При публикации колофон () - это краткое заявление, содержащее информацию о публикации книги, например, место публикации, издатель, и дату публикации. Колофон может включать в себя устройство принтера или издателя. Колофоны правильно напечатаны на концах книг (происхождение слова см. Ниже в Истории), но иногда такая же информация появляется в другом месте (хотя его все еще называют колофоном), и многие современные (после 1800 г.) книги несут это информация на оборотной стороне титульного листа, который иногда называют «страницей с библиографией» или (при наличии данных об авторских правах) «страницей авторских прав».
Термин «колофон» происходит от позднелатинского coloph coln, от греческого κολοφών (что означает «вершина» или «последний штрих»). 42>
Термин «колофон» использовался в 1729 году в качестве библиографического объяснения в конце книги английского печатника Сэмюэля Палмера в его «Всеобщей истории печати, от первого изобретения в городе Ментц до первых успехов». Распространение через самые знаменитые города Европы. Впоследствии колофон стал обычным обозначением последней страницы, на которой подробно описывается физическое создание книги.
Существование колофонов можно отнести к глубокой древности. Зетцель, например, описывает надпись 2-го века нашей эры, переданную в гуманистических рукописях. Он цитирует колофон из рукописи Поджио, гуманиста 15 века:
Statili (us) / maximus rursum em (en) daui ad tyrone (m) et laecanianu (m) et dom̅ alios ueteres. III.
(«Я, Статилий Максим, второй раз пересмотрел текст согласно Тиро, Лаканиану, Домицию и трем другим».)
Колофоны можно разделить на четыре группы. Утвердительные колофоны предоставляют контекстную информацию о писце и рукописи. Выразительные колофоны демонстрируют чувства и пожелания писца. Директивные колофоны заставляют читателя что-то делать, а декларативные колофоны что-то делают с читателем.
Примеры выразительных колофонов:
Finit dicendo: Ludid. Quicunque scriptor scribit / Leti ut scribunt scribae.
(«Он заканчивает словами:« Каждый писец, который пишет, веселится, потому что писцы - счастливы ».)
« Я наконец покончил с собой, и моя усталая рука может отдохнуть.. "
Пример директивных колофонов:
O beatissime lector, lava manus tuas et sic librum adprehende, leniter folia turna, longe a littera digito pone.
(" O милостивый читатель, мойте руки и касайтесь книги только так: мягко переворачивайте страницы и держите палец подальше от текста ».)
Пример директивных и декларативных колофонов:
Si quis et hunc sancti sumit de culmine galli / Hunc Gallus paulusque simul dent pestibus ampis
(«Если кто-нибудь заберет эту книгу из имения Галла, Галл и Паулюс вместе поразят его».)
Этот термин также применяется к глиняным табличкам с надписями, добавленными писцом в конец Древнего Ближнего Востока (например, Ранний / Средний / Поздний вавилонский, ассирийский, ханаанский ) текст, например глава э-э, книга, рукопись или запись. Колофон обычно содержал факты, относящиеся к тексту, такие как связанное лицо (лица) (например, писец, владелец или уполномоченный планшета), литературное содержание (например, заголовок, «ключевые фразы» ( повторяющиеся фразы) или количество строк), а также повод или цель написания. Колофоны и запоминающиеся фразы помогли читателю систематизировать и идентифицировать различные планшеты и хранить связанные планшеты вместе. Позиционно колофоны на древних таблицах сопоставимы с линией подписи в наше время. Библиографически, однако, они больше напоминают отпечаток страницы в современной книге.
Примеры колофонов в древней литературе можно найти в сборнике «Древний Ближний Восток: дополнительные тексты и изображения Ветхого Завета» (2-е изд., 1969 г.). Колофоны также встречаются в Пятикнижии, где понимание этой древней литературной традиции освещает отрывки, которые в остальном неясны или бессвязны. Примеры: Числа 3: 1, где более позднее (и неверно) разделение на главы делает этот стих заголовком следующей главы вместо того, чтобы правильно интерпретировать его как колофон или резюме для двух предыдущих глав, и Бытие 37: 2a, колофон, который завершает историю (toledot ) Иакова.
. Обширное исследование одиннадцати колофонов, найденных в книге Бытие, было выполнено Перси Джоном. Мудрец. В исследовании Уайзмана колофонов Бытия, иногда описываемого как гипотеза Уайзмана, подробно исследуются упомянутые выше крылатые фразы, которые использовались в литературе второго тысячелетия до нашей эры. и ранее, связав вместе различные счета в серию табличек.
книги колофон, если он присутствует, был кратким описанием печати и публикации книги, давая некоторые или все следующие данные: дату публикации, место публикации или печати (иногда включая адрес, а также город имя), имя (имена) принтера (ов) и имя (имена) издателя (ов), если они отличаются. Иногда может быть добавлена дополнительная информация, такая как имя корректора или редактора, или другие более или менее важные детали. Колофон также может быть символическим или графическим, а не словесным. Обычно колофон располагался после явного (конец текста, часто после любого индекса или регистра). Примерно после 1500 года эти данные часто переносились на титульный лист , который иногда существовал параллельно с колофоном.
Колофоны иногда содержали книжные проклятия, так как это было единственное место в средневековой рукописи, где писец мог писать то, что он хотел. Такие проклятия, как правило, уникальны для каждой книги.
В Великобритании колофоны стали менее распространенными в 16 веке. Заявления о печати, которые появлялись (в соответствии с положениями Закона о незаконных обществах 1799 г.) на оборотной стороне титульного листа и последней страницы каждой книги, напечатанной в Великобритании в XIX веке, строго говоря, не являются colophons, и их лучше называть «отпечатками принтера» или «выписками принтера».
В некоторых частях мира колофоны помогли молодым типографиям и полиграфическим компаниям получить общественное признание. Например, в раннем Новом времени в Армении печатники использовали колофоны как способ завоевать «престиж», получив свое имя в социальной сфере. Использование колофонов в ранней современной армянской печатной культуре также важно, потому что оно сигнализировало о скорости сокращения производства рукописей и использования скрипторий, и, наоборот, о росте и сохранении печати для армян.
С развитием движения частной прессы примерно с 1890 года, колофоны стали обычным явлением в книгах частной прессы и часто включали в себя много дополнительной информации о книге, включая заявления об ограничении, данные о бумаге, чернилах, шрифтах и переплете и другие технические данные. Некоторые такие книги включают отдельное «Примечание о типе», в котором будут указаны названия основных используемых гарнитур, краткое описание истории типа и краткое изложение его наиболее идентифицируемых физических характеристик.
Некоторые коммерческие издатели начали использовать колофоны и начали включать аналогичные детали в свои книги либо в конце текста (традиционное положение), либо на оборотной стороне титульный лист. Такие колофоны могут идентифицировать дизайнера книги, используемое программное обеспечение, метод печати, типографскую компанию, шрифт (ы), использованный в дизайне страницы, а также тип чернил, бумагу и ее содержание хлопка. Книжные издатели Альфред А. Кнопф, Folio Society и O'Reilly Media известны своими солидными колофонами.
Некоторые веб-страницы также имеют колофоны, которые часто содержат (X )HTML, CSS или соответствие стандартам удобства использования информация и ссылки на веб-сайт validation tests.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Колофонами. |
Найдите колофон в Викисловаре, бесплатном словаре. |
Викисловарь содержит текст статьи Британской энциклопедии 1911 года о Колофоне. |