Зигмунт Бауман | |
---|---|
Бауман 2013 г. | |
Родился | (1925-11-19) 19 ноября 1925. Познань, Польша |
Умер | 9 января 2017 (2017-01-09) (91 год). Лидс, Западный райдинг Йоркшира, Англия |
Alma mater | Варшавский университет. Лондонская школа экономики |
Школа | Континентальная философия ·Западный марксизм |
Основные интересы | Этика ·Политическая философия ·Социология ·Постмодернизм ·Постмодернистское искусство |
Известные идеи | Борьба современности с двусмысленностью, приведшая к Холокосту ·этике постмодерна · критике «жидкой» современности ·жидкий страх |
Влияния | |
Под влиянием | |
Зигмунт Бауман (; 19 ноября 1925 - 9 января 2017) был польско-британским социологом и философ. Он был изгнан из Польской Народной Республики во время польского политического кризиса 1968 года и вынужден отказаться от своего польского гражданства. Он эмигрировал в Израиль; три года спустя он переехал в Соединенное Королевство. С 1971 года он проживал в Англии, где учился в Лондонской школе экономики и стал профессором социологии в Университете Лидса, позже заслуженным. Бауман был социальным теоретиком, писавшим на столь разные темы, как современность и холокост, постмодерн консьюмеризм и жидкая современность.
Бауман родился в ненаблюдающей польской еврейской семье в Познани, Вторая Польская Республика, в 1925 году. В 1939 году, когда Польша была захвачена нацистской Германией и Советским Союзом, его семья бежала на восток, в СССР.
В 1940-х Бауман записался в подконтрольную Советскому Союзу Первую Польскую армию, работая политическим инструктором. Принимал участие в битве при Кольберге (1945) и битве за Берлин. В мае 1945 года награжден Военным Крестом Доблести. После Второй мировой войны он стал одним из самых молодых майоров Войска Польского.
По данным Польского Института национальной памяти, с 1945 по 1953 год Бауман был политический офицер Корпуса внутренней безопасности (KBW), военной разведки, сформированной для борьбы с Украинской повстанческой армией и остатками Польской Армии Крайовой. С 1945 по 1948 год Бауман работал в военной разведке. Однако природа и масштабы его сотрудничества остаются неизвестными, как и точные обстоятельства, при которых оно было прекращено.
В интервью The Guardian Бауман подтвердил, что он был совершенным коммунист во время и после Второй мировой войны и никогда не скрывал этого. Он признал, что поступление на службу в военную разведку в 19 лет было ошибкой, хотя у него была «скучная» офисная работа, и он не помнил, чтобы никого информировал. Во время службы в Корпусе внутренней безопасности Бауман сначала изучал социологию в Варшавской академии политических и социальных наук. В 1953 году Бауман, уже в звании майора, был внезапно с позором уволен после того, как его отец обратился в израильское посольство в Варшаве с просьбой эмигрировать в Израиль. Поскольку Бауман не разделял сионистских тенденций своего отца и действительно был сильно антисионистом, его увольнение вызвало серьезное, хотя и временное отчуждение от его отца. Во время последовавшего за этим периода безработицы он получил степень магистра и в 1954 году стал преподавателем Варшавского университета, где оставался до 1968 года.
В то время как Лондонская школа экономики, где его руководителем был Роберт Маккензи, он подготовил всестороннее исследование британского социалистического движения, свою первую большую книгу. Первоначально опубликованное на польском языке в 1959 году, переработанное издание вышло на английском языке в 1972 году. Бауман продолжал издавать и другие книги, в том числе Socjologia na co dzień («Повседневная социология», 1964), которые достигли большой популярной аудитории в Польше и позже сформировали основа для англоязычного учебника «Социологическое мышление» (1990). Первоначально Бауман оставался близок к ортодоксальной марксистской доктрине, но под влиянием Георга Зиммеля и Антонио Грамши он стал все более критически относиться к коммунистическому правительству Польши. В связи с этим ему так и не было присвоено профессора даже после того, как он завершил свою квалификацию, но после того, как его бывший учитель, Джулиан Хохфельд был назначен заместителем директора Отделение социальных наук ЮНЕСКО в Париже в 1962 году Бауман фактически унаследовал кафедру Хохфельда.
Столкнувшись с растущим политическим давлением, связанным с политической чисткой, возглавляемой Мечиславом Мочаром, начальник Польской коммунистической полиции безопасности, Бауман отказался от членства в правящей Польской объединенной рабочей партии в январе 1968 года. События марта 1968 года завершились в чистке, изгнавшей из страны многих оставшихся коммунистов-поляков еврейского происхождения, в том числе тех интеллектуалов, которые впали в немилость с коммунистическим правительством. Среди них был Бауман, потерявший кафедру в Варшавском университете. Ему пришлось отказаться от польского гражданства, чтобы получить разрешение на выезд из страны.
С 1968 по 1970 год он ездил в Израиль, чтобы преподавать в Тель-Авивском университете. После этого он принял кафедру социологии в Университете Лидса, где с перерывами также занимал должность заведующего кафедрой. После назначения он публиковался почти исключительно на английском, третьем языке, и его репутация росла.
С конца 1990-х Бауман оказал значительное влияние на движение против или альтерглобализации.
В интервью 2011 г. Польский еженедельник «Polityka », Бауман критиковал сионизм и Израиль, говоря, что Израиль не заинтересован в мире и что он «использует Холокост для узаконивания недобросовестных действий». Он сравнил израильский барьер на Западном берегу со стенами Варшавского гетто, где во время Холокоста погибли сотни тысяч евреев. Посол Израиля в Варшаве Цви Бар назвал комментарии Баумана «полуправдой» и «беспочвенными обобщениями».
Бауман был сторонником Кампании за создание Парламентской ассамблеи ООН, организация, которая выступает за демократические реформы в Организации Объединенных Наций и создание более подотчетной международной политической системы.
Бауман был женат на писательнице Янине Бауман, урожденная Левинсон; 18 августа 1926 г. - 29 декабря 2009 г. У них родились три дочери: художник Лидия Бауман, архитектор Ирена Бауман и профессор Анна Сфард, ведущий теоретик образования в Хайфском университете. Его внук Майкл Сфард - известный израильский юрист и писатель по гражданским правам. Зигмунт Бауман умер в Лидсе 9 января 2017 года.
Опубликованная работа Баумана насчитывает 57 книг и более ста статей. Большинство из них обращаются к ряду общих тем, среди которых глобализация, современность и постмодерн, потребительство и мораль..
Самая ранняя публикация Баумана на английском языке представляет собой исследование британского рабочего движения и его отношения к классу и социальной стратификации, первоначально опубликованное в Польше в 1960. Он продолжал публиковать статьи на тему классовых и социальных конфликтов до начала 1980-х годов. Его последняя книга была посвящена воспоминаниям о классе. В то время как его более поздние книги не касаются непосредственно классовых проблем, он продолжал называть себя социалистом и никогда полностью не отвергал марксизм. теоретик-неомарксист Антонио Грамши, в частности, оставался одним из его самых сильных сторонников, наряду с неокантианцами социологами и философ Георг Зиммель.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов Бауман опубликовал ряд книг, посвященных взаимосвязи между современностью, бюрократией, рациональностью и социальной изоляцией. Бауман, следуя Фрейду, пришел к выводу, что европейская современность - это компромисс: европейское общество, как он утверждал, согласилось отказаться от определенного уровня свободы, чтобы получить преимущества повышенной безопасности личности. Бауман утверждал, что современность в том, что он позже назвал «твердой» формой, предполагает устранение неизвестных и неопределенностей. Он включал в себя контроль над природой, иерархическую бюрократию, правила и нормы, контроль и категоризацию - все это было попыткой постепенно устранить личную незащищенность, делая хаотические аспекты человеческой жизни хорошо упорядоченными и знакомыми.
Бауман в 2011 годуПозже в ряде книг Бауман начал развивать позицию, согласно которой такое оформление заказов никогда не приводит к желаемым результатам. Он утверждал, что когда жизнь организована в знакомые и управляемые категории, всегда есть социальные группы, которыми нельзя управлять, которыми нельзя отделить и контролировать. В своей книге «Современность и амбивалентность» Бауман начал рассуждать о таких неопределенных личностях, используя аллегорическую фигуру, которую он назвал «незнакомцем». Опираясь на социологию Георга Зиммеля и философию Жака Деррида, Бауман начал писать о незнакомце как о человеке, присутствующем, но незнакомом, неразрешимом для общества. В своей книге «Современность и амбивалентность» Бауман попытался дать отчет о различных подходах, которые современное общество принимает к незнакомцу. Он утверждал, что, с одной стороны, в экономике, ориентированной на потребителя, странное и незнакомое всегда соблазняет; в разных стилях еды, разной моде и в туризме можно ощутить очарование незнакомого. Однако у этой странности есть и более отрицательная сторона. Незнакомец, поскольку его нельзя контролировать или приказывать, всегда является объектом страха; он потенциальный грабитель, человек за пределами общества, который представляет собой постоянную угрозу.
Самая известная книга Баумана, Современность и Холокост, является попыткой дать полный отчет об опасностях такого рода страхов. Опираясь на книги Ханны Арендт и Теодора Адорно о тоталитаризме и Просвещении, Бауман развил аргумент, что Холокост не следует рассматривать просто как событие в еврейской истории или как регресс к досовременному варварству. Скорее, утверждал он, Холокост следует рассматривать как глубоко связанный с современностью и ее усилиями по установлению порядка. Процедурная рациональность, разделение труда на более мелкие и мелкие задачи, таксономическая категоризация различных видов и тенденция рассматривать подчинение правилам как моральное благо - все это сыграло свою роль в приближающемся Холокосте. Он утверждал, что по этой причине современные общества не полностью усвоили уроки Холокоста; его обычно рассматривают - используя метафору Баумана - как картину, висящую на стене, дающую несколько уроков. Согласно анализу Баумана, евреи стали в основном «чужаками» в Европе. Окончательное решение было изображено им как крайний пример попытки общества исключить неудобные и неопределенные элементы, которые существуют в нем. Бауман, как и философ Джорджо Агамбен, утверждал, что те же процессы исключения, которые действовали во время Холокоста, могут и до некоторой степени действуют и сегодня.
В середине-конце 1990-х Бауман начал исследовать постмодернизм и консьюмеризм. Он утверждал, что в современном обществе во второй половине 20 века произошел сдвиг. Оно превратилось из общества производителей в общество потребителей. Согласно Бауману, это изменение полностью изменило «современный» компромисс Фрейда, то есть отказ от безопасности в обмен на большую свободу, свободу покупать, потреблять и наслаждаться жизнью. В своих книгах 1990-х Бауман писал об этом как о переходе от «модерна» к «постмодерну».
С начала нового тысячелетия его книги пытались избежать путаницы вокруг термина «постмодернизм», используя метафоры «жидкой» и «твердой» современности. В своих книгах о современном потреблении Бауман до сих пор пишет о тех же неопределенностях, которые он изображал в своих трудах о «твердой» современности; но в этих книгах он пишет о том, что страхи становятся все более расплывчатыми и их труднее подавить. На самом деле, если использовать название одной из его книг, «жидкие страхи» - например, страхи перед педофилией, которые аморфны и не имеют легко идентифицируемой ссылки.
Бауман считается, что термин аллосемитизм охватывает как филосемитское, так и антисемитское отношение к евреям как к остальным. Сообщается, что Бауман предсказал негативный политический эффект, который социальные сети оказывают на выбор избирателей, объявив их «ловушкой», в которой люди «видят только отражение своего лица».
Одна из работ Баумана фокусируется на концепции искусства, на которую повлияло повышение ликвидности. Автор выдвигает идею о том, что «мы желаем и ищем реализации, которая обычно состоит из постоянного становления, в постоянном расположении к становлению». По сути, наша цель - это не объект нашего стремления, а действие самого желания, и худшая опасность - это достижение полного удовлетворения.
В этом контексте Бауман исследует, как искусство может позиционировать себя в мире, где мимолетность является доминирующей парадигмой. Искусство - это по сути то, что способствует бессмертию практически всему: поэтому философ задается вопросом: «Может ли искусство превратить эфемерное в вечную материю?». Бауман приходит к выводу, что нынешняя реальность характеризуется людьми, у которых нет ни времени, ни пространства, чтобы общаться с вечным, с абсолютными и установленными ценностями. Искусство и отношение людей к нему, как в его создании, так и в участии в нем, кардинально меняются. Ссылаясь на Ханну Арендт, он утверждает, что «объект является культурным, если он сохраняется; его временный аспект, его постоянство противоположны функциональной [...] культуре, которая видит себе угрозу, когда все объекты в мире, произведенные сегодня и произведенные в прошлом, рассматриваются исключительно с точки зрения полезности для социального процесса выживания ". Вместе с тем, концепции культуры и искусства могут найти смысл в жидком обществе только в том случае, если они откажутся от своего традиционного понимания и примут деконструктивный подход.
Бауман был удостоен Европейской премии Амальфи в области социологии и социальных наук в 1992 г. и Премии Теодора В. Адорно город Франкфурт в 1998 году. В 2010 году, совместно с Аленом Туреном, был награжден Премией принцессы Астурийской в области коммуникации и гуманитарных наук.
Университет Лидса учредил «Институт Баумана» в рамках своей Школы социологии и социальной политики в его честь в сентябре 2010 года. Университет Нижней Силезии, небольшое частное высшее учебное заведение в Нижней Силезии, Польша, планировал присуждать Бауману степень почетного доктора в октябре 2013 года. Однако, как реакция на крупного антикоммуниста и на то, что сторонники Баумана назвали "антисемитским" возмущением против него, он в конце концов отклонил эту награду.
В 2015 г. Университет Саленто присвоил Бауману почетную степень в области современных языков, литературы и литературного перевода.
В 2014 году Питер Уолш, кандидат наук из Кембриджского университета, обвинил Баумана в плагиате с нескольких веб-сайтов, включая Википедию, в своей книге «Пользуется ли богатство немногих на благо всех нас». ? (2013). В этой книге Бауман, как утверждается, скопировал дословные абзацы из статей Википедии о Слоу Фуд и устойчивой экономике вместе с их библиографией, без указания источников, авторов или того факта, что они были скопированы из Википедии. Он действительно использовал абзац из статьи о золотом рукопожатии, но эта ссылка была правильно отнесена к Википедии.
В ответ Бауман предположил, что в «подчинении» «техническим» правилам нет необходимости и что он «ни разу не отказался признать авторство идей или концепций, которые я использовал или которые вдохновили те, которые я придумал». В подробном критическом анализе Уолша и соавтора Дэвида Лемана культурные критики Брэд Эванс и Генри А. Жиру пришли к выводу: «Это обвинение против Баумана действительно презренно. Это реакционная идеологическая критика. одетый как прославление метода и закулисная защита бесплодного эмпиризма и культуры позитивизма. Это дискурс, который закрепляет данные, корреляции и производительность, избегая при этом вопросов существа, социальных проблем и власти ».
Wikimedia Commons has media related to Zygmunt Bauman. |
Wikiquote has quotations related to: Zygmunt Bauman |