Вторая мировая война привела к развитию подпольного образования в Польше (Польский : Тайне szkolnictwo, или тайне komplety). Тайное обучение подготовило ученых и рабочих к послевоенному восстановлению Польши и противостояло угрозам Германии и Советского Союза искоренить польскую культуру.
После поражения Польши в Польской оборонительной войне 1939 года и последующей немецкой и советской оккупацией территории Польши, Польша была разделена на области, непосредственно входящие в состав Рейха, области, непосредственно включенные в Советский Союз и контролируемое Германией Генерал-губернаторство. Согласно нацистским расовым теориям, славянам не нужно было высшего образования, и весь народ должен был быть превращен в необразованных крепостных для немецкой расы. Единственными оставшимися открытыми школами были ремесленные училища и курсы для заводских рабочих. Гиммлер предписал:
Для негерманского населения Востока не может быть школы выше четырехклассной начальной школы.. Работа этих школ должна сводиться к обучению счету (не выше 500), написанию имени и учению о том, что заповедь Бога означает послушание немцам, честность, трудолюбие и вежливость. Чтение я не считаю необходимым.
К 1941 году количество детей, посещающих начальную школу в Генерал-губернаторстве, составляло половину довоенного числа.
На территориях, входящих в состав Рейха, обучение на польском языке был запрещен и наказан смертью. На всей территории Польши немцы отменили университетское образование для не-немцев. Все высшие учебные заведения были закрыты. Их оборудование и большая часть лабораторий были вывезены в Германию и разделены между немецкими университетами, а здания были превращены в офисы и военные казармы.
Однако существовала школа, воспитавшая многих польских художников. Это вдохновило также ряд создателей театра, сотрудничавших с Тадеушем Кантором.
Однако многие учителя, профессора и образовательные активисты организовали подпольные курсы по всей стране, возрождая традицию Летающий университет времен раздела Польши. Те, кто пережил A-B Aktion и не был отправлен в концентрационные лагеря, активно читали лекции небольшим группам на частных квартирах. Служители постоянно рисковали депортацией и смертью.
Большая часть подпольного образования была организована Тайной обучающей организацией (Tajna Organizacja Nauczycielska, TON), которая занималась подпольным начальным и средним образованием. Норман Дэвис отмечает, что Организация взяла на себя образование миллиона детей. К 1942 г. подпольным начальным образованием занималось около 1 500 000 учащихся; в 1944 году подпольная система средней школы охватывала 100 000 человек, а секретные курсы университетского уровня - около 10 000.
Сеть подпольных университетских факультетов быстро распространилась, и к 1944 году на различных курсах обучались более 300 преподавателей и 3500 студентов. только Варшавский университет. В Университете Стефана Батория в Вильно (ныне Вильнюс ) с 1939 по 1944 год сохранялись подпольные факультеты права и социальных наук, а также гуманитарный, медицинский, теологический, математический и биологический факультеты. лекции, семинары и экзамены.
Основными университетами были Львовский университет, Варшавский университет, Университет Стефана Батория в Вильно и Ягеллонский университет в Кракове. Новый Университет западных земель (Uniwersytet Ziem Zachodnich) был создан в Варшаве с филиалами в Кельце, Енджеюв, Ченстохова и Милановек. Последний университет состоял в основном из профессоров Университета Адама Мицкевича из Познани и включал 17 различных отделений, в том числе факультет медицины и хирургии.
Почти 10 000 студентов получили степени магистра в секретных университетах, а несколько сотен других получили докторские степени. Секретные типографии, возникшие по всей Польше вскоре после начала войны, предоставляли возможности для секретного обучения с помощью учебников и сценариев.
Профессора организовали сеть секретных средних школ, профессиональных училищ и специальных курсов по запрещенным предметам, таким как польский язык, история и география. Особым случаем были секретные талмудические школы, организованные в гетто. До 1944 года в Польше было более миллиона учеников секретных средних школ. Не менее 18 000 учеников сдали выпускные школьные экзамены и получили сертификаты. Это привело к странной ситуации, в которой студенты формально несуществующих средних школ поступали в официально несуществующие университеты. Большинство этих сертификатов было выдано на довоенных бланках с датами, подделанными для обозначения 1938 или 1939 года. Позднее они были приняты послевоенными польскими университетами.
В большинстве крупных городов также была сеть секретных военных училищ. До 1944 года в большинстве полков Армии Крайовой были военные училища для унтер-офицеров (унтер-офицеров), в то время как региональный штаб организовывал офицерские курсы и специальную подготовку. Szare Szeregi (подпольная польская скаутская ассоциация) открыла в Варшаве собственную школу унтер-офицеров.
Также имели место религиозное образование и обучение. Примечательно, что Римско-католическая церковь содержала подпольные семинарии для обучения священников. Одной известной семинарией руководил архиепископ Краковский кардинал Сапега и обучал будущего кардинала и папу Иоанна Павла II (Кароль Войтыла).
Это неполный список профессоров, которые рисковали своей жизнью, преподавая во время нацистской и советской оккупации. Приведены даты смерти казненных за педагогическую деятельность.
Это некоторые известные студенты подпольного университета:
Украинское образование в оккупированной Польша была более развитой, чем до войны.