Ортодоксальный марксизм

редактировать

Ортодоксальный марксизм - это тело марксистской мысли, возникшей после смерти Карла Маркса (1818–1883) и которая стала официальной философией большинства социалистического движения, представленного во Втором Интернационале до Первой мировой войны в 1914 году. Цели ортодоксального марксизма упростить, систематизировать и систематизировать марксистский метод и теорию путем прояснения предполагаемых двусмысленностей и противоречий классического марксизма.

Философия ортодоксального марксизма включает понимание того, что материальное развитие (технологические достижения в производительных силах ) является основным фактором изменения структуры общества и человеческих социальных отношений, и что социальные системы и их отношения (например, феодализм, капитализм и т. д.) становятся противоречивыми и неэффективными. по мере развития производительных сил, что приводит к возникновению той или иной формы социальной революции. в ответ на нарастающие противоречия. Это революционное изменение является движущей силой фундаментальных изменений в обществе и, в конечном итоге, приводит к появлению новых экономических систем.

В термине ортодоксальный марксизм слово «ортодоксальный» относится к методам исторического материализма и диалектического материализма - а не нормативных аспектов, присущих классическому марксизму, без догматической приверженности результатам исследований Маркса

Лев Троцкий и его последователи назвали себя ортодоксальными марксистами..

Содержание

  • 1 Теория
  • 2 Варианты
    • 2.1 Импоссибилизм
    • 2.2 Ленинизм
    • 2.3 Люксембургизм
    • 2.4 Троцкизм
    • 2.5 Антисталинские левые
    • 2.6 Меньшевизм
    • 2.7 Карл Каутский и «каутскианство»
    • 2.8 Инструментальный марксизм
  • 3 Критика
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Теория

Возникновение ортодоксальных Марксизм связан с последними работами Фридриха Энгельса, такими как Диалектика природы и Социализм: Утопия. русский и научный, которые были попытками популяризировать работы Карла Маркса, сделать их систематическими и применить к фундаментальным вопросам философии. Даниэль Де Леон, один из первых американских социалистических лидеров, внес большой вклад в эту работу. мысль в последние годы 19 века и начало 20 века. Ортодоксальный марксизм получил дальнейшее развитие во время Второго Интернационала такими мыслителями, как Георгий Плеханов и Карл Каутский в Эрфуртской программе и Классовая борьба (Эрфуртская программа)..

Характеристики ортодоксального марксизма:

  • Сильная версия теории о том, что экономическая основа (материальные условия) определяет культурную и политическую надстройку общества. В наиболее развернутой форме эта точка зрения называется экономическим детерминизмом, экономизмом и вульгарным материализмом. С этим связана разновидность технологического детерминизма.
  • Мнение о том, что капитализм нельзя реформировать с помощью политики и что любая попытка сделать это только усугубит его противоречия или исказит эффективность рыночной экономики (в отличие от реформизм ). Ортодоксальный марксизм считает, что единственное жизнеспособное и прочное решение противоречий капитализма - это создание посткапиталистической социалистической экономики.
  • Центральная роль класса как процесса и точка зрения, что существующие политики и правительство в значительной степени и структурно подчиняется интересам правящего класса. Эта точка зрения называется инструментальным марксизмом.
  • Утверждение, что марксистская методология является наукой.
  • Попытка сделать марксизм целостной системой, адаптируя ее к изменениям в сфере текущих событий и знаний.
  • Понимание идеологии с точки зрения ложного сознания.
  • Что каждая открытая классовая борьба является политической борьбой.
  • Предкризисный акцент на организации независимое массовое рабочее движение (в форме благотворительных, развлекательных, образовательных и культурных организаций) и особенно его политическая партия, сочетающая борьбу за реформы и массовые забастовки, не полагаясь ни на то, ни на другое.
  • Социалистическая революция обязательно является актом большинства (в отличие от взглядов марксизма-ленинизма на авангардную партию и демократического централизма ).

Ортодоксальный марксизм противопоставляется ревизионистскому марксизму в период после Первой мировой войны социал-демократических партий. Некоторые авторы также противопоставляют это марксизму - Le д. до середины ХХ века. Его двумя институциональными выражениями были 2-й и 3-й Интернационалы, которые, несмотря на великий раскол в 1919 г., были отмечены общей концепцией капитала и труда. Поэтому их состояния вместе росли и падали. Троцкизм и левый коммунизм были одинаково ортодоксальными по своему мышлению и подходу, и поэтому их следует рассматривать как левые варианты этой традиции.

Два варианта ортодоксального марксизма - это импоссибилизм. и антиревизионизм. Импоссибилизм - это форма ортодоксального марксизма, которая одновременно отвергает реформизм ревизионистского марксизма и выступает против ленинских теорий империализма, авангардизма и демократического централизма (которые утверждают, что социализм можно построить в неразвитых, квазифеодальных условиях. в результате революционных действий, а не в результате достижений в материальном развитии). Крайнюю форму этой позиции занимает Социалистическая партия Великобритании. Напротив, антиревизионистская традиция критиковала официальные коммунистические партии с противоположной точки зрения как отказ от ортодоксального марксизма отцов-основателей.

.

Варианты

Появился ряд теоретических взглядов и политических движений, прочно укоренившихся в ортодоксальном марксистском анализе, в отличие от более поздних интерпретаций и альтернативных разработок в марксистской теории и практике, таких как марксизм-ленинизм, ревизионизм и реформизм.

Невозможность

Невозможность подчеркивает ограниченную ценность экономических, социальных, культурных и политических реформ при капитализме и утверждает, что социалисты и марксисты должны сосредоточиться исключительно на усилиях по пропаганде и утверждению социализма, игнорируя любые другие причины. это не имеет никакого отношения к цели реализации социализма.

Невозможность утверждает, что реформы капитализма контрпродуктивны, поскольку они усиливают поддержку капитализма рабочим классом, делая его условия более терпимыми, создавая при этом собственные противоречия, устраняя при этом социалистический характер сторон, отстаивающих и осуществляющих указанное реформы. Поскольку реформы не могут разрешить системные противоречия капитализма, импоссибилизм выступает против реформизма, ревизионизма и этического социализма.

Импоссибилизм также выступает против идеи авангардной революции и централизации политической власти в любой элитной группе людей, поддерживаемой ленинизмом и марксизмом-ленинизмом.

Эту точку зрения поддерживают Мировое Социалистическое Движение, Де Леонизм и до некоторой степени последователи Карла Каутского и дореформистского социального движения. демократия.

Ленинизм

Каутский и в меньшей степени Плеханов, в свою очередь, оказали большое влияние на Владимира Ленина, чья версия марксизма была известна как ленинизм. современники. Официальная мысль Третьего Интернационала изначально была основана на ортодоксальном марксизме в сочетании с ленинскими взглядами на революционную организацию. Термины диалектический материализм и исторический материализм связаны с этой фазой ортодоксального марксизма. Роза Люксембург, Хэл Дрейпер и Рудольф Гильфердинг - выдающиеся мыслители ортодоксальной марксистской традиции.

Ортодоксальный марксизм контрастирует с более поздними вариантами марксизма, особенно ревизионизм и сталинизм. В отличие от сталинской идеи социализма в отдельной отсталой стране, ортодоксальные марксисты говорили, что имперская Россия была слишком отсталой для развития социализма и сначала должна была пройти капиталистическую (буржуазную) фазу развития, даже если марксистская партия возглавит ее правительство.. Ленин призывал социалистическую революцию в России вдохновить социалистическую революцию в Германии и в большинстве развитых стран. Его и Троцкий Новая экономическая политика изначально заключалась в развитии капитализма в России.

Люксембургизм

Люксембургизм - неформальное обозначение направления марксистской мысли и практики, которое берет свое начало в идеи и работы Розы Люксембург. В частности, он подчеркивает важность спонтанной революции, которая может возникнуть только в ответ на нарастающие противоречия между производительными силами и социальными отношениями общества, и поэтому отвергает ленинизм и большевизм за его настойчивый подход к революции «на практике». Люксембург также очень критически относится к реформистскому марксизму, который возник в результате работы неформальной фракции Эдуарда Бернштейна в Социал-демократической партии Германии. По словам Розы Люксембург, при реформизме «[капитализм] не свергнут, а, наоборот, усилен развитием социальных реформ».

Троцкизм

Троцкий не верил в истинный социализм ни в одном страны, особенно в отсталой стране, и присягнул люксембургизму, пытаясь представить себя и даже Ленина как левых последователей люксембургизма. Он поддержал демократию и свободную конкуренцию партий в своей книге Преданная революция. Чавес, Мадуро и их последователи представляют себя троцкистами.

Антисталинские левые

меньшевизм

меньшевизм относится к политическим позициям, занимаемым меньшевистской фракцией Российской социал-демократической рабочей партии до Октябрьской революции 1917 года. Меньшевики считали, что социализм не может быть реализован в России из-за ее отсталых экономических условий и что России сначала придется пережить буржуазную революцию и пройти через капиталистическую стадию развития до того, как социализм стал технически возможным и до того, как рабочий класс смог развить классовое сознание для социалистической революции. Таким образом, меньшевики были против большевистской идеи авангардной партии и их стремления к социалистической революции в полуфеодальной России.

Карл Каутский и «каутскианство»

Карл Каутский признан наиболее авторитетным пропагандистом ортодоксального марксизма после смерти Фридриха Энгельса в 1895 году. В качестве советника Август Бебель, лидер Социал-демократической партии Германии (СДПГ) до смерти Бебеля в 1913 году и как редактор Die Neue Zeit с 1883 по 1917 год, он был известен как «Папа Римского». Марксизм". Он был отстранен от должности редактора руководством СДПГ, когда Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ) отделилась от СДПГ. Каутский был откровенным критиком большевизма и ленинизма, рассматривая большевиков (или коммунистов, как они переименовали себя после 1917 года) как организацию, которая пришла к власти в результате переворота и инициировала революционные изменения, для которых не было экономического обоснования в России. Каутский также был противником реформистской политики Эдуарда Бернштейна в период 1896–1901 гг.

Инструментальный марксизм

Инструментальный марксизм - это теория, основанная на классическом марксизме, которая объясняет, что лица, определяющие политику в правительстве и занимающие руководящие должности, имеют тенденцию «разделять общий бизнес или классовый фон и что их решения будут отражают их деловые или классовые интересы ».

Критика

Социалистическое движение неоднократно критиковало ортодоксальный марксизм. С 1890-х годов во время Второго Интернационала Эдуард Бернштейн и другие разработали позицию, известную как ревизионизм, которая стремилась пересмотреть взгляды Маркса, основанные на идее о том, что прогрессивное развитие капитализма и расширение демократии означало, что постепенная парламентская реформа могла привести к социализму. Но сам Бернштейн был революционером и вступил в Независимую социал-демократическую партию в Германии, которая требовала создания социалистической республики в 1918 году. Эту точку зрения оспаривали ортодоксальные марксисты, такие как Каутский, а также молодой Георг Лукач, который в 1919 разъяснил определение ортодоксального марксизма следующим образом:

[Ортодоксия] относится исключительно к методу. Это научное убеждение, что диалектический материализм - это путь к истине и что его методы могут развиваться, расширяться и углубляться только в соответствии с направлениями, заложенными его основателями. Более того, он убежден, что все попытки превзойти или «улучшить» его привели и должны вести к чрезмерному упрощению, тривиальности и эклектизму.

Западный марксизм, интеллектуальный марксизм, развившийся в Западной Европе из 1920-е годы и позже стремились сделать марксизм более «изощренным», открытым и гибким, исследуя такие вопросы, как культура, которые выходили за рамки ортодоксального марксизма. Западные марксисты, такие как Георг Лукач, Карл Корш, Антонио Грамши и Франкфуртская школа, как правило, были открыты влиянию ортодоксальных Марксисты считают буржуазным, например психоанализ и социологией Макса Вебера. Марко Торрес иллюстрирует отход от ортодоксального марксизма во Франкфуртской школе:

В начале 1920-х годов первоначальные члены Франкфуртского института - полузабытые имена, такие как Карл Грюнберг, Генрик Гроссман и Карл Август Виттфогель, были социологами ортодоксальных марксистских убеждений. Они понимали свою задачу как развитие наук, которые могут оказаться полезными в решении проблем общеевропейского перехода к социализму, который они считали если не неизбежным, то, по крайней мере, весьма вероятным. Но по мере того, как фашизм поднимался вверх в Германии и по всей Европе, молодые члены Института увидели необходимость в марксистской стипендии другого типа. Помимо накопления знаний, относящихся к ортодоксальной марксистской линии, они чувствовали необходимость принять более критический и негативный подход, который требуется для поддержания целостного и глубокого понимания общества в момент реакции. Это можно охарактеризовать как политически необходимый переход от марксистской позитивной науки к критической теории.

. Параллельно с этим Седрик Робинсон определил черную марксистскую традицию, в том числе таких людей, как C.L.R. Джеймс и У. Э. Б. Дюбуа, открывшие марксизм изучению расы.

В послевоенный период Новые левые и новые социальные движения дали толчок интеллектуальным и политическим течениям, которые снова бросили вызов ортодоксальному марксизму. К ним относятся итальянский автономизм, французский ситуационизм, югославская школа праксиса, британская культурология, марксистский феминизм, марксистский гуманизм, аналитический марксизм и критический реализм.

См. Также

Литература

Внешние ссылки

Wikimedia Commons есть СМИ, связанные с марксизмом.
Последняя правка сделана 2021-06-01 03:16:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте