Социалистическая экономика включает экономическую теорию, практику и нормы гипотетических и полезных социалистические экономические системы. Социалистическая система собственностью общественной собственностью и использованием средств производства, которые могут принимать форму автономных кооперативов или прямой общественной собственности, где производство осуществляется непосредственно для использования, а не для получения прибыли. Социалистические системы, использующие которые рынки для распределения капитальных благ и факторов производства между экономическими единицами, обозначаются рыночным социализмом. Когда используется планирование, экономическая система обозначается как социалистическая плановая экономика. Ночные формы социализма обычно включают систему учета, основанную на натуральном исчислении до стоимости ресурсов и товаров.
Социалистическая экономика была связана с различными школы экономической мысли. Марксистская экономика обеспечила основу социализма, основанного на анализе анализа, как неоклассическая экономика и эволюционная экономика предоставила всеобъемлющие модели социализма. В течение 20 века предложения и модели для социалистической плановой, так и рыночной экономики в степени основывались на неоклассической экономике или на синтезе неоклассической экономики с марксистской или институциональной экономикой.
Как, социалистическая экономика может также предложить анализу прежних экономических систем, которые были реализованы в социалистических государствах, например, в работах венгерского экономиста Яноша Корнаи. Американский анархист-индивидуалист Бенджамин Такер, который соединил классическую экономику Адама Смита и социалистов Рикардо а также Пьер-Жозеф Прудон, Карл Маркс и Джозайя Уоррен, придерживавшиеся социализма, считали, что существует две школы социализма, а именно анархистский социализм и государственный социализм, утверждая, что их объединяет трудовая теория стоимости.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс считал общества охотников-собирателей и некоторые примитивные земледельческие общества общинными, и называл это примитивным коммунизмом. Об этом подробно писал Энгельс в книге Происхождение семьи, частной собственности и государства, основанной на неопубликованных заметках Маркса о работе Льюиса Генри Моргана.
Ценности. социализма уходят в докапиталистические институты, такие как религиозные коммуны, взаимные обязательства и общественная благотворительность средневековой Европы, развитие его экономической теории в первую очередь соответствует и отвечает на монументальные изменения, вызванные коренными отношениями феодализма и возникновения специфических капиталистических общественных изменений. Как таковое, его обычно считают движением, принадлежащим к современной эпохе. Многие социалисты рассматривали свою защиту как сохранение радикальных гуманистических идей, выраженных в доктрине Просвещения, таких как Рассуждения Жан-Жака Руссо о неравенстве, Вильгельм фон Гумбольдт Пределы деятельности государства, или Иммануил Кант настойчиво защищал Французскую революцию.
Капитализм появился в зрелой форме в результате проблем, поднятых, когда Система промышленных предприятий, требующая долгосрочных инвестиций и сопряженная с рисками, была введена в интернационализированную коммерческую (меркантилистскую) структуру. С исторической точки зрения наиболее насущными потребностями этой новой системы были гарантированные поставки элементов промышленности (земля, сложное оборудование и рабочая сила), и эти императивы привели к коммодификации этих элементов.
Согласно классическому отчету влиятельного социалистического историка-экономиста Карла Поланьи, насильственное преобразование земли, денег и особенно труда в товары, которые должны быть распределены с помощью автономного рыночного механизма, было чуждым и бесчеловечным разрывом прежних времен. -существующая социальная ткань. Маркс рассматривал этот процесс в аналогичном свете, называя его частью процесса «первоначального накопления», посредством которого накапливается достаточно начального капитала, чтобы начать капиталистическое производство. Дислокация, которую описывают Поляни и другие, вызвала естественное противодействие в попытках вновь ввести экономику в общество. Эти контрдвижения, которые включаются, например, луддитские восстания , являются зарождающимися социалистическими движениями. Со временем такие породили или приобрели набор интеллектуальных защитных средств, которые пытались теоретически развить свои идеи.
Как заметил Поланьи, эти контр-движения были в основном реактивными и, следовательно, являлись полноценными социалистическими движениями. Некоторые требования не пошли дальше смягчить наихудшие последствия капиталистического рынка. Позже была предоставлена полная социалистическая программа, обосновывающая необходимость системных преобразований. Универсальные человеческие потребности в универсальных человеческих потребностях, обеспечивающие универсальные человеческие потребности в экономических условиях., расширении прав и возможностей. творчество, разнообразие и солидарность.
В этом контексте социализма пережил четыре периода: первый в XIX веке был периодом утопических видений (1780–1850-е годы); произошел подъем революционных социалистических и коммунистических движений в 19 веке как основная оппозиция рост корпораций и индустриализации (1830–1916); поляризация социализма вокруг вопроса о Советском Союзе и принятие в ответ социалистической или социал-демократической политики (1916–1989); и реакция социализма в неолиберальную эпоху (1970-е годы по настоящее время). По мере развития социализма развивалась и социалистическая система экономики.
Первые теории, которые стали использовать термин «социализм», начали формулироваться в конце 18 века и получили название «социализм» в начале 19 века. Центральные убеждения социализма этого периода основывались на эксплуатации тех, кто работал, теми, кто владел капиталом или арендовал землю и жилье. Ужасные страдания, казавшиеся, были обречены рабочие классы, послужили источником вдохновения для ряда школ мысли, которые утверждали, что жизнь в классе мастеров или «капиталистов», их тогда стали называть, будет состоять из работы. низведение классов до прожиточного минимума (см. железный закон заработной платы ).
Социалистические идеи выражения в утопических движениях, которые часто формируют сельскохозяйственные коммуны, стремящиеся к самообеспечению на земле. К ним религиозные религиозные движения, такие как христианский социализм шейкеров в Америке гуттеритов. сионистские кибуцы и коммуны контркультуры также являются проявлениями утопических социалистических идей.
Утопический социализм мало что мог предложить в систематической теории экономических явлений. Теоретически экономические проблемы были решены утопическим обществом, преодолением материального дефицита. На практике сообщества с общим духом иногда могут быть решены проблемы распределения.
На первые организованные теории социалистической экономики большое влияние оказала классическая экономическая теория, включая элементы из Адама Смита, Роберта Мальтуса и Давид Рикардо. У Смита есть концепция общего блага, не обеспечиваемого рынком, классовый анализ, озабоченность дегуманизирующими аспектами фабричной концепции системы и ренты как непродуктивной. Рикардо утверждал, что арендующий класс был паразитом. Это, а также возможность «всеобщего перенасыщения », чрезмерного накопления капитала для производства товаров для продажи, а не для использования, стали используемой растущей критики концепции о том, что свободные рынки с конкуренцией будут достаточно, чтобы предотвратить катастрофические спады в экономике, и не приведет ли необходимость в расширении к войне.
Ключевым ранним социалистическим теоретиком политической экономии был Пьер-Жозеф Прудон. Он был самым известным из теоретиков мутуалистов девятнадцатого века и первым мыслителем, назвавшим себя анархистом. Другими были: технократы, такие как Анри де Сен-Симон, аграрные радикалы, такие как Томас Спенс, Уильям Огилви и Уильям Коббетт ; антикапиталисты, такие как Томас Ходжскин ; коммунитарные и утопические социалисты, такие как Роберт Оуэн, Уильям Томпсон и Шарль Фурье ; антирыночные социалисты, такие как Джон Грей и Джон Фрэнсис Брей ; христианский мутуалист Уильям Батчелдер Грин ; а также теоретики чартистского движения и ранние сторонники синдикализма.
Первые сторонники социализма продвигали социальное выравнивание с целью создания меритократического или технократического общества, основанного на индивидуальном таланте. Граф Анри де Сен-Симон был первым человеком, придумавшим термин «социализм». Сен-Симон был очарован огромным потенциалом науки и техники, чтобы его отстаивать социалистическое общество, которое устраняло беспорядочные аспекты капитализма и будет основано на равных возможностях. Сен-Симон выступал за общество, в котором каждого человека оценивали в соответствии с его или ее способностями и вознаграждали в соответствии с его или ее работой. Это сопровождалось желанием использовать рациональную организацию и ориентированную на крупномасштабный научный и материальный прогресс, что воплощение стремления к полу- плановой экономике.
Другие ранние социалистические мыслители находились под экономисты-классики. Социалисты Рикардо, такие как Томас Ходжскин и Чарльз Холл, основывались на работе Дэвида Рикардо и полагали, что равновесная стоимость товаров соответствует ценам производителей, когда эти товары находятся в эластичном предложении. и что эти цены производителей соответствуют воплощенному труду. Рикардианские социалисты оценивали прибыль, проценты и ренту как вычеты из этой меновой стоимости.
Карл Маркс систематический анализ в попытке прояснить противоречивые законы движения капитализма, а также выявить механизмы, с помощью которых он эксплуатирует и отчуждает. Он радикально модифицировал классические политико-экономические теории. Маркс преобразовал трудовую теорию стоимости, над которой работали Адам Смит и Давид Рикардо, в свой «закон стоимости ", и использовал его с целью показать, как товарный фетишизм обеспечивает реальность капиталистического общества.
Его подход, который Фридрих Энгельс назвал бы «научным социализмом », стал бы В одном направлении пошли те, кто отвергал капиталистическую систему как фундаментальную антисоциальную, утверждая, что никогда нельзя использовать для эффективной реализации полного развития человеческих возможностей, когда «свободное развитие каждого условием свободного развития всех».>
Das Kapital Маркса - это неполный труд по экономической теории; он планировал четыре тома, но закончил два и оставил своему соавтору Энгельсу завершить третий. Богатство народов, стремление ящейся стать исчерпывающим логическим описанием производства доходов и финансов в отношении морали и государства. Работа по философии, антропологии, социологии и экономике включает следующие темы:
Анархическая экономика - это набор теорий и практик экономики и экономической деятельности в рамках политической философии анархизма.
Пьер Жозеф Прудон был вовлечен с лионскими мутуалистами и позже принял это имя для описания его собственного учения. Мутуализм - это анархическая школа мысли, которая берет свое начало в трудах Пьера - Джозеф Прудон, который представлял общество, в котором каждый человек мог бы обладать средствами производства индивидуально или коллективно, при этом торговля представляла бы эквивалентные количества труда на свободном рынке. Неотъемлемой частью этой схемы было создание банка взаимного кредитования, который будет ссужать производителям под минимальную процентную ставку, достаточно высокую, чтобы покрыть административные расходы. Мутуализм основан на трудовой теории стоимости, согласно которой, когда труд или его продукт продается, в обмен он должен получать товары или услуги, воплощающие «количество труда, необходимое дляПроизводство предмета точно такого же и равная полезность ". Получение чего-либо меньшего будет считаться эксплуатацией, воровством рабочей силы или ростовщичеством.
Завоевание хлеба Петром Кропоткиным, влиятельной работой, которая представляет собой экономическое видение анархо-коммунизмКоллективный анархизм - это революционная доктрина, которая выступает за отмену государства и частной собственности на средства производства Вместо этого он предполагает, что средства производства находятся в коллективной собственности, контролируются и управляются самими производителями. Т.к. рабочие будут определяться в демократических организациях на основе количества времени. будут сообщать о покупке и продаже товаров на коммунальном рынке. Коллективистский анархизм чаще всего ассоциируется с Михаилом Бакуниным, антиавторитарными секциями Первого Интернационала и ранним испанским анархистским движением.
Анархо-коммунизм - это теория анархизма, которая выступает за отмену государства, частная собственность и капитализма в пользу общей собственности на средства производства, прямая демократия и горизонтальная сеть общественных объединений и рабочих советов с производством и потреблением на основе руководящего принципа: «от каждого по способностям, каждому по потребности». Отличие от мутуализма, коллективистского анархизма и марксизма, анархо-коммунизм, защищаемый Петром Кропоткиным и Эррико Малатеста, полностью отверг трудовую теорию стоимости, вместо этого отстаивая экономику подарков и основывать распределение на потребности. Как связная современная экономико-политическая философия, анархо-коммунизм был впервые сформулирован в итальянском разделе Первого Интернационала Карло Кафьеро, Эмилио Ковелли, Эррико Малатеста, Андреа Коста и другие бывшие маззинианцы республиканцы. Из уважения к Михаилу Бакунину они не делали явных разногласий с коллективистским анархизмом до самой смерти Бакунина. К 1880-х годов большая часть европейского анархистского движения заняла анархо-коммунистическую позицию, выступая за отмену наемного труда и начала по необходимости. По иронии судьбы ярлык «коллективистский» стал чаще ассоциироваться с марксистскими государственными социалистами, которые выступали за сохранение системы оплаты труда во время перехода к полному коммунизму.
Левый рыночный анархизм решительно подтверждает классические либеральные идеи самообладания и другие рынки, хотя и подтверждают это, с учетом их логических выводов, эти идеи решительно антикорпоративные, антииерархические, прорабочие позиции и антикапитализм в экономике и антиимпериализм во внешней политике.
Нереволюционные социалисты были вдохновлены трудами Джона Стюарта Милля, а позже Джона Мейнарда Кейнса и Кейнсианцы, которые предоставлено теоретическое обоснование участия в существующей рыночной экономике. Согласно кейнсианцам, если бы экономические циклы можно было сгладить за счет национальной собственности на ключевые отрасли и государственного управления их инвестициями, классовый антагонизм был бы эффективно обуздан. Они утверждают, что между трудом и классом капиталистов будет заключен договор и нет необходимости в революции. Джоан Робинсон и Майкл Калецки легли в основу критической посткейнсианской экономики, которая временами выходит далеко за рамки либерального реформизма.
Марксистские экономисты развили различные тенденции, основанные на противоречивых интерпретациях идей Маркса, таких как «Закон стоимости» и теория кризиса. В школе монополистического капитализма Пол А. Баран и Суизи пытались изменить теорию капиталистического развития Маркса, основанную на предположении о ценовой эволюции, чтобы отразить теорию эволюции до стадии, когда экономика, и государство находились под доминирующим гигантских корпораций.
Анализ мировых систем вновь подтвердил идею Маркса о всемирном разделении труда и стремлении к накоплению с целостной точки зрения исторического развития капитализма как глобальной системы. В 1979 г. Иммануил Валлерстайн писал:
Сегодня в мировой экономике нет социалистических систем, равно как и феодальных систем, потому что существует только одна мир-система. Это мир-экономика, по определению капиталистическая по форме. Социализм предполагает создание мир-системы нового типа, ни перераспределительной мировой-империи, ни капиталистической мир-экономики, а социалистического мирового правительства. Я не считаю эту проекцию неизбежно. Это будет результатом долгой социальной борьбы в формах, которые могут быть знакомы и, возможно, в очень немногих формах, которые будут иметь место во всех сферах мировой экономики.
Пьеро Сраффа попытка создать ценность Теория, которая была объяснением нормального распределения цен в экономике, а также доходов и экономического роста. Он обнаружил, что чистый продукт или излишек в сфере производства определялся балансом переговорных сил между рабочими и капиталистами, который подвергался воздействию неэкономических, предположительно социальных и политических факторов.
мутуалистическая тенденция, связанная с Пьером-Жозефом Прудоном, также продолжалась, оказывая влияние на развитие либертарианского социализма, анархистского коммунизма, синдикализм и дистрибутивизм.
Социалистическая экономика - это система производства, где товары и услуги производятся непосредственно для использования, отличие от капиталистической экономической системы, где товары и услуги производятся для получения прибыли (и, следовательно, косвенно для использования). «Производство при социализме будет непосредственно и исключительно для использования. Ресурсный ресурс, доступ к ресурсам, доступ к ресурсам. Товары и услуги будут производиться за их потребительную стоимость, устраняя необходимость в рыночных потребностях для обеспечения необходимого спроса на продукты, продаваемые с прибылью. Следовательно, производство в социалистической экономике является «плановым» или «координированным» и не страдает от бизнес-цикла, присущего капитализму. В большинстве социалистических теорий экономическое планирование применяется только к факторам производства, а не к распределению товаров и услуг, произведенных для потребления, которые распределяются через рынок. Карл Маркс утверждал, что «низшая ступень коммунизма» будет состоять из компенсации, основанной на количестве труда, человек вносит в общественный продукт.
Владение средствами производства рассматривается в разных социалистических теориях. Он может быть основан на государственной собственности государственного аппарата; прямое владение пользователями производственной собственности через рабочий кооператив ; или в общей собственности всего общества с делегированием управления и контроля тем, кто управляет / использует средства производства.
Управление и контроль над деятельностью предприятий на самоуправлении и самоуправлении с равными властными отношениями на рабочем месте для максимальной профессиональной автономии. Социалистическая форма организации устранит отслеживаемые иерархии, так что останется только иерархия, основанная на технических знаниях на рабочем месте. Каждый член имеет право принимать решения в фирме и участвовать в установлении общих целей политики. Политики / цели будут осуществляться техническими специалистами, которые будут устанавливать координирующую иерархию фирмы, которые будут устанавливать или директивы для рабочего сообщества для достижения этих целей.
Однако экономия прежних Социалистические государства, за исключением Югославии, основывались на бюрократическом управлении экономическими директивами сверху и микроуправлением на рабочем месте, вдохновленными капиталистическими моделями научного управления. В результате некоторых социалистических обществ утверждали, что основы экономики не были социалистическими из-за равных властных отношений на рабочем месте, наличия новой «элиты» и из-за товарного производства, которое имело место в этой экономикех. Эти экономические и социальные системы были классифицированы критиками как «бюрократический коллективист », «государственный капиталист » или «деформированное рабочее государство ». Точный характер СССР et al. остается нерешенным в рамках указанных социалистических движений. Как сказано выше, социалистические движения защищают другие системы, существующие в Восточной Европе и Советском Союзе, как было сказано выше, что общественная собственность на средства производства может иметь множество вариантов. В случае Советского Союза и его сателлитов именно государство управляло и управляло почти всей экономикой как единым предприятием.
Более того, продукты типа производились в странах советского населения, не производились напрямую для использования, учитывая тот факт, что они продавались по ценам ниже рыночных (т.е. продавались с дефицитом для потребления населения.>В выпуске Ежемесячного обзора за май 1949 года под названием «Почему социализм? » Альберт Эйнштейн писал:
Я защищен, что есть только один способ Эта экономика, которая приспосабливает производство к потребностям, обществу, распределению работы, устраняет () серьезное зло () путем создания социалистической экономики, соответствующей образовательной системой, ориентированной на социальные цели. которую предстоит выполнить, среди всех трудоспособных и гарантирует средства к существованию каждому мужчине, женщине и ребенку. го собственных врожденных способностей, будет пытаться немощь за своих ближних вместо прославления власти и успеха в нашем нынешнем обществе.
Экономическое планирование - это механизм распределения экономических ресурсов и принятия решений, основанный на прямом распределении, в отличие от рыночного механизма, который основан на распределенном распределении. Экономика, основанная на экономическом планировании, распределение ресурсов по мере необходимости, так что распределение происходит в форме внутренних трансфертов, а не рыночных операций, связанных с одним государственным учреждением или фирмой. Принятие решений осуществляется работниками и потребителями на уровне предприятия.
Экономическое планирование не является синонимом концепции городской экономики, которая существовала в Советском Союзе и основывалась на сильнорократизированном управлении всей экономикой. в соответствии с общим планом, сформулированы требования к выпуску микроорганизмов и предпринимались попытки управления решениями и политикой предприятий. Командная экономика на организационной модели капиталистической фирмы, но применяет ее ко всей экономике.
Различные сторонники экономического планирования были стойкими критиками экономики и централизованного планирования. Например, Лев Троцкий считал, что центральные планировщики, независимо от их интеллектуальных способностей, действуют без вклада и участия миллионов людей, которые участвуют в экономике и понимают местные условия и быстрые изменения в экономике. Следовательно, центральные планировщики не смогли бы эффективно координировать всю экономическую деятельность, потому что им не хватало этой неформальной информации.
Экономическое планирование при социализме принимает другую форму, чем экономическое планирование в капиталистических смешанных экономиках (например, дирижизм, центральный банк и индикативное планирование ); в первом случае планирование относится к производству потребительной стоимости напрямую (планирование производства), а во втором случае планирование относится к планированию накопления капитала с целью стабилизации или повышения эффективности этого процесса.
Цель социалистической экономики - нейтрализовать капитал или, в случае рыночного социализма, подвергнуть инвестиции и капитал социальному планированию, чтобы координировать производство товаров и услуг для непосредственного удовлетворения спроса (в отличие от потребностей рынка) и устранения бизнес-цикла и кризисов перепроизводства, которые возникают в результате экономики, основанной на накопление капитала и частная собственность на средства производства.
Социалисты обычно стремятся достичь большего равенства в принятии решений и экономических делах, предоставить рабочим больший контроль над средствами производства и своим рабочим местом и устранить эксплуатацию со стороны направление прибавочной стоимости сотрудникам. Свободный доступ к средствам существования является необходимым условием свободы, потому что он гарантирует, что вся работа является добровольной, и ни один класс или человек не имеет силы принуждать других выполнять отчуждающую работу.
Конечной целью марксистов социалистов является освобождение труда от отчуждающей работы и, следовательно, освобождение от необходимости выполнять такой труд для получения доступа к материальным предметам, необходимым для жизни. Утверждается, что свобода от необходимости максимизирует индивидуальную свободу, поскольку люди преследуют свои собственные интересы и дополнительные таланты без принуждения к выполнению работы для других (правящей элиты или правящего класса в данном случае) с помощью механизмов социального контроля таких как рынок труда и состояние. Стадия экономического развития, на которой это возможно, зависит от производительности потенциала общества. Эта продвинутая стадия социальных отношений и экономической организации называется чистым коммунизмом.
Социалистические экономические теории основывают ценность товара или услуги на его потребительной стоимости, а не издержки производства ( трудовая теория стоимости ) или меновая стоимость (предельная полезность ). Другие социалистические теории, такие как мутуализм и рыночный социализм, пытаются применить трудовую теорию стоимости к социализму, чтобы цена товара или услуги корректировалась до уровня рабочее время, затраченное на его производство. Рабочее время, затрачиваемое на каждое рабочее место, будет соответствовать трудовым кредитам. Рыночные социалисты, которые основывают свои модели на неоклассической экономике и, следовательно, на предельной полезности, такие как Оскар Ланге и Абба Лернер, предположили, что государственные предприятия устанавливают свою цену равными предельными издержками, таким образом достигнута эффективность Парето. Анархо-коммунизм, защищаемый Петром Кропоткиным и Эррико Малатеста, отверг трудовую теорию ценностей и самой меновой стоимости, выступал за экономику дара и базировать распределение на
Робин Ханел и Майкл Альберт определяет пять различных экономических моделей в рамках социалистической экономики:
Янош Корнаи выделяет пять различных типов социализма:
Социализм можно разделить на рыночный социализм и плановый социализм на основе их доминирующего механизма распределения ресурсов. Еще одно различие можно провести между типом структур собственности различных социалистических систем (государственная, кооперативная или общая ) и доминирующей экономической системой управления в экономике (иерархическая или самоуправляемый ).
Экономическая демократия - это модель рыночного социализма, разработанная американским экономистом Дэвидом Швейкартом. В модели Швейкарта предприятия и природные ресурсы принадлежат обществу в форме государственной банковской системы, руководство избирается рабочими внутри каждой фирмы. Прибыль распределяется между рабочими предприятиями.
Модель Ланге - Лернера предполагает общественную собственность на средства производства и их использование метода проб и ошибок для достижения равновесия цен центральным плановым советом. Центральный совет по планированию будет отвечать за установление цен методом и эффективностью действуя как абстрактный вальрасовский пробист в вальрасовской экономике. Руководителям государственных фирм будет дано указание установить цены, равные предельные издержки (P = MC), чтобы было достигнуто экономическое равновесие и эффективность Парето. Модель Ланге была расширена американским экономистом Аббой Лернером и стала известна как теорема Ланге - Лернера, в конкретной роли социальной дивиденда. К предшественникам модели Ланге класс экономисты-неоклассики Энрико Бароне и Фред М. Тейлор.
самоуправляемая экономика форма социализма, при которой предприятиями владеют и управляют их работниками, эффективно отрицательная динамика капитализма между работодателем и работником (или наемный труд ) и подчеркивая сопротивление отчуждению, самоуправлению кооперативный аспект социализма. Члены кооперативных фирм могут относительно свободно управлять своими делами и графиком работы. Наиболее широко эту модель разработали югославские экономисты Бранко Хорватия, Ярослав Ванек и американский экономист Бенджамин Уорд.
Самоуправляемое предприятие рабочего - недавнее предложение, выдвинутое американским экономистом-марксистом Ричардом Д. Вольфом. Эта модель имеет много общего с моделью социалистического самоуправления в том, что сотрудники владеют и руководят своими предприятиями, но при этом отводится большая роль демократического избранного менеджменту в рыночной экономике.
Демократический плановый социализм - это форма децентрализованной плановой экономики.
Возможный социализм был именем Алек Нове дал свой наброски социализма в своей работе «Экономика осуществимого социализма». По словам Нове, эта модель социализма «осуществима», потому что она может быть реализована при жизни любого человека, живущего сегодня. Он включает в себя сочетание государственных и централизованно управляемых предприятий для крупных предприятий, автономных государственных предприятий, потребительских и рабочих кооперативов для большей части экономики и частной собственности для малых предприятий. Это рыночная смешанная экономика, в которой играет роль макроэкономический интервенционизм и индикативное экономическое планирование.
Американский экономист Джеймс Юнкер подробно описал модель, в которой общественная собственность на средства производства достигается таким же образом, как частная собственность достигается в современной капитализме через систему, которая отделяет функции управления от собственности. Юнкер утверждает, что социальная собственность может быть достигнута, если государственный орган, обозначенный Государственным органом государственной собственности (BPO), владеет акциями публично зарегистрированных компаний, не влияющими на рыночное распределение вложений капитала. Юнкер назвал эту модель прагматическим рыночным социализмом, потому что она не требует массовой системы управления обществом и существующей системой управления нетронутой. и устоявшиеся предприятия. позволит распределять прибыль всего населения в виде социальных дивидендов вместо того, чтобы получить в основном к классу наследников рантье.
Партисипативная экономика использует коллективное принятие решений как экономический механизм, управляющий производством, потреблением и распределением ресурсов в данном обществе.
Предложения по использованию компьютерной информационной технологии для системы и оптимизации распределения (также известные как кибернетика ) в экономике имеют были применены различные социалисты, экономистами и компьютерными специалистами, в том числе Оскаром Ланге, советским инженером Виктором Глушковым, а совсем недавно Полом Кокшоттом и Аллином Коттреллом.
«Век сетевой информации» сделал возможное развитие и появление форм организации производства стоимости в нерыночных механизмах, которые были названы одноранговым производством на основе общих ресурсов Наряду с отрицанием права собственности и форме собственности при разработке программного обеспечения в с открытым исходным кодом и с открытым дизайном.
Экономист Пэт Девайн создал модель системы под названием «согласованная координация», основанная на общественной собственности тех, на кого использование задействованных активов., решения принимаются теми, кто находится на наиболее оптимальном уровне производства.
Хотя существует ряд экономических систем с различными социалистическими атрибутами или признаны социалистическими их сторонниками, почти все экономические системы, перечисленные ниже, в степени сохранили элементы капитала такой как наемный труд, накопление капитала и товарное производство. Тем не менее, различные элементы социалистической экономики внедрялись или экспериментировались в различных экономиках на всей истории.
Различные формы социалистических организационных атрибутов существуют как второстепенные способы производства в контексте капиталистической экономики на протяжении всей истории - примеры этого включают кооперативные предприятия в капиталистической экономике и обеспечивающие свободные -движение программного обеспечения, основанное на социальном обеспечении одноранговом производстве.
Централизованно планируемая экономика сочетает в себе государственную собственность на средства производства с централизованным государственным планированием. Эта модель обычно ассоциируется с общественной экономикой советского типа. В централизованной плановой экономике решения относительно количества товаров и услуг, которые будут производиться, заранее планируются плановым агентством. В первые годы советского централизованного планирования процесс планирования основывался на выбранных физических физических потоках с мобилизацией ресурсов для достижения производственных целей, измеряемых в натуральных или технических целях. Этот материальный баланс метод достижения согласованности планирования был дополнен и заменен планированием стоимости, когда предприятия могли нанимать деньги на рабочую силу и закупать материалы и промежуточные производственные товары и услуги. Советская экономика была приведена в равновесии путем объединения трех наборов расчетов, а именно создание модели, включающей балансы производства, трудовых ресурсов и финансов. Учения проводились ежегодно и включали итерационный процесс («метод последовательного приближения»). Хотя номинально это была "централизованно планируемая" экономика. Помимо экономики Советского Союза и Восточного блока, эту экономическую модель также использовали Китайская Народная Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Кубы и Северной Кореи.
Советский Союз и некоторые из его европейских сателлитов стремились к полностью централизованной плановой экономике. Хотя они почти полностью отказались от частной собственности на средства производства, рабочие по-прежнему платят заработную плату за свой труд. Некоторые считают, что согласно марксистской теории это должно быть шагом к подлинному рабочему государству. Однако некоторые марксисты считают это непониманием взглядов Маркса на исторический материализм и его взгляды на процесс социализации.
Характеристики этой модели экономики были:
Система планирования в Советском Союзе была введена при Сталине между 1928 и 1934. После Второй мировой войны в семи странах Центральной и Восточной Европы с коммунистическими правительствами к 1951 году было введено централизованное планирование с пяти- (или шестилетними) планами по советской модели. Общими чертами были национализация промышленность, транспорт и торговля, принудительные закупки в сельском хозяйстве (но не коллективизация) и монополия на внешнюю торговлю. Цены в основном определялись на основе затрат на вводимые ресурсы, метод, основанный на трудовой теории стоимости. Поэтому цены не стимулировали производственные предприятия, ресурсы которых вместо этого преднамеренно нормировались центральным планом. Это «жесткое планирование» началось примерно в 1930 году в Советском Союзе и было ослаблено только после экономических реформ в 1966–1968 годах, когда предприятия поощрялись к получению прибыли.
Согласно коммунистической партии, заявленной целью планирования была дать возможность людям через партийные и государственные институты осуществлять деятельность, которая была бы сорвана рыночной экономикой, включая быстрое распространение всеобщего образования и здравоохранения, городское развитие с массовым качественным жильем и промышленное развитие всех регионов страны. Тем не менее, в плановой экономике советского типа рынки продолжали существовать. Даже после коллективизации сельского хозяйства в Советском Союзе в 1930-х годах члены колхоза и все, у кого был частный приусадебный участок, могли свободно продавать свою продукцию (сельскохозяйственным рабочим часто платили натурой). Лицензированные рынки действовали в каждом городе и городском районе, где негосударственные предприятия (например, кооперативы и колхозы) могли предлагать свои товары и услуги. Начиная с 1956 и 1959 годов, в Советском Союзе был отменен весь военный контроль над рабочей силой, и люди могли свободно подавать заявления и увольняться с работы. Наиболее широкое распространение рыночные механизмы получили в Югославии, Чехословакии и Венгрии. С 1975 года советские граждане имели право заниматься частным ремеслом, а в 1981 году колхозники могли разводить и продавать скот в частном порядке. Следует также отметить, что домохозяйства могли свободно распоряжаться своими доходами по своему усмотрению, а доходы облагались незначительными налогами.
Различные ученые и политэкономы подвергли критике утверждение о том, что централизованная плановая экономика и, в частности, советская модель экономического развития представляют собой форму социализма. Они утверждают, что советская экономика была построена на накоплении капитала и извлечении прибавочной стоимости у рабочего класса плановым агентством с целью реинвестирования этого излишка в экономику и распространять среди менеджеров и высших должностных лиц, указывая на то, что Советский Союз и другие экономики советского образца были государственно-капиталистической и незапланированной административно-командной экономикой. Более фундаментально, эти экономики по-прежнему построены вокруг динамики капитализма, то есть накопления капитала, производства для прибыли (в отличие от производства для использования - определяющий критерий социализма) и закон ценности, которые еще не вышли за рамки системы капитализма, но фактически являются разновидностью капитализма, основанной на процессе государственного накопления.
По другую сторону аргумента - те, кто утверждает, что в социалистических плановых экономиках не создавалась прибавочная стоимость в результате трудовой деятельности или товарных рынков, и поэтому заявляют, что эксплуататорского класса не было, даже если существовало неравенство. Поскольку цены контролировались и устанавливались ниже рыночных уровней, не было элемента добавленной стоимости в точке продажи, как это происходит в капиталистических рыночных экономиках. Цены были построены на основе средней стоимости ресурсов, включая заработную плату, налоги, проценты по акциям и оборотному капиталу, а также надбавки на окупаемость инвестиций и амортизацию, поэтому в цене, взимаемой с клиентов, не было маржи прибыли. Заработная плата не отражала покупную цену труда, поскольку труд не был товаром, продаваемым на рынке, а организации-работодатели не владели средствами производства. Заработная плата была установлена на уровне, обеспечивающем достойный уровень жизни и обеспечивающем поощрение специалистов и образовательной квалификации. С макроэкономической точки зрения, план распределял весь национальный продукт среди рабочих в виде заработной платы для собственного использования, а часть удерживалась для инвестиций и импорта из-за границы. Разница между средней величиной заработной платы и величиной национального продукта на одного работающего не означала существования прибавочной стоимости, поскольку она была частью сознательно сформулированного плана развития общества. Наличие неравенства в социалистической плановой экономике не означало существования эксплуататорского класса. В Советском Союзе члены коммунистической партии имели возможность покупать дефицитные товары в специальных магазинах, а руководящая элита пользовалась государственной собственностью, чтобы жить в более просторных, а иногда и в роскошных помещениях. Хотя они получали привилегии, которые не всегда доступны, и некоторый дополнительный доход натурой, их официальное вознаграждение не отличалось от их беспартийных коллег. Руководители и рабочие предприятий получали только заработную плату и премии, соответствующие производственным планам, установленным плановыми органами. За пределами кооперативного сектора, который пользовался большей экономической свободой и прибыль от которого распределялась между всеми членами кооператива, не существовало класса извлечения прибыли. Другие утверждают, что рабочие в Советском Союзе и других марксистско-ленинских государствах имели реальный контроль над средствами производства через такие институты, как профсоюзы.
. Другие социалистические критики указывают на отсутствие социалистических социальных отношений в этих странах, особенно отсутствие самоуправления, бюрократической элиты, основанной на иерархической и централизованной власти, а также отсутствие подлинного контроля рабочих над средствами производства, что привело их к выводу, что они не были социалистами, но либо бюрократический коллективизм или государственный капитализм. Троцкисты утверждают, что они не социалистические и не капиталистические, а являются деформированными рабочими государствами. Этот анализ согласуется с апрельскими тезисами Ленина, в которых он заявил, что целью большевистской революции было не введение социализма, который мог быть установлен только в мировом масштабе, а что он был предназначен для производства и государство под контролем Советов рабочих депутатов. Более того, эти коммунистические государства часто не заявляют, что достигли социализма в своих странах; напротив, они утверждают, что строят и работают над установлением социализма в своих странах. Например, в преамбуле к конституции Социалистической Республики Вьетнам говорится, что Вьетнам вступил в переходную стадию между капитализмом и социализмом только после того, как страна была воссоединена в соответствии с Коммунистической партией в 1976 г. и Конституцией 1992 г. Республики Куба заявляет, что роль Коммунистической партии состоит в том, чтобы «направлять общие усилия к целям и построениюсоциализма ».
Это мнение оспаривается сталинистами и их последователи, утверждающие, что социализм установился в Советском Союзе после того, как Иосиф Сталин пришел к власти и ввел систему пятилетних планов. Конституция Советского Союза 1936 года, известная как Основной закон победив социализма, воплотила утверждение, что основы социализма были заложены. Сталин представил теорию социализма в одной стране, в которой утверждено, что социализм может быть построен в одной стране, несмотря на то, что он существует в глобальной капиталистической экономической системе. Тем не менее, было признано, что этап, на котором будет развит развитый социализм, будет длительным и не будет достигнут Советским Союзом в одиночку. Согласно официальным учебникам, первый этап переходного периода от капитализма к социализму был завершен к 1970-м годам в европейских социалистических странах (кроме Польши и Югославии), а также в Монголии и на Кубе. Следующая стадия развитого социализма не будет достигнута до тех пор, пока «экономическая интеграция социалистических государств не станет основным фактором их экономического прогресса», а социальные отношения не будут перестроены на «коллективистских принципов». Коммунистические писатели признали, что на этих ранних этапах построения социализма товаров на основе среднего общественно необходимого труда, происходящего и предполагал посредничество денег. Социалистическая плановая экономика системой товарного производства, но она сознательно направлена на удовлетворение потребностей людей, а не предоставлена «анархия рынка». На стадии развитого социализма «состояние диктатуры пролетариата превращается в состояние всех людей, отражающее возрастающую однородность общества» и «выравнивание уровней экономического развития» внутри социалистических стран и между ними. Это обеспечило бы основу для этапа усовершенствованного социалистического общества, где изобилие товаров позволяет их распределять в соответствии с потребностями. Только тогда мировая социалистическая система могла продвинуться к высшей фазе коммунизма.
К 1980-м год мировая экономическая социалистическая система охватила одну третье население мира, но не произвела более 15 процентов мирового экономического производство. Можно сказать, что на пике своего развития в середине 1980-х годов мировая социалистическая система включает следующие страны с «социалистической ориентацией», хотя не все были союзниками Советского Союза: Афганистан, Албания, Ангола, Болгария, Камбоджа, Китай, Куба, Чехословакия, Восточная Германия, Эфиопия, Венгрия, Мозамбик, Никарагуа, Северная Корея, Лаос, Монголия, Польша, Румыния, Вьетнам, Южный Йемен, Югославия и Советский Союз. Система сосуществовала вместе с мировой капиталистической системой, но была основана на принципах сотрудничества и взаимопомощи, а не на конкуренции и соперничестве. Участвующие страны стремились выровнять уровень экономического развития и играть роль в международном разделении труда. Важную роль Советской экономической взаимопомощи (СЭВ) или СЭВ, международный орган, созданный для экономического развития. Онал совместное планирование, создание международных экономических, научно-технических органов и методы сотрудничества между государственными органами и предприятиями, включая совместные предприятия и проекты. Союзниками СЭВ создавались в 1971 г.; и основанные в 1963 году, у которых были свои аналоги в Всемирном банке, Банке международных расчетов и Международном валютном фонде в несоциалистическом мире..
Основными задачами СЭВ были согласование плана, специализация производства и региональная торговля. В 1961 году Никита Хрущев, советский лидер, выдвинул предложения о создании интегрированного социалистического содружества с централизованным планированием, в котором каждый географический регион специализировал бы производство в соответствии с его набором природных и природных ресурсов. отдел кадров. Итоговый документ, «Основные принципы международного социалистического разделения труда», принят в конце 1961 года, несмотря на возражения Румынии по некоторым аспектам. «Основные принципы» так и не были реализованы в полной мере и были заменены в 1971 г. принятием «Комплексной программы дальнейшего расширения и улучшения развития социалистической экономической интеграции». Между странами-членами было заключено множество соглашений о специализации инвестиционных проектов и проектов. Страна-импортер обязалась на страну-экспортера в потреблении рассматриваемого продукта. Производственная специализация в машиностроении, автомобилестроении, химии, компьютерах и автоматизации, телекоммуникациях и биотехнологиях. Научно-техническому сотрудничеству между странами-членами СЭВ способствовало создание в 1969 году Международного научно-технического центра информации в Москве.
Торговля между странами-членами СЭВ была разделена на «товары повседневного спроса» и «товары повседневного спроса».. Первые могли продаваться на мировых рынках, а вторые - нет. Такие товары, как продукты питания, энергоносители и сырье, как правило, относились к категории товаров повседневного спроса и продавались в зоне СЭВ по ценам мирового рынка. Промышленные товары, как правило, были мягкими товарами - их цены были предметом переговоров и часто корректировались, чтобы сбалансировать потоки двусторонних платежей.
Другие страны с привилегированным членством в СЭВ включаются Алжир, Бенин, Бирму, Конго, Финляндию, Мадагаскар, Мали, Мексика, Нигерия, Сейшельские Острова, Сирия, Танзания и Зимбабве. Советский Союз также предоставил значительную экономическую помощь и техническую помощь развивающимся странам, включая Египет, Индию, Ирак, Иран, Сомали и Турцию. Он поддержал развивающиеся страны в призыве к Новому международному экономическому порядку и поддержал Хартию экономических прав и обязательств государств ООН, принятую поощлею в 1974 году.
Официально санкционированных учебниках, описывающих социалистическую плановую экономику в том виде, в котором они существовали в 1980-х годах, утверждено следующее:
Данные, собранные ООН по индикатору человеческого развития в начале 1990-х годов, показывают, что высокий уровень социального развития был достигнут в бывших социалистических странах с плановой экономикой Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (ЦВЕ / СНГ). Ожидаемая продолжительность жизни в период региона ЦВЕ / СНГ в 1985–1990 гг. Составляет 68 лет, а в странах-механизмах экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - 75 лет. В 1990 г. младенческая смертность в регионе ЦВЕ / СНГ составляла 25 на каждую 1000 живорождений по сравнению с 13 в странах ОЭСР. Что касается образования, то в этих двух областях была обеспечена всеобщая грамотность взрослых и полный набор детей в начальных и средние школы. Что касается высшего образования, то в странах ЦВЕ / СНГ на 100 000 населения приходилось 2 600 студентов университетов, тогда как в странах ОЭСР сопоставимый показатель составлял 3 550 студентов. Общий охват начальным, средним и высшим образованием составляющих 75 процентов в регионе ЦВЕ / СНГ и 82 процента в странах ОЭСР.
Что касается жилья, то в странах с социалистической плановой экономикой главной проблемой была перенаселенность, а не бездомность. В СССР площадь жилых помещений составляла 15,5 квадратных метров на человека к 1990 году в городских районах, но 15 процентов населения не имели собственного отдельного жилья и, согласно переписи 1989 года, были вынуждены жить в коммунальных квартирах. Жилье в целом было хорошего качества как в регионе ЦВЕ / СНГ, так и в странах ОЭСР: 98 и 99 процентов населения в странах ОЭСР имели доступ к безопасной питьевой воде и улучшенным санитарным условиям соответственно, по сравнению с 93 и 85 процентами в странах ЦВЕ. / СНГ к 1990 году.
Безработица официально не существовала в социалистических странах с плановой экономикой, хотя были люди между работой и частью безработных в результате болезни, инвалидности или других проблем, таких как алкоголизм. Доля людей, меняющих работу, составляющих от 6 до 13 процентов рабочей силы в год по данным о занятости в Центральной и Восточной Европе и СССР в 1970-1980-х годах. Биржи труда были созданы в СССР в 1967 году, чтобы помочь предприятиям перераспределить работников и предоставить информацию о вакансиях. Число лиц, зарегистрированных в результате сообщений о результатах работы не по своей вине, насчитало несколько сотен в год.
К 1988 г. ВВП на человека, измеренная по паритету покупательной способности в долларах США, составила 7 519 долларов в России и 6 304 доллара в СССР. Самый высокий доход был в Словении (10 663 долларов) и Эстонии (9 078 долларов), а самый низкий - в Албании (1386) и Таджикистане (2730 долларов). По всей территории ЦВЕ / СНГ на человека оценивается в 6 162 доллара США. Это по сравнению с США с 20 651 доллар и 16 006 долларов в Германии в том же году. По территории ОЭСР в целом расчетный ВВП на человека составлял 14 385 долларов США. Таким образом, по оценкам МВФ, национальный доход (ВВП) на человека в регионе ЦВЕ / СНГ 43 процента дохода в ОЭСР.
Начиная с 1960-х годов, страны СЭВ, начиная с Восточной Германии, пытались осуществить стратегию «интенсивного» роста, повысить производительность труда и капитала. На практике это означало, что было перемещено в новые отрасли промышленности, включая секторы электроники, вычислительной техники, автомобилестроения и ядерной энергетики, в результате чего традиционная тяжелая промышленность оставалась зависимой от старых технологий. Невзирая на риторику модернизации, инновации оставались слабыми, представляющими предприятиями рутинное производство, которое было легче планировать, и приносили им предсказуемые бонусы. Эмбарго на высоких технологий, организованное в рамках используемого США CoCom, затрудняло передачу технологий. Руководители предприятий также проигнорировали побуждения к введению мер по экономии труда, поскольку они хотели сохранить резерв персонала, который будет доступен для достижения своей производственной цели, работая на максимальной скорости в случае задержки поставки.
В условиях «жесткого планирования». «, Ожидается, что экономика произведена объемом продукции, превышающим заявленные мощности предприятий, и в системе не было« провалов ». Предприятия столкнулись с нехваткой ресурсов, накапливали рабочую силу и другие ресурсы и избегали субподряда на промежуточную производственную деятельность, предпочитая работу собственными силами. Согласно теории, выдвинутой Яношом Корнаи, предприятие было ограничено своими ресурсами, а не спросом на его товары и услуги; его не сдерживали и его финансы, так как правительство вряд ли закроет его, если оно не выполнит свои финансовые цели. Предприятия в социалистических странах с плановой экономикой работают в рамках «мягких» бюджетных ограничений, в отличие от предприятий в рамках «жестких» бюджетных ограничений, которые ограничивают спрос и работают в рамках «жестких» бюджетных ограничений, поскольку они сталкиваются с банкротством, если их затраты превышают объем продаж. Используется все, что приводит к хроническому нарушению графиков. В результате этого был сохранен высокий уровень занятости.
Предложение потребительских товаров не соответствовало растущим доходам (поскольку работники все одинаковые зарплату, даже если они не были полностью производственными), сбережения домашних хозяйств накапливались, что, по официальной терминологии, означает «отложенный спрос». Западные экономисты назвали это «денежным навесом » или «подавленной инфляцией». Цены на продажу этих товаров соответствуют регулируемым ценам. Следовательно, хотя благосостояние потребителей снизилось из-за дефицита, цены, которые домохозяйства платили за свое обычное потребление, были ниже, чем были бы в случае если бы цены были установлены на уровне рыночных расчетов.
В течение 1980-х годов это стало Понятно, что зона СЭВ находилась «в кризисе», хотя оставалась жизнеспособной экономически и не ожидала развала. Модель «экстенсивного» роста тормозила рост СЭВ в целом, когда члены зависели от поставок сырья из СССР и от советского рынка сбыта товаров. Снижение темпов роста отразило сочетание энергии отдачи от накопления капитала и низкого уровня инноваций, а также микроэкономическую неэффективность, которая не противостояла высокому темпам сбережений и инвестиций. СЭВ должен был обеспечить согласование национальных планов, но не удалось даже единую методологию планирования. Государство-член неохотно отказывалось от национальной самодостаточности, усилия СЭВ по поощрению специализации были сорваны. Было очень мало совместных предприятий и, следовательно, было мало передачи технологий и торговли внутри предприятий, осуществляемых в капитальном мире транснациональными корпорациями. У Международного банка экономического сотрудничества было средство конвертировать профицит торгового баланса страны в возможность покупать товары и услуги других СЭВ.
После распада Советского Союза и Восточного блока из оставшихся социалистических государств, руководящие централизованно планируемой экономикой, начали проводить реформы, которые отдалили их экономики от централизованного планирования. В Центральной и Восточной Европе и в СССР сопровождался преобразованием социалистического метода производства в капиталистический способ производства. В Азии (Китай, Лаос, Северная Корея и Вьетнам) и на Кубе рыночные механизмы были введены правящими коммунистическими партиями, и система планирования была реформирована без системных преобразований.
Переход от социализма к капитализму: от народной демократии (см. Народная Республика и Коммунистическое государство ) с закрепленной в конституции «ведущей ролью» для коммунистических и рабочих партий в к либеральной представительной демократии с разделом законодательной, исполнительной и судебной властей и центрами частной власти, которые действуют как тормоз деятельности государства.
Вьетнам принял экономическую модель, официально названную социалистическую рыночную экономику. Эта экономическая система представляет собой смешанной экономики, состоящей из государственных, частных кооперативных и индивидуальных предприятий, деятельность которых координируется рыночным механизмом. Эта система призвана стать переходным этапом в развитии социализма.
Трансформация экономической системы от социалистической плановой экономики к капиталистической рыночной экономике в Центральной и Восточной Европе, бывшем Советском Союзе и Монголии в 1990-е годы произошел ряд институциональных изменений. Кровь:
Китай перешел на социалистическую плановую экономику после того, как перешел на социалистическую плановую экономику после Беларуси, Туркменистана и Узбекистана. В соответствии с российской моделью <40 частная собственность и частная собственность на капитал были отменены, различные формы богатства предметом государственного контроля или рабочих советов.>Бол ьшой скачок был отмечен крупномасштабным экспериментом по быстрой промышленной сельскохозяйственной деятельности. тур и другие амбициозные цели. Результаты оказались меньше ожидаемых (например, была нехватка продуктов питания и массовый голод), и через три года программа прекращена. В общей программе, разработанн ой Китайской народно-политической консультативной конференцией в 1949 году, по сути, временной конституцией страны, государственным капитализмом означал экономическую систему корпоративизма. Он гласил: «Когда необходимо и возможно, следует использовать частный капитал к развитию государственного капитализма».
В последние десятилетия Китай открыл свою экономику для иностранных инвестиций и рыночной торговли., и продолжает демонстрировать уверенный экономический рост. Он тщательно руководил переходом от социалистической плановой экономики к рыночной экономике, официально именуемой социалистической рыночной экономикой, которую некоторые сторонние наблюдатели сравнивали с государственным капитализмом. Нынешняя экономическая система Китая характеризуется государственной собственностью в сочетании с сильным частным сектором, в котором частные предприятия производят от 33% (People's Daily Online 2005) до более 50% ВВП в 2005 г., при этой статье BusinessWeek оценивает 70% ВВП, цифра, которая могла бы быть даже больше, учитывая систему Чэнбао. Некоторые западные наблюдатели отмечают, что частный сектор, вероятно, недооценивается государственными чиновниками при расчете ВВП из-за его склонности игнорировать малые частные предприятия, которые не зарегистрированы. Большая часть государственного и частного сектора экономики регулируется практикой свободного рынка, включая фондовую биржу для торговли акциями. Свободный рынок является арбитром для большей части экономической деятельности, которая остается в ведении государственной, так и частных фирм. Существует значительное количество частных фирм, особенно в секторе потребительских услуг.
Государственный сектор сконцентрирован на командных высотах экономики с растущим частным сектором, занимающимся преимущественно товарным производством. и легкая промышленность. Центровое директивное планирование, основанное на обязательных производственных требованиях и производственных квотах, было заменено механизмом свободного рынка для большей части экономики, а директивное планирование используется в некоторых государственных отраслях. Главное отличие от старой плановой экономики - это приватизация государственных учреждений. 150 государственных предприятий действуют и подчиняются непосредственно центральному правительству, большинство из них имеет несколько дочерних предприятий. К 2008 году эти государственные становились все более динамичными, что во многом способствовало увеличению доходов государства. Государственный сектор возглавил процесс восстановления экономики и ускорил экономический рост в 2009 году после кризиса.
Сторонники этой модели отличаются от рыночных социалистов, которые считают, что экономическое планирование недостижимо, нежелательно или неэффективно при распределении товаров. рассматривая рынок как решение, а не как временную фазу развития социалистической плановой экономики. Эта тип экономической системы защищается с марксистско-ленинской точки зрения, которая гласит, что социалистическая плановая экономика может быть возможна только после первого создания необходимой рыночной экономики, позволяя ей полностью развиваться, пока она не исчерпает свой исторический этап. и постепенно трансформируется в плановую экономику.
Республика Куба под руководством Рауля Кастро начала с 2006 года использовать сотрудничество -оперативы, собственность рабочих и самозанятость в стремлении снизить центральную роль государственного предприятия и государственного управления в экономике с целью построения «более глубокой» или более кооперативной формы социализма. К 2018 году на Кубе насчитывалось 429 кооперативов, многие из которых ранее были государственными предприятиями.
Социалистическая Республика Вьетнам проводила аналогичные экономические реформы в Китае, хотя и менее масштабные, привели к рыночной экономике, ориентированной на социализм, смешанной В этой экономике, которая играет доминирующую роль, должна стать переходным этапом в создании социалистической экономики.
Многие промышленно развитые страны экспериментировали с той или иной формой социал-демократической Европы анной экономики в течение 20-го века. Франция (государство со смешанной социал) с 1945 по 1982 год при дирижизме, Швеция (социал-демократическое государство всеобщего благосостояния) с 1945 по 1979 год, Франция (государство со смешанной социал). -демократической экономикой) до настоящего времени. Они рассматривают как социал-демократические и реформистские социалистические эксперименты, потому что они повсеместно сохранили экономику, основанную на заработной плате и частную собственность и контроль над решающими средствами производства.
Тем не менее. эти западноевропейские страны пытались реструктурировать свою экономику в сторону от чисто частная капиталистической модели. Различия рассматриваются от социал-демократических государств всеобщего благосостояния, таких как Швеция, до смешанных экономик, где основной процент ВВП приходится на государственный сектор, например, в Норвегии, которая входит в число стран с самым высоким качеством жизнь и равенство возможностей для своих граждан. Элементы этих усилий сохраняются по всей Европе, даже если они отменили некоторые аспекты общественного контроля и собственности. Обычно для них характерны следующие особенности:
Различные социал-демократические смешанные экономики являются государственно-капиталистическими, состоящими из крупных коммерческих государственные предприятия, которые действуют в соответствии с законами капитализма и стремятся получить прибыль, которые возникли в странах, которые находились под влиянием различных избранных социалистических политических партий и их экономических реформ. Хотя эти политика и реформы не изменили фундаментальный аспект капитализма, а несоциалистические элементы в этих странах сами поддерживали или часто реализовывали многие из этих реформ, результатом стал ряд экономических институтов, на которые хотя бы частично повлияла социалистическая идеология.
После обретения независимости от Великобритании Индия приняла в целом социалистический подход к экономическому росту. Как и другие страны с демократическим переходом к смешанной экономике, она не отменила частную собственность на капитал. Индия продолжила национализацию различных крупных частных фирм, создание государственных предприятий и перераспределение доходов посредством прогрессивного налогообложения аналогично социал-демократическим западноевропейским странам, а не плановой экономике, такой как Советский Союз или Китай. Сегодня Индия часто характеризуется как свободная рыночная экономика, сочетающая экономическое планирование с свободным рынком. Тем не менее, он уделяет особое внимание национальному планированию с рядом широких пятилетних планов.
Современный норвежский государственный капитализм берет свое начало в государственной собственности. запасов нефти в стране и в послевоенных социал-демократических реформах. Правительство Норвегии владеет долями собственности во многих крупнейших публичных компаниях страны, владеет 37% фондового рынка Осло и управляет крупнейшими не зарегистрированными на бирже компаниями страны, включая Statoil и Статкрафт. Правительство также управляет суверенным фондом благосостояния, Государственным пенсионным фондом Норвегии, частичной целью которого является подготовка Норвегии к пост-нефтяному будущему.
Сингапур придерживался государственной модели экономического развития в рамках Партии народного действия, которая изначально придерживалась ленинского подхода к политике и широкой социалистической модели экономического развития. Первоначально также существовала борьба между умеренными и радикалами, включая левое и коммунистическое крыло в партии, многие из которых были заключены в тюрьму. Социалистическая политика, практиковавшая ППА в течение первых нескольких десятилетий ее пребывания у власти, носила прагматический характер и характеризовалась неприятием национализации. Несмотря на это, ППА была членом Социалистического Интернационала и по-прежнему утверждала, что является социалистической партией, указывая на свое регулирование частного сектора, вмешательство государства в экономику и социальную политику. как доказательство этого. Премьер-министр Ли Куан Ю также заявил, что на него повлияла демократическая социалистическая британская Лейбористская партия.
В экономике Сингапура доминируют государственные предприятия и компании, связанные с государством, через Temasek Holdings, которые производят 60% ВВП Сингапура. Temasek Holdings работает как любая другая компания в рыночной экономике. Менеджеры холдинга награждаются в соответствии с прибылью с явным намерением развивать мышление собственности. Штат также предоставляет солидное государственное жилье, бесплатное образование, услуги здравоохранения и отдыха, а также общественный транспорт. Сегодня Сингапур часто характеризуется как государственно-капиталистическая экономика, сочетающая экономическое планирование со свободным рынком. Хотя компании, связанные с государством, генерируют большую часть ВВП Сингапура, умеренное государственное планирование в экономике в последние десятилетия сократилось. Тем не менее, будучи самой правой из сингапурских партий, ППА характеризовалась как левоцентристская и придерживалась левого курса в определенных областях, чтобы оставаться электоральным доминирующим.
Экономика Тайваня была классифицирована как государственно-капиталистическая система, находящаяся под влиянием ее ленинской модели политического контроля, при этом некоторые тайваньские экономисты называют экономическую модель Тайваня партийно-государственным капитализмом, наследие, которое все еще сохраняется в решении - процесс изготовления. Экономика Тайваня включает ряд государственных предприятий, но роль тайваньского государства в экономике перешла от роли предпринимателя к миноритарному инвестору в компаниях наряду с программой демократизации конца 1980-х.
Карл Маркс считал Парижскую Коммуну прототипом экономической и политической организации будущего социалистического общества. Частная собственность на средства производства была упразднена, так что отдельные лица и кооперативные ассоциации производителей владели производственной собственностью, и были введены демократические меры, при которых избранные должностные лица получали компенсацию не больше, чем средний рабочий, и могли быть отозваны в любое время. Анархисты также активно участвовали в создании Парижской Коммуны. Джордж Вудкок демонстрирует, что «заметный вклад в деятельность Коммуны и особенно в организацию общественных услуг был внесен членами различных анархистских фракций, включая мутуалистов Курбе, Лонге и Вермореля, либертарианские коллективисты Варлин, Малон и Лефранге, а также бакунисты Эли и Элиза Реклю и Луиза Мишель ".
Различные формы социалистической организации, основанные на совместном принятии решений, демократия на рабочем месте и в некоторых случаях производство непосредственно для использования, существовали в более широком контексте капиталистический способ производства со времен Парижской Коммуны. Новые формы социалистических институциональных механизмов начали формироваться в конце 20-го века с развитием и распространением Интернета и других инструментов, позволяющих принимать совместные решения.
Мишель Баувенс указывает на появление оперы en движение программного обеспечения и одноранговое производство как возникающая альтернатива способу производства капиталистической экономике, основанной на совместном самоуправлении, общем владении ресурсами и прямое) производство потребительных стоимостей посредством свободной кооперации производителей, имеющих доступ к распределенному капиталу.
Одноранговое производство на базе общин обычно включает разработчиков, которые производят товары и услуги без прямой прибыли, но свободно вносят свой вклад в проект, основанный на открытом общем пуле ресурсов и программного кода. В обоих случаях производство осуществляется непосредственно для использования - программное обеспечение создается исключительно для их потребительной стоимости. Википедия, основанная на сотрудничестве и сотрудничестве и свободно связанных лиц, была названа образцом того, как может действовать социализм. Это современный пример того, чем была Парижская Коммуна - шаблон для возможной будущей организации - для Маркса в свое время.
Социалистическая Федеративная Республика Югославия придерживалась социалистической экономики, основанной на самовозрастании или самоуправлении рабочих. Вместо того чтобы внедрять централизованно планируемую экономику, Югославия разработала рыночную социалистическую систему, в которой предприятия и фирмы находились в общественной, а не в государственной собственности. В этих организациях руководство избиралось непосредственно рабочими каждой фирмы, а позже было организовано в соответствии с теорией объединенного труда Эдварда Карделя.
Mondragon Corporation, федерация кооперативов в баскском регионе Испании, организует себя как принадлежащее сотрудникам, предприятие, управляемое сотрудниками. Подобные стили децентрализованного управления, которые охватывают сотрудничество и взаимодействие вместо традиционных иерархических структур управления, были приняты различными частными корпорациями, такими как Cisco Systems. В отличие от Mondragon, Cisco остается в частной собственности. В более фундаментальном плане, самоуправляемые предприятия, находящиеся в собственности сотрудников, по-прежнему работают в более широком контексте капитализма и подвержены накоплению капитала и механизму потери прибыли.
В Испании национальный анархо-синдикалистский профсоюз Confederación Nacional del Trabajo первоначально отказался присоединиться к общечеловеческому избирательному альянсу, и сторонники CNT воздержались от участия в выборах. победа правых на выборах. В 1936 году CNT изменила свою политику, и голоса анархистов помогли вернуть народный фронт к власти. Несколько месяцев спустя бывший правящий класс ответил попыткой государственного переворота, вызвав Гражданскую войну в Испании (1936–1939). В ответ на восстание армии вдохновленное анархистами движение крестьян и рабочих при поддержке вооруженных ополченцев взяло под свой контроль Барселону и большие районы сельской Испании, где они коллективизировали землю.
Еще до победы фашистов в 1939 году анархисты теряли позиции в ожесточенной борьбе со сталинистами, контролировавшими распределение военной помощи республиканцам. Причина из Советского Союза. События, известные как Испанская революция, были социальной революцией рабочих, которая началась во время начала гражданской войны в Испании в 1936 году и привела к повсеместному внедрению анархистской и в более широком смысле либертарианские социалистические организационные принципы в различных частях страны в течение двух-трех лет, в основном в Каталонии, Арагоне, Андалусии и некоторых частях Леванте. Большая часть экономики Испании находилась под рабочим контролем, а в опорных пунктах анархизма, таких как Каталония, этот показатель достигал 75%, хотя он был ниже в районах с сильным коммунистическим режимом. Партия Испании влияние как советская союзная партия активно сопротивлялась попыткам принятия коллективизации. Фабрики управлялись рабочими комитетами, аграрные районы были коллективизированы и управлялись как либертарианцы коммуны. Анархист-историк Сэм Долгофф подсчитал, что около восьми миллионов человек прямо или, по крайней мере, косвенно участвовали в Испанской революции, которая, как он утверждал, «приблизилась к реализации идеала свободного общества без гражданства в огромных масштабах, чем любая другая революция в России. история ».
Критика социалистической экономики исходит от рыночных экономистов, таких как классиков, неоклассиков и австрийцев а также от некоторых экономистов-анархистов. Помимо этого, некоторые социалистические экономические теории критикуют другие социалисты. Либертарианские социалисты,мутуалисты и другие экономисты рыночного социализма критикуют централизованное экономическое планирование и предлагают экономику участия и децентрализованный социализм.
Рыночные экономисты обычно критикуют социализм за устранение свободного рынка и его ценовых сигналов, которые они считают необходимыми для рациональных экономических расчетов. Они также считают, что это вызывает отсутствие стимулов, и полагают, что эти проблемы приводят к более медленным темпам технического прогресса и более медленным темпам роста ВВП.
экономисты австрийской школы, такие как Фридрих Хайек и Людвиг фон Мизес, утверждали, что отмена частной собственности на средства производства неизбежно создают худшие экономические условия для населения в целом, чем те, которые были бы найдены в рыночной экономике. Они утверждают, что без ценовых сигналов рынка невозможно рационально рассчитать, как распределять ресурсы. Мизес назвал это проблемой экономических расчетов. Польский экономист Оскар Ланге и Абба Лернер ответили на аргумент Мизеса, разработав модель Ланге во время дебатов об экономических расчетах. Модель Ланге утверждает, что экономика, в которой все производство осуществляется государством, где существует функционирующий ценовой механизм, имеет те же свойства, что и рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции в том, что она достигает эффективности по Парето.
Неоклассическая точка зрения в том, что в плановой экономике нет стимулов, а не информации. Они утверждают, что в рамках социалистической плановой экономики отсутствует стимул действовать на основе информации. Таким образом, решающим отсутствующим элементом является не столько информация, как утверждала австрийская школа, сколько мотивация действовать на основе информации.