Иммануил Валлерстайн | |
---|---|
![]() | |
Родился | (1930-09-28) 28 сентября 1930. Нью-Йорк, США |
Умер | 31 августа 2019 ( 2019-08-31) (88 лет). Брэнфорд, Коннектикут, США |
Известный | теорией мировых систем |
Академическое образование | |
Alma mater | Колумбийский университет |
Диссертация | Возникновение двух западноафриканских наций: Ганы и Кот-д'Ивуара (1959) |
Докторант | Роберт Стоутон Линд |
Влияния | Карл Маркс • Владимир Ленин • Роза Люксембург • Фернан Бродель • Андре Гундер Франк • Рауль Пребиш • Карл Поланьи • Йозеф Шумпетер • Зигмунд Фрейд • Франц Фанон • Илья Пригожин |
Академическая работа | |
Дисциплина | Социолог, Историк |
Субдисциплина | H историческая социология, Сравнительная социология, Теория мировых систем |
Институты | Университет Макгилла, Университет Бингемтона, Высшая школа Études en Sciences Sociales, Йельский университет |
Известные студенты | Беверли Дж. Силвер, Майкл Хечтер |
Веб-сайт | http://www.iwallerstein.com / |
Иммануил Морис Валлерстайн (; 28 сентября 1930 г. - 31 августа 2019 г.) был американским социологом и экономическим историком. Он, возможно, наиболее известен своим развитием общего подхода в социологии, который привел к появлению его миросистемного подхода. Он был старшим научным сотрудником Йельского университета с 2000 года до своей смерти в 2019 году, а с октября 1998 года по июль 2019 года публиковал синдицированные комментарии о мировых делах через агентство Agence Global.
Он был первым 13-й президент Международной социологической ассоциации (1994-1998).
Его родители, Сара Гюнсберг (род. В 1895 г.) и Менахем Лазар Валлерстайн (род. В 1890 г.), были польскими евреями из Галиции., которые переехали в Берлин, где они поженились в 1919 году из-за начала Первой мировой войны. Два года спустя Сара родила их первенца, Соломона. В 1923 году семья Валлерстайнов эмигрировала в Нью-Йорк, где родился Иммануил. В «списке иностранных пассажиров для Соединенных Штатов» во время эмиграции его семьи гражданство его матери и брата было указано как польское.
Выросший в политически сознательной семье, Валлерстайн впервые стал в подростковом возрасте интересовался мировыми делами. Он получил все три степени в Колумбийском университете : BA в 1951 году, MA в 1954 году и PhD в 1959 году. Однако на протяжении всей своей жизни Валлерстайн также учился в других университетах мира, включая Оксфордский университет с 1955 по 1956 год, Université libre de Bruxelles, Universite Paris 7 Denis Diderot. и Национальный автономный университет Мексики.
С 1951 по 1953 год Валлерстайн служил в США. Армия. После увольнения он написал кандидатскую диссертацию на тему маккартизм как феномен американской политической культуры. Широко цитируемая работа, как позже заявил сам Валлерстайн, «подтвердила мое мнение о том, что я должен считать себя, говоря языком 1950-х годов,« политическим социологом »».
Валлерстайн академическая и профессиональная карьера началась в Колумбийском университете, где он был сначала преподавателем, а затем адъюнкт-профессором социологии с 1958 по 1971 год. За время своего пребывания там он стал видным сторонником студентов во время протестов Колумбийского университета 1968 года. В 1971 году он переехал из Нью-Йорка в Монреаль, где пять лет преподавал в Университете Макгилла.
Первоначально главной областью интеллектуальной заботы Валлерстайна была не американская политика, а политика государства. неевропейский мир, особенно Индия и Африка. В течение двух десятилетий Валлерстайн исследовал Африку, опубликовал множество книг и статей, а в 1973 году он стал президентом Ассоциации африканских исследований.
. В 1976 году Валлерстайну была предоставлена уникальная возможность продолжить поиск новых путей развития. исследований, и поэтому возглавил Центр изучения экономики, исторических систем и цивилизации Фернана Броделя в Бингемтонском университете в Нью-Йорке, чья миссия заключалась в том, чтобы «заниматься анализом крупномасштабные социальные изменения за длительные исторические периоды ». Центр открылся при издательской поддержке нового журнала Review (редактором-основателем которого был Валлерстайн), и в дальнейшем он будет издавать работы, которые «во многом способствовали укреплению социологии и родственных ей дисциплин, особенно истории. и политико-экономическая ". Валлерстайн служил выдающимся профессором социологии в Бингемтоне до своего выхода на пенсию в 1999 году.
За свою карьеру Валлерстайн занимал должности приглашенного профессора в Гонконге, Британской Колумбии и Амстердаме, среди множества других другие. Он был удостоен нескольких почетных званий, периодически работал в качестве помощника директора по исследованиям в Высшей школе социальных наук в Париже, а с 1994 года занимал пост президента Международной социологической ассоциации. и 1998. Точно так же в течение 1990-х он возглавлял Комиссию Гюльбенкяна по реструктуризации социальных наук, целью которой было указать направление социальных научных исследований на следующие 50 лет.
С 2000 г. до своей смерти в 2019 г. Валлерстайн работал старшим научным сотрудником в Йельском университете. Он также был членом Консультативного совета редакторов журнала Social Evolution History. В 2003 г. он получил награду «За выдающуюся стипендию» от Американской социологической ассоциации, а в 2004 г. Международного фонда Н.Д. Кондратьева и Российской академии естественных наук (РАЕН) наградил его Золотой Кондратьевской медалью. Валлерстайн умер 31 августа 2019 года от инфекции в возрасте 88 лет.
Валлерстайн начинал как эксперт по постколониальным африканским делам, которые он выбранной в качестве предмета его исследований после посещения международных молодежных конференций в 1951 и 1952 годах. Его публикации были почти исключительно посвящены этому до начала 1970-х годов, когда он начал отличаться как историк и теоретик глобального капитализма экономия на макроскопическом уровне. Его ранняя критика глобального капитализма и первенство «антисистемных движений» сделали его серым выдающимся лицом с антиглобалистским движением внутри и за пределами академического сообщества, наряду с Ноам Хомский и Пьер Бурдье.
Его самая важная работа, «Современная мировая система», вышла в четырех томах между 1974 и 2011 годами. В ней Валлерстайн опирался на несколько интеллектуальных влияний. Из Карла Маркса Валлерстайн взял основной упор на экономические факторы и их доминирование над идеологическими факторами в глобальной политике ; и такие идеи, как дихотомия между капиталом и трудом; критикуя традиционный марксистский взгляд на мировое экономическое развитие через такие стадии, как феодализм и капитализм, а также критикуя его рассмотрение процесса накопления капитала и диалектики. Из теории зависимости он взял ключевые понятия «ядро» и «периферия».
Тем не менее, Валлерстайн назвал Франца Фанона, Фернана Броделя и Илью Пригожина как трех лиц, оказавших наибольшее влияние «на изменение моих линия аргументации (в отличие от углубления параллельной линии аргументации) ". В The Essential Wallerstein он заявил, что: «Фанон представлял для меня выражение того, что те, кто лишен гражданских прав в современной мир-системе, настаивали на том, что у них есть голос, видение и претензии не только на справедливость, но и на интеллектуальную оценку». ; что Бродель за его описание развития и политических последствий разветвленных сетей экономического обмена в европейском мире между 1400 и 1800 годами «больше, чем кто-либо другой, заставил меня осознать центральную важность социального конструирования времени и пространства и его влияние по нашему анализу. "; и что «Пригожин заставил меня столкнуться с последствиями мира, в котором не было определенности, но знания все еще существовали».
Валлерстайн также заявил, что еще одним важным влиянием на его работу была «мировая революция» 1968 года. Во время студенческих протестов он был членом факультета Колумбийского университета и участвовал в работе комитета факультета, который пытался разрешить спор. В нескольких работах он утверждал, что эта революция положила конец «либерализму » как жизнеспособной идеологии в современной мировой системе. Он также утверждал, что окончание холодной войны, а не триумф либерализма, указывает на то, что нынешняя система вступила в свою «конечную» фазу: период кризиса, который закончится только тогда, когда она будет заменена. другой системой. Валлерстайн предвидел возрастающее значение разделения между Севером и Югом в то время, когда главным мировым конфликтом была Холодная война.
Валлерстайна часто высмеивали за то, что он с 1980 года утверждал, что Соединенные Штаты являются " гегемон в упадке », но после войны в Ираке этот аргумент получил более широкое распространение. В это время Валлерстайн также утверждал, что развитие капиталистической мировой экономики нанесло ущерб значительной части населения мира. Как и Маркс, Валлерстайн предсказал, что капитализм будет заменен социалистической экономикой, точка зрения, которой придерживались в 1970-х, но пересмотрели в 1980-х. Он пришел к выводу, что последующая система (системы) непознаваема.
Валлерстайн участвовал и писал о Всемирном социальном форуме.
Первый том Валлерстайна по теории мировых систем (The Modern World System, 1974) был преимущественно написан в течение года в Центре перспективных исследований в области поведенческих наук (в настоящее время связан с Стэнфордским университетом ). В нем он утверждает, что современная мировая система отличается от империй своей опорой на экономический контроль мирового порядка со стороны доминирующего капиталистического центра (ядро ) в системных экономических и политических отношениях. в периферийные и полупериферийные районы мира.
Валлерстайн отверг понятие «третьего мира », утверждая, что существует только один мир, связанный сложной сетью экономических отношений обмена - то есть «мир-экономика» или «мир-система», в которой «дихотомия капитала и труда» и бесконечное «накопление капитала» конкурирующими агентами (исторически включая но не ограничиваясь национальными государствами) составляют разногласия. Этот подход известен как теория мир-систем.
Валлерстайн обнаружил происхождение современной мир-системы в Западной Европе и Америке 16 века. Первоначально небольшой прогресс в накоплении капитала в Британии, Голландской республике и Франции в связи с особыми политическими обстоятельствами в конце периода феодализма, в движении процесс постепенного расширения. В результате в современном обществе существует только одна глобальная сеть или система экономического обмена. К 19 веку практически каждая область на земле была включена в капиталистическую мироэкономику.
Капиталистическая мир-система далека от однородности в культурном, политическом и экономическом плане; напротив, для него характерны фундаментальные различия в социальном развитии, накоплении политической власти и капитала. Вопреки утвердительным теориям модернизации и капитализма, Валлерстайн не воспринимал эти различия как простые остатки или нарушения, которые можно и будут преодолевать по мере развития системы.
Устойчивое разделение мира на ядро, полупериферию и периферию - неотъемлемая черта теории мировых систем. Другие теории, частично заимствованные Валлерстайном, не учитывают полупериферию и не допускают развития оттенков серого. Области, которые до сих пор оставались вне досягаемости мир-системы, входят в нее на стадии «периферии». Существует фундаментальное и институционально стабилизированное "разделение труда " между ядром и периферией: в то время как ядро имеет высокий уровень технологического развития и производит сложные продукты, роль периферии заключается в поставке сырья, сельскохозяйственных продукты и дешевая рабочая сила для агентов расширения ядра. Экономический обмен между ядром и периферией происходит на неравных условиях : периферия вынуждена продавать свою продукцию по низким ценам, но должна покупать продукты ядра по сравнительно высоким ценам. После установления это неравное состояние имеет тенденцию к стабилизации из-за присущих квазидетерминированных ограничений. Статусы ядра и периферии не являются исключительными и фиксированными географически, но относятся друг к другу. Зона, определяемая как «полупериферия», действует как периферия по отношению к ядру и как ядро по отношению к периферии. В конце 20 века в эту зону входили Восточная Европа, Китай, Бразилия и Мексика. Важно отметить, что основная и периферийная зоны могут сосуществовать в одном месте.
Одним из следствий расширения мир-системы является коммодификация вещей, включая человеческий труд. Природные ресурсы, земля, рабочая сила и человеческие взаимоотношения постепенно лишаются своей «внутренней» стоимости и превращаются в товары на рынке, который определяет их меновую стоимость.
В последние два десятилетия своей жизни Валлерстайн все больше сосредоточивался на интеллектуальных основах современной мир-системы и поисках универсальных теорий человеческого поведения. Кроме того, он проявил интерес к «структурам знания», определяемым дисциплинарным разделением между социологией, антропологией, политологией, экономикой и гуманитарные науки, которые он сам считал евроцентричными. При их анализе он находился под сильным влиянием «новых наук» теоретиков, таких как Илья Пригожин.
Теория Валлерстайна вызвала резкую критику не только со стороны неолиберала или консервативные круги, но даже от некоторых историков, которые говорят, что некоторые из его утверждений могут быть исторически неверными. Некоторые критики предполагают, что Валлерстайн имел тенденцию пренебрегать культурным измерением современной мир-системы, утверждая, что существует мировая система глобальной культуры, независимая от экономических процессов капитализма; это сводит его к тому, что некоторые называют «официальными» идеологиями государств, которые затем могут быть легко обнаружены как простые агенты, представляющие экономический интерес. Тем не менее, его аналитический подход, а также подход ассоциированных теоретиков, таких как Андре Гундер Франк, Теренс Хопкинс, Самир Амин, Кристофер Чейз-Данн, Томас Д. Холл, Анибал Кихано и Джованни Арриги, оказали значительное влияние на эту область и создали институциональную базу, посвященную общему подходу интеллектуального исследования. Их идеология также вызвала большой интерес со стороны антиглобалистского движения.
Капиталистическая мир-система . Определение Валлерстайна следует теории зависимости, которая намеревалась объединить развитие различных обществ с 16 века в разных регионах в одно коллективное развитие. Основная характеристика его определения - развитие глобального разделения труда, включая существование одновременно независимых политических единиц (в данном случае государств). Нет политического центра по сравнению с глобальными империями вроде Римской империи ; вместо этого капиталистическая мир-система идентифицируется глобальной рыночной экономикой. Он разделен на центральные, полупериферийные и периферийные регионы и управляется капиталистическим способом производства.
Центральным / периферийным . Определяет разницу между развитыми и развивающимися странами, характеризуя, например, силой или богатством. Ядро относится к развитым странам, периферия - к зависимым развивающимся странам. Основная причина позиции развитых стран - экономическая мощь.
Полупериферия. Определяет состояния, которые расположены между ядром и периферией и которые извлекают выгоду из периферии через неравные отношения обмена. В то же время ядро извлекает выгоду из полупериферии через неравные обменные отношения.
Квазимонополии. Определяет своего рода монополию, когда существует более одного поставщика услуг для конкретного товара / услуги. Валлерстайн утверждает, что квазимонополии самоликвидируются, потому что новые продавцы выходят на рынок, оказывая политическое давление, чтобы открыть рынки для конкуренции.
Волны Кондратьева . A Волны Кондратьева определяются как циклическая тенденция в мировой экономике. Он также известен как суперцикл. Валлерстайн утверждает, что глобальные войны связаны с волнами Кондратьева. По его словам, глобальные конфликты возникают в начале летней фазы волны, когда производство товаров и услуг во всем мире находится на подъеме.
25 мая 1964 года он женился на Беатрис Фридман. У пары была дочь, двое детей от предыдущего брака Беатрис и пятеро внуков.
Год | Название | Автор (ы) | Издатель | |
---|---|---|---|---|
1961 | Африка, Политика независимости | Иммануил Валлерстайн | Нью-Йорк: Vintage Books | |
1964 | Путь к независимости: Гана и Кот-д'Ивуар | Иммануэль Валлерстайн | Париж и Гаага: Мутон | |
1967 | Африка: политика единства | Иммануил Валлерстайн | Нью-Йорк: Рэндом Хаус | |
1969 | Университет в смятении: Политика перемен | Иммануил Валлерстайн | Нью-Йорк: Атенеум | |
1972 | Африка: традиции и перемены | Иммануэль Валлерстайн с Эвелин Джонс Рич | Нью-Йорк: Рэндом Хаус | |
1974 | Современная мир-система, т. I: Капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейской мировой экономики в шестнадцатом веке | Иммануэль Валлерстайн | Нью-Йорк / Лондон: Academic Press | |
1979 | Капиталистическая мир-экономика | Иммануэль Валлерстайн | Cambridge University Press | |
1980 | Современная мировая система, т. II: Меркантилизм и консолидация европейской мировой экономики, 1600-1750 гг. | Иммануэль Валлерстайн | Нью-Йорк: Academic Press | |
1982 | Анализ мировых систем: Теория и методология | Иммануил Валлерстайн с Теренсом К. Хопкинсом и др. | Беверли-Хиллз: Сейдж | |
1982 | Динамика глобального кризиса | Иммануэль Валлерстайн с Самиром Амином, Джованни Арриги и Андре Гундер Франк | Лондон: Макмиллан | |
1983 | Исторический капитализм | Иммануил Валлерстайн | Лондон: Verso | |
1984 | Политика мировой экономики. Государства, движения и цивилизации | Иммануил Валлерстайн | Кембридж: Cambridge University Press | |
1986 | Африка и современный мир | Иммануил Валлерстайн | Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press | |
1989 | The Modern World-System, vol. III: Вторая великая экспансия капиталистической мировой экономики, 1730-1840-е годы | Иммануэль Валлерстайн | Сан-Диего: Academic Press | |
1989 | Антисистемные движения | Иммануил Валлерстайн с Джованни Арриги и Теренсом К. Хопкинсом | Лондон: Verso | |
1990 | Преобразование революции: социальные движения и мировая система | Иммануил Валлерстайн с Самиром Амином, Джованни Арриги и Андре Гундер Франк | Нью-Йорк: Monthly Review Press | |
1991 | Раса, нация, класс: неоднозначные идентичности | Иммануэль Валлерстайн с Этьеном Балибаром | Лондон: Verso. | |
1991 | Геополитика и геокультура: Очерки Изменяющаяся мировая система | Иммануил Валлерстайн | Кембридж: Cambridge University Press | |
1991 | Бездумная социальная наука: пределы парадигм девятнадцатого века | Иммануил Валлерстайн | Кембридж: Политика | |
1995 | После либерализма | Иммануил Валлерстайн | Нью-Йорк: New Press | |
1995 | Исторический капитализм с капиталистической цивилизацией | Иммануил Валлерстайн | Лондон: Verso | |
1998 | Утопистика: или, исторический выбор XXI века | Иммануил Валлерстайн | Нью-Йорк: New Press | |
1999 | Конец света в том виде, в каком мы его знаем: социальные науки в XXI веке | Иммануэль Валлерстайн | Миннеаполис: University of Minnesota Press | |
2001 | Демократия, капитализм и трансформация | Иммануил Валлерстайн | Документ 11, Вена, 16 марта 2001 г. | |
2003 | Упадок американской мощи: США в хаотическом мире | Иммануил Валлерстайн | Нью-Йорк: New Press | |
2004 | Неопределенности знания | Иммануэль Валлерстайн | Филадельфия: Temple University Press | |
2004 | Анализ мировых систем: Введение | Иммануил Валлерстайн | Дарем, Норт h Каролина: Duke University Press | |
2004 | Альтернативы: США противостоят миру | Иммануэль Валлерстайн | Боулдер, Колорадо: Paradigm Press | |
2006 | Европейский универсализм: риторика власти | Иммануил Валлерстайн | Нью-Йорк: New Press | |
2011 | The Modern World-System, vol. IV: Триумф центристского либерализма, 1789–1914 | Иммануэль Валлерстайн | Беркли: University of California Press | |
2013 | Неопределенные миры: анализ мировых систем в Времена перемен | Иммануил Валлерстайн с Чарльзом Лемертом и Карлосом Антонио Агирре Рохасом | Боулдер, Колорадо: Paradigm Publishers | |
2013 | Есть ли у капитализма Будущее? | Иммануил Валлерстайн с Рэндаллом Коллинзом, Майкл Манн, Джорджи Дерлугиан и Крейг Калхун | Нью-Йорк: 251>Oxford University Press | |
2015 | Мир не совпадает: всемирно-исторические интерпретации продолжающихся поляризаций | Иммануэль Валлерстайн (редактор) | Боулдер, Колорадо: Paradigm Publishers |
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Иммануэлем Валлерстайном |