В социологии секуляризация (или секуляризация ) является трансформация общества от тесной идентификации с религиозными ценностями и институтами к нерелигиозным ценностям и светским институтам. Тезис секуляризации выражает идею о том, что по мере развития общества, в частности, посредством модернизации и рационализации, религиозный авторитет уменьшается во всех аспектах общественной жизни и управления.
Как секунду Это означает, что термин «секуляризация» может также иметь место в контексте снятия монашеских ограничений с члена духовенства.
Секуляризация, в основном, социологическом значении этого термина, включает исторический процесс, в котором религия теряет социальное и культурное значение. В результате секуляризации роль религии в современных обществах становится ограниченной. В секуляризованных обществах вера лишена культурного авторитета, а религиозные организации обладают небольшой социальной властью.
Секуляризация имеет много значений, как теория, и как исторический процесс. Социальные теоретики, такие как Карл Маркс (1818–1883), Зигмунд Фрейд (1856–1939), Макс Вебер (1864–1920) и Эмиль Дюркгейм (1858–1917) постулировал, что модернизация общества будет включать снижение уровня религиозности. Изучение этого процесса направлено на определение того, каким образом или в какой степени религиозные вероисповедания, практики и институты теряют социальную значимость. Некоторые теоретики утверждают, что секуляризация современной цивилизации частично является результатом нашей неспособности приспособить широкие этические и духовные потребности человечества к все более быстрому развитию физических наук.
В отличие от тезиса о «модернизации», Кристиан Смит и другие утверждают, что интеллектуальные и культурные элиты способствуют секуляризации, чтобы повысить свой собственный статус и влияние. Смит считает, что интеллектуалам присуща врожденная тенденция враждебно относиться к своей родной культуре, что заставляет их принимать секуляризм.
Термин «секуляризация» также имеет дополнительные значения, в первую очередь исторические и религиозные. Применительно к церковной собственности, исторически это относится к захвату церковных земель и зданий, таких как Генрих VIII в 16 веке роспуск монастырей в Англии. и более поздние действия во время Французской революции 18 века, а также различные антиклерикальные просвещенные абсолютистские европейские правительства в течение 18 и 19 веков, которые привел к изгнанию и подавлению занимавших их религиозных общин. Kulturkampf 19 века в Германии и Швейцарии и подобные события во многих других странах также были выражением секуляризации.
Еще одна форма секуляризации связана с актом принцев-епископов. или обладатели должности в Монашеском или Военном Ордене - обладающих объединенной религиозной и светской властью под властью католической церкви - которые отделились и превратились в полностью светские (обычно, протестантские ) потомственные правители. Например, Готтард Кеттлер (1517–1587), последний магистр Ливонского ордена, перешедший в лютеранство, секуляризовал (и взял себе) земли Земгалии и Курляндии, которые он держал от имени ордена, что позволило ему жениться и оставить своим потомкам Герцогство Курляндия и Семигалия.
1960-е гг. наблюдалась тенденция к усилению секуляризации в Западной Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Эта трансформация сопровождалась основными социальными факторами: экономическим процветанием, восстанием молодежи против правил и условностей общества, сексуальной революцией, освобождением женщин, радикальной теологией и радикальной политикой.
Секуляризацию иногда приписывают как культурным сдвигам в обществе после появления рациональности, так и развитию науки как заменитель суеверия - Макс Вебер назвал этот процесс «разочарованием мира» - и изменениями, внесенными религиозными учреждениями для компенсации. На самых основных этапах это начинается с медленного перехода от устных традиций к культуре письма, распространяющей знания. Это сначала снижает авторитет клерикалов как хранителей богооткровенного знания. Перенос ответственности за образование с семьи и общества на состояние имел два последствия:
Основной проблемой в исследовании секуляризации является то, в какой степени определенные тенденции, такие как снижение посещаемости мест отправления культа, указывают на снижение религиозности или просто приватизация религиозных убеждений, когда религиозные убеждения больше не играют доминирующей роли в общественной жизни или в других аспектах принятия решений.
Проблема секуляризации обсуждается в различных религиозных традициях. Часто приводимым примером является правительство Турции после отмены Османского халифата и основания Турецкой республики в 1923 году. Это установило народный суверенитет в светская республиканская структура в противовес системе, власть которой основана на религии. В качестве одного из многих примеров государственной модернизации это показывает секуляризацию и демократизацию как взаимоусиливающие процессы, основанные на разделении религии и государства. В явно светских государствах, таких как Индия, утверждалось, что необходимо было законодательно закрепить терпимость и уважение между совершенно разными религиями, и что секуляризация Запада была ответом на резко жестокие внутрихристианские распри между католицизм и протестантизм. Некоторые поэтому утверждали, что западная и индийская секуляризация радикально отличается тем, что касается автономии от религиозного регулирования и контроля. Соображения терпимости и автономии актуальны для любого светского государства.
C. Джон Соммервилль (1998) выделил шесть вариантов использования термина секуляризация в научной литературе. Первые пять больше похожи на «определения», в то время как шестой - скорее на «разъяснение использования»:
Абдель Вахаб Эльмессири (2002) обрисовал в общих чертах два значения термина секуляризация:
Согласно исследованиям социологов, одной из основных тем секуляризации является тема« дифференциации », т. е. тенденция к сферам жизни, чтобы стать более отчетливым и специализированным по мере того, как общество модернизируется. Европейская социология, находящаяся под влиянием антропологии, интересовалась процессом перехода от так называемых примитивных обществ к все более развитым обществам. В Соединенных Штатах изначально акцент делался на изменениях как на аспекте прогресса, но Талкотт Парсонс переориентировал внимание на общество как на систему, погруженную в постоянный процесс возрастающей дифференциации, который он рассматривал как процесс, в котором новые институты берут на себя задачи, необходимые обществу, чтобы гарантировать его выживание по мере распада первоначальных монолитных институтов. Это переход от единичных, менее дифференцированных институтов к более дифференцированному подмножеству институтов.
Эта концепция дифференциации получила широкое распространение после Парсонса. Как сформулировано Хосе Казановой, этот «стержень и центральный тезис теории секуляризации - это концептуализация процесса социальной модернизации как процесса функциональной дифференциации и эмансипации светских сфер, прежде всего государства, экономика и наука - от религиозной сферы и сопутствующей дифференциации и специализации религии в пределах ее собственной вновь созданной религиозной сферы ". Казанова также описывает это как теорию «приватизации» религии, которую он частично критикует. Однако, критикуя определенные аспекты традиционной социологической теории секуляризации, Дэвид Мартин утверждает, что концепция социальной дифференциации была ее «наиболее полезным элементом».
В настоящее время секуляризация, как ее понимают на Западе, обсуждается в социологии религии. В своих работах «Легитимность современности» (1966) и «Генезис мира Коперника» (1975) Ханс Блюменберг отверг идею исторической преемственности - фундаментальную для так называемой «теоремы секуляризации». ; Современная эпоха, по его мнению, представляет собой независимую эпоху, противопоставленную Античности и Средним векам реабилитацией человеческого любопытства в ответ на теологический абсолютизм. "Блуменберг нацелен на аргумент Лёвита о том, что прогресс - это секуляризация иврита и христианских верований, и утверждает обратное, что современная эпоха, включая ее веру в прогресс, выросло из нового светского самоутверждения культуры против христианской традиции. Вольфхарт Панненберг, ученик Лёвита, продолжил дебаты против Блюменберга.
Чарльз Тейлор в «Светском веке» бросает вызов тому, что он называет «тезисом вычитания» - что наука приводит к тому, что религия вычитается из все большего числа областей жизни.
Сторонники «теории секуляризации» демонстрируют повсеместное снижение распространенности религиозных убеждений на Западе, особенно в Европе. Некоторые ученые (например, Родни Старк, Питер Бергер ) утверждали, что уровни религиозности не снижаются, в то время как другие ученые (например, Марк Чавес, Нью-Джерси Демерат) возражали, вводя идея нео-секуляризации, которая расширяет определение секуляризации, включая упадок религиозного авторитета и его способности влиять на общество.
Другими словами, вместо того, чтобы использовать долю нерелигиозных отступников в качестве единственной меры светскости, неосекуляризация утверждает, что люди все чаще ищут авторитетные позиции вне религии. Сторонники неосекуляризации будут утверждать, что религия теряет авторитет в таких вопросах, как контроль над рождаемостью, и утверждают, что авторитет религии снижается и имеет место секуляризация, даже если религиозная принадлежность, возможно, не снижается в Соединенных Штатах (дебаты
Наконец, некоторые утверждают, что демографические силы нейтрализуют процесс секуляризации и могут сделать это до такой степени, что люди могут последовательно отходить от религии, даже когда общество становится более религиозным. Это особенно характерно для таких обществ, как Израиль (с ультраортодоксальными и религиозными сионистами ), где у приверженных религиозных групп рождаемость в несколько раз выше, чем у светских. Эффект религиозного плодородия в большей или меньшей степени проявляется во всех странах и усиливается на Западе за счет религиозной иммиграции. Например, даже когда коренные белые стали более светскими, Лондон, Англия, за последние 25 лет стал более религиозным, поскольку религиозные иммигранты и их потомки увеличили свою долю в населении. Повсеместно вопрос секуляризации вызывает серьезные (а иногда и горячие) дискуссии в социальных науках.
1870-1930 гг. . Кристиан Смит исследовал секуляризацию американской общественной жизни между 1870 и 1930 годами. Он отметил, что в 1870 году протестантский истеблишмент полностью доминировал в американской культуре и ее общественных институтах. Однако на рубеже 20-го века позитивизм вытеснил метод Бэкона (который до сих пор поддерживал естественное богословие ), и высшее образование было полностью секуляризовано. В 1910-х годах «правовой реализм» приобрел известность, снизив важность религиозной основы для закона. В то же самое десятилетие появились независимые от протестантского истеблишмента издательства. В течение 1920-х годов секуляризация распространилась на массовую культуру, и массовое государственное образование перестало находиться под влиянием протестантской культуры. Хотя широкая публика все еще была очень религиозной в то время, к 1930 году старый протестантский истеблишмент был в «руинах».
Ключом к пониманию секуляризации, утверждает Смит, был рост элитного интеллектуального класса, скептически относившегося к религиозные ортодоксы и находящиеся под влиянием европейской просвещенческой традиции. Они сознательно стремились вытеснить протестантский истеблишмент, который, по их мнению, стоял у них на пути.
2008-2017 . Ежегодные опросы Gallup с 2008 по 2015 год показали, что доля американцев, которые не отождествляют себя с какой-либо конкретной религией, неуклонно росла с 14,6% в 2008 году до 19,6% в 2015 году. В то же время доля американцев, идентифицирующих себя as христиан упала с 80,1% до 75% за то же время. Эта тенденция продолжалась до 2017 года, когда 21,3% американцев не заявили о своей религиозной принадлежности. Учитывая, что нехристианские религии оставались примерно такими же (около 5% с 2008 по 2015), секуляризация, похоже, затронула в первую очередь христиан.
В Британии секуляризация произошла намного позже, чем в большинстве стран Западной Европы. Он начался в 1960-х годах как часть гораздо большей социальной и культурной революции. До этого в послевоенные годы в Британии возродилась религиозность. Социологи и историки активно обсуждают, когда это началось, как быстро это произошло и чем вызвано.
Спонсорство королевской семьи, аристократии и влиятельного местного дворянства обеспечило важную систему поддержки организованной религии. Спонсорство сошло на нет в 20-м веке, поскольку местные элиты уже не были так влиятельны и финансово не в состоянии субсидировать свои любимые занятия. В угледобывающих районах местные угольные шахты обычно финансировали местные часовни, но это прекратилось, когда промышленность стала бедствовать, и профсоюзы горняков отвергли вмешательство элиты в их местные дела. Это позволило секуляризирующим силам набрать силу.
Данные ежегодного британского исследования социального отношения и проводимого раз в два года Европейского социального исследования предполагают, что доля британцев, считающих себя христианами, упала с 55% (в 1983 г.) до 43% (в 2015 г.). В то время как количество приверженцев нехристианских религий - в основном мусульман и индуистов - увеличилось в четыре раза, нерелигиозные («нонисты») сейчас составляют 53% британского населения. Более шести из 10 «нонов» воспитывались как христиане, в основном англиканские или католики. Только 2% «неверующих» были воспитаны в религии, отличной от христианской.
Люди, которые были воспитаны для исповедания религии, но которые теперь идентифицируют себя как не исповедующие религии, так называемые «неверты», имели разные показатели «не-версии», а именно 14% для евреев, 10% для мусульман и сикхов и 6% для индуистов. Доля нерелигиозных, обращающихся в веру, невелика: 3% теперь идентифицируют себя как англиканцы, менее 0,5% обращаются в католицизм, 2% присоединяются к другим христианским конфессиям и 2% обращаются в нехристианские веры.
Индия после обретения независимости стала свидетелем возникновения напористого светского государства.
Индуизм, который является доминирующим образом жизни в Индия была описана как «культура и цивилизация древнего происхождения», которая «по своей природе светская».
Согласно одному традиционному взгляду на китайскую культуру, учения Конфуцианство - влиятельное на протяжении многих веков - как в основном светское.
Чан Пао-мин резюмирует воспринимаемые исторические последствия очень ранней секуляризации в Китае:
Ранняя секуляризация китайского общества, которая должна быть признанный признаком современности [...] по иронии судьбы на протяжении столетий оставил Китай без мощного и стабильного источника морали и права. Все это просто означает, что погоня за богатством или властью или просто борьба за выживание могут быть и часто были безжалостными без какого-либо чувства сдержанности. [...] Наряду с ранней секуляризацией китайского общества, которая была столь же ранней, сопутствующий упадок феодализма и наследственной аристократии, еще одно примечательное событие, преобразовало Китай раньше, чем любая другая страна, в политически унитарную систему с одним единым центром власти. Это также сделало китайское общество гораздо более эгалитарным, чем Западная Европа и Япония.
В этой, возможно, светской обстановке, Коммунистическая партия Китая режим Китайской Народной Республики (у власти материковой части Китая с 1949 г.) способствовали сознательной секуляризации.
Многие страны арабского мира демонстрируют признаки растущей секуляризации. Например, в Египте поддержка введения шариата (исламского права) упала с 84% в 2011 году до 34% в 2016 году. Египтяне также меньше молятся: среди пожилых египтян (55+) 90% молились ежедневно в 2011 году. Среди молодого поколения (возраст 18-24 лет) эта доля составляла только 70%. Напротив, в 2016 году эти цифры упали до <80% (55+) and <40% (18-24). The other age groups were in between these values. In Ливан и Марокко, а количество людей, слушающих ежедневные чтения Корана, упало вдвое с 2011 по 2016 год. Некоторые из этих событий кажутся быть движимым необходимостью, например из-за стагнации доходов, заставляющей женщин вносить свой вклад в семейный доход и, следовательно, работать. Высокая стоимость жизни откладывает вступление в брак и, как следствие, похоже, способствует добрачному сексу. Однако в других странах, таких как Иордания и Палестина, похоже, растет поддержка шариата и исламистских идей. Даже в странах, в которых наблюдается рост секуляризации, наблюдается обратная реакция. Например, президент Египта Абдель-Фаттах ас-Сиси запретил сотни газет и веб-сайтов, которые могут спровоцировать оппозицию.
Викицитатник есть цитата ионы, связанные с: Секуляризацией |