Диоген Лаэртий | |
---|---|
Διογένης Λαέρτιος | |
гравюра 17 века | |
Родился | fl. 3 век нашей эры |
Профессия | Биограф |
Диоген Лаэртиус (; Греческий : Διογένης Λαέρτιος, translit. Dīogénēs Lāértios; fl. 3-й век н.э.) был биографом греческих философов. О его жизни точно ничего не известно, но его сохранившиеся Жизни и мнения выдающихся философов являются основным источником по истории древнегреческой философии. Его репутация вызывает споры среди ученых, потому что он часто повторяет информацию из своих источников, не оценивая ее критически. Он также часто фокусируется на тривиальных или незначительных деталях жизни своих субъектов, игнорируя важные детали их философских учений, и иногда ему не удается провести различие между более ранними и более поздними учениями конкретных философских школ. Однако, в отличие от многих других древних вторичных источников, Диоген Лаэртиус обычно сообщает о философских учениях, не пытаясь переосмыслить или расширить их, что означает, что его отчеты часто ближе к первоисточникам. Из-за потери стольких первоисточников, на которые опирался Диоген, его труд стал важнейшим сохранившимся источником по истории греческой философии.
Лаэртий, должно быть, жил после Секста Эмпирика (ок. 200 г.), о котором он упоминает, и до Стефана Византийского и Сопатера из Апамея (ок. 500), которые цитируют его. В его работе не упоминается неоплатонизм, хотя он адресован женщине, которая была «энтузиастом-платоником». Следовательно, предполагается, что он процветал в первой половине III века, во время правления Александра Севера (222–235) и его преемников.
Точная форма его имени такова. неуверенный. В древних рукописях неизменно упоминается «Лаэртий Диоген», и эта форма имени повторяется Сопатером и Судой. Современная форма «Диоген Лаэртийский» встречается гораздо реже, используется Стефаном Византийским и в лемме к греческой антологии. Его также называют «Лаэрт» или просто «Диоген».
Происхождение имени «Лаэрт» также не известно. Стефан Византийский называет его «Διογένης ὁ Λαερτιεύς» (Diogenes ho Laertieus), подразумевая, что он был уроженцем какого-то города, возможно Лаэрта в Карии (или другого Лаэрта в Киликии ). Другое предположение состоит в том, что один из его предков имел покровителем члена римской семьи. Преобладающая современная теория состоит в том, что «Лаэртий» - это прозвище (полученное от гомеровского эпитета Диоген Лаэртиад, использованного в адресе Одиссея ), используемое, чтобы отличить его от многих других людей, которых называли Диогеном в древний мир.
Его родной город неизвестен (в лучшем случае неясен, даже согласно гипотезе, что Лаэртий ссылается на его происхождение). Спорный отрывок из его сочинений был использован, чтобы предположить, что это была Никея в Вифинии.
. Было высказано предположение, что Диоген был эпикурейцем или пирронистом.. Он страстно защищает Эпикура в Книге 10, которая имеет высокое качество и содержит три длинных письма, приписываемых Эпикуру, объясняющих эпикурейские доктрины. Он беспристрастен ко всем школам, как и пирронисты, и продвигает преемственность пирронизма дальше, чем другие школы. В какой-то момент кажется, что он даже называет пирронистов «нашей школой». С другой стороны, большинство этих моментов можно объяснить тем, что он некритически копирует из своих источников. Ни в коем случае нельзя утверждать, что он придерживался какой-либо школы, и он обычно более внимателен к биографическим деталям.
Помимо Житий, Диоген был автором стихотворного произведения о знаменитых людях в различных произведениях. метров, которую он назвал Эпиграмматой или (Πάμμετρος).
Работа, по которой он известен, Жизни и мнения выдающихся философов, была написана на греческом языке и якобы дает отчет о жизни и высказывания греческих философов.
Диоген делит свои предметы на две «школы», которые он описывает как ионийские / ионические и итальянские / курсивные; разделение несколько сомнительно и, похоже, взято из утерянной доксографии из Sotion. Биографии «ионической школы» начинаются с Анаксимандра и заканчиваются Клитомахом, Феофрастом и Хрисиппом ; «Итальянец» начинается с Пифагора и заканчивается Эпикур. Сократическая школа с ее различными ответвлениями относится к ионической, а элеаты и пирронисты рассматриваются как курсив.
Хенрик Аристипп, архидьякон Катании, в конце 1150-х годов в южной Италии выпустил латинский перевод книги Диогена Лаэртия, который с тех пор был утерян или уничтожен. Геремия да Монтаньоне использовал этот перевод в качестве источника для своего Compedium Moralium notabilium (1285 г.), а анонимный итальянский автор использовал его в качестве источника для работы, озаглавленной Liber de vita et moribusphilusphorum (написано ок. 1317–1320), который приобрел международную популярность в позднем средневековье. Монах Амброджо Траверсари (1386–1439) произвел еще один латинский перевод в Флоренции между 1424 и 1433 годами, о которых сохранились гораздо лучшие записи. итальянский ученый эпохи Возрождения, художник, философ и архитектор Леон Баттиста Альберти (1404–1472) позаимствовал из перевода Траверсари «Жизни и мнения выдающихся философов» в Книге 2 его Libri della famiglia и смоделировал свою автобиографию на основе «Жизни Фалеса» Диогена Лаэртия.
Работа Диогена Лаэртиуса в наше время получила непростой прием. Ценность его жизней и мнений выдающихся философов как проникновения в суть частной жизни греческих мудрецов побудила философа французского Возрождения Мишеля де Монтеня (1533–1592) воскликнуть, что он желал, чтобы вместо одного Лаэртиуса была дюжина. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) критиковал Диогена Лаэртиуса за отсутствие философского таланта и относил его работы к категории не более чем компиляцию предыдущих мнения писателей. Тем не менее, он признал, что сборник Диогена Лаэртиуса был важен с учетом содержащейся в нем информации. Герман Усенер (1834–1905) выразил сожаление по поводу Диогена Лаэртиуса как «полного осла» (asinus germanus) в его Эпикурей (1887). Вернер Йегер (1888–1961) осудил его как «этого великого невежды». Однако в конце двадцатого и начале двадцать первого веков ученым удалось частично искупить репутацию Диогена Лаэртия как писателя, прочитав его книгу в контексте эллинистической литературы.
Тем не менее, современные ученые относятся к свидетельству Диогена с осторожностью., особенно когда он не ссылается на свои источники. Герберт С. Лонг предупреждает: «Диоген приобрел значение, непропорционально его заслугам, потому что потеря многих первоисточников и более ранних вторичных компиляций случайно сделала его главным постоянным источником истории греческой философии» <157.>Роберт М. Строзье предлагает несколько более позитивную оценку надежности Диогена Лаэртия, отмечая, что многие другие древние писатели пытаются переосмыслить и расширить описываемые ими философские учения, что Диоген Лаэртиус делает редко. Строзье заключает: «Диоген Лаэртий, когда он не объединяет сотни лет различий, надежен просто потому, что он менее компетентен, чем те, о ком он пишет, менее склонен переформулировать утверждения и аргументы, особенно в Дело Эпикура, менее склонно вмешиваться в тексты, которые он цитирует. Он, однако, упрощает. "
Несмотря на его важность для истории западной философии и окружающие его споры, по словам Джан Марио Цао, Диоген Лаэртий до сих пор не получил должного научного внимания. Оба современных критических издания его книги, написанные Х.С. Лонгом (1964) и М. Марковичем (1999), вызвали обширную критику со стороны ученых.
Его критикуют прежде всего за то, что он чрезмерно озабочен поверхностными деталями философов ». живет и испытывает недостаток в интеллектуальной способности исследовать их настоящие философские работы с любым проникновением. Однако, согласно утверждениям монаха 14-го века Уолтера Берли в его De vita et moribus Философском, текст Диогена, по-видимому, был намного полнее того, которым мы располагаем сейчас.
| 1 =
()| title =
() CS1 maint: ref = harv (ссылка )| 1 =
() CS1 maint: ref = harv (link )| 1 =
() CS1 maint: ref = harv (link )| 1 =
() CS1 maint: ref = harv (ссылка )Атрибуция:
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Диогеном Лаэртиусом |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Диогеном Лаэртиусом |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Диогеном Лаэртиусом. |