Влияния на Карла Маркса

редактировать
Карл Маркс в 1875 году

Влияния на Карла Маркса, как принято считать, были получены из трех источников: а именно немецкая идеалистическая философия, французский социализм и английская и шотландская политическая экономия.

Содержание

  • 1 Немецкая философия
    • 1.1 Иммануил Кант
    • 1.2 Георг Вильгельм Фридрих Гегель
    • 1.3 Людвиг Фейербах
    • 1.4 Разрыв с немецким идеализмом и младогегельянцами
  • 2 Английская и шотландская политическая экономия
    • 2.1 Адам Смит и Давид Рикардо
  • 3 Французский социализм
    • 3.1 Жан- Жак Руссо
    • 3.2 Шарль Фурье и Анри де Сен-Симон
    • 3.3 Пьер-Жозеф Прудон
  • 4 Другие влияния
    • 4.1 Фридрих Энгельс
    • 4.2 Чарльз Дарвин
    • 4.3 Классический материализм
    • 4.4 Льюис Х. Морган
  • 5 Примечания

Немецкая философия

Иммануил Кант

Иммануил Кант, как полагают, оказал наибольшее влияние на любого философа современности. Кантианская философия была основой, на которой была построена структура марксизма, особенно в том виде, в каком она была разработана Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем. диалектический метод Гегеля, которым воспользовался Карл Маркс, был продолжением метода рассуждений антиномий, которые использовал Кант.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

К моменту своей смерти Гегель был самым выдающимся философом Германии. Его взгляды широко преподавались, а его ученики пользовались большим уважением. Его последователи вскоре разделились на правых и левых гегельянцев. Теологически и политически правые гегельянцы предложили консервативную интерпретацию его творчества. Они подчеркивали совместимость философии Гегеля и христианства. Они были православными. В конечном итоге левые гегельянцы заняли атеистическую позицию. В политике многие из них стали революционерами. В эту исторически важную левую группу входили Людвиг Фейербах, Бруно Бауэр, Фридрих Энгельс и сам Маркс. Их часто называли младогегельянцами.

Взгляды Маркса на историю, которые стали называть историческим материализмом, безусловно, находятся под влиянием утверждения Гегеля о том, что реальность и история должны рассматриваться диалектически. Гегель считал, что направление человеческой истории характеризуется движением от фрагментарного к полному и реальному (что также было движением к все большей и большей рациональности). Иногда Гегель объяснял, что это прогрессивное развертывание Абсолюта включает постепенное эволюционное наращивание, но в других случаях требует прерывистых революционных скачков - эпизодических потрясений против существующего status quo. Например, Гегель при жизни решительно выступал против рабства в Соединенных Штатах и предвидел время, когда христианские народы радикально исключат его из своей цивилизации.

В то время как Маркс принимал эту широкую концепцию истории, Гегель был идеалистом, а Маркс стремился переписать диалектику в материалистических терминах. Он резюмировал материалистический аспект своей теории истории в предисловии 1859 года к К критике политической экономии :

В общественном производстве своего существования люди неизбежно вступают в определенные отношения, которые не зависят от их воли., а именно производственные отношения, соответствующие данной стадии развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный фундамент, на котором возникает правовая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. способ производства материальной жизни обусловливает общий процесс социальной, политической и интеллектуальной жизни. Не сознание людей определяет их существование, а их социальное существование определяет их сознание.

В этой краткой популяризации своих идей Маркс подчеркнул, что социальное развитие возникло из внутренних противоречий в материальной и социальной жизни надстройка. Это понятие часто понимается как простой исторический рассказ: первобытный коммунизм превратился в рабовладельческие государства. Рабовладельческие государства превратились в феодальные общества. Эти общества, в свою очередь, стали капиталистическими государствами, и эти государства были бы свергнуты застенчивой частью их рабочего класса или пролетариата, создавая условия для социализм и, в конечном итоге, более высокая форма коммунизма, чем та, с которой начался весь процесс. Маркс наиболее ярко проиллюстрировал свои идеи развитием капитализма из феодализма и предсказанием развития коммунизма из капитализма.

Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах был немецким философом и антропологом. Фейербах предлагал людям интерпретировать общественную и политическую мысль как основу и свои материальные потребности. Он считал, что человек является продуктом своего окружения, и что все сознание человека является результатом взаимодействия органов чувств и внешнего мира. Маркс и Энгельс видели в акценте Фейербаха на людях и человеческих потребностях движение к материалистической интерпретации общества. В Сущности христианства (1841) Фейербах утверждал, что Бог на самом деле является творением человека и что качества, которые люди приписывают Богу, на самом деле являются качествами человечества. Соответственно, Маркс утверждал, что реален материальный мир и что наши представления о нем являются следствиями, а не причинами этого мира. Таким образом, подобно Гегелю и другим философам, Маркс различал видимость и реальность. Однако он не верил, что материальный мир скрывает от нас реальный мир идеалов; напротив, он считал, что исторически и социально специфическая идеология мешает людям ясно видеть материальные условия своей жизни.

Что отличало Маркса от Фейербаха, так это его взгляд на гуманизм Фейербаха как чрезмерно абстрактный, не менее антиисторический и идеалистический, чем то, что он пытался заменить, а именно овеществленное понятие Бога, обнаруженное в институциональном христианстве. это узаконило репрессивную власть прусского государства. Вместо этого Маркс стремился отдать онтологический приоритет тому, что он называл реальным жизненным процессом реальных людей, как он и Энгельс сказали в Немецкой идеологии (1846):

В прямом смысле В отличие от немецкой философии, которая спускается с неба на землю, здесь мы поднимаемся с земли на небо. Иными словами, мы не исходим из того, что люди говорят, воображают, понимают, или из того, что люди рассказывают, думают, воображают, зачат, чтобы прийти к людям во плоти. Мы отталкиваемся от настоящих, активных мужчин и на основе их реального жизненного процесса демонстрируем развитие идеологических рефлексов и отголосков этого жизненного процесса. Фантомы, сформированные в человеческом мозгу, также обязательно являются сублиматами их материального жизненного процесса, который поддается эмпирической проверке и связан с материальными предпосылками. Таким образом, мораль, религия, метафизика, вся остальная идеология и соответствующие им формы сознания больше не сохраняют видимость независимости. У них нет истории, нет развития; но люди, развивая свое материальное производство и свое материальное общение, вместе с этим изменяют свое реальное существование, свое мышление и продукты своего мышления. Жизнь определяется не сознанием, а сознанием жизнью.

В своих «Тезисах о Фейербахе » (1844) он также пишет, что «философы только по-разному интерпретировали мир, Дело в том, чтобы изменить это ". Это противоречие между, во-первых, различными субъективными интерпретациями, данными философами, которые можно в некотором смысле сравнить с Weltanschauung, призванным узаконить текущее положение дел; и, во-вторых, эффективное преобразование мира с помощью практики, сочетающей теорию и практику материалистическим образом, - вот что отличает философов-марксистов от остальных философов. Действительно, разрыв Маркса с немецким идеализмом включает новое определение философии, поскольку Луи Альтюссер, основатель структурного марксизма в 1960-х годах, определил бы его как классовую борьбу в мире. теория. Движение Маркса от университетской философии к рабочему движению, таким образом, неразрывно связано с его разрывом с его более ранними произведениями, что подтолкнуло марксистских комментаторов говорить о молодом Марксе и зрелый Маркс, хотя характер этого сокращения создает проблемы. За год до революций 1848 года Маркс и Энгельс, таким образом, написали Коммунистический манифест, который был подготовлен к неминуемой революции и завершился знаменитым криком: «Пролетарии всех страны, объединяйтесь! ". Однако мысль Маркса снова изменилась после переворота Луи-Наполеона Бонапарта 2 декабря 1851 г., положившего конец Второй французской республике и создавшему Вторая империя, которая продлится до 1870 года франко-прусской войны. Тем самым Маркс модифицировал свою теорию отчуждения, изложенную в Экономических и философских рукописях 1844 года, и позже придет к своей теории товарного фетишизма, изложенной в первой главе первой книги Das Kapital (1867 г.). Этот отказ от ранней теории отчуждения будет широко обсуждаться, некоторые теоретики марксизма, в том числе марксистские гуманисты, такие как Школа Праксиса, вернутся к нему. Другие, такие как Альтюссер, утверждали, что эпистемологический разрыв между молодым Марксом и зрелым Марксом был таков, что нельзя было проводить никаких сравнений между обеими работами, что знаменует собой переход к научной теории общества.

Разрыв с немецким идеализмом и младогегельянцы

Маркс не учился непосредственно у Гегеля, но после смерти Гегеля он учился у одного из учеников Гегеля, Бруно Бауэра, лидер кружка младогегельянцев, к которому присоединился Маркс. Однако Маркс и Энгельс не соглашались с Бауэром и остальными младогегельянцами по поводу социализма, а также по поводу использования диалектики Гегеля. С 1841 года молодой Маркс постепенно оторвался от немецкого идеализма и младогегельянцев. Вместе с Энгельсом, наблюдавшим чартистское движение в Соединенном Королевстве, он оторвался от среды, в которой он вырос, и столкнулся с пролетариатом во Франции и Германии.

Затем он написал резкую критику младогегельянцев в двух книгах, Святое Семейство (1845) и Немецкая идеология, в которых он критиковал не только Бауэра, но и Макса. «Эго и его собственное » Штирнера (1844) считается одной из книг-основателей индивидуалистического анархизма. Штирнер утверждал, что все идеалы по своей сути отчуждают и что заменить Бога человечеством - как это сделал Людвиг Фейербах в «Сущности христианства» - недостаточно. Согласно Штирнеру, любые идеалы, Бог, человечество, нация или даже революция отчуждали Эго. В «Нищете философии» (1845) Маркс также критиковал Пьера-Жозефа Прудона, прославившегося своим криком «Собственность - это воровство! ».

Ранние произведения Маркса, таким образом, являются ответом на Гегеля, немецкий идеализм и разрыв с остальными младогегельянцами. Маркс поставил Гегеля с ног на голову в его собственном взгляде на его роль, превратив идеалистическую диалектику в материалистическую, предложив, что материальные обстоятельства формируют идеи, а не наоборот. В этом Маркс шел по стопам Фейербаха. Его теория отчуждения, развитая в «Экономических и философских рукописях» 1844 г. (опубликованных в 1932 г.), вдохновлялась критикой Фейербахом отчуждения человека в Боге через объективацию всего его присущие характеристики (таким образом, человек проецировал на Бога все качества, которые на самом деле являются собственными качествами человека, которые определяют человеческую природу ). Маркс также критиковал Фейербаха за его недостаточную материалистичность - как указывал сам Штирнер - и объяснил, что отчуждение, описанное младогегельянцами, на самом деле было результатом структуры самой экономики. Более того, он подверг критике концепцию Фейербаха о человеческой природе в своем шестом тезисе о Фейербахе как об абстрактном «роде», воплощающемся в каждом отдельном человеке: «Фейербах разрешает сущность религии в сущность человека [menschliche Wesen, человеческая природа]. Но сущность человека - это не абстракция, присущая каждому отдельному человеку. На самом деле это совокупность социальных отношений ». Вследствие этого, вместо того, чтобы основываться на единственном, конкретном индивидуальном предмете, как это делала классическая философия, включая контрактуализм (Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо ), но также политическая экономия, Маркс начал с совокупности социальных отношений: труда, языка и всего, что составляет наше человеческое существование. Он утверждал, что индивидуализм по сути является результатом товарного фетишизма или отчуждения. Хотя некоторые критики утверждали, что это означало, что Маркс навел строгий социальный детерминизм, который уничтожил возможность свободы воли, философия Маркса никоим образом не может быть свел к такому детерминизму, который проясняет его собственная личная траектория.

В 1844–1845 гг., Когда Маркс в своих трудах начал сводить свой счет с Гегелем и младогегельянцами, он критиковал младогегельянцев за то, что они ограничили кругозор их критики религией и отказ от критики государства и гражданского общества как первостепенной важности. В самом деле, судя по произведениям Маркса того периода (наиболее известным из которых являются «Экономические и философские рукописи 1844 года», текст, наиболее подробно развивавший его теорию отчуждения ), мышление Маркса могло принять по крайней мере три возможных курса, а именно изучение права, религии и государства, изучение натурфилософии и изучение политической экономии. Он выбрал последнее в качестве основного направления своих исследований на всю оставшуюся жизнь, в значительной степени из-за его предыдущего опыта работы редактором газеты Rheinische Zeitung, на страницах которой он боролся за свободу слова против прусского цензура и представляла собой довольно идеалистическую, юридическую защиту обычного права мозельских крестьян собирать дрова в лесу (это право было криминализировано и приватизировано государством). Неспособность Маркса проникнуть под юридическую и полемическую поверхность последнего вопроса до его материалистических, экономических и социальных корней побудила его критически изучить политическую экономию.

Английская и шотландская политическая экономия

Политическая экономия предшествовала разделению 20-го века на две дисциплины: политика и экономика, рассматривая социальные отношения и экономические отношения как переплетенные. Маркс опирался на самых известных политэкономов своего времени, британских классических политэкономов, и критиковал их.

Адам Смит и Дэвид Рикардо

От Адама Смита пришла идея, что основанием собственности является труд. Маркс критиковал Смита и Давида Рикардо за непонимание того, что их экономические концепции отражают именно капиталистические институты, а не врожденные естественные свойства человеческого общества; и поэтому не может применяться без изменений ко всем обществам. Он предложил систематическую корреляцию между стоимостью труда и денежными ценами. Он утверждал, что источником прибыли при капитализме является добавленная стоимость за счет рабочих, не выплачиваемых в виде заработной платы. Этот механизм действует через различие между рабочей силой, которую рабочие свободно обменивают на свою заработную плату; и труд, контроль над которым, таким образом, получили капиталисты, владеющие активами.

Это практическое и теоретическое различие было основным пониманием Маркса и позволило ему развить концепцию прибавочной стоимости, которая отличала его работы от работ Смита и Рикардо. Рабочие создают достаточно стоимости в течение короткого периода рабочего дня, чтобы платить свою заработную плату за этот день (необходимый труд), однако они продолжают работать еще несколько часов и продолжают создавать стоимость (прибавочный труд ). Эта стоимость им не возвращается, а присваивается капиталистами (буржуазией ). Таким образом, не капиталистический правящий класс создает богатство, а рабочие - капиталисты затем присваивают это богатство себе. Некоторые идеи Маркса были замечены в рудиментарной форме социалистической школой Рикардо ). Он разработал эту теорию эксплуатации в «Das Capital», диалектическом исследовании форм, которые принимают отношения ценностей.

теория экономических циклов Маркса; экономического роста и развития, особенно в двух секторальных моделях; и о снижающейся норме прибыли, или теории кризиса, - другие важные элементы политической экономии Маркса. Позже Маркс предпринял пробные шаги в направлении эконометрических исследований своих идей, но необходимые статистические методы национальных счетов появились только в следующем столетии. В любом случае оказалось трудным адаптировать экономические концепции Маркса, которые относятся к общественным отношениям, к измеримым агрегированным запасам и потокам. В последние десятилетия сформировалась рыхлая «количественная» школа экономистов-марксистов. Хотя может быть невозможно найти точные измерения переменных Маркса на основе данных о ценах, возможны аппроксимации основных тенденций.

Французский социализм

Жан-Жак Руссо

Руссо был одним из первых современных писателей, серьезно напавших на институт частной собственности и поэтому иногда считается предшественником современного социализма и коммунизма, хотя Маркс редко упоминает Руссо в своих трудах. Он утверждал, что целью правительства должно быть обеспечение свободы, равенства и справедливости для всех внутри государства, независимо от воли большинства. От Руссо пришла идея эгалитарной демократии.

Шарль Фурье и Анри де Сен-Симон

В 1833 году Франция переживала ряд социальных проблем, возникших в результате промышленной революции. Мыслители левых разработали ряд радикальных планов реформ. Среди наиболее грандиозных были планы Шарля Фурье и последователей Анри де Сен-Симона. Фурье хотел заменить современные города утопическими сообществами, в то время как сен-симонианцы выступали за управление экономикой путем манипулирования кредитами. Хотя эти программы не имели особой поддержки, они действительно расширили политическое и социальное воображение своих современников, включая Маркса.

Пьер-Жозеф Прудон

Прудон участвовал в восстании февраля 1848 года. и состав того, что он назвал первым республиканским провозглашением новой республики. Однако у него были опасения по поводу нового правительства, потому что оно проводило политическую реформу за счет социально-экономической реформы, которую Прудон считал базовой. Прудон опубликовал свой собственный взгляд на реформы, «Решение дю проблемы социальных», в котором он изложил программу взаимного финансового сотрудничества между рабочими. Он считал, что это передаст контроль над экономическими отношениями от капиталистов и финансистов рабочим. Книга Прудона Что такое собственность? убедила молодого Маркса в том, что частная собственность должна быть уничтожена.

В одном из своих первых произведений «Святое семейство» Маркс сказал: «Прудон не только пишет в интересах пролетариев, он сам пролетарий, уврие. Его работа - научный манифест мировоззрения. Французский пролетариат ». Однако Маркс не соглашался с прудоновским анархизмом и позже опубликовал злобную критику Прудона. Маркс написал «Нищету философии» как опровержение книги Прудона «Философия нищеты» (1847). В своем социализме за Прудоном последовал Михаил Бакунин. После смерти Бакунина его либертарианский социализм разошелся на анархо-коммунизм и коллективистский анархизм с известными сторонниками, такими как Петр Кропоткин и Жозеф Дежак.

Другие влияния

Фридрих Энгельс

Пересмотр гегельянства Марксом также находился под влиянием книги Энгельса 1845 года Положение рабочего класса в Англии, что привело Маркса к пониманию исторической диалектики в терминах классового конфликта и к пониманию современного рабочего класса как наиболее прогрессивной силы революции. После этого Маркс и Энгельс работали вместе всю оставшуюся жизнь Маркса, так что собрание сочинений Маркса и Энгельса обычно публикуется вместе, почти как произведение одного человека. Важные публикации, такие как «Немецкая идеология» и «Коммунистический манифест», были совместными усилиями. Энгельс говорит, что «я не могу отрицать, что как до, так и во время моего 40-летнего сотрудничества с Марксом я имел определенную независимую роль в закладке основ теории, и особенно в ее разработке». Однако он добавляет:

Но большая часть его ведущих основных принципов, особенно в области экономики и истории, и, прежде всего, их окончательная четкая формулировка принадлежит Марксу. То, что я внес - во всяком случае, за исключением моей работы в нескольких специальных областях, - Маркс вполне мог бы сделать без меня. То, что сделал Маркс, я бы не добился. Маркс стоял выше, видел дальше и видел шире и быстрее, чем все мы. Маркс был гением; мы, другие, были в лучшем случае талантливыми. Без него теория не была бы такой, какой она является сегодня. Поэтому он по праву носит его имя.

— Фридрих Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии - Часть 4: Маркс

Чарльз Дарвин

В конце ноября 1859 года Энгельс приобрел один из первых 1250 человек. копии книги Чарльза Дарвина Происхождение видов, а затем он послал письмо Марксу, в котором говорилось: «Между прочим, Дарвин, которого я сейчас читаю, абсолютно великолепен. ". В следующем году Маркс написал своему коллеге, что эта книга содержит естественно-исторические основы точки зрения исторического материализма:

За последние четыре недели я прочитал всякого рода вещи. Среди прочего, книга Дарвина о естественном отборе. Несмотря на то, что она разработана в грубом английском стиле, эта книга содержит основы естественной истории с нашей точки зрения.

— Карл Маркс, 19 декабря 1860 г.

В следующем месяце Маркс написал своему другу Фердинанду Лассалю. :

Работа Дарвина наиболее важна и соответствует моей цели, поскольку она обеспечивает естественнонаучную основу для исторической классовой борьбы.

— Карл Маркс, 16 января 1861 г.

К июню 1862 г. Маркс уже прочитал Снова «Происхождение видов», обнаруживая связь между работой Томаса Роберта Мальтуса и идеями Дарвина:

Меня забавляет Дарвин, на которого я снова взглянул, когда он говорит, что применяет «мальтузианское» теория также применима к растениям и животным.

— Карл Маркс в письме Фридриху Энгельсу от 18 июня 1862 г.

В 1863 г. он снова процитировал Дарвина в его Теории прибавочной стоимости (2: 121), говоря: «В своей великолепной работе Дарвин не осознавал, что, открыв« геометрическую прогрессию »в царстве животных и растений, он опроверг теорию Мальтуса.

Прочитав вместе с Марксом о дарвиновской эволюции, немецкий коммунист Вильгельм Либкнехт позже сказал, что, «когда Дарвин сделал выводы из своей исследовательской работы и довел их до сведения общественности, в течение нескольких месяцев мы не говорили ни о чем другом, кроме Дарвина и огромного значения его научных открытий ". Историк Ричард Вейкарт указывает, что Маркс начал посещать «серию лекций Томаса Генри Хаксли по эволюции»

В августе 1866 года Маркс упомянул Пьера Тремо «Origine et transformations de l'homme et des autres êtres» (1865) в другом письме к Энгельсу как «очень важный шаг вперед по сравнению с Дарвином». Он пошел дальше и заявил, что «в своем историческом и политическом применении» книга была «гораздо более важной и обширной, чем Дарвин».

Хотя в «Манифесте коммунистов» (опубликованном за одиннадцать лет до Происхождение видов), Маркс включает две явные ссылки на Дарвина и эволюцию во втором издании «Капитала», в двух сносках, где он связывает теорию Дарвина со своим мнением о производстве и развитии технологий. В томе I, главе 14: «Рабочий и его орудия», раздел 2, Маркс назвал «Происхождение видов» Дарвина «эпохальным произведением», тогда как в главе 15, разделе I, сравнивались органы растений. к животным и орудиям труда.

В рецензии на первый том Das Kapital Энгельс писал, что Маркс «просто стремился установить тот же постепенный процесс преобразования, который продемонстрировал Дарвин в естествознании как закон в социальное поле ». В этом направлении некоторые авторы, такие как Уильям Ф. О'Нил, увидели, что «Маркс описывает историю как социальный дарвинист 'выживание наиболее приспособленных », в котором доминирует конфликт. между разными социальными классами «и движение к будущему, в котором социальный конфликт в конечном итоге исчезнет в« бесклассовом обществе »», в то время как некоторые марксисты пытаются отделить Маркса от социального дарвинизма.

Тем не менее, очевидно, что Маркс имел сильная симпатия к теории Дарвина и явное влияние на его мысли. Более того, когда было опубликовано второе немецкое издание Das Capital (через два года после публикации книги Дарвина Происхождение человека и Выбор в отношении пола ), Маркс послал Дарвину копию своей книги со следующими словами:

мистер Чарльз Дарвин. Со стороны своего искреннего поклонника. Карл Маркс

— Лондон, 16 июня 1873 года

Дарвин писал вернулся к Марксу в октябре, поблагодарив его за то, что он прислал свою работу, и сказал: «Я считаю, что мы оба искренне желаем продления идея знания ».

Согласно ученому Полу Хейеру,« Маркс считал, что Дарвин обеспечивал материалистическую перспективу, совместимую с его собственной », хотя и применялся в другом контексте. В своей книге «Дарвин в русской мысли» (1989) Александр Вучинич утверждает, что «Энгельс воздал должное Марксу за распространение теории Дарвина на изучение внутренней динамики и изменений в человеческом обществе».

Классический материализм

На Маркс оказал влияние классический материализм, особенно Эпикур (которому Маркс посвятил свою диссертацию «Различие естественной философии между Демокритом и Эпикуром», 1841 г.) за его материализм и теорию клинамена что открыло царство свободы.

Льюис Х. Морган

Маркс опирался на Льюиса Х. Моргана и его теорию социальной эволюции. Он написал коллекцию записных книжек, читая Моргана, но они считаются довольно малоизвестными и доступны только в научных изданиях.

Примечания

  1. ^«MSN Encarta - Kant». Архивировано из оригинала 1 ноября 2009 года.
  2. ^"MSN Encarta - Hegel". Архивировано из оригинала 1 ноября 2009 года.
  3. ^"MSN Encarta - Feuerbach". Архивировано из оригинала 1 ноября 2009 года.
  4. ^«Социалисты-утописты».
  5. ^«Классические рикардианцы».
  6. ^«MSN Encarta - France». Архивировано из оригинала 31 октября 2009 г.
  7. ^Существенный Маркс: неэкономические труды, выборка (1979), New American Library, p. 359
  8. ^Сол К. Падовер, Карл Маркс (1977), Об истории и людях, McGraw-Hill, стр. 171.
  9. ^Эдвард Стаски, Джонатан Б. Маркс. 1992. Эволюционная антропология: введение в физическую антропологию и археологию, издательство Harcourt Brace Jovanovich College Publishers, с. 96.
  10. ^Джон Беллами Фостер (2000), Экология Маркса: Материализм и природа, с. 197.
  11. ^«Маркс Фердинанду Лассалю в Берлине».
  12. ^Карл Маркс, Сол Куссель Падовер (1979), Письма Карла Маркса, Прентис-Холл, с. 157.
  13. ^Лейн, Дэвид (2009), «Перспективы сложности инноваций и социальных изменений » (2009), Springer, p. 122.
  14. ^Институт Марксизма-Ленинзма (1968), Воспоминания о Марксе и Энгельсе, Издательство иностранных языков, с. 106.
  15. ^Ричард Вейкарт (1999), «Социалистический дарвинизм: эволюция немецкой социалистической мысли от Маркса до Бернштейна», International Scholars Publications, стр. 18.
  16. ^Конвей Циркл (1959), «Эволюция, марксистская биология и социальная сфера», University of Pennsylvania Press, стр. 91.
  17. ^Существенный Маркс: неэкономические труды, выборка, Новая американская библиотека, 1979, с. 361.
  18. ^Джон Спарго (1910), Карл Маркс: его жизнь и творчество, B.W. Huebsch, p. 200.
  19. ^Стэнли Эдгар Хайман (1974), Запутанный банк: Дарвин, Маркс, Фрейзер и Фрейд как творческие писатели, Атенеум, с. 121.
  20. ^ И. Бернард Коэн (1985), Революция в науке, издательство Гарвардского университета, стр. 345.
  21. ^(1981), Уильям Ф. О'Нил, «Образовательные идеологии: современные выражения образовательной философии», Goodyear Publishing Company, p. 74.
  22. ^Уильям Ф. О'Нил (1983), «Переосмысление образования: избранные чтения в образовательных идеологиях», Kendall / Hunt Pub. Co., стр. 18.
  23. ^Картер, Ричард. «Маркс уважения» Архивировано 14 марта 2006 г. в Wayback Machine (2000).
  24. ^Говард Э. Грубер, Чарльз Дарвин, Пол Х. Барретт (1974), Дарвин о человеке: психологическое исследование научного творчества, Wildwood House, стр. 72.
  25. ^Генрих Люсси (1995), Die Krise der Neuzeit, oder, Das Drama der prometheischen Selbstsetzung, Beerenverlag, p. 902.
  26. ^Джон Беллами Фостер, Экология Маркса: Материализм и природа, с. 207.
  27. ^Пол Хейер, Природа, человеческая природа и общество: Маркс, Дарвин, биология и гуманитарные науки (1982), Greenwood Press, p. 13.
  28. ^Вучинич Александр. Дарвин в русской мысли. Беркли: Калифорнийский университет Press, c. 1988.
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:41:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте