Гуманизм

редактировать
Эта статья посвящена общей философии, ориентированной на человека. Для философии эпохи Возрождения см гуманизм эпохи Возрождения. Для использования в других целях, см Гуманизм (значения). "Гуманист" и "Гуманист" перенаправляются сюда. Для использования в других целях, см Гуманист (значения). Об альбоме см. Humanistic (альбом).

Гуманизм - это философская позиция, которая подчеркивает индивидуальный и социальный потенциал и свободу действий людей. Он рассматривает людей как отправную точку для серьезных моральных и философских исследований.

Значение термина «гуманизм» изменилось в соответствии с последовательными интеллектуальными движениями, которые идентифицировались с ним. Как правило, этот термин относится к сосредоточению внимания на человеческом благополучии и защищает человеческую свободу, автономию и прогресс. Он рассматривает человечество как ответственное за продвижение и развитие людей, поддерживает равное и неотъемлемое достоинство всех людей и подчеркивает заботу о людях по отношению к миру.

Начиная с 20 века, гуманистические движения, как правило, были нерелигиозными и придерживались секуляризма. Чаще всего гуманизм относится к нетеистическому взгляду, основанному на человеческой деятельности, и опоре на науку и разум, а не на откровения из сверхъестественного источника для понимания мира. Гуманисты склонны выступать за права человека, свободу слова, прогрессивную политику и демократию. Те, кто придерживается гуманистического мировоззрения, считают, что религия не является предпосылкой морали, и возражают против чрезмерной увязки религии с образованием и государством. По мнению гуманистов, люди могут формировать свои собственные ценности и жить хорошей и содержательной жизнью.

Истоки гуманистических идей на Западе можно в значительной степени проследить до древнегреческой философии, которая ставила во главу угла человеческую мораль, но аналогичные концепции и идеи были выражены и в других местах древнего мира, таких как древняя Индия, Норвегия, южная часть Африки и Китай. В период европейского Возрождения интерес к классической литературе Греции возобновился, и гуманистические идеи снова начали развиваться. Достижения науки, техники и философии в эпоху Просвещения способствовали развитию светского мировоззрения, создавая множество рациональных и этических ассоциаций и движений в 19 веке, некоторые из которых объединились в светские гуманистические ассоциации в 20 веке.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология и определение
  • 2 История
    • 2.1 Предшественники
    • 2.2 Возрождение
    • 2.3 Просвещение
    • 2.4 От Дарвина до нашей эры
  • 3 разновидности гуманизма
  • 4 Философское обоснование
  • 5 тем
    • 5.1 Гуманизм и мораль
    • 5.2 Гуманизм и религия
    • 5.3 Гуманизм и смысл жизни
    • 5.4 Гуманизм в политике
    • 5.5 Гуманистическая психология и консультирование
  • 6 гуманистических организаций
  • 7 Критика
    • 7.1 Антигуманизм
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Источники
  • 11 Дальнейшее чтение
  • 12 Внешние ссылки
Этимология и определение

Слово «гуманизм» происходит от латинского понятия « humanitas», которое впервые было использовано Цицероном для описания ценностей, связанных с гуманитарным образованием, которое было похоже на искусство, философию, историю и литературу 21 века. Слово снова появилось во время итальянского Возрождения как umanista и достигло английского языка в 16 веке. Слово «гуманист» использовалось для описания группы студентов, изучающих классическую литературу, и тех, кто выступает за образование на ее основе. В начале 19 века термин « гуманизм» использовался в Германии в нескольких значениях, а оттуда он снова вошел в английский язык с двумя различными значениями; один академический термин, связанный с изучением классической литературы, в то время как другой, более популярное употребление, обозначало нерелигиозный подход к жизни, подразумевая антитезу теизму.

Вероятно, баварский теолог Фридрих Иммануэль Нитхаммер ввел термин гуманизм для описания новой классической учебной программы, которую он планировал предложить в средних школах Германии. Вскоре этот термин переняли и другие ученые, такие как Георг Фойгт и Якоб Буркхардт. В 20-м веке это слово было усовершенствовано, обретя современное значение натуралистического подхода к жизни с упором на благополучие и свободу людей.

Определение гуманизма показывает противоречие, окружающее гуманизм. Гуманизм определяется как поборник человеческой свободы и достоинства, но он связан с угнетением, поскольку является побочным продуктом современности. В 1974 году философ Сидней Хук определил гуманизм и гуманистов с помощью отрицательных характеристик. По словам Хука, гуманисты выступают против навязывания одной культуры в некоторых цивилизациях, не принадлежат к церкви или установленной религии, не поддерживают диктатуры, не оправдывают насилие для социальных реформ или более лояльны к организации, чем их абстрактные ценности.. Хук также сказал, что гуманисты поддерживают искоренение голода и улучшение здоровья, жилья и образования. Также в 1974 году философ-гуманист Х. Дж. Блэкхэм сказал, что гуманизм - это концепция, направленная на улучшение социальных условий человечества, повышение автономии и достоинства всех людей. В 1999 году Джинин Д. Фаулер сказала, что определение гуманизма должно включать отказ от божественности и упор на человеческое благополучие и свободу. Она также отмечает отсутствие единой системы убеждений или доктрины, но в целом гуманисты стремятся к счастью и самореализации.

В 2015 году выдающийся гуманист Эндрю Копсон попытался дать следующее определение гуманизма:

  • Гуманизм натуралистичен в своем понимании Вселенной; наука и свободные исследования помогут нам узнать больше и больше о том, что нас окружает.
  • Этот научный подход не сводит людей к чему-либо меньшему, чем люди.
  • Гуманисты придают большое значение стремлению к самоопределенной, осмысленной и счастливой жизни.
  • Гуманизм морален; мораль - это способ улучшить свою жизнь людьми.
  • Гуманисты участвуют в практических действиях по улучшению личных и социальных условий.

По данным Международного гуманистического и этического союза :

Гуманизм - это демократическая и этическая жизненная позиция, которая утверждает, что люди имеют право и обязаны придавать смысл и форму своей собственной жизни. Он выступает за построение более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного исследования через человеческие способности. Это не теистический подход и не приемлет сверхъестественных взглядов на реальность.

Словари определяют гуманизм как мировоззрение или жизненную позицию. Согласно Словарю Мерриам Вебстер, гуманизм - это «... доктрина, отношение или образ жизни, основанные на человеческих интересах или ценностях; особенно: философия, которая обычно отвергает сверхъестественное и подчеркивает достоинство и ценность человека, а также способность к самореализации через причина".

История

Предшественники

Греческие философы -досократы были первыми западными философами, которые попытались объяснить мир с точки зрения человеческого разума и естественного права, не полагаясь на миф, традицию или религию. Фалес Милетский возглавил эту демифологизацию в VI веке до нашей эры вместе с остальной частью милетской школы. Ученики Фалеса Анаксимандр и Анаксимен говорили, что природу можно изучать отдельно от сверхъестественного царства.

Другой досократический философ Протагор, живший в Афинах ок. 440 г. до н.э. выдвинул некоторые фундаментальные гуманистические идеи. Сохранились лишь некоторые фрагменты его работ. Он сделал одно из первых агностических заявлений; согласно одному фрагменту: «О богах я не могу знать ни то, что они существуют, ни того, что они не существуют, ни какого они вида по форме: ибо многие вещи мешают мне знать это, их безвестность и краткость человеческой жизни ". (80B4 DK) По словам ученого Мауро Бонацци, это была попытка Протагора дистанцировать религию от политики и ключевую концепцию его радикального гуманизма. Протагор также сказал: «Человек есть мера всего». Философ Фридрих Шиллер защитил Протагора от обвинений в релятивизме, отметив, что он использовал слово «человек» для обозначения человечества, а не отдельных людей. Современный гуманизм не поддерживает моральный релятивизм.

Сократ говорил о необходимости «познать самого себя»; его мысль сместила фокус современной философии с природы на людей и их благополучие. Сократ, теист, которого казнили за атеизм, исследовал природу морали с помощью рассуждений. Аристотель (384–322 до н. Э.) Учил рационализму и системе этики, основанной на человеческой природе, которая также соответствует гуманистической мысли. В III веке до нашей эры Эпикур сформировал влиятельную философию, ориентированную на человека, которая сосредоточилась на достижении эвдемонии. Эпикурейцы продолжили атомистическую теорию Демокрита - материалистическую теорию, которая предполагает, что фундаментальной единицей вселенной является неделимый атом. Человеческое счастье, хорошая жизнь, дружба и избегание эксцессов были ключевыми составляющими эпикурейской философии, процветавшей в постэллинском мире и за его пределами.

Философия Конфуция (551–479 гг. До н.э.), которая в конечном итоге стала основой государственной идеологии сменяющих друг друга китайских династий и соседних государств в Восточной Азии, содержит несколько гуманистических черт, высоко ценящих человеческую жизнь и не считая мистицизма и суеверий. включая предположения о призраках и загробной жизни. Конфуцианство считается религиозной формой гуманизма, потому что в нем есть место сверхъестественным явлениям, таким как Небеса (тянь), которые якобы руководят миром. В « Аналектах Конфуция» очевидны гуманистические черты; почтительность, рассудительность, доброта и энтузиазм в учебе. Фундаментальное учение Конфуция заключалось в том, что человек может достичь чунь-цзы (качества благородства, справедливости или доброты) через образование. Не обращая внимания на религиозные призывы, Конфуций советовал людям действовать в соответствии с аксиомой, которая является отрицательным зеркалом западного золотого правила : «Есть ли одно слово, которое можно использовать на протяжении всей жизни?» Согласно Конфуцию; «Взаимность [шу] - чего не хочешь себе, не делай другим». (Лунь 15:23) После смерти Конфуция, его ученик Mencius (371-289 до н.э.), в центре его философии на светских гуманистических проблем, как природа благого управления и роли образования, а не идей, основанных на государственных или народных религиях время. Ранний даосизм и буддизм также включают гуманистические характеристики.

Древнегреческая литература, которая была переведена на арабский язык во времена Аббасидского халифата в VIII и IX веках, оказала рационалистическое влияние на исламские течения. Многие средневековые мусульманские мыслители следовали гуманистическим, рациональным и научным рассуждениям в поисках знаний, смысла и ценностей. Широкий спектр исламских сочинений о любви, поэзии, истории и философском богословии показывает, что средневековая исламская мысль была открыта для гуманистических идей индивидуализма, иногда секуляризма, скептицизма, либерализма и свободы слова; школы были открыты в Багдаде, Басре и Исфахане. Ярким примером является философ Аль-Джуббаи, чья поддержка свободы личности подчеркивается его цитатой: «Бог создал людей свободными. Тот, кто может принимать правильные решения в отношении своей веры, - это сам человек. как думать. Это зависит от ваших человеческих убеждений ". Другие философы также продвигали рациональный дискурс в исламской литературе; среди них были Ахмад Мискавейх (940–1030), Ибн Сина (Авиценна) (980–1037) и Ибн Рушд (Аверроэс) (1126–1198). Некоторые, в том числе Наср Абу Зайд и Ан-Наим, поддерживали разделение религиозных и государственных указаний.

Ренессанс

Основная статья: гуманизм эпохи Возрождения Портрет Петрарки, написанный Альтикиеро в 1376 году Дэвид по Микеланджело, 1501-1504. Художественные работы эпохи Возрождения иллюстрируют то внимание, которое уделялось анатомическим деталям человека.

Наряду с переходом от средневековья к эпохе Возрождения в Италии впервые возникло интеллектуальное движение, которое преобразовало западную культуру и позже было названо «гуманизмом эпохи Возрождения». Итальянские ученые открыли для себя древнегреческую мысль, в частности мысли Аристотеля, через арабские переводы из Африки и Испании.. Гуманизм эпохи Возрождения возник в Италии вместе с расцветом литературы и искусства в Италии тринадцатого века. Одним из первых центров возрождения греческой литературы была Падуя, где Ловато Ловати и другие изучали древние тексты и писали новые литературные произведения. Другими центрами были Верона, Неаполь и Авиньон. Петрарка, которого часто называют отцом гуманизма, является значимой фигурой. Петрарка вырос в Авиньоне; он был склонен к образованию в очень раннем возрасте и учился вместе со своим отцом, который также был хорошо образован. Энтузиазм Петрарки по поводу древних текстов привел его к открытию рукописей, оказавших влияние на историю Возрождения, таких как « Про Архия» Цицерона и « Де хорография» Помпония Мелы. Петрарка написал на латыни такие стихотворения, как « Canzoniere» и « De viris illustribus», в которых описал гуманистические идеи; его любовь к старине была очевидна. Его наиболее значительным вкладом был список созданных им книг, в которых были выделены четыре основные категории или дисциплины (риторика, моральная философия, поэзия и грамматика), которые составили основу гуманистических исследований ( studia humanitatis), широко использовавшихся в образовательных целях. Его список в значительной степени опирался на древних писателей, особенно на Цицерона.

Возрождение авторов-классиков продолжилось и после смерти Петрарки. Канцлер Флоренции и гуманист Колуччо Салютати сделал свой город выдающимся оплотом гуманистических ценностей. Членами его круга были и другие известные гуманисты, такие как Поджио Браччолини, Никколо Никколи и Леонардо Бруни, которые заново открывали, переводили и популяризировали древние тексты. Гуманистам удалось установить принципы образования. Витторино да Фельтре и Гуарино Веронезе создали школы, основанные на гуманистических принципах, их учебная программа была широко принята, и к XVI веку гуманистическая пайдейя стала доминирующей точкой зрения доуниверситетского образования. Параллельно с достижениями в области образования гуманисты эпохи Возрождения добились прогресса в других областях, таких как философия, математика и религия. В философии Анджело Полициано, Николай Кузанский, Марсилио Фичино способствовали дальнейшему пониманию древних классических философов, а Джанфранческо Пико подорвал господство аристотелевской философии, возродив скептицизм Секста Эмпирика. Религия не осталась без внимания с повышенным интересом гуманистической пайдеи, Папа Николай V инициировал перевод еврейских и греческих библейских и других текстов на латынь.

Гуманистические ценности распространились за пределы Италии через книги и людей. Люди, переезжающие в Италию учиться, возвращаются на родину и распространяют гуманистические послания. Типографии, посвященные древнему тексту, открыты в Венеции, Базеле и Париже. К концу пятнадцатого века центр гуманизма переместился из Италии в северную Европу, при этом Эразм Роттердамский был ведущим ученым-гуманистом. Самым глубоким и продолжительным эффектом гуманизма эпохи Возрождения были их учебная программа и методы. Гуманисты настаивали на важности классической литературы в обеспечении интеллектуальной дисциплины, моральных стандартов и цивилизованного вкуса для элиты - образовательного подхода, который дошел до современной эпохи.

Просвещение

В эпоху Просвещения всплыли гуманистические идеи, на этот раз дальше от религии и классической литературы. Наука, разум и интеллектуализм продвинулись вперед, и разум заменил Бога как средство познания мира. Божественность больше не диктовала человеческую мораль, и начали формироваться гуманистические ценности, такие как терпимость и противодействие рабству. Изменяющие жизнь технологические открытия позволили обычным людям взглянуть на религию с новой моралью и с большей уверенностью в человечестве и его способностях. Появились новые философские, социальные и политические идеи. Некоторые мыслители категорически отвергли теизм, и возникли различные течения; атеизм, деизм и враждебность к организованной религии. В частности, в эпоху Просвещения Барух Спиноза переопределил Бога как обозначающего целостность природы; Спинозу обвинили в атеизме, но по этому поводу ничего не сказал. Натурализм также продвигали видные энциклопедисты. Барон д'Гольбах написал полемическую « Систему природы», утверждая, что религия построена на страхе и на протяжении веков помогала тиранам. Дидро и Гельвеций также сочетали свой материализм с резкой политической критикой.

Также в эпоху Просвещения начала формироваться абстрактная концепция человечества - критический момент для построения гуманистической философии. Предыдущие обращения к «Мужчинам» теперь сместились в сторону «Человека»; это очевидно из политических документов, таких как «Общественный договор» (1762 г.) Руссо, в котором он говорит: «Человек рождается свободным, но повсюду скован цепями». Точно так же в " Правах человека " Томаса Пейна используется форма единственного числа, раскрывающая универсальную концепцию человека. Параллельно с этим бэконовский эмпиризм - хотя и не гуманизм как таковой - проложил путь материализму Томаса Гоббса.

От Дарвина до нынешней эпохи

Французский философ Огюст Конт (1798-1857) представил идею « религии человечества » - которую иногда приписывают Томасу Пейну - атеистического культа, основанного на некоторых гуманистических принципах, у которого были некоторые видные представители, но вскоре он пришел в упадок. Это было, тем не менее влиятельным в течение 19 - го века, а его гуманизм и отказ от сверхъестественного нашли свое отражение в работах более поздних авторов, таких как Оскар Уайльд, Джордж Holyoake -кто придумал слово секуляризм - Джордж Элиот, Эмиля Золя, и ES Бизли, далее повторно - укрепление и популяризация концепции человечества. «Эпоха разума» Пейна вместе с библейской критикой в ​​XIX веке немецких гегельянцев Давида Фридриха Штрауса и Людвига Фейербаха, оба из которых обсуждают важность свободы, создали формы гуманизма.

Достижения науки и философии еще больше подорвали религиозные убеждения. Теория естественного отбора Чарльза Дарвина предложила натуралистам объяснение множественности видов, ослабив ранее убедительный телеологический аргумент в пользу существования Бога. Теория Дарвина также подразумевала, что люди - это просто еще один вид, что противоречит традиционному теологическому взгляду на людей как на нечто большее, чем просто животные. Философы Людвиг Фейербах, Фридрих Ницше и Карл Маркс критиковали религию по нескольким причинам, а теологи Давид Штраус и Юлиус Велльхаузен подвергали сомнению Библию. Параллельно утилитаризм получил развитие в Великобритании благодаря работам Джереми Бентама и Джона Стюарта Милля. Утилитаризм, моральная философия, сосредотачивает свое внимание на человеческом счастье, стремясь устранить человеческую и животную боль и при этом не обращая внимания на сверхъестественные явления. В Европе и США, наряду с философской критикой теистических верований, значительная часть общества отказалась от религии или дистанцировалась от нее. Были сформированы этические общества, что привело к современному гуманистическому движению. Достижения предыдущих веков облегчили процветание гуманизма и других нерелигиозных взглядов в западном мире. Однако даже в либеральных странах по-прежнему существует дискриминация неверующих. В продолжающихся социальных дебатах гуманисты являются постоянными сторонниками гражданских свобод. Во многих частях мира неисповедание веры в регионе может привести к преследованию, судебному преследованию и смерти.

За ростом рационализма и научного метода в конце 19 века в Британии последовало рождение многих рационалистических и этических ассоциаций, таких как Национальное светское общество, Этический союз и Ассоциация рационалистической прессы. В 20-м веке гуманизм получил дальнейшее развитие благодаря работе таких философов, как А. Дж. Эйер, Энтони Флю и Бертран Рассел, чья пропаганда атеизма в книге « Почему я не христианин» способствовала популяризации гуманистических идей. В 1963 году Британская гуманистическая ассоциация вышла из Этического союза и объединилась со многими более мелкими этическими и рационалистическими группами. В других странах Европы также процветали гуманистические организации. В Нидерландах Голландский гуманистический альянс получил широкую поддержку после Второй мировой войны. В Норвегии Норвежская гуманистическая ассоциация также получила широкую поддержку.

В США гуманизм развивался с помощью видных деятелей унитарной церкви. Появились гуманистические журналы, такие как «Новый гуманист», опубликовавший « Гуманистический манифест I» в 1933 году. Американский этический союз возник из вновь созданных, малых, этик обществ. Американская гуманистическая ассоциация (AHA) была создана в 1941 году и стал так популярен, как некоторые из своих европейских коллег. AHA распространилась на все штаты, и некоторые известные общественные деятели, такие как Айзек Азимов, Джон Дьюи, Эрих Фромм, Пол Курц, Карл Саган и Джин Родденберри, стали его членами. Гуманистические организации со всех континентов создали Международный гуманистический и этический союз (IHEU), который теперь известен как Humanists International и продвигает гуманистическую повестку дня через организации ООН, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ.

Разновидности гуманизма

Натуралисты начала 20-го века, которые рассматривали свой гуманизм как религию и участвовали в церковных общинах, использовали термин «религиозный гуманизм». Религиозный гуманизм появился в основном в США и сейчас редко практикуется. Американская гуманистическая ассоциация возникла из религиозного гуманизма. Тот же термин также использовался религиозными группами, такими как квакеры, для описания самих себя, но в этих случаях этот термин применяется неправильно.

Термин «гуманизм эпохи Возрождения» был позже дан традиции культурной и образовательной реформы, проводимой гражданскими и церковными канцлерами, коллекционерами книг, педагогами и писателями, которых к концу 15 века стали называть уманистами («гуманисты»). "). Он развивался в XIV - начале XV веков. В то время как корни современного гуманизма уходят корнями в эпоху Возрождения, «гуманизм эпохи Возрождения» сильно отличается от него.

Другие термины, в названии которых используется слово «гуманизм», включают:

  • « Христианский гуманизм »: историческое течение в позднем средневековье, когда христианские ученые сочетали христианскую веру с интересом к классической древности и акцентом на человеческое благополучие.
  • «Политический гуманизм»: используется для описания политических движений, таких как марксизм и коммунизм ; однако ассоциированные государства и движения 20-го века не ценили свободу слова и политическое инакомыслие.
  • «Этический гуманизм»: синоним этической культуры, был широко известен в США в начале 20-го века и сосредоточен на отношениях между людьми.
  • «Научный гуманизм»: подчеркивает веру в научный метод как компонент гуманизма, как в работах Джона Дьюи и Джулиана Хаксли. Во многом синоним секулярного гуманизма.
  • «Светский гуманизм» возник в середине 20 века. Первоначально это была попытка очернить гуманизм, но была поддержана некоторыми гуманистическими ассоциациями. Это синоним современного гуманистического движения.
Философское обоснование

Основными элементами гуманистической мысли являются образование, разум, индивидуализм и твердая вера в универсальную человеческую природу. Атеизм, распространенный среди гуманистов, является побочным продуктом разума, охватывающего науку.

Гуманисты считают, что образование играет фундаментальную роль в формировании человеческой натуры. Традиционные идеи в западных странах отдавали приоритет разуму над телом; гуманисты видят в этом ложную дихотомию и подчеркивают единство мозга и тела. Гуманисты поддерживают половое воспитание, чтобы помочь людям понять и выразить свои чувства; физическое воспитание для укрепления здоровья и нравственное воспитание сочувствием и терпимостью. Некоторые считают культуру экзаменов, которая не позволяет детям сосредоточиться на своих увлечениях и не способствует более глубокому мышлению, бесполезной. Гуманисты выступают против религиозного образования в школах, главным образом потому, что они против идеологической обработки. Распространенный контраргумент состоит в том, что родители имеют право воспитывать своих детей так, как они хотят; гуманисты отвечают, что родители не владеют своими детьми и, следовательно, не имеют такого права. Они утверждают, что детей нужно воспитывать, чтобы они могли делать собственный выбор, уважая их автономию.

Гуманизм сильно основан на разуме. Для гуманистов люди - разумные существа, но рассуждение и научный метод - это средства поиска истины. Наука и разум получили широкое признание благодаря своим огромным успехам в различных областях. Обращение к иррациональности и обращение к сверхъестественным явлениям не смогли связно объяснить мир. Одна из форм иррационального мышления - это привлечение скрытых сил для объяснения природных явлений или болезней; гуманисты скептически относятся к такого рода объяснениям.

Отличительной чертой гуманистической философии является человеческая автономия. Чтобы люди были автономными, их убеждения и действия должны быть результатом их собственных рассуждений. Для гуманистов автономия возвышает каждого человека - без автономии люди становятся меньше людей. Они также считают, что человеческая сущность универсальна, независимо от расы или социального статуса, что принижает важность коллективной идентичности и указывает на важность личности.

Темы

Гуманизм и мораль

Гуманизм придерживается светского подхода к морали. Гуманизм отвергает сверхъестественные источники морали из-за их несостоятельности и из-за того, что он вообще отвергает сверхъестественные явления. Народное убеждение, что религия связана с моралью, подчеркивается аксиомой Достоевского в «Братьях Карамазовых» ; «Если Бога нет, тогда все дозволено», и это предполагает хаос, если религиозная вера исчезнет. По мнению гуманистов, если люди действуют только из страха, слепого следования догмам или ожидания награды, это скорее эгоистичная мотивация, чем мораль.

Для гуманистов теизм - скорее препятствие нравственности, чем ее предварительное условие. Гуманисты указывают на субъективность предполагаемых объективных божественных заповедей, ссылаясь на дилемму Евтифрона ; повелевает ли Бог что-то, потому что это хорошо, или что-то хорошее, потому что это заповедано Богом? Если добро не зависит от Бога, люди могут достичь добра без религии, но релятивизм приветствуется, если Бог творит добро. Толкование священных писаний почти всегда включает человеческое мышление; толкователи приходят к противоречивым теориям, указывая на то, что мораль основана на человеческих рассуждениях.

Гуманистическое отношение к морали изменилось на протяжении веков. В современную эпоху, начиная с 18 века, гуманисты ориентировались на объективную и универсалистскую позицию по этике. Утилитарная философия, направленная на увеличение человеческого счастья и уменьшение человеческих страданий, и кантовская этика, действующая только в соответствии с принципом, согласно которому вы можете в то же время желать, чтобы она стала универсальным законом, формировали гуманистический моральный нарратив до самого начала своего существования. 20 век. Поскольку концепции свободы воли и разума не основаны на научном натурализме, их влияние на гуманистов осталось в начале 20 века, но было уменьшено социальной прогрессивностью и эгалитаризмом.

Современный гуманизм считает мораль естественным явлением, которое развивается вместе с обществом и вокруг него. Мораль рассматривается как инструмент, направленный на процветание человечества, а не как набор доктрин. Джон Р. Шук написал;

Гуманизм - это та этическая философия, которая рассматривает людей и их мораль с натуралистической точки зрения; понимает правильное функционирование морали и культуры для их вклада в процветание человека в этой жизни; считает каждого человека одинаково достойным нравственного обращения и защиты; уважает, насколько люди в высшей степени социальны и нуждаются в коллективном поощрении и поддержке; развивает способность интеллекта оценивать и изменять мораль и более широкие культурные традиции; отдает преимущество личному достоинству и автономии над необходимыми, но второстепенными целями культурных или политических групп; и поощряет этические идеалы, способствующие развитию человеческого интеллекта и процветания, которые могут обоснованно поддерживаться всеми культурами.

Наряду с социальными изменениями, с которыми столкнулись страны в конце 20-го века, гуманистическая этика превратилась в постоянный голос, поддерживающий секуляризм, гражданские права, личную автономию, религиозную терпимость, мультикультурализм и космополитизм.

Философ-гуманист Брайан Эллис выступает в поддержку социальной гуманистической теории морали, называемой «социальный договорный утилитаризм», которая построена на натурализме и сочувствии Юма, аристотелевской теории добродетели и идеализме Канта. Согласно Эллису, мораль должна быть направлена ​​на эвдемонию, аристотелевскую концепцию, которая сочетает удовлетворяющую жизнь с добродетелью и счастьем за счет улучшения общества в глобальном масштабе. Гуманист Эндрю Копсон придерживается консеквенциалистского и утилитарного подхода к морали. Согласно Копсону, все гуманистические этические черты направлены на благополучие человека. Философ Стивен Лоу подчеркивает определенные принципы гуманистической этики; уважение личной моральной автономии, отказ от данных Богом моральных заповедей, стремление к благополучию человека и «подчеркивание роли разума в вынесении моральных суждений».

Гуманизм и религия

Гуманизм - это натуралистическая философия, отвергающая богов, ангелов, бессмертные души и все сверхъестественные явления. Вселенная естественна и может быть изучена наукой. Хотя оппозиция различным формам теизма может исходить из многих философских или исторических областей, наиболее убедительным аргументом с точки зрения общественного мнения является натурализм. Исторические аргументы не убеждают публику, потому что исторические исследования часто открыты для интерпретации. По аналогичным причинам значительную часть населения не убеждают аргументы, основанные на эстетике (классическая литература затрагивает человеческие души больше, чем священные писания) или этике (история религии о рабстве, правах геев, расизме). Благодаря успехам науки и техники натуралистические аргументы приобретают все большее значение в общественном мнении.

С другой стороны, традиционные аргументы в пользу существования Бога терпят неудачу. Онтологический аргумент (грубо говоря, что Бог существует, потому что мы можем думать о нем) не имеет эмпирических свидетельств и, по-видимому, не имеет понимания реальности. Космологический аргумент (Бог как необходимая первопричина) также не доказывает существование Бога, поскольку другие причины или первопричины (физические сущности, масса, энергия или что-то еще) могли быть причиной Вселенной. Телеологический аргумент (или аргумент замысла) был исключен дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора. Однако неспособность рациональных аргументов доказать существование Бога не доказывает его несуществование. Более популярной причиной религиозных убеждений является личный опыт, который также проблематичен, поскольку личный опыт расплывчат и подлежит интерпретации, а принятие желаемого за действительное также может привести к желаемым выводам.

Хотя гуманизм был основан как противоположность религиозным учреждениям, религиозные взгляды не полностью несовместимы с гуманизмом. Многие деисты, например (такие как Мэри Уоллстонкрафт, Вольтер, Томас Пейн ), придерживались взглядов, резонирующих с гуманистическим подходом к жизни - поскольку (для деистов) Бог не вмешивается в нашу повседневную жизнь и не приказывает, они могут придерживаться гуманистической точки зрения.. Кроме того, многие гуманисты проявляют антропологический интерес к религиям - как они развивались, созревали, влияли на мораль и другие особенности человеческого состояния.

Гуманизм и смысл жизни

В 19 веке проблема смысла жизни возникла вместе с упадком религии и связанной с ней телеологии, что озадачило как общество, так и философов. В отличие от религий, гуманизм не имеет определенного взгляда на смысл жизни. Гуманисты обычно говорят, что люди создают, а не открывают для себя смысл. В то время как многие философы, такие как Кьеркегор, Шопенгауэр и Ницше, писали о смысле жизни в безбожном мире, работы Альбера Камю отозвались эхом и сформировали гуманизм. В «Мифе о Сизифе» герою абсурда Сизифу суждено толкнуть тяжелую скалу на холм; камень соскальзывает, и он должен повторить задание.

Личные гуманистические интерпретации смысла жизни варьируются от стремления к счастью без безрассудства и эксцессов до участия в истории человечества и связи с любимыми, живыми животными и растениями. Некоторые ответы не далеки от ответов религиозного дискурса, если не обращать внимания на призыв к божественности. Профессор-гуманист Питер Деркс определяет особенности, которые вносят вклад в смысл жизни; иметь цель в жизни, которая является нравственно достойной, позитивно оценивать себя, иметь понимание своего окружения, быть увиденным и понятым другими, способность эмоционально соединяться с другими и желание иметь смысл в жизни. Профессор-гуманист Энтони Б. Пинн ставит смысл жизни в поисках того, что он называет «сложной субъективностью». Пинн, который выступает за нетеистическую, гуманистическую религию, вдохновленную африканскими культурами, говорит, что поиск никогда не достигающего смысла жизни способствует благополучию. Пинн утверждает, что ритуалы и церемонии, которые являются временем для размышлений, дают возможность оценить смысл жизни, улучшая самочувствие.

Благополучие и хорошая жизнь были в центре гуманистических размышлений. Для гуманистов благополучие переплетается с ценностями, проистекающими из смысла жизни, который каждый человек устанавливает для себя. Философ-гуманист Бертран Рассел описал хорошую жизнь как жизнь, «вдохновленную любовью, направляемую знанием». AC Grayling отметил, что хорошая жизнь "- это жизнь, которая кажется значимой и приносящей удовлетворение тому, кто ее живет". Несмотря на банальности, гуманизм не имеет доктрины хорошей жизни и не предлагает какой-либо определенности; каждый человек должен сам решить, что составляет хорошую жизнь. Для гуманистов жизненно важно, чтобы возможность осмысленной и полноценной жизни была открыта для всех членов общества.

Гуманизм в политике

На практике гуманизм защищает демократию, защищает права человека и прогрессивную политику. Гуманизм подчеркивает индивидуальную свободу, открытое общество и секуляризм. Для гуманизма свобода личности является приоритетом, и любое ограничение, налагаемое на нее из-за совместной жизни, должно быть хорошо оправдано; в результате гуманизм склоняется к либерализму. Гуманисты считают, что общество должно включать всех, независимо от расы, религии и сексуальной ориентации. Гуманизм защищает секуляризм, который они считают более справедливым по сравнению с теократией ; они утверждают, что секуляризм предотвращает дискриминацию, защищает множественность современных обществ и сохраняет личную автономию. Гуманизм противоречит консерватизму, который опирается на давние традиции и пытается сохранить христианские ценности : такие элементы, как ксенофобия, фанатизм и жестокое обращение с животными, иногда также являются частью христианских ценностей. Гуманизм также выступает против иррациональности национализма и тоталитаризма, будь то часть фашизма или марксистско-ленинского коммунизма.

В политической теории современный гуманизм состоит из двух основных аксонов. Первый более индивидуалистичен, а второй склонен к коллективизму. Траектория этих двух аксонов ведет к либертарианству и социализму соответственно, но существует целый ряд различных комбинаций. Индивидуалисты-гуманисты часто придерживаются философской точки зрения гуманизма, на политической арене склонны к либертарианству, а в этике склонны придерживаться сциентистского подхода. Те, кто склоняется к коллективизму, имеют более прикладной взгляд на гуманизм, они склоняются к социализму и придерживаются гуманного подхода к этике. Вторая группа имеет некоторые связи с идеей молодого Маркса, особенно с его антропологическими взглядами, отвергающими его политические практики. Фактор, который удерживает многих гуманистов от либертарианской точки зрения, - это последствия, которые, по их мнению, она несет. Либертарианство связано с неолиберализмом и капиталистическим обществом, которое считается бесчеловечным.

Исторически гуманизм был частью обоих основных идеологических течений ХХ века - либерализма и марксизма. Социализм начала 19 века был связан с гуманизмом. После преобладания марксизма гуманистическая ветвь интерпретации сосредоточилась на ранних произведениях Маркса, а не на его более позднем « научном коммунизме ». В США либерализм ассоциируется в основном с гуманистическими принципами, что отличается от европейского использования того же слова, имеющего экономические коннотации. В послевоенную эпоху Жан-Поль Сартр и другие французские экзистенциалисты отстаивали гуманизм, привязывая его к социализму, пытаясь сохранить нейтралитет во время холодной войны.

Гуманистическая психология и консультирование

Основная статья: Гуманистическая психология

Гуманистическое консультирование - это прикладная психология, вдохновленная гуманизмом, который является одним из основных направлений консультирования. Существуют различные подходы, такие как обсуждение и критическое мышление, ответ на экзистенциальную тревогу и сосредоточение внимания на социальных и политических аспектах проблем. Гуманистическое консультирование направлено на уважение мировоззрения клиентов и его размещение в правильном культурном контексте. Подход подчеркивает врожденное стремление человека к самореализации и творчеству. Он также признает важность моральных вопросов о том, как следует взаимодействовать с людьми в соответствии со своим мировоззрением. Это исследуется в процессе диалога. Как правило, гуманистическое консультирование направлено на то, чтобы помочь людям жить хорошей, полноценной и значимой жизнью путем постоянного толкования и размышлений. Гуманистическое консультирование зародилось в Нидерландах после Второй мировой войны.

Гуманистическое консультирование, термин, отличный от гуманистического консультирования, основан на работах психологов Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Он представил позитивную гуманистическую психологию в ответ на то, что они считали чрезмерно пессимистическим взглядом на психоанализ в начале 1960-х годов. Другие источники включают философию экзистенциализма и феноменологии.

Гуманистические организации

Гуманистические организации существуют в нескольких странах. Humanists International - всемирная организация. Гуманисты Великобритании (ранее Британская ассоциация гуманистов) и Американская ассоциация гуманистов - две из старейших гуманистических организаций.

Лондонская компания Humanists UK насчитывает около 28 000 членов и имеет бюджет более 1 миллиона фунтов стерлингов на покрытие операционных расходов. В его состав входят такие известные люди, как Ричард Докинз, Брайан Кокс, Салман Рушди, Полли Тойнби и Стивен Фрай, которые в основном известны своим участием в публичных дебатах, пропаганде разума, науки и секуляризма и возражении против государственного финансирования деятельности. религиозные мероприятия или институты. Humanists UK организует и проводит нерелигиозные церемонии свадеб, наречий, совершеннолетия и похорон. Согласно Стивену Лоу, церемонии и ритуалы существуют в нашей культуре, потому что они помогают людям выражать эмоции, а не оказывают магическое воздействие на участников.

Американская гуманистическая ассоциация была образована в 1941 году из предыдущих гуманистических ассоциаций. Его журнал The Humanist является продолжением предыдущей публикации The Humanist Bulletin. В 1953 году AHA учредило награду « Гуманист года » для тех, кто продвигает науку. Спустя несколько десятилетий она стала широко известной организацией, инициировав прогрессивные кампании за права на аборт и выступив против дискриминационной политики, в результате чего к 1980-м годам она стала мишенью для религиозных прав. Высокопоставленные представители академических кругов и общественные деятели опубликовали работы в The Humanist и присоединились к AHA и возглавили ее.

Критика

Критика гуманизма сосредоточена на его соблюдении прав человека, которые, по утверждению некоторых критиков, являются «западными». Критики заявляют, что гуманистические ценности становятся инструментом морального доминирования Запада, что является формой неоколониализма, ведущей к угнетению и отсутствию этического разнообразия. Другие критики утверждают, что гуманизм - это деспотическая философия, потому что она не свободна от предубеждений белых гетеросексуальных мужчин, которые ее сформировали.

Профессор антропологии Талал Асад рассматривает гуманизм как проект современности и секуляризованное продолжение западного христианского богословия. По мнению Асада, точно так же, как католическая церковь передала христианскую доктрину любви Африке и Азии, помогая порабощать большую часть их населения, гуманистические ценности временами служили предлогом для западных стран для расширения своего влияния на другие части страны. мир очеловечивать «варваров». Асад также утверждал, что гуманизм - это не чисто светское явление, а заимствует у христианства идею сущности человечества. Асад не настроен оптимистично. Западный гуманизм может включать в себя другие гуманистические традиции, такие как традиции Индии и Китая, без их включения и, в конечном счете, устранения.

Профессор социологии Дидье Фассен считает проблемой гуманизм скорее сочувствие и сострадание, чем добро и справедливость. Согласно Фассену, гуманизм возник в христианской традиции, в частности, в притче о добром самаритянине, в которой эмпатия универсализирована. Фассен также утверждает, что центральная сущность гуманизма, святость человеческой жизни, - это религиозная победа, скрытая за светской оболочкой.

Профессор истории Сэмюэл Мойн нападает на гуманизм за его защиту прав человека. По словам Мойна, в 1960-х годах права человека были провозглашением антиколониальной борьбы, но в 1970-х годах они превратились в утопическое видение, заменив провалившиеся утопии 20-го века. Гуманистическое обоснование прав человека превращает их в моральный инструмент, который непрактичен и, в конечном счете, аполитичен. Он также находит общность между гуманизмом и католическим дискурсом о человеческом достоинстве.

Антигуманизм

Основная статья: Антигуманизм

Антигуманизм - это отказ от гуманизма на том основании, что это донаучная идеология. Этот аргумент развивался в XIX и XX веках параллельно с развитием гуманизма. Выдающиеся мыслители подвергли сомнению метафизику гуманизма и человеческую природу его концепции свободы. Ницше, отойдя от гуманистической, про-просвещенческой точки зрения, критиковал гуманизм за иллюзии по ряду тем, особенно по природе истины. Для него объективная правда - это антропоморфная иллюзия, а гуманизм не имеет смысла. Ницше также утверждал, что замена теизма разумом, наукой и истиной - это не что иное, как замена одной религии другой.

Согласно Карлу Марксу, гуманизм - это буржуазный проект, который пытается представить себя радикальным, но это не так. После зверств Второй мировой войны вновь возникли вопросы о человеческой природе и концепции человечности. Во время холодной войны влиятельный философ-марксист Луи Альтюссер ввел термин «теоретический антигуманизм», чтобы атаковать как гуманизм, так и социалистические течения, склонявшиеся к гуманизму, избегая более структурных и формальных интерпретаций Маркса. Согласно Альтюссеру, ранние произведения Маркса перекликаются с гуманистическим идеализмом Гегеля, Канта и Фейербаха, но в 1845 году Маркс радикально повернулся к научному социализму, отвергнув такие концепции, как сущность человека. Другие антигуманисты, такие как Мартин Хайдеггер и Мишель Фуко, атаковали понятие человечности, используя психоанализ, марксизм и лингвистическую теорию.

Смотрите также
использованная литература
Источники
дальнейшее чтение
внешние ссылки
Послушайте эту статью ( 1 минута) Разговорный значок Википедии Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 6 ноября 2008 г. и не отражает последующих правок. ( 2008-11-06) ( Аудио справка   Больше устных статей )
Последняя правка сделана 2023-03-19 12:52:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте