Фотий I Константинопольский

редактировать
Вселенский Патриарх Константинополя
Святой Фотий Великий
Лицевая хроника - b.13, p.414 - Фотий крестит царя Булгар.gif Фотий, крестящий болгар
Великий, Исповедник веры, Равноапостольный, Столп Православия
Родилсяок. 810. Константинополь
Умерок. 893. Борди, Армения
Почитается вВосточной Православной Церкви
Канонизирован 1847, Константинополь Константинопольским Антонием VI
Праздник 6 февраля

Фотий I (греч. : Φώτιος, Phōtios; ок. 810/820 - 6 февраля 893), также пишется Фотий () или Фотий, был вселенским патриархом Константинополя с 858 по 867 год и с 877 по 886. Он признан в Восточной Православной Церкви и Восточно-католические церкви как Святой Фотий Великий .

Фотий широко известен как самый могущественный и влиятельный церковный лидер Константинополя после архиепископства Иоанна Златоуста на рубеже пятого века. век. Он также считается самым важным интеллектуалом своего времени - «светом возрождения девятого века». Он был центральной фигурой как в обращении славян в христианство, так и в фотийском расколе, и считается «великим систематическим составителем Восточной Церкви, занимающим большую положение, аналогичное положению Грациана на Западе, "и чье" собрание из двух частей... сформировало и до сих пор является классическим источником древних Церковный закон для Греческой церкви.

Фотий был образованным человеком из знатной константинопольской семьи. Прадедом Фотия был предыдущий патриарх Константинополя, святой Тарасий. Он намеревался стать монахом, но вместо этого предпочел стать ученым и государственным деятелем. В 858 г. император Михаил III (годы правления 842–867) решил ограничить патриарха Игнатия, чтобы заставить его уйти в отставку, и на его место был назначен Фотий, все еще мирянин.. На фоне борьбы за власть между папой и византийским императором Игнатий был восстановлен в должности. Фотий возобновил свое положение после смерти Игнатия (877 г.) по приказу византийского императора. Новый папа Иоанн VIII одобрил восстановление Фотия в должности. Католики считают законным Четвертый Константинопольский собор (римско-католический), предающий анафеме Фотию, в то время как восточные православные считают законным последующий Четвертый Константинопольский собор (восточно-православный), полностью изменив предыдущий. Оспариваемые соборы знаменуют собой конец единства, представленного первыми семью Вселенскими соборами.

Исследования показывают, что Фотий почитался как святой еще в 9 веке, а Римская церковь - уже в 12 веке. Тем не менее, Фотий был официально канонизирован Православной Церковью в 1847 году.

Содержание

  • 1 Светская жизнь
  • 2 Константинопольский патриарх
  • 3 Оценки
  • 4 Писания
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Цитаты
    • 7.2 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Светская жизнь

Большинство первоисточников о жизни Фотия написано враждебными ему людьми. Таким образом, современные ученые осторожно оценивают точность информации, предоставляемой этими источниками. Мало что известно о происхождении и ранних годах Фотия. Известно, что он родился в знатной семье и что его дядя Святой Тарасий был патриархом Константинополя с 784–806 годов при императрице Ирине (годы правления 797–802) и императоре Никифоре. I (г. 802–811). Во время второго иконоборчества, начавшегося в 814 году, его семья подверглась гонениям, так как его отец Сергий был известным иконофилом. Семья Сергия вернулась к благосклонности только после реставрации икон в 842 году. Некоторые ученые утверждают, что Фотий, по крайней мере частично, имел армянское происхождение, в то время как другие ученые просто называют его «греком. Византийский ". Византийские писатели также сообщают, что император Михаил III (годы правления 842–867) однажды сердито назвал Фотия «Хазаром лицом», но было ли это обычным оскорблением или ссылкой на его этническая принадлежность неясна.

Хотя Фотий имел отличное образование, у нас нет информации о том, как он получил это образование. Знаменитая библиотека, которой он владел, свидетельствует о его огромной эрудиции (теология, история, грамматика, философия, право, естественные науки и медицина). Большинство ученых считают, что он никогда не преподавал в Магнауре или в каком-либо другом университете; Василиос Н. Татакес утверждает, что, даже будучи патриархом, Фотий учил «молодых студентов, страстно жаждущих знаний» в своем доме, который «был центром обучения». Он был другом известного византийского ученого и учителя Лев Математик.

Фотий говорит, что в молодости он имел склонность к монашеской жизни, но вместо этого он начал светскую карьеру. Путь в общественную жизнь, вероятно, был открыт для него (согласно одной версии) браком его брата Сергия с Ириной, сестрой императрицы Феодоры, которая после смерти своего мужа императора Феофила (годы правления 829–842) в 842 г. принял регентство Византийской империи. Фотий стал капитаном гвардии (prsptospatharios ), а затем главным имперским секретарем (protasēkrētis ). В неизвестную дату Фотий принял участие в посольстве к Аббасидам из Багдада.

Патриарх Константинопольский

Церковная карьера Фотия впечатляюще взлетела после Цезаря Барда и его племянник, молодой император Михаил, положили конец правлению регента Феодоры и логофета дрома Феоктиста в 856 г. В 858 г. Барда столкнулся с противостоянием тогдашнего Патриарха Игнатия, который отказался принять его в Собор Святой Софии, так как считалось, что у него роман со своим овдовевшая невестка. В ответ Барда и Михаил организовали заключение и удаление Игнатия по обвинению в государственной измене, таким образом оставив патриархальный трон пустым. Вскоре престол занял родственник Варды, сам Фотий, который был пострижен в монахи 20 декабря 858 г. и в следующие четыре дня был последовательно рукоположен в сан проповедника, иподиакона, диакона и священника, а затем на Рождество. престольный праздник кафедрального собора Константинополя Святой Софии, Фотий был посвящен в епископа и назначен патриархом.

Заключение и устранение Игнатия и быстрое продвижение Фотия сначала вызвали только внутренние разногласия внутри Константинопольской церкви, а в 859 г. был созван местный собор, рассмотревший вопрос и подтвердивший смещение Игнатия и избрание Фотия. В то же время сторонники Игнатия решили обратиться к Римской церкви, тем самым инициировав церковную полемику экуменического масштаба, поскольку Папа и остальные западные епископы поддержали дело Игнатия. Заключение и удаление последнего без формального церковного суда означало, что избрание Фотия было неканоническим, и в конце концов Папа Николай I попытался вмешаться в определение законности престолонаследия. Его легаты были отправлены в Константинополь с инструкциями для расследования, но, обнаружив, что Фотий хорошо устроился, они согласились с подтверждением его избрания на синоде в 861 году. По возвращении в Рим они обнаружили, что этого не произошло. все, что имел в виду Николай, и в 863 г. на синоде в Риме папа низложил Фотия и повторно назначил Игнатия законным патриархом, что вызвало раскол. Четыре года спустя Фотий должен был ответить со своей стороны, созвав Собор и отлучив папу на основании ереси - по вопросу о двойном шествии Святого Духа. Ситуация дополнительно осложняется вопросом о папская власть над всей Церковью и спорной юрисдикции новообращенных Болгария.

Это положение дел изменилось с убийством покровителю Фотий в Варды в 866 г. и императора Михаила III в 867 г. его соратником Василием Македонским, узурпировавшим трон. Фотий был низложен как патриарх не столько потому, что он был протеже Варды и Михаила, сколько потому, что Василий I стремился к союзу с Папой и западным императором. Фотий был отстранен от должности и изгнан примерно в конце сентября 867 г., а Игнатий восстановлен в должности 23 ноября. Фотий был осужден Собором 869–870, что положило конец расколу. Однако во время своего второго патриархата Игнатий придерживался политики, мало отличавшейся от политики Фотия.

Вскоре после своего осуждения Фотий повторно связался с Василием и стал наставником детей византийского императора. Из сохранившихся писем Фотия, написанных во время его ссылки в монастырь Скепи, следует, что бывший патриарх оказал давление на византийского императора, чтобы тот восстановил его. Биограф Игнатия утверждает, что Фотий подделал документ, касающийся генеалогии и правления семьи Василия, и поместил его в императорскую библиотеку, где его друг был библиотекарем. Согласно этому документу, предки византийского императора были не простыми крестьянами, как все считали, а потомками династии Аршакидов в Армении. Верно это или нет, но эта история действительно показывает зависимость Василия от Фотия в литературных и идеологических вопросах. После отзыва Фотия Игнатий и экс-патриарх встретились и публично выразили свое примирение. Когда Игнатий умер 23 октября 877 г., само собой разумеется, что его старый противник сменил его на патриархальном троне через три дня. Шон Тугер утверждает, что с этого момента Василий больше не просто зависел от Фотия, но фактически он находился под его властью.

Фреска святого Фотия как патриарха Константинополя

Фотий теперь получил формальное признание христиан. мир на соборе, созванном в Константинополе в ноябре 879 года. Присутствовали легаты Папы Иоанна VIII, готовые признать Фотия законным патриархом, за уступку, за которую папа подвергся резкой критике со стороны латинского языка. мнение. Патриарх твердо стоял у истоков основных спорных вопросов между Восточной и Западной церквями: требование извинений перед Папой, церковная юрисдикция над Болгарией и добавление filioque к Никейский символ веры Западной церкви. В конце концов Фотий отказался извиниться или принять filioque, и папские легаты довольствовались его возвращением Болгарии в Рим. Эта уступка, однако, была чисто номинальной, так как возвращение Болгарии к византийскому обряду в 870 г. уже обеспечило ей автокефальную церковь. Без согласия Бориса I Болгарии (годы правления 852–889) папство не могло обеспечить соблюдение своих требований.

Во время ссоры между императором Василием I и его наследником Львом VI Фотий встал на сторону византийского императора. В 883 году Василий обвинил Льва в заговоре и заключил князя во дворец; он бы даже ослепил Лео, если бы его не отговорили Фотий и Стилианос Зауцес, отец Зои Зауцайны, любовницы Лео. В 886 году Василий обнаружил и наказал за заговор прислуги Хиканатои и многих других чиновников. В этом заговоре не участвовал Лев, но Фотий, возможно, был одним из заговорщиков против власти Василия.

Василий умер в 886 году, получив ранения во время охоты, согласно официальной версии. Уоррен Т. Тредголд считает, что на этот раз доказательства указывают на заговор от имени Льва VI, который стал императором и низложил Фотия, хотя последний был его наставником. Фотий был заменен братом византийского императора Стефаном и отправлен в ссылку в монастырь Борди в Армении. Из писем от Папы Стефана подтверждается, что Лев добился отставки от Фотия. В 887 году Фотий и его протеже были преданы суду за измену перед трибуналом, возглавляемым высокопоставленными чиновниками во главе с Андреем Скифом. Хотя источники, симпатизирующие Фотию, создают впечатление, что суд закончился без обвинительного приговора, в хронике Псевдо-Симеона ясно говорится, что Фотий был сослан в монастырь Гордона, где он позже умер. Латинские источники подтверждают, что он умер в состоянии полного отлучения от церкви Папой Иоанном VIII. Тем не менее, похоже, что он не оставался оскорбленным до конца своей жизни.

Фотий продолжал свою писательскую карьеру на протяжении всего изгнания, и Лео, вероятно, реабилитировал свою репутацию в течение следующих нескольких лет; в своих эпитафиях о братьях, тексте, вероятно, написанном в 888 году, император благосклонно представляет Фотия, изображая его законным архиепископом и инструментом окончательного единства, образ, который противоречит его отношению к патриарху в прошлом году. Подтверждение того, что Фотий был реабилитирован, приходит после его смерти: согласно некоторым хроникам, его тело было разрешено похоронить в Константинополе. Кроме того, по словам антифотийского биографа Игнатия, сторонники экс-патриарха после его смерти пытались потребовать для него «честь святого». Кроме того, один из ведущих членов двора Льва, Лев Хиросфакт, написал стихи, посвященные памяти нескольких выдающихся деятелей современности, таких как Математик Лев и Патриарх Стефан, а также написал стихи. на Фотия. Шон Тугер, однако, отмечает, что «все же кончина Фотия кажется довольно приглушенной для великого деятеля византийской истории [...] Лев [...] определенно не позволил ему вернуться в сферу политики, и это, безусловно, его отсутствие на этой арене, что объясняет его тихую кончину ".

Восточная Православная Церковь почитает Фотия как святого, его праздник - 6 февраля; Игнатий также почитается как святой как в Восточной Православной церкви (его праздник - 23 октября), так и в Римско-католической церкви.

Оценки

Фотий - одна из самых известных фигур не только Византии IX века, но и всей истории Византийской империи. Один из самых образованных людей своего времени и почитаемый - даже некоторыми из его противников и недоброжелателей - как самый плодовитый теолог своего времени, он заслужил свою известность благодаря участию в церковных конфликтах, а также за свой интеллект и литературные произведения.

Анализируя свою интеллектуальную работу, Татакес считает Фотия «умом, обращенным больше к практике, чем к теории». Он считает, что благодаря Фотию гуманизм был добавлен к православию как основной элемент национального сознания средневековых византийцев, вернув его на то место, которое он имел в позднеримский (ранневизантийский) период. Татакс также утверждает, что, поняв это национальное самосознание, Фотий выступил в качестве защитника греческой нации и ее духовной независимости в своих дебатах с Западной церковью. Адриан Фортескью считает его «одним из самых замечательных людей». всех средних веков », и подчеркивает, что« если бы [он] не дал свое имя великому расколу, его всегда будут помнить как величайшего ученого своего времени ». Тем не менее, Фортескью столь же непреклонен в своем осуждении причастности Фотия к расколу: «И все же обратная сторона его характера не менее очевидна. Его ненасытные амбиции, его решимость добиться и сохранить патриархальный престол привели его к крайностям. Его притязания были бесполезны. Тот факт, что Игнатий был законным патриархом на протяжении всей своей жизни, а Фотий - вторгшимся, не может отрицать никто, кто не считает Церковь всего лишь рабом гражданского правительства. И сохранить это место Фотий спустился до самой глубины обмана ».

Писания

Самым важным из произведений Фотия является его знаменитая Библиотека или Myriobiblon, собрание отрывков и сокращений 280 томов классических авторов (обычно цитируемых как Кодексы), оригиналы которых в настоящее время в значительной степени утеряны. Работа особенно богата отрывками из исторических писателей.

Некоторые более ранние ученые предполагали, что Библиотека на самом деле была составлена ​​в Багдаде во время посольства Фотия к Аббасидам суд, так как многие из упомянутых работ редко цитировались во время так называемого Византийского Средневековья c. 630 - ок. 800 г., и было известно, что Аббасиды интересовались трудами греческой науки и философии. Однако специалисты этого периода византийской истории, такие как Поль Лемерле, показали, что Фотий не мог составить свою Библиотеку в Багдаде, потому что он четко заявляет как во введении, так и в постскриптуме, что, когда он узнал о своей При встрече в посольстве он отправил своему брату резюме книг, которые он читал ранее, «с тех пор, как я научился понимать и оценивать литературу», то есть с юности. Более того, Аббасидов интересовали только греческая наука, философия и медицина; у них не было переведено греческой истории, риторики или других литературных произведений; они не переводили христианских святоотеческих писателей. Тем не менее, большинство работ в Bibliotheca написаны христианскими святоотеческими авторами, а большинство светских текстов в Bibliotheca - это истории, грамматики или литературные произведения, обычно риторика, а не наука, медицина или философия. Это также указывает на то, что большинство произведений нельзя было прочитать, пока Фотий находился в империи Аббасидов.

Фотию мы в долгу почти за все, что у нас есть: Ктесий, Мемнон из Гераклеи, Конон, утерянные книги Диодор Сицилийский и утерянные сочинения Арриана. Богословие и церковная история также представлены очень полно, но поэзия и античная философия почти полностью игнорируются. Похоже, он не считал нужным иметь дело с теми авторами, с которыми, естественно, был бы знаком каждый образованный человек. Литературная критика, как правило, отличается острым и независимым суждением, а отрывки значительно различаются по длине. Многочисленные биографические заметки, вероятно, взяты из работы Исихия Милетского.

«Лексикон» (Λέξεων Συναγωγή), опубликованный позже Библиотеки, вероятно, в основном был работой некоторых из его учеников. Он был задуман как справочник, чтобы облегчить чтение старых классических и священных авторов, чей язык и словарный запас были устаревшими. Долгое время единственными рукописями Лексикона были Codex Galeanus, перешедшие в библиотеку Тринити-колледжа, Кембриджа и Berolinensis graec. окт. 22, оба из которых были неполными. Но в 1959 году Линос Политис из Университета Салоников обнаружил полную рукопись, codex Zavordensis 95, в монастыре Заворда (греч. Ζάβορδα) в Гревене, Греция, где он до сих пор находится.

Его наиболее важным богословским трудом является «Амфилохия», собрание около 300 вопросов и ответов на трудные места Священного Писания, адресованное Амфилохию, архиепископу Кизикова. Другие аналогичные работы - это его трактат в четырех книгах против манихеев и павликиан, а также его полемика с латинянами по поводу шествия Святого Духа. Фотий также адресовал длинное письмо с богословскими советами новообращенному Борису I Болгарии. Сохранилось и множество других посланий.

Фотий также является автором двух «зеркал князей», адресованных Борису-Михаилу Болгарскому (Послание 1, изд. Терзаги) и Льву VI Мудрому (Наставительные главы Василия I).

Главный современный авторитет в жизни Фотия - его заклятый враг, Никита Пафлагониец, биограф его соперника Игнатия.

Первый английский перевод Свято-Преображенского монастыря на английский язык "" Фотий был опубликован в 1983 году. Другой перевод был опубликован в 1987 году с предисловием архимандрита (ныне архиепископа ) Хризостома Этны.

См. Также

Примечания

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Константинопольским Фотием I.
Титулы халкидонского христианства
Предшественник. Игнатий Патриарх Константинопольский. 858–867Преемник. Игнатий
Патриарх Константинопольский. 877–886Преемник. Стефан I
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:09:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте