Леон Баттиста Альберти | |
---|---|
Родился | 14 февраля, 1404. Генуя, Генуэзская Республика |
Умер | 25 апреля 1472 (1472-04-25) (68 лет). Рим, Папская область |
Национальность | Итальянец |
Известен благодаря | архитектуре, лингвистике, поэзии |
Известные произведения | Темпио Малатестиано, Палаццо Ручеллаи, Санта-Мария-Новелла |
Движение | Итальянский ренессанс |
Леон Баттиста Альберти (итальянский: ; 14 февраля 1404 - 25 апреля 1472) итальянский гуманист эпохи Возрождения писатель, художник, архитектор, поэт, священник, лингвист, философ и криптограф ; он олицетворяет человека эпохи Возрождения.
Хотя его часто называют исключительно архитектором, как заметил Джеймс Бек, «выделить одно из« полей »Леона Баттисты среди других как функционально независимых и самодостаточных - значит ничем не поможет никаким усилиям охарактеризовать обширные исследования Альберти в области изящных искусств ». Хотя Альберти известен в основном как художник, он также был математиком многих видов и добился больших успехов в этой области в 15 веке. Два его самых важных здания - церкви Сан Себастьяно (1460) и Сан Андреа, оба в Мантуе.
Жизнь Альберти описана в Джорджо Вазари в Жизни выдающиеся художники, скульпторы и архитекторы.
Леон Баттиста Альберти родился в 1404 году в Генуе. Его мать неизвестна, а его отец был богатым флорентийцем, который был изгнан из своего города, которому было разрешено вернуться в 1428 году. Альберти был отправлен в школу-интернат в Падуе, затем изучал право в Болонье. Некоторое время он жил во Флоренции, затем в 1431 году отправился в Рим, где принял священный сан и поступил на службу при папском дворе. За это время он изучил древние руины, которые пробудили его интерес к архитектуре и сильно повлияли на форму построенных им зданий.
Альберти был одарен разными способами. Он был высоким, сильным и прекрасным спортсменом, который мог оседлать самых диких лошадей и перепрыгнуть через голову человека. Он проявил себя как писатель, когда был еще ребенком в школе, и к двадцати годам написал пьесу, которая была успешно выдана за подлинное произведение классической литературы. В 1435 году он начал свою первую крупную письменную работу, Della pittura, которая была вдохновлена расцветом изобразительного искусства во Флоренции в начале 15 века. В этой работе он анализирует природу живописи и исследует элементы перспективы, композиции и цвета.
В 1438 году он начал больше сосредотачиваться на архитектуре, и его вдохновляла марчезская Леонелло д'Эсте Феррары, для которого он построил небольшую триумфальную арку, чтобы поддерживать конную статую отца Леонелло. В 1447 году он стал советником по архитектуре Папы Николая V и участвовал в нескольких проектах в Ватикане.
Его первая большая архитектурная комиссия была в 1446 году для фасад дворца Ручеллаи во Флоренции. В 1450 г. последовало поручение Сигизмондо Малатеста преобразовать готическую церковь Сан-Франческо в Римини в мемориальную часовню Темпио Малатестиано. Во Флоренции он спроектировал верхние части фасада доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла, классно соединяя неф и нижние проходы двумя витиеватыми завитками, решая визуальную проблему и создавая прецедент, которому нужно следовать. архитекторами церквей четыреста лет. В 1452 году он завершил De re aedificatoria, трактат по архитектуре, взяв за основу работы Витрувия и находясь под влиянием археологических останков Рима. Работа не была опубликована до 1485 года. В 1464 году вышла его менее влиятельная работа De statua, в которой он исследует скульптуру. Единственная известная скульптура Альберти - медальон с автопортретом, иногда приписываемый Пизанелло.
Палаццо РучеллаиАльберти был нанят для проектирования двух церквей в Мантуе, Сан-Себастьяно, который так и не был завершен, и о намерениях Альберти можно только догадываться, и Базилика Сант-Андреа. Дизайн последней церкви был завершен в 1471 году, за год до смерти Альберти, но был доведен до конца и является его самой значительной работой.
Альберти как художник отличился сам из рядового мастера, получившего образование в мастерских. Он был гуманистом, который последовал за Аристотелем и Плотином, и входил в быстро растущую свиту интеллектуалов и ремесленников, которых поддерживал дворы князей и лордов время. Альберти, как член дворянской семьи и как часть римской курии, имел особый статус. Он был желанным гостем при дворе Эсте в Ферраре, а в Урбино он провел часть жаркого сезона с солдатом-принцем. Федерико III да Монтефельтро. герцог Урбинский был проницательным военачальником, щедро тратил деньги на покровительство искусству. Альберти планировал посвятить свой трактат по архитектуре своему другу.
Среди небольших исследований Альберти, новаторских в своей области, был трактат по криптографии, Де componendis cifris и первая итальянская грамматика. С флорентийским космографом Паоло Тосканелли он сотрудничал в астрономии, науке, близкой к географии в то время, и выпустил небольшой латинский труд по географии Descriptio urbis Romae (Панорама города Рима). Всего за несколько лет до своей смерти Альберти завершил De iciarchia («О правлении семьи»), диалог о Флоренции во время правления Медичи.
Альберти, приняв священный сан, всю жизнь оставался холостым. Он любил животных, и у него была домашняя собака, дворняга, которой он написал панегирик, (Canis). Вазари описывает его как «замечательного гражданина, человека культуры… друга талантливых людей, открытого и вежливого со всеми. Он всегда жил честно и как джентльмен, которым он был». Альберти умер в Риме 25 апреля 1472 года в возрасте 68 лет.
Альберти считал математику отправной точкой для обсуждения искусства и науки. «Чтобы прояснить мое изложение при написании этого краткого комментария к живописи, - начал Альберти свой трактат Делла Питтура (О живописи), который он посвятил Брунеллески, - я сначала возьму у математиков то, что касается моего предмета».
Делла питтура (также известная на латыни как De Pictura ) опиралась в своем научном содержании на классическую оптику при определении перспективы как геометрического инструмента. художественного и архитектурного представления. Альберти хорошо разбирался в науках своего времени. Его познания в оптике были связаны с давней традицией Kitab al-manazir (Оптика; De aspectibus) арабского эрудита Альхазена (Ибн аль-Хайсам, 1041 г.), который был организован францисканскими оптическими мастерскими, основанными на традициях перспективных ученых 13-го века, такими как Роджер Бэкон, Джон Пекхэм и Витело (подобные влияния также прослеживаются в третьем комментарии к Лоренцо Гиберти, Commentario terzo).
английский титульный лист первого издания перевода Джакомо Леони De Re Aedificatoria Альберти (1452). Книга двуязычная: итальянская версия напечатана слева, а английская версия - справа.И в Della pittura, и в De statua Альберти подчеркивал, что «все этапы обучения следует искать у природы». Конечная цель художника - подражать природе. Художники и скульпторы стремятся «достичь одной и той же цели, используя разные навыки, а именно, чтобы работа, которую они предприняли, должна была казаться наблюдателю как можно более похожей на реальные объекты природы». Однако Альберти не имел в виду, что художники должны объективно подражать природе, как она есть, но художник должен быть особенно внимателен к красоте, «ибо в живописи красота так же приятна, как и необходимо». По словам Альберти, произведение искусства построено таким образом, что невозможно отнять у него что-либо или добавить что-либо, не нарушая красоты в целом. Красота для Альберти была «гармонией всех частей по отношению друг к другу», и впоследствии «это согласие реализуется в определенном количестве, пропорции и расположении, требуемом гармонией». Мысли Альберти о гармонии не были новыми - их можно проследить до Пифагора, - но он поместил их в новый контекст, который хорошо согласуется с современным эстетическим дискурсом.
В Риме у Альберти было достаточно времени, чтобы изучить его древние памятники, руины и предметы. Его подробные наблюдения, включенные в его De re aedificatoria (1452, Об искусстве строительства), были построены по образцу De Architectura римского архитектора и инженера Витрувия (fl. 46–30 до н. Э.). Произведение было первым архитектурным трактатом эпохи Возрождения. Он охватывал широкий круг предметов - от истории до градостроительства и инженерии до философии красоты. De re aedificatoria, большая и дорогая книга, не была полностью опубликована до 1485 года, после чего она стала основным справочником для архитекторов. Однако, как выразился Альберти, книга была написана «не только для мастеров, но и для всех, кто интересуется благородным искусством». Первоначально опубликованное на латинском языке, первое итальянское издание вышло в 1546 году, а стандартное итальянское издание Козимо Бартоли было опубликовано в 1550 году. Папа Николай V, которому Альберти посвятил всю работу, мечтал отстроить город Рим, но ему удалось осуществить лишь часть своих дальновидных планов. В своей книге Альберти открыл свои теории и идеалы флорентийского Возрождения архитекторам, ученым и другим людям.
Альберти написал «I Libri della famiglia», в которой обсуждалось образование, брак, ведение домашнего хозяйства и деньги на тосканском диалекте. Работа не печаталась до 1843 года. Как и Эразм десятилетия спустя, Альберти подчеркивал необходимость реформы в образовании. Он отметил, что «уход за очень маленькими детьми - это дело женщин, медсестер или матери», и что в самом раннем возрасте детей следует обучать алфавиту. С большими надеждами он отдал это произведение на чтение своей семье, но в своей автобиографии Альберти признается, что «он едва мог избежать гнева, более того, когда он увидел, как некоторые из его родственников открыто высмеивают как произведение в целом, так и бесполезное предприятие автора. Это." «Момус», написанная между 1443 и 1450 годами, была женоненавистнической комедией об олимпийских богах. Он считался римским ключом - Юпитер был идентифицирован в некоторых источниках как Папа Евгений IV и Папа Николай V. Альберти заимствовал многие из его символов у Лукиана, один из его любимых греческих писателей. Имя его героя Момус отсылает к греческому слову «обвинение или критика». После изгнания с небес Момус, бог насмешек, в конце концов кастрирован. Юпитер и другие боги также спускаются на землю, но они возвращаются на небеса после того, как Юпитер разбивает себе нос во время сильной бури.
Альберти не заботился о практичности строительства, и очень немногие из его основных работ были доведены до конца. Как дизайнер и ученик Витрувия и древнеримских останков, он понял природу архитектуры колонн и перемычек с визуальной, а не структурной точки зрения, и правильно использовал классические порядки, в отличие от своих современников, Брунеллески, который использовал классическую колонну и пилястру в свободной интерпретации. Альберти беспокоил социальный эффект архитектуры, и поэтому он хорошо знал городской пейзаж. Об этом свидетельствует его установка во дворце Ручеллаи сплошной скамейкой для сидения на уровне подвала. Альберти предвосхитил принцип иерархии улиц, с широкими главными улицами, соединенными с второстепенными улицами, и зданиями одинаковой высоты.
В Риме его нанял Папа Николай V для восстановления Римский акведук в Acqua Vergine, который превратил в простой бассейн, спроектированный Альберти, который позже был смыт барочным фонтаном Треви.
Некоторые Исследования показывают, что Вилла Медичи в Фьезоле могла быть обязана своим дизайном Альберти, а не Микелоццо, и что затем она стала прототипом Возрождения вилла. Это жилище на вершине холма, построенное по заказу Джованни де Медичи, вторым сыном Козимо иль Веккио, с видом на город, может быть самым первым примером виллы эпохи Возрождения: иными словами, он следует альбертовским критериям для превращения загородного дома в «пригородную виллу». С этой точки зрения вилла Медичи во Фьезоле может считаться «музой» для многих других зданий, не только в районе Флоренции, которые с конца 15 века и далее находят здесь вдохновение и творческие новшества.
Темпио Малатестиано в Римини (1447, 1453–60) - это реконструкция готической церкви. Фасад с его динамичной игрой форм остался незавершенным.
Дизайн фасада Палаццо Ручеллаи (1446–51) была одной из нескольких комиссий для семьи Ручеллаи. Узор накладывает сетку неглубоких пилястр и карнизов в классической манере на рустованную кладку и увенчан тяжелым карнизом. Внутренний двор имеет коринфские колонны. Дворец установил стандарт в использовании классических элементов, которые характерны для гражданских зданий Флоренции и оказали большое влияние на более поздние палаццо. Работу выполнил Бернардо Росселино.
Темпио Малатестиано, Римини Полихромный фасад Санта-Мария-Новеллав Санта-Мария-Новелла, Флоренция, между (1448–1470 гг.) Верхний фасад был построен по проекту Альберти. Это была непростая задача, так как на нижнем уровне уже было три дверных проема и шесть готических ниш с гробницами из полихромного мрамора, типичного для флорентийских церквей, таких как Сан-Миниато-аль-Монте и Баптистерий Флоренции. В конструкции также имеется окулярное окошко , которое уже было на месте. Альберти представил классические элементы вокруг портика и распространил полихромию по всему фасаду таким образом, чтобы включить классические пропорции и элементы, такие как пилястры, карнизы и фронтон в классическом стиле, украшенные солнечными лучами в мозаике, а не скульптурой. Самая известная особенность этой церкви с типичными проходами - это то, как Альберти решил проблему визуального соединения различных уровней центрального нефа и гораздо более низких боковых проходов. Он использовал два больших свитка, которые должны были стать стандартным элементом церковных фасадов в зданиях позднего Возрождения, барокко и классического возрождения.
Считается, что Альберти был консультантом по дизайну площади Пьяцца II, Пиенца. Деревня, ранее называвшаяся Корсиньяно, была реконструирована примерно в 1459 году. Это была родина Энея Сильвия Пикколомини, Папы Пия II, у которого служил Альберти. Пий II хотел использовать деревню как укрытие, но ему нужно было, чтобы она отражала достоинство его положения.
Площадь имеет форму трапеции, очерченную четырьмя зданиями, с акцентом на собор Пиенцы и проходы по обе стороны, открывающиеся на пейзаж. Главная резиденция, Палаццо Пикколомини, находится на западной стороне. Он состоит из трех этажей, соединенных пилястрами и антаблементами, с двойным освещением поперечным окном в каждом пролете. Эта структура похожа на Палаццо Ручеллаи Альберти во Флоренции и другие более поздние дворцы. Обращает на себя внимание внутренний двор палаццо. Задняя часть дворца на юге определяется лоджией на всех трех этажах, которые выходят на закрытый сад итальянского Возрождения с модификациями эпохи Giardino all'italiana., и захватывающий вид на далекие пейзажи Валь д'Орча и любимую гору Папы Пия Амиата за ее пределами. Под этим садом находится сводчатая конюшня с стойлами для 100 лошадей. Проект, радикально изменивший центр города, включал в себя дворец Папы, церковь, ратушу и здание для епископов, которые будут сопровождать Папу в его поездках. Пиенца считается ранним примером городского планирования эпохи Возрождения.
Базилика Сант-Андреа, Мантуя была начата в 1471 году, за год до смерти Альберти. Она была доведена до завершения и является его наиболее значимой работой, в которой используется мотив триумфальной арки как для фасада, так и для интерьера, и оказал влияние на многие последующие работы. Альберти воспринимал роль архитектора как дизайнера. В отличие от Брунеллески, он не интересовался строительством, оставляя практические вопросы строителям, а надзор другим.
Джорджо Вазари, который утверждал, что исторический прогресс в искусстве достиг своего пика в Микеланджело, подчеркивал научные достижения Альберти, а не его художественные таланты: «Он проводил время, изучая мир и изучая пропорции древностей; но прежде всего, следуя своему природному гению, он сосредоточился на письме, а не на прикладной работе». Леонардо, который иронически называл себя «необразованным человеком» (omo senza lettere), вслед за Альберти считал живопись наукой ce. Однако как ученый Леонардо был более эмпирическим, чем Альберти, который был теоретиком и не проявлял подобного интереса к практике. Альберти верил в идеальную красоту, но Леонардо заполнял свои записные книжки наблюдениями за человеческими пропорциями, страница за страницей, заканчивая своим знаменитым рисунком Витрувианского человека, человеческой фигуры, связанной с квадратом и кругом.
В своей книге «О живописи» Альберти использует выражение «Мы, художники», но как художник или скульптор он был дилетантом. «В живописи Альберти не добился ничего выдающегося или красивого», - писал Вазари. «Очень немногие его картины, которые сохранились до наших дней, далеки от совершенства, но это не удивительно, поскольку он посвятил себя больше своим исследованиям, чем рисованию». Якоб Буркхардт изобразил Альберти в «Цивилизации эпохи Возрождения в Италии» как поистине универсальный гений. «И Леонардо да Винчи был для Альберти завершителем для новичка, мастером для дилетанта. Если бы работа Вазари была здесь дополнена описанием, подобным описанию Альберти! Колоссальные очертания характера Леонардо никогда не могут быть более чем смутными.
Альберти, как говорят, изображен на больших фресках Мантеньи в Camera degli Sposi, пожилом человеке в темно-красной одежде, который шепчет на ухо Людовико Гонзага, правитель Мантуи. На автопортрете Альберти, большой плакетке , он одет как римлянин. Слева от его профиля - крылатый глаз. На обратной стороне вопрос, Quid Tum? (что тогда), взято из Эклога Вергилия : «Ну и что, если Аминтас темный? (quid tum si fuscus Amyntas?) Фиалки черные, а гиацинты черные».
Альберти внес разнообразный вклад в несколько областей:
Борси заявляет, что труды Альберти по архитектуре продолжают влиять на современную и современную архитектуру, заявляя: «Организм и поклонение природе Райта, изящный классицизм Ван дер Миса, нормативные очертания и антропоморфные, гармонические, модульные системы Ле Корбюзье и возрождение Каном «античности» - все это элементы, которые соблазняют проследить влияние Альберти на современную архитектуру ».
[2] Третий Международный конгресс по истории строительства, Котбус, май 2009 г.
[3] http://hdl.handle.net / 2117/14252
LA) Leon Battista Alberti, De re aedificatoria, Argentorati, excudebat M. Iacobus Cammerlander Moguntinus, 1541.
Leon Battista Alberti, Opere volgari. 1, Firenze, Tipografia Galileiana, 1843.
Giovanni Ponte, Leon Battista Alberti: Umanista e scrittore, Tilgher, Genova, 1981;
Luca Boschetto, Leon Battista Alberti e Firenze: Biografia, storia, letteratura, Olschki, Firenze 2000;
D. Mazzini, S. Martini. Villa Medici a Fiesole. Leon Battista Alberti e il prototipo di villa rinascimentale, Centro Di, Firenze 2004;
Леон Баттиста Альберти архитетто, кура Ди Джорджио Грасси и Лучано Патетта, Тесты Джорджо Грасси и др., Banca CR, Firenze 2005;
Массимо Булгарелли, Леон Баттиста Альберти, 1404–1472: Architettura e storia, Electa, Milano 2008;
На Викискладе есть материалы, связанные с . Леоном Баттистой Альберти. |