Михаил Пселл или Пселл ( греч. Μιχαὴλ Ψελλός, транслит. Michaḗl Psellós, византийский греческий : [mixaˈil pseˈlːos] ) был византийским греческим монахом, ученым, писателем, философом, политиком, историком и теоретиком музыки. Он родился в 1017 или 1018 году и, как полагают, умер в 1078 году, хотя также утверждалось, что он оставался живым до 1096 года.
Основными источниками информации о жизни Пселла являются его собственные произведения, содержащие обширные автобиографические отрывки. Михаил Пселл, вероятно, родился в Константинополе. Его семья была родом из Никомидии и, по его собственному свидетельству, считала среди своих предков членов консульской и патрицианской элиты. Его имя при крещении было Константин ; Он выбрал монашеское имя Михаил, когда позже поступил в монастырь. «Пселлос» («заикающийся»), вероятно, был личным именем, относящимся к дефекту речи.
Михаил Пселл получил образование в Константинополе. Примерно в возрасте десяти лет его отправили работать за пределы столицы в качестве секретаря провинциального судьи, чтобы помочь своей семье собрать приданое для его сестры. Когда его сестра умерла, он оставил эту должность и вернулся в Константинополь, чтобы возобновить учебу. Во время учебы у Иоанна Мауропа он познакомился с более поздними патриархами Константином Лейхудесом и Иоанном Ксифилином, а также с более поздним императором Константином X Дукасом. Некоторое время он снова работал в провинции, теперь сам являясь судьей. Незадолго до 1042 г. он снова вернулся в Константинополь, где получил младшую должность при дворе в качестве секретаря ( ὑπογραμματεύς) в императорской канцелярии. Оттуда он начал стремительную карьеру в суде. Он стал влиятельным политическим советником императора Константина IX Мономаха (годы правления 1042–1055). В то же время он стал ведущим профессором Константинопольского университета, получив почетное звание «вождя философов» ( ὕπατος τῶν φιλοσόφων hypatos tōn Philosphōn).
Несмотря на его выдающиеся способности и умение учиться, его знание латыни было достаточно туманным, чтобы он мог спутать Цицерона с Цезарем. Это цитируется как яркий пример того, как Восточная Римская империя потеряла почти все свои связи со своими римскими корнями к Средневековью.
К концу правления Мономаха Пселл по какой-то причине оказался под политическим давлением и, наконец, решил покинуть двор, войдя в монастырь Олимп на горе Олимп в Вифинии в 1054 году. Однако после смерти Мономаха его вскоре отозвали в суд. его преемницей, императрицей Феодорой (годы правления 1055–1056). В течение следующих лет он оставался активным в политике, выступая в качестве высокопоставленного политического советника нескольких сменявших друг друга императоров. Он сыграл решающую политическую роль в переходе власти от Михаила VI к Исааку I Комнину в 1057 году; затем от Исаака Комнина до Константина X Дука (1059 г.); а затем снова от Романа IV Диогена до Михаила VII Дука (1071 г.). Поскольку Пселл был личным учителем Михаила во время правления отца Михаила Константина и сыграл важную роль в оказании помощи Майклу в обретении власти над его противником и отчимом Романом, Пселл, вероятно, питал надежды на еще более влиятельную должность учителя и учителя. советник под ним. Однако Майкл, похоже, был менее склонен защищать Пселлоса, и после середины 1070-х годов больше нет информации о какой-либо роли, которую Пселл играл при дворе. Поскольку его собственные автобиографические отчеты на этом этапе прекращаются, имеется мало достоверной информации о его более поздних годах. Некоторые ученые считают, что Пселл снова ушел в монастырь в 1070-х годах. Следуя замечанию историка Пселла Джоаннеса Зонараса, большинство ученых считает, что Пселл умер вскоре после падения Михаила VII в 1078 году, хотя некоторые ученые также предложили более поздние даты. Что известно, так это то, что Феофилакт из Болгарии написал письмо брату Пселла, утешая его в связи со смертью его брата, в котором говорилось, что «брат твой не умер, но отошел к Богу, избавившись от мучительной жизни и болезни».
« Хронография», история византийских императоров за 100 лет до времен Пселла, вероятно, является самым известным и наиболее доступным произведением Пселла. Он охватывает период правления 14 императоров и императриц, начиная с почти 50-летнего правления Василия II, «Убийцы булгар» (976–1025 гг.), И заканчивая периодом правления Михаила VII Дукаса (1071–1025 гг.) 1078). Он построен в основном как серия биографий. В отличие от большинства других историографических работ того периода, в нем делается упор на описание персонажей, а не на детали политических и военных событий. Он также включает обширные автобиографические элементы о политическом и интеллектуальном развитии Пселла, и он придает гораздо большее значение тем периодам, когда Пселл был активен в политике, особенно правлению Константина IX, придавая всей работе почти характер политических мемуаров. Считается, что он был написан в двух частях. Первый охватывает императоров вплоть до Исаака I Комнина. Вторая, имеющая гораздо более извинительный тон, в значительной степени представляет собой восхваление защитников Пселла, императоров династии Дука.
Пселл оставил много других произведений:
Пселл получил универсальное образование и имел репутацию одного из самых образованных людей своего времени. Он гордился тем, что в одиночку вернул византийской науке серьезное исследование античной философии, особенно Платона. Его пристрастие к Платону и другим языческим (часто неоплатоническим ) философам привело к сомнениям в ортодоксальности его веры среди некоторых его современников, и в какой-то момент он был вынужден публично исповедовать веру в свою защиту. Он также гордился тем, что был мастером риторики, сочетая в себе мудрость философа и убедительность риторика. Это сделало его образцом политического лидера и советника. Среди современных комментаторов склонность Пселла к длинным автобиографическим отступлениям в своих произведениях вызвала обвинения в тщеславии и амбициях. В то же время его политическая карьера и содержание его Хронографии побудили комментаторов охарактеризовать его как подобострастного и оппортунистического из-за его якобы некритической позиции по отношению к некоторым императорам и из-за многочисленных сдвигов в его политической лояльности в течение его жизнь. Однако другие комментаторы утверждают, что в его работах, особенно в « Хронографии», есть мощная ироническая подоплека, передающая крайне критические и подрывные сообщения о изображаемых императорах или даже о византийских христианских верованиях и морали в целом.
Как упоминалось выше, при жизни Пселла были подняты серьезные вопросы относительно его религиозных убеждений. Например, согласно византинисту Антонию Калделлису, «в 1054 году он [Пселл] был обвинен своим бывшим другом, будущим патриархом Иоанном Ксифилином, в том, что он оставил Христа и последовал за Платоном». Еще более сильные сомнения возникли в отношении ученика Пселла, Иоанна Италоса, сменившего Пселла на посту главы философов. Италос был публично обвинен в проповедовании таких «эллинизирующих» идей, как метемпсихоз и вечность мира. Италос дважды сталкивался с такими обвинениями, и оба раза он сознался и отрекся.
Когда-то считалось, что был еще один византийский писатель с таким же именем, Михаил Пселл Старший (теперь также называемый Псевдо-Пселл), который жил на острове Андрос в IX веке и был учеником Фотия и учителем император Лев VI Мудрый. Самого Михаила Пселлоса некоторые авторы также называли «младшим». Это убеждение было основано на записи в средневековой хронике Σύνοψις Κεδρηνοῦ-Σκυλίτση, в которой это имя упоминается в этом контексте. Сейчас считается, что включение имени Пселл в эту хронику было ошибкой невежественного переписчика в более позднее время, и что никакого «Михаила Пселла-старшего» никогда не существовало.
Термин «Псевдо-Пселл» также используется в современной науке для описания авторства нескольких более поздних работ, которые, как полагают, были ошибочно приписаны Пселлу в византийские времена.
В толковании стихотворения Сэмюэля Тейлора Кольриджа « Иней древнего мореплавателя» есть ссылка на «платонического Константинополя Михаила Пселла» как на авторитет «невидимых обитателей этой планеты, а не ушедших душ или ангелов».
Британский поэт Кристофер Миддлтон включает стихотворение о Пселле в его 1986 коллекции, Две лошадей Вагона Идя, «Mezzomephistophelean Scholion».
Пселл появляется также в романе Тима Северина « Викинг: Человек короля», заключительной части трилогии о викингах.