Диоген Лаэртий

редактировать
поздний античный биограф классических греческих философов
Диоген Лаэртий
Διογένης Λαέρτιος
Diogenes Laertius.jpg гравюра 17 века
Родилсяfl. 3 век нашей эры
ПрофессияБиограф

Диоген Лаэртиус (; Греческий : Διογένης Λαέρτιος, translit. Dīogénēs Lāértios; fl. 3-й век н.э.) был биографом греческих философов. О его жизни точно ничего не известно, но его сохранившиеся Жизни и мнения выдающихся философов являются основным источником по истории древнегреческой философии. Его репутация вызывает споры среди ученых, потому что он часто повторяет информацию из своих источников, не оценивая ее критически. Он также часто фокусируется на тривиальных или незначительных деталях жизни своих субъектов, игнорируя важные детали их философских учений, и иногда ему не удается провести различие между более ранними и более поздними учениями конкретных философских школ. Однако, в отличие от многих других древних вторичных источников, Диоген Лаэртиус обычно сообщает о философских учениях, не пытаясь переосмыслить или расширить их, что означает, что его отчеты часто ближе к первоисточникам. Из-за потери стольких первоисточников, на которые опирался Диоген, его труд стал важнейшим сохранившимся источником по истории греческой философии.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Писания
  • 3 Наследие и оценка
  • 4 Издания и переводы
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки
Жизнь

Лаэртий, должно быть, жил после Секста Эмпирика (ок. 200 г.), о котором он упоминает, и до Стефана Византийского и Сопатера из Апамея (ок. 500), которые цитируют его. В его работе не упоминается неоплатонизм, хотя он адресован женщине, которая была «энтузиастом-платоником». Следовательно, предполагается, что он процветал в первой половине III века, во время правления Александра Севера (222–235) и его преемников.

Точная форма его имени такова. неуверенный. В древних рукописях неизменно упоминается «Лаэртий Диоген», и эта форма имени повторяется Сопатером и Судой. Современная форма «Диоген Лаэртийский» встречается гораздо реже, используется Стефаном Византийским и в лемме к греческой антологии. Его также называют «Лаэрт» или просто «Диоген».

Происхождение имени «Лаэрт» также не известно. Стефан Византийский называет его «Διογένης ὁ Λαερτιεύς» (Diogenes ho Laertieus), подразумевая, что он был уроженцем какого-то города, возможно Лаэрта в Карии (или другого Лаэрта в Киликии ). Другое предположение состоит в том, что один из его предков имел покровителем члена римской семьи. Преобладающая современная теория состоит в том, что «Лаэртий» - это прозвище (полученное от гомеровского эпитета Диоген Лаэртиад, использованного в адресе Одиссея ), используемое, чтобы отличить его от многих других людей, которых называли Диогеном в древний мир.

Его родной город неизвестен (в лучшем случае неясен, даже согласно гипотезе, что Лаэртий ссылается на его происхождение). Спорный отрывок из его сочинений был использован, чтобы предположить, что это была Никея в Вифинии.

. Было высказано предположение, что Диоген был эпикурейцем или пирронистом.. Он страстно защищает Эпикура в Книге 10, которая имеет высокое качество и содержит три длинных письма, приписываемых Эпикуру, объясняющих эпикурейские доктрины. Он беспристрастен ко всем школам, как и пирронисты, и продвигает преемственность пирронизма дальше, чем другие школы. В какой-то момент кажется, что он даже называет пирронистов «нашей школой». С другой стороны, большинство этих моментов можно объяснить тем, что он некритически копирует из своих источников. Ни в коем случае нельзя утверждать, что он придерживался какой-либо школы, и он обычно более внимателен к биографическим деталям.

Помимо Житий, Диоген был автором стихотворного произведения о знаменитых людях в различных произведениях. метров, которую он назвал Эпиграмматой или (Πάμμετρος).

Письма

Работа, по которой он известен, Жизни и мнения выдающихся философов, была написана на греческом языке и якобы дает отчет о жизни и высказывания греческих философов.

Диоген делит свои предметы на две «школы», которые он описывает как ионийские / ионические и итальянские / курсивные; разделение несколько сомнительно и, похоже, взято из утерянной доксографии из Sotion. Биографии «ионической школы» начинаются с Анаксимандра и заканчиваются Клитомахом, Феофрастом и Хрисиппом ; «Итальянец» начинается с Пифагора и заканчивается Эпикур. Сократическая школа с ее различными ответвлениями относится к ионической, а элеаты и пирронисты рассматриваются как курсив.

Наследие и оценка
Итальянский ученый эпохи Возрождения, художник, философ и архитектор Леон Баттиста Альберти (1404–1472) создал свою автобиографию по образцу Диогена Лаэртиуса. Жизнь Фалеса.

Хенрик Аристипп, архидьякон Катании, в конце 1150-х годов в южной Италии выпустил латинский перевод книги Диогена Лаэртия, который с тех пор был утерян или уничтожен. Геремия да Монтаньоне использовал этот перевод в качестве источника для своего Compedium Moralium notabilium (1285 г.), а анонимный итальянский автор использовал его в качестве источника для работы, озаглавленной Liber de vita et moribusphilusphorum (написано ок. 1317–1320), который приобрел международную популярность в позднем средневековье. Монах Амброджо Траверсари (1386–1439) произвел еще один латинский перевод в Флоренции между 1424 и 1433 годами, о которых сохранились гораздо лучшие записи. итальянский ученый эпохи Возрождения, художник, философ и архитектор Леон Баттиста Альберти (1404–1472) позаимствовал из перевода Траверсари «Жизни и мнения выдающихся философов» в Книге 2 его Libri della famiglia и смоделировал свою автобиографию на основе «Жизни Фалеса» Диогена Лаэртия.

Работа Диогена Лаэртиуса в наше время получила непростой прием. Ценность его жизней и мнений выдающихся философов как проникновения в суть частной жизни греческих мудрецов побудила философа французского Возрождения Мишеля де Монтеня (1533–1592) воскликнуть, что он желал, чтобы вместо одного Лаэртиуса была дюжина. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) критиковал Диогена Лаэртиуса за отсутствие философского таланта и относил его работы к категории не более чем компиляцию предыдущих мнения писателей. Тем не менее, он признал, что сборник Диогена Лаэртиуса был важен с учетом содержащейся в нем информации. Герман Усенер (1834–1905) выразил сожаление по поводу Диогена Лаэртиуса как «полного осла» (asinus germanus) в его Эпикурей (1887). Вернер Йегер (1888–1961) осудил его как «этого великого невежды». Однако в конце двадцатого и начале двадцать первого веков ученым удалось частично искупить репутацию Диогена Лаэртия как писателя, прочитав его книгу в контексте эллинистической литературы.

Тем не менее, современные ученые относятся к свидетельству Диогена с осторожностью., особенно когда он не ссылается на свои источники. Герберт С. Лонг предупреждает: «Диоген приобрел значение, непропорционально его заслугам, потому что потеря многих первоисточников и более ранних вторичных компиляций случайно сделала его главным постоянным источником истории греческой философии» <157.>Роберт М. Строзье предлагает несколько более позитивную оценку надежности Диогена Лаэртия, отмечая, что многие другие древние писатели пытаются переосмыслить и расширить описываемые ими философские учения, что Диоген Лаэртиус делает редко. Строзье заключает: «Диоген Лаэртий, когда он не объединяет сотни лет различий, надежен просто потому, что он менее компетентен, чем те, о ком он пишет, менее склонен переформулировать утверждения и аргументы, особенно в Дело Эпикура, менее склонно вмешиваться в тексты, которые он цитирует. Он, однако, упрощает. "

Несмотря на его важность для истории западной философии и окружающие его споры, по словам Джан Марио Цао, Диоген Лаэртий до сих пор не получил должного научного внимания. Оба современных критических издания его книги, написанные Х.С. Лонгом (1964) и М. Марковичем (1999), вызвали обширную критику со стороны ученых.

Его критикуют прежде всего за то, что он чрезмерно озабочен поверхностными деталями философов ». живет и испытывает недостаток в интеллектуальной способности исследовать их настоящие философские работы с любым проникновением. Однако, согласно утверждениям монаха 14-го века Уолтера Берли в его De vita et moribus Философском, текст Диогена, по-видимому, был намного полнее того, которым мы располагаем сейчас.

Издания и переводы
  • Diogenis Laertii Vitae Философская редакция Мирослав Маркович, Штутгарт-Липсия, Тойбнер, 1999–2002 гг. Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana, vol. 1: Книги I – X ISBN 9783598713163 ; т. 2: Excerpta Byzantina; т. 3: Указатели Ганса Гертнера.
  • Жизни выдающихся философов, отредактированный Тициано Доранди, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2013 г. (Кембриджские классические тексты и комментарии, том 50, новое радикально улучшенное критическое издание).
  • Перевод, сделанный RD Хикс :
    • Wikisource-logo.svg "Индекс". Жизни выдающихся философов (двухтомное изд.). Классическая библиотека Леба. 1925. Cite имеет пустой неизвестный параметр: | 1 =()
    • Жизни выдающихся философов. I. Harvard University Press, Loeb Classical Library. 1925. ISBN 978-0-674-99203-0.
    • Жизни выдающихся философов. II . Harvard University Press, Loeb Classical Library. 1925. ISBN 978-0-674-99204-7.
Примечания
Ссылки

Атрибуция:

Дополнительная литература
  • Барнс, Джонатан. 1992. «Диоген Лаэртий IX 61–116: Философия пирронизма». In Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Vol. 2: 36.5–6. Вольфганг Хаазе, 4241–4301. Берлин: W. de Gruyter.
  • Барнс, Джонатан. 1986. «Ницше и Диоген Лаэртиус». Nietzsche-Studien 15: 16-40.
  • Dorandi, Tiziano. 2009. Laertiana: Capitoli sulla tradizione manoscritta e sulla storia del testo delle Vite dei filosofi di Diogen Laerzio. Berlin; New York: Walter de Gruyter.
  • Eshleman, Kendra Joy. 2007. «Привязанность и принадлежность» : Социальные сети и переход к философии ». Журнал 103.2: 129–140.
  • Грау, Серги. 2010. «Как убить философа: повествование о смерти древнегреческих философов по отношению к живым». Древняя философия 30.2: 347-381
  • Хэгг, Томас. 2012. Искусство биографии в древности. Кембридж., Великобритания: Cambridge Univ. Press.
  • Киндстранд, Ян Фредерик. 1986. «Диоген Лаэртиус и традиция Хреи». Elenchos 7: 217–234.
  • Лонг, Энтони А. 2006. «Диоген Лаэртий, Жизнь Аркесилая». В От Эпикура до Эпиктета: Исследования эллинистической и римской философии. Под редакцией Энтони А. Лонга, 96–114. Оксфорд: Oxford Univ. Press.
  • Mansfeld, Jaap. 1986. «Диоген Лаэртий о стоической философии». Elenchos 7: 295–382.
  • Mejer, Jørgen. 1978. Diogenes Laertius и его эллинистический фон. Wiesbaden: Steiner.
  • Mejer, Jørgen. 1992. «Диоген Лаэртийский и передача греческой философии». В Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Vol. 2: 36.5–6. Под редакцией Вольфганга Хааза, 3556–356. 3602. Берлин: В. де Грюйтер.
  • Морган, Тереза ​​Дж. 2013. «Энциклопедии добродетели ?: Сборники высказываний и рассказов о мудрецах на греческом языке». В энциклопедизме от античности до эпохи Возрождения. Под редакцией Джейсона Кенига и Грега Вульфа, 108–128. Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Сасси, Мария Микела. 2011. Ионическая философия и философия курсива: от Диогена Лаэртского до Дильса. В досократиках от латинского средневековья до Германа Дильса. Отредактировано Оливером Примавези и Катариной Лучнер, 19–44. Штутгарт: Штайнер.
  • Солленбергер, Майкл. 1992. Жизни перипатетиков: анализ содержания и структуры книги 5 «Vitae Философского общества» Диогена Лаэртского. В Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Vol. 2: 36.5–6. Под редакцией Вольфганга Хаазе, 3793–3879. Берлин: W. de Gruyter.
  • Vogt, Katja Maria, ed. 2015. Пирроновский скептицизм у Диогена Лаэртского. Тюбинген, Германия: Мор Зибек.
  • Уоррен, Джеймс. 2007. "Диоген Лаэртский, биограф философии". В систематизации знаний в Римской империи. Под редакцией Джейсона Кёнига и Тима Уитмарса, 133–149. Кембридж; Нью-Йорк: Cambridge University Press.
Внешние ссылки
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Диогеном Лаэртиусом
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Диогеном Лаэртиусом
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Диогеном Лаэртиусом.
Последняя правка сделана 2021-05-17 07:03:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте