Михаил Лифшиц

редактировать
Лифшиц в начале 1930-х

Михаил Александрович Лифшиц (рус. : Михаи́л Алекса́ндрович Ли́фшиц; 23 июля 1905 г., в Мелитополе (Таврическая губерния, (ныне Запорожская область Украины) - 28 сентября 1983 года, в Москве ) был советским марксистским литературоведом и философом. искусства, который сделал долгую и неоднозначную карьеру в бывшем Советском Союзе. В 1930-е годы он оказал сильное влияние на марксистские взгляды на эстетику, будучи близким соратником Дьёрдя Лукача. Он также опубликовал важные сборники ранней марксистской литературы о роли искусства. В 1975 г. избран действительным членом Академии художеств СССР.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Послевоенная карьера
  • 2 Взносы
  • 3 Избранные произведения (переводы)
  • 4 См. Также
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки

Биография

Родился 23 июля 1905 г. в Мелитополе, крымчанин город, тогда входивший в состав Императорской России, Лифшиц начал свое высшее образование в качестве студента искусств в Вхутемас («Высшие художественно-технические мастерские») в Москве в начале 1920-е годы, которые были тогда рассадником модернизма.

. Он закончил там свое обучение в 1925 году, потому что не соглашался со своими модернистскими наставниками. Вместо этого ему предложили там преподавательскую должность; его работа заключалась в том, чтобы обучать художников марксистской философии.

Он проводил анализ эстетики с фундаментальной марксистской точки зрения. Его идеи вызвали споры в Вхутемасе, поэтому в 1930 году ему пришлось уйти. Вместо этого ему предложили работу в московском институте Маркса-Энгельса, где он установил рабочие отношения с великим философом-марксистом Дьёрдь. Лукач. Сам Лукач признал, что на него повлияли взгляды Лифшица на марксистскую эстетику.

Начиная с 1933 года, он редактировал влиятельный московский журнал «Литературный критик», за которым также последовали теоретики марксистского искусства по всему миру через различные переводы, изданные советским правительством.

Среди важных участников был писатель Андрей Платонов, один из самых интригующих писателей-фантастов советского периода, которого часто называют советским Кафкой, а также Дьёрдь Лукач.

К 1937 году производительность труда Лифшица значительно снизилась; в репрессивной атмосфере самых напряженных лет сталинизма он почти не издавал опубликованных работ. Однако его журнал «Литературный критик» продолжал выходить до конца 1940 года, когда он был окончательно закрыт.

После вторжения нацистов в Советский Союз Лифшиц вступил во Вторую мировую войну в качестве добровольца Красной армии.

Вначале он увидел некоторых серьезный бой. Его подразделение было окружено немецкой армией, и ему пришлось бежать обратно через линию фронта. Позже работал журналистом в военных изданиях. Он получил награды за свою службу.

Послевоенная карьера

Его послевоенная карьера критика была отмечена значительными противоречиями. В последние годы Сталина, будучи евреем, он подвергся нападкам в рамках «кампании против космополитизма ».

После смерти Сталина в 1953 году Лифшиц снова попал в беду. Опубликованная им в 1954 году брошюра с критикой писателя Мариэтта Шагинян вызвала недовольство старых сталинистов и вызвала гнев авторитетных деятелей советской интеллектуальной жизни. Его резко критиковали в прессе и отказывали в приеме на работу.

По некоторым данным, на этом этапе он был исключен из Коммунистической партии. Тем не менее, он, возможно, просто подвергся строгим санкциям как член, очень близок к исключению.

Его жизнь улучшилась после того, как в 1956 году началась официальная десталинизация, и санкции против него были постепенно отменены.. Многие его работы были опубликованы повторно.

В те же сроки было время сотрудничества Лифшица с советским философом Эвальдом Ильенковым.

Философия Ильенкова

... напоминала философию Лифшица в одном важном (а теперь почти забытом) сфера: отношения между философией, культурой (искусство, литература, музыка и т. д.) и «коммунистическим идеалом» нового человека, сформированным в результате грядущих политико-экономических изменений...

Лифшица. Основным объектом критики в 1960-е гг. было модернистское движение в искусстве. С политической точки зрения Лифшиц, несмотря на свою критику советской системы, оставался решительным сторонником марксистско-ленинского социализма.

В начале 1960-х годов Лифшиц оказал значительную поддержку Александр Солженицын, тогда начинающий писатель.

Когда в 1961 году Александр Солженицын обратился к Александру Твардовскому с просьбой об издании своего ставшего знаменитым «Один день Ивана Денисовича»... Твардовский переслал рукопись Солженицына одному из своих старейших и самых близких друзей, Михаилу Лифшиц. В отчете Лифшица было однозначно: «Было бы преступлением не опубликовать эту работу».

Однако позже Солженицын не был добр в своих замечаниях о нем.

Вначале Лифшиц подвергался нападкам со стороны господствующей советской прессы из-за его критики модернистского искусства; ближе к концу своей карьеры он пользовался уважением у мейнстрима и все же сильно не нравился советским художникам-нонконформистам.

Лифшиц скончался в Москве 28 сентября 1983 года, через восемь лет после его избрания действительным членом Академии художеств СССР, самой престижной академической художественной организации Советского Союза.

Подавляющее большинство его работ остается непереведенным. Одна книга по эстетике «Философия искусства Карла Маркса» была опубликована в английском переводе в 1938 году и переиздана в 1980 году.

Начиная с 1990-х годов Лифшиц приобрел новую популярность среди националистических кругов в России, которые ценю его критику «западного модернистского искусства» и его защиту традиционного искусства. Его работы снова переиздаются.

Материалы

Сборник Лифшица взглядов Маркса и Энгельса на эстетику - Маркс и Энгельс об искусстве был опубликован в 1933 году (также расширенное издание 1938 года) как первая антология подобного рода. Он также был опубликован на немецком языке в 1948 году.

В 1938 году он опубликовал аналогичную антологию взглядов Ленина на эстетику под названием Ленин на культуру и искусство.

В 1926-1940 годах Лифшиц также опубликовал очень большое количество работ, посвященных таким разноплановым авторитетам, как Джамбаттиста Вико, Иоганн Иоахим Винкельманн, Франческо Гвиччардини., Бальзак, Гегель, Пушкин.

Избранные произведения (переводы)

  • Кризис безобразия: от кубизма к поп-арту, Михаил Лифшиц. Перевод и введение Дэвида Риффа. Лейден: BRILL, 2018 (первоначально опубликовано на русском языке в издании «Искусство», 1968 г.)
  • Философия искусства Карла Маркса. Издательство Longwood, 1980 г. (Оригинальный английский перевод 1938 г.); имеется также в немецком переводе (Лифшиц 1960) и испанском переводе (Лифшиц 1982)
  • Маркс / Энгельс. Über Kunst und Literatur. Eine Sammlung aus ihren Schriften. Henschel Verlag, Берлин, 1948 (6. Auflage, 1953). (Немецкое издание Маркса и Энгельса по художественной антологии.)
  • Михаил Лифшиц, Литература и марксизм: противоречие (1938)

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-30 11:32:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте