Диалектический материализм

редактировать

Диалектический материализм - это философия науки и природы, разработанная в Европе и основан на трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Марксистская диалектика подчеркивает важность условий реального мира с точки зрения класса, трудовые и социально-экономические взаимодействия. Это показывает с гегелевской диалектикой, которая показывает, что противоречия в материальных явлениях может быть разрешена путем их анализа и этого решения, сохраняя при их сущность. Маркс предполагал, что решение таких материальных условий, пронизанных противоречиями, может быть найдено в новых формах социальной организации.

Диалектический материализм допускает появление новых качеств бытия на новых этапах эволюции. Как отмечал З.А. Джордан, «Энгельс постоянно использует метафизическое понимание того, что более высокий уровень существования из нижнего и имеет свои корни в нижнем; что более высокий уровень составляет новый порядок бытия с его несводимыми законами; и что этот процесс эволюционного прогресса регулируется законами развития, которые отражают основные свойства «движущейся материи в целом» ».

Формулировка советской версии диалектического и исторического материализма в 1930-х годах Иосиф Сталин и его соратники (например, в книге Сталина Диалектический и исторический материализм ) стали официальной советской интерпретацией марксизма.

Содержание

  • 1 Термин
  • 2 Историческая справка
  • 3 Диалектика Маркса
  • 4 Диалектика Энгельса
  • 5 Вклад Ленина
  • 6 Вклад Лукача
  • 7 Вклад Сталина
  • 8 Вклад Мао
  • 9 Как эвристика в биологии и в других местах
  • 10 Философские оценки
  • 11 См. также
  • 12 Ссылка Ссылки
  • 13 Дальнейшее чтение

Термин

Маркс и Энгельс никогда не использовали слова «диалектический материализм» в своих собственных работах. Этот термин был придуман в 1887 году Йозефом Дицгеном, социалистом, который переписывался с Марксом, во время и после неудачной немецкой революции 1848 года. Случайное упоминание термина «диалектический материализм» также встречается в биографии Фридриха Энгельса философа Карла Каутского, написанной в том же году. Сам Маркс говорил о «материалистической концепции истории», которую Энгельс позже назвал «историческим материализмом ». Энгельс далее объяснил «материалистическую диалектику» в своей Диалектике природы в 1883 году. Георгий Плеханов, отец русского марксизма, впервые использовал термин «диалектический материализм» в 1891 году в своих трудах. на Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Маркс. Сталин далее очертил и определил диалектический и исторический материализм как мировоззрение марксизма-ленинизма и метод изучения общества и его истории.

Историческая справка

Маркс и каждый из Энгельса начал свою взрослую жизнь как молодые гегельянцы, одна из нескольких групп интеллектуалов, вдохновленных философом Гегелем. Докторская диссертация Маркса Разница между демократической и эпикурейской философией природы была посвящена атомизму Эпикура и Демокрита, который считается материалистической философией. Маркс был также знаком с теорией Лукреция о клинамене.

. Маркс и Энгельс пришли к выводу, что гегелевская философия, по крайней мере, в интерпретации их бывших коллег, была слишком абстрактной. и неправильно использовался в попытках объяснить социальную несправедливость в недавно индустриальных странах, таких как Германия, Франция и Соединенное Королевство, которое, как утверждалось, в начале 1840-х годов вызывает растущее беспокойство.

В отличие от традиционной гегелевской диалектики того времени, которая подчеркивает идеалист наблюдение, что человеческий опыт зависит от восприятия ума, Маркс разработал марксистскую диалектику, которая подчеркнула материалистическую точку зрения, согласно какой мирным формам социально-экономические взаимодействий и что они, в свою очередь, определяют социально-политическую реальность.>

В то время как некоторые гегельянцы обвиняли религиозное отчуждение (отчуждение от традиционного религиозных удобства) для социальных болезней, Маркс и Энгельс пришли к выводу, что отчуждение от экономической и политической автономии вкупе с эксплуатацией и бедностью, был настоящим виновником.

В соответствии с диалектическими идеями Маркс и Энгельс, таким образом созданную альтернативную теорию не только того, почему мир такой, какой он есть, но и того, какие действия люди должны предпринять, чтобы изменить его. так должно быть. В Тезисах о Фейербахе (1845) Маркс писал: «Философы только по-разному истолковали мир. Но дело в том, чтобы изменить его ». Таким образом, диалектический материализм связан с историческим материализмом Маркса и Энгельса (и иногда как его синоним ). Маркс отверг язык «тезис, антитезис, синтез ".

Диалектический материализм - это аспект более широкого предмета материализма, утверждающего примат материального мира: короче говоря, материя предшествует мысли.. Материализм - это реалистическая философия науки, которая утверждает, что мир материален; что все явления во вселенной состоят из «движущейся материи», в которой все вещи взаимозависимы, взаимосвязаны и развиваются в соответствии с естественным законом ; что мир существует вне нас и независимо от нашего восприятия; что мысль является отражением материального мира в мозгу, и что мир в принципе познаваем.

Маркс критиковал классический материализм как другую идеалистическую философию - идеалистическую из-за его трансисторического понимания материальных контекстов.Молодогегельян Людвиг Фейербах отвергал идеалистическую философию Гегеля и защищал материализм. Фейербах, Маркс отверг фейербаховскую версию материализма (антропологический материализм ) как несостоятельную. Труды Энгельса, особенно Анти-Дюринг (1878) и «Диалектика природы» (1875–82), явились основы доктрин диалектического материализма.

Диалектика Маркса

Концепция диалектического материализма проистекает из заявлений Маркса во втором послании редакции его великого опуса Das Kapital. Там Маркс говорит, что намерен использовать гегелевскую диалектику, но в новой форме. Он защищает Гегеля от тех, кто считает его «мертвой собакой», а затем говорит: «Я открыто признал себя учеником этого могущественного мыслителя Гегеля». Маркс считает, что Гегель «был первым, кто представил [диалектическую форму работы всеобъемлющим и сознательным образом». Но затем он критикует Гегеля за то, что тот перевернул диалектику: «У него она стоит с ног на голову. Ее нужно снова перевернуть правой стороной вверх, если вы откроете рациональное ядро ​​в мистической оболочке ».

Маркса. критика Гегеля утверждает, что диалектика Гегеля сбивается с пути, имея дело с идеями, с человеческим разумом. Маркс говорит, что диалектика Гегеля неуместно касается «человеческого мозга»; он фокусируется на идеях. На самом деле Гегеля иногда называют диалектическим идеализмом, а самого Гегеля причисляют к другим философам, известным как немецкие идеалисты. Маркс, напротив, считал, что диалектика должна иметь дело не с ментальным миром идей, а с «материальным миром», миром производства и другой экономической деятельности.

По Марксу, человеческая история не может быть вписана в какую-либо четкую априорную схему. Он категорически отвергает идею последователей Гегеля о том, что можно понимать как «отдельную личность, метафизический субъект, носителями которого являются реальные человеческие личности». Интерпретировать историю так, как предыдущие поколения трансформировали результаты, достигнутые предыдущими поколениями, предшествовавшими им ». Отказ Маркса от такого рода телеологии был одной из причин его восторженного (хотя и не совсем некритического) восприятия теории естественного отбора Чарльза Дарвина.

По Марксу, диалектика - это не формула для заранее определенных результатов, метод эмпирического изучение социальных процессов с точки зрения взаимосвязей, развития и трансформации. В предисловии к изданию «Пингвин» «Капитала» Маркса Эрнест Мандель пишет: «Когда диалектический метод классификации к изучению экономических проблем, экономические явления не рассматриваются отдельно друг от друга, по частям, но в их внутренней связи как интегрированной целостности, структурированной вокруг основного преобладающего метода производства и посредством него ».

Собственные сочинения Маркса почти исключительно посвящены пониманию истории человечества с точки зрения системных процессов, основанных на способов производства (в широком смысле, способов организованы общества для использования своих технологических возможностей для взаимодействия с их материальным окружением). Это называется историческим материализмом. В более узком смысле, в этой общей теории истории большая часть работ Маркса посвящена анализу структуры и развития капиталистической экономики.

. Со своей, Энгельс применяет «диалектический» подход к миру природы в целом, утверждая, что современная наука все осознает природные природные явления с точки зрения взаимосвязанности, развития и трансформации. Некоторые ученые сомневались, что «диалектика природы» Энгельса является законным продолжением подхода Маркса к социальным процессам. Другие силы утверждают, что, несмотря на настойчивое утверждение Маркса о том, что люди являются естественными как в отношениях с остальной природой, в собственных трудах Маркса уделяет недостаточное внимание тем, каким образом деятельность человека ограничивает такими факторами, биология, география и экология..

Диалектика Энгельса

Энгельс постулировал три закона диалектики, читая гегелевскую Науку логики. Энгельс разъяснил эти законы как материалистическую диалектику в своей работе «Диалектика природы»:

  1. Закон единства и конфликта противоположностей
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  3. Закон отрицания отрицания

Первый закон, восходящий к древнему ионийскому философу Гераклиту, был замечен как Гегелем, так и Владимир Ленин как центральная черта диалектического понимания:

Именно в этой диалектике, как она здесь понимается, есть в схватывании противоположностей в их единстве или позитивном в негативном, что входит из умозрительных мыслей. Это наиболее важный аспект диалектики.

— Гегель, Наука логики, § 69, (стр. 56 в издании Миллера)

Расщепление единого целого и познание его Противоречивые части - это сущность (одна из «существенных», одна из главных, если не главные, характеристики или черт) диалектики. Именно так ставит вопрос и Гегель.

— Собрание сочинений Ленина: том 38, с. 359: К вопросу о диалектике.

Второй закон Гегель заимствовал у древнегреческих философов, в частности, парадокс груды и объяснение Аристотеля, и он приравнивается к тому, что люди называют фазовыми переходами. Его можно проследить до древних ионийских философов, в частности, Анаксимена, от которого Аристотель, Гегель и Энгельс унаследовали эту концепцию. Для всех этих авторов одной из главных иллюстраций являются фазовые переходы воды. Также были применить этот механизм к социальным явлениям, когда рост населения приводит к изменению в социальной структуре. Закон количественных изменений в качественные также может быть применен к процессу социальных изменений и классового конфликта.

Третий закон, «отрицание отрицания», возник у Гегеля.. Хотя Гегель ввел термин «отрицание отрицания», он получил известность благодаря использованию его Марксом в «Капитале». Маркс писал следующее: «Звучит [смертельный] звон капиталистической частной собственности. Экспроприаторы [капиталисты] экспроприированы. Капиталистический способ присвоения, результат капиталистического метода производства, порождает капиталистическую частную собственность. Это первое отрицание. [антитеза] индивидуальной частной собственности. [«Первое отрицание» или антитезис опровергет тезис, данный в данном случае феодализм, экономическая система, предшествовавшая капитализму.]... Но капиталистическое производство порождает, с неумолимостью закона природы, его собственного отрицания. Это [окончательный коммунизм, синтез] есть отрицание [] отрицания ».

З. А. Джордан отмечает: «Энгельс постоянно использует метафизическое понимание того, что более высокий уровень существования исходит из более низкого и свои корни; что более высокий уровень составляет новый порядок бытия с его несводимыми законами; и что этот процесс эволюционного прогресса регулируется законами развития, которые отражают основные свойства «движущейся материи как целого» ».

Вклад Ленина

Прочитав «Науку логики» Гегеля в 1914 году, Ленин сделал несколько кратких, выделяет «три элемента» логики. Это:

  1. определение понятия из себя [должна рассматривать ее отношения и в ее развитии];
  2. противоречивый характер самой вещи (другой себя), противоречивые силы и тенденции в каждом явлении;
  3. Союз анализа и синтеза.

Ленин развивает их в следующей серии заметок и, по-видимому, утверждает, что «пример единства и противостояния противоположностей, условно выраженных как« не только единство противоположностей, но и переход каждого определения, качества », особенности, стороны, свойства в одно другое [в свою противоположность?] ».

В своем эссе «К вопросу о диалектике» Ленин заявил: «Развитие есть« борьба »противоположностей». Он заявил: «Единство (совпадение, тождество, равное действие) противоположностей условно, временно, преходяще, относительно. Борьба взаимоисключающих противоположностей, так же как развитие и абсолютны ».

В Материализм и эмпириокритицизм (1908), Ленин объяснял диалектический материализм тремя осями: (i) материалистическое переворение гегелевской диалектики, (ii) историчность этических принципов, предписанных классовая борьба, и (iii) конвергенция «высокой эволюции » в физике (Гельмгольц ), биологии (Дарвин ) и в политическая экономия (Маркс). Следовательно, Ленин с философской точки зрения находился между историцистским марксизмом (Лабриола ) и детерминистским марксизмом - политическая позиция, близкая к «социальному дарвинизму » (Каутский). Более того, открытия в физике конца века (рентгеновские лучи, электроны ) и начало квантовой механики философски поставили под вопрос предыдущие концепции материи. и материализм, таким образом, кажется, что материя исчезает. Ленин не соглашался:

«Материя исчезает» означает, что исчезает предел, в котором мы до сих пор знали материю, и что знание проникает глубже; Теперь обнаруживаются относительные и характерные свойства только для определенных состояний. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связано философский материализм, - это свойство быть объективной реальностью, существовать вне разума.

Ленин развивал работу Энгельса, который сказал, что «каждое эпохальное открытие, даже в области естествознания, материализм должен менять свою форму». Одна из задач Ленина заключалась в том, чтобы отделить материализм как жизнеспособное философское мировоззрение от «вульгарного материализма», выраженного в заявлении «мозг выделяется так же, как печень выделяет желчь» (приписывается врачу XVIII века Пьеру Жан Жорж Кабанис ); «Метафизический материализм» (материя, состоящая из твердых частиц); и «механический материализм» 19 века (материя как случайные молекулы, взаимодействующие по законам механики). Философское решение, предложенное Лениным (и Энгельсом), было «диалектическим материализмом», в котором материя определяется как объективная реальность, теоретически совместимая с (новыми) достижениями, происходящими в науке.

Ленин переоценил философию Фейербаха и пришел к выводу, что она соответствует диалектическому материализму.

Вклад Лукача

Дьердь Лукач, министр культуры в записке Бела Кун правительство Венгерской Советской Республики (1919), опубликовал Историю и классовое сознание (1923), в котором он определил диалектический материализм как знание общества в целом, знание, которое Само по себе было классовым сознанием пролетариата. В первой главе «Что такое ортодоксальный марксизм?» Лукач определил ортодоксальность как верность «марксистскому методу», а не верность «догмам»:

Ортодоксальный марксизм, таким образом, не подразумевает некритическое принятие результаты исследований Маркса. Это не «вера» в тот или иной тезис и не толкование «священной» книги. Напротив, ортодоксия относится исключительно к методу. Это научное убеждение, что диалектический материализм - это путь к истине и что его методы могут быть развиты, расширены и углублены только в соответствии с направлениями, изложенными его основоположниками. (§1)

В своих более поздних работах и ​​действиях Лукач стал лидером демократического марксизма. Он изменил многие формулировки своих работ 1923 года и продолжил разработку марксистской онтологии и играл активную роль в демократических движениях в Венгрии в 1956 и 1960-х годах. Он и его соратники стали резко критиковать формулировку диалектического материализма в Советском Союзе, который был экспортирован в те страны, которые находились под его контролем. В 1960-х его соратники стали известны как Будапештская школа.

. Философская критика Лукача марксистского ревизионизма предлагала интеллектуальный возврат к марксистскому методу. Как и Луи Альтюссер, который позже определил марксизм и психоанализ как «конфликтные науки»; что политические фракции и ревизионизм присущи марксистской теории и политической практике, потому что диалектический материализм является философским продуктом классовой борьбы:

По этой причине задача ортодоксального марксизма, его победа над ревизионизмом и Утопизм никогда не может означать раз и навсегда поражение ложных тенденций. Это постоянно возобновляемая борьба с коварным воздействием буржуазной идеологии на мысль пролетариата. Марксистская ортодоксия - не хранитель традиций, это вечно бдительный пророк, провозглашающий связь между задачами ближайшего настоящего и историческим процессом в целом. (§5)..... предпосылка диалектического материализма, напомним, такова: «Не сознание людей определяет их существование, а, напротив, их социальное существование определяет их сознание».... Только когда суть существования раскрывается как социальный процесс, существование может рассматриваться как продукт, хотя до сих пор бессознательный продукт человеческой деятельности. (§5)

Философски выровненная с Марксом критика индивидуалистической, буржуазной философии предмета, которая основана на добровольном и сознательном субъекте. Против указанной идеологии выступает примат общественных отношений. Существование - и, следовательно, мир - является продуктом человеческой деятельности, но это можно увидеть, только признав примат социального процесса над индивидуальным сознанием. Этот тип сознания является результатом идеологической .

На 5-м Конгрессе Коммунистического Интернационала (июль 1924 г.) Григорий Зиновьев официально осудил неортодоксальное определение Лукача православного. Марксизм исходит исключительно из верности «марксистскому методу», а не догмам коммунистической партии; и осудили философские разработки немецкого теоретика марксизма Карла Корша.

Вклад Сталина

В 1930-х годах Сталин и его соратники сформулировали версию диалектического и исторического материализма, которая стала «официальной» советская интерпретация марксизма. Он систематизирован в работе Сталина Диалектический и исторический материализм (1938) и популяризирован в учебных материалах, используемых для обязательного образования в Советском Союзе и во всем Восточном блоке. Он был экспортирован в Китай как «официальная» интерпретация марксизма, но с тех пор в его советской формулировке там широко отвергается.

Вклад Мао

В «Противоречии » (1937) Мао Цзэдун изложил версию диалектического материализма, которая объединила два из трех основных диалектических законов Энгельса : «Превращение отрицания количества в качество» и «отрицание отрицания как подзаконов (а не основных законов) первого закона,« единства и взаимопроник противоположностей ».

Как эвристик в биологии и других областях

Историк науки Лорен Грэм подробно описал роль диалектического материализма в Советском Союзе в таких разнообразных дисциплинах, как биология., психология, химия, кибернетика, квантовая механика и космология. Он пришел к выводу, что, несмотря на период Лысенко в генетике и ограничении свободного исследования, наложенные политическими властями, диалектический материализм оказал положительное влияние на работу многих советских ученых.

Некоторые биологи-эволюционисты, такие как Ричард Левонтин и покойный Стивен Джей Гулд, пытались использовать диалектический материализм в своем подходе. Они считают, что диалектика играет в своей работе предупредительную эвристическую роль. С точки зрения Левонтина, мы получаем следующую идею:

Диалектический материализм не является и никогда не был программным методом решения конкретных физических проблем. Скорее, диалектический анализ дает обзор и набор предупреждающих знаков против определенных форм догматизма и ограниченности мышления. Он говорит нам: «Помните, что история может оставить важный след. Помните, что бытие и становление - это двойственные аспекты природы. Помните, что условия меняются и что условия, необходимые для запуска какого-либо процесса, могут быть уничтожены самим процессом. обращайте внимание на реальные объекты во времени и не теряйте их в идеализированных абстракциях. Помните, что качественные эффекты контекста и взаимодействия могут быть потеряны, когда явления изолированы ». Использование различных предупреждающих знаков, предупреждающих о различных возможностях реального мира, является случайным ».

Гулд разделяет аналогичные взгляды относительно эвристической роли диалектического материализма. Он писал, что:

... диалектическое мышление должно восприниматься западными учеными более серьезно, а не отбрасываться, потому что некоторые страны второго мира создали картонную версию в качестве официальной политической доктрины.

.... когда представлены как три классических закона диалектики воплощают целостное видение, рассматривает изменение как взаимодействие между компонентами законченных систем и рассматривает сами компоненты как априорные сущности, а как оба продукта. и входы в систему. Таким образом, закон «взаимопроникающих противоположностей» фиксирует неразрывную взаимозависимость компонентов: «преобразование количества в качество» защищает системный взгляд на изменения, который переводит возрастающие входы в изменения, а «отрицание отрицания» данное направление, данное направление, потому что системы не могут быть могут точно вернуться к предыдущему состоянию.

Эта эвристика также была применена к теории прерывистого равновесия, предложенной Гулдом и Найлзом Элдриджем. Они писали, что «история, как Гегель, движется вверх по спирали отрицания», и что «прерывистое равновесие модели для прерывистых темпов изменений (в) процесса видообразования и размещения в геологическом времени». Они отметили, что «закон превращения количества в качество» «утверждает, что новое качество скачком, когда медленное накопление количественных изменений, которое долго сопротивлялась устойчивая система, в конечном итоге быстро переводит ее из одного состояния в другое», явление, описываемое в некоторых дисциплинах как сдвиг парадигмы. Помимо обычно цитируемого примера превращения воды в пар с повышенной температурой, Гулд и Элдридж отметили еще одну аналогию в теории информации, «с ее жаргоном равновесия, состояния и гомеостаза, поддерживаемого отрицательной связью. »и« очень быстрые переходы, которые происходят с положительной обратной связью. ".

Левонтин, Гулд и Элдридж, таким образом, больше интересовались диалектическим материализмом как эвристикой, чем догматической формой «истины» или утверждением своего Тем не менее, они представляют готовность критиков «ухватиться» за ключевое утверждение и изобразить прерывистое равновесие и связанные с ним упражнения, такие как публичные выставки, как «марксистский заговор».

Философские оценки

Некоторые критики выступают против диалектического материализма из-за его приверженности чисто материалистическому мировоззрению, в то время как другие возражают против диалектического методов, который он использует. Есть критики, такие как марксист алай n Бадью, который оспаривает способ интерпретации концепции. Джозеф Нидхэм, влиятельный историк и христианин, который, тем не менее, был приверженцем диалектического материализма, предположил, что более подходящим термином может быть "диалектический органицизм". Лешек Колаковский в статье Основные течения марксизма (1976) утвержден, что диалектический материализм частично состоит из «трюизмов без специфического марксистского содержания», частично из «философских догм», отчасти бессмыслица, а отчасти заявлений, которые - в зависимости от, как они интерпретируются - могут быть любыми из этих вещей. Х. Б. Актон описал кредо как «философский фарраго». Макс Истман утверждал, что диалектический материализм не имеет психологической основы.

Философ Аллен Вуд утверждал, что В своей официальной форме советской философии диалектический материализм был обречен быть поверхностным, потому что «творчество или критическое мышление» было невозможно в авторитарной среде. Тем не менее, он считал, что основные цели и принципы диалектического материализма находятся в гармонии с рациональной научной мыслью.

Экономист и философ Людвиг фон Мизес написал критический анализ марксистского материализма, который он опубликовал как часть его работы 1957 года.

См.

Книги
Концепции
Люди

Ссылки

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-17 04:25:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте