Жизненные шансы (Lebenschancen на немецком ) - это теория социальных наук возможностей Каждый человек должен улучшать качество своей жизни. Эта концепция была введена немецким социологом Максом Вебером в 1920-х годах. Это вероятностная концепция, описывающая, насколько вероятно, с учетом определенных факторов, что жизнь человека будет развиваться определенным образом. Согласно этой теории, жизненные шансы положительно коррелируют с социально-экономическим статусом.
Возможности в этом смысле относятся к степени, в которой у человека есть доступ к ресурсам, как материальным, так и материальным, таким как еда, одежда. и жилье, и нематериальные, такие как образование и здравоохранение. Жизненные шансы включают в себя способность человека приобретать товары, делать карьеру и получать внутреннее удовлетворение; другими словами, способность удовлетворять свои потребности.
Веберианские жизненные шансы можно рассматривать как расширение некоторых марксистских идей Карла Маркса. И Вебер, и Маркс согласились с тем, что экономические факторы были важны в определении будущего человека, но концепции жизненных шансов Вебера более сложны; вдохновлены взглядами Маркса на социальное расслоение и социальный класс, но отличаются от них. Если для Маркса фактор был самым важным и он соотносил жизненные шансы с материальным богатством, Вебер ввел такие дополнительные факторы, как социальная мобильность и социальное равенство. Другие факторы включают факторы, связанные с социально-экономическим статусом, такие как пол, раса и этническая принадлежность.
Хотя некоторые из этих факторов, такие как возраст, раса или пол случайны, Вебер подчеркнул связь между жизненными шансами и неслучайными элементами трехкомпонентной теории стратификации - как социальный класс, социальный статус и политическая принадлежность влияют на жизнь каждого человека. Другими словами, люди в определенных группах имеют общий конкретный причинный компонент их жизненных шансов: они находятся в аналогичной ситуации, что обычно подразумевает аналогичный результат их действий. Вебер отмечает важность экономических факторов: как власть тех, кто имеет собственность, по сравнению с теми, у кого нет собственности, дает первым большие преимущества перед вторыми. 89>
Вебер также отметил, что жизненные шансы в определенной степени субъективны : оценка жизненных шансов будет влиять на его действия; следовательно, если кто-то считает, что он или может стать уважаемым и ценным членом общества, этот результат и связанные с ним положительные результаты с большей вероятностью станут реальностью для такого человека, чем для человека без этого убеждения. Люди без такой веры, особенно те, кто сознательно поддерживает или бессознательно усвоили убеждение об обратном, уязвимы перед выученной беспомощностью и ее долгосрочными последствиями.
С точки зрения деятельности и структуры жизненные шансы представляют структуру, факторы, над которыми никто не может повлиять; в то время как человек - ценности и убеждения, отношение к риску, социальные навыки или, в более общем смысле, свободный выбор в отношении своего поведения - представляют факторы, над которыми человек может контролировать. Согласно теориям Вебера, вместе с жизненным поведением, жизненные шансы определяют образ жизни.
В социальной инженерии жизненные шансы, возможно, придется уравновесить с другими целями, такими как устранение бедность, обеспечение личной свободы или обеспечение равенства при рождении.
Подход, основанный на жизненных шансах, предполагает, что статус не полностью достигнут, но в некоторой степени приписывается. В целом, в обществах, подчеркивающих приписывание, возможности относительно низки, а статус (в смысле престижа в сообществе) часто передается по наследству. Это означает, что люди фактически получают свой статус в результате группы, в которой они родились, а не зарабатывают его исключительно на заслугах. Объективные качества, такие как раса / этническая принадлежность, пол и класс происхождения, могут повлиять на жизненные шансы человека. Во всех обществах родители передают своим детям все преимущества и недостатки.
Класс происхождения человека определяет его район, в котором он живет, что, в свою очередь, влияет на уровень образования, люди, с которыми они общаются, и, в конечном итоге, их классовая идентификация. Очень важным фактором, влияющим на жизненные шансы, является жилье и общее неравенство на рынке недвижимости. Плохие жилищные условия повлияют на здоровье, имеющиеся удобства, вероятность стать жертвой преступления и на многие другие аспекты жизни. Удобства для отдыха часто расположены в районах проживания среднего класса или рядом с рабочими местами, не занятыми вручную. Членство в спортзале стоит дорого, а субсидии для сотрудников более низкого уровня редко выплачиваются. Следовательно, в целом средний и высший классы имеют гораздо больше шансов на жизнь, чем менее обеспеченные группы.
Если человек родился в богатой семье, он получит доступ к гораздо более желательным ресурсам. которые могут помочь им в дальнейшем повышении их жизненных шансов в гораздо большей степени, чем те, кто родился в бедной семье рабочего класса. Один из этих ресурсов включает в себя социальные связи семьи и способность человека с хорошими связями получить большую выгоду в процессе получения статуса. Достижение статуса относится к тому, как каждый человек попадает в профессию. Это включает в себя то, как сочетаются как приписанные, так и достигнутые факторы, потому что каждый человек входит в профессию на основе того, как статус его родителей создает преимущества и недостатки, их собственные усилия и способности, а также степень удачи.
Дополнительное измерение - это влияние динамики семьи на жизненные шансы, например наличие биологических родителей, качество семейных отношений и конфигурацию братьев и сестер. Например, было продемонстрировано, что дети разведенных родителей демонстрируют более низкий уровень психологического благополучия, больше проблем в собственных отношениях, более высокий риск развода, а также имеют тенденцию быть менее образованными.
Макс Вебер обсудил влияние социальной стратификации на жизненные шансы. Он утверждал, что жизненные шансы - это возможности и возможности, которые составляют образ жизни. На жизненные шансы влияет ряд факторов. Некоторые из них включают: доход, социальный класс и профессиональный престиж. Все эти факторы влияют на доступность ресурсов для человека. Например, у человека с низким доходом низкие шансы на жизнь. Их образование может быть не таким высоким, и у них может не быть достаточно высокого дохода для достижения более высокого уровня образования. По словам Ваута Улти, образование - важный аспект преодоления жизненных шансов. Без образования труднее найти работу, обеспечивающую значительный доход для семьи из четырех человек. «Высшее образование - это путь впереди». Чем выше образование, тем выше доход и профессиональный престиж, который будет у человека, что приводит к увеличению ресурсов для человека и его семьи.
Раннее вмешательство также необходимо для улучшения жизненных шансов. Save the Children - это неправительственная группа, которая работает в лучших интересах детей. Они продвигают права детей и помогают детям из слаборазвитых Страны, нуждающиеся в помощи. Великобритания начала программу раннего вмешательства, которая помогает повысить жизненные шансы ребенка на раннем этапе жизни. Они считают, что «ни один ребенок не должен терпеть бедность, и никакие жизненные шансы ребенка не должны определяться несчастным случаем при рождении». Программа была создана для того, чтобы устранить неравенство в обучении детей до того, как могут возникнуть проблемы, и отделить их от сверстников. Для этого эта программа дает родителям из низших классов знания, необходимые им для эффективной помощи своим детям. обучение в домашних условиях гладить, чтобы они хорошо подготовились к поступлению в школу. Примером может служить повышение уровня чтения родителей, чтобы они могли научить своих детей читать и писать до детского сада. Это позволяет детям из более низких классов быть примерно на том же уровне, что и дети из более высоких классов с более образованными родителями. Раннее вмешательство позволит детям правильно начать обучение, обладая навыками, которые им потребуются для достижения успеха и достижения высокого уровня образования, что повысит шансы на жизнь.
Вебер отметил, что жизненные шансы частично определяются субъективными факторами, например, тем, как человек воспринимает свои жизненные шансы. То, как человек воспринимает свои жизненные шансы, в значительной степени определяется тем, как он воспринимает свой социальный класс, поскольку жизненные шансы и социальный класс идут рука об руку, и оба усиливают друг друга. Согласно Веберу, это связано с тем, что жизненные шансы во многом определяются экономическими факторами, такими как социальный класс. Феномен того, как вы воспринимаете вещи, на самом деле влияющие на осязаемые результаты жизненных шансов, объясняется теорией «самореализующегося пророчества» Роберта К. Мертона, которую он обсуждает в своей книге Social Теория и социальная структура. По сути, это означает, что люди могут сказать себе что-то вроде: «Я низший класс, моя семья всегда была низшим классом, у меня нет шансов, что я когда-нибудь стану богатым», и хотя это утверждение могло не В конечном итоге это стало правдой, просто потому, что человек верил, что это будет так, и благодаря своему отношению и отсутствию чувства собственного достоинства сделал это своей реальностью.
Если вы относитесь к низшему социальному классу и считаете, что, скорее всего, никогда не станете кем-то другим, это повлияет на ваше жизненное поведение множеством способов. что, в свою очередь, повлияет на ваши жизненные шансы. Во-первых, компания, которую вы держите, может привести к налаживанию контактов с людьми, которые не помогут вам выбраться из неблагополучной социально-экономической среды. Это также может повлиять на ваше поведение в жизни, заставив вас думать, что вы недостаточно квалифицированы для чего-либо, кроме работы из рабочего класса. Это также может повлиять на ваше жизненное поведение, заставляя вас думать, что получение высшего образования не для кого-то из вашего социального положения, что еще больше гарантирует, что вы никогда не подниметесь выше уровня рабочего класса. Взаимосвязь между социальным классом, жизненным поведением и жизненными шансами является сильной, и часто она определяет, какой будет судьба человека в жизни.
The Essentials, Cengage Learning, 2009, ISBN 0-495-59862-3, Google Print, стр.214