Польское подземное государство. Polskie Państwo Podziemne | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1939–1945 | |||||||||
Флаг Герб | |||||||||
Гимн: "Mazurek Dąbrowskiego ". (английский: «Польша еще не потеряна») | |||||||||
Статус | Правительство в изгнании | ||||||||
Общие языки | Польский | ||||||||
Правительство | Республика | ||||||||
Президент Польского правительства в изгнании | |||||||||
• 1939–1945 | Владислав Рачкевич | ||||||||
Премьер-министр из Польское правительство в изгнании | |||||||||
• 1939–1940 (первый) | Владислав Сикорский | ||||||||
• 1944-1945 (последний) | Томаш Арцишевский | ||||||||
Законодательное собрание |
| ||||||||
Историческая эпоха | Вторая мировая война / Холодная война | ||||||||
• Принятие конституции | 23 апреля 1935 года | ||||||||
• Вторжение в Польшу | 1 сентября 1939 года | ||||||||
• Временное правительство национального единства основано | 28 июня 1945 года | ||||||||
|
Польское подпольное государство (Польское : Polskie Państwo Podziemne, также известное как Польское тайное государство ) было единым политическим и военным образованием, образованным союзом организаций сопротивления в оккупированной Польше, которые были лояльны правительству Республика Польша в изгнании в Лондоне. Первые элементы подпольного государства были созданы в последние дни немецко-советского вторжения в Польшу, в конце сентября 1939 года. Подпольное государство было воспринято сторонниками как законное продолжение довоенной Республики Польша (и ее учреждений), которые вели вооруженную борьбу против оккупирующих держав страны: нацистской Германии и Советского Союза. Подземное государство охватывало не только военное сопротивление, одно из крупнейших в мире, но и гражданские структуры, такие как образование, культура и социальные службы.
Хотя подпольное государство пользовалось широкой поддержкой на протяжении большей части войны, оно не было поддержано или признано крайне левыми (коммунистами). Националисты из Национального радикального лагеря Falanga и Национального радикального лагеря ABC выступили против немецкой оккупации Польши, и эти два движения были быстро заменены Konfederacja Narodu, часть Польского подпольного государства, в которое также входило большинство довоенных ультраправых. Влияние коммунистов в конечном итоге снизилось на фоне военных отказов (в первую очередь, провала Варшавского восстания ) и растущей враждебности СССР. Советский Союз создал альтернативное марионеточное правительство в 1944 году (Польский комитет национального освобождения ) и обеспечил его основу для послевоенного правительства в Польше. Во время поддерживаемого Советским Союзом коммунистического захвата Польши в конце войны многие члены подпольного государства были привлечены к ответственности как предполагаемые предатели и умерли в плену. Брошенные западными союзниками, считая невозможным вести переговоры с Советами и желая избежать гражданской войны, ключевые институты подпольного государства распались в первой половине 1945 года..
В конечном счете, сотни тысяч людей были напрямую связаны с различными агентствами Подземного государства (только количество членов Армии Крайовой оценивается примерно в полмиллиона человек), и их тихо поддержали миллионы польских граждан. Основанием для создания тайной гражданской власти послужил тот факт, что немецкая и советская оккупация Польши была незаконной. Следовательно, все учреждения, созданные оккупационными властями, считались незаконными, и параллельные польские подпольные учреждения были созданы в соответствии с польским законом. Масштабу подпольного государства также непреднамеренно способствовали действия оккупантов, чьи попытки уничтожить польское государство, нацию и его культуру, в том числе, самое главное, политика геноцида, направленная против польских граждан, вызвали поддержку населения для польского движения сопротивления и его развития.
В эпоху холодной войны исследования Подземного государства были ограничены польскими коммунистическими чиновниками, которые вместо этого подчеркнули роль, которую коммунистические партизаны сыграли в антинацистской сопротивление. Таким образом, до недавнего времени основная часть исследований по этой теме проводилась польскими учеными, живущими в изгнании.
Во многих отношениях история Польского подпольного государства отражает историю польского некоммунистического сопротивления в целом. Подпольное государство ведет свое происхождение от организации Служба победы Польши (Służba Zwycięstwu Polski, SZP), которая была основана 27 сентября 1939 года, за день до сдачи столицы Польши Варшавы, в то время, когда поражение Польши в немецком вторжении в Польшу (сопровождавшееся советским ) казалось неизбежным. Основатель СЗП генерал Михал Карашевич-Токаржевский получил приказ от польского главнокомандующего маршала Эдварда Рыдз-Смиглы организовать и вести борьбу в оккупированной Польше. Карашевич-Токаржевский решил, что создаваемая им организация должна выйти за рамки строго военного формата; и в соответствии с традициями подпольного Польского национального правительства 19 века и Первой мировой войны -эра Польской военной организации, он должен будет охватывать различные аспекты гражданской жизни. Таким образом, СЗП, находясь в контакте с (и подчиняясь) Польскому правительству в изгнании, рассматривала себя не только как организацию вооруженного сопротивления, но и как средство, с помощью которого польское государство продолжало управлять своей оккупированной
В соответствии с Конституцией Польши президент Игнаций Мосьцицкий, интернированный в Румынии после того, как польское правительство эвакуировалось из Польши 17 сентября, ушел в отставку и назначил своим преемником генерала Болеслава Веняву-Длугошовского ; непопулярный во французском правительстве, Веняву-Длугошовский 29 сентября сменил Владислав Рачкевич. Генерал Владислав Сикорский, давний противник режима Санации, проживавший во Франции и пользовавшийся поддержкой французского правительства, станет польским главнокомандующим (28 января). Сентябрь) и премьер-министр Польши (30 сентября). Это правительство быстро признали Франция и Великобритания. Рачкевич, описанный как «слабый и нерешительный», имел относительно небольшое влияние по сравнению с харизматичным Сикорским.
Из-за политических разногласий между фракциями в польском правительстве в изгнании и, в частности, связи СЗП с режимом Санации, который доминировал в Польское правительство с середины 1920-х годов, SZP было реорганизовано в Союз вооруженной борьбы (Związek Walki Zbrojnej, ZWZ) 13 ноября 1939 года. Карашевич-Токаржевский поддержал этот шаг, стремясь включить партии, маргинализированные Sanacja режима, и поддержал формирование Главного политического совета (Główna Rada Polityczna, GRP). Сикорский назначил генерала Казимежа Соснковского главой ZWZ, а полковник Стефан Ровецкий был назначен командующим немецкой оккупационной зоны ZWZ. Карашевич-Токаржевский стал командиром советской зоны ZWZ, но был арестован в марте 1940 года советскими войсками при попытке пересечь новую германо-советскую границу. В июне Сикорский назначил Ровецкого командующим обеих зон.
Владислав Сикорский, польский главнокомандующий и премьер-министр во время Второй мировой войныУчитывая, что ZWZ сосредоточила внимание на военных аспектах гражданское измерение борьбы было менее четко определено и развивалось медленнее - ситуация усугублялась сложными политическими дискуссиями, которые затем разворачивались между политиками в оккупированной Польше и правительством в изгнании (сначала находившимся в Париже, а затем после падения Франции в Лондоне). Правительство Сикорского выбрало гораздо более демократическую процедуру, чем менее демократичный довоенный режим Санации. Национальный совет (Rada Narodowa) был сформирован правительством в изгнании в декабре 1939 года, в который входили представители различных польских политических фракций. Между тем, в оккупированной Польше важный шаг к развитию гражданской структуры организации был сделан в конце февраля 1940 года, когда ZWZ учредила местную версию Национального совета, Политический консультативный комитет (Polityczny Komitet Porozumiewawczy, ПКП). ПКП была образована в 1940 году в соответствии с соглашением между несколькими основными политическими партиями: Социалистическая партия, Народная партия, Национальная партия и Лейбористская партия <19.>. В 1943 году оно было переименовано в Внутреннее политическое представительство (Krajowa Reprezentacja Polityczna), а в 1944 году в Совет национального единства (Rada Jedności Narodowej).
Структуры в оккупированных Польша поддерживала тесную связь с правительством в изгнании посредством радиосвязи и «сотен, если не тысяч» курьеров, таких как Ян Карский. Одним из наиболее значительных событий 1940 года стало создание офиса Правительственной делегации Польши (Delegatura Rządu na Kraj) с Кириллом Ратайски (назначенным 3 декабря) в качестве первого Делегат ; это событие ознаменовало официальное начало Подземного государства (за Ратайским последовали Ян Пекалкевич, Ян Станислав Янковский и Стефан Корбонский ). Должность делегата можно рассматривать как эквивалент должности заместителя премьер-министра (особенно после принятия законодательства 1944 года). В отличие от ВРП и ПКП, которые действовали вместе с военными структурами, но не имели на них влияния, Делегация имела бюджетный контроль над вооруженными силами. Делегация должна была наблюдать за военными и воссоздавать гражданскую администрацию.
Еще в 1940 году гражданское подразделение Подземного государства активно поддерживало подпольное образование ; затем он приступил к развитию социального обеспечения, информации (пропаганды) и справедливости сетей.
К 1942 году большинство разногласий между политиками в оккупированной Польше и в изгнании были положительно урегулированы. К 1943 году ПКП превратилась в Внутреннее политическое представительство (Krajowa Repzentacja Polityczna, KRP), которое послужило основой Совета национального единства (Rada Jedności Narodowej, RJN) создан 9 января 1944 года. Совет, возглавляемый Казимежем Пучаком, считался парламентом подпольного государства. Тем временем военное подразделение Подземного государства резко расширилось, и в 1942 году ZWZ была преобразована в Armia Krajowa (АК, или Армия Крайовой). Среди командиров ZWZ-AK были Стефан Ровецкий, Тадеуш Коморовский и Леопольд Окулицкий.
В августе 1943 и марте 1944 года Польское подпольное государство объявило о своем долгосрочном плане, который частично был направлен на то, чтобы подорвать привлекательность некоторых предложений коммунистов. Коммунисты в своих все более радикальных декларациях «За что мы боремся» (с марта и ноября 1943 г.) предлагали создать сильно социалистическое или даже коммунистическое государство, осуждая капитализм, который они приравнивали к рабству. Они требовали национализации большей части, если не всей экономики, введения централизованного планирования. Декларация Подземного государства «За что борется польский народ» провозгласила восстановление Польши как демократического парламентского государства. в качестве своей цели гарантировать полное равенство меньшинств, а также полную свободу слова, свободу религии и свободу политической деятельности. План также призывал к созданию центральноевропейского федерального союза без доминирования какого-либо одного государства. В экономическом секторе плановая экономика получит поддержку, приняв социалистические и христианские демократические принципы, такие как перераспределение доходов, с целью сокращения экономическое неравенство. План обещал земельную реформу, национализацию промышленной базы, требование территориальной компенсации от Германии и восстановление восточной границы страны до 1939 года. Согласно плану, восточные границы страны, очерченные Рижским договором 1921 года, будут сохранены, в то время как на севере и западе компенсация будет запрашиваться с немецких территорий. Таким образом, основные политические разногласия между Подпольным государством и коммунистами заключались не в радикальных экономических и социальных реформах, за которые выступали обе стороны, а в их расходящихся позициях по таким вопросам, как национальный суверенитет, границы и польский -Советские отношения. Программа подверглась критике со стороны националистических фракций за то, что она была слишком социалистической и недостаточно «христианской».
Подпольное государство достигло зенита своего влияния в начале 1944 года. В апреле польское правительство в изгнании признало административную структура Аппарата Делегата как Временная правительственная администрация. Именно тогда Делегат был официально признан заместителем премьер-министра, и был создан Совет министров на дому (Krajowa Rada Ministrów, KRM). Подземное государство, однако, резко упало после общенационального восстания Операции «Буря », начатой весной 1944 года. В дополнение к дорогостоящей и в конечном итоге неудачной Варшавской части восстания Операции Буря, враждебное отношение Советского Союза и его марионеточного польского правительства, Польского комитета национального освобождения (Polski Komitet Wyzwolenia Narodowego, PKWN) к некоммунистическому сопротивлению, лояльному Польское правительство в изгнании обернулось катастрофой. Подземное государство предполагало, что польское сопротивление поможет наступающим советским войскам, а командиры АК и представители административной власти возьмут на себя роль законных хозяев. Вместо этого Советы обычно окружали, разоружали и арестовывали представителей военной власти подполья и его гражданских представителей, создавая вместо этого свои собственные административные структуры. В начале июля 1944 года, даже когда сопротивление АК продолжало свою борьбу против немцев, Подпольное государство было вынуждено приказать АК и его административной структуре скрываться от Советов из-за продолжающихся арестов и репрессий со стороны тех, кто раскрыл себя..
События 1943 года значительно ослабили польское правительство в изгнании. Между Польшей и Советским Союзом, все более важным союзником Запада, возник разрыв, особенно после раскрытия Катынской резни в 1943 году (13 апреля), за которым последовал разрыв дипломатических отношений с Польша Советами (21 апреля). Последующая смерть (4 июля) харизматичного генерала Сикорского, которому сменил менее влиятельный Станислав Миколайчик на посту премьер-министра и генерал Соснковский на посту главнокомандующего, способствовала упадку. Ни один представитель польского правительства не был приглашен на Тегеранскую конференцию (28 ноября, 28 ноября - 1 декабря 1943 г.) или Ялтинскую конференцию (4–11 февраля 1945 г.), два важных события в в котором западные союзники и Советский Союз обсуждали облик послевоенного мира и определили судьбу Польши, отнеся ее к советской сфере влияния. В Тегеране ни Черчилль, ни Рузвельт не возражали против предложения Сталина о том, что польское правительство в изгнании в Лондоне не представляет интересы Польши; как отметила историк Анита Пранмовска, «это положило конец слабому влиянию и разуму существования этого правительства». После Тегеранской конференции Сталин решил создать свое собственное марионеточное правительство для Польши, и PKWN был провозглашен в 1944 году. PKWN был признан Советским правительством в качестве единственной законной власти в Польше, а правительство Миколайчика в Лондоне., был назван Советами «незаконной и самозваной властью». Миколайчик был премьер-министром до 24 ноября 1944 года, когда, осознавая растущее бессилие правительства в изгнании, он ушел в отставку, и его место занял Томаш Аркишевский, «чья безвестность», по словам историка Мечислав Б. Бискупский, «совершенно бессмысленно сигнализировал о прибытии правительства в изгнании»
Стефан Корбонски, последний делегатКоммунисты просто отказались иметь дело с подпольным государством. как будто они отказались иметь дело с правительством в изгнании; ее лидеры и солдаты на «освобожденных» польских территориях подвергались гонениям. Ряд видных лидеров подпольного государства, в том числе правительственный делегат Ян Станислав Янковский и последний главнокомандующий АК генерал Леопольд Окулицкий, которые решили раскрыть себя и по советскому приглашению начали открытые переговоры с коммунистическими властями, были арестованы и осуждены Советами в Москве на печально известном Процессе шестнадцати (аресты были произведены в марте 1945 года, а сам процесс проходил в Июнь того же года). 27 июня 1945 года Совет национального единства провел свое последнее заседание, выпустив декларацию из 12 пунктов, в которой требовалось, чтобы Советская армия покинула Польшу и прекратила репрессии против некоммунистических политических партий. Офис правительственного делегата дома, реорганизованный после ареста его руководства и возглавляемый последним делегатом, Стефаном Корбонским, расформирован 1 июля после создания в Москве Временного правительства национального единства. (Tymczasowy Rząd Jedności Narodowej, TRJN) 28 июня 1945 года. Роспуск этих структур ознаменовал конец подпольного государства.
TRJN состояло в основном из коммунистических представителей PKWN, с символикой представление оппозиции как жест в сторону западных союзников. С учреждением TRJN правительство в изгнании перестало признаваться западными союзниками (Франция отозвала свое признание 29 июня, затем Великобритания и США 5 июля), которые решили поддержать поддерживаемые Советским Союзом и все более коммунистический корпус TRJN. Считая это «предательством Запада », правительство в изгнании протестовало против этого решения и продолжало действовать до падения коммунизма в 1989 году, когда оно признало посткоммунистическое правительство Польши. Фальсифицированные выборы в законодательные органы Польши 1947 года ознаменовали начало неприкрытого коммунистического правления в Польше; нескольким независимым политикам, таким как Миколайчик, которые пытались сформировать оппозицию, угрожали арестом, отставкой или эмигрантом.
Военное подразделение Подземного государства, Армия Крайова, официально расформировано 19 января 1945 года, чтобы избежать вооруженного конфликта с Советским Союзом и гражданская война. В течение следующих нескольких лет коммунисты укрепили свою власть в Польше, фальсифицируя выборы, преследуя оппозицию и устраняя ее как политическую силу. Остатки вооруженного сопротивления (NIE, Делегация вооруженных сил Польши, Свобода и независимость ), которые отказались сложить оружие и сдаться коммунистическому режиму, продолжались продержаться несколько лет в качестве проклятых солдат, сражающихся с поддерживаемыми Советским Союзом коммунистическими силами, пока не будет уничтожено.
Подпольное государство представляло большинство, хотя и не все, политические фракции Второй Польской Республики. Политический консультативный комитет (ПКП) представлял четыре основные польские партии: Социалистическую партию (PPS-WRN), Народную партию (SL), SN и Лейбористская партия (SP). СП присоединилась к ПКП в июне 1940 года, через четыре месяца после создания ПКП; и PPS-WRN вышла из PKP в период с октября 1941 года по март 1943 года. Эти партии, известные как Большая четверка, также были представлены во Внутреннем политическом представительстве (KRP). По сравнению с ПКП и КРП Совет национального единства был гораздо более представительным и включал представителей нескольких более мелких политических группировок. Несколько других групп не имели значительного представительства в PKP и KRP, но, тем не менее, поддерживали подпольное государство. Непольские этнические меньшинства, в первую очередь украинцы и белорусы, не были представлены в подпольном государстве; однако евреи были.
Наиболее важные группы, которые не были представлены в подпольном государстве, включали коммунистическую (Польскую рабочую партию (PPR) и ее военное подразделение, Гвардия Людова ) и крайне правые (Группа Сзанец и ее военное подразделение, Военная организация Ящерский Союз ). И крайние левые (коммунисты), и крайне правые (националисты) видели себя в оппозиции подпольному государству. Однако только PPR, выступавшая против независимости Польши и поддерживающая полное включение Польши в Советский Союз, рассматривалась как полностью выходящая за рамки государства; другие группы рассматривались как законная оппозиция. В 1944 году PPR станет частью советского марионеточного правительства PKWN.
Правительство в изгнании, расположенное сначала во Франции, а затем в Соединенном Королевстве, с президентом, премьер-министром и главнокомандующий Польской армией был высшим военным и гражданским авторитетом, признанным властями Подземного государства в качестве своих командиров. Правительство в изгнании было представлено в оккупированной Польше правительственной делегацией Польши во главе с правительственным делегатом от Польши.
. Основная роль гражданской ветви подпольного государства заключалась в сохранении преемственности польского государства. в целом, включая его учреждения. Эти учреждения включали полицию, суды и школы. Эта ветвь государства была предназначена для подготовки кадров и институтов для восстановления власти после поражения Германии во Второй мировой войне. К последним годам войны гражданская структура Подземного государства включала подпольный парламент, администрацию, судебные органы (суды и полицию ), среднее и высшее образование и поддерживал различные культурные мероприятия, такие как издание газет и книг, подпольные театры, лекции, выставки, концерты, а также охранял различные произведения искусства. Он также имел дело с предоставлением социальных услуг, в том числе для обездоленного еврейского населения (через Совет помощи евреям, или Жегота ). Через Управление гражданского сопротивления (1941–1943) гражданское подразделение также участвовало в менее значительных актах сопротивления, таких как мелкий саботаж, хотя в 1943 году этот отдел был объединен с Управление тайного сопротивления, формирующее Управление подпольного сопротивления, подчиненное АК.
Эти департаменты можно рассматривать как в общих чертах соответствующие министерства. Три отдела были посвящены вопросам, связанным с войной: Департамент по ликвидации последствий войны, Департамент общественных работ и реконструкции и Департамент информации и печати; другие ведомства отражали довоенные польские министерства (например, Департамент почтовых отделений и телеграфов или Департамент казначейства). Аппарат Делегата был разделен на отделы, 14 из которых существовали до конца войны; в полный список вошли: Управление Президента, Управление внутренних дел, Управление юстиции, Департамент занятости и социального обеспечения, Департамент сельского хозяйства, Департамент казначейства, Департамент торговли и промышленности, Департамент почтовых и телеграфных служб, Департамент по ликвидации последствий войны., Департамент транспорта, информации и печати, Департамент общественных работ и реконструкции, Департамент образования и культуры и Департамент национальной обороны.
На уровне географического разделения у делегации были местные отделения, делящие польские территории на 16 воеводств, каждое из которых подчиняется подпольному воеводе, далее разделенных на повятов, возглавляемых старостами, и с отдельными муниципальными образованиями. В начале 1944 года администрация Делегации насчитывала около 15 000 человек; В основном это были пожилые люди, так как младшие набирались для участия в военных операциях.
Военное подразделение Польского подпольного государства состояло в основном различных отделений Армии Крайовой (АК) и до 1942 г. Союза вооруженной борьбы. Эта рука государства была предназначена для подготовки польского общества к будущей борьбе за освобождение страны. Помимо вооруженного сопротивления, саботажа, разведки, обучения и пропаганды, военное подразделение государства отвечало за поддержание связи с лондонским правительством в изгнании и за защиту гражданского подразделения государства.
Армия Основными операциями сопротивления Крайовой были саботаж деятельности Германии, в том числе транспорт, направлявшийся на Восточный фронт в Советском Союзе. Диверсия немецких железнодорожных и автомобильных перевозок на Восточный фронт была настолько обширной, что, по оценкам, одна восьмая всех немецких транспортных средств на Восточный фронт была уничтожена или значительно задержана из-за действий АК.
АК также воевала с несколькими полномасштабные сражения с немцами, особенно в 1943 и 1944 годах во время операции «Буря». Они сковали значительные немецкие силы, численностью не менее нескольких дивизий (по верхним оценкам, около 930 000 человек), отвлекая столь необходимые припасы, пытаясь поддержать советские военные. Оперативники польской разведки поставляли союзникам ценную разведывательную информацию; 43 процента всех отчетов, полученных британскими спецслужбами из континентальной Европы в 1939–45, были получены из польских источников. На пике своего развития АК насчитывала более 400 000 человек и была признана одним из трех крупнейших или даже самых крупных движений сопротивления войны. Число погибших в результате действий польского подполья, основную часть которого составлял АК, составляет около 150 000.
В течение десятилетий исследования Польского подпольного государства были ограничены, в основном потому, что коммунистическая Польская Народная Республика не хотела полностью признавать роль некоммунистического сопротивления. В первые послевоенные сталинские годы попытки исследовать эту тему считались опасными, граничащими с незаконными. Особенно сложно было исследовать события, происходившие на территориях, аннексированных Советским Союзом в период 1939–1941 гг. Ограниченные исследования, посвященные подпольному государству, проводились в основном польскими эмигрантскими историками, живущими на Западе. Коммунистическое государство преуменьшало важность некоммунистических движений сопротивления, в то время как коммунистическое движение (Армия Людова ) подчеркивалось как имеющее первостепенное значение; на самом деле все было наоборот. Отсутствие исследований, проводимых польскими учеными, наряду с препятствиями, с которыми сталкивались иностранные ученые, пытающиеся получить доступ к исходным материалам в коммунистической Польше, способствовали возникновению ситуации, в которой западные ученые практически не обсуждали одно из крупнейших движений сопротивления в Европе - некоммунистическое Польское движение сопротивления. Основная часть западных исследований была сосредоточена на гораздо меньшем французском сопротивлении (la Résistance).
С падением коммунизма Польша восстановила полную независимость, и польские ученые могли начать неограниченное исследование всех аспектов польской истории. Ученые, решившие исследовать Подземное государство, также столкнулись с проблемой его уникальности (ни одна страна или нация никогда не создавала подобный институт) и, следовательно, с проблемой его определения. Польский историк Станислав Салмонович, обсуждая историографию Польского подпольного государства, определил его как «совокупность государственно-правовых, организационных и гражданских структур, которые должны были обеспечить конституционное продолжение польского государственность на собственной территории ». Салмонович пришел к выводу, что «эта конституционная преемственность, реальное выполнение функций государства на его прошлой территории и лояльность подавляющего большинства польского общества были наиболее важными элементами его существования».
Подпольное государство также стало официально признан польским правительством, местными властями и обществом, при этом в большинстве крупных городов Польши воздвигнуты различные мемориалы Сопротивлению, связанным с подпольным государством. В Познани есть специальный польский подземный государственный памятник, воздвигнутый в 2007 году. 11 сентября 1998 года Сейм (парламент) Польши объявил день 27 сентября (годовщину основания Служба Победы Польши ).