Бюрократия () относится как к орган невыборных государственных должностных лиц и административная группа, определяющая политику. Исторически бюрократия была правительственной администрацией, управляемой ведомствами, укомплектованными невыборными должностными лицами. Сегодня бюрократия - это административная система, управляющая любым крупным учреждением, находящимся в государственной или частной собственности. государственное управление во многих странах является примером бюрократии, как и централизованная иерархическая структура коммерческой фирмы.
Бюрократия как политическая теория - это, в основном, централизованная форма управления и, как правило, отличается от адхократии, в которой управление децентрализовано.
Различное Комментаторы отметили необходимость бюрократии в современном обществе. Немецкий социолог Макс Вебер утверждал, что бюрократия представляет собой наиболее эффективный и рациональный способ организации человеческой деятельности, и что систематические процессы и организованные иерархии необходимы для поддержания порядка, максимальной эффективности, и устранить фаворитизм. С другой стороны, Вебер также видел в неограниченной бюрократии угрозу индивидуальной свободе с возможностью заключения людей в безличную «железную клетку » рационального контроля, основанного на правилах.
Современная бюрократия определяется как состоящая из четырех элементов: иерархия (четко определенные сферы компетенции и разделения труда), непрерывность (структура, в которой администраторы получают постоянную зарплату и продвижение по службе), безличность ( предписанные правила и операционные правила, а не произвольные действия), и опыт (должностные лица выбираются в соответствии с заслугами, прошли обучение и имеют доступ к знаниям).
Термин «бюрократия» возник в французском языке : он объединяет французское слово бюро - письменный стол или офис - с греческим словом κράτος (кратос) - власть или политическая власть. Французский экономист Жак Клод Мари Винсент де Гурне (1712-1759) придумал это слово в середине 18 века. Гурне никогда не записывал этот термин, но позднее его процитировал один современник:
Покойный г-н де Гурне... иногда говорил: «У нас во Франции болезнь, которая заставляет нас устроить хаос; это болезнь называется bureaumania ». Иногда он изобретал четвертую или пятую форму правления под названием «бюрократия».
— Барон фон Гримм (1723-1807)Первое известное англоязычное использование датируется 1818 годом, когда ирландская писательница леди Морган называла аппарат, использованный британцами для подчинения своей ирландской колонии, «бюрократией или служебной тиранией, с помощью которой Ирландия так долго управлялась». К середине 19 века это слово появилось в более нейтральном смысле, относящемся к системе государственного управления, в которой должности занимали неизбираемые должностные лица. В этом контексте «бюрократия» рассматривалась как особая форма управления, часто подчиненная монархии. В 1920-х годах немецкий социолог Макс Вебер расширил это определение, включив в него любую систему управления, проводимую обученными профессионалами в соответствии с установленными правилами. Вебер считал бюрократию относительно позитивным явлением; однако к 1944 г. австрийский экономист Людвиг фон Мизес в контексте своего опыта нацистского режима высказал мнение, что термин «бюрократия» «всегда применялся с осуждением. коннотации », а к 1957 году американский социолог Роберт Мертон предположил, что термин« бюрократ »стал в некоторых случаях« эпитетом, шимпанзе ». Слово «бюрократия» также используется в политике и правительстве в неодобрительном тоне, чтобы принижать официальные правила, затрудняющие выполнение дел. На рабочих местах это слово очень часто используется для обвинения в сложных правилах, процессах и письменной работе, которые затрудняют выполнение чего-либо. В таком случае социобюрократия будет относиться к определенным социальным влияниям, которые могут повлиять на функции общества.
Хотя термин «бюрократия» впервые появился в середине 18 века, организованные и последовательные административные системы существовали гораздо раньше. Развитие письменности (ок. 3500 г. до н.э.) и использование документов сыграли решающую роль в управлении этой системой, и первое окончательное появление бюрократии произошло в древнем Шумере, где возникающий класс писцов использовал глиняные таблички для управления урожаем и распределения его добычи. Древний Египет также имел наследственный класс писцов, которые управляли государственная служба бюрократия.
Иерархия региональных проконсулов и их заместителей управляла Римской империей. Реформы Диоклетиана (император с 284 по 305 год) увеличили количество административных округов вдвое и привели к широкомасштабной экспансии римской бюрократии. Ранний христианский автор Лактанций (c.250 - ок. 325) утверждал, что реформы Диоклетиана привели к повсеместному экономическому застою, так как «провинции были разделены на крошечные части, и многие президенты и множество низшие офицеры тяжело лежали на каждой территории ". После раскола Империи Византийская Империя разработала печально известную сложную административную иерархию, и в 20 веке термин «Византийский» стал обозначать любую сложную бюрократическую структуру.
В Китае, когда династия Цинь (221–206 гг. До н.э.) объединила Китай в рамках системы легалистов, император назначил администрацию преданным чиновникам, а не знати, положив конец феодализму в Китае, заменив его централизованным бюрократическим правительством. Форма правления, созданная первым императором и его советниками, использовалась более поздними династиями для построения своего собственного правительства. В рамках этой системы правительство процветало, поскольку в преобразованном обществе было легче идентифицировать талантливых людей. династия Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.) установила сложную бюрократию, основанную на учении Конфуция, который подчеркивал важность ритуала в семье, в отношения, и в политике. С каждой последующей династией бюрократия развивалась. В 165 г. до н. Э. император Вэнь ввел первый метод приема на государственную службу через экзамены, а император Ву (годы правления 141–87 гг. До н.э.) закрепил идеологию Конфуция. в основное управление внедрила систему рекомендаций и выдвижений на государственной службе, известную как сяолянь, и национальную академию, посредством которой чиновники отбирали кандидатов для участия в экзамене на классиков конфуцианства, из которых император У выбирал чиновников. В династии Суй (581–618) и в последующей династии Тан (618–907) класс ши начал проявлять себя посредством полностью стандартизированной государственной службы. система экзаменов, частичного приема на работу тех, кто сдал стандартные экзамены и получил официальную степень. Тем не менее, при обеих династиях было принято решение о приеме на работу по рекомендациям. Лишь в династии Сун (960–1279) набору тех, кто сдал экзамены и получил ученую степень, уделялось больше внимания и значительно расширялось. Во время династии Сун (960–1279) бюрократия стала меритократической. После реформ Сун были проведены конкурсные экзамены, чтобы определить, какие кандидаты соответствуют требованиям для занятия данной должности. Имперская система экзаменов просуществовала до 1905 года, за шесть лет до распада династии Цин, положившего конец традиционной бюрократической системе Китая.
Правительство Империи Ашанти было построено на сложной бюрократии в Кумаси, с отдельными министерствами, которые следили за управлением государственными делами. Министерство иностранных дел Ашанти находилось в Кумаси. Несмотря на небольшой размер офиса, он позволял государству вести сложные переговоры с иностранными державами. Управление было разделено на отделы, которые занимались отношениями ашанти отдельно с британцами, французскими, голландскими и арабами. Ученые, занимающиеся историей ашанти, такие как Ларри Ярак и Айвор Уилкс, расходятся во мнениях по поводу власти этой изощренной бюрократии по сравнению с Асантехене. Однако оба исследователя согласны с тем, что это был признак высокоразвитого правительства со сложной системой сдержек и противовесов.
Вместо неэффективной и часто коррумпированной системы налогового сбора, которая преобладала в абсолютистских штатах. Например, во Франции казначейство могло осуществлять контроль над всей системой налоговых поступлений и государственных расходов. К концу 18 века соотношение фискальной бюрократии к населению в Великобритании составляло примерно 1 на 1300, что почти в четыре раза больше, чем во второй по степени бюрократизации стране - Франции. Томас Тейлор Медоуз, британский консул в Гуанчжоу, утверждал в своих «Беспорядочных заметках о правительстве и народе Китая» (1847 г.), что «долгая продолжительность существования Китайской империи полностью и полностью объясняется хорошим правительством, которое состоит из в продвижении только талантливых и достойных людей "и что британцы должны реформировать свою государственную службу, сделав этот институт меритократическим. Под влиянием древнекитайского имперского экзамена, Отчет Норткота-Тревельяна 1854 г. рекомендовал, чтобы прием на работу производился на основе заслуг, определяемых на конкурсных экзаменах, кандидаты должны иметь хорошее общее образование, чтобы разрешить межведомственные переводы, и продвижение по службе должно осуществляться за счет достижений, а не «предпочтения, патронажа или покупки». Это привело к внедрению гражданской службы Ее Величества как систематической, меритократической бюрократии государственной службы.
В британской государственной службе, как и в Китае, поступление на государственную службу обычно основывалась на общем образовании по античной классике, что также давало больший престиж бюрократам. Кембриджско-оксфордский идеал государственной службы был идентичен конфуцианскому идеалу общего образования в мировых делах через гуманизм. (Вплоть до 20-го века классика, литература, история и язык оставались в большой степени предпочтительными на экзаменах на британскую государственную службу. В период 1925–1935 гг. 67 процентов поступивших на государственную службу Великобритании состояли из таких выпускников.) Как и в китайской модели личные ценности, британская модель также учитывала личное телосложение и характер.
Подобно британцам, развитие французской бюрократии находилось под влиянием китайской системы. При Людовике XIV Французском старая знать не имела ни власти, ни политического влияния, их единственной привилегией было освобождение от налогов. Недовольные дворяне жаловались на это «неестественное» положение дел и обнаружили сходство между абсолютной монархией и бюрократическим деспотизмом. С переводом конфуцианских текстов во время Просвещения концепция меритократии достигла интеллектуалов на Западе, которые увидели в ней альтернативу традиционным старый режим Европы. Западное восприятие Китая даже в 18 веке восхищалось китайской бюрократической системой как благоприятной по сравнению с европейскими правительствами из-за ее кажущейся меритократии; Вольтер утверждал, что китайцы «усовершенствовали моральную науку», а Франсуа Кенэ выступал за экономическую и политическую систему, построенную по образцу китайской. Правительства Китая, Египта, Перу и императрица Екатерина II считались образцами просвещенного деспотизма, которым восхищались такие деятели, как Дидро, Даламбер и Вольтер.
Наполеоновская Франция приняла эту меритократию. системы и вскоре увидел быстрое и резкое расширение правительства, сопровождаемое подъемом французской государственной службы и ее сложных систем бюрократии. Это явление стало известно как «бюроумания». В начале 19 века Наполеон попытался реформировать бюрократию Франции и других территорий, находящихся под его контролем, введя стандартизированный Кодекс Наполеона. Но, как ни парадоксально, это привело к еще большему росту бюрократии.
Экзамены на государственной службе во Франции, принятые в конце 19 века, также в значительной степени основывались на общекультурных исследованиях. Эти черты сравнивают с более ранней китайской моделью.
К середине XIX века бюрократические формы управления прочно утвердились во всем промышленно развитом мире. Такие мыслители, как Джон Стюарт Милль и Карл Маркс, начали теоретизировать об экономических функциях и структурах власти бюрократии в современной жизни. Макс Вебер был первым, кто одобрил бюрократию как необходимую черту современности, и к концу 19 века бюрократические формы начали свое распространение от правительства к другим крупным учреждениям.
Тенденция в направлении увеличения бюрократизации продолжалось в 20 веке, когда в государственном секторе во многих западных странах было занято более 5% рабочей силы. В капиталистических системах неформальные бюрократические структуры начали проявляться в форме иерархии корпоративной власти, о чем подробно говорилось в работах середины века, таких как Организатор и Человек в сером. Фланелевый костюм. Между тем, в странах Советского Союза и Восточного блока могущественный класс бюрократических администраторов, называемый номенклатурой, управлял почти всеми аспектами общественной жизни
<18.>1980-е годы вызвали негативную реакцию против представлений о «большом правительстве» и связанной с ним бюрократии. Такие политики, как Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган, получили власть, пообещав устранить правительственную регулирующую бюрократию, которую они считали властной, и вернуть экономическое производство к более чисто капиталистическому режиму, который они считали более эффективным. В деловом мире такие менеджеры, как Джек Уэлч, получили богатство и известность, устранив бюрократические структуры внутри корпораций. Тем не менее, в современном мире наиболее организованные учреждения полагаются на бюрократические системы для управления информацией, обработки записей и администрирования сложных систем, хотя сокращение документооборота и повсеместное использование электронных баз данных трансформирует способ функционирования бюрократии.Карл Маркс теоретизировал о роли и функции бюрократии в своей Критике философии права Гегеля, опубликованной в 1843 году. В Философия права, Гегель поддерживал роль специализированных чиновников в государственном управлении, хотя сам никогда не использовал термин «бюрократия». В отличие от него, Маркс был против бюрократии. Маркс утверждал, что, хотя корпоративная и правительственная бюрократия, кажется, действуют в оппозиции, в действительности они взаимно полагаются друг на друга в своем существовании. Он писал, что «Корпорация - это попытка гражданского общества стать государством; но бюрократия - это государство, которое действительно превратилось в гражданское общество».
Написание в начале 1860-х годов, политолог Джон Стюарт Милль предположил, что успешные монархии по сути своей являются бюрократией, и нашел доказательства их существования в Имперском Китае, Российской Империи и режимах Европа. Милль называл бюрократию отдельной формой правления, отдельной от представительной демократии. Он считал, что бюрократия имеет определенные преимущества, а главное - накопление опыта у тех, кто действительно ведет дела. Тем не менее, он считал, что эта форма управления плохо сравнивается с представительным правительством, поскольку она полагается на назначение, а не на прямые выборы. Милль писал, что в конечном итоге бюрократия душит разум и что «бюрократия всегда стремится стать педантократией».
–Макс Вебер
Немецкий социолог Макс Вебер был первым, кто официально изучил бюрократию, и его работы привели к популяризации этого термина. В своем эссе «Бюрократия», [1], опубликованном в его magnum opus Экономика и общество, Вебер описал многие типичные идеальные формы государственного управления, правительство и бизнес. Его идеально-типичная бюрократия, государственная или частная, характеризуется:
Вебер перечислил несколько предварительных условий для появления бюрократии, включая увеличение количества места и управляемое население, усложнение выполняемых административных задач и наличие денежной экономики, требующей более эффективной административной системы. Развитие коммуникации и транспорт технологии делают администратора более эффективным Это возможно, и демократизация и рационализация культуры приводят к требованиям равного обращения.
Хотя он не обязательно был поклонником бюрократии, Вебер считал бюрократизацию наиболее эффективным и рациональным способом организации человеческих деятельности и, следовательно, как ключ к рационально-правовому авторитету, незаменимому в современном мире. Более того, он видел в этом ключевой процесс продолжающейся рационализации западного общества. Вебер также рассматривал бюрократию как угрозу индивидуальным свободам, а продолжающуюся бюрократизацию - как ведущую к «полярной ночи ледяной тьмы», в которой растущая рационализация человеческой жизни загоняет людей в бездушную »железную клетку «бюрократического, основанного на правилах, рационального контроля. Критическое исследование Вебера бюрократизации общества стало одной из самых устойчивых частей его работы. Многие аспекты современного государственного управления основаны на его работе, и классическая иерархически организованная государственная служба континентального типа называется «веберианской государственной службой» или «веберианской бюрократией». Социологи обсуждают, способствует ли веберианская бюрократия экономическому росту.
Пишет как академик, будучи профессором Bryn Mawr College, Woodrow Эссе Уилсона Исследование управления приводило доводы в пользу бюрократии как профессионального кадра, лишенного верности мимолетной политике. Вильсон отстаивал бюрократию, которая «является частью политической жизни только потому, что методы работы счетной палаты являются частью жизни общества; только поскольку машины являются частью производимого продукта. Но в то же время она очень высоко ценится. намного выше унылого уровня простых технических подробностей тем фактом, что через свои более важные принципы он напрямую связан с непреходящими принципами политической мудрости, неизменными истинами политического прогресса ".
Уилсон не выступал за замену правила управляемым, он просто сообщил, что «административные вопросы не являются политическими вопросами. Хотя политика устанавливает задачи для администрации, она не должна позволять манипулировать своими офисами». Это эссе стало основой для изучения государственного управления в Америке.
В своей работе 1944 года Бюрократия австрийский экономист Людвиг фон Мизес сравнил бюрократический менеджмент с управлением прибылью. Он утверждал, что управление прибылью является наиболее эффективным методом организации, когда оказываемые услуги могут быть проверены путем экономического расчета прибылей и убытков. Однако, когда рассматриваемая услуга не может быть подвергнута экономическому расчету, необходимо бюрократическое управление. Он не выступал против всеобщего бюрократического управления; Напротив, он утверждал, что бюрократия - это незаменимый метод социальной организации, поскольку это единственный метод, с помощью которого можно добиться верховенства закона, и что она защищает личность от деспотического произвола. На примере католической церкви он указал, что бюрократия подходит только для организации, чей кодекс поведения не подлежит изменению. Затем он заявил, что жалобы на бюрократизацию обычно относятся не к критике самих бюрократических методов, а к «вторжению бюрократии во все сферы человеческой жизни». Мизес видел бюрократические процессы в действии как в частной, так и в общественной сферах; однако он считал, что бюрократизация в частной сфере могла произойти только в результате государственного вмешательства. По его словам, «необходимо понимать только то, что смирительная рубашка бюрократической организации парализует инициативу человека, в то время как в капиталистическом рыночном обществе у новатора все еще есть шанс добиться успеха. Первое способствует стагнации и сохранению закоренелых методов, последнее способствует прогрессу и совершенствованию ».
Американский социолог Роберт К. Мертон подробно остановился на веберовских теориях бюрократии в своей работе« Социальная теория и социальная структура », опубликованный в 1957. Хотя Мертон соглашался с некоторыми аспектами анализа Вебера, он также отмечал дисфункциональные аспекты бюрократии, которые он приписывал «тренированной неспособности», возникающей в результате «чрезмерного соответствия». Он считал, что бюрократы с большей вероятностью будут защищать свои укоренившиеся интересы, чем действовать в интересах организации в целом, но эта гордость своим мастерством делает их устойчивыми к изменениям в установленном порядке. Мертон заявил, что бюрократы делают упор на формальности, а не на межличностные отношения, и их научили игнорировать особые обстоятельства конкретных случаев, из-за чего они производят впечатление «высокомерных» и «высокомерных».
В своей книге «Общая теория бюрократии», впервые опубликованной в 1976 г., Др. Эллиотт Жак описывает открытие универсальной и единообразной базовой структуры управленческих или рабочих уровней в бюрократической иерархии для любого типа систем занятости.
Эллиотт Жак утверждает и представляет доказательства того, что бюрократия должна обеспечивать ценный вклад в открытое общество должны быть выполнены некоторые из следующих условий:
Определение эффективной бюрократической иерархии, данное Эллиотом Жаком, важно не только для социологии, но и для социальной психологии, социальной антропологии, экономики, политика и социальная философия. У них также есть практическое применение в деловых и административных исследованиях.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Бюрократией |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с бюрократией. |