Жак Рансьер | |
---|---|
![]() | |
Родился | 10 июня 1940 г.. Алжир, французский Алжир |
Alma mater | École Normale Supérieure |
Era | 20- / Философия XXI века |
Регион | Западная философия |
Школа | Континентальная философия. Структурный марксизм |
Учреждения | Парижский университет VIII |
Основные интересы | Политическая философия, эстетика, философия истории, философия образования |
Известные идеи | Теории демократии, несогласия, визуального, «часть без части» |
Влияния | |
Под влиянием | |
Жак Рансьер (Французский: ; родился 10 июня 1940 г.) - французский философ, профессор философии Европейской аспирантуры в Саас-Фе и бывший профессор философии в Парижском университете VIII: Венсен-Сен-Дени, который стал известен, когда он стал соавтором Reading Capital (1965) с структуралистом-марксистом философом Луи Альтюссер.
Рансьер внес свой вклад в влиятельную книгу Reading Capital, прежде чем публично разрыв с Альтюссером из-за его отношения к майскому 1968 студенческому восстанию в Париже ; Рансьер чувствовал, что теоретическая позиция Альтюссера не оставляла достаточно места для спонтанного народного восстания.
С тех пор Рансьер отошел от пути, заданного его учителем, и опубликовал серию работ, исследующих концепции, которые составляют наше понимание политического дискурс, например идеология и пролетариат. Он стремился выяснить, существует ли на самом деле рабочий класс и как массы рабочих, о которых говорили такие мыслители, как Альтюссер, постоянно вступают в отношения со знанием, особенно с ограничениями философских знаний по отношению к пролетариату.. Примером такого образа мышления является книга Рансьера под названием «Философ и бедняк» («Философ и его бедняки», 1983), книга о роли бедных в интеллектуальной жизни философов.
С 1975-81 Рансьер был номинальным руководителем журнала Les Révoltes Logiques. Частично являясь результатом философского семинара по истории рабочих, который Рансьер провел в Венсене, он собрал вместе философов и историков для радикального политического вмешательства во французскую мысль после восстаний мая 1968 года. Его название служит одновременно справочным материалом. на стихотворение Артура Рембо «Демократизм» («Nous Massacrerons les revoltes logiques» - «Мы сокрушим все логические бунты») и лозунг маоистского культурного революционера, принятый гошем Группа Prolétarienne, в которой были активны некоторые члены Les Rèvoltes Logiques, 'On a raison de se revolter' - 'Это право восстать'. Журнал попытался опросить и оспорить историографические и политические нормы, касающиеся репрезентации рабочая и социальная история. Писая вместе с такими фигурами, как историк-феминист Женевьев Фрейсс, Рансьер и другие пытались раскрыть сложность, противоречия и разнообразие «мысли и истории снизу». В своих пятнадцати обычных выпусках коллектив хотел преодолеть историографические нормы, согласно которым рабочий класс подвергался исторической обработке, но считался безмолвным, однородным и дотеоретическим; вместо этого они позволяли рабочим говорить за себя и серьезно подвергали сомнению их слова.
Совсем недавно Рансьер написал на тему прав человека и, в частности, роли международных правозащитных организаций в утверждении полномочий определять, какие группы людей, опять же проблема масс, оправдывают права человека вмешательства и даже войну.
Книга Рансьера Невежественный школьный учитель: пять уроков интеллектуальной эмансипации (первоначальное название Le Maître ignorant: Cinq leçons sur l'émancipation intellectuelle, опубликовано в 1987 году) была написана для педагогов и преподавателей. быть. В рассказе о Жозефе Жакото Рансьер призывает своих читателей рассматривать равенство как отправную точку, а не как цель. При этом он просит педагогов отказаться от тем и риторики культурного дефицита и спасения. Рансьер утверждает, что вместо того, чтобы требовать от информированных учителей направлять учеников к предписанным и отчужденным целям, преподаватели могут направить равный интеллект во всех, чтобы способствовать их интеллектуальному росту практически в неограниченных направлениях. Учитель не должен ничего знать (и может быть в неведении). Рансьер начинает с того, что все обладают равным интеллектом и что любое коллективное учебное упражнение, основанное на этом принципе, может дать понимание, на основе которого строятся знания. Он утверждает, что бедные и обездоленные должны чувствовать себя вполне способными научить себя тому, что они хотят знать. Более того, каждый может руководить, и угнетенные не должны чувствовать себя привязанными к экспертам или полагаться на других в своем интеллектуальном освобождении.
Якото защищал «равенство интеллекта» и утверждал, что невежественный человек может научить другого невежественного человека. Рансьер развил эту идею в «Невежественном школьном учителе», сказав, что «есть отупение всякий раз, когда один разум подчиняется другому... всякий, кто учит, не освобождая себя, отупляет».
Политическая философия Рансьера характеризуется рядом ключевых понятий: политика, несогласие, полиция, равенство, постдемократия.
Политика - деятельность, предметом которой является равенство.
Несогласие - непреодолимый конфликт между людьми, заложенный в природе человека и проявляющийся в речевой ситуации, когда один из собеседников понимает и одновременно не понимает другого.
Полиция - символическое социальное упорядочение, направленное на определение доли участия или отсутствия участия в каждой части. Эта концепция восходит к работе Мишеля Фуко в 1970-х.
Равенство - набор практик, направленных на удостоверение равенства каждого с кем угодно.
Постдемократия - консенсусная система современности, основанная на идентичности (полном соответствии) общества и личности и рассмотрении общества как суммы его частей.
В 2006 году сообщалось, что эстетическая теория Рансьера стала отправной точкой в изобразительном искусстве, и Рансьер читал лекции на таких мировых арт-событиях, как Frieze Art Fair. Бывший кандидат в президенты Франции Сеголен Руаяль описала Рансьера как своего любимого философа. Среди тех интеллектуалов, на которых повлияла его работа, Габриэль Рокхилл разработал новую парадигму для осмысления исторических отношений между эстетикой и политикой в тесном диалоге с трудами Рансьера.
Литературный критик Рита Фельски назвала Рансьер важным предшественником проекта посткритики в литературоведении.
![]() | На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Жаком Рансьером. |