Первобытный коммунизм - это способ описания экономики подарков охотников-собирателей на протяжении всей истории, где ресурсы и имущество, за которыми охотятся и собираются, делятся между всеми членами группы в соответствии с индивидуальными потребностями. В политической социологии и антропологии это понятие также часто приписывают Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, написавшему, что общества охотников-собирателей традиционно основывались на эгалитарных социальных отношениях и общей собственности. Основным источником вдохновения как для Маркса, так и для Энгельса были описания Льюиса Генри Моргана «коммунизма в жизни», практикуемого нацией ирокезов Северной Америки. В марксовой модели социально-экономических структур общества с примитивным коммунизмом не имели иерархических социальных классов структур или накопления капитала.
Энгельс предложил первую подробную разработку модели примитивного коммунизма в 1884 году, опубликовав книгу Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс и Энгельс использовали этот термин более широко, чем марксисты позже, и применяли его не только к охотникам-собирателям, но и к некоторым натуральным земледельческим общинам. Среди более поздних ученых, включая марксистов, также нет согласия относительно исторического масштаба или долговечности примитивного коммунизма.
Маркс и Энгельс также отметили, как капиталистическое накопление цепляется за социальные организации примитивного коммунизма. Например, в частной переписке в том же году, когда была опубликована «Происхождение семьи», Энгельс подверг критике европейский колониализм, описывая голландский режим в Яве, напрямую организуя сельское хозяйство. производство и извлечение прибыли «на основе старых коммунистических деревенских общин». Он добавил, что такие случаи, как Голландская Ост-Индия, Британская Индия и Российская империя показали, «как сегодня первобытный коммунизм обеспечивает... лучшую и широчайшую основу эксплуатации ".
- Джон Скотт и Гордон Маршалл, 2007, Словарь социологии.
В примитивном коммунистическом обществе все трудоспособные люди занимались добычей пищи, и каждый принимал участие в том, что было произведено охотой и собирательством. Не было бы частной собственности, которая отличается от личной собственности, такой как предметы одежды и подобные личные вещи, потому что первобытное общество не производило излишков; то, что производилось, быстро потреблялось, потому что не существовало разделения труда, поэтому люди были вынуждены работать вместе. Те немногие вещи, которые существовали в течение какого-либо периода времени (инструменты, жилье ), по мнению Энгельса, принадлежали общине в связи с матрилокальным проживанием и матрилинейным происхождением. Не было бы государства.
Одомашнивание животных и растений после неолитической революции через скотоводство и сельское хозяйство считалось поворотным моментом от от примитивного коммунизма до классового общества, поскольку за ним последовали частная собственность и рабство с вытекающим из них неравенством. Кроме того, часть населения специализировалась на различных видах деятельности, таких как производство, культура, философия и наука, что, как считается, ведет к развитию социальные классы.
Разделение мяса охотников-собирателей МбенджелеЭгалитарные и коммунистические сообщества охотников-собирателей изучались и описывались многими известными социальными антропологами, включая Джеймса Вудберна, Ричарда Ли и, в последнее время, Алан Барнард и Джером Льюис. Антропологи, такие как Кристофер Бём, Крис Найт и Джером Льюис, предлагают теоретические объяснения, чтобы объяснить, как коммунистические, уверенно эгалитарные социальные устройства могли возникнуть в доисторическом прошлом. Несмотря на различия в акцентах, эти и другие антропологи вслед за Энгельсом утверждают, что эволюционные изменения - сопротивление сексуальному и политическому доминированию в стиле приматов - в конечном итоге привели к революционному переходу. Ричард Боршей Ли критикует господствующую и доминирующую культуру за давнее предубеждение против возможного существования примитивного коммунизма, высмеивая «буржуазную идеологию, [которая] имела бы мы верим, что примитивного коммунизма не существует. В массовом сознании он смешан с романтизмом, экзотикой: благородный дикарь ».
Арнольд Петерсен использовал существование первобытного коммунизма, чтобы выступить против идеи, что коммунизм идет против человеческая природа.
В одной статье утверждается, что изображение охотников-собирателей как эгалитаристов вводит в заблуждение. Согласно документу, несмотря на то, что уровни неравенства были низкими, они все же присутствовали, при этом средняя группа охотников-собирателей имела коэффициент Джини 0,25 (для сравнения, этот показатель был достигнут в Дании в 2007 году.). Маркс и Энгельс, однако, не утверждали, что коммунизм привел к равенству, поскольку, по их мнению, равенство было понятием, не имеющим связи в физической реальности.