Колхоз и общинное хозяйство представляют собой различные типы «сельскохозяйственного производства, в котором несколько фермеров управляют своими хозяйствами как совместное предприятие». Существует два основных типа коммунальных хозяйств: сельскохозяйственные кооперативы, в которых участники-собственники совместно занимаются сельскохозяйственной деятельностью как коллектив, и совхозы, которые принадлежат и напрямую управляются централизованное правительство. Процесс объединения сельскохозяйственных угодий называется коллективизацией . В некоторых странах (включая Советский Союз, страны Восточного блока, Китай и Вьетнам ) оба управлялись государством. и варианты с кооперативным управлением. Например, в Советском Союзе были как колхозы (кооперативные фермы), так и совхозы (государственные фермы).
Небольшая группа Фермерские или пастушьи семьи, живущие вместе на совместно управляемом участке земли, являются одним из наиболее распространенных способов жизни во всей истории человечества, поскольку он сосуществовал и конкурировал с более индивидуалистическими формами собственности, а также с государственной собственностью с момента зарождения сельского хозяйства.. Частная собственность стала преобладать в большей части западного мира и поэтому лучше изучена. Процесс, в результате которого общинная земля и другая собственность в Западной Европе стала частной, является фундаментальным вопросом, лежащим в основе взглядов на собственность: а именно, является ли это наследием исторической несправедливости и преступлений? Карл Маркс считал, что то, что он называл примитивным коммунизмом (совместное владение), было положено эксплуататорскими средствами, которые он назвал первичным накоплением. Напротив, капиталистические мыслители утверждают, что в соответствии с принципом усадьбы тот, кто первым работает на земле, является законным владельцем.
Во время правления ацтеков в центральной Мексике страна была разделена на небольшие территории, называемые калпулли, которые были единицами местных администрация занимается сельским хозяйством, а также образованием и религией. Калпулли состояли из ряда больших расширенных семей с предполагаемым общим предком, каждая из которых состояла из нескольких нуклеарных семей. Каждый кальпулли владел землей и давал отдельным семьям право обрабатывать ее части. Когда испанцы завоевали Мексику, они заменили это системой haciendas, или поместий, предоставленных испанской короной испанским колонистам, а также encomienda, феодальным правом колонистов на господство. были даны в определенных деревнях, и repartimiento или система местного принудительного труда.
. После мексиканской революции новая конституция 1917 года отменила любые остатки феодального труда. владельцы гасиенд имели права на общинные земли и предлагали развитие эхидос : общинных ферм, образованных на земле, купленной у крупных имений мексиканским правительством.
У гуронов была по существу общинная система землевладения. Французский католический миссионер Габриэль Сагард описал основы. У гуронов было «столько земли, сколько им нужно [ред]». В результате гуроны могли отдать семьям свою землю и по-прежнему иметь большое количество лишней земли в совместной собственности. Любой гурон мог расчищать землю и обрабатывать землю на основании узуфрукта. Он сохранял владение землей, пока он продолжал активно возделывать и ухаживать за полями. Как только он покинул землю, она перешла в общинную собственность, и каждый мог забрать ее себе. Хотя казалось, что у гуронов действительно есть земли, предназначенные для отдельных лиц, значение этого владения может иметь мало значения; размещение емкостей для хранения кукурузы в длинных домах, которые содержали несколько семей в одной родственной группе, предполагает, что жители данного длинного дома держали все производство совместно.
У ирокезов была аналогичная коммуна. система распределения земли. Племя владело всеми землями, но раздавало участки различным кланам для дальнейшего распределения среди домашних хозяйств для выращивания. Земля будет перераспределяться между семьями каждые несколько лет, и клан может запросить перераспределение участков, когда соберется Совет Матери клана. Те кланы, которые злоупотребляли выделенной им землей или иным образом не заботились о ней, были предупреждены и в конечном итоге наказаны Советом матерей клана путем перераспределения земли другому клану. На самом деле земельная собственность была заботой только женщин, поскольку выращивание пищи - это работа женщин, а не мужчин.
Совет матерей клана также зарезервировал определенные участки земли для обработки всех женщин. разные кланы. Еда из таких земель, называемая kěndiǔ gwǎ'ge 'hodi'yě'tho, использовалась на фестивалях и больших собраниях совета.
община (Русский : общи́на, IPA:, буквально: «коммуна ») или мир (русский: мир, дословно: «общество» (одно из значений)) или Сельское общество (русский язык: сельское общество («сельская община», официальный термин в XIX и XX веках) - крестьянские общины, в отличие от индивидуальных подворье, или хуторы, в Императорской России. Термин происходит от слова о́бщий, общий.
Подавляющее большинство русских крестьян держало свою землю в общинной собственности внутри страны. община мир, которая действовала как сельская управа и кооператив. Пахотные земли были разделены на участки в зависимости от качества почвы и удаленности от деревни. Каждая семья имела право требовать одну или несколько полос от каждой секции в зависимости от количества взрослых в домашнем хозяйстве. Цель этого распределения была не столько социальной (каждому в соответствии с его потребностями), сколько практической (чтобы каждый человек платил свои налоги). Полосы периодически перераспределялись на основе переписи, чтобы обеспечить справедливую долю земли. Это было обеспечено государством, которое было заинтересовано в способности домашних хозяйств платить налоги.
Советский Союз ввел коллективное хозяйство в своих республиках в период с 1927 по 1933 год. Прибалтийские государства и большая часть Страны Центральной и Восточной Европы (кроме Польши ) приняли коллективное хозяйство после Второй мировой войны, с приходом к власти коммунистических режимов. В Азии (Китайская Народная Республика, Северная Корея, Вьетнам ) внедрение коллективного земледелия также было обусловлено политикой коммунистического правительства. В большинстве коммунистических стран переход от мелкого земледелия к коллективному хозяйству был связан с принуждением.
В рамках первого пятилетнего плана коллективизация была введена в Советском Союзе генеральным секретарем Иосиф Сталин в конце 1920-х годов как способ, согласно политике социалистических лидеров, увеличить сельскохозяйственное производство за счет организации земли и труда в крупные колхозы (колхозы ). В то же время Иосиф Сталин утверждал, что коллективизация освободит бедных крестьян от экономической кабалы при кулаках (землевладельцах).
Советское правительство прибегло к казни и массовой депортации дерзких кулаков в Сибирь, чтобы осуществить задуманное. На Украине, которую когда-то называли «житницей Европы», была разрушена многовековая система земледелия.
Непосредственными последствиями принудительной коллективизации стали сокращение производства зерна и почти вдвое сокращение поголовья скота, что привело к массовому голоду по всему СССР в 1932 и 1933 годах. В 1932–1933 годах примерно 11 миллионов человек, 3–7 миллионов в Только Украина умерла от голода после того, как Сталин заставил крестьян объединяться в коллективы (см.: Голодомор ) (хотя это оспаривается). Лишь в 1940 году сельскохозяйственное производство наконец превзошло свой уровень до коллективизации.
Коллективизация по всей Молдове не проводилась агрессивно до начала 1960-х годов из-за того, что советское руководство сосредоточило внимание на политике русификации молдаван в русский образ жизни. Большая часть коллективизации в Молдове произошла в Приднестровье, в Кишиневе, нынешней столице Молдовы. Большинство директоров, которые регулировали и проводили процесс коллективизации, были размещены официальными лицами из Москвы.
В Румынии коллективизация земель началась в 1948 году и продолжалась более десяти лет до ее фактического уничтожения в 1962 году.
В Румынии иногда приходилось применять силу для обеспечения соблюдения коллективных методов ведения сельского хозяйства. Коллективное хозяйство в Румынии было попыткой реализовать коммунистический план СССР. К сожалению, эти попытки часто терпели неудачу. Строго придерживаясь этого советского плана, внедрение коммунизма в Румынии неизбежно создало дилеммы и привело к насилию. Клигман и Вердери заявляют: «Коллективизация насилия возникает не столько как отвращение, сколько как продукт социокультурного формирования и глубоких проблем, связанных с реализацией советского плана... вместо постепенного и комплексного процесса продвижения от одной формы общества к другой румынское общество в советской орбите полностью перестраивалось, процесс, в котором насилие было неизбежным ».
С другой стороны, как объясняют Клигман и Вердери, «коллективизация принесла неоспоримые выгоды некоторым сельским жителям, особенно тем, кто не владел землей или не владел ею. Она освободила их от работы на чужих полях, и это усилили контроль над заработной платой, придав своей повседневной жизни стабильность, ранее неизвестную им ».
Трудово кооперативно земеделско стопанство было названием колхозов в Болгарии.
В Венгрии сельскохозяйственная коллективизация была несколько раз предпринимались между 1948 и 1956 годами (с катастрофическими результатами), пока наконец не добились успеха в начале 1960-х годов под руководством Яноша Кадара. Первая серьезная попытка коллективизации на основе сталинской сельскохозяйственной политики была предпринята в июле 1948 года. Как экономическое, так и прямое полицейское давление использовалось для принуждения крестьян вступать в кооперативы, но многие предпочли покинуть свои деревни. К началу 1950-х только четверть крестьян согласилась вступить в кооперативы.
Весной 1955 года движение к коллективизации возобновилось, снова с применением физической силы для поощрения членства, но эта вторая волна также закончилась печальный провал. После событий Венгерской революции 1956 года венгерский режим выбрал более постепенную коллективизацию. Основная волна коллективизации произошла в период с 1959 по 1961 год, и к концу этого периода более 95% сельскохозяйственных земель в Венгрии перешли в собственность колхозов. В феврале 1961 года Центральный Комитет объявил, что коллективизация завершена.
В Чехословакии централизованные земельные реформы после Первой мировой войны позволили распределить большую часть земля досталась крестьянам и беднякам, и образовались большие группы относительно зажиточных фермеров (хотя деревенская беднота все еще существовала). Эти группы не проявили поддержки коммунистических идеалов. В 1945 году, сразу после Второй мировой войны, новая земельная реформа началась с нового социалистического правительства. Первый этап включал конфискацию имущества немцев, венгров и пособников нацистского режима в соответствии с так называемыми указами Бенеша. Второй этап, провозглашенный так называемыми законами Журиша (после министра сельского хозяйства-коммунистов), фактически означал полный пересмотр довоенной земельной реформы и попытался уменьшить максимальную частную собственность до 150 гектаров (370 акров) сельскохозяйственных земель. и 250 гектаров (620 акров) любой земли.
Третья и последняя фаза запрещала владение землей более 50 гектаров (120 акров) одной семье. Этот этап был проведен в апреле 1948 года, через два месяца после того, как коммунисты силой взяли власть. Фермы начали коллективизироваться, в основном под угрозой санкций. Наиболее упорных фермеров преследовали и сажали в тюрьмы. Наиболее распространенной формой коллективизации был сельскохозяйственный кооператив (на чешском Jednotné zemědělské družstvo, JZD; на словацком Jednotné roľnícke družstvo, JRD). Коллективизация проводилась в три этапа (1949–1952, 1953–1956, 1956–1969) и официально завершилась введением в действие конституции 1960 года о создании Чехословацкой Социалистической Республики, которая сделала частную собственность незаконной.
Многие ранние кооперативы развалились и были воссозданы заново. Их продуктивность была низкой, так как они обеспечивали крошечные зарплаты и не получали пенсий, и им не удавалось создать чувство коллективной собственности; мелкие кражи были обычным явлением, и еды стало не хватать. Видя массовый отток людей из сельского хозяйства в города, правительство начало массово субсидировать кооперативы, чтобы уровень жизни фермеров был равен уровню жизни городских жителей; это была долгосрочная официальная политика правительства. Были предоставлены средства, техника и удобрения; молодых людей из деревень заставляли изучать сельское хозяйство; и студентов регулярно (принудительно) отправляли помогать в кооперативы.
Субсидии и постоянное давление уничтожили оставшихся фермеров; только горстка из них осталась после 1960-х. Образ жизни сельчан со временем достиг уровня городов, и деревенская бедность была ликвидирована. Чехословакия снова смогла производить достаточно еды для своих граждан. Ценой этого успеха была огромная трата ресурсов, потому что у кооперативов не было стимула повышать эффективность. Каждый участок земли возделывался независимо от затрат, а почва сильно загрязнялась химическими веществами. Кроме того, интенсивное использование тяжелой техники повредило верхний слой почвы. Кроме того, кооперативы были печально известны чрезмерной занятостью.
В конце 1970-х годов экономика Чехословакии вступила в стагнацию, и государственные компании не смогли справиться с появлением современных технологий. Несколько сельскохозяйственных компаний (где правила были менее строгими, чем в государственных компаниях) использовали эту ситуацию, чтобы начать выпуск высокотехнологичной продукции. Например, единственный способ купить ПК-совместимый компьютер в конце 1980-х годов - это приобрести его (по очень высокой цене) у одной сельскохозяйственной компании, выступающей в качестве торгового посредника.
После падения коммунизма в Чехословакии в 1989 году субсидии сельскому хозяйству были прекращены с разрушительным эффектом. Большинству кооперативов было сложно конкурировать с технологически развитыми иностранными конкурентами, и они не могли получить инвестиции для улучшения своего положения. Довольно большой процент из них рухнул. Остальные, что оставались, обычно недостаточно финансировались, не имели грамотного управления, новой техники и повседневной жизни. Занятость в сельскохозяйственном секторе значительно упала (примерно с 25% населения до примерно 1%).
Колхозы в Германской Демократической Республике обычно назывались Landwirtschaftliche Produktionsgenossenschaft (LPG) и очень соответствовали советским колхозам. В Восточной Германии также было несколько государственных хозяйств, эквивалентных советским совхозам, которые назывались Volkseigenes Gut (VEG).
Польское название колхоза было Rolnicza spółdzielnia produkcyjna. Коллективизация в Польше была остановлена в 1956 году, позже была поддержана национализация.
Коллективное сельское хозяйство было введено в качестве государственной политики на всей территории Югославии после Второй мировой войны, когда земля отбиралась у богатых довоенных владельцев и сначала ограничивалась частная собственность. до 25, а затем до 10 га. Крупные государственные фермы были известны как «Сельскохозяйственные кооперативы» («Zemljoradničke zadruge » на сербско-хорватском языке), и работавшие на них фермеры должны были соблюдать производственные квоты, чтобы удовлетворить потребности населения. Эта система была в значительной степени отменена в 1950-х годах. См.: с поправками до 1 декабря 1948 г.
Под руководством Мао Цзэдуна (1949–1976) Китайская Народная Республика Пережили эпоху коллективизации. Подобно идеалам Сталина, Мао пытался быстро преобразовать китайскую экономику в социалистическое общество посредством индустриализации и коллективизации в период, известный как «Большой скачок ». Позже на страну обрушились сильные наводнения и засухи. Это, в сочетании с использованием крайне несовершенной политики лысенковщины и Кампании четырех вредителей, вызвало «Великий китайский голод 1959 года», в котором почти 30 миллионов человек люди умерли от голода. Партия официально обвинила в голоде наводнения и засухи; однако на партийных собраниях членам партии было ясно, что голод вызван в основном их собственной политикой. Недавние исследования также показывают, что именно карьерные стимулы в системе политбюро, а также политический радикализм привели к великому голоду.
После смерти Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина реформировали колхозный метод. С этого времени начали цвести почти все китайские культуры, а не только зерно. Реформа включала изъятие земли у богатых землевладельцев в пользование сельхозземли для крестьян, но не в собственность. Эта политика увеличила производство и помогла обратить вспять последствия «Большого скачка вперед». Две основные причины, по которым Китай добился успеха, заключались в том, что: 1) правительство решило внести постепенные изменения, которые сохранили монополию Коммунистической партии, и 2) потому, что процесс реформ начался снизу, а затем расширился до верха. На протяжении всего процесса реформ Коммунистическая партия положительно реагировала на инициативы по реформированию, идущие снизу вверх, которые исходили от сельского населения. Дэн Сяопин описал процесс реформ как «переход реки вброд, нащупывая камни». Это заявление относится к китайцам, которые призывали к реформам, которых они хотели, «возложив камни к его ногам», и тогда он просто одобрил бы реформы, которых хотел народ. Крестьяне создали свою «систему хозяйственной ответственности» отдельно от государства. После того, как китайская торговля в частном порядке была признана успешной, все, что нужно было сделать Сяопину, - это одобрить ее легализацию. Это усилило конкуренцию между фермерами внутри страны и за рубежом, а это означает, что рабочий класс с низкой заработной платой стал известен во всем мире, что привело к увеличению китайских прямых иностранных инвестиций.
Исследование 2017 года показало, что китайские крестьяне забивали огромное количество тягловых животных в ответ на коллективизацию., так как это позволило бы оставить мясо и шкуры, а не передавать тягловых животных в коллективы. По оценкам исследования, «потери животных во время передвижения составили от 12 до 15 процентов, или от 7,4 до 9,5 миллиона погибших. Производство зерна упало на 7 процентов из-за меньшего количества животных, используемых в качестве животных, и более низкой продуктивности».
В конце 1990-х годов колхозная система рухнула из-за засухи. По оценкам, число смертей от голода исчислялось миллионами, хотя правительство не позволяло сторонним наблюдателям оценивать масштабы голода. Усиливая голод, правительство обвинялось в перенаправлении международных поставок гуманитарной помощи своим вооруженным силам. Сельское хозяйство в Северной Корее сильно пострадало от стихийных бедствий, нехватки плодородных земель и бесхозяйственности со стороны правительства, из-за чего страна часто полагалась на иностранную помощь в качестве основного источника продовольствия.
Демократическая Республика Вьетнам ввела коллективное сельское хозяйство, хотя де-юре существовала частная собственность. Начиная с 1958 года, коллективное хозяйство было продвинуто так, что к 1960 году было коллективизировано 85% фермеров и 70% сельскохозяйственных угодий, в том числе захваченные силой. Однако коллективизация рассматривалась коммунистическим руководством как полумера по сравнению с полной государственной собственностью.
После падения Сайгона 30 апреля 1975 года Южный Вьетнам на короткое время перешло под власть Временного революционного правительства, марионеточного государства, находившегося под военной оккупацией Северного Вьетнама, прежде чем было официально воссоединено с Севером при коммунистическом правлении как Социалистическая Республика Вьетнам 2 июля 1976 года. Взяв под свой контроль, вьетнамские коммунисты запретили другие политические партии, арестовали подозреваемых, предположительно сотрудничавших с Соединенными Штатами, и начали массовую кампанию коллективизации ферм и заводов. Частная собственность на землю была «преобразована» в государственную и коллективную собственность. Восстановление разрушенной войной страны шло медленно, и коммунистический режим столкнулся с серьезными гуманитарными и экономическими проблемами.
Во время исторического сдвига в 1986 году Коммунистическая партия Вьетнама провела реформы свободного рынка, известные как Đổi Mới (Обновление). При неизменной власти государства поощрялись частное предпринимательство, дерегулирование и иностранные инвестиции. Тем не менее, собственность на землю является исключительной прерогативой государства. Экономика Вьетнама достигла быстрого роста сельскохозяйственного и промышленного производства, строительства и жилищного строительства, экспорта и иностранных инвестиций. Однако власть Коммунистической партии Вьетнама над всеми органами власти остается прочной, что препятствует полному владению землей. Конфликты между государством и частными фермерами по поводу прав на землю усилились, что может вызвать социальную и политическую нестабильность.
Однако, несмотря на реформы, более 50% всех ферм во Вьетнаме остаются коллективными кооперативами (более 15 000 фермерских кооперативов в Вьетнам), и почти все фермеры являются членами каких-то кооперативов. Государство также сильно поощряет коллективное кооперативное сельское хозяйство, а не частное.
В первые годы, последовавшие за Кубинской революцией, правительственные власти экспериментировали с сельскохозяйственными и сельскохозяйственными производственными кооперативами.. Между 1977 и 1983 годами фермеры начали объединяться в CPA - Cooperativa de Producción Agropecuaria (сельскохозяйственные производственные кооперативы). Фермеров поощряли продавать свою землю государству для создания кооперативной фермы, получая выплаты в течение 20 лет, а также делясь плодами КПЕС. Присоединение к CPA позволило людям, которые ранее были рассредоточены по сельской местности, переехать в централизованное место с расширенным доступом к электричеству, медицинскому обслуживанию, жилью и школам. Демократическая практика, как правило, ограничивается бизнес-решениями и сдерживается централизованным экономическим планированием кубинской системы.
Другой тип сельскохозяйственных производственных кооперативов на Кубе - это UBPC - Unidad Básica de Producción Cooperativa (Базовая единица кооперативного производства). Закон, разрешающий создание UBPC, был принят 20 сентября 1993 года. Он был использован для преобразования многих совхозов в UBPC, подобно преобразованию российских совхозов (совхозов) в колхозы (колхозы) с 1992 года. Закон предоставил бессрочный узуфрукт рабочим UBPC в соответствии с его целью привязать рабочих к земле. Он установил материальные стимулы для увеличения производства за счет привязки заработков рабочих к общему объему производства UBPC, а также повышения управленческой автономии и участия рабочих в управлении рабочим местом.
Переход к методам коллективного ведения сельского хозяйства в Танзании был основан на советской модели развития сельских районов. В 1967 году президент Джулиус Ньерере издал "Социализм и развитие сельских районов", в котором предлагалось создать деревни Уджамаа. Поскольку большинство сельского населения было рассредоточено, а сельское хозяйство традиционно велось индивидуально, сельское население было вынуждено переезжать вместе, чтобы заниматься сельским хозяйством. После вынужденной миграции стимул к участию в коммунальной сельскохозяйственной деятельности получил признание правительства.
Эти стимулы, помимо поощрения определенной степени участия, также заманили в деревни Уджамаа тех, чьи основные интересы не были общим благом. Это, в дополнение к Приказу 1973 г., согласно которому все люди должны жить в деревнях (Операция Виджи ), подорвало устойчивость общинных проектов. Для того, чтобы коммунальные фермы были успешными, каждый член деревни должен был бы сделать все, что в их силах. Из-за нехватки иностранной валюты механизация труда была невозможна, поэтому было важно, чтобы каждый сельский житель вносил свой вклад в ручной труд.
В современной Европе колхозы очень редки, хотя во Франции (крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Европейском Союзе ) кооперативное сельское хозяйство представляет 40% продукции национальной пищевой промышленности и почти 90 миллиардов евро валового дохода, покрывая каждого третьего бренды продуктов питания в стране.
Есть также преднамеренные сообщества, которые практикуют коллективное сельское хозяйство. Растет число сельскохозяйственных инициатив, поддерживаемых сообществом, некоторые из которых осуществляются под управлением потребителей / работников, которые можно рассматривать как колхозы.
В индийских деревнях одно поле (обычно участок от трех до пяти акров) может совместно обрабатываться сельскими жителями, каждый из которых предлагает труд в качестве религиозного приношения, возможно, за одного или два дня на посевной сезон. Полученный урожай никому не принадлежит и используется в качестве подношения. Затраты труда - это предложение крестьянина в роли священника. Богатство, полученное от продажи продукции, принадлежит богам и, следовательно, является апаурушейей или безличным. Шрамбхакти (труд, внесенный в качестве подношения преданности) - ключевой инструмент для создания внутренних ресурсов. Плоды урожая чаще всего перераспределяются в деревне для общего блага, а также для личных нужд - не в виде ссуды или благотворительности, а в виде божественной милости (прасада). Получатель не обязан выплачивать его, и с таких подарков не нужно платить проценты.
Коллективное сельское хозяйство также применялось в кибуцах в Израиле, которое началось в 1909 г. как уникальное сочетание сионизма и социализма, известное как лейбористский сионизм. Эта концепция время от времени подвергалась критике как экономически неэффективная и чрезмерно зависимая от субсидируемых кредитов.
Менее известным типом колхозов в Израиле является мошав шитуфи (букв. Коллективное поселение), где производство и услуги управляются коллективно, как в кибуце, но решения о потреблении оставлены на усмотрение отдельных домохозяйств. С точки зрения кооперативной организации мошав шитуфи отличается от гораздо более распространенного мошава (или мошав овдим), по сути, обслуживающего кооператива на уровне деревни, а не колхоза.
В 2006 году в Израиле было 40 мошавим шитуфи'им по сравнению с 267 кибуцами.
Коллективное сельское хозяйство в Израиле отличается от коллективизма в коммунистических государствах тем, что оно является добровольным. Однако, включая мошавим, различные формы коллективного земледелия традиционно были и остаются основной сельскохозяйственной моделью, поскольку в Израиле существует лишь небольшое количество полностью частных ферм за пределами мошавимов.
В Мексике система Эхидо предоставила бедным фермерам права коллективного пользования сельскохозяйственными землями.
анабаптисты гуттериты с 16 века занимались сельским хозяйством совместно. Большинство из них сейчас живут в прериях Канады и северных Великих равнинах США, а также в Южном Онтарио в Канаде.