Лешек Колаковски | |
---|---|
![]() | |
Родился | (1927-10-23) 23 октября 1927. Радом, Польша |
Умер | 17 июля 2009 г. (2009-07-17) (81 год). Оксфорд, Англия |
Образование | Лодзинский университет. Варшавский университет (доктор философии, 1953) |
Награды | Премия мира немецкой книжной торговли (1977). Премия Эразма (1983). Премия Клюге (2003). Иерусалимская премия (2007) |
Эра | 20-е - / Философия 21 века |
Регион | Западная философия |
Школа | Континентальная философия. Марксистский гуманизм |
Учреждения | Варшавский университет |
Известные идеи | Гуманистическая интерпретация Маркс |
Влияния | |
Под влиянием | |
Лешек Колаковски (; Польский: ; 23 октября 1927 - 17 июля 2009) был польским философом и историком идей.
Он наиболее известен своим критическим анализом Марксистская мысль, особенно его трехтомная история Основные течения марксизма (1976). В своих более поздних работах Колаковский все больше сосредоточивался на религиозных вопросах. В своей лекции Джефферсона 1986 года он утверждал, что «[мы] изучаем историю не для того, чтобы знать, как себя вести или как добиться успеха, но чтобы знать, кто мы такие».
За свою критику марксизма и коммунизма Колаковский был фактически изгнан из Польши в 1968 году. Он провел большую часть оставшейся части своей карьеры в колледже All Souls в Оксфорде. Несмотря на то, что Колаковский находился в изгнании, он был главным источником вдохновения для движения солидарности, которое процветало в Польше в 1980-х годах и способствовало распаду Советского Союза, что привело к его описанию Бронислав Геремек как «пробудитель человеческих надежд».
Колаковский родился в Радоме, Польше. Он не получал формального школьного образования во время немецкой оккупации Польши (1939–1945) в Второй мировой войне, но он читал книги и время от времени брал частные уроки, сдав свои выпускные экзамены. в качестве экстерната в подземной школьной системе. После войны изучал философию в Лодзинском университете. К концу 1940-х годов стало очевидно, что он был одним из самых блестящих польских умов своего поколения, и в 1953 году он получил докторскую степень в Варшавском университете, защитив диссертацию на тему Баруха Спиноза в котором он рассматривал Спинозу с марксистской точки зрения. С 1959 по 1968 год он был профессором и заведующим кафедрой истории философии Варшавского университета.
В юности Колаковский стал коммунистом. Он подписал донос на Владислава Татаркевича. С 1947 по 1966 год он был членом Польской объединенной рабочей партии. Его интеллектуальное обещание принесло ему поездку в Москву в 1950 году, где он увидел коммунизм на практике и нашел его отталкивающим. Он порвал с сталинизмом, став «ревизионистом марксистом», отстаивая гуманистическую интерпретацию Карла Маркса. Через год после Польского октября 1956 года Колаковский опубликовал в польском периодическом издании четырехчастную критику советско-марксистских догм, включая исторический детерминизм. Его публичная лекция в Варшавском университете в честь десятой годовщины Польского Октября привела к его исключению из Польской объединенной рабочей партии. В ходе польского политического кризиса 1968 года он потерял работу в Варшавском университете и не смог получить любую другую академическую должность.
Он пришел к выводу, что тоталитарная жестокость Сталинизм был не отклонением от нормы, а логическим конечным продуктом марксизма, генеалогию которого он исследовал в своей монументальной Основные течения марксизма, своей главной работе, опубликованной в 1976-1978 гг.
Колаковский все больше увлекался вкладом, который теологические предположения вносят в западную и, в частности, современную мысль. Например, он начал свои «Основные течения марксизма» с анализа вклада, который различные формы средневекового платонизма столетия спустя внесли в гегелевский взгляд на историю. В своей работе он критиковал законы диалектического материализма за их фундаментальные изъяны и обнаружил, что некоторые из них являются «трюизмами без конкретного марксистского содержания», другие - «философскими догмами, которые нельзя доказать научными средствами», а третьи являясь просто «ерундой».
Колаковский защищал роль, которую свобода играет в человеческих поисках трансцендентного.
Его Закон Бесконечного Рога изобилия утверждал доктрину status quaestionis : для любой данной доктрины, в которую кто-то хочет верить, никогда не бывает недостатка в аргументах, которыми можно ее поддержать. Тем не менее, хотя человеческая способность ошибаться подразумевает, что мы должны относиться к утверждениям о непогрешимости со скептицизмом, наше стремление к высшему (например, к истине и добру) облагораживает.
В 1968 году Колаковски стал приглашенным профессором кафедры философии в Университете Макгилла в Монреале, а в 1969 году он перешел в Калифорнийский университет в Беркли. В 1970 году он стал старшим научным сотрудником в All Souls College, Оксфорд. В основном он оставался в Оксфорде, но часть 1974 года он провел в Йельском университете, а с 1981 по 1994 год был профессором на полставки в Комитете социальной мысли и в Философский факультет Чикагского университета.
Хотя польские коммунистические власти официально запретили его работы в Польше, подпольные их копии повлияли на мнение польской интеллектуальной оппозиции. Его эссе 1971 года «Тезисы о надежде и безнадежности» (полное название: «В странах Сталина: Тезисы о надежде и отчаянии»), в котором предполагалось, что самоорганизованные социальные группы могут постепенно расширять сферы гражданского общества в тоталитарном государстве, помогло вдохновить диссидентские движения. 1970-х годов, которые привели к Солидарности и, в конечном итоге, к краху коммунистического правления в Восточной Европе в 1989 году. В 1980-х Колаковский поддерживал Солидарность, давая интервью, писая статьи и собирая средства.
В Польше Колаковского почитают как философа и историка идей, но также как икону для противников коммунизма. Адам Михник назвал Колаковского «одним из самых выдающихся создателей современной польской культуры».
Колаковский умер 17 июля 2009 года в возрасте 81 года в Оксфорде, Англия.. В своем некрологе философ Роджер Скратон писал, что Колаковский был «мыслителем нашего времени» и что относительно споров Колаковского с интеллектуальными оппонентами, «даже если [...] ничего не осталось от подрывных ортодоксий, никто не чувствовал себя пострадавшим в своем эго или проиграли в своем жизненном проекте аргументами, которые из любого другого источника вызвали бы величайшее негодование ".
В 1986 году Национальный фонд для гуманитарных наук выбран Колаковски для лекции Джефферсона. Лекция Колаковского «Идолопоклонство над политикой» была перепечатана в его сборнике эссе «Современность на бесконечном испытании».
В 2003 году Библиотека Конгресса назвала Колаковского первым победителем Премия Джона В. Клюге за пожизненные достижения в области гуманитарных наук.
Среди других его наград:
![]() | Викицитатная цитата имеет отношение к: Лешек Колаковски |
![]() | Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Лешеком Колаковским. |
| 1 =
() CS1 maint: ref = harv (link )Категория: Польские философы]]