая большой тираж, она постоянно редактировалась, исправлялась и переставлялась анонимными переписчиками, так что реконструкция оригинального произведения является «одной из самых сложных проблем византийской филологии» (Крумбахер, 355).
.