Макс Вебер

редактировать
Чтобы узнать о других людях по имени Макс Вебер, см. Макс Вебер (значения).

Макс Вебер
Макс Вебер, 1918.jpg Вебер в 1918 году
Родился Максимилиан Карл Эмиль Вебер ( 1864-04-21)21 апреля 1864 г. Эрфурт, Саксония, Пруссия
Умер 14 июня 1920 г. (1920-06-14)(56 лет) Мюнхен, Бавария, Германия
Академическое образование
Альма-матер
Докторант Левин Гольдшмидт
Влияния
Академическая работа
Дисциплина
  • История
  • экономика
  • социология
  • закон
Субдисциплина
Учреждения
Известные работы
Известные идеи
Под влиянием

Максимилиан Карл Эмиль Вебер ( / v eɪ б ər / ; немецкий: [veːbɐ] ; 21 апреля 1864 - 14 июня 1920) был немецкий социолог, историк, правовед и политический экономист, который считается одним из самых важных теоретиков развитие современного западного общества. Его идеи глубоко влияют на социальную теорию и исследования. Несмотря на то, что Вебер был признан одним из отцов социологии наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом, он считал себя не социологом, а историком.

В отличие от Эмиля Дюркгейма, Вебер не верил в монопричинные объяснения, вместо этого предполагая, что для любого исхода может быть несколько причин. Он был ключевым сторонником методологического антипозитивизма, выступая за изучение социального действия с помощью интерпретирующих (а не чисто эмпирических ) методов, основанных на понимании цели и значений, которые люди придают своим действиям. Основная интеллектуальная забота Вебера заключалась в понимании процессов рационализации, секуляризации и « разочарования ». Он утверждал, что такие процессы являются результатом нового мышления о мире и связаны с подъемом капитализма и современности.

Вебер наиболее известен своим другим тезисом, сочетающим экономическую социологию и социологию религии, подчеркивая важность культурных влияний, заложенных в религии, как средства для понимания генезиса капитализма (в отличие от исторического материализма Маркса). Вебер сначала разработал свою теорию в своей основополагающей работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), где он приписал аскетический протестантизм как одно из основных «избирательных сродств», участвующих в подъеме рыночного капитализма и рационального мышления. правовое национальное государство в западном мире. Утверждая, что усиление капитализма является основным принципом протестантизма, Вебер предположил, что дух капитализма является неотъемлемой частью протестантских религиозных ценностей. Протестантская этика станет самой ранней частью более широких исследований Вебера мировой религии, поскольку позже он исследовал религии Китая и Индии, а также древний иудаизм с особым вниманием к их различным экономическим последствиям и условиям социального расслоения. В другой крупной работе, « Политика как призвание », Вебер определил « государство » как субъект, который успешно заявляет о « монополии на законное применение физической силы на данной территории». Он также был бы первым, кто разделил социальный авторитет на отдельные формы: харизматический, традиционный и рационально-правовой. Среди этих категорий веберовский анализ бюрократии подчеркивает, что современные государственные институты все больше основываются на последней (рационально-правовой авторитет).

Вебер также внес ряд других вкладов в экономическую историю, теорию и методологию. Его анализ современности и рационализации будут оказывать существенное влияние на критическую теорию, связанную с Франкфуртской школой. После Первой мировой войны он был среди основателей либеральной Германской демократической партии. Он также безуспешно баллотировался на место в парламенте и был советником комитета, который разработал злополучную демократическую Веймарскую конституцию 1919 года. После заражения испанским гриппом он умер от пневмонии в 1920 году в возрасте 56 лет.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Личная жизнь
    • 1.1 Ранняя жизнь и предыстория
    • 1.2 Образование
    • 1.3 Брак
  • 2 Карьера и дальнейшая жизнь
    • 2.1 Ранние работы
    • 2.2 Проблемы с психическим здоровьем
    • 2.3 Последующие работы
    • 2.4 Политическая вовлеченность
      • 2.4.1 Первая мировая война
      • 2.4.2 После Первой мировой войны
    • 2.5 Последние годы
  • 3 Методология
    • 3.1 Verstehen
  • 4 теории
    • 4.1 Бюрократическая модель (рационально-правовая модель)
      • 4.1.1 Преимущества бюрократии
      • 4.1.2 Слабые стороны бюрократии
    • 4.2 Рационализация
    • 4.3 Социология религии
      • 4.3.1 Протестантская этика и дух капитализма
      • 4.3.2 Религия Китая
      • 4.3.3 Религия Индии
      • 4.3.4 Древний иудаизм
      • 4.3.5 Теодицея удачи и несчастья
    • 4.4 Государство, политика и правительство
      • 4.4.1 Социальное расслоение
    • 4.5 Изучение города
    • 4.6 Экономика
      • 4.6.1 Экономика и общество
      • 4.6.2 Методологический индивидуализм
      • 4.6.3 Маржинализм и психофизика
      • 4.6.4 Экономическая история
      • 4.6.5 Экономический расчет
  • 5 Вдохновения
    • 5,1 кантианство
    • 5.2 Марксизм
    • 5.3 Экономика и историзм
    • 5.4 Оккультизм
  • 6 Наследие
  • 7 критических ответов Веберу
  • 8 Работ
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Примечания
    • 10.2 Цитаты
  • 11 Дальнейшее чтение
  • 12 Внешние ссылки
Личная жизнь

Ранняя жизнь и предыстория

Макс Вебер (слева) и его братья Альфред (в центре) и Карл в 1879 году.

Максимилиан Карл Эмиль Вебер родился 21 апреля 1864 года в Эрфурте, провинция Саксония, Пруссия. Он будет старшим из семи детей Макса Вебера-старшего, богатого и видного государственного служащего и члена Национал-либеральной партии, и его жены Элен Фалленштейн, которая частично происходила от французских иммигрантов- гугенотов и придерживалась сильных моральных абсолютистских идей.

Участие Вебера-старшего в общественной жизни погрузило его дом в политику и академические круги, так как его салон приветствовал многих выдающихся ученых и общественных деятелей. Молодой Вебер и его брат Альфред, который также стал социологом и экономистом, процветали в этой интеллектуальной атмосфере. На Рождество 1876 года Вебер, тринадцатилетний, подарил своим родителям два исторических очерка, озаглавленные «О ходе истории Германии с особым упором на позиции императора и папы» и «О периоде римской империи с Константин к переселению народов ».

В классе, которому скучно и не нравились учителя, которые, в свою очередь, возмущались тем, что они воспринимали как неуважительное отношение, Вебер тайно прочитал все сорок томов Гете, и недавно утверждалось, что это оказало важное влияние на его мысли и методологию. Перед поступлением в университет он читал много других классических произведений. Со временем на Вебера также сильно повлияли брачные трения между его отцом, «человеком, который наслаждался земными удовольствиями», и его матерью, набожной кальвинисткой, «которая стремилась вести аскетический образ жизни».

Образование

В 1882 году Вебер поступил в Гейдельбергский университет на юридический факультет, а после года военной службы перешел в Берлинский университет. После первых нескольких лет учебы, в течение которых он проводил много времени «за пивом и фехтованием », Вебер все чаще становился на сторону матери в семейных спорах и отчуждался от отца. Параллельно с учебой работал младшим юристом. В 1886 году Вебер сдал экзамен на референдум, сопоставимый с экзаменом ассоциации адвокатов в правовых системах Великобритании и США. В конце 1880-х годов Вебер продолжал изучение права и истории, получив в 1889 году докторскую степень по праву, написав диссертацию по истории права под названием «История коммерческого партнерства в средние века». Эта работа будет использоваться как часть более длинной работы « Об истории торговых компаний в средние века», основанной на южноевропейских источниках, опубликованной в том же году. Два года спустя, работая с Огастом Мейтзны, Вебер закончил свою абилитацию, римскую Аграрную историю и ее значение для государственного и частного права. Став приват-доцентом, Вебер поступил на факультет Берлинского университета, читал лекции и консультировал правительство.

Свадьба

Макс Вебер и его жена Марианна (1894)

В 1893 году Вебер женился на своей дальней двоюродной сестре Марианне Шнитгер, позже феминистской активистке и самостоятельном писателе, которая сыграла важную роль в сборе и публикации журнальных статей Вебера в виде книг после его смерти, в то время как ее биография является важным источником для понимания Вебера. жизнь. У них не будет детей. Брак предоставил Веберу долгожданную финансовую независимость, позволив ему наконец покинуть дом родителей.

Карьера и дальнейшая жизнь

Ранняя работа

В годы между завершением диссертации и получением абилитации Вебер интересовался современной социальной политикой. В 1888 году он присоединился к Verein für Socialpolitik, новому профессиональному объединению немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики в первую очередь в поиске решений социальных проблем эпохи и первыми начали крупномасштабные статистические исследования экономических проблем.. Он также был вовлечен в политику, присоединившись к левому евангелическому общественному конгрессу. В 1890 году Ферейн учредил исследовательскую программу по изучению « польского вопроса », или ostflucht : притока польских сельскохозяйственных рабочих в восточную Германию по мере того, как местные рабочие мигрировали в быстро развивающиеся промышленные города Германии. Вебер был назначен ответственным за исследование и написал большую часть заключительного отчета, который вызвал значительное внимание и споры, положив начало известности Вебера как социолога.

С 1893 по 1899 год Вебер был членом Alldeutscher Verband (Пангерманская лига), организации, которая выступала против притока польских рабочих; Степень поддержки Вебером германизации поляков и аналогичной националистической политики все еще обсуждается современными учеными. В некоторых своих работах, в частности в своей провокационной лекции на тему «Национальное государство и экономическая политика», прочитанной в 1895 году, Вебер критикует иммиграцию поляков и обвиняет класс юнкеров в увековечении славянской иммиграции в своих эгоистических интересах.

Вебер и его жена Марианна переехали во Фрайбург в 1894 году, где Вебер был назначен профессором экономики в Университете Альберта-Людвига, а затем занял ту же должность в Гейдельбергском университете в 1896 году. - так называемый « круг Вебера », состоящий из других интеллектуалов, включая его жену Марианну, а также Георга Еллинека, Эрнста Трельча, Вернера Зомбарта и Роберта Михельса. Вебер также оставался активным членом Verein и Евангелического социального конгресса. Его исследования в тот период были сосредоточены на экономике и истории права.

Проблемы с психическим здоровьем

В 1897 году Вебер-старший умер через два месяца после тяжелой ссоры с сыном, которая так и не была разрешена. После этого Вебер становился все более склонным к депрессии, нервозности и бессоннице, что мешало ему выполнять свои обязанности профессора. Его состояние вынудило его сократить свое обучение и в конце концов оставить свой курс незавершенным осенью 1899 года. Проведя летние и осенние месяцы 1900 года в санатории, Вебер и его жена отправились в Италию в конце года, не вернувшись туда. Гейдельберг до апреля 1902 года. Он снова откажется от преподавания в 1903 году и не вернется до 1919 года. Испытания Вебера с психическим заболеванием были тщательно описаны в личной хронологии, которая была уничтожена его женой. Эта хроника была предположительно уничтожена, потому что Марианна опасалась, что работа Вебера будет дискредитирована нацистами, если его опыт психического заболевания будет широко известен.

Позже работа

После огромной продуктивности Вебера в начале 1890-х годов он не публиковал никаких работ в период с начала 1898 года по конец 1902 года, окончательно оставив свою профессуру в конце 1903 года. Освободившись от этих обязательств, в том же году он принял должность младшего редактора Archives for Social Наука и социальное обеспечение, где он работал со своими коллегами Эдгаром Яффе  [ де ] и Вернером Зомбартом. Его новые интересы будут лежать в более фундаментальных вопросах социальных наук; его работы этого последнего периода представляют первостепенный интерес для современных ученых. В 1904 году Вебер начал публиковать в этом журнале некоторые из своих самых плодотворных работ, в частности его эссе «Протестантская этика и дух капитализма», которое стало его самой известной работой и заложило основы для его более поздних исследований влияния культур и религий. по развитию экономических систем. Это эссе было единственным из его произведений того периода, опубликованным в виде книги при его жизни. Некоторые другие его работы, написанные в первые полтора десятилетия 20-го века, опубликованные посмертно и посвященные в основном областям социологии религии, экономической и правовой социологии, также признаны одним из его наиболее важных интеллектуальных вкладов.

Также в 1904 году Вебер посетил Соединенные Штаты, участвуя в Конгрессе искусств и наук, проводившемся в связи с Всемирной выставкой ( Louisiana Purchase Exposition ) в Сент-Луисе. Памятник его визиту был установлен в доме родственников, которых Вебер посетил на горе Эйри, Северная Каролина.

Несмотря на его частичное выздоровление, очевидное в Америке, Вебер чувствовал, что не может возобновить регулярное преподавание в то время, и продолжал работать частным ученым, чему помогли наследство в 1907 году. В 1909 году, разочаровавшись в Верейнах, он стал соучредителем немецкой школы. Социологическая ассоциация ( Deutsche Gesellschaft für Soziologie, или DGS) была ее первым казначеем, хотя и ушла в отставку в 1912 году.

Политическая вовлеченность

Макс Вебер (в центре, справа) в 1917 году с Эрнстом Толлером (в центре, перед камерой)

Позже, в 1912 году, Вебер попытался организовать левую политическую партию, чтобы объединить социал-демократов и либералов. Эта попытка не увенчалась успехом, отчасти потому, что многие либералы опасались социал-демократических революционных идеалов.

Первая Мировая Война

С началом Первой мировой войны 50-летний Вебер вызвался на службу и был назначен офицером запаса, отвечающим за организацию армейских госпиталей в Гейдельберге, и эту роль он выполнял до конца 1915 года. Взгляды Вебера на войну и Расширение Германской империи изменилось в ходе конфликта. Вначале он поддерживал националистическую риторику и военные действия, хотя и с некоторыми колебаниями, рассматривая войну как необходимость выполнить долг Германии как ведущей государственной державы. Однако со временем Вебер стал одним из самых ярких критиков германского экспансионизма и военной политики кайзера. Вебер публично выступил с нападками на политику бельгийской аннексии и неограниченную подводную войну, позже поддержав призывы к конституционной реформе, демократизации и всеобщему избирательному праву.

После Первой мировой войны

Вебер присоединился к совету рабочих и солдат Гейдельберга в 1918 году. Затем он служил в немецкой делегации на Парижской мирной конференции и в качестве советника Конфиденциального комитета по конституционной реформе, который разработал проект Веймарской конституции. Руководствуясь своим пониманием американской модели, он выступал за сильное, всенародно избранное президентство как конституционный противовес власти профессиональной бюрократии. Более спорно то, что он также защищал положения о чрезвычайных президентских полномочиях, которые стали статьей 48 Веймарской конституции. Эти положения позже были использованы Адольфом Гитлером, чтобы ниспровергнуть остальную часть конституции и установить власть декретом, что позволило его режиму подавить оппозицию и получить диктаторские полномочия.

Вебер также баллотировался, хотя и безуспешно, на место в парламенте как член либеральной Германской демократической партии, соучредителем которой он был. Он выступал как против левой немецкой революции 1918–1919 годов, так и против ратификации Версальского договора, принципиальных позиций, которые бросали вызов политическим раскладам в Германии в то время и которые, возможно, помешали Фридриху Эберту, новому социал-демократическому президенту Германии, от назначения Вебера министром или послом. Вебер пользовался всеобщим уважением, но относительно небольшим влиянием. Роль Вебера в политике Германии по сей день остается спорной.

В критике Вебером левых он жаловался на лидеров левой Лиги Спартака во главе с Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург, которая контролировала городское правительство Берлина, пока Вебер агитировал за свою партию:

Мы должны благодарить эту [немецкую] революцию за то, что мы не можем послать ни одной дивизии против поляков. Все, что мы видим, - это грязь, навоз, навоз и всякие забавы - ничего больше. Либкнехт принадлежит к сумасшедшему дому, а Роза Люксембург - к зоологическим садам.

В то же время Вебер критиковал Версальский договор, который, как он считал, несправедливо возлагал на Германию « вину за войну », когда дело доходило до войны, поскольку Вебер считал, что в ее развязывании виноваты многие страны, а не только Германия. Приводя этот довод, Вебер утверждал:

В случае этой войны есть одна и только одна держава, которая желала этого при любых обстоятельствах по собственной воле и в соответствии с их политическими целями: Россия.  ... Мне никогда не приходило в голову, что немецкое вторжение в Бельгию [в 1914 году] было не чем иным, как невинным актом со стороны немцев.

Позже в том же месяце, в январе 1919 года, после того как Вебер и его партия потерпели поражение на выборах, Вебер прочитал одну из своих величайших академических лекций « Политика как призвание », в которой размышлял о присущем ему насилии и нечестности, которые он видел среди политиков - профессии. в котором только недавно Вебер был так лично активен. Что касается природы политиков, он пришел к выводу, что «в девяти из десяти случаев они - болтуны, надутые горячим воздухом вокруг себя. Они не соприкасаются с реальностью и не чувствуют бремени, которое им нужно нести; они просто опьянить себя романтическими ощущениями ».

В последние годы

Могила Вебера в Гейдельберге

Разочарованный политикой, Вебер в это время возобновил преподавание сначала в Венском университете, а затем, после 1919 года, в Мюнхенском университете. Его лекции того периода были собраны в основные труды, такие как « Общая экономическая история», « Наука как призвание» и « Политика как призвание». В Мюнхене он возглавил первый немецкий университетский институт социологии, но никогда не занимал профессорской должности в этой дисциплине. Многие коллеги и студенты в Мюнхене выступили с критикой его реакции на немецкую революцию, в то время как некоторые студенты правого толка проводили акции протеста перед его домом.

14 июня 1920 года Макс Вебер заразился испанским гриппом и умер от пневмонии в Мюнхене. На момент смерти Вебер не закончил писать свой великий труд по социологической теории: экономика и общество. Его вдова Марианна помогла подготовить его к публикации в 1921–1922 годах.

Методология

Социология для Макса Вебера - это «наука, которая пытается интерпретировать социальное действие, чтобы тем самым прийти к причинному объяснению его хода и последствий».

В своей методологии Вебер ясно отличался от Дюркгейма, Маркса и других классических деятелей тем, что (а) его основное внимание было сосредоточено на людях и культуре; и (б) в отличие от таких теоретиков, как Конт и Дюркгейм, он (сознательно) не пытался создать какой-либо конкретный набор правил, управляющих социологией или социальными науками в целом. В то время как Дюркгейм сосредоточился на обществе, Вебер сосредоточился на личности и ее действиях (то есть структуре и действии ). По сравнению с Марксом, который доказывал примат материального мира над миром идей, Вебер ценил идеи как мотивирующие действия людей, по крайней мере, в общей картине.

Verstehen

Вебер в первую очередь будет интересоваться вопросом объективности и субъективности, продолжая различать социальное действие от социального поведения, отмечая, что социальное действие должно пониматься через то, как люди субъективно относятся друг к другу. Изучение социального действия с помощью средств интерпретации или verstehen («понимать») должно основываться на понимании субъективного значения и цели, которые люди придают своим действиям. Социальные действия могут иметь легко идентифицируемые и объективные средства, но гораздо более субъективные цели, и их понимание ученым зависит от еще одного уровня субъективного понимания (со стороны ученого). Вебер отметил, что важность субъективности в социальных науках делает создание надежных универсальных законов гораздо более трудным, чем в естественных науках, и что объем объективного знания, которого могут достичь социальные науки, ненадежно ограничен.

В целом Вебер поддержал цель объективной науки как цель, к которой определенно стоит стремиться, хотя и отметил, что в конечном итоге это недостижимая цель:

Нет абсолютно «объективного» научного анализа культуры.  ... Все знания о культурной реальности  ... всегда знания с определенных точек зрения.  ... «Объективный» анализ культурных событий, который проводится в соответствии с тезисом о том, что идеалом науки является сведение эмпирической реальности к «законам», бессмысленен [потому что] знание социальных законов не является знанием социальной реальности. но это, скорее, одно из различных средств, используемых нашим разумом для достижения этой цели.

-  Макс Вебер, «Объективность в социальных науках», Социологические сочинения (1904).

Принцип методологического индивидуализма, согласно которому социологи должны стремиться понять коллективы (например, нации, культуры, правительства, церкви, корпорации и т. Д.) Исключительно как результат и контекст действий отдельных лиц, можно проследить до Вебера., в частности, к первой главе « Экономики и общества», в которой он утверждает, что только индивиды «могут рассматриваться как агенты в ходе субъективно понятных действий». Другими словами, Вебер утверждал, что социальные явления могут быть поняты с научной точки зрения только в той мере, в какой они охватываются моделями поведения целеустремленных индивидов - моделями, которые Вебер назвал « идеальными типами », от которых фактические исторические события неизбежно отклоняются из-за случайных и случайных факторов. иррациональные факторы. Аналитические конструкции идеального типа никогда не существуют в реальности, но обеспечивают объективные критерии, по которым можно измерить реальные конструкции:

Мы не знаем никаких научно обоснованных идеалов. Безусловно, это делает наши усилия более трудными, чем в прошлом, поскольку мы должны создавать наши идеалы изнутри своей груди в самый век субъективистской культуры.

-  Макс Вебер, Экономика и общество (1909), стр. xxxiii

Методология Вебера была разработана в контексте более широкой дискуссии о методологии социальных наук, Methodenstreit («методический спор»). Позиция Вебера была близка к историзму, поскольку он понимал социальные действия как сильно привязанные к конкретным историческим контекстам, и для их анализа требовалось понимание субъективных мотиваций индивидов (социальных акторов). Таким образом, методология Вебера делает упор на сравнительно-исторический анализ. Таким образом, Вебера больше интересовало объяснение того, как определенный результат был результатом различных исторических процессов, а не предсказание исхода этих процессов в будущем.

Теории

Бюрократическая модель (рационально-правовая модель)

Теория бюрократии Макса Вебера, также известная как « рационально-правовая » модель, пытается объяснить бюрократию с рациональной точки зрения. Во-первых, Вебер утверждал, что бюрократия «основана на общем принципе четко определенных и организованных всесторонних компетенций различных офисов», которые «подкрепляются правилами, законами или административными положениями».

В частности, Вебер отмечает три аспекта, которые «составляют сущность бюрократического управления» в государственном секторе и «сущность бюрократического управления частной компанией» в частном секторе :

  • Устанавливается жесткое разделение труда, которое четко определяет регулярные задачи и обязанности конкретной бюрократической системы.
  • Правила описывают твердо установленные цепочки подчинения, а также обязанности и способность принуждать других к подчинению.
  • Наем людей с определенной сертифицированной квалификацией способствует регулярному и непрерывному выполнению возложенных на вас обязанностей.

В этом смысле Вебер объяснил бюрократию девятью основными характеристиками / принципами:

  1. Специализированные роли
  2. Набор на работу на основе заслуг (например, тестирование на открытом конкурсе)
  3. Единые принципы размещения, продвижения и передачи в административной системе
  4. Карьеризм с систематической структурой заработной платы
  5. Иерархия, ответственность и подотчетность
  6. Подчинение служебного поведения строгим правилам дисциплины и контроля
  7. Превосходство абстрактных правил
  8. Безличный авторитет (например, должностное лицо не приносит с собой офис)
  9. Политический нейтралитет

Преимущества бюрократии

Как заметил Вебер, реальная бюрократия менее оптимальна и эффективна, чем его модель идеального типа. Каждый из принципов Вебера может ухудшиться, особенно когда он используется для анализа отдельных уровней в организации. Однако при реализации в группе в организации можно достичь некоторой формы эффективности и результативности, особенно в отношении лучших результатов. Это особенно верно, когда бюрократическая модель подчеркивает квалификацию (достоинства), специализацию сферы деятельности (труд), иерархию власти, правила и дисциплину.

Слабые стороны бюрократии

Компетенция, эффективность и результативность могут быть неясными и противоречивыми, особенно при работе с упрощенными вопросами. В дегуманизированной бюрократии - негибкой в ​​распределении объема работы, когда каждый работник должен специализироваться с первого дня, не меняя задачи из-за страха снижения производительности - задачи часто бывают рутинными и могут способствовать скуке. Таким образом, сотрудники иногда могут чувствовать, что они не являются частью рабочего видения и миссии организации. Следовательно, у них нет чувства принадлежности в долгосрочной перспективе. Кроме того, этот тип организации имеет тенденцию допускать эксплуатацию и недооценивать потенциал сотрудников, поскольку творческий потенциал работников отодвигается в сторону в пользу строгого соблюдения правил, положений и процедур.

Страница из машинописного текста социологии права в экономике и обществе.

Рационализация

Многие ученые описали рационализацию и вопрос индивидуальной свободы во все более рациональном обществе как главную тему работы Вебера. Эта тема находилась в более широком контексте взаимосвязи между психологическими мотивами, культурными ценностями и верованиями (в первую очередь религией) и структурой общества (обычно определяемой экономикой).

Вебер понимал рационализацию, во-первых, как расчет индивидуальных затрат и выгод; во-вторых, как более широкая бюрократическая организация организаций; и, наконец, в более общем смысле, как противоположность понимания реальности через тайну и магию (то есть разочарование ).

Судьба нашего времени характеризуется рационализацией и интеллектуализацией и, прежде всего, «разочарованием мира».

Вебер начал свои исследования этого предмета в книге Протестантская этика и дух капитализма, в которой он утверждал, что новое определение связи между трудом и благочестием в протестантизме и особенно в аскетических протестантских деноминациях, особенно в кальвинизме, сместило человеческие усилия в сторону рациональных усилий, направленных на при достижении экономической выгоды. В протестантской религии благочестие перед Богом выражалось через светское призвание (секуляризация призвания ). Он утверждал, что рациональные корни этой доктрины вскоре стали несовместимы с религиозными и превзошли их, и поэтому последние в конечном итоге были отброшены.

Вебер продолжил свое исследование этого вопроса в более поздних работах, особенно в своих исследованиях бюрократии и классификации легитимной власти на три типа - рационально-правовой, традиционный и харизматический,  из которых рационально-правовой (через бюрократию) является доминирующим. в современном мире. В этих работах Вебер описал то, что он видел как движение общества к рационализации. Точно так же рационализацию можно было увидеть в экономике с развитием в высшей степени рационального и расчетливого капитализма. Вебер также рассматривал рационализацию как один из основных факторов, отделяющих европейский Запад от остального мира. Рационализация опирается на глубокие изменения в этике, религии, психологии и культуре; изменения, которые впервые произошли в западной цивилизации:

Вебер изобразил не только секуляризацию западной культуры, но также и особенно развитие современных обществ с точки зрения рационализации. Новые структуры общества были отмечены дифференциацией двух функционально взаимосвязанных систем, которые сформировались вокруг организационных ядер капиталистического предприятия и бюрократического государственного аппарата. Вебер понимал этот процесс как институционализацию целенаправленно-рациональных экономических и административных действий. В той степени, в которой эта культурная и социальная рационализация повлияла на повседневную жизнь, традиционные формы жизни, которые в ранний современный период дифференцировались в первую очередь в зависимости от профессии, были распущены.

-  Юрген Хабермас, Сознание времени современностью (1985)

Особенности рационализации включают увеличение знаний, растущую безличность и усиление контроля над социальной и материальной жизнью. Вебер неоднозначно относился к рационализации; признавая, что несет ответственность за многочисленные достижения, в частности, освобождение людей от традиционных, ограничительных и нелогичных социальных ориентиров, он также критиковал его за дегуманизации лиц, как «винтики в машине» и свертывание их свободы, заперев их в бюрократической железную клетку из рациональность и бюрократизм. С рационализацией связан процесс разочарования, в котором мир становится более объяснимым и менее мистическим, переходя от политеистических религий к монотеистическим и, наконец, к безбожной науке современности. Однако другая интерпретация веберовской теории разочарования, выдвинутая историком религии Джейсоном Джозефсоном-Стормом, утверждает, что Вебер не видит бинарного отношения между рационализацией и магическим мышлением, и что Вебер на самом деле имел в виду изоляцию и профессионализацию магии, когда описывал разочарование., а не исчезновения магии. Тем не менее, для Вебера процессы рационализации затрагивают все общество, удаляя « возвышенные ценности  ... из общественной жизни» и делая искусство менее творческим.

В антиутопической критике рационализации Вебер отмечает, что современное общество является продуктом индивидуалистического стремления Реформации, но в то же время общество, созданное в этом процессе, все меньше и меньше приветствует индивидуализм: «Как это вообще возможно спасти какие-либо остатки «индивидуальной» свободы передвижения в каком-либо смысле с учетом этой всемогущей тенденции? "

Социология религии

Работа Вебера в области социологии религии началась с эссе «Протестантская этика и дух капитализма» и продолжилась его анализами в «Религии Китая», «Религии Индии» и « Древний иудаизм». Однако его работа над другими религиями была прервана его внезапной смертью в 1920 году, которая помешала ему следовать древнему иудаизму с изучением раннего христианства и ислама. Эссе были посвящены трем основным темам: влияние религиозных идей на экономическую деятельность; связь между социальной стратификацией и религиозными идеями; и отличительные характеристики западной цивилизации.

Вебер рассматривал религию как одну из основных сил общества. Его цель состояла в том, чтобы найти причины разных путей развития культур Запада и Востока, хотя и не оценивая и не оценивая их, как некоторые современные мыслители, следовавшие парадигме социального дарвинизма ; Вебер хотел прежде всего объяснить отличительные элементы западной цивилизации. Он утверждал, что кальвинистские (и, в более широком смысле, протестантские) религиозные идеи оказали большое влияние на социальные инновации и развитие экономической системы Запада, но отметил, что они не были единственными факторами в этом развитии. Другие примечательные факторы, упомянутые Вебером, включали рационализм научных поисков, слияние наблюдений с математикой, науку о науке и юриспруденции, рациональную систематизацию и бюрократизацию государственного управления и экономического предпринимательства. В конце концов, изучение социологии религии, согласно Веберу, сосредоточилось на одной отличительной части западной культуры - упадке веры в магию или на том, что он называл « разочарованием в мире».

Вебер также предложил социально-эволюционную модель религиозных изменений, показав, что в целом общества перешли от магии к политеизму, затем к пантеизму, монотеизму и, наконец, к этическому монотеизму. По словам Вебера, эта эволюция произошла по мере того, как растущая экономическая стабильность позволила профессионализировать и развить все более совершенное священство. По мере того, как общества становились более сложными и включали в себя разные группы, развивалась иерархия богов, а по мере того, как власть в обществе становилась более централизованной, концепция единого универсального Бога становилась все более популярной и желанной.

Протестантская этика и дух капитализма

Основная статья: Протестантская этика и дух капитализма Протестантская этика и дух капитализма

Протестантская этика и дух капитализма - самая известная работа Вебера. Утверждалось, что эту работу следует рассматривать не как подробное исследование протестантизма, а скорее как введение в более поздние работы Вебера, особенно его исследования взаимодействия между различными религиозными идеями и экономическим поведением в рамках рационализации экономической сферы. В эссе Вебер выдвигает тезис о том, что кальвинистская этика и идеи повлияли на развитие капитализма. Он отмечает, что после Реформации экономический центр Европы переместился из католических стран, таких как Франция, Испания и Италия, в протестантские страны, такие как Нидерланды, Англия, Шотландия и Германия. Вебер также отмечает, что общества, в которых было больше протестантов, были обществами с более развитой капиталистической экономикой. Точно так же в обществах, исповедующих разные религии, наиболее успешными бизнес-лидерами были протестанты. Таким образом, Вебер утверждал, что римский католицизм препятствовал развитию капиталистической экономики на Западе, как и другие религии, такие как конфуцианство и буддизм в других странах мира:

Развитие концепции призвания быстро дало современному предпринимателю сказочно чистую совесть - а также трудолюбивым работникам; он дал своим служащим в награду за их аскетическую преданность своему призванию и за сотрудничество в его безжалостной эксплуатации их посредством капитализма перспективу вечного спасения.

-  Макс Вебер, Протестантская этика и дух капитализма (1905)

Христианская религиозная преданность исторически сопровождалась отказом от мирских дел, включая экономические занятия. Вебер показал, что определенные типы протестантизма - особенно кальвинизм  - поддерживали рациональное стремление к экономической выгоде и посвященную ему мирскую деятельность, считая их наделенными моральным и духовным значением. Вебер утверждал, что есть много причин искать истоки современного капитализма в религиозных идеях Реформации. В частности, протестантская этика (или, точнее, кальвинистская этика) побуждала верующих упорно трудиться, добиваться успеха в бизнесе и реинвестировать свою прибыль в дальнейшее развитие, а не в легкомысленные удовольствия. Понятие призвания означало, что каждый человек должен был предпринять действия в знак своего спасения; просто быть членом Церкви было недостаточно. Предопределение также уменьшило агонию по поводу экономического неравенства и, кроме того, означало, что материальное богатство могло быть воспринято как знак спасения в загробной жизни. Поэтому верующие оправдывали погоню за прибылью религией, поскольку вместо того, чтобы подпитываться морально подозрительной жадностью или честолюбием, их действия были мотивированы высоконравственной и уважаемой философией. Вебер назвал бы это «духом капитализма»: именно протестантская религиозная идеология стояла за капиталистической экономической системой и неизбежно к ней привела. Эта теория часто рассматривается как опровержение тезиса Маркса о том, что экономическая «основа» общества определяет все другие его аспекты.

Вебер отказался от исследований протестантизма, когда его коллега Эрнст Трельч, профессиональный богослов, начал работу над книгой « Социальные учения христианских церквей и сект». Другой причиной решения Вебера было то, что работа Трельча уже достигла того, чего он желал в этой области: заложил основу для сравнительного анализа религии и общества.

Фраза « трудовая этика », используемая в современных комментариях, является производным от « протестантской этики », обсуждаемой Вебером. Он был принят, когда идея протестантской этики была обобщена для применения к японскому народу, евреям и другим нехристианам и, таким образом, потеряла свой религиозный подтекст.

Религия Китая

Основная статья: Религия Китая

«Религия Китая: конфуцианство и даосизм» была второй крупной работой Вебера по социологии религии. Ганс Х. Герт отредактировал и перевел этот текст на английский язык с введением К.  К. Ванга. Вебер сосредоточился на тех аспектах китайского общества, которые отличались от западноевропейского, особенно на тех аспектах, которые контрастировали с пуританством. Его работа также поставила под вопрос, почему капитализм не развился в Китае. Он сосредоточился на вопросах городского развития Китая, китайского патримониализма и чиновничества, а также китайской религии и философии (в первую очередь, конфуцианства и даосизма ), как областей, в которых развитие Китая наиболее сильно отличалось от европейского пути.

Согласно Веберу, конфуцианство и пуританство - взаимоисключающие типы рационального мышления, каждый из которых пытается предписать образ жизни, основанный на религиозных догмах. Примечательно, что они оба ценили самообладание и сдержанность и не выступали против накопления богатства. Однако оба эти качества были лишь средствами для достижения конечной цели, и здесь их разделяло ключевое различие. Целью конфуцианства было «культурное статусное положение», в то время как целью пуританства было создание людей, которые являются «инструментами Бога». Интенсивность веры и энтузиазм к действию были редкостью в конфуцианстве, но обычны в протестантизме. Активная работа ради богатства была неподходящей для истинного конфуцианца. Поэтому Вебер утверждает, что именно эта разница в социальных установках и менталитете, сформированная соответствующими доминирующими религиями, способствовала развитию капитализма на Западе и его отсутствию в Китае.

Религия Индии

Основная статья: Религия Индии

Религия Индии: Социология индуизма и буддизма была третьей крупной работой Вебера по социологии религии. В этой работе он имеет дело со структурой индийского общества, с ортодоксальными доктринами индуизма и неортодоксальными доктринами буддизма, с модификациями, вызванными влиянием народной религиозности, и, наконец, с влиянием религиозных верований на светскую этику индийского общества. По мнению Вебера, индуизм в Индии, как и конфуцианство в Китае, был препятствием для капитализма. Индийская кастовая система, очень трудно для людей, чтобы продвинуться в обществе за пределами своей касты. Деятельность, в том числе экономическая, рассматривалась как несущественная в контексте развития души.

Вебер завершил свое исследование общества и религии в Индии, привлекая идеи из своей предыдущей работы по Китаю, чтобы обсудить сходство азиатских систем верований. Он отмечает, что верования видели смысл жизни как потусторонний мистический опыт. Социальный мир принципиально разделен на образованную элиту, следуя руководству пророка или мудрого человека, и необразованные массы, чьи верования сосредоточены на магии. В Азии не было мессианских пророчеств, которые могли бы придать план и смысл повседневной жизни как образованных, так и необразованных людей. Вебер сопоставил такие мессианские пророчества (также известные как этические пророчества ), особенно из ближневосточного региона, с образцовыми пророчествами, найденными на азиатском материке, сосредоточившись больше на достижении образованной элиты и просвещении их о том, как правильно жить своей жизнью, обычно с небольшими затратами. упор на упорный труд и материальный мир. Именно эти различия мешали странам Запада идти по пути прежних китайской и индийской цивилизаций. Его следующая работа « Древний иудаизм» была попыткой доказать эту теорию.

Древний иудаизм

Основная статья: Древний иудаизм (книга)

В своей четвертой крупной работе по социологии религии « Древний иудаизм» Вебер попытался объяснить факторы, которые привели к ранним различиям между восточной и западной религиозностью. Он противопоставил духовный аскетизм, развитый западным христианством, мистическому созерцанию, развитому в Индии. Вебер отметил, что некоторые аспекты христианства стремились завоевать и изменить мир, а не избавиться от его несовершенств. Эта фундаментальная характеристика христианства (по сравнению с дальневосточными религиями) восходит к древним еврейским пророчествам.

Вебер утверждал, что иудаизм не только породил христианство и ислам, но и сыграл решающую роль в подъеме современного западного государства; Влияние иудаизма было таким же важным, как эллинистическая и римская культуры.

Смерть Вебера в 1920 году помешала ему последовать запланированному анализу Псалмов, Книги Иова, талмудического еврейства, раннего христианства и ислама.

Теодицея удачи и несчастья

«Теодицея удачи и неудачи» в социологии - это теория, как предположил Вебер, того, как «члены разных социальных классов принимают разные системы убеждений или теодексы для объяснения своего социального положения».

Концепция теодицеи была расширена главным образом мыслью Вебера и его добавлением этических соображений к предмету религии. Есть этическая часть религии, которая включает:

  1. Сотериология : как люди понимают себя способными к правильным отношениям со сверхъестественными силами; а также
  2. Теодицея: как объяснить зло - или почему кажется, что плохие вещи случаются с теми, кто кажется хорошими людьми.

Существует разделение различных теодиций по отношению к классам: «теодики неудач склонны верить в то, что богатство и другие проявления привилегий являются указаниями или признаками зла  ... благословения и заслужены ".

Вебер также отмечает, что «богатые принимают теодицеи удачи, которые подчеркивают, что процветание - это благословение Бога, [в то время как] теодексы неудач подчеркивают, что изобилие является признаком зла и что страдания в этом мире будут вознаграждены в следующем». Следовательно, эти два различия могут применяться не только к классовой структуре в обществе, но и к деноминации и расовой сегрегации внутри религии.

Вебер определяет важность социального класса в религии, исследуя разницу между двумя теодицеями и то, к каким классовым структурам они применяются. Концепция «трудовой этики» связана с теодицеей фортуны; таким образом, из-за протестантской «трудовой этики» протестанты получили более высокие результаты в классе и образованность. Те, у кого не было трудовой этики, придерживались теодицеи несчастья, веря, что богатство и счастье были дарованы в загробной жизни. Другой пример того, как эта вера в религиозную теодицею влияет на класс, состоит в том, что люди с более низким статусом, бедные, цепляются за глубокую религиозность и веру как способ утешить себя и дать надежду на более благополучное будущее, в то время как люди с более высоким статусом цепляются за таинства или действия, подтверждающие их право на большее богатство.

Эти две теодицеи можно найти в конфессиональной сегрегации внутри религиозной общины. Основное разделение можно увидеть между основными протестантскими и евангельскими конфессиями и их отношением к классу, к которому принадлежит их конкретная теодицея. Например, основные церкви со своими прихожанами из высшего класса «продвигают [d] порядок, стабильность и консерватизм, и тем самым доказали, что они являются мощным источником легитимации статус-кво и существующих различий в распределении богатства и власти. ", потому что большая часть богатства церкви исходит от конгрегации. Напротив, церкви пятидесятников приняли теодицею несчастья. Вместо этого они «выступали за перемены, направленные на продвижение дела справедливости и справедливости». Таким образом, образованные религиозные церкви и религиозные церкви высшего класса, проповедующие теодицею удачи, в конечном итоге поддерживают капитализм и корпорации, в то время как церкви, принявшие теодицею неудачи, вместо этого проповедуют равенство и справедливость.

Государство, политика и правительство

Смотрите также: Макс Вебер и немецкая политика

В политической социологии одним из самых влиятельных вкладов Вебера является его эссе « Politik als Beruf » (« Политика как призвание »), в котором он определяет « государство » как субъект, обладающий монополией на законное использование физической силы.

Соответственно, Вебер предположил, что политика - это разделение государственной власти между различными группами, а политические лидеры - это те, кто владеет этой властью. Таким образом, политик, с точки зрения Вебера, не должен быть человеком «истинной христианской этики» (то есть этики Нагорной проповеди) в том смысле, что у него не может быть предписания «подставить другую щеку». Сторонника такой этики следует, скорее, понимать как святого, поскольку только святые, согласно Веберу, могут должным образом следовать ей. Политическое царство - не царство святых; Политик должен жениться на verantwortungsethik и gesinnungsethik («этика отношения » и «этика ответственности ») и должен обладать как страстью к своему призванию, так и способностью дистанцироваться от предмета своих усилий (управляемого).

Вебер выделил три идеальных типа политического лидерства (или три типа господства, легитимации или власти):

  1. Харизматический авторитет ( семейный и религиозный );
  2. Традиционная власть ( патриархи, патримониализм, феодализм ); а также
  3. Юридическая власть (современное право и государство, бюрократия ).

По его мнению, все исторические отношения между правителями и управляемыми содержат такие элементы, которые можно проанализировать на основе этого трехстороннего различия. Вебер отмечает, что нестабильность харизматического авторитета заставляет его « рутинно превращаться» в более структурированную форму авторитета. В чистом виде традиционного правления достаточное сопротивление правителю может привести к «традиционной революции». Переход к рационально-правовому устройству власти, использующему бюрократическую структуру, в конечном итоге неизбежен. Таким образом, эту теорию иногда можно рассматривать как часть теории социального эволюционизма. Это связано с его более широкой концепцией рационализации, предполагающей неизбежность движения в этом направлении.

Бюрократическое управление означает, по сути, господство через знания.

-  Макс Вебер

Вебер описал многие идеальные типы государственного управления и правительства в своем шедевре « Экономика и общество» (1922). Его критическое исследование бюрократизации общества стало одной из самых устойчивых частей его работы. Именно Вебер начал исследования бюрократии, чьи работы привели к популяризации этого термина. Многие аспекты современного государственного управления восходят к нему, и классическая иерархически организованная государственная служба континентального типа называется «веберианской государственной службой». Бюрократизация как наиболее эффективный и рациональный способ организации была для Вебера ключевой частью рационально-правовой власти и, более того, он видел в ней ключевой процесс в продолжающейся рационализации западного общества.

Вебер перечислил несколько предпосылок для возникновения бюрократии, которая привела к необходимости более эффективной административной системы, в том числе:

  • Рост площади и управляемости населения
  • Рост сложности выполняемых административных задач и наличие денежной экономики.

Развитие коммуникационных и транспортных технологий сделало возможным (и часто востребовано) более эффективное управление, а демократизация и рационализация культуры привели к требованию, чтобы новая система относилась ко всем одинаково.

Идеальная бюрократия Вебера характеризуется иерархической организацией, очерченными линиями власти в фиксированной области деятельности, действиями, предпринимаемыми (и фиксируемыми) на основе письменных правил, бюрократическими чиновниками, нуждающимися в профессиональной подготовке, правилами, которые применяются нейтрально и карьерно. продвижение в зависимости от технической квалификации, оцениваемой организациями, а не отдельными лицами.

Решающей причиной прогресса бюрократической организации всегда было ее чисто техническое превосходство над любой другой формой организации.

-  Макс Вебер

Признавая бюрократию как наиболее эффективную форму организации и даже необходимую для современного государства, Вебер также видел в ней угрозу индивидуальным свободам и продолжающуюся бюрократизацию как ведущую к "полярной ночи ледяной тьмы", в которой растущая рационализация человеческого жизнь загоняет людей в вышеупомянутую « железную клетку » бюрократического, основанного на правилах, рационального контроля. Чтобы противодействовать бюрократии, системе нужны предприниматели и политики.

Социальная стратификация

Вебер также сформулировал трехкомпонентную теорию стратификации, в которой социальный класс, социальный статус и политическая партия являются концептуально отдельными элементами. Трехкомпонентная теория стратификации отличается от более простой теории социального класса Карла Маркса, которая связывает все социальные расслоения с тем, что принадлежит людям. В теории Вебера важны вопросы чести и престижа. Это различие наиболее ясно описано в эссе Вебера « Классы, Стаенде, партии», которое впервые было опубликовано в его книге «Экономика и общество». Три компонента теории Вебера:

  • Социальный класс: основанный на экономически обусловленном отношении к рынку (собственник, арендатор, служащий и т. Д.)
  • Статус (немецкий: Stand): основан на неэкономических качествах, таких как честь, престиж и религия.
  • Партия: участие в политической сфере

Все три измерения имеют последствия для того, что Вебер назвал « жизненными шансами » (возможности улучшить свою жизнь). Ученые Вебера проводят резкое различие между терминами « статус» и « класс», хотя при случайном употреблении люди склонны использовать их как синонимы.

Исследование города

В рамках своей всеобъемлющей попытки понять уникальное развитие западного мира Вебер провел подробное общее исследование города как характерного места социальных и экономических отношений, политических договоренностей и идей, которые в конечном итоге стали определять Запад. В результате появилась монография «Город», которую он, вероятно, составил на основе исследований, проведенных в 1911–1913 годах. Он был опубликован посмертно в 1921 году, а в 1924 году был включен во вторую часть его « Экономики и общества», как шестнадцатую главу «Город (незаконное господство)».

Согласно Веберу, город как политически автономная организация людей, живущих в непосредственной близости, занятых в различных специализированных профессиях и физически отделенных от окружающей сельской местности, полностью развита только на Западе и в значительной степени сформировала его культурную эволюцию:

Происхождение рациональной и мирской этики на Западе связано с появлением мыслителей и пророков  ... которые развивались в социальном контексте, чуждом азиатским культурам. Этот контекст состоял из политических проблем, порожденных буржуазной статусной группой города, без которых немыслимы ни иудаизм, ни христианство, ни развитие эллинистического мышления.

Вебер утверждал, что иудаизм, раннее христианство, теология, а затем политическая партия и современная наука возможны только в городском контексте, который полностью развился только на Западе. Он также видел в истории средневековых европейских городов рост уникальной формы «незаконного господства», которая успешно бросила вызов существующим формам законного господства (традиционному, харизматическому и рационально-правовому), которые преобладали до тех пор в средневековье. Мир. Это новое господство было основано на огромной экономической и военной мощи организованного сообщества городских жителей («горожан»).

Экономика

Вебер считал себя в первую очередь « политическим экономистом », и все его профессорские должности приходились на экономику, хотя сегодня его вклад в эту область в значительной степени затмевается его ролью основателя современной социологии. Как экономист Вебер принадлежал к «самой молодой» немецкой исторической экономической школе. Большие различия между интересами и методами этой школы, с одной стороны, и неоклассической школой (от которой в значительной степени происходит современная экономическая теория), с другой, объясняют, почему влияние Вебера на экономику сегодня трудно различить.

Экономика и общество

Основная статья: Экономика и общество

Величайший опус Вебера « Экономика и общество» представляет собой сборник его эссе, над которыми он работал перед смертью в 1920 году. После его смерти окончательная организация и редактирование книги выпало на долю его вдовы Марианны. Последний бланк на немецком языке, опубликованный в 1921 году, во многом отразил работу и интеллектуальную приверженность Марианны. Композиция включает в себя широкий спектр эссе, посвященных взглядам Вебера на социологию, социальную философию, политику, социальную стратификацию, мировую религию, дипломатию и другие предметы.

Начиная с 1956 года, немецкий юрист Йоханнес Винкельманн начал редактирование и организацию немецкого издания « Экономики и общества» на основе изучения документов, которые Вебер оставил после своей смерти. Английские версии работы были опубликованы в виде сборника в 1968 году под редакцией Гюнтера Рота и Клауса Виттиха. В результате различных изданий на немецком и английском языках существуют различия в организации разных томов. Книга обычно издается в виде двух томов на немецком и английском языках и имеет объем более 1000 страниц.

Методологический индивидуализм

Хотя его исследовательские интересы всегда соответствовали интересам немецких историцистов, с сильным акцентом на интерпретацию экономической истории, защита Вебером « методологического индивидуализма » в социальных науках представляла собой важный разрыв с этой школой и принятие многих аргументов. это было сделано против историцистов Карлом Менгером, основателем австрийской школы экономики, в контексте академического метода Methodenstreit («дебаты о методах») конца 19 века. Выражение « методологический индивидуализм», вошедшее в обиход в современных дебатах о связи между микроэкономикой и макроэкономикой, было придумано австрийско-американским экономистом Йозефом Шумпетером в 1908 году для обозначения взглядов Вебера. Согласно тезисам Вебера, социальные исследования не могут быть полностью индуктивными или описательными, потому что понимание некоторого явления подразумевает, что исследователь должен выйти за рамки простого описания и интерпретировать его; интерпретация требует классификации по абстрактным « идеальным (чистым) типам ». Это, вместе с его антипозитивистской аргументацией (см. Verstehen ), можно рассматривать как методологическое обоснование модели « рационального экономического человека » ( homo economicus ), которая лежит в основе современной экономической теории.

Маржинализм и психофизика

В отличие от других историцистов, Вебер также принял маргинальную теорию ценности (также известную как «маржинализм») и обучал ей своих учеников. В 1908 году Вебер опубликовал статью, в которой провел резкое методологическое различие между психологией и экономикой и подверг критике утверждения о том, что маргинальная теория ценности в экономической науке отражает форму психологической реакции на стимулы, описанную законом Вебера-Фехнера. Статья Макса Вебера была названа в качестве окончательного опровержения зависимости экономической теории стоимости на законы психофизики по Лайонела Роббинса, Джордж Стиглер, и Фридрих Хайек, хотя более широкий вопрос о связи между экономикой и психологией вернулся в академическая дискуссия с развитием « поведенческой экономики ».

Экономическая история

Самая известная работа Вебера в области экономики касалась предпосылок для капиталистического развития, особенно отношений между религией и капитализмом, которые он исследовал в «Протестантской этике и духе капитализма», а также в других своих работах по социологии религии. Он утверждал, что бюрократические политические и экономические системы, возникшие в средние века, сыграли важную роль в подъеме современного капитализма (включая рациональный бухгалтерский учет и организацию формально бесплатного труда), в то время как они были препятствием в случае древнего капитализма, который имел различная социальная и политическая структура, основанная на завоеваниях, рабстве и прибрежном городе-государстве. Среди других вкладов - его ранняя работа по экономической истории римского аграрного общества (1891 г.) и трудовых отношений в Восточной Германии (1892 г.), его анализ истории коммерческого партнерства в средние века (1889 г.), его критика марксизма, обсуждение роли идеализма и материализма в истории капитализма в его « Экономике и обществе» (1922) и « Всеобщей экономической истории» (1923), ярких примерах эмпирической работы, связанной с Немецкой исторической школой.

Хотя сегодня Вебера в основном читают социологи и социальные философы, работа Вебера оказала значительное влияние на Фрэнка Найта, одного из основателей неоклассической чикагской школы экономики, который в 1927 году перевел « Общую экономическую историю Вебера» на английский язык. 1956 г., что Макс Вебер был единственным экономистом, который занимался проблемой понимания возникновения современного капитализма «...  с той точки зрения, которая одна может дать ответ на такие вопросы, то есть с точки зрения сравнительной истории в широком смысле. "

Экономический расчет

Вебер, как и его коллега Вернер Зомбарт, рассматривал экономические расчеты и особенно метод двойной записи в бухгалтерском учете предприятий как одну из наиболее важных форм рационализации, связанных с развитием современного капитализма. Озабоченность Вебера важностью экономических расчетов привела его к критике социализма как системы, в которой отсутствовал механизм эффективного распределения ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей. Социалистические интеллектуалы, такие как Отто Нейрат, осознали, что в полностью социализированной экономике цен не будет, и центральным плановикам придется прибегать к натуральным (а не денежным) экономическим расчетам. Согласно Веберу, такой тип координации был бы неэффективным, особенно потому, что он не мог бы решить проблему вменения (т.е. точно определить относительную стоимость капитальных благ ). Вебер писал, что при полном социализме:

Чтобы сделать возможным рациональное использование средств производства, система натурального учета должна определять «стоимость» - индикаторы определенного вида для отдельных капитальных благ, которые могли бы взять на себя роль «цен», используемых в бухгалтерских книгах. оценка в современном бухгалтерском учете. Но совсем не ясно, как такие индикаторы могут быть установлены и, в частности, проверены; должны ли они, например, варьироваться от одной производственной единицы к другой (на основе экономического положения), или они должны быть единообразными для всей экономики на основе «общественной полезности», то есть (настоящего и будущие) потребности в потреблении  ... Ничего не получится, если предположить, что, если бы только проблема неденежной экономики была достаточно серьезно атакована, подходящий метод бухгалтерского учета был бы обнаружен или изобретен. Проблема является фундаментальной для любого вида полноценной социализации. Мы не можем говорить о рациональной «плановой экономике», пока в этом решающем отношении у нас нет инструмента для разработки рационального «плана».

Этот аргумент против социализма был независимо выдвинут примерно в то же время Людвигом фон Мизесом. Сам Вебер оказал значительное влияние на Мизеса, с которым он подружился, когда они оба были в Венском университете весной 1918 года, а также через Мизеса на нескольких других экономистов, связанных с австрийской школой в 20 веке. Фридрих Хайек, в частности, превратил аргументы Вебера и Мизеса об экономических расчетах в центральную часть интеллектуального наступления теории свободного рынка на социализм, а также в модель для спонтанной координации « рассредоточенных знаний » на рынках.

Вдохновение

Кантианство

На мышление Вебера сильно повлиял немецкий идеализм, особенно неокантианство, с которым он познакомился через Генриха Риккерта, своего коллегу-профессора по Фрайбургскому университету. Особенно важным для работы Вебера является неокантианская вера в то, что реальность по сути хаотична и непостижима, и весь рациональный порядок проистекает из того, как человеческий разум фокусирует внимание на определенных аспектах реальности и организует получаемые в результате восприятия. Мнения Вебера относительно методологии социальных наук показывают параллели с работами современного философа-неокантианца и социолога- новатора Георга Зиммеля.

Вебер также находился под влиянием кантианской этики, которую он, тем не менее, считал устаревшей в современную эпоху, лишенную религиозных определений. В этом последнем отношении очевидно влияние философии Фридриха Ницше. Согласно Стэнфордской энциклопедии философии, «глубокое противоречие между кантианскими моральными императивами и ницшеанским диагнозом современного культурного мира, по-видимому, придает такой мрачно трагический и агностический оттенок этическому мировоззрению Вебера».

марксизм

Другим важным влиянием на жизнь Вебера были труды Карла Маркса и работа социалистической мысли в академических кругах и активной политике. В то время как Вебер разделяет некоторые опасения Маркса по поводу бюрократических систем и клевещет на них, считая их способными развивать собственную логику в ущерб человеческой свободе и автономии, Вебер рассматривает конфликт как вечный и неизбежный и не несет в себе дух материально доступной утопии.

В 1932 году Карл Левит противопоставил работы Маркса и Вебера, утверждая, что оба интересовались причинами и следствиями западного капитализма, но что Маркс рассматривал капитализм через призму отчуждения, в то время как Вебер использовал концепцию рационализации.

Хотя влияние кальвинистской религиозности его матери очевидно на протяжении всей жизни и работы Вебера, поскольку он на протяжении всей жизни сохранял глубокий интерес к изучению религий, Вебер открыто заявлял о том, что он лично не религиозен.

Экономика и историзм

См.: раздел по Веберу и экономике.

Как политический экономист и экономист-историк, Вебер принадлежал к «самой молодой» немецкой исторической школе экономики, представленной такими учеными, как Густав фон Шмоллер и его ученик Вернер Зомбарт. Однако, несмотря на научных интересах Вебера были очень в соответствии с этой школой, его взгляды на методологии и теории стоимости существенно отклонялись от другого немецкого историзма и были ближе, по сути, тот Карл Менгера и австрийская школа, традиционные соперники исторической школы.

Оккультизм

Новое исследование предполагает, что некоторые теории Вебера, в том числе его интерес к социологии дальневосточной религии и элементы его теории разочарования, на самом деле были сформированы взаимодействием Вебера с современными немецкими оккультными фигурами. Известно, что он посетил Ordo Templi Orientis в Монте Верита незадолго до того, как сформулировал свою идею разочарования. Известно, что он встречался с немецким поэтом и оккультистом Стефаном Джорджем и развил некоторые элементы своей теории харизмы после наблюдения за Джорджем. Однако Вебер не соглашался со многими взглядами Джорджа и никогда официально не вступал в оккультный круг Джорджа. Вебер, возможно, также впервые познакомился с даосизмом, хотя и в западной форме, через Густава Грэзера в Монте Верита. Исследования связи Вебера с оккультизмом заставили некоторых немецких и американских ученых переосмыслить его теории разочарования.

Наследие

Престиж Макса Вебера среди европейских социологов трудно переоценить. Он широко считается величайшим из немецких социологов и  ... оказал огромное влияние на европейскую и американскую мысли.

-  Ганс Генрих Герт и К. Райт Миллс, Из книги Макса Вебера: Очерки социологии (1946)

Наиболее влиятельные работы Вебера были по экономической социологии, политической социологии и социологии религии. Наряду с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом его обычно считают одним из основоположников современной социологии. Но в то время как Дюркгейм, вслед за Контом, работал в позитивистской традиции, Вебер сыграл важную роль в развитии антипозитивистской, герменевтической традиции в социальных науках. В этом отношении он принадлежит к той же традиции, что и его немецкие коллеги Вернер Зомбарт, Георг Зиммель и Вильгельм Дильтей, которые подчеркивали различия между методологиями, подходящими для социальных и естественных наук.

Вебер представил социологию как науку о социальных действиях человека ; действие, которое он разделил на традиционные, любовные, ценностно-рациональные и инструментальные. Для Вебера социология была:

...  наука, целью которой является интерпретация значения социального действия и, таким образом, причинное объяснение того, как это действие протекает, и эффектов, которые оно производит. Под «действием» в этом определении подразумевается человеческое поведение, когда и в той степени, в которой агент или агенты видят его субъективно значимым ... значение, к которому мы обращаемся, может быть либо (а) значением, фактически предназначенным либо отдельным лицом агентом в конкретном историческом случае или рядом агентов в приблизительном среднем значении в данном наборе случаев, или (б) значение, приписываемое агенту или агентам, как типам, в чистом типе, построенном абстрактно. Ни в том, ни в другом случае «значение» не может рассматриваться как объективно «правильное» или «истинное» по какому-либо метафизическому критерию. В этом разница между эмпирическими науками о действии, такими как социология и история, и любыми априорными дисциплинами, такими как юриспруденция, логика, этика или эстетика, целью которых является извлечение из их предмета «правильного» или «действительного» " имея в виду.

-  Макс Вебер, Природа социального действия (1922)

Однако в свое время Вебер считался прежде всего историком и экономистом. Широта актуальных интересов Вебера проявляется в глубине его социальной теории, пишет Иоахим Радкау (2009):

Сходство между капитализмом и протестантизмом, религиозные истоки западного мира, сила харизмы как в религии, так и в политике, всеобъемлющий процесс рационализации и бюрократическая цена прогресса, роль легитимности и насилия как порождение лидерства, «разочарование» современного мира вместе с нескончаемой силой религии, антагонистические отношения между интеллектуализмом и эротизмом - все это ключевые концепции, свидетельствующие о непреходящем очаровании мышления Вебера.

Многие из известных сегодня работ Вебера были собраны, отредактированы и опубликованы посмертно. Значительные интерпретации его сочинений были произведены такими корифеями социологии, как Талкотт Парсонс и Ч. Райт Миллс. Парсонс, в частности, придавал работам Вебера функционалистскую, телеологическую перспективу; эту личную интерпретацию критиковали за скрытый консерватизм.

Вебер оказал влияние на многих более поздних социальных теоретиков, таких как Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Дьёрдь Лукач и Юрген Хабермас. Различные элементы его мысли подчеркивали Людвиг Лахманн, Карл Шмитт, Йозеф Шумпетер, Лео Штраус, Ганс Моргентау и Раймон Арон. По словам австрийского экономиста Людвига фон Мизеса, который познакомился с Вебером во время его пребывания в Венском университете, «ранняя смерть этого гения стала большим бедствием для Германии. Если бы Вебер прожил дольше, современный немецкий народ смог бы выжить. посмотрите на этот пример « арийца », которого не сломит национал-социализм ».

Друг Вебера, психиатр и философ-экзистенциалист Карл Ясперс, описал его как «величайшего немца нашей эпохи». Безвременная смерть Вебера показалась Ясперсу «так, как будто немецкий мир потерял свое сердце». Профессор Гарварда Пауль Тиллих (1968) заметил о Вебере, что он был «возможно, величайшим ученым в Германии девятнадцатого века».

Николас Гейн утверждает, что есть сходство между работами философа постмодерна, Мишеля Фуко и Вебера, причем оба мыслителя озабочены влиянием рационализации на образ жизни людей. Гейн утверждает, что Фуко идет дальше Вебера, предлагая для индивида два метода сопротивления рационализации: рассматривая историю развития рационализации в так называемой генеалогии, факторы, которые повлияли на эту рационализацию, и то, как рационализация отличалась в прошлом; и рассмотрение того, как властные отношения и текущие знания взаимодействуют с конкретными рационализациями.

Критические ответы Веберу

Объяснения Вебера очень специфичны для анализируемых им исторических периодов. Некоторые ученые не согласны, указывая на то, что, несмотря на то, что Вебер действительно писал в начале двадцатого века, его идеи остаются живыми и актуальными для понимания таких вопросов, как политика, бюрократия и социальное расслоение сегодня.

Однако многие ученые не согласны с конкретными утверждениями исторического анализа Вебера. Например, экономист Йозеф Шумпетер (1954) утверждал, что капитализм начался не с промышленной революции, а в Италии 14 века. В Милане, Венеции и Флоренции правительства небольших городов-государств привели к развитию самых ранних форм капитализма. В 16 веке Антверпен был торговым центром Европы. Кроме того, преимущественно кальвинистская страна Шотландия не имела такого же экономического роста, как Нидерланды, Англия и Новая Англия. Было указано, что Нидерланды, в которых было кальвинистское большинство, индустриализировались намного позже в 19 веке, чем преимущественно католическая Бельгия, которая была одним из центров промышленной революции на материковой части Европы. Эмиль Каудер (1953) расширил аргументы Шумпетера, аргументируя гипотезу о том, что кальвинизм наносит ущерб развитию капитализма, приводя к развитию трудовой теории стоимости.

Работает

Для обширного списка работ Макса Вебера см. Библиографию Макса Вебера.

Вебер писал по-немецки. Оригинальные названия, напечатанные после его смерти (1920 г.), скорее всего, являются компиляциями его незаконченных работ (формы « Собрание сочинений ...»). Многие переводы состоят из частей или разделов различных немецких оригиналов, и названия переводов часто не раскрывают, какая часть оригинала они содержат. Сочинения Вебера обычно цитируются в соответствии с критическим изданием Max Weber-Gesamtausgabe (Собрание сочинений), опубликованным Мором Зибеком в Тюбингене.

Смотрите также
использованная литература

Примечания

Цитаты

дальнейшее чтение
внешние ссылки
Макс Вебер
Тексты его произведений
Анализ его работ
Другие энциклопедические статьи

Последняя правка сделана 2024-01-02 02:41:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте