редактировать
Чтобы узнать о политической идеологии, обычно связанной с государствами, управляемыми коммунистическими партиями, см. Марксизм-ленинизм.

Марксизм — это левый или крайне левый метод социально- экономического анализа, который использует материалистическую интерпретацию исторического развития, более известную как исторический материализм, для понимания классовых отношений и социальных конфликтов, а также диалектическую перспективу для рассмотрения социальных преобразований. Он берет свое начало из работ немецких философов 19 века Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Поскольку марксизм со временем развился в различные направления и школы мысли, единой окончательной марксистской теории не существует.

Некоторые марксистские школы мысли подчеркивают определенные аспекты классического марксизма, отвергая или изменяя другие аспекты. Некоторые школы пытались объединить марксистские и немарксистские концепции, что привело к самым разным выводам.

Марксизм оказал глубокое влияние на мировые академические круги, повлияв на многие области, включая антропологию, археологию, теорию искусства, криминологию, культурологию, экономику, образование, этику, теорию кино, географию, историографию, литературную критику, исследования средств массовой информации, философию, политику. наука, политическая экономия, психология, естествознание, социология, городское планирование и театр.

Содержание

  • 1 Обзор
    • 1.1 Этимология
    • 1.2 Исторический материализм
    • 1.3 Критика капитализма
    • 1.4 Социальные классы
    • 1.5 Коммунизм, революция и социализм
  • 2 школы мысли
    • 2.1 Классический
    • 2.2 Либертарианец
    • 2.3 Гуманист
    • 2.4 Академический
    • 2.5 Археология
    • 2.6 Социология
    • 2.7 Экономика
    • 2.8 Образование
    • 2.9 Историография
    • 2.10 Литературная критика
    • 2.11 Эстетика
  • 3 История
    • 3.1 Карл Маркс и Фридрих Энгельс
    • 3.2 Русская революция и Советский Союз
    • 3.3 Китайская революция
    • 3.4 Конец 20 века
    • 3,5 21 век
  • 4 Критика
    • 4.1 Общие
    • 4.2 Эпистемологические и эмпирические
    • 4.3 Социалистический
    • 4.4 Анархист и либертарианец
    • 4.5 Экономический
  • 5 См. также
  • 6 ссылок
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Библиография
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Обзор

Карл Маркс

Марксизм стремится объяснить социальные явления в любом данном обществе, анализируя материальные условия и экономическую деятельность, необходимые для удовлетворения материальных потребностей человека. Он предполагает, что форма экономической организации или способ производства влияет на все другие социальные явления, включая более широкие социальные отношения, политические институты, правовые системы, культурные системы, эстетику и идеологию. Эти общественные отношения и экономический строй образуют базис и надстройку. По мере совершенствования производительных сил (т. е. техники ) существующие формы организации производства устаревают и препятствуют дальнейшему прогрессу. К. Маркс писал: «На известной ступени развития материальные производительные силы общества вступают в противоречие с существующими производственными отношениями или — это просто юридическое выражение того же самого — с отношениями собственности, в рамках которых они существуют. действовали до сих пор. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда начинается эпоха социальной революции ».

Эти неэффективности проявляются как социальные противоречия в обществе, которые, в свою очередь, борются на уровне классовой борьбы. При капиталистическом способе производства эта борьба материализуется между меньшинством, владеющим средствами производства ( буржуазия ), и подавляющим большинством населения, производящим товары и услуги ( пролетариат ). Исходя из предположительной посылки о том, что социальные изменения происходят в результате борьбы между различными классами внутри общества, которые противоречат друг другу, марксист мог бы заключить, что капитализм эксплуатирует и угнетает пролетариат; следовательно, капитализм неизбежно приведет к пролетарской революции. В социалистическом обществе частная собственность как средство производства будет заменена кооперативной собственностью. Социалистическая экономика будет основывать производство не на создании частной прибыли, а на критериях удовлетворения человеческих потребностей, т. е. производства для потребления. Фридрих Энгельс объяснял, что «капиталистический способ присвоения, при котором продукт порабощает сначала производителя, а затем и присваивателя, заменяется способом присвоения продуктов, основанным на природе современных средств производства, на с одной стороны, прямое общественное присвоение как средство для поддержания и расширения производства, с другой стороны, прямое индивидуальное присвоение как средство существования и наслаждения».

Марксистская экономическая теория и ее сторонники рассматривают капитализм как экономически неустойчивый и неспособный улучшить уровень жизни населения из-за его необходимости компенсировать падение нормы прибыли за счет сокращения заработной платы и социальных пособий наемным работникам при проведении военной агрессии. Социалистический способ производства придет на смену капитализму как способу производства человечества благодаря революции рабочих. Согласно марксистской теории кризиса, социализм — это не неизбежность, а экономическая необходимость.

Этимология

Термин марксизм популяризировал Карл Каутский, считавший себя ортодоксальным марксистом во время спора между ортодоксальными и ревизионистскими последователями Маркса. Соперник Каутского-ревизионист Эдуард Бернштейн также позже принял этот термин.

Энгельс не поддерживал использование марксизма для описания взглядов Маркса или его взглядов. Он утверждал, что этот термин оскорбительно использовался в качестве риторического квалификатора теми, кто пытался представить себя истинными последователями Маркса, в то время как других называли другими терминами, такими как лассальянцы. В 1882 году Энгельс утверждал, что Маркс критиковал самопровозглашенного марксиста Поля Лафарга, говоря, что если взгляды Лафарга считать марксистскими, то «одно можно сказать наверняка, а именно то, что я не марксист».

Исторический материализм

Основная статья: Исторический материализм Дополнительная информация: марксистская историография и теория истории Маркса. См. Также: Исторический детерминизм, Историзм, Историография, Народная история и Философия истории.

Открытие материалистического понимания истории, или, вернее, последовательное продолжение и распространение материализма на область общественных явлений, устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-первых, они в лучшем случае рассматривали только идейные мотивы исторической деятельности людей, не улавливая объективных закономерностей развития системы общественных отношений.... во-вторых, прежние теории не охватывали деятельности масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с научной точностью изучить социальные условия жизни масс и изменения в этих условиях.

— Русский теоретик-марксист и революционер Владимир Ленин, 1913 г.

Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму взаимосвязей, отношений, в которых находятся эти индивиды.

—  Карл Маркс, Грундриссе, 1858 г.

Марксизм использует материалистическую методологию, названную Марксом и Энгельсом материалистической концепцией истории, а позже более известную как исторический материализм, для анализа основных причин общественного развития и изменений с точки зрения коллективных способов, которыми люди зарабатывают себе на жизнь. Изложение этой теории Марксом содержится в «Немецкой идеологии » (1845 г.) и в предисловии «К критике политической экономии» (1859 г.). Предполагается, что все составляющие черты общества ( социальные классы, политическая пирамида и идеологии ) происходят от экономической деятельности, формируя то, что считается базисом и надстройкой. Метафора базиса и надстройки описывает совокупность социальных отношений, посредством которых люди производят и воспроизводят свое социальное существование. По Марксу, «сумма доступных людям производительных сил определяет состояние общества» и образует экономическую базу общества.

База включает материальные производительные силы, такие как труд, средства производства и производственные отношения, т. е. социальные и политические механизмы, регулирующие производство и распределение. Из этой базы вырастает надстройка правовых и политических «форм общественного сознания », вытекающих из экономической базы, обусловливающей как надстройку, так и господствующую идеологию общества. Конфликты между развитием материальных производительных сил и производственными отношениями провоцируют социальные революции, при которых изменения в экономическом базисе ведут к социальной трансформации надстройки.

Это отношение рефлексивно в том смысле, что базис первоначально порождает надстройку и остается основой формы социальной организации. Эти вновь образованные социальные организации могут затем снова воздействовать как на базис, так и на надстройку, так что отношения будут не статичными, а диалектическими, выраженными и движимыми конфликтами и противоречиями. Энгельс разъяснял: «История всего существовавшего до сих пор общества есть история классовой борьбы. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, цеховой мастер и подмастерье, словом, угнетатель и угнетенный, стояли в постоянной оппозиции к одному другой вел непрерывную, то скрытую, то открытую борьбу, борьбу, которая каждый раз заканчивалась либо революционным переустройством всего общества, либо общей гибелью борющихся классов».

Маркс рассматривал повторяющиеся классовые конфликты как движущую силу человеческой истории, поскольку такие конфликты проявлялись как отчетливые переходные этапы развития в Западной Европе. Соответственно, Маркс определял человеческую историю как охватывающую четыре стадии развития производственных отношений:

  1. Первобытный коммунизм : кооперативные племенные общества.
  2. Рабовладельческое общество : развитие племени в город-государство, в котором рождается аристократия.
  3. Феодализм : аристократы являются правящим классом, а купцы превращаются в буржуазию.
  4. Капитализм : капиталисты являются правящим классом, который создает и использует пролетариат.

В то время как исторический материализм называли материалистической теорией истории, Маркс не утверждал, что создал главный ключ к истории и что материалистическая концепция истории не является «историко-философской теорией общего марша, навязанной судьбой человечеству». каждого народа, в каких бы исторических обстоятельствах он ни находился». В письме к редактору русской газеты « Отечественные записки» (1877 г.) он разъяснял, что его идеи основаны на конкретном изучении реальных условий в Европе.

Критика капитализма

Дополнительная информация: Антикапитализм и критика капитализма.

По словам теоретика-марксиста и революционного социалиста Владимира Ленина, «основным содержанием марксизма» было «экономическое учение Маркса». Маркс продемонстрировал, как капиталистическая буржуазия и ее экономисты продвигали то, что он считал ложью, что «интересы капиталиста и рабочего… одни и те же». Он полагал, что они сделали это, предполагая, что «максимально быстрый рост производительного капитала » лучше всего подходит для богатых капиталистов и рабочих, потому что это обеспечивает им занятость.

Эксплуатация — это вопрос прибавочного труда — количество труда сверх того, что получено в товарах. Эксплуатация была социально- экономической чертой любого классового общества и одной из основных черт, отличающих социальные классы. Способность одного социального класса контролировать средства производства позволяет ему эксплуатировать другие классы. При капитализме действующей заботой является трудовая теория стоимости, согласно которой стоимость товара равняется общественно необходимому рабочему времени, необходимому для его производства. При таких условиях прибавочная стоимость — разница между произведенной стоимостью и стоимостью, полученной рабочим, — синонимична прибавочному труду, и капиталистическая эксплуатация, таким образом, осуществляется как получение прибавочной стоимости от рабочего.

В докапиталистической экономике эксплуатация рабочего осуществлялась посредством физического принуждения. При капиталистическом способе производства эти результаты достигаются более тонко, потому что рабочие не владеют средствами производства и должны «добровольно» вступать в эксплуататорские трудовые отношения с капиталистом, чтобы заработать на предметы первой необходимости. Поступление рабочего на такую ​​работу добровольно, потому что он сам выбирает, на какого капиталиста работать. Однако рабочий должен работать или голодать. Таким образом, эксплуатация неизбежна, а добровольный характер участия рабочего в капиталистическом обществе иллюзорен; именно производство, а не обращение, вызывает эксплуатацию. Маркс подчеркивал, что капитализм сам по себе не обманывает рабочего.

Отчуждение (нем. Entfremdung) — это отчуждение людей от их человечности и систематический результат капитализма. При капитализме плоды производства принадлежат работодателям, которые экспроприируют излишек, созданный другими, и порождают отчужденных рабочих. По мнению Маркса, отчуждение есть объективная характеристика положения рабочего при капитализме — его или ее самосознание этого состояния не является необходимым условием.

Социальные классы

Основная статья: марксистская классовая теория См. Также: Классовый конфликт, Бесклассовое общество, Социальный класс и Трехкомпонентная теория стратификации.

Маркс различает социальные классы на основе двух критериев, т. е. собственности на средства производства и контроля над рабочей силой других. Следуя этому критерию класса, основанному на отношениях собственности, Маркс определил социальное расслоение капиталистического способа производства со следующими социальными группами:

  • Пролетариат : «[Т] ​​класс современных наемных рабочих, которые, не имея собственных средств производства, вынуждены продавать свою рабочую силу, чтобы жить». Капиталистический способ производства создает условия, позволяющие буржуазии эксплуатировать пролетариат, поскольку труд рабочего производит прибавочную стоимость, превышающую заработную плату рабочего.
  • Буржуазия: те, кто «владеют средствами производства» и покупают рабочую силу у пролетариата, тем самым эксплуатируя пролетариат. Они подразделяются на буржуазию и мелкую буржуазию.
  • Землевладельцы : исторически значимый социальный класс, сохраняющий некоторое богатство и власть.
  • Крестьянство и фермеры: разрозненный класс, неспособный организовать и осуществить социально- экономические изменения, большинство из которых войдет в пролетариат, а некоторые станут помещиками.

Классовое сознание означает осознание самого себя и социального мира, которым обладает социальный класс, и его способность действовать рационально в своих интересах. Требуется классовое сознание, прежде чем социальный класс сможет совершить успешную революцию и, таким образом, установить диктатуру пролетариата.

Не определяя идеологию, Маркс использовал этот термин для описания производства образов социальной реальности. По Энгельсу, «идеология есть процесс, совершаемый так называемым мыслителем сознательно, правда, но с ложным сознанием. Действительные движущие силы, движущие его, остаются ему неизвестными; иначе она просто не была бы идеологическим процессом. Отсюда он воображает ложные или кажущиеся движущие силы».

Поскольку правящий класс контролирует средства производства общества, надстройка общества (т. е. господствующие социальные идеи) определяется высшими интересами правящего класса. В «Немецкой идеологии » Маркс говорит, что «идеи господствующего класса являются во всякую эпоху господствующими идеями, т. е. класс, являющийся господствующей материальной силой общества, является в то же время и его господствующей духовной силой. " Термин « политическая экономия » первоначально относился к изучению материальных условий экономического производства в капиталистической системе. В марксизме политическая экономия — это изучение средств производства, особенно капитала, и того, как это проявляется в экономической деятельности.

Марксизм научил меня тому, что такое общество. Я был как человек с завязанными глазами в лесу, который даже не знает, где север или юг. Если вы в конце концов не придете к истинному пониманию истории классовой борьбы или, по крайней мере, не получите четкого представления о том, что общество разделено на богатых и бедных, и что одни люди подчиняют и эксплуатируют других людей, вы заблудились. лес, ничего не зная.

- Кубинский революционер и марксистско-ленинский политик Фидель Кастро об открытии марксизма, 2009 г.

Этот новый способ мышления был изобретен потому, что социалисты считали, что общая собственность на средства производства (то есть на промышленность, землю, природные богатства, торговый аппарат и богатство общества) упразднит эксплуататорские условия труда, существовавшие при капитализме. Через революцию рабочего класса государство (которое марксисты рассматривали как оружие для подчинения одного класса другому) захватывается и используется для подавления до сих пор правившего класса капиталистов и (путем создания общедоступного, демократически контролируемого рабочего места) создания общества. коммунизма , который марксисты считают истинной демократией. Экономика, основанная на сотрудничестве в удовлетворении человеческих потребностей и улучшении общества, а не на конкуренции за прибыль многих независимо действующих искателей прибыли, также была бы концом классового общества, которое Маркс видел как фундаментальное разделение всей существовавшей до сих пор истории.

Маркс рассматривал работу, усилия людей по преобразованию окружающей среды для своих нужд, как фундаментальную черту человечества. Таким образом, капитализм, при котором продукт труда рабочего изымается и продается на рынке, а не является частью жизни рабочего, является отчуждающим для рабочего. Кроме того, рабочий вынужден различными способами (одни лучше, чем другие) работать усерднее, быстрее и дольше. Пока это происходит, работодатель постоянно пытается сэкономить на оплате труда, меньше платя рабочим и придумывая, как использовать более дешевое оборудование. Это позволяет работодателю извлекать из своих работников наибольший объем работы и, следовательно, потенциальное богатство. Фундаментальная природа капиталистического общества ничем не отличается от рабовладельческого общества в том смысле, что одна небольшая группа общества эксплуатирует большую группу.

Через общую собственность на средства производства устраняется мотив прибыли и вводится мотив содействия процветанию человечества. Поскольку излишек, производимый рабочими, является собственностью общества в целом, классов производителей и присваивателей не существует. Кроме того, поскольку государство возникает из банд слуг, нанятых первыми правящими классами для защиты своих экономических привилегий, оно отомрет, поскольку исчезнут условия его существования.

Коммунизм, революция и социализм

Левый протестующий с красным флагом и поднятым кулаком, оба символа революционного социализма.

Согласно Оксфордскому справочнику Карла Маркса, «Маркс использовал много терминов для обозначения посткапиталистического общества — позитивный гуманизм, социализм, коммунизм, царство свободной индивидуальности, свободное объединение производителей и т. д. Он использовал эти термины совершенно взаимозаменяемо. Представление о том, что «социализм» и «коммунизм» являются отдельными историческими этапами, чуждо его творчеству и вошло в лексикон марксизма только после его смерти».

Согласно ортодоксальной марксистской теории, свержение капитализма социалистической революцией в современном обществе неизбежно. В то время как неизбежность возможной социалистической революции вызывает споры среди многих различных марксистских школ мысли, все марксисты считают социализм необходимостью. Марксисты утверждают, что социалистическое общество намного лучше для большей части населения, чем его капиталистическое аналог. Еще до русской революции Владимир Ленин писал: « Обобществление производства не может не привести к превращению средств производства в собственность общества... Это превращение непосредственно приведет к огромному увеличению производительности труда, сокращение рабочего времени и замена остатков, развалин мелкого, примитивного, раздробленного производства коллективным и улучшенным трудом». Провал русской революции 1905 года, наряду с неспособностью социалистических движений противостоять началу Первой мировой войны, привел к возобновлению теоретических усилий и ценному вкладу Ленина и Розы Люксембург в понимание теории кризиса Маркса и усилиям по формулированию теории. империализма.

Школы мысли

Основная статья: марксистские школы мысли

Классический

Основная статья: Классический марксизм

Классический марксизм обозначает совокупность социально-экополитических теорий, изложенных Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Как заметил Эрнест Мандель, «марксизм всегда открыт, всегда критичен, всегда самокритичен». Классический марксизм отличает марксизм как широко воспринимаемый от «того, во что верил Маркс». В 1883 году Маркс написал своему зятю Полю Лафаргу и французскому рабочему лидеру Жюлю Геду, оба из которых утверждали, что представляют марксистские принципы, обвиняя их в «революционной фразе» и отрицая ценность реформистской борьбы. Из письма Маркса следует парафраз: «Если это марксизм, то я не марксист». Обвиняя Геда и Лафарга в «революционном словоблудии» и «в отрицании ценности реформистской борьбы», Маркс сделал свое знаменитое замечание, что, если их политика представляет марксизм, « ce qu'il ya de Certain c'est que moi, je ne suis pas Marxiste » («что несомненно, так это то, что я сам не марксист»).

Американский ученый-марксист Хэл Дрейпер ответил: «В современной истории найдется немного мыслителей, чьи мысли были так сильно искажены как марксистами, так и антимарксистами».

Либертарианец

Основная статья: либертарианский марксизм

Либертарный марксизм подчеркивает антиавторитарные и либертарианские аспекты марксизма. Ранние течения либертарианского марксизма, такие как левый коммунизм, возникли в оппозиции к марксизму-ленинизму.

Либертарный марксизм часто критикует реформистские позиции, например, позиции социал-демократов. Либертарианские марксистские течения часто опираются на более поздние работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в частности, на Grundrisse и Гражданскую войну во Франции ; подчеркивая марксистскую веру в способность рабочего класса формировать свою судьбу без необходимости в авангардной партии для посредничества или помощи в его освобождении. Наряду с анархизмом либертарианский марксизм является одним из основных течений либертарианского социализма.

Либертарный марксизм включает такие течения, как автономизм, коммунизм советов, делеонизм, леттризм, части новых левых, ситуационизм, фрейдомарксизм (форма психоанализа ), социализм или варварство и рабочийизм. Либертарный марксизм часто сильно влиял как на постлевых, так и на социальных анархистов. Среди известных теоретиков либертарианского марксизма были Морис Бринтон, Корнелиус Касториадис, Ги Дебор, Рая Дунаевская, Даниэль Герен, К.Л.Р. Джеймс, Роза Люксембург, Антонио Негри, Антон Паннекук, Фреди Перлман, Эрнесто Скрестанти, Э.П. последний утверждает, что сам Маркс был либертарианцем-марксистом.

гуманист

Основная статья: марксистский гуманизм

Марксистский гуманизм зародился в 1932 году с публикацией « Экономико-философских рукописей» Маркса 1844 года и достиг определенной известности в 1950-х и 1960-х годах. Марксисты-гуманисты утверждают, что существует преемственность между ранними философскими трудами Маркса, в которых он развивает свою теорию отчуждения, и структурным описанием капиталистического общества, которое можно найти в его более поздних работах, таких как « Капитал ». Они считают, что понимание философских основ Маркса необходимо для правильного понимания его более поздних работ.

Вопреки официальному диалектическому материализму Советского Союза и интерпретациям Маркса, уходящим корнями в структурный марксизм Луи Альтюссера, марксистские гуманисты утверждают, что работа Маркса была расширением или выходом за пределы просветительского гуманизма. В то время как другие марксистские философии рассматривают марксизм как естественную науку, марксистский гуманизм вновь подтверждает доктрину о том, что «человек есть мера всех вещей» — что люди существенно отличаются от остального природного порядка, и марксистская теория должна относиться к ним именно так.

Академический

См. Также: марксистская этика, марксистская теория кино, марксистская география и марксистская философия. В. Гордон Чайлд, австралийский археолог и один из самых выдающихся ученых-марксистов 20 века.

Согласно опросу американских профессоров, проведенному Нилом Гроссом и Солоном Симмонсом в 2007 году, 17,6% профессоров социальных наук и 5,0% профессоров гуманитарных наук считают себя марксистами, в то время как от 0 до 2% профессоров всех других дисциплин считают себя марксистами.

Археология

Основная статья: марксистская археология

Теоретическое развитие марксистской археологии впервые получило развитие в Советском Союзе в 1929 г., когда молодой археолог Владислав Иванович Равдоникас опубликовал доклад «К советской истории материальной культуры»; в рамках этой работы сама дисциплина археологии в ее тогдашнем виде подвергалась критике как буржуазная по своей сути, а потому антисоциалистическая и, таким образом, как часть академических реформ, начатых в Советском Союзе под руководством Генерального секретаря Иосифа Сталина, великого акцент был сделан на принятии марксистской археологии по всей стране.

Эти теоретические разработки впоследствии были восприняты археологами, работавшими в капиталистических государствах вне ленинского блока, в первую очередь австралийским академиком В. Гордоном Чайлдом, который использовал марксистскую теорию в своем понимании развития человеческого общества.

Социология

Основные статьи: марксистская криминология и марксистская социология

Марксистская социология, как изучение социологии с марксистской точки зрения, представляет собой «форму теории конфликта, связанную с… целью марксизма по развитию позитивной ( эмпирической ) науки о капиталистическом обществе как части мобилизации революционного рабочего класса ». В Американской социологической ассоциации есть секция, посвященная вопросам марксистской социологии, которая «заинтересована в изучении того, как идеи марксистской методологии и марксистского анализа могут помочь объяснить сложную динамику современного общества».

Под влиянием мысли Карла Маркса марксистская социология возникла в конце 19 - начале 20 веков. Как и Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм считаются основополагающими факторами ранней социологии. Первая марксистская школа социологии была известна как австро-марксизм, одними из самых известных представителей которой были Карл Грюнберг и Антонио Лабриола. В течение 1940-х годов западная марксистская школа была принята в западных академических кругах, впоследствии расколовшись на несколько различных точек зрения, таких как Франкфуртская школа или критическая теория. Из-за его прежней позиции, поддерживаемой государством, в посткоммунистических государствах возникла негативная реакция на марксистскую мысль (см. Социологию в Польше ). Тем не менее, он остается доминирующим в социологических исследованиях, санкционированных и поддерживаемых коммунистическими государствами (см. социологию в Китае ).

экономика

Основная статья: марксистская экономика

Марксистская экономическая теория — это школа экономической мысли, восходящая к критике классической политической экономии, впервые изложенной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Марксистская экономическая теория занимается анализом кризиса капитализма , роли и распределения прибавочного продукта и прибавочной стоимости в различных типах экономических систем, природы и происхождения экономической стоимости, влияния классов и классовой борьбы на экономические и политические процессы., и процесс экономической эволюции. Хотя марксистская школа считается неортодоксальной, идеи, вышедшие из марксистской экономической теории, внесли свой вклад в господствующее понимание глобальной экономики. Некоторые концепции марксистской экономики, особенно связанные с накоплением капитала и деловым циклом, такие как созидательное разрушение, были приспособлены для использования в капиталистических системах.

Образование

Марксистское образование по-разному развивает работы Маркса и те движения, на которые он повлиял. В дополнение к образовательной психологии Льва Выготского и педагогике Пауло Фрейре, Сэмюэля Боулза и Герберта Гинтиса « Школа в капиталистической Америке » представляет собой исследование образовательной реформы в США и ее отношения к воспроизводству капитализма и возможности использования его противоречий. в революционном движении. Работа Питера Макларена, особенно на рубеже 21-го века, способствовала дальнейшему развитию марксистской теории образования путем развития революционной критической педагогики, как и работа Гленна Риковски, Дэйва Хилла и Паулы Оллман. Другие марксисты проанализировали формы и педагогические процессы капиталистического и коммунистического образования, такие как Тайсон Э. Льюис, Ной Де Лиссовой, Грегори Бурасса и Дерек Р. Форд. Карри Малотт разработал марксистскую историю образования в США, а Марвин Геттлман исследовал историю коммунистического образования. Сэнди Гранде синтезировала марксистскую теорию образования с педагогикой коренных народов, в то время как другие, такие как Джон Холт, анализируют образование взрослых с марксистской точки зрения.

Другие разработки включают в себя:

  • воспитательная эстетика марксистского образования
  • Марксистский анализ роли основного капитала в капиталистическом образовании
  • педагогическая психология столицы
  • воспитательная теория Ленина
  • педагогическая функция коммунистической партии

Новейшая область исследований изучает и развивает марксистскую педагогику постцифровой эпохи.

Историография

Основная статья: марксистская историография

Марксистская историография - это школа историографии, находящаяся под влиянием марксизма, главными принципами которого являются центральная роль социального класса и экономических ограничений в определении исторических результатов. Марксистская историография внесла свой вклад в историю рабочего класса, угнетенных национальностей, методологию истории снизу. Наиболее важным историческим вкладом Фридриха Энгельса был Der deutsche Bauernkrieg о немецкой крестьянской войне, в котором анализировалась социальная война в ранней протестантской Германии в отношении зарождающихся капиталистических классов. Немецкая крестьянская война свидетельствует о марксистском интересе к истории снизу и классовом анализе и попытках диалектического анализа.

Краткий трактат Энгельса « Положение рабочего класса в Англии в 1844 году» сыграл важную роль в создании социалистического импульса в британской политике. Наиболее важные работы Маркса по социальной и политической истории включают «Восемнадцатое брюмера Луи-Наполеона », «Коммунистический манифест», «Немецкая идеология » и те главы « Капитала», посвященные историческому появлению капиталистов и пролетариев в доиндустриальном английском обществе. Марксистская историография пострадала в Советском Союзе, поскольку правительство потребовало сверхопределенного исторического письма. Известные истории включают Историю Коммунистической партии Советского Союза (большевиков), опубликованную в 1930-х годах, чтобы оправдать характер большевистской партийной жизни при Иосифе Сталине. В 1946 году сформировался круг историков внутри Коммунистической партии Великобритании (КПВБ).

Хотя некоторые члены группы, в первую очередь Кристофер Хилл и Э. П. Томпсон, покинули КПГБ после Венгерской революции 1956 года, общие черты британской марксистской историографии сохранились в их работах. «Создание английского рабочего класса » Томпсона — одна из работ, обычно ассоциируемых с этой группой. « Бандиты » Эрика Хобсбаума — еще один пример творчества этой группы. CLR Джеймс также был великим пионером подхода «история снизу». Живя в Великобритании, когда он написал свою самую известную работу «Черные якобинцы » (1938), он был марксистом -антисталинистом и поэтому не входил в КПГБ. В Индии отцами-основателями марксистской историографии являются Б. Н. Датта и Д. Д. Косамби. Сегодня самыми старшими учеными марксистской историографии являются Р. С. Шарма, Ирфан Хабиб, Ромила Тапар, Д. Н. Джа и К. Н. Паниккар, большинству из которых сейчас за 75 лет.

Литературная критика

Основная статья: марксистская литературная критика

Марксистская литературная критика — это общий термин, описывающий литературную критику, основанную на социалистических и диалектических теориях. Марксистская критика рассматривает литературные произведения как отражение социальных институтов, из которых они происходят. По мнению марксистов, даже литература — это социальный институт с определенной идеологической функцией, основанной на предыстории и мировоззрении автора. Марксистские литературные критики включают Михаила Бахтина, Уолтера Бенджамина, Терри Иглтона и Фредрика Джеймсона.

Эстетика

Основная статья: марксистская эстетика

Марксистская эстетика — это теория эстетики, основанная на теориях Карла Маркса или производная от них. Он включает в себя диалектико - материалистический или диалектико-материалистический подход к применению марксизма в культурной сфере, особенно в областях, связанных со вкусом, таких как искусство и красота, среди прочего. Марксисты считают, что экономические и социальные условия, и особенно вытекающие из них классовые отношения, влияют на каждый аспект жизни человека, от религиозных верований до правовых систем и культурных рамок. Некоторые известные эстетики-марксисты включают Анатолия Луначарского, Михаила Лифшица, Уильяма Морриса, Теодора В. Адорно, Бертольта Брехта, Герберта Маркузе, Вальтера Бенджамина, Антонио Грамши, Георга Лукача, Эрнста Фишера, Луи Альтюссера, Жака Рансьера, Мориса Мерло-Понти и Раймонда. Уильямс.

История

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Основные статьи: Карл Маркс и Фридрих Энгельс Фридрих Энгельс в 1877 году

Маркс обращался к отчуждению и эксплуатации рабочего класса, капиталистическому способу производства и историческому материализму. Он известен тем, что анализирует историю с точки зрения классовой борьбы, резюмированной в начальной строке, предваряющей «Коммунистический манифест» (1848 г.): «История всего существовавшего до сих пор общества — это история классовой борьбы».

Вместе с Марксом Энгельс разработал коммунистическую теорию. Маркс и Энгельс впервые встретились в сентябре 1844 года. Обнаружив, что у них схожие взгляды на философию и социализм, они сотрудничали и написали такие работы, как Die heilige Familie ( Святое семейство ). После того, как Маркс был депортирован из Франции в январе 1845 года, они переехали в Бельгию, где была предоставлена ​​большая свобода слова, чем в других европейских странах. В январе 1846 года они вернулись в Брюссель, чтобы создать Коммунистический корреспондентский комитет.

В 1847 году они начали писать «Коммунистический манифест» (1848), основанный на «Принципах коммунизма » Энгельса. Шесть недель спустя, в феврале 1848 года, они опубликовали памфлет из 12 000 слов. В марте их выслала Бельгия, и они переехали в Кёльн, где издавали политически радикальную газету Neue Rheinische Zeitung. К 1849 году им пришлось уехать из Кельна в Лондон. Прусские власти оказали давление на британское правительство, чтобы оно изгнало Маркса и Энгельса, но премьер-министр лорд Джон Рассел отказался.

После смерти Маркса в 1883 году Энгельс стал редактором и переводчиком сочинений Маркса. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.) — анализе моногамного брака как гарантии мужского социального господства над женщинами — концепции, аналогичной в коммунистической теории экономическому господству класса капиталистов над рабочим классом, — Энгельс сделал интеллектуальный вывод. значительный вклад в феминистскую теорию и марксистский феминизм.

Русская революция и Советский Союз

Основные статьи: Коммунистическая партия Советского Союза, ленинизм, марксизм-ленинизм, Октябрьская революция и троцкизм Владимир Ленин и Иосиф Сталин

С Октябрьской революцией 1917 года большевики взяли власть у Временного правительства России. Большевики создали первое социалистическое государство, основанное на идеях советской демократии и ленинизма. Их новообразованное федеральное государство обещало положить конец участию России в Первой мировой войне и создать революционное рабочее государство. После Октябрьской революции советское правительство боролось с Белым движением и несколькими движениями за независимость в Гражданской войне в России. Этот период отмечен установлением многих социалистических направлений и развитием новых социалистических идей, главным образом в форме марксизма-ленинизма.

В 1919 году зарождающееся Советское правительство учредило Коммунистическую академию и Институт Маркса-Энгельса-Ленина для изучения доктрины марксизма и публикации официальных идеологических и исследовательских документов для Российской Коммунистической партии. Со смертью Ленина в 1924 году в советском коммунистическом движении развернулась внутренняя борьба, в основном между Иосифом Сталиным и Львом Троцким, в форме правой оппозиции и левой оппозиции соответственно. Эта борьба была основана на различных интерпретациях обеих сторон марксистской и ленинской теории, основанных на ситуации в Советском Союзе в то время.

Китайская революция

Основные статьи: Антиревизионизм, Коммунистическая партия Китая, Китайская коммунистическая революция, маоизм и социализм с китайской спецификой

Теория Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина универсально применима. Мы должны относиться к ней не как к догме, а как к руководству к действию. Ее изучение — это не просто изучение терминов и выражений, а изучение марксизма-ленинизма как науки о революции. Дело не только в понимании общих закономерностей, выведенных Марксом, Энгельсом, Лениным и Сталиным из их обширного изучения реальной жизни и революционного опыта, но и в изучении их точки зрения и метода исследования и решения проблем.

Мао Цзэдун, Красная книга.

В конце Второй китайско-японской войны и, в более широком смысле, Второй мировой войны, китайская коммунистическая революция произошла в контексте гражданской войны в Китае. Коммунистическая партия Китая, основанная в 1921 году, конфликтовала с Гоминьданом по поводу будущего страны. На протяжении Гражданской войны Мао Цзэдун разработал теорию марксизма для китайского исторического контекста. Мао нашел большую поддержку в крестьянстве, в отличие от русской революции, которая нашла свою основную поддержку в городских центрах Российской империи. Некоторыми значительными идеями, внесенными Мао, были идеи Новой Демократии, линии масс и народной войны. В 1949 году была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Новое социалистическое государство должно было быть основано на идеях Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.

Со смерти Сталина и до конца 1960-х конфликт между Китаем и Советским Союзом нарастал. Десталинизация, впервые начавшаяся при Никите Хрущеве, и политика разрядки воспринимались как ревизионистские и недостаточно марксистские. Эта идеологическая конфронтация вылилась в более широкий глобальный кризис, в центре которого находилась нация, которая должна была возглавить международное социалистическое движение.

После смерти Мао и прихода к власти Дэн Сяопина маоизм и официальный марксизм в Китае были переработаны. Эта новая модель была новой динамичной формой марксизма-ленинизма и маоизма в Китае. Этот новый путь, обычно называемый социализмом с китайской спецификой, был сосредоточен вокруг четырех основных принципов Дэна, которые стремились отстоять центральную роль Коммунистической партии Китая и отстаивать принцип, что Китай находится на начальной стадии социализма и что он все еще работает над построением коммунистического общества на марксистских принципах.

Конец 20 века

Дополнительная информация: Холодная война. Фидель Кастро на Генеральной Ассамблее ООН в 1960 году.

В 1959 году Кубинская революция привела к победе Фиделя Кастро и его Движения 26 июля. Хотя революция не была явно социалистической, после победы Кастро занял пост премьер-министра и принял ленинскую модель социалистического развития, объединившись с Советским Союзом. Один из лидеров революции, аргентинский революционер-марксист Че Гевара, впоследствии продолжал помогать революционным социалистическим движениям в Конго-Киншасе и Боливии, в конце концов был убит боливийским правительством, возможно, по приказу Центрального разведывательного управления (ЦРУ)., хотя посланный на поиски Гевары агент ЦРУ Феликс Родригес выразил желание сохранить ему жизнь в качестве возможного инструмента торга с кубинским правительством. Посмертно он стал всемирно признанной иконой.

В Китайской Народной Республике маоистское правительство предприняло Культурную революцию с 1966 по 1976 год, чтобы очистить китайское общество от капиталистических элементов и добиться социализма. После смерти Мао Цзэдуна его соперники захватили политическую власть, и под руководством Дэн Сяопина многие политики эпохи культурной революции Мао были пересмотрены или отменены, а большая часть государственного сектора была приватизирована.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов распалось большинство тех социалистических государств, которые исповедовали марксистско-ленинскую идеологию. В конце 1970-х и начале 1980-х появление « Новых правых» и неолиберального капитализма как доминирующих идеологических течений в западной политике, отстаиваемых президентом США Рональдом Рейганом и премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер, привело к тому, что Запад занял более агрессивную позицию по отношению к Советскому Союзу. Союза и его ленинских союзников. Тем временем реформист Михаил Горбачев стал генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза в марте 1985 года и стремился отказаться от ленинских моделей развития в пользу социал-демократии. В конечном итоге реформы Горбачева в сочетании с растущим уровнем народного этнического национализма привели к распаду Советского Союза в конце 1991 года на ряд составных наций, каждая из которых отказалась от марксистско-ленинских моделей социализма, при этом большинство из них перешло к капиталистической экономике.

21-го века

Уго Чавес голосует в 2007 году.

На рубеже 21 века Китай, Куба, Лаос, Северная Корея и Вьетнам оставались единственными официально оставшимися марксистско-ленинскими государствами, хотя маоистское правительство во главе с Прачандой пришло к власти в Непале в 2008 году после долгой партизанской борьбы.

В начале 21 века также были избраны социалистические правительства в нескольких латиноамериканских странах, что стало известно как « розовая волна »; во власти венесуэльского правительства Уго Чавеса ; эта тенденция также привела к избранию Эво Моралеса в Боливии, Рафаэля Корреа в Эквадоре и Даниэля Ортеги в Никарагуа. Создавая политические и экономические союзы через международные организации, такие как Боливарианский альянс для Америки, эти социалистические правительства объединились с марксистско-ленинской Кубой. Хотя никто не поддерживал сталинский путь напрямую, большинство признавали, что на них оказало значительное влияние марксистская теория. Президент Венесуэлы Уго Чавес объявил себя троцкистом во время приведения к присяге своего кабинета за два дня до своей инаугурации 10 января 2007 года. Венесуэльские троцкистские организации не считают Чавеса троцкистом, причем одни называют его буржуазным националистом, а другие считают его честный революционный лидер, допустивший серьезные ошибки из-за отсутствия у него марксистского анализа.

Для итальянских марксистов Джанни Ваттимо и Сантьяго Забала в их книге « Герменевтический коммунизм » 2011 года «этот новый слабый коммунизм существенно отличается от его предыдущей советской (и нынешней китайской) реализации, потому что страны Южной Америки следуют демократическим избирательным процедурам, а также им удается децентрализовать государственную бюрократическую систему. Подводя итог, если ослабленный коммунизм ощущается на Западе как призрак, то не только из-за искажений в средствах массовой информации, но и из-за той альтернативы, которую он представляет посредством тех же самых демократических процедур, которые Запад постоянно декларирует, что лелеет, но не решается подать заявку».

Си Цзиньпин, генеральный секретарь Коммунистической партии Китая с 2012 г.

Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин заявил о все большей приверженности Коммунистической партии Китая идеям Маркса. На мероприятии, посвященном 200-летию со дня рождения Маркса, Си сказал: «Мы должны завоевать преимущества, завоевать инициативу и завоевать будущее. Мы должны постоянно улучшать способность использовать марксизм для анализа и решения практических проблем», добавив, что марксизм является «мощным идеологическим оружием для нас, чтобы понять мир, понять закон, искать правду и изменить мир». Си Цзиньпин также подчеркнул важность изучения и продолжения традиций КПК и принятия ее революционного прошлого.

Верность этих различных революционеров, лидеров и партий работе Карла Маркса вызывает большие споры и отвергается как многими марксистами, так и другими социалистами. Социалисты в целом и писатели-социалисты, в том числе Дмитрий Волкогонов, признают, что действия авторитарных социалистических лидеров нанесли ущерб «огромной привлекательности социализма, порожденной Октябрьской революцией».

Критика

Основная статья: Критика марксизма Смотрите также: Критика правления коммунистической партии и Критика социализма.

Критика марксизма исходила от различных политических идеологий и академических дисциплин. Это включает общую критику по поводу отсутствия внутренней последовательности, критику, связанную с историческим материализмом, что это тип исторического детерминизма, необходимость подавления прав личности, проблемы с внедрением коммунизма и экономические проблемы, такие как искажение или отсутствие цены. сигналы и снижение стимулов. Кроме того, часто выявляются эмпирические и эпистемологические проблемы.

Некоторые марксисты критикуют академическую институционализацию марксизма за то, что она слишком поверхностна и оторвана от политического действия. Зимбабвийский троцкист Алекс Каллиникос, сам профессиональный академик, заявил: «Его практикующие напоминают Нарцисса, который в греческой легенде влюбился в собственное отражение… Иногда необходимо уделить время прояснению и развитию концепций, которые мы используем, но на самом деле для западных марксистов это стало самоцелью. Результатом является совокупность сочинений, непонятных всем, кроме ничтожного меньшинства высококвалифицированных ученых».

Кроме того, некоторые интеллектуальные критические анализы марксизма оспаривают определенные предположения, преобладающие в мысли Маркса и марксизме после него, не отвергая марксистскую политику. Другие современные сторонники марксизма утверждают, что многие аспекты марксистской мысли жизнеспособны, но корпус является неполным или устаревшим в отношении определенных аспектов экономической, политической или социальной теории. Они могут сочетать некоторые марксистские концепции с идеями других теоретиков, таких как Макс Вебер — например, Франкфуртская школа.

Общий

Философ и историк идей Лешек Колаковский указал, что «теория Маркса во многих местах неполна или двусмысленна, и ее можно «применять» многими противоречивыми способами, явно не нарушая ее принципов». В частности, он считает «законы диалектики» в корне ошибочными, утверждая, что одни из них являются «трюизмами, не имеющими конкретного марксистского содержания», другие — «философскими догмами, которые нельзя доказать научными средствами», а некоторые — просто «чепухой»; он полагает, что некоторые марксистские законы могут быть истолкованы по-разному, но эти толкования все же в целом попадают в одну из двух категорий ошибок.

Теорема Окишио показывает, что если капиталисты используют методы сокращения затрат, а реальная заработная плата не увеличивается, норма прибыли должна расти, что ставит под сомнение точку зрения Маркса о том, что норма прибыли имеет тенденцию к снижению.

Утверждения о непоследовательности были значительной частью марксистской экономики и споров вокруг нее с 1970-х годов. Эндрю Климан утверждает, что это подрывает критику Маркса и исправление предполагаемых несоответствий, потому что внутренне противоречивые теории не могут быть правильными по определению.

Эпистемологические и эмпирические

Критики марксизма утверждают, что предсказания Маркса не оправдались, при этом некоторые указывают на то, что ВВП на душу населения в целом увеличивается в капиталистической экономике по сравнению с менее ориентированной на рынок экономикой, капиталистическая экономика не страдает от усугубления экономических кризисов, ведущих к свержению капиталистической системы и коммунистическим революциям. происходит не в самых передовых капиталистических странах, а в неразвитых регионах. Его также критиковали за то, что он якобы привел к более низкому уровню жизни по сравнению с капиталистическими странами, что оспаривалось.

В своих книгах «Нищета историзма» и « Догадки и опровержения » философ науки Карл Поппер подверг критике объяснительную силу и обоснованность исторического материализма. Поппер считал, что марксизм изначально был научным, поскольку Маркс постулировал действительно предсказательную теорию. Когда эти предсказания не подтвердились, Поппер утверждает, что теория избежала фальсификации, добавив специальные гипотезы, которые сделали ее совместимой с фактами. Из-за этого, утверждал Поппер, теория, которая изначально была подлинно научной, выродилась в псевдонаучную догму.

Социалистический

Демократические социалисты и социал-демократы отвергают идею о том, что социализм может быть достигнут только путем внелегальной классовой борьбы и пролетарской революции. Отношения между Марксом и другими социалистическими мыслителями и организациями, уходящие корнями, среди прочего, в «научный» и антиутопический социализм марксизма, отделяли марксистов от других социалистов еще при жизни Маркса.

После смерти Маркса и появления марксизма внутри самого марксизма также были разногласия — ярким примером является раскол Российской социал-демократической рабочей партии на большевиков и меньшевиков. Ортодоксальные марксисты выступали против менее догматичного, более новаторского или даже ревизионистского марксизма.

Анархист и либертарианец

Основные статьи: Анархизм и марксизм, Либертарианский марксизм и Либертарианский социализм

У анархизма были натянутые отношения с марксизмом. Анархисты и многие немарксистские либертарианские социалисты отвергают необходимость переходной фазы государства, утверждая, что социализм может быть установлен только посредством децентрализованной, ненасильственной организации. Анархист Михаил Бакунин критиковал Маркса за его авторитарные наклонности. Фразы «казарменный социализм» или « казарменный коммунизм » стали сокращением для этой критики, вызывая образ жизни граждан, столь же регламентированной, как жизнь призывников в казармах.

Экономический

Другая критика исходит из экономической точки зрения. Владимир Карпович Дмитриев, писавший в 1898 году, Ладислав фон Борткевич, писавший в 1906–1907 годах, и последующие критики утверждали, что теория стоимости Маркса и закон тенденции нормы прибыли к падению внутренне противоречивы. Другими словами, критики утверждают, что Маркс сделал выводы, не соответствующие его теоретическим посылкам. Как только эти предполагаемые ошибки исправлены, его вывод о том, что совокупная цена и прибыль определяются совокупной стоимостью и прибавочной стоимостью и равны им, перестает быть верным. Этот результат ставит под сомнение его теорию о том, что эксплуатация рабочих является единственным источником прибыли.

Марксизм и социализм подверглись серьезному критическому анализу со стороны нескольких поколений австрийских экономистов в отношении научной методологии, экономической теории и политических последствий. Во время маргинальной революции теория субъективной стоимости была заново открыта Карлом Менгером, что коренным образом подорвало британские теории стоимости стоимости. Восстановление субъективизма и праксиологической методологии, ранее использовавшейся классическими экономистами, включая Ричарда Кантильона, Анн-Роберт-Жак Тюрго, Жана-Батиста Сэя и Фредерика Бастиа, привело Менгера к критике историцистской методологии в целом. Австрийский экономист во втором поколении Ойген Бём фон Баверк использовал праксиологическую и субъективистскую методологию для фундаментальной атаки на закон стоимости. Готфрид Хаберлер расценил свою критику как «окончательную», утверждая, что критика Бём-Баверком экономической теории Маркса была настолько «тщательной и разрушительной», что, по его мнению, по состоянию на 1960-е годы ни один марксист не опроверг ее окончательно. Австриец в третьем поколении Людвиг фон Мизес возродил дебаты о проблеме экономических расчетов, заявив, что без ценовых сигналов капитальных товаров, по его мнению, все другие аспекты рыночной экономики иррациональны. Это привело его к заявлению, что «рациональная экономическая деятельность невозможна в социалистическом содружестве ».

Дарон Асемоглу и Джеймс А. Робинсон утверждают, что экономическая теория Маркса была в корне ошибочной, поскольку она пыталась упростить экономику до нескольких общих законов, которые игнорировали влияние институтов на экономику.

Смотрите также

использованная литература

Цитаты

Библиография

дальнейшее чтение

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-01 08:31:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте