Социалистическая рыночная экономика

редактировать
Китайская экономическая философия

Социалистическая рыночная экономика
Упрощенный китайский 社会主义 市场 经济
Традиционный китайский 社會主義 市場 經濟

социалистическая рыночная экономика (SME ) - это экономическая система и модель экономического развития, применявшаяся в Китайской Народной Республике. Система основана на преобладании государственной собственности и государственных предприятий в рыночной экономике. Термин «социалистическая рыночная экономика» был введен Цзян Цзэминем во время 14-го Национального Конгресса Коммунистической партии Китая в 1992 году для описания цели экономических реформ Китая. Возникнув в результате экономических реформ в Китае, начатых в 1978 году, которые интегрировали Китай в глобальную рыночную экономику, социалистическая рыночная экономика представляет собой предварительную или «первичную стадию» развития социализма. Несмотря на это, многие западные комментаторы описали систему как форму государственного капитализма.

Содержание
  • 1 Описание
    • 1.1 История
  • 2 Анализ
    • 2.1 Рыночный социализм против капитализма
  • 3 Характеристики
    • 3.1 Предприятия и формы собственности
    • 3.2 Государственный сектор
    • 3.3 Частный сектор
    • 3.4 Экономическое планирование
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
Описание

Экономическая реформа в направлении социалистической рыночной экономики подкрепляется марксистской структурой исторического материализма. В конце 1970-х тогдашний председатель Дэн Сяопин и руководство Коммунистической партии отвергли прежний маоистский упор на культуру и политическую деятельность как движущие силы экономического прогресса и начали придавать большее значение. упор на развитие материальных производительных сил как фундаментальной и необходимой предпосылки построения развитого социалистического общества. Принятие рыночных реформ рассматривалось как соответствующее уровню развития Китая и являлось необходимым шагом на пути развития производительных сил общества. Эта политика Китая согласовывала политику Китая с более традиционной марксистской перспективой, согласно которой полностью развитая социалистическая плановая экономика может возникнуть только после того, как рыночная экономика исчерпала свою историческую роль и постепенно трансформируется в плановую экономику, подталкиваемую технологическими достижениями, которые делают возможным экономическое планирование и поэтому рыночные отношения менее необходимы.

Социалистическая рыночная экономика рассматривается Коммунистической партией Китая как ранний этап развития социализма (этот этап по-разному называют «первичным» или «предварительным» этапом социализма.), где государственная собственность сосуществует с различными негосударственными формами собственности. Коммунистическая партия Китая утверждает, что, несмотря на сосуществование частных капиталистов и предпринимателей с государственными и коллективными предприятиями, Китай не является капиталистической страной, потому что партия сохраняет контроль над направлением развития страны, поддерживая курс на социалистическое развитие. Сторонники этой экономической модели отличают ее от рыночного социализма, поскольку рыночные социалисты считают, что экономическое планирование недостижимо, нежелательно или неэффективно, и поэтому рассматривают рынок как неотъемлемую часть социализма, тогда как сторонники Социалистическая рыночная экономика рассматривает рынки как временную фазу в развитии полностью плановой экономики.

Цуй Чжиюань прослеживает теоретические основы социалистической рыночной экономики до модели Джеймса Мида либеральный социализм, в котором государство выступает в качестве остаточного претендента на прибыль, получаемую государственными предприятиями, которые работают независимо от государственного управления.

Сторонники первоначально отстаивали социалистическую рыночную экономику как необходимый этап для развития развитие экономики до такой степени, когда станет возможной плановая социалистическая экономика. Недавние китайские лидеры, в том числе Си Цзиньпин (генеральный секретарь партии с ноября 2012 года), описали построение «социалистической рыночной экономики с китайскими особенностями» как цель без каких-либо ссылок на пострыночную социалистическую экономику.

История

Марксизм считает, что в рамках противоречий между производительными силами и производственными отношениями, между практикой и теорией, между экономической базой и надстройкой производительные силы... и экономическая база вообще играют главную и решающую роль. Тот, кто отрицает это, не материалист.

Дэн Сяопин, «Об Общей программе работы для всей партии и всей нации» (1975)

После большого скачка вперед (1958–1961) и изгнание Банды четырех с власти в 1976 году, председатель Дэн Сяопин (верховный лидер с 1978 по 1989 год) переориентировал усилия Китая на экономический рост и поиск экономической системы, совместимой с конкретными условиями Китая. Однако при этом он оставался приверженцем ленинской модели централизованного политического контроля и однопартийного государства.

Цзян Цзэминь первоначально ввел термин «социалистическая рыночная экономика» в 1992 году. Он придумал эту идею, чтобы Китай мог извлечь уроки из передовых капиталистических стран без необходимости обсуждать, являются ли реформы «социалистическими» или «капиталистическими».. " Цзян спросил Дэн Сяопина, одобряет ли он этот термин, что он и сделал. Đổi Mới в Социалистической Республике Вьетнам позже переняли эту концепцию. После ее внедрения эта экономическая система дополнила централизованно планируемую экономику в Китайской Народной Республике, чему были приписаны высокие темпы роста ВВП в течение последних десятилетий. В рамках этой модели частные предприятия стали основным компонентом экономической системы наряду с центральными государственными предприятиями и предприятиями коллективных / поселковых деревень.

Переход к социалистической рыночной экономике начался в 1978 году, когда Дэн Сяопин представил свою программу социализма с китайскими особенностями. Первоначальные реформы по деколлективизации сельского хозяйства и открытию экономики для иностранных инвестиций в конце 1970-х - начале 1980-х годов позже привели к крупномасштабным радикальным реформам, включая акционирование государственного сектора, частичную приватизацию некоторых предприятий, либерализацию торговли и цен и демонтаж «железная чаша для риса » система гарантии занятости в конце 1990-х. Благодаря реформам Дэн Сяопина ВВП Китая вырос с примерно 150 миллиардов долларов США в 1978 году до более чем 1,6 триллиона долларов в 2004 году, с ежегодным увеличением на 9,4 процента.

Анализ

Многие комментаторы и ученые описали Экономическая система Китая как форма государственного капитализма, особенно после промышленных реформ 1980-х и 1990-х годов, отмечая, что, хотя китайская экономика поддерживает большой государственный сектор, государственные предприятия работают как фирмы частного сектора и сохраняют всю прибыль, не переводя их правительству на благо всего населения. Эта модель ставит под сомнение обоснование широко распространенной общественной собственности, а также применимость дескриптора «социалистический», и вызвала озабоченность и споры относительно распределения государственных доходов.

Однако, начиная с 2017 года, как часть В рамках своей программы реформирования государственных предприятий центральное правительство начало поощрять государственные предприятия к выплате дивидендов государству. В рамках других реформ государственные активы были переведены в фонды социального обеспечения для финансирования пенсий, а муниципальное правительство Шэньчжэня предложило использовать свои государственные предприятия для финансирования системы социальных дивидендов для своих жителей.

Китайский экономист Цуй Чжиюань утверждает, что модель либерального социализма Джеймса Мида похожа на социалистическую рыночную экономику Китая и может быть использована для понимания этой модели. Модель рыночного социализма Мида предполагала общественную собственность фирм с независимым управлением, при этом государство выступало в качестве остаточного претендента на прибыль, получаемую его предприятиями, но не осуществляло права контроля над управлением и деятельностью своих фирм. Эта модель имеет то преимущество, что у государства будет источник дохода, независимый от налогообложения и долга, что позволит снизить налоговую нагрузку на доходы физических лиц и частный сектор при одновременном обеспечении большего равенства. Цуй указывает на опыт Чунцина с муниципальными государственными предприятиями, обеспечивающими высокие социальные расходы наряду с низкими налогами и чрезвычайно высокими темпами роста, как подтверждение модели социалистической рыночной экономики. В модели Чунцина прибыль государственных предприятий использовалась для финансирования государственных услуг (включая жилищное строительство), обеспечивая основной источник государственного финансирования и позволяя Чунцину снизить ставку корпоративного налога (15% по сравнению с национальной ставкой корпоративного налога 33%) для привлечения иностранных инвестиций.

Рыночный социализм против капитализма

Джулан Ду и Ченган Сюй проанализировали китайскую модель в статье 2005 года, чтобы оценить, представляет ли она тип рыночного социализма или капитализма. Они пришли к выводу, что современная экономическая система Китая представляет собой форму капитализма, а не рыночного социализма, потому что:

  • существуют финансовые рынки, допускающие частную собственность на акции - черта, отсутствующая в экономической литературе по рыночному социализму; и
  • государственные прибыли удерживаются предприятиями, а не распределяются среди населения в рамках социальных дивидендов или аналогичной схемы, которые являются центральными элементами большинства моделей рыночного социализма

Ду и Сюй пришел к выводу, что Китай - это не рыночная социалистическая экономика, а нестабильная форма капитализма.

Другой анализ, проведенный Ассоциацией глобальных исследований в Университете ДеПола в 2006 году, показывает, что китайская экономическая система не представляет собой форму социализма, когда социализм определяется как плановая экономика, где производство для использования заменило производство ради прибыли в качестве движущей силы экономической деятельности, или когда социализм определяется как система, в которой рабочий класс является доминирующим классом, контролирующим прибавочную стоимость, производимую экономикой. Китайская экономика также не является социализмом в смысле широко распространенного самоуправления или демократии на рабочем месте. В исследовании сделан вывод о том, что по состоянию на 2006 год капитализм также не является доминирующим способом организации, и вместо этого в Китае действует частично докапиталистическая аграрная система, в которой почти 50% населения занято в сельскохозяйственных работах.

В 2015 году Кертис Дж. Милхаупт и Вентонг Чжэн классифицировали экономическую систему Китая как государственный капитализм, потому что государство направляет и направляет все основные аспекты китайской экономики, включая как государственный, так и частный секторы, при этом не собирая дивиденды от владения своими предприятиями. Они отметили, что китайские государственные и частные предприятия имеют много общего в отношении государственных субсидий, близости к государственной власти и выполнения целей государственной политики. В государственном секторе упор делался больше на государственный контроль, чем на владение активами.

Сторонники социалистической рыночной экономики сравнивают ее с Новой экономической политикой Советской России 1920-х годов, которая ввела рыночные реформы при сохранении государственной собственности командных высот экономики. Реформы оправдываются убеждением, что изменяющиеся условия требуют новых стратегий социалистического развития.

Согласно Ли Жунжун, в 2003 году председатель Комиссии по надзору за государственными активами и управлению им. Государственный совет, социалистическая экономическая система Китая опирается на основополагающую роль государственного предприятия:

Государственная собственность, как основа социалистической экономической системы, является основной силой государства, направляющей и способствующей экономическому и социальному развитию, а также основным гарантия реализации основополагающих интересов и общего процветания большинства людей... Государственная экономика заняла доминирующее место в основных отраслях, которые имеют непосредственное отношение к экономическому выживанию и ключевым областям страны, и поддерживала, направляла и повлек за собой развитие всей социально-экономической жизни. Влияние и возможности контроля государственных предприятий еще более возросли. Государственная экономика сыграла незаменимую роль в социалистической модернизации Китая.

Другие марксистские анализы указывают на то, что, поскольку китайская экономическая система основана на товарном производстве, имеет роль для частного капитала и лишает возможности рабочий класс, она представляет капиталиста. экономика. Классические марксисты считают, что социалистическая товарная экономика (или социалистическая рыночная экономика) противоречива. Другие социалисты полагают, что китайцы приняли многие элементы рыночного капитализма, в частности, производство товаров и приватизацию, что привело к созданию полноценной капиталистической экономической системы. В прошлом, хотя многие предприятия номинально находились в государственной собственности, прибыль удерживалась предприятиями и использовалась для выплаты руководителям чрезмерно высоких зарплат, а не распределялась среди населения. Этот старый статус-кво больше не актуален, поскольку в рамках антикоррупционной кампании Си Цзиньпина руководители госпредприятий столкнулись с сокращением заработной платы на 50%, «командная роль» Коммунистической партии над госпредприятиями закрепилась в Законодательство и Конгрессы представителей персонала и работников (SWRC), форма демократии на рабочем месте, были восстановлены до статуса, который они имели в 1980-х годах, государственные предприятия были по закону обязаны иметь их и 80% зарегистрированных компаний в Они есть в Китае, в том числе в некоторых компаниях частного сектора.

Характеристики

Предприятия и типы собственности

Государственная собственность в социалистической рыночной экономике состоит из государственных активов, предприятий, находящихся в коллективной собственности и государственные акции смешанных предприятий. Эти различные формы государственной собственности играют доминирующую роль в социалистической рыночной экономике наряду с крупными частными и иностранными предприятиями.

Сегодня в Китае существует несколько основных форм государственных предприятий:

  • Государственные предприятия : коммерческие предприятия, учрежденные центральным или местным правительством, менеджеры которых назначаются правительством или государственными органами. В эту категорию входят только фирмы, полностью финансируемые государством и управляемые государством. Большинство государственных предприятий не входят в состав центрального правительства. Государственные предприятия центрального правительства являются подразделениями Комиссии по надзору и управлению государственными активами (SASAC).
  • Государственные холдинговые предприятия: государственные холдинги или предприятия, контролируемые государством, являются публично зарегистрированные фирмы, в которых государство владеет значительной долей или контрольным пакетом акций внутри фирм, тем самым оказывая влияние на менеджмент фирмы. К ним относятся фирмы, которые получают прямые иностранные инвестиции.
  • Государственные предприятия с совместной собственностью:

Государственный сектор

Социалистическая рыночная экономика состоит из широкого круга государственных предприятий (ГП), которые представляют собой единое целое. форма государственной собственности. Начиная с реформ 1978 года, в 80-е годы в ходе промышленных реформ государственные предприятия постепенно акционировались и преобразовывались в акционерные общества с сохранением за государством полной или контрольной доли их акций. К началу 2000-х годов большинство крупных госпредприятий в нестратегических секторах котировались на Шанхайской и Гонконгской фондовых биржах, а некоторые госпредприятия приняли смешанную структуру собственности, в которой центральное правительство и различные другие государственные организации, включая государственные банки, другие госпредприятия, провинциальные и местные правительства - владеют в той или иной степени листинговыми акциями фирмы наряду с иностранными и частными акционерами. Результатом стала широко распространенная форма государственной собственности, когда государственные предприятия принадлежат различным государственным структурам, агентствам и другим государственным предприятиям. Это затрудняет определение истинных размеров и масштабов государственного сектора, особенно когда учитываются госпредприятия со смешанной структурой собственности. В 2013 году на государственный сектор приходилось 30% числа фирм в Китае, но 55% активов, 45% выручки и 40% прибыли.

В 1996 году Китай внедрил комплексную серию промышленных реформы назывались «схватывать большое, отпускать мелкое ». Эти реформы включали закрытие убыточных государственных предприятий, слияние более мелких предприятий и приватизацию других малых и средних предприятий. Государственные предприятия, находящиеся в центральном владении, были преобразованы в акционерные общества с целью делегирования больших полномочий менеджерам госпредприятий. ГП на всех уровнях сместили основной акцент на прибыльность и отказались от своей функции социального обеспечения, заключающейся в предоставлении социальных услуг и льгот своим работникам, в так называемой системе «Iron Rice Bowl ». Комиссия по надзору за государственными активами и управлению ими (SASAC) была сформирована в 2003 году для надзора за управлением крупными государственными предприятиями с центральным управлением.

Современные госпредприятия существенно отличаются от тех, что были в 1990-х годах. ГП намного больше по размеру и меньше по количеству, при этом государственные предприятия, принадлежащие центральному правительству, сгруппированы в «стратегических секторах», включая банковское дело, финансы, горнодобывающую промышленность, энергетику, транспорт, телекоммуникации и коммунальные услуги. Для сравнения: количество ГП на уровне провинции и муниципалитета исчисляется тысячами, и они задействованы практически во всех отраслях, включая информационные технологии, а также проектирование и производство автомобилей. Реформа государственного сектора - это постоянный процесс в Китае. По состоянию на 2017 год Коммунистическая партия Китая отвергла сингапурскую модель государственных инвестиционных компаний в стиле Тамасек для китайских госпредприятий, где госпредприятия действуют исключительно для максимизации прибыли на коммерческой основе. В частности, Китай утверждает, что государственные предприятия с центральным управлением также преследуют цели национальной и промышленной политики. В результате недавних реформ, направленных на повышение прибыльности и разгрузку долга, правительство сообщило, что прибыль государственных предприятий, находящихся в собственности центрального правительства, выросла на 15,2% в 2017 году.

Несмотря на то, что государственные предприятия Китая становятся все более прибыльными, они не выплачивают дивиденды компаниям государство, что заставило некоторых аналитиков усомниться в целесообразности возникновения государственной собственности. В рамках продолжающихся реформ SASAC теперь будут поощряться госпредприятия, и они будут обязаны выплачивать более высокую часть своей прибыли в качестве дивидендов государству, при этом некоторые государственные активы будут переведены в фонды социального обеспечения для финансирования пенсий для стареющего населения Китая. Это часть более широкой реформы по реструктуризации государственного сектора, чтобы он стал источником финансирования государственных услуг. В рамках целей реформы госпредприятий, обозначенных SASAC в 2015 году, госпредприятия должны быть классифицированы как коммерческие или общественные предприятия, при этом от первых требуется распределять большую часть своей прибыли в качестве дивидендов. Планируется, что к 2020 году выплаты дивидендов вырастут с 5–15% до 30%.

Частный сектор

Частные предприятия (ЧП) признаны одним из компонентов социалистической рыночной экономики наряду с государственные, коллективные и индивидуальные предприятия. После принятия Закона о компаниях 1994 года частный сектор играет все более важную роль. Кроме того, граница между государственными и частными предприятиями в Китае стерлась, поскольку многие публичные компании находятся в смешанной собственности различных государственных и негосударственных организаций. Кроме того, фирмы частного сектора, работающие в отраслях, нацеленных на рост, часто получают благоприятные ссуды и льготный режим со стороны государства, в то время как ГП в нестратегических секторах могут быть освобождены от субсидий. Например, ZTE Corporation - это государственное предприятие с контрольным пакетом акций, которое было вынуждено полагаться на фондовые рынки, в то время как его частный конкурент Huawei, принадлежащий сотрудникам, рассматривается как "национальный чемпион" и поэтому получил крупное государственное финансирование от государственных банков. Ожидается, что, как и их государственные коллеги, ГП будут следовать государственной политике и подлежат партийному контролю, что позволяет предположить, что различие между государственной и частной собственностью не является значимым различием для понимания экономической модели Китая. По состоянию на 2015 год государственный контроль и управляемое государством развитие (как в государственном, так и в частном секторах) являются важнейшей чертой китайской экономической системы, которая играет более существенную роль, чем государственная собственность на активы.

В то время как частное сектору отведена роль в социалистической рыночной экономике, и он значительно увеличился в размерах и масштабах с 1990-х годов, частный сектор не доминирует в китайской экономике. Точный размер частного сектора трудно определить отчасти потому, что частные предприятия могут иметь меньшую часть своих акций, принадлежащих государственным структурам, а также из-за различных стандартов классификации, используемых для классификации предприятий. Например, в первом квартале 2016 года Национальное статистическое бюро Китая сообщило об инвестициях в основной капитал частных фирм на уровне 35%, полностью принадлежащих государству ГП на уровне 27%, при этом большая часть оставшейся части принадлежит не - корпорации с ограниченной ответственностью, полностью финансируемые государством.

Экономическое планирование

К началу 1990-х годов экономическое планирование советского типа было заменено рыночными отношениями, и рынки стали основным двигателем сила в социалистической рыночной экономике, когда Государственная плановая комиссия была преобразована в Национальную комиссию по развитию и реформам в 2003 году. Индикативное планирование и промышленная политика заменили планирование материального баланса и играют существенную роль в управлении рыночной экономикой как для государственного, так и для частного секторов. Система планирования состоит из трех уровней, каждый из которых использует свой механизм планирования.

Обязательное планирование ограничено государственными предприятиями, работающими в стратегических секторах, включая планы исследований, образования и развития инфраструктуры. Обязательное планирование намечает намеченные результаты и необходимые поставки сырья и финансовых ресурсов. В договорном планировании устанавливаются цели и общие средства достижения этих целей, а затем ведутся переговоры с предприятиями и местными органами власти, чтобы установить подробные цели и способы распределения ресурсов в целевых секторах. Индикативное планирование работает на самом низком уровне системы планирования, где правительство намечает промышленные цели, а затем использует рыночные инструменты (налоговые льготы, субсидии и льготные банковские ссуды), чтобы побудить фирмы в целевой отрасли достичь этих целей.

См. Также
  • значок Деловой и экономический портал
  • значок Портал социализма
  • флаг Китайский портал
Список литературы
Библиография
Последняя правка сделана 2021-06-08 07:56:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте