Классический марксизм относится к экономическим, философским и социологическим теориям, изложенным Карлом Марксом и Фридрих Энгельс в отличие от более поздних разработок марксизма, особенно марксизма-ленинизма.
Карл Маркс ( 5 мая 1818 г., Трир, Германия - 14 марта 1883 г. Лондон ) был чрезвычайно влиятельным немецким философом, социологом, политэконом и революционер-социалист. Маркс обращался к широкому кругу вопросов, включая отчуждение и эксплуатацию рабочего, капиталистический способ производства и исторический материализм, хотя он наиболее известен своим анализом истории с точки зрения классовая борьба, резюмируемая в первой строке введения к Манифесту Коммунистической партии : «История всего существовавшего до сих пор общества - это история классовой борьбы». Влияние его идей, уже популярных при его жизни, получило дополнительный импульс благодаря победе русских большевиков в 1917 Октябрьской революции, а таких мало. части мира, которые не были существенно затронуты марксистскими идеями в течение двадцатого века.
Как заметил американский марксист Хэл Дрейпер : «В современной истории есть несколько мыслителей, чьи мысли были так неправильно истолкованы как марксистами, так и антимарксистами».
Ранние влияния на Маркса часто группируются в три категории: немецкая философия, английская / шотландская политическая экономия и <156.>Французский социализм.
Основные влияния: Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах.
Маркс учился под одним из Ученики Гегеля, Бруно Бауэр, вождь кружка младогегельянцев, к которому присоединился Маркс. Однако с 1841 года он и Энгельс пришли к несогласию с Бауэром и остальными младогегельянцами по поводу социализма, а также по поводу использования диалектики Гегеля и постепенно отошли от немецкого идеализма и младогегельянцев. Таким образом, ранние произведения Маркса являются ответом на Гегеля, немецкий идеализм и разрыв с остальными младогегельянцами. Маркс «поставил Гегеля на голову» в своем собственном взгляде на его роль, превратив идеалистическую диалектику в материалистическую, предложив, что материальные обстоятельства формируют идеи, а не наоборот. В этом Маркс шел по стопам Фейербаха. Его теория отчуждения, развитая в Экономических и философских рукописях 1844 (опубликованных в 1932 году), вдохновлена критикой Фейербахом отчуждения человека в Боге через объективацию. всех присущих ему характеристик (таким образом, человек проецировал на Бога все качества, которые на самом деле являются собственными качествами человека, которые определяют «человеческую природу »). Но Маркс также критиковал Фейербаха за его недостаточный материализм.
Наибольшее влияние оказали Адам Смит и Дэвид Рикардо.
Маркс опирался на самых известных политэкономов и критиковал их. В свое время британские классические политэкономы.
Маркс критиковал Смита и Рикардо за то, что они не понимали, что их экономические концепции отражают именно капиталистические институты, а не врожденные естественные свойства человеческого общества и не могут применяться без изменений ко всем обществам. Он предложил систематическую корреляцию между стоимостью труда и денежными ценами. Он утверждал, что источником прибыли при капитализме является добавленная стоимость за счет рабочих, не выплачиваемых в виде заработной платы. Этот механизм действовал через различие между «рабочей силой», которую рабочие свободно обменивали на свою заработную плату; и «труд», над которым капиталисты-держатели активов получили контроль. Это практическое и теоретическое различие было основной идеей Маркса и позволило ему развить концепцию «прибавочной стоимости», которая отличала его работы от работ Смита и Рикардо.
Основные влияния: Жан-Жак Руссо, Шарль Фурье, Анри де Сен-Симон, Пьер-Жозеф Прудон и Луи Блан.
Руссо был одним из первых современных писателей, серьезно выступивших против института частной собственности, и иногда его считают предшественником современной социализм и коммунизм, хотя Маркс редко упоминает Руссо в своих работах.
В 1833 году Франция переживала ряд социальных проблем, возникших в результате промышленной революции. Мыслители левого политического движения разработали ряд радикальных планов реформ. Среди наиболее грандиозных были планы Шарля Фурье и последователей Сен-Симона. Фурье хотел заменить современные города утопическими сообществами, в то время как сен-симонианцы выступали за управление экономикой путем манипулирования кредитами. Хотя эти программы не получили особой поддержки, они расширили политическое и социальное воображение Маркса.
Луи Блан, возможно, наиболее известен тем, что положил начало социальному принципу, позже принятому Марксом, о том, как должны быть труд и доход. раздал: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».
Пьер-Жозеф Прудон участвовал в восстании февраля 1848 г. и в составлении того, что он назвал «первым республиканским провозглашением» нового республики, но у него были опасения по поводу нового правительства, потому что оно проводило политическую реформу за счет социально-экономической реформы, которую Прудон считал основной. Прудон опубликовал свой собственный взгляд на реформы, «Решение дю проблемы социальных», в котором он изложил программу взаимного финансового сотрудничества между рабочими. Он считал, что это передаст контроль над экономическими отношениями от капиталистов и финансистов к рабочим. Именно книга Прудона Что такое собственность? убедила молодого Карла Маркса в том, что частная собственность должна быть отменена.
Главная влияния включают Фридрих Энгельс, древнегреческий материализм, Джамбаттиста Вико и Льюис Х. Морган.
пересмотр Маркса Гегельянство находилось под влиянием книги Энгельса Положение рабочего класса в Англии в 1844 году, которая привела Маркса к пониманию исторической диалектики в терминах классового конфликта и к пониманию современной работы. класс как наиболее прогрессивная сила революции.
Маркс находился под влиянием античного материализма, особенно Эпикура (которому Маркс посвятил свою диссертацию Различие между демокритской и эпикурейской философией природы, 1841) за его материализм и теория клинамена, открывшая царство свободы.
Джамбаттиста Вико выдвинул циклическую теорию истории, согласно которой человеческие общества проходят ряд этапов от варварства к цивилизации, а затем возвращаются к варварству. На первой стадии, называемой Эрой Богов, возникают религия, семья и другие базовые институты; в следующей Эпохе Героев простые люди находятся в подчинении у господствующего класса знати; на заключительном этапе - Веке людей - люди восстают и добиваются равенства, но в процессе этого общество начинает распадаться. Влияние Вико на Маркса очевидно.
Маркс опирался на Льюиса Х. Моргана и его теорию социальной эволюции. Он написал коллекцию записных книжек, читая Льюиса Моргана, но они считаются малоизвестными и доступны только в научных изданиях. (Однако на Энгельса влияние Моргана гораздо больше, чем на Маркса).
Фридрих Энгельс (28 ноября 1820 г., Вупперталь, Пруссия - 5 августа 1895, Лондон ) был немецким политическим философом 19 века. Он разработал коммунистическую теорию вместе со своим более известным соратником Карлом Марксом.
. В 1842 году его отец отправил молодого Энгельса в Англию, чтобы он помогал управлять его хлопковой фабрикой в Манчестере. Потрясенный широко распространенной бедностью, Энгельс начал писать отчет, который он опубликовал в 1845 году как Положение рабочего класса в Англии в 1844 году ([1] ).
В июле 1845 года Энгельс отправился в Англию, где он встретил ирландскую женщину из рабочего класса по имени Мэри Бернс (Кросби ), с которой он жил до ее смерти. в 1863 г. (Carver 2003: 19). Позже Энгельс жила со своей сестрой Лиззи, женившись на ней за день до ее смерти в 1877 году (Carver 2003: 42). Эти женщины, возможно, познакомили его с движением чартистов, с несколькими лидерами которого он познакомился, включая Джорджа Харни.
Энгельса, активно участвовавшего в революции 1848 года, приняв участие в восстании при Эльберфельде. Энгельс воевал против пруссаков (июнь / июль 1849 г.) в качестве адъютанта Августа Виллиха, командовавшего Свободным корпусом в Бадене. -Палатинское восстание.
Маркс и Энгельс впервые встретились лично в сентябре 1844 года. Они обнаружили, что у них схожие взгляды на философию и на капитализм и решили работать вместе, написав ряд работ, включая Die heilige Familie (Святое семейство ). После того, как французские власти депортировали Маркса из Франции в январе 1845 года, Энгельс и Маркс решили переехать в Бельгию, которая тогда предоставила большую свободу выражения, чем в некоторых других странах Европы. Энгельс и Маркс вернулись в Брюссель в январе 1846 года, где создали Коммунистический комитет по переписке.
В 1847 году Энгельс и Маркс вместе начали писать брошюру, основанную на «Основах коммунизма» Энгельса. Они завершили брошюру из 12 000 слов за шесть недель, написав ее таким образом, чтобы коммунизм был понятен широкой аудитории, и опубликовали ее под названием Коммунистический манифест в феврале 1848 года. В марте Бельгия изгнала обоих Энгельсов. и Маркс. Они переехали в Кельн, где начали издавать радикальную газету Neue Rheinische Zeitung. К 1849 году и Энгельс, и Маркс были вынуждены покинуть Германию и переехать в Лондон. Прусские власти оказали давление на британское правительство с целью изгнать этих двух мужчин, но премьер-министр лорд Джон Рассел отказался. Имея только деньги, которые мог собрать Энгельс, семья Маркса жила в крайней бедности. Вклад Маркса и Энгельса в формирование теории марксизма был описан как нераздельный.
Основные идеи Маркса включали:
Маркс считал, что классовая идентичность определяется отношениями со способом производства. Другими словами, класс - это коллектив людей, которые имеют сходные отношения со средствами производства (в отличие от более распространенной идеи, что класс определяется только богатством, то есть высоким классом, средним классом и бедным классом).
Маркс описывает несколько социальных классов в капиталистических обществах, включая, прежде всего:
Буржуазию можно разделить на очень богатую буржуазию и мелкую буржуазию. Мелкая буржуазия - это те, кто нанимает труд, но может работать и сам. Это могут быть мелкие собственники, крестьяне-землевладельцы или торговые рабочие. Маркс предсказывал, что мелкая буржуазия в конечном итоге будет уничтожена постоянным обновлением средств производства, и результатом этого будет принудительное движение подавляющего большинства мелкой буржуазии к пролетариату. Маркс также определил люмпенпролетариат, слой общества, полностью оторванный от средств производства.
Маркс также описывает коммунистов как отдельных от угнетенного пролетариата. Коммунисты должны были стать объединяющей партией пролетариата; они были образованными революционерами, которые могли привести пролетариат к революции и помочь им установить демократическую диктатуру пролетариата. Согласно Марксу, коммунисты поддержат любую настоящую революцию пролетариата против буржуазии. Таким образом, коммунисты помогают пролетариату создать неизбежное бесклассовое общество (Владимир Ленин продвигает эту концепцию на шаг вперед, заявляя, что только «профессиональные революционеры» могут вести революцию против буржуазии).
Марксистская теория исторического материализма понимает общество как фундаментально определяемое материальными условиями в любой момент времени - это означает отношения, в которые люди вступают друг с другом, чтобы удовлетворять свои основные потребности, например, кормить и одевать себя и свои семьи. В целом Маркс и Энгельс выделили пять последовательных стадий развития этих материальных условий в Западной Европе.