Социальный дивиденд - это доходность основных фондов и природных ресурсов , принадлежащих обществу в социалистической экономике. Эта концепция, в частности, является ключевой характеристикой рыночного социализма, где она принимает форму выплаты дивидендов каждому гражданину, получаемых от доходов от собственности, генерируемых государственными предприятиями, представляющий долю человека в капитале и природных ресурсах, принадлежащих обществу.
Хотя концепция социальных дивидендов еще не применялась в широких масштабах, аналогичная политика была принята на ограниченной основе. Как в бывших странах советского типа, так и в несоциалистических странах чистая прибыль государственных предприятий, приносящих доход, рассматривалась как источник государственных доходов, который правительство направляло непосредственно на финансировать различные общественные блага и услуги.
Концепция социального дивиденда пересекается с концепцией универсальной гарантии базового дохода, но отличается от базового дохода тем, что социальный дивиденд подразумевает общественную собственность на производственные активы, тогда как базовый доход не обязательно подразумевает общественную собственность и может финансироваться из гораздо более широкого диапазона источников. В отличие от базового дохода, доходность социальных дивидендов зависит от показателей экономики, находящейся в общественной собственности. Социальный дивиденд можно рассматривать как социалистический аналог базового дохода. Совсем недавно термин универсальный базовый дивиденд использовался для противопоставления концепции социальных дивидендов базовому доходу.
Социальные дивиденды - ключевая особенность многих моделей рыночного социализма, которые характеризуются государственными предприятиями, работающими с целью максимизации прибыли в рыночной экономике. В такой системе социальный дивиденд предоставит каждому гражданину долю дохода от собственности, полученного за счет государственных активов и природных ресурсов, который будет получен вместе с любым трудовым доходом (заработной платой), полученным в результате занятости. В отличие от кооперативных вариантов рыночного социализма, когда прибыль каждой фирмы распределяется между членами / сотрудниками каждой отдельной фирмы, социальный дивиденд приносит пользу обществу в целом. Социальный дивиденд также устранил бы необходимость в программах социального обеспечения и перераспределении доходов, а также в связанных с ними административных расходах, которые существуют в капиталистической экономике.
Преимущества социального дивиденда включают в себя широкое разделение выгод экономического роста и технического прогресса, большую автономию отдельных граждан, большее социальное равенство и равенство доходов, а также устранение классовых различий в обществе, возникающих в результате трудового дохода и дохода от собственности. Социальный дивиденд также имеет преимущества перед базовым доходом, поскольку устраняет критику в отношении того, что обычный базовый доход может использоваться в качестве оправдания для ослабления законов об охране труда и компенсации по безработице, создавая население, зависящее от прожиточного уровня дохода, обеспечиваемого базовым доходом, и может еще больше затруднить переход к посткапиталистическому обществу.
Социальные дивиденды могут принимать множество институциональных форм. Как правило, считается, что они распространяются повсеместно без ограничений, даже среди безработных. Однако конкретная институциональная структура варьируется в зависимости от различных предложений, например, могут быть определенные ограничения на получение выплаты дивидендов, налагаемой на безработных.
Известные экономисты и политологи, сформулировавшие в своих предложениях модели социальных дивидендов. модели социализма включают Оскар Ланге, Абба Лернер, Джеймс Мид, Джеймс Юнкер, Джон Ремер, Пранаб Бардхан, Дэвид Швейкарт и Янис Варуфакис.
Как предшественник концепции социального дивиденда, Леон Вальрас, один из основателей неоклассической экономики, который помог сформулировать теорию общего равновесия, утверждал, что свободная конкуренция может быть реализована только в условиях государственной собственности на природные ресурсы и землю. Вальрас утверждал, что национализированная земля и природные ресурсы обеспечат источник дохода для государства, который устранит необходимость подоходных налогов.
В критике политической экономии Карлом Марксом доход от собственности компонент прибавочной стоимости, который относится к чистой стоимости сверх общей суммы фонда заработной платы. Прибавочная стоимость распределяется между небольшим меньшинством пассивных владельцев - капиталистов и частных акционеров. Капиталисты присваивают продукт общественного труда, сохраняя права собственности на средства производства. В то время как Маркс был против распределения доходов от собственности при капитализме, способ распределения доходов от собственности не был инструментом капиталистического коллапса и не был основной причиной желательности отмены капитализма с точки зрения Маркса. По мнению Маркса, противостоять капитализму следует не из-за какого-либо якобы морального дефекта в его распределении, а из-за того, что лежащая в его основе динамика накопления капитала и присвоения прибавочной стоимости была нестабильной и в конечном итоге внутренне неустойчивой. Для Маркса социализм означал конец этой классовой динамики, при которой прибавочный продукт, производимый общественными средствами производства, присваивался всем членам общества.
Термин «социальный дивиденд» был предложен британским экономистом. Джордж Дуглас Ховард Коул в своей книге 1935 года «Принципы экономического планирования» ссылается на распределение чистого общественного продукта в форме выплаты денежных средств для социалистической экономики. До этого большинство экономистов-социалистов предполагали, что чистый общественный продукт будет переводиться населению в натуральной форме. В модели Коула доход будет распределяться на основе выполненной работы и на основе гражданства, причем последнее представляет собой социальный дивиденд, который признает «… требование каждого гражданина как потребителя участвовать в общем наследии производительной силы». Цель состоит в том, чтобы сделать дивиденды достаточно большими за счет более высокого экономического роста и эффективности, чтобы покрыть основные потребности каждого гражданина.
Оскар Ланге впервые использовал термин «социальный дивиденд» в его основополагающей статье «Об экономической теории социализма», где он определил его как накопление прибыли и ренты за вычетом инвестиций государственными предприятиями. В модели социализма Ланге социальные дивиденды были бы одним из компонентов дохода потребителей наряду с поступлениями за трудовые услуги. Абба П. Лернер внес вклад в идею социальных дивидендов, включив их в первоначальную модель социализма Ланге в качестве единовременной выплаты каждому гражданину, чтобы не влиять на эффективное функционирование рынков труда. Первоначальное предложение Ланге заключалось в том, чтобы социальные дивиденды были пропорциональны заработку человека на работе. Предложение Аббы Лернера по социальным дивидендам было модификацией предложения Ланге, согласно которому социальные дивиденды должны распределяться в виде единовременной выплаты, а не распределяться пропорционально заработной плате, чтобы не нарушать эффективное распределение рабочей силы на рынке труда. В книге Лернера «Экономика контроля: экономика благосостояния» социальные дивиденды также служат экономическим рычагом предотвращения инфляции и дефляции. Социальный дивиденд представляет собой долю гражданина в доходах от факторов производства, отличных от труда, но в модели Лернера он распределяется таким образом, чтобы побудить потребителей тратить правильную сумму, которая наряду с инвестиционным спросом на факторы обеспечит полную занятость. Модель Лернера предполагала, что инфляцию и депрессию в социалистической экономике можно предотвратить путем корректировки уровня социальных дивидендов: если расходы слишком высоки, социальный дивиденд может быть установлен равным нулю или отрицательным (в качестве налога) для снижения спроса.
Британский экономист Джеймс Мид обрисовал систему социальных дивидендов в рамках своей модели того, что он назвал «либеральным социализмом». Мид выступал за отмену британского процесса национализации сразу после Второй мировой войны, когда национализированные и принадлежащие государству британские предприятия предоставляли права контроля, не передавая права дохода государству, при этом государству было отказано бесплатное использование своей прибыли. В соглашении, которое Мид назвал «национализацией с ног на голову», государство будет действовать как акционер, получая остаточный доход от своих предприятий без предоставления прав контроля над предприятиями. Поступления от государственных предприятий пойдут на выплату социальных дивидендов. Основными преимуществами системы Мида было отделение микроменеджмента правительства от управления предприятиями, гибкие рынки труда и широко распределяемые выгоды экономического роста среди населения.
По мнению американского экономиста Джеймса Юнкера, как функция государственной собственности. В отношении средств производства общественный дивиденд представляет собой наиболее важное и фундаментальное преимущество социалистической системы. В модели «прагматичного рыночного социализма» Юнкера предприятия будут организованы как корпорации и функционировать почти так же, как современные капиталистические фирмы, с основным различием в том, что их акции будут принадлежать государственному предприятию, которое он назвал «Бюро государственной собственности».. Основное различие между капитализмом и этой формой рыночного социализма заключается в распределении доходов от собственности: доход от собственности, генерируемый государственными корпорациями, будет принадлежать всему населению, а не меньшинству частных владельцев и акционеров, тем самым устраняя классовое различие между собственниками и рабочими и неравенство, возникающее из-за различия между доходом от собственности и трудовым доходом, в то время как в остальном функционирование почти идентично капитализму.
В модели рыночного социализма Джона Ремера и Пранаба Бардхана общественная собственность принимает форму публичная собственность на акции публичных компаний. Поскольку компании находятся в государственной собственности, выплаты дивидендов делятся поровну между всеми взрослыми гражданами, а не только небольшому классу частных владельцев. Социальные дивиденды дополняют индивидуальный доход от заработной платы и личных сбережений.
В книге «За пределами системы прибыли: возможности для посткапиталистической эры» экономист Гарри Шатт выступает за систему базового дохода, которая заменит все существующие государственные функции социального обеспечения и социального обеспечения. за исключением ухода за детьми. Эта мера будет финансироваться за счет государственной и кооперативной собственности предприятий, и эта мера должна быть принята одновременно с прекращением накопления капитала как движущей силы экономики. Взятые вместе, эти меры составят посткапиталистическую экономику.
В феврале 2017 года китайский аналитический центр Шэньчжэнь Институт инноваций и развития опубликовал в Шэньчжэне План совместного развития, который включал предлагаемый государственный дивидендный фонд капитала. Цель предлагаемого фонда социальных дивидендов - поделиться результатами реформ и развития государственных предприятий Шэньчжэня.
16 июня 2017 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала исследование о возможности универсального базового дохода в четырех странах ОЭСР с использованием модели микроимитации EUROMOD. В исследовании сделан вывод о том, что базовый доход будет иметь неоднозначные результаты и не будет эффективным инструментом для сокращения бедности, создания тех, кто выиграет и проиграет, поскольку те, кто в настоящее время получает пособия, связанные с доходом или проверкой нуждаемости, страдают от снижения уровня жизни. В конце отчета ОЭСР рекомендует социальный дивиденд как частичную альтернативу базовому доходу как отдельной системе от существующей социальной защиты, функция которой будет заключаться в более равном распределении благ технологического прогресса и глобализации.
Системы социальных дивидендов были реализованы в ограниченной форме на основе государственной собственности на природные ресурсы в штате Аляска через Постоянный фонд Аляски, а в Норвегии - через Государственный пенсионный фонд. Норвегии. Постоянный фонд Аляски распределяет долю в богатстве штата, полученную от доходов от лицензионных отчислений от нефти, добытой на государственной земле, и нефтяных запасов каждому физическому лицу в форме выплаты дивидендов на основании гражданства.
В Китайской Народной Республике действуют региональные системы социальных дивидендов. Особый административный район Макао распределяет денежные выплаты своим жителям с 2008 года в рамках схемы распределения богатства с целью поделиться результатами развития региона и предприятий с его населением. Жители Макао получают ежегодную государственную премию, финансируемую в основном за счет доходов от лотереи. В городской деревне в Шицзячжуане, провинция Хэбэй, с 1995 года все граждане получали ежегодные социальные дивиденды, финансируемые за счет прав на застройку земель, находящихся в коллективной собственности. Имущественные активы Хуайди также используются для финансирования ряда натуральных пособий и государственных услуг.
Правительство Сингапура распределило «дивиденды роста» среди большинства своих граждан в 2011 году, финансируемые за счет резкого роста государственных доходов в результате высоких темпов экономического роста. Однако, в отличие от социальных дивидендов, «дивиденды роста» были одноразовыми выплатами, а не регулярными выплатами.
В ответ на утверждение социалистов о том, что пассивные акционеры и собственники могут вместо государственных институциональных инвесторов Людвиг фон Мизес утверждал, что частные дивиденды капиталистов и спекулянтов необходимы для расчета альтернативных издержек капитальных благ. Согласно Мизесу, попытки заменить частные дивиденды социальными дивидендами приводят либо к несогласованному бюрократическому планированию, либо к бюрократической жесткости. Мизес отклонил предложение Ланге, потому что финансовые рынки дают сигналы, которых рыночному социализму Ланги не хватает:
«Те, кто предлагают квазирынок для социалистической системы, никогда не хотели сохранять фондовые и товарные биржи, торговлю фьючерсами, а банкиры и ростовщики - как квази-институты. Нельзя играть в спекуляции и инвестиции. Спекулянты и инвесторы выставляют напоказ свое богатство, свою судьбу... »
Маккензи утверждает, что предложенный Джоном Ремером социалистический« фондовый рынок »не обеспечивает достаточная основа для эффективных капиталовложений, и что уравнивание владения акциями исключает эффективное разделение труда между теми, кто имеет и не имеет сравнительных преимуществ при планировании капитальных проектов.
Социальные дивиденды имеют альтернативное определение как эгалитарная доля гражданина в дополнительных налоговых поступлениях. Эта форма социального дивиденда существует в рамках капитализма, поскольку производственные активы будут находиться в частной собственности, эксплуатироваться для получения частной прибыли и не будут напрямую финансировать социальные дивиденды.