Экономическое планирование

редактировать
Система распределения ресурсов на основе вычислительной процедуры

Экономическое планирование - это система распределения ресурсов на основе вычислительной процедуры для решения задачи ограниченной максимизации с помощью итеративного процесса для получения ее решения. Планирование - это механизм распределения ресурсов между организациями и внутри них, в отличие от рыночного механизма. В качестве механизма распределения для социализма экономическое планирование заменяет рынки факторов производства процедурой прямого распределения ресурсов внутри взаимосвязанной группы общественных организаций, которые составляют производственные аппарат экономики.

Существуют различные формы экономического планирования, которые различаются в зависимости от конкретных процедур и подходов. Уровень централизации или децентрализации в процессе принятия решений зависит от конкретного типа применяемого механизма планирования. Кроме того, можно различать централизованное планирование и децентрализованное планирование. Экономика, в основном основанная на планировании, называется плановой экономикой. В централизованной плановой экономике распределение ресурсов определяется комплексным планом производства, в котором указываются потребности в объеме производства. Планирование также может принимать форму индикативного планирования в рамках рыночной экономики, где государство использует рыночные инструменты, чтобы побудить независимые фирмы к достижению целей развития.

Можно различать физические планирование (как в чистом социализме) и финансовое планирование (как практикуется правительствами и частными фирмами в капитализме ). Физическое планирование включает в себя экономическое планирование и координацию, проводимую с точки зрения разукрупненных физических единиц, тогда как финансовое планирование включает планы, сформулированные в терминах финансовых единиц.

Содержание

  • 1 В социализме
    • 1.1 Концепция социалистического планирования
      • 1.1.1 Административно-командная система
      • 1.1.2 Децентрализованное планирование
      • 1.1.3 Модель Ланге – Лернера – Тейлора
      • 1.1.4 Материальные балансы
  • 2 При капитализме
    • 2.1 Внутрифирменные и внутрифирменные отраслевое планирование
    • 2.2 Государственное планирование развития
  • 3 Во всем мире
    • 3.1 Восточная Азия
    • 3.2 Франция
    • 3.3 Советский Союз
    • 3.4 Соединенное Королевство
    • 3.5 Соединенные Штаты
  • 4 Критика
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания

В социализме

Различные формы экономического планирования были представлены в различных моделях социализма. Они варьируются от систем децентрализованного планирования, основанных на коллективном принятии решений и дезагрегированной информации, до централизованных систем планирования, проводимых техническими экспертами, которые используют агрегированную информацию для составления планов производства. В полностью развитой социалистической экономике инженеры и технические специалисты, контролируемые или назначаемые демократическим путем, будут координировать экономику в физических единицах без какой-либо необходимости или использования для финансовых расчетов. Экономика Советского Союза так и не достигла этой стадии развития, поэтому на протяжении всего своего существования она планировала свою экономику в финансовом плане. Тем не менее, был разработан ряд альтернативных показателей для оценки показателей нефинансовой экономики с точки зрения физического объема производства (т.е. чистый материальный продукт по сравнению с валовым внутренним продуктом ).

В целом, различные модели социалистического экономического планирования, такие как социалистический способ производства, существуют как теоретические конструкции, которые не были полностью реализованы ни одной экономикой, частично потому, что они зависят от огромных изменений. в мировом масштабе. В контексте основной экономики и области сравнительных экономических систем под социалистическим планированием обычно понимается командная экономика советского типа, независимо от того, действительно ли эта экономическая система представляла собой тип социализма или государственного капитализма или третьего, несоциалистического и некапиталистического типа системы.

В некоторых моделях социализма экономическое планирование полностью заменяет рыночный механизм, якобы делая денежные отношения и систему цен устаревшими. В других моделях планирование используется как дополнение к рынкам.

Концепция социалистического планирования

Классическая концепция социалистического экономического планирования, которой придерживались марксисты, включала экономическую систему, в которой товары и услуги оценивались, требовались и производились непосредственно для их потребительная стоимость, в отличие от производства как побочного продукта погони за прибылью коммерческими предприятиями. Эта идея производства для использования является фундаментальным аспектом социалистической экономики. Это включает общественный контроль над распределением прибавочного продукта и в его наиболее обширной теоретической форме натуральный расчет вместо финансовых расчетов. В частности, для марксистов планирование влечет за собой контроль над прибавочным продуктом (прибылью) ассоциированными производителями демократическим способом. Это отличается от планирования в рамках капитализма, основанного на плановом накоплении капитала с целью либо стабилизации бизнес-цикла (когда его предпринимают правительства), либо максимизации прибыли (когда предпринимают фирмы), а не к социалистической концепции планового производства для использования.

В таком социалистическом обществе, основанном на экономическом планировании, основная функция государственного аппарата меняется от политической власти над людьми (посредством создания и применения законов) к техническому управлению производством, распределением и организацией. ; то есть государство стало бы координирующим экономическим субъектом, а не механизмом политического и классового контроля и, таким образом, перестало бы быть государством в традиционном смысле.

Административно-командная система

Концепция командной экономики отличается от концепций плановой экономики и экономического планирования, особенно социалистами и марксистами, которые сравнивают командную экономику (например, в бывшем Советском Союзе) с одной капиталистической фирмой, организованной сверху вниз административным способом на основе бюрократической организации, подобной организации капиталистической корпорации.

Экономические аналитики утверждали, что экономика Советского Союза фактически представлял административную или командную экономику в отличие от плановой экономики, потому что планирование не играло оперативной роли в распределении ресурсов между производственными единицами в экономике, поскольку на самом деле основным механизмом распределения была система командно-административной ролл. Термин административно-командная экономика получил распространение как более точное описание экономики советского типа.

Децентрализованное планирование

Децентрализованное экономическое планирование - это процесс планирования, который начинается на уровне пользователя снизу. план потока информации. Децентрализованное планирование часто появляется как дополнение к идее социалистического самоуправления, в первую очередь демократическими социалистами и либертарианскими социалистами.

. Теоретические постулаты для моделей децентрализованного социалистического общества. Планирование происходит от мысли Карла Каутского, Розы Люксембург, Николая Бухарина и Оскара Р. Ланге. Эта модель предполагает принятие экономических решений на основе самоуправления снизу вверх (сотрудниками и потребителями) без какого-либо центрального органа. Это часто контрастирует с доктриной ортодоксального марксизма-ленинизма, которая защищает директивное административное планирование, при котором директивы передаются от вышестоящих органов (плановых агентств) агентам (менеджерам предприятий), которые, в свою очередь, отдают приказы рабочим.

Две современные модели децентрализованного планирования: экономика участия, разработанная экономистом Майклом Альбертом ; и согласованная координация, разработанная экономистом Пэт Девайн.

Модель Ланге – Лернера – Тейлора

Экономические модели, разработанные в 1920-х и 1930-х годах американскими экономистами Фредом М. Тейлором и Абба Лернер и польский экономист Оскар Р. Ланге использовали форму планирования, основанную на ценообразовании по предельным издержкам. В модели Ланге центральный плановый совет устанавливал бы цены на производственные товары методом проб и ошибок, корректируя их до тех пор, пока цена не станет равной предельным затратам, с целью достижения эффективных по Парето результатов. Хотя эти модели часто описывались как рыночный социализм, на самом деле они представляли собой форму планирования моделирования рынка.

Материальный баланс

Планирование материального баланса было типом экономического планирования, используемым в экономике советского типа. Эта система возникла случайно во время кампании коллективизации при Иосифе Сталине и ставила быстрый рост и индустриализацию выше эффективности. В конце концов, этот метод стал неотъемлемой частью советской концепции социализма в послевоенный период, и другие социалистические государства подражали ему во второй половине 20 века. Материальный баланс включает в себя плановое агентство (Госплан в случае Советского Союза), которое исследует имеющиеся вводимые ресурсы и сырье и использует баланс для их баланса с целевыми показателями выпуска, установленными отраслью, тем самым достигая баланс спроса и предложения.

При капитализме

внутрифирменное и внутриотраслевое планирование

Крупные корпорации используют планирование для внутреннего распределения ресурсов между своими подразделения и дочерние компании. Многие современные фирмы также используют регрессионный анализ для измерения рыночного спроса, корректировки цен и принятия решения об оптимальных объемах поставляемой продукции. Планируемое устаревание часто упоминается как форма экономического планирования, которая используется крупными фирмами для увеличения спроса на будущую продукцию путем преднамеренного ограничения срока эксплуатации своей продукции. Таким образом, внутренние структуры корпораций были описаны как централизованная командно-экономическая система, использующая как планирование, так и иерархическую организацию и управление.

Согласно Дж. Брэдфорд Делонг, многие транзакции в западных экономиках не проходят через что-либо похожее на рынок, а скорее представляют собой движение стоимости между различными отраслями и подразделениями внутри корпораций, компаний и агентств. Кроме того, большая часть экономической деятельности централизованно планируется менеджерами внутри фирм в форме производственного планирования и управления маркетингом (потребительский спрос оценивается, нацеливается и включается в общий план фирмы) и в форме производственного планирования..

В статье The New Industrial State американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт отметил, что крупные фирмы управляют как ценами, так и потребительским спросом на свою продукцию с помощью сложных статистических методов. Гэлбрейт также отметил, что из-за все более сложной природы технологий и специализации знаний менеджмент становится все более специализированным и бюрократизированным. Внутренние структуры корпораций и компаний были преобразованы в то, что он назвал «техноструктурой ». Его специализированные группы и комитеты являются основными лицами, принимающими решения, а специализированные менеджеры, директора и финансовые консультанты работают в соответствии с формальными бюрократическими процедурами, заменяя роль индивидуального предпринимателя и внутреннее предпринимательство. Гэлбрейт заявил, что и устаревшее понятие предпринимательского капитализма, и демократический социализм (определяемый как демократическое управление ) являются невозможными организационными формами для управления современной индустриальной системой.

Джозеф Шумпетер, экономист, связанный как с австрийской школой, так и с институциональной школой экономики, утверждал, что меняющийся характер экономической деятельности (в частности, растущая бюрократизация и специализация, требуемые в производстве и управлении), является главная причина превращения капитализма в социализм. Роль бизнесмена становилась все более бюрократической, а выполнение конкретных функций внутри фирмы требовало все более специализированных знаний, которые могли бы с легкостью предоставляться государственными служащими на государственных предприятиях.

В первом томе Das Kapital, Карл Маркс определил процесс накопления капитала как центральный для закона движения капитализма. Увеличение производственных мощностей, вызванное увеличением отдачи от масштаба, способствует дальнейшему обобществлению производства. Капитализм в конечном итоге обобществляет труд и производство до такой степени, что традиционные представления о частной собственности и товарном производстве становятся все более недостаточными для дальнейшего расширения производственного потенциала общества, что требует возникновения социалистической экономики, в которой средства производства находятся в общественной собственности, а прибавочная стоимость контролируется рабочей силой. Многие социалисты рассматривали эти тенденции, в частности растущую тенденцию к экономическому планированию в капиталистических компаниях, как свидетельство возрастающего устаревания капитализма и неприменимости идеалов, таких как совершенная конкуренция, в экономике, и следующим этапом эволюции стало применение общественно-экономических принципов планирование.

Государственное планирование развития

Государственное планирование развития или национальное планирование влечет за собой макроэкономическую политику и финансовое планирование, проводимое правительствами для стабилизации рынка или содействия экономическому росту в странах с рыночной экономикой. Это предполагает использование денежно-кредитной политики, промышленной политики и налогово-бюджетной политики, чтобы направить рынок к намеченным результатам. Промышленная политика включает в себя принятие правительством мер, «направленных на повышение конкурентоспособности и возможностей отечественных фирм и содействие структурной трансформации».

В отличие от социалистического планирования, планирование государственного развития не заменяет рыночный механизм и не исключает его использования. денег в производстве. Он применяется только к частным и государственным компаниям в стратегических секторах экономики и стремится координировать их деятельность с помощью косвенных средств и рыночных стимулов (таких как налоговые льготы или субсидии).

Во всем мире

Хотя экономическое планирование в основном связано с социализмом, Советским Союзом и Восточным блоком, в частности административно-командной системы, государственное планирование экономики также может происходить в рамках других политических философий с целью индустриализации и модернизации экономики. В период Permit Raj с 1947 по 1990 год в Индии действовала иная форма плановой экономики. Необычно большой государственный сектор в таких странах, как Саудовская Аравия, означает, что даже при наличии рынка, планирование центрального правительства контролирует распределение большей части экономических ресурсов. В Соединенных Штатах правительство временно захватило значительную часть экономики во время Первой и Второй мировых войн, в результате чего в значительной степени была запланирована государственная военная экономика.

Восточная Азия

Модели развития экономики восточноазиатского тигра включали разную степень экономического планирования и государственных инвестиций в модели, иногда описываемой как капитализм государственного развития или восточноазиатская модель.

Экономика как Малайзии, так и Южной Кореи была основана на ряде макроэкономических планов правительства (Первый план Малайзии и Пять -Годовые планы Южной Кореи ), которая быстро развивала и индустриализировала свою смешанную экономику.

экономика Сингапура была частично основана на правительственном экономическом планировании, которое включало активную промышленную политику и сочетание государственной промышленности и рыночной экономики.

Франция

При дирижизме (дирижизм) Франция использовала индикативное планирование и создала ряд государственных предприятий в стратегических секторах экономики.. Концепция индикативного планирования заключается в раннем выявлении избыточного предложения, узких мест и нехватки, чтобы можно было быстро изменить поведение государства в отношении инвестиций, чтобы уменьшить неравновесие рынка, чтобы можно было поддерживать стабильное экономическое развитие и рост. Франция пережила свои Trente Glorieuses (Тридцать славных) лет экономического процветания.

Советский Союз

Советский Союз был первой страной, в которой была предпринята попытка экономического планирования вместо рыночного распределения факторов производства. Экономическое планирование советского типа сформировалось в 1930-е годы и в значительной степени оставалось неизменным, несмотря на умеренные реформы, до распада Советского Союза. Советское экономическое планирование было централизованным и организовано иерархически, с государственным плановым агентством, таким как Госплан, устанавливающим целевые темпы роста, и Госснаб, распределяющим факторные факторы между предприятиями и экономическими единицами по всей национальной экономике.. Национальный план был разбит на части различными министерствами, которые, в свою очередь, использовали план для формулирования директив для местных экономических единиц, которые их выполняли. В системе использовалось планирование материального баланса. Экономическая информация, включая потребительский спрос и потребности предприятия в ресурсах, была агрегирована для уравновешивания предложения из имеющихся запасов ресурсов, со спросом на основе потребностей отдельных экономических единиц и предприятий посредством системы итераций.

экономика. Советского Союза действовали по централизованной и иерархической манере. В процессе использовались директивы, которые были выданы организациям более низкого уровня. Таким образом, советская экономическая модель часто упоминалась как командная экономика или управляемая экономика, поскольку плановые директивы выполнялись стимулами в вертикальной структуре власти, а фактическое планирование играло небольшую функциональную роль. в распределении ресурсов. Из-за трудностей со своевременной передачей информации и распространением информации по запросу во всей экономике административные механизмы принятия решений и распределения ресурсов играли доминирующую роль в распределении факторов производства, а не в планировании.

Соединенное Королевство

Необходимость в долгосрочном экономическом планировании для повышения эффективности была центральным компонентом мышления Лейбористской партии до 1970-х годов. Консервативная партия в целом согласилась, выработав послевоенный консенсус, а именно широкое двухпартийное соглашение по основным направлениям политики.

Соединенные Штаты

Соединенные Штаты использовали экономическое планирование во время Первой мировой войны. Федеральное правительство дополнило систему цен централизованным распределением ресурсов и создало ряд новых агентств для управления важными секторами экономики, в частности, Управление продовольствия, Управление топливом, Управление железных дорог и Совет военной промышленности. Во время Второй мировой войны экономика пережила ошеломляющий рост при аналогичной системе планирования. В послевоенный период правительства США использовали такие меры, как Программа экономической стабилизации, чтобы напрямую вмешиваться в экономику с целью контроля цен и заработной платы, среди прочего, в различных секторах экономики.

С начала холодной войны федеральное правительство направило значительный объем инвестиций и финансирования в исследования и разработки (НИОКР), часто сначала через Департамент США. Обороны. Правительство выполняет 50% всех НИОКР в Соединенных Штатах, при этом динамичный государственный сектор, управляемый государством, разрабатывает большую часть технологий, которые впоследствии становятся основой экономики частного сектора. Ноам Хомски назвал экономическую модель Соединенных Штатов формой государственного капитализма. Примеры включают лазерные технологии, Интернет, нанотехнологии, телекоммуникации и компьютеры, причем большинство фундаментальных исследований и последующая коммерциализация финансируются государственным сектором. Это включает исследования в других областях, включая здравоохранение и энергетику, причем 75% самых инновационных лекарств финансируются через Национальные институты здравоохранения.

Критика

Наиболее заметная критика экономического планирования исходила от австрийских экономистов Фридрих Хайек и Людвиг фон Мизес. Хайек утверждал, что центральные планировщики не могут собрать необходимую информацию для формулирования эффективного плана производства, потому что они не подвержены быстрым изменениям, которые происходят в экономике в определенное время и в каком-либо конкретном месте, и поэтому они незнакомы с этими обстоятельствами. Таким образом, процесс передачи всей необходимой информации плановикам неэффективен без системы цен на средства производства. Мизес придерживался аналогичного мнения. В своем анализе социализма в 1938 году Оскар Р. Ланге обратился к этой теоретической проблеме, указав, что планировщики могут получить большую часть необходимой информации, отслеживая изменения в уровнях производственных запасов. На практике специалисты по экономическому планированию в плановой экономике советского типа могли использовать эту технику.

Сторонники децентрализованного экономического планирования также критиковали централизованное экономическое планирование. Лев Троцкий считал, что центральные планировщики, независимо от их интеллектуальных способностей, действуют без вклада и участия миллионов людей, участвующих в экономике, и поэтому они не смогут достаточно быстро отреагировать на местные условия, чтобы эффективно координировать всю экономическую деятельность.

См. также

Примечания

Последняя правка сделана 2021-05-18 06:09:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте