Экономика коммунистической Чехословакии

редактировать

В середине 1980-х годов Коммунистическая Чехословакия была процветающей по стандартам Востока. Блок и преуспел по со многими богатыми западными странами. Потребление некоторых товаров, таких как мясо, яйца и хлебобулочные изделия, было даже выше, чем в среднем по странам Европы, а население пользовалось высокой макроэкономической стабильностью низким уровнем социальных трений. Уровень жизни жителей Чехословакии в целом был выше, чем в большинстве других стран Восточной Европы. Сильно зависимая от внешней торговли, , тем не менее, страна одна из самых маленьких международных долгов в странах Восточного блока несоциалистических стран.

командная экономика Чехословакии имеются серьезные структурные проблемы. Как и в остальных странах стран Восточного блока, производственные товары имели преимущества перед потребительскими товарами, из-за чего потребительские товары были недостаточными по количеству и качеству в дефицит экономики, что привело. Темпы экономического роста в Европе. Инвестиции в промышленность не принесли ожидаемых результатов. Потребление энергии и сырья было чрезмерным. Сами чехословацкие лидеры осуждали неспособность экономики модернизироваться с достаточной скоростью.

Различные статистические концепции и процедуры, используемые социалистическими и несоциалистическими экономистами, усложняют состояния чехословацкой экономики. Использовались различные методы конвертации валюты, поскольку для расчета стоимости товарооборота использовались различные методы. Данные, рассчитанные на основе несоциалистических концепций, идентифицированы здесь с использованием таких западных терминов, как валовой национальный продукт ; Чехословацкая статистика будет называться официальными данными или определяться такими терминами, как чистый материальный продукт или национальный доход.

Содержание

  • 1 Функционирование экономики
    • 1.1 Планы и их реализация
    • 1.2 Преимущества и недостатки
    • 1.3 Темпы роста
  • 2 История
    • 2.1 До социализма
    • 2.2 1948–1960
    • 2,3 1960-е
    • 2,4 1970-е
    • 2,5 1980–1985
    • 2,6 1986–1989
  • 3 Промышленность
  • 4 Сельское хозяйство
  • 5 Внешняя торговля
  • 6 Финансовая система и банковское дело
    • 6.1 Валюта
    • 6.2 Банковская система
    • 6.3 Инфляция и цены
    • 6.4 Бюджет и налоги
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Примечания
  • 10 Внешние ссылки

Функционирование экономики

Чехословацкая экономика, как и большинство экономик социалистических стран, заметно отличалась от рыночной или смешанной экономики. Основное отличие в том, что в рыночных экономиках решения отдельных потребителей и производителей автоматически регулируют спрос и предложение, потребление и инвестиции, а также обычно другие переменные, в большинстве коммунистических стран, эти переменные национальные национальные переменные план, имеющий силу закона.

В Чехословакии, как и в большинстве социалистических стран, централизованная экономическая структура соответствовала правительству и Коммунистической партии Чехословакии (Komunistická strana Československa - KSČ). Эта структура давала партии твердый контроль над правительством и экономикой. Ее обычно применяют в Советском Союзе, который изначально был использован с обширными ресурсами, большим внутренним рынком и относительно небольшой зависимостью от внешней торговли; цель заключалась в быстром развитии тяжелой промышленности и оборонного производства. Чехословакия, напротив, была небольшая страной, которая уже достигла высокого уровня индустриализации и довольно сильно зависела от внешней торговли, когда советская система впервые введена после Второй мировой войны.

В середине 1980-х годов в Чехословакии была высокоразвитая индустриальная экономика, и этот факт отражен в официальной статистике 1985 года производства чистого материального продукта страны (официальная мера совокупного производства). На долю промышленного сектора приходилось 59,7 процента стоимости чистого материального продукта; строительство - 11,2%; сельское и лесное хозяйство - 7,5 процента; и различные другие производственные услуги (включая транспорт, общественное питание и розничную торговлю, среди прочего), 21,6 процента. По состоянию на 1980 г. социалистический сектор (государственный предприятия или кооперативы) 97,4% национального дохода. Из всей рабочей силы почти 99,8% было занято социалистическим сектором.

Планы и их реализация

Правительственные министерства подготовили общие директивы, соответствующее желаемого развития экономики. Они передали их в экономический консультативный орган, Центральную плановую комиссию, которая, в свою очередь, подготовила долгосрочные цели экономики. Они выражались в обширных экономических планах - в общих планах на период от пятнадцати до двадцати лет вперед и в хорошо известных пятилетних планах. С 1969 г. экономические планы Чешской Социалистической Республики и Словацкой Социалистической Республики составлялись их собственными планами комиссии по планированию, хотя центральный оставался наиболее важным. Однако наиболее значимыми в повседневной работе были краткосрочные годовые производственные цели. В своей окончательной форме эти более подробные годовые планы имеют силу закона и больше не являются просто руководствомми или рекомендациями.

При разработке различных планов Центральной комиссии по планированию преобразователей директивы министерства по физическим единицам, заданиям для ключевых секторов экономики, а доставляла эту информацию в соответствующих министерствах, которые контролируют различные функциональные отрасли. экономики. Получив свои задания, различные министерства разделили план на задачи для промышленных предприятий и трестов или групп предприятий, находящихся под их контролем. Параллельный процесс имеет место в сельском хозяйстве, в котором федеральное министерство сельского хозяйства и продовольствия контролирует процедуры планирования для коллективов и совхозов. Сельскохозяйственные фермы были коллективизированы в соответствии с процессом, впервые начатым Иосифом Сталиным в конце 1920-х годов, когда марксистско-ленинские режимы в Восточном блоке И в других местах пытались наладить упорядоченный социалистический строй в сельском хозяйстве. Из-за необходимости скрыть установление контроля и реальности отсутствия контроля, в таких странах, как Чехословакия, не происходило никакой ликвидации богатых крестьян в стиле советской раскулачивания. Чехословакия была более индустриализированной, чем Советский Союз, она предоставила большую часть оборудования и удобрений, необходимые для облегчения перехода к коллективному сельскому хозяйству.

Подробные инструкции выполнения заданий. и передал их трестам и предприятиям. Получив предложенные задачи, отдельные предприятия составили проект при помощи своего головного фонда или министерства. Получив отзывы о плане, министерства проконсультировались снова с центральной плановой комиссией и собрав все проекты планов, сформулировали оперативный план, который мог бы соответствовать центральным директивам. Соответствующие части заданий были снова отправлены трестам и предприятиям. На этот раз их приемка предприятиями и трестами была обязательной.

Нормы, включенные в инструкции для предприятий, обычно определяют объем и виды необходимого производства, ресурсы, производственный график, категории должностей и заработной платы, а также описание планируемых централизованно финансируемых инвестиций. В инструкциях также изложены сборы и субсидии в республиканский и республиканский бюджеты,, целевые показатели и ограничения прибыли, а также планы по внедрению новых продуктов и технологий.

Преимущества и недостатки

Сторонники централизованной системы управления этой экономикой утверждают, что она имеет ряд преимуществ. В системе с централизованным планированием власти могут распределять ресурсы и производственные цели по своему усмотрению, уравновешивая потребности и инвестиции на долгосрочных целях. Планировщики в послевоенной Чехословакии, например, могли таким образом расширить базу тяжелой промышленности страны по своему желанию. В свою очередь, при централизованном управлении исследовательские усилия могут быть сосредоточены на областях, которые являются жизненно важными для целей экономики. В целом централизованное планирование может дать производителя возможность воспользоваться преимуществами экономии за счет, исключив излишнюю и расточительную деятельность. Если планирование действительно эффективно, должна система приводить к практически полной занятости ресурсов.

Однако, как отмечают критики, факторы системы мешают ее эффективному функционированию. Одна из проблем - присвоение производственной квот. Планировщики обычно должны основывать эти задания на прошлой деятельности предприятий. Руководители предприятий, зная, что планировщики обычно оценивают эффективность предприятия по завершению или невыполнению поставленных задач, могут испытывать соблазн занижать и искажать производственные возможности своей организации, чтобы получить задание, с помощью которого они могут легко справиться. Кроме того, у них может быть мало стимулов к перевыполнению текущего плана; Такие достижения могут быть поставлены значительно более сложную или даже невыполнимую задачу в течение следующего периода планирования, что приведет к плохой оценке деятельности предприятия. Такое несоответствие может поставить под сомнение достоверности информации, ранее предоставленной плановыми руководителями предприятий. Чтобы обеспечить выполнение плана, менеджеры склонны преувеличивать свои материальные и трудовые ресурсы, а затем накапливать эти ресурсы, особенно если есть причина обратиться о своевременной доставке материалов. Более того, планирование в рамках советской модели нацелено на полное использование ресурсов, планы, как правило, являются «жесткими», и амбициозный менеджер, стремящийся получить ресурсы сверх тех, которые необходимы для достижения нормального плана, может найти этот процесс трудным и обескураживающим, если не невозможным.. Выполнение плана выполнения, менеджеры могут также принять новую процедуру, поскольку введение новой процедуры затрудняет выполнение плана. Критики также отметили, что централизованное планирование может привести к несоответствующему ассортименту товаров с точки зрения потребителей или к некачественному производству.

Производственные товары имели преимущество перед потребительскими товарами, в результате чего потребительские товары были недостаточными по количеству и качеству в экономике, которая возникла. Временная периодическая нехватка противозачаточных таблеток и внутриматочных спиралей делала эти системы ненадежными в Чехословакии, аборты стали наиболее распространенной формы контрацепции. Многие товары премиум-класса можно купить только в специальных магазинах за иностранную валюту, которая обычно недоступна для большинства граждан, например, в магазинах Tuzex в Чехословакии. В результате были созданы черные рынки, которые часто поставляются товарами, украденными из государственного сектора. В Чехословакии говорилось: «Если вы не воруете у государства, вы грабите свою собственную семью». Частное владение автомобилями оставалось низким по западным стандартам. Лист ожидания на распространение чехословацких автомобилей Škoda составлял до 15 лет.

Кроме того, из-за крупных социальных чисток многие рабочие были уволены из профессий в таких чистках, что их часто приходилось заменять поспешно обученными молодыми рабочими, не имеющими сомнительного классового происхождения. Один чехословацкий заметил:

Высококвалифицированные профессиональные рабочие люди прокладывают, тупые сгустки дороги - чьи отцы копали, подметали или кладут кирпичи - находятся наверху, другим, где прокладывать, что выполнять и на что тратить деньги страны. В результате этого пути выглядят как вспаханные поля, мы делаем вещи, которые нельзя использовать для движения транспорта… Затем они задаются вопросом, почему экономика катится под гору, как десятитонный грузовик с выключенными тормозами.

Как и остальная часть Восточного блока, Чехословакия практически пропустила революцию в области информации и электроники 1970-х и 1980-х годов.. плановая система партия-государство в итоге рухнула под тяжестью накопившихся экономических неэффективностей, а различные реформы просто способствовали усилению кризисных тенденций. Аналогичными производственными мощностями по сравнению с аналогичными рыночными экономиками.

Темпы роста

Темпы роста в Чехословакии, как и во всем Восточном блоке., испытал относительный спад. Между тем, Германия, Австрия, Франция и другие западноевропейские страны испытали ускоренный экономический рост в Wirtschaftswunder («экономическое чудо») Trente Glorieuses («тридцать славных лет») и послевоенный бум. В целом неэффективность систем без рыночной экономики стала неустойчивой, особенно с усложнением мировой экономики. Валового внутреннего продукта на душу населения в странах Восточного блока, таких как Чехословакия, этого не сделали. Его ВВП на душу населения упал значительно ниже сопоставимых западноевропейских аналогов на основе обмена:

ВВП на душу населения (1990 $ )19381990
Австрия1800 долларов19 200 долларов
Чехословацкая Социалистическая Республика 1800 долларов3100 долларов
Финляндия$1,80026100 долларов
Италия1300 долларов16800 долларов

Получены аналогичные результаты для ВВП на основе ППС :

ВВП на душу населения (1990 $ )195019731990
Австрия$3,706$11,23516,881 $
Италия$ 3,502$ 1064316 320 долларов
Чехословацкая Социалистическая Республика 3501 доллар7 041 доллар8 895 долларов (Чехия) /. 7 762 доллара (Словакия)
Советский Союз 2 834 доллара6058 долларов6 871 доллар
Венгерская Народная Республика 2480 долларов5 596 долларов6 471 д оллар
Испания2397 долларов8739 долларов12 210

История

До социализма

Первая республика

В 1929 году по сравнению с 1913 годом валовой внутренний продукт увеличился на 52% и промышленное производство на 41%. В 1938 году Чехословакия занимала 10-е место в мировом промышленном производстве.

После Второй мировой войны чехословацкая экономика осталась относительно неповрежденной. Промышленность, которая была крупнейшим сектором экономики, включающая в себя крупные предприятия легкой и тяжелой промышленности. Во время войны немецкие оккупационные власти захватили все основные промышленные предприятия. После войны восстановленное чехословацкое правительство взяло под свой контроль эти заводы. Сразу после войны Советский Союз начал перебрасывать большие объемы промышленных и других активов из стран Восточного блока, включая Чехословакию. Кроме того, Советы реорганизовали предприятия в акционерные общества, в которых Советы владели контрольным пакетом акций. Используя этот механизм контроля, несколько предприятий должны продавать продукцию Советскому Союзу по ниже мировым ценам, например урановые рудники в Чехословакии.

Однако внешняя торговля все еще находилась в частных руках и оставалась в экономике. Экспорт машин и товаров народного потребления оплачивается импортом материалов для переработки. Качество чехословацкой экспортной продукции было сопоставимо с качеством, произведенной в других промышленно развитых странах. Сельское хозяйство также оставалось в частных руках, и сельское хозяйство оставалось в основном семейным делом. Рабочая сила в целом была квалифицированной и производительной, руководство - компетентным. Эта смешанная система, содержащая элементы социализма и частного предпринимательства, эффективно действовала в 1947 и 1948 годах в соответствии с двухлетним планом, в котором цели были скорее общими и ориентировочными, чем обязательными. Страна получала значительную помощь от Запада через ООН, и большая часть ее торговли велась с Западом. Пока не было запрещено Сталиным в 1947 году, Чехословакия намеревалась участвовать в плане Маршалла США по восстановлению Европы. К 1948 году производство в Чехословакии приблизилось к довоенному уровню, производство сельскохозяйственной продукции было несколько ниже, а объем промышленного производства - несколько выше, чем ранее.

1948–1960

Чехословакия после Второй мировой войны

Когда KSČ взяли на себя полный политический и экономический контроль в феврале 1948 года, она сразу же начала преобразовывать чехословацкую экономику в миниатюрную версию из Советского Союза. К 1952 г. правительство национализировало почти все отрасли; многие опытные менеджеры были заменены политически надежными людьми, некоторые из которых не обладали достаточной технической квалификацией. Централизованное планирование является обязательным руководством для организаций и менеджеров почти во всех сферах экономической деятельности.

Цели первой пятилетки (1949–53) отражали приверженность правительства расширению сектора промышленных товаров в экономике. После 1949 года цели были резко пересмотрены в сторону повышения, отчасти в ответ на корейскую войну, с целью развития металлургии и тяжелой промышленности. Страна стала важным поставщиком техники и оружия в другие коммунистические страны. Резко упала внешняя торговля с некоммунистическими странами (отчасти из-за введенного в этих странах торгового контроля); торговля с коммунистическими странами увеличилась с 40% от общего объема страны в 1948 году до 70% десятилетие спустя. Экономике не удалось достичь амбициозных целей первого плана, хотя инвестиции и рост были высокими. По итогам первой пятилетки Большая Советская Энциклопедия утверждает:

«Валовая промышленная продукция за пятилетку увеличилась на 93 процента, достигнув уровня более вдвое больше, чем в 1937 году. Машиностроение стало ведущей отраслью, его выпуск за пять лет увеличился в 3,3 раза. Промышленный рост был особенно быстрым в Словакии. В то же время наблюдались диспропорции в развитии отдельных отраслей национальной экономики. экономика и сельское хозяйство отставали от растущих потребностей промышленности и населения ».

К концу планового периода возникло серьезное инфляционное давление и другие дисбалансы, которые потребовали конвертации валюты в 1953 году, которая уничтожила многих людей. сбережения и спровоцированные вспышки гражданских беспорядков.

1954 и 1955 годы охватывались только годовыми планами; изменение расписания было частью усилий членов Совета экономической взаимопомощи (Comecon ) по согласованию и интеграции своего планирования с использованием общих периодов планирования.

Вторая пятилетка тогда охватывала 1956–1960 годы. В течение этого периода инвестиции продолжались высокими темпами, хотя реальная заработная плата и предложение потребительских товаров также существенно выросли, а национальный доход вырос на 6,9%. Однако в конце 1950-х годов экономические лидеры отметили, что инвестиционные усилия приносят убывающую отдачу. Для поддержания экономического роста требовались крупные инвестиции. В 1958 и 1959 годах в ответ на эту тревожную ситуацию правительство внесло несколько относительно незначительныхизменений в функционировании организаций и цен - первую из экономических реформ в стране. Реформы включающие некоторую ограниченную децентрализацию власти, в предоставление предприятия большей автономии инвестиционными фондами. Намерение состояло не в значительном изменении советской экономической модели, улучшении ее функционирования в целом. Однако реформы не приводят к заметному улучшению экономических показателей. В конце концов, в 1962 году плановики незаметно отказались от всей программы восстановления, восстановив большую часть централизованного контроля.

По итогам второго пятилетки Большая Советская Энциклопедия утверждает:

«За вторую пятилетку объем промышленного производства увеличился на 66 процентов, в четыре раза больше, чем довоенный уровень (1937 г.). В период с 1948 по 1960 год национальный доход увеличился в 2,5 раза. Социалистическому сектору теперь принадлежало 87,4% сельскохозяйственных земель, и организация фермеров в кооперативы была практически завершена. Сельское хозяйство. Успехи социалистического строительства быстро подняли жизненный уровень народа. Всероссийская конференция Коммунистической партии, прошедшая 5-7 июля 1960 г., подтвердила победу социалистических производственных отношений в стране. дней спустя, 11 июля, Национальное собрание приняло новую конституцию, в соответствии с которой была переименована в Чехословацкую Социалистическую Республику (ЧССР). Конституция провозгласила ЧССР социалистическим, основанным на прочном союзе. под руководством рабочего класса, крестьянства, рабочего класса и интеллигенции ».

1960-е

При Томаше Яне Батя Батя стала крупнейшей в мире обувной компанией

В начале 1960-х годов промышленное производство находилось в застое, а сельскохозяйственный сектор также демонстрировал относительно низкие показатели. Сельское хозяйство было слабой частью экономики на протяжении 1950-х годов, не постоянно достигалось запланированных показателей производства, минимальных реформ 1958–59 годов, мало изменили, чтобы изменить ситуацию. Задачи, поставленные для национальной экономики в третьей пятилетке (1961–65), быстро оказались чрезмерно амбициозными, особенно в внешней торговле. План был отменен после рецессии 1962 года, и годовые планы покрывали оставшуюся часть периода. Национальный доход снизился в 1963 году. В 1965 году он был только на 1,9% выше, чем в 1960 году, по сравнению с 6,9% роста в период 1956–60 годов.

Многие факторы способствовали плохой работе экономики, неблагоприятные погодные условия для сельского хозяйства, отмену заказов Китаем в результате китайско-советского спора и нереалистичные цели плана. К этому времени, однако, реформаторские экономисты пришли к выводу, что большая часть вины лежит в недостатках советской модели. Они начали готовить дополнительные меры для повышения эффективности экономики.

Серьезные недостатки советской модели экономического развития давно признаны некоторыми чехословацкими экономистами, и призывы к децентрализации прозвучали еще в 1954 году. Экономисты и другие утверждали, что нецелесообразно применять советскую модель к догматической манере, потому что:

  • Страна уже была индустриализирована, имеет мало природных ресурсов и небольшой рынок и оставалась во многом зависимой от внешней торговли.
  • Модель завода демонстрирует экстенсивное развитие, такое как строительство новыхов, а не интенсивные инвестиции в модернизацию технологии процессов и повышение эффективности.
  • Необходимость увеличения инвестиций и оборонного производства в 1950-х годах привела к тому, что частное потребление росло медленнее, чем чистый материальный продукт. Результатом стал хронический инфляционный уклон, который выразился в нехватке потребительских товаров и вынужденных сбережения населения.
  • Заводы и строительные фирмы держали большие запасы материалов, чтобы компенсировать нерегулярные поставки от поставщиков.
  • Завершение инвестиционных проектов требовало чрезмерного количества времени, замораживая средства для непродуктивного использования.
  • Недостаточные инвестиции в сельское хозяйство способствовали хронически плохим результатам последнего.
  • Цены также были проблемой, поскольку они основывались на часто противоречивой политике; цены не отражали ни дефицита, ни стоимости, имели мало рациональных отношений друг с другом на внутреннем рынке и все больше отдалялись от мировых цен.
  • Система, казалось, подавляла инновации и не предлагала основы для выбора между инвестициями и альтернативы производства или оценки эффективности.

К началу 1960-х годов несколько чехословацких экономистов проанализировали эти проблемы и предложили средства их решения. В октябре 1964 года партия опубликовала принципы крупной экономической реформы, начиная с 1965 года, приступила к конкретным мерам. В июне 1966 года Тринадцатый съезд партии официально одобрил новую программу, которая получила название Новой экономической модели (НЭМ). Реализация реформы началась в 1967 году и ускорила политическое развитие 1968 года. Программа реформ была многогранной, и ее части так и не были реализованы. Его главная цель заключалась в значительном ограничении роли центральных плановых органов при одновременном расширении автономии и ответственности предприятий:

  • Центральные плановые органы были только общим долгосрочным планированием и общим руководством.
  • Предприятия и их ассоциации будут определять краткосрочные производственные цели.
  • Отдельные предприятия должны стать финансово жизнеспособными, получая прибыль от своих продаж.
  • Государственные субсидии будут постепенно конец; предприятия, которые не могли работать с прибылью, были закрыты.
  • Прибыль, а не выполнение запланированных количественных показателей производства должно быть основным критерием эффективности экономических показателей предприятий.
  • Производители должны быть все больше сталкиваться с иностранной конкуренцией, чтобы они стремились повысить свою производительность и снизить цены.
  • В качестве средства обеспечения необходимой твердой валюты экспорт в западные страны должен быть стимулироваться за стимулы, побуждающие предприятия делать свою продукцию конкурентоспособной на мировых рынках.
  • Более реалистичная система должна была заменить централизованно определяемую систему. Цены должны были отражать фактические затраты, ситуацию со спросом и предложением, а также соответствующие мировые цены. Предприятия должны финансировать инвестиции за счет ресурсов и процентных банковских ресурсов. Прекратить широко распространенное растрату инвестиционных ресурсов.
  • Наконец, Пересмотренная система оплаты труда должна была устранить эгалитаризм в структуре заработной платы и заменить систему, основанную на индивидуальной работе и результатах, примененным нанимателем.

Кроме того, правительство консолидировало предприятия крупные производственные единицы, напоминающие тресты или картели, управляемые отраслевые управления. Эти крупные производственные единицы были промежуточным звеном между предприятиями и министерствами. Дирекции филиалов несли общей ответственностью за деятельность предприятий, находящихся под их юрисдикцией, но разделение полномочий между более крупными подразделениями или трастом и его подчиненными членами четко определено. Весной 1968 года правительство разрешило предприятиям экспериментировать с рабочим в управлении путем создания советов предприятий.

Чехословацкие реформаторы не намеревались допускать свободную игру рыночных сил. Они выполнили лишь часть своей программы к августу 1968 года, когда советские и другие войска Варшавского договора вторглись в страну и эксперимент по реформе подошел к концу. В следующие два года большая часть программы была свернута. К началу 1970-х годов почти все следы реформаторских мер исчезли.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов чехословацкая экономика продолжала расти респектабельными темпами на протяжении всего периода. С 1966 по 1970 год, в период четвертой пятилетки, чистый материальный продукт рос в среднем на 6,9% в год, что значительно превышает запланированный годовой прирост на 4,1-4,4%.

1970-е годы

Экономическая «нормализация» привела к возврату к обязательному централизованному планированию и контролю цен. Осталось лишь несколько модификаций системы централизованного планирования, включая передачу некоторых планов планирования, используемых производным планом и изменение некоторых показателей плана, чтобы указать эффективность, показатели, качество и инновации, а не просто цели по валовому выпуску.

Результаты пятой пятилетки (1971–75) все еще были удовлетворительными. В течение этого периода чистый материальный продукт рос несколько медленнее, составляя в среднем 5,7% в год, но все же превышал запланированный уровень в 5,1% в год. Уровень заработной платы, доходов и личного потребления, несмотря на рост доходов. Сельское хозяйство по-прежнему оставалось слабым местом, но заметно улучшилось. К 1975 году сельскохозяйственный сектор был почти самодостаточным в животноводстве, и самообеспечение растения казалось достижимым целью. Заработная плата в сельской местности выросла, и механизация быстро пошла вперед.

В течение шестой пятилетки (1976–80), напротив, экономические показатели были гораздо менее удовлетворительными; в годы замедления экономического роста стало особенно заметным. Чистый материальный продукт рос в среднем всего на 3,7% в год вместо запланированных 4,9%. И сельское хозяйство, и промышленность, и повышение производительности не смогли достичь достиженных целей. Проблемы в сельском хозяйстве отчасти были результатом засухи (1976 г.) и сильных зимних и весенних наблюдений (1979 г.). Другие факторы, такие как нехватка сельскохозяйственной техники и запчастей, а также низкое качество удобрений, также повлияли на сельскохозяйственный сектор. Обязательно продолжался крупный импорт зерна. В течение планового периода темпы роста личного потребления снизились, достигнув минимальной отметки 0,5% в 1979 году. В то же время, отличие от предыдущего планового периода, розничные цены выросли примерно на 11% за 5-летний период. В течение последних нескольких лет действия плана потребления основных товаров, таких как мясо, молоко и овощи. Показатели экономики были невысокими, несмотря на продолжающееся вливание значительных инвестиционных средств. Отчасти рост объема инвестиций в 1970-е годы отразил большие капитальные затраты на увеличение добычи угля и других видов топлива и на развитие инженерных систем производства оборудования для атомных электростанций. Тем не менее, учитывая большие объемы финансирования, вливавшиеся в экономику, посредническое состояние чехословацкого промышленного предприятия в целом в конце 1970-х годов должно было быть разочаровывать специалистов по экономическому планированию.

Энергетические и торговые проблемы, имеющие дело с Чехословакией столкновения в конце 1970-х, также были факторами замедления промышленного роста. К середине 1970-х годов условия, на которых Чехословакия вела внешнюю торговлю, начали резко ухудшаться. После 1974 года быстрый рост мировых цен на нефть частично отразился на цене на нефть из Советского Союза, основного источника топлива и сырья для Чехословакии. Цены на другие материалы, от которых зависела экономика страны, также росли быстрее, чем цены на ее экспорт, который состоял в основном из промышленных товаров (особенно машин). Лидеры партии и правительства осторожно относились к увеличению внешней задолженности и пытались поддерживать высокий уровень экспорта. В 1970-х годах значительная часть производства потребительских товаров и оборудования в стране все чаще направлялась на экспортные рынки, чтобы покрыть растущие счета за импорт. Ограничение импорта из некоммунистических стран привело к сокращению затрат для отечественной промышленности.

1980–1985

В начале 1980-х экономика имела существенные ограничения, которые были признаны экономистами, политическими лидерами и даже общественностью в целом. В стране был, пожалуй, самый старый в Восточной Европе парк машин и оборудования, стагнация ресурсной базы и растущая зависимость от импорта энергии и материалов. Чтобы снизить потребности в энергии и сырье и повысить конкурентоспособность чехословацкого экспорта, внутреннее производство должно было стать более эффективным. Кроме того, стандарты потребления по-прежнему были намного ниже, чем в Западной Европе.

Специалисты по экономическому планированию устанавливают относительно скромные цели роста на седьмой пятилетний план (1981–1985 гг.), Пересматривая свои цели в сторону понижения на два года вперед. «Интенсификация» экономики - сосредоточение внимания на эффективном использовании ресурсов, а не просто на количественном росте - была лейтмотивом государственной политики. В первые годы седьмой пятилетки в экономике произошел серьезный спад. В 1981 и 1982 годах личное потребление фактически снизилось. Стоимость жизни росла быстрее, чем заработная плата. Однако в течение последних трех лет экономическое восстановление компенсировало плохие результаты; согласно официальным подсчетам, стране удалось либо достичь, либо превзойти внутренние цели за плановый период в целом. Однако, как признали лидеры, результаты усилий по «интенсификации» неутешительны. Во время плана потребление энергии снизилось всего на 1,7% годовых, что меньше 2% цели плана.

Относительно благоприятный исход седьмой пятилетки заслуживает внимания, особенно потому, что в этот период нескольких международных тенденций оказали негативное влияние на чехословацкую экономику. Спад в развитых западных странах ослабил их рынки для чехословацкого экспорта; а в 1981 году Советский Союз объявил о своем намерении сократить нефть в Восточную Европу, включая Чехословакию, на 10%. Хотя в 1983 и 1984 годах мировые цены на нефть начали падать, цена Comecon (или советская), привязанная к пятилетней формуле, привела к цене советской нефти (16,4 млн из 16,6 млн тонн импортированной нефти). Чехословакией в 1984 г.), чтобы продолжить восхождение. В 1982 году решение западных банков ограничить кредитование Восточной Европы в результате серьезных проблем платежами Польши и значительных долгов других восточноевропейских стран затруднило внешнюю торговлю Чехословакии с Западом.

Плохие показатели экономики в начале 1980-х убедили партийных лидеров в необходимости некоторых изменений. Поэтому в связи с седьмой пятилеткой в ​​1981 году правительство провело серию ограниченных реформ, названных «Комплекс мер по совершенствованию системы планового управления национальной экономикой после 1980 года». Относительно консервативных по дизайну и инициированных лишних усилий шума, эти реформы предоставили несколько больших действий руководителям предприятий в отдельных областях деятельности. Намерение состояло в том, чтобы сделать промышленность более осведомленной о ценах и затратах. Реформы не требовали заметного ослабления централизованного планирования и контроля. В 1982 году были введены параллельные меры по реформированию сельского хозяйства; Эти полномочия или административные органы власти вводят административную инициативу и ограничивают принудительные цели, налагаемые на сельскохозяйственное производство. Многие западные наблюдатели системы действительно оказали полезный эффект в последние годы реализации плана реализации. Считалось, что эти частичные реформы не были всеобъемлющими, чтобы привести к модернизации и повышению эффективности, к которым стремились лидеры Чехословакии.

1986–1989199>

Восьмая пятилетка предусматривала дальнейшую «интенсификацию» экономики. Уровень потребления энергии, к более передовым технологиям и капиталоемким производствам. Национальный доход должен был расти на 19%, или в среднем чуть более 3,5% в год. Планы было вырасти всего на 11,9%, в среднем примерно на 3% в год. Какими бы скромными ни были эти цели, они были выше результатов, достигнутых в рамках седьмой пятилетки. Только сельское хозяйство должно было расти медленнее, чем в предыдущий плановый период; при общем увеличении на 6,9% это будет в среднем чуть более 1% роста в год. Инвестиции, хотя и остаются низкими, увеличатся в течение плана на 10,4% (по сравнению с 2,5% в период 1981–1985 годов). Особое внимание было уделено машиностроению и электронной промышленности, химической и металлургической промышленности, строительству атомных электростанций и расширению газовых сетей, а также проектам, окружающей среде. Планвал рост более высокими темпами, чем национальный доход. Правительство не планировало каких-либо финансовых заимствований в твердой валюте, вместо этого рассчитанного на выплате своего относительно небольшого (2 миллиарда США) долга Западу.

В середине 1980-х годов чехословацкие лидеры признали сохраняющуюся слабость экономики страны и быстрой модернизации. Хотя правительство не объявило никаких реформ в связи с восьмой пятилеткой, в 1987 году было начат эксперимент с участием около 120 промышленных предприятий. Эти предприятия были получать от центральных органов власти только ключевые плановые данные; В противном случае они будут иметь большую автономию в планировании производства, поиске прибыльных форм для своей деятельности и управления своими финансами. Реформы представляли собой значительный шаг по сравнению со скромным «Комплекс мер» 1981 года, в котором был сохранен жесткий централизованный контроль. Это был осторожный ответ на более амбициозные реформы, проводимые Генеральным секретарем Михаилом Горбачевым в Советском Союзе.

Необходимо добавить данные за конец 1987 г. по 1989 г.

Промышленность

см.: Промышленность коммунистической Чехословакии

Сельское хозяйство

см.: Сельское хозяйство в коммунистической Чехословакии

Внешняя торговля

см.: Внешняя торговля коммунистической Чехословакии

Финансовая система и банковское дело

Валюта

крона (Kčs), или корона, была национальной денежной единицы и состоял из 100 галержей. В 1986 году валюта оставалась конвертируемой только при ограниченных условиях и по официальным курсам. Нарушение валютных правил является серьезным правонарушением. Крона пропагандировала только внутри страны и не использовалась во внешней торговле. В 1987 году официальный, или коммерческий, обменный курс составлял 5,4 кроны за 1 доллар США; туристический или некоммерческий тариф 10,5 Kcs за 1 доллар США. Юридически крона была определена как 123 миллиграмма золота.

Банковская система

  • Во главе банковской системы страны стоял Государственный банк Чехословакии. Государственный банк был центральным банком, финансовым агентом правительства, коммерческим банком страны, инвестиционным банком и клиринговым агентом для уведомлений о взыскании. Он также контролирует другие банковские операции в стране и конкретными министерствами формулировал финансовый план для Чехословакии. Другие банки, также принадлежащие государству, подчинялись Государственным банку и выполняли особые функции.
  • Коммерческий банк, главным образом, банкоматы для операций с иностранной валютой.
  • Три дополнительных банка - два из которых были сберегательными кассами, по одному на каждую республику, предоставляя кредиты физическими лицами, - завершили банковскую систему в 1980 году.

Основная функция банковской системы заключалась в том, чтобы действовать в качестве агента правительства в реализации финансового плана, услугами которого было сокращение для потребления экономики. Центральные власти управляли большую часть инвестиций, а национальный план регулировал производство. Государственный банк действовал в качестве надзорного агента при предоставлении кредитов предприятия, обеспечение инвестиций целям плана. Основная часть банковского кредита была направлена ​​на оборотный капитал, который в основном использовался для финансирования закупок материалов и продажи готовой продукции. Однако полномочия Госбанка оказались несколько ограниченными, поскольку кредит предоставлялся в соответствии с инструкциями по плановому производству.

Центральные органы установили процентные ставки, которые не отражали стоимость капитала и оказывали существенное влияние на поток кредита. Вместо этого, начиная с 1970-х годов, процентные ставки были дифференцированы для достижения целей плана. Для предприятий, модернизирующих производственный процесс, процентные ставки были низкими. Штрафные ставки использовались, если фирмы отклонялись от плановых целей. В середине 80-х годов большая часть инвестиционного кредитования приходилась на промышленный сектор, за которым следовало сельское хозяйство, строительство и розничная торговля.

Банковская система действовала в рамках финансового плана. Финансового плана включали элементы распределения Основные потребление и инвестиции, внешнее и внутреннее финансирование инвестиций, а также заработную плату и изменение цен. Органы планирования были в состоянии использовать централизованную банковскую систему для выполнения основных корректирующих мер, как это произошло в 1953 году, когда инфляционное давление стало серьезным, и накопленные сбережения населения были в степени уничтожены конвертацией валюты. После этого чиновники ввели более строгий контроль над инвестициями, постепенно повышать реальную заработную плату и уровень жизни. В конце 1970-х, особенно в начале 1980-х, улучшение условий торговли, узкие места в экономике вместе с необходимостью увеличения объема ассигнований на потребление энергии и промышленности.

Инфляция и цены

Введение советской модели внесло хронический инфляционный уклон в чехословацкую экономику, хотя инфляция не обязательно отражалась в ценах. Контроль цен (свободно продавались только частные продукты питания, особенно фрукты и овощи) неоднократно приводил к инфляционным проявлениям в других сферах, таких как дефицит на рынке и увеличение сбережений населения. Хотя официальные лица обычно ограничивают рост цен (что приводило к медленному росту индексов цен), к середине 1970-х цены приходилось чаще корректировать в сторону повышения. Эта тенденция сохранялась и в 1980-е годы, и в 1982 году произошло значительное повышение цен на продукты питания.

Бюджет и налоги

Помимо банковской системы, это еще один важный финансовый инструмент для реализации экономической политики и годового плана. составлял центральный и республиканский государственные бюджеты. Правительство Чехословакии публиковало мало информации о бюджете. Однако западные наблюдатели, что небольшие излишки доходов были более обычным явлением, чем дефициты. Поступления в бюджет были получены в основном от государственных хозяйственных организаций и налога с оборота. Налог на прибыль обеспечил небольшую часть доходов. Другие незначительные источники дохода сельскохозяйственные налоги и таможенные пошлины. Планирующие органы перераспределяют эти бюджетные средства в соответствии с бюджетом для поощрения определенных секторов посредством субсидий или инвестиционных фондов.

Центральные органы власти устанавливают цены более чем на 1,5 миллиона наименований товаров. Государственные предприятия теоретически были автономными финансовыми структурами, которые покрывали расходы и прибыль от продаж. Однако, поскольку правительство установило производственные квоты, ставки заработной платы и цены на производимую продукцию и ресурсы, используемые в процессе, у менеджеров было мало свободы в управлении. В 1950-х годах правительство собрало почти все средства предприятий сверх затрат для перенаправления в соответствии со своими приоритетами. После реформ 1958 года предприятия получили немного больший контроль над избыточными фондами, хотя продолжало контролировать размер излишков. В 1980-х годах правительство использует модернизацию и сокращает расходы на бюджетные средства.

Налог с оборота, еще один крупный источник средств бюджета, использовался в Советском Союзе простой и эффективный метод сбора большей части средств, необходимых государству, без необходимости тщательного бухгалтерского учета и оценки. Он был введен в Чехословакии в 1953 году и утратил свое значение как главный источник доходов в конце 1960-х, когда другие сборы привели к изъятию средств с государственных предприятий. Налог взимался с товаров, предназначенных для розничной продажи, и его ставка изменилась в зависимости от разницы между затратами производителя плюс утвержденная маржа и продажной ценой, назначенными лицами по ценообразованию. Розничные цены на промышленные потребительские товары, такие как одежда и особенно табачные изделия, алкогольные напитки и сахар, были значительно выше, чем цены на такие предметы первой необходимости, как картофель, молоко и яйца. Налог с оборота стал источником дохода, так и инструментом, используемым для влияния на структуру роста.

См. Также

Ссылки

Примечания

  • Биделе, Роберт; Джеффрис, Ян (2007), История Восточной Европы: кризис и изменения, Рутледж, ISBN 0-415-36626-7
  • Блэк, Сирил Э.; Английский, Роберт Д.; Хельмрайх, Джонатан Э.; МакАдамс, Джеймс А. (2000), Возрождение: политическая история Европы со времен Второй мировой войны, Westview Press, ISBN 0-8133-3664-3
  • Crampton, RJ (1997), Восточная Европа в двадцатом веке и позже, Рутледж, ISBN 0-415-16422-2
  • Дейл, Гарет (2005), Народный протест Восточной Германии, 1945–1989: Суждения на улице, Рутледж, ISBN 0714654086
  • Фрухт, Ричард К. (2003), Энциклопедия Восточной Европы: от Венского конгресса до падения коммунизма, Taylor Francis Group, ISBN 0-203-80109-1
  • Хардт, Джон Пирс; Кауфман, Ричард Ф. (1995), Экономика Восточной и Центральной Европы с переходной экономикой, М.Э. Шарп, ISBN 1-56324-612-0
  • Мэддисон, Ангус (2006), Мировая экономика, OECD Publishing, ISBN 92-64-02261 -9
  • Пирсон, Раймонд (1998), Взлет и падение Советской Империи, Macmillan, ISBN 0-312-17407-1
  • Тернок, Дэвид (1997), Восточноевропейская экономика в контекст: коммунизм и переходный период, Рутледж, ISBN 0-415-08626-4

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:16:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте