Континентальная философия - это набор 19-е и 20-е века философские традиции континентальной Европы. Это значение термина возникло среди англоязычных философов второй половины 20 века, которые использовали его для обозначения ряда мыслителей и традиций, не относящихся к аналитическому движению. Континентальная философия включает немецкий идеализм, феноменологию, экзистенциализм (и его предшественники, такие как мысли Кьеркегора и Ницше ), герменевтика, структурализм, постструктурализм, деконструкция, французский феминизм, психоаналитическая теория и критическая теория Франкфуртской школы, а также ветви фрейдистской, гегельянской и Западные марксистские взгляды.
Трудно выделить нетривиальные утверждения, которые были бы общими для всех предшествующих философских движений, но основная дифференциация - объективность или вера в то, что Вселенная имеет материальную реальность независимо от того, существуют люди или нет, отвергнутая континентальными тяжеловесами, такими как Гегель в Контрпросветлении, в то время как аналитическая философия отвергает последнее.
Термин «континентальная философия», как и аналитическая философия, не имеет четкого определения и может указывать лишь на семейное сходство различных философских взглядов. Саймон Глендиннинг предположил, что этот термин изначально был скорее уничижительным, чем описательным, и служил ярлыком для тех типов западной философии, которые отвергаются или не нравятся аналитическим философам. Тем не менее Майкл Э. Розен рискнул определить общие темы, которые обычно характеризуют континентальную философию. В конечном счете, вышеизложенные темы вытекают из широко кантовского тезиса о том, что знания, опыт и реальность связаны и формируются условиями, которые лучше всего понимаются посредством философской рефлексии, а не исключительно эмпирического исследования.
Термин «континентальная философия» в указанном выше смысле впервые получил широкое распространение. использовался англоязычными философами для описания университетских курсов 1970-х годов, став собирательным названием философий, широко распространенных в то время во Франции и Германии, таких как феноменология, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм.
Однако, термин (и его приблизительный смысл) можно найти по крайней мере как еще в 1840 году, в эссе 1840 года Джона Стюарта Милля о Кольридже , в котором Милль противопоставляет кантианскую мысли о «континентальной философии» и «континентальных философах». "с английским эмпиризмом Бентама и XVIII века в целом. Это понятие приобрело известность в начале 20-го века благодаря таким фигурам, как Бертран Рассел и Г. Э. Мур выдвинул видение философии, тесно связанной с естествознанием, продвигаясь через логический анализ. Эта традиция, широко известная как аналитическая философия, стала доминирующей в Великобритании и США примерно с 1930 года. Рассел и Мур сделали отказ от гегельянства и его философских родственников отличительной частью своего нового движения. Комментируя историю этого различия в 1945 году, Рассел выделил «две философские школы, которые в широком смысле можно разделить на континентальную и британскую соответственно», разделение, которое он считал действующим «со времен Локка»; Рассел предлагает следующие общие точки различия между континентальным и британским типами философии:
Однако с 1970-х годов многие философы в Соединенных Штатах и Великобритании проявляли интерес к континентальным философам со времен Канта, и философские традиции многих европейских стран изменились. аналогичным образом включены многие аспекты «аналитического» движения. Самоописанная аналитическая философия процветает во Франции, включая таких философов, как Жюль Вюймен, Винсент Декомб, Жиль Гастон Грейнджер, Франсуа Реканати, и Паскаль Энгель. Аналогичным образом, самоописанные «континентальные философы» можно найти на философских факультетах Соединенного Королевства, Северной Америки и Австралии, а некоторые известные философы-аналитики заявляют, что они проводят более качественные исследования по континентальной философии, чем самоидентифицированные программы по континентальной философии. особенно на уровне последипломного образования. Таким образом, «континентальная философия» определяется как совокупность философских традиций и влияний, а не географическое различие. Проблема географической специфики была вновь поднята в последнее время в постколониальных и деколониальных подходах к «континентальной философии», которые критически исследуют способы влияния европейских имперских и колониальных проектов на производство академических знаний. По этой причине некоторые ученые выступают за «постконтинентальную философию» как продукт континентальной философии.
Термин континентальная философия, как и аналитическая философия, не имеет четкого определения и может обозначать просто семейное сходство различных философских взглядов. Саймон Глендиннинг предположил, что этот термин изначально был скорее уничижительным, чем описательным, и служил ярлыком для тех типов западной философии, которые отвергаются или не нравятся аналитическим философам. Тем не менее, Майкл Э. Розен рискнул выделить общие темы, которые обычно характеризуют континентальную философию:
. В конечном счете, вышеизложенные темы вытекают из широко кантианского тезиса, что знания, опыт и реальность связаны и формируются условиями, которые лучше всего понимаются посредством философской рефлексии, а не исключительно эмпирического исследования.
История континентальной философии ( взятые в более узком смысле «поздний модерн / современный континентальная философия») обычно считается начинающимся с немецкого идеализма. Во главе с такими фигурами, как Фихте, Шеллинг, а позже Гегель, немецкий идеализм развился из работ Иммануила Канта в 1780-х годах и 1790-х гг. И был тесно связан с романтизмом и революционной политикой Просвещения. Помимо вышеперечисленных центральных фигур, в немецкий идеализм также внесли важный вклад Фридрих Генрих Якоби, Готлоб Эрнст Шульце, Карл Леонхард Рейнхольд и Фридрих Шлейермахер..
Поскольку институциональные корни «континентальной философии» во многих случаях напрямую восходят к корням феноменологии, Эдмунд Гуссерль всегда был канонической фигурой в континентальной философии. Тем не менее, Гуссерль также является уважаемым предметом исследования в аналитической традиции. Представление Гуссерля о ноэме, непсихологическом содержании мысли, его переписка с Готлобом Фреге и его исследования природы логики продолжают вызывать интерес среди аналитических философов.
Дж. Г. Меркиор утверждал, что различие между аналитической и континентальной философиями может быть впервые четко идентифицировано с Анри Бергсоном (1859–1941), чья осторожность в отношении науки и возвышение интуиции проложили путь к экзистенциализму. Меркиор писал: «Самое престижное философствование во Франции пошло по очень разному пути [от англо-германских аналитических школ]. Можно сказать, что все началось с Анри Бергсона».
Иллюстрация некоторых важных различий между аналитическими и континентальные стили философии можно найти в статье Рудольфа Карнапа «Устранение метафизики посредством логического анализа языка» (1932; «Überwindung der Metaphysik durch Logische Analyze der Sprache»), статье, описанной некоторыми обозревателями как особенно полемический. В статье Карнапа утверждается, что лекция Хайдеггера «Что такое метафизика?» нарушает логический синтаксис для создания бессмысленных псевдо-утверждений. Более того, Карнап утверждал, что многие немецкие метафизики той эпохи были похожи на Хайдеггера в написании утверждений, которые были синтаксически бессмысленными.
С ростом нацизма многие немецкие философы, особенно евреи по происхождению, левые или либеральные политические симпатии (например, многие из Венского кружка и Франкфуртская школа ), бежал в англоязычный мир. Те философы, которые остались - если они вообще остались в академических кругах - должны были смириться с нацистским контролем над университетами. Другие, такие как Мартин Хайдеггер, один из самых выдающихся немецких философов, оставшихся в Германии, установили дипломатические отношения с нацизмом, когда тот пришел к власти.
И до, и после Второй мировой войны интерес к немецкой философии рос во Франции. Новый интерес к коммунизму перерос в интерес к Марксу и Гегелю, которые впервые стали широко изучать политически консервативную французскую университетскую систему Третьей республики. В то же время феноменологическая философия Гуссерля и Хайдеггера становилась все более влиятельной, возможно, из-за ее резонанса с французскими философиями, которые уделяли большое внимание перспективе от первого лица (идея, найденная в различных формах, таких как картезианство, спиритизм и бергсонизм ). Наиболее важным в этой популяризации феноменологии был автор и философ Жан-Поль Сартр, который назвал свою философию экзистенциализмом.
Еще одним важным направлением континентальной мысли является структурализм / постструктурализм. Под влиянием структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра французские антропологи, такие как Клод Леви-Стросс, начали применять структурную парадигму к гуманитарным наукам. В 1960-х и 1970-х годах постструктуралисты разработали различную критику структурализма. Среди постструктуралистских мыслителей Жак Лакан, Жак Деррида, Мишель Фуко и Жиль Делез.
С начала 20-го века до 1960-х годов континентальные философы лишь время от времени обсуждались в британских и американских университетах, несмотря на приток континентальных философов, особенно немецких евреев, студентов Ницше и Хайдеггера, в Соединенных Штатах. о преследовании евреев и позднее Второй мировой войне ; Ханна Арендт, Герберт Маркузе, Лео Штраус, Теодор В. Адорно и Уолтер Кауфманн, вероятно, наиболее заметная часть этой волны пришлась на конец 1930-х - начало 1940-х годов. Однако философские факультеты начали предлагать курсы континентальной философии в конце 1960-х и 1970-х годах.
Континентальная философия занимает видное место в ряде британских и ирландских философских факультетов, например, в Университете Эссекса, Уорика, Сассекса, Данди, Абердина (Центр современной мысли) и Университетского колледжа Дублина; а также Манчестер Метрополитен, Кингстон, Стаффордшир (только для аспирантов) и Открытый университет.
факультеты литературы, изобразительного искусства, кино, социологии и политической теории американских университетов все чаще включают идеи и аргументы континентальных философов в свои учебные программы и исследования. Североамериканские философские факультеты, предлагающие курсы континентальной философии, включают Гавайский университет в Маноа, Бостонский колледж, Университет Стоуни Брук (SUNY), Университет Вандербильта, Университет ДеПола, Университет Вилланова, Университет Гвельфа, Новая школа, Государственный университет Пенсильвании., Университет Орегона, Университет Эмори, Университет Дюкена, Университет Мемфиса, Университет Королевского колледжа и Университет Лойолы, Чикаго. Наиболее известной организацией континентальной философии в Соединенных Штатах является Общество феноменологии и экзистенциальной философии (SPEP).