Марксистская эстетика - это теория эстетики, основанная на теориях Карла Маркса или производная от них. Он включает диалектический и материалистический или диалектический материалистический подход к применению марксизма в сфере культуры, особенно в областях, связанных со вкусом, таких как искусство, красота и т. Д. Марксисты считают, что экономические и социальные условия, и особенно вытекающие из них классовые отношения, влияют на все аспекты жизни человека, от религиозных верований до правовых систем и культурных рамок. С одной классической марксистской точки зрения, роль искусства состоит не только в том, чтобы правдиво представлять такие условия, но и в стремлении их улучшить (социальный / социалистический реализм); однако это спорная интерпретация ограниченного, но значительного сочинения Маркса и Энгельса об искусстве и особенно об эстетике. Например, Николай Чернышевский, оказавший большое влияние на искусство раннего Советского Союза, больше следовал светскому гуманизму Людвига Фейербаха, чем Марксу.
Марксистская эстетика пересекается с марксистской теорией искусства. Это особенно касается художественной практики, с установлением художественных стандартов, которые считаются социально полезными. Эта материалистическая и социалистическая ориентация может рассматриваться как апеллирующая к традиционным целям научного исследования и научного метода.
Некоторые известные марксистские эстетиков различной тенденции включают Анатолий Луначарский, Андрей Жданов, Михаил Лифшиц, Уильям Моррис, Адорно, Бертольт Брехт, Герберт Маркузе, Вальтер Беньямин, Антонио Грамши, Георг Лукач, Иглтон, Фредрик Джеймсон, Альтюссер, Жак Рансьер, Адольфо Санчес Васкес, Морис Мерло-Понти и Раймонд Уильямс. Здесь нельзя не упомянуть и Ролана Барта.
Не все эти фигуры связаны исключительно с эстетикой: во многих случаях марксистская эстетика составляет лишь важную ветвь их работы, в зависимости от того, как определять этот термин. Например, марксистская эстетика может быть латентной в творчестве Брехта, но он сформулировал свою собственную отчетливую теорию искусства и его социальной цели.
Одна из главных задач марксистской эстетики - объединить социально-экономическую теорию Маркса и Энгельса, или теорию социальной основы, с областью искусства и культуры, надстройкой. Эти два термина, базис и надстройка, стали важной дихотомией в «Немецкой идеологии» (1846), которая, однако, не была опубликована при их жизни. Точно так же ранние экономические и философские рукописи Маркса 1844 года, которые, хотя и считаются важными для рассмотрения тем чувственности и отчуждения, впервые появились только в 1932 году (запланированная на 1846 публикация была отменена) и на английском языке только в 1959 году. неизвестно теоретикам искусства во время, например, часто антагонистических дебатов об искусстве в раннем Советском Союзе между конструктивистским авангардом и сторонниками социалистического реализма. Споры по поводу необычного дизайна оригинальных документов добавляют еще один поворот.
Многие теоретики затрагивают важные темы марксистской эстетики, не будучи строго марксистскими эстетиками. Джоэл Ковель, например, расширил концепции марксистской экологии, глубоко затрагивающие эстетику. Он также участвует в борьбе за преодоление разрыва между Марксом и Фрейдом, в центре внимания которого находится марксистская эстетика. Текущие темы в этой области включают исследования влияния промышленных материалов массового производства на воспринимаемую окружающую среду, таких как краски и цвета. Сильное течение в этой области включает лингвистику и семиотику, а также аргументы в пользу структурализма и постструктурализма, модернизма и постмодернизма, а также теории феминизма.
Изобразительное искусство, столь же разнообразны, как Исаак Бродский или Диего Ривера и Казимира Малевича или Любови Поповой, к примеру, для которых написана теория вторична, тем не менее, можно сказать, что быть подключен к марксистской эстетики посредством их производства искусства, не обязательно объявлять себя косметологов или Марксисты в письменной форме. Точно так же в этом духе, например, Оскар Уайльд, Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, Орсон Уэллс, Жан-Люк Годар, Пабло Пикассо, Ричард Поль Лозе. Такой взгляд может относиться ко многим визуальным и другим художникам во многих областях, даже к тем, кто не имеет явной и / или явной связи с марксистской политикой, или даже к тем, кто якобы против; в этом отношении рассмотрим Антона Веберна.
Вероятно, было бы справедливо сказать, что двумя из самых влиятельных сочинений в марксистской эстетике за последнее время, помимо самого Маркса и Лукача, были эссе Вальтера Бенджамина « Произведение искусства в эпоху механического воспроизводства» и « Одно-» Герберта Маркузе. Пространственный человек. Луи Альтюссер также написал несколько небольших, но важных эссе об искусстве, и его теория идеологии также оказывает влияние в этой области (« Идеология и идеологические аппараты государства »).
Эта область остается полемической: лагеря модернистов, постмодернистов, антимодернистов, авангардистов, конструктивистов и социалистических реалистов все ссылаются на мнимую марксистскую эстетическую теорию, которая будет поддерживать их художественные практики, обосновывая теорию искусства.