Выученная беспомощность

редактировать

Выученная беспомощность - это поведение, проявляемое субъектом после того, как он пережил повторяющиеся отталкивающие раздражители вне его контроля. Первоначально считалось, что это вызвано принятием субъектом своего бессилия: прекращением попыток убежать или избежать аверсивного стимула, даже когда такие альтернативы представлены однозначно. Сообщалось, что после такого поведения субъект приобрел выученную беспомощность. За последние несколько десятилетий нейробиология позволила проникнуть в суть усвоенной беспомощности и показала, что исходная теория на самом деле имела обратное: состояние мозга по умолчанию предполагает, что контроль отсутствует, а наличие «полезности» - это то, чему на самом деле учатся.

У людей выученная беспомощность связана с концепцией самоэффективности ; вера человека в свою врожденную способность достигать целей. Теория усвоенной беспомощности - это точка зрения, согласно которой клиническая депрессия и связанные с ней психические заболевания могут быть результатом такого реального или предполагаемого отсутствия контроля над исходом ситуации.

Содержание

  • 1 Основа исследований и теории
    • 1.1 Ранние эксперименты
    • 1.2 Более поздние эксперименты
  • 2 Расширенные теории
  • 3 Нейробиологические перспективы
  • 4 Последствия для здоровья
    • 4.1 Депрессия
    • 4.2 Социальное воздействие
  • 5 Расширения
  • 6 Появление под пытками
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Основа исследований и теории

Ранние эксперименты

Тренировка неизбежного шока в шаттл-боксе

Американский психолог Мартин Селигман в 1967 году в Пенсильванском университете инициировал исследование выученной беспомощности как продолжение своего интереса к депрессии. Позднее это исследование было расширено за счет экспериментов Селигмана и других. Одним из первых был эксперимент Селигмана и Майера: в части 1 этого исследования три группы собак были помещены в шлейки. Собак группы 1 просто на время надели шлейку, а затем отпустили. Группы 2 и 3 состояли из «пар ярм ». Собак из группы 2 в случайное время пытали электрическим током, которую собака могла прекратить, нажав на рычаг. Каждую собаку в группе 3 спаривали с собакой группы 2; всякий раз, когда собака Группы 2 получала электрошок, ее пара в Группе 3 получала электрошок той же интенсивности и продолжительности, но ее рычаг не останавливал электрошок. Собаке из группы 3 казалось, что шок закончился случайно, потому что именно их пара из группы 2 заставила его остановиться. Таким образом, для собак группы 3 шок был «неизбежным».

В части 2 эксперимента те же три группы собак были испытаны в устройстве с челночным ящиком (камера, содержащая два прямоугольных отсека, разделенных перегородкой высотой в несколько дюймов). Все собаки могли избежать ударов с одной стороны бокса, перепрыгнув через низкую перегородку на другую сторону. Собаки в группах 1 и 2 быстро освоили эту задачу и избежали шока. Большинство собак группы 3, которые ранее узнали, что никакие их действия не влияют на шок, просто пассивно ложились и скулили, когда их шокировали.

Во втором эксперименте позже в том же году с новыми группами собак., Овермир и Селигман исключили возможность того, что вместо выученной беспомощности собаки Группы 3 не смогли предотвратить во второй части теста, потому что они научились некоторому поведению, мешающему «побегу». Чтобы предотвратить такое мешающее поведение, собак группы 3 иммобилизовали парализующим препаратом (curare ) и подвергли процедуре, аналогичной процедуре, описанной в части 1 эксперимента Селигмана и Майера. При тестировании, как и ранее в Части 2, эти собаки Группы 3 по-прежнему проявляли беспомощность. Этот результат служит индикатором отклонения гипотезы интерференции.

На основании этих экспериментов было принято решение, что существует только одно лекарство от беспомощности. Согласно гипотезе Селигмана, собаки не пытаются убежать, потому что ожидают, что никакие их действия не остановят шок. Чтобы изменить это ожидание, экспериментаторы физически брали собак и двигали ногами, повторяя действия, которые должны были бы предпринять собаки, чтобы вырваться из электрифицированной сети. Это нужно было сделать как минимум дважды, прежде чем собаки начнут умышленно перепрыгивать через барьер самостоятельно. Напротив, угрозы, поощрения и наблюдаемые демонстрации не оказали никакого влияния на «беспомощных» собак Группы 3.

Более поздние эксперименты

Более поздние эксперименты послужили подтверждением депрессивного эффекта ощущения отсутствия контроль над аверсивным стимулом. Например, в одном эксперименте люди выполняли умственные задачи в присутствии отвлекающего шума. Те, кто мог использовать переключатель для выключения шума, редко беспокоились об этом, но они работали лучше, чем те, кто не мог выключить шум. Просто знать об этой опции было достаточно, чтобы существенно нейтрализовать шумовой эффект. В 2011 году исследование на животных показало, что у животных, контролирующих стрессовые стимулы, наблюдались изменения возбудимости определенных нейронов префронтальной коры. Животные, которым не хватало контроля, не проявляли этот нервный эффект и демонстрировали признаки, соответствующие усвоенной беспомощности и социальной тревоге.

Расширенные теории

Исследования показали, что реакция человека на ощущение отсутствия контроля различается как между людьми, так и между ситуациями, т.е. усвоенная беспомощность иногда остается специфической для одной ситуации, но в других случаях обобщается ситуации. Такие вариации не объясняются исходной теорией выученной беспомощности, и влиятельная точка зрения состоит в том, что такие вариации зависят от атрибутивного или объяснительного стиля человека. Согласно этой точке зрения, то, как кто-то интерпретирует или объясняет неблагоприятные события, влияет на их вероятность приобретения выученной беспомощности и последующей депрессии. Например, люди с пессимистическим стилем объяснения склонны рассматривать негативные события как постоянные («это никогда не изменится»), личные («это моя вина») и всепроникающие («Я ничего не могу сделать правильно» "), и, вероятно, будут страдать от усвоенной беспомощности и депрессии.

Бернард Вайнер предложил подробное описание атрибутивного подхода к усвоенной беспомощности. Его теория атрибуции включает такие измерения, как глобальность / специфичность, стабильность / нестабильность и внутренняя / внешняя сторона :

  • Глобальная атрибуция происходит, когда человек считает, что причина негативных событий согласована в разных контекстах.
    • Конкретное приписывание происходит, когда человек считает, что причина негативного события уникальна для конкретной ситуации.
  • Устойчивое приписывание происходит, когда индивидуум считает, что причина неизменна во времени.
    • Нестабильная атрибуция возникает, когда человек думает, что причина специфична для одного момента времени.
  • Внешняя атрибуция приписывает причинность ситуативным или внешним факторам,
    • в то время как внутренняя атрибуция определяет причинно-следственная связь с факторами внутри человека.

Нейробиологическая перспектива

Исследования показали, что повышенная активность 5-HT (серотонина ) в ядре дорсального шва играет решающую роль. роль в выученной беспомощности. Другие ключевые области мозга, которые участвуют в проявлении беспомощного поведения, включают базолатеральную миндалину, центральное ядро ​​миндалины и ядро ​​ложа концевой полоски. Активность медиальной префронтальной коры, дорсального гиппокампа, перегородки и гипоталамуса также наблюдалась во время состояний беспомощности.

В статье «Упражнения, приобретенная беспомощность и стрессоустойчивый мозг» Бенджамин Н. Гринвуд и Моника Флешнер обсуждают, как упражнения могут предотвратить связанные со стрессом расстройства, такие как тревога и депрессия. Они демонстрируют доказательства того, что упражнения с беговым колесом предотвращают у крыс усвоенное поведение беспомощности. Они предполагают, что количество упражнений может быть не так важно, как просто упражнения. В статье также обсуждается нейросхема выученной беспомощности, роль серотонина (или 5-HT) и связанные с упражнениями нейронные адаптации, которые могут способствовать устойчивости мозга к стрессу. Однако авторы в конце концов приходят к выводу, что «основные нейробиологические механизмы этого эффекта, однако, остаются неизвестными. Выявление механизмов, с помощью которых упражнения предотвращают приобретенную беспомощность, может пролить свет на сложную нейробиологию депрессии и тревоги и потенциально привести к новым стратегиям профилактики. расстройств настроения, связанных со стрессом ».

Последствия для здоровья

У людей, которые воспринимают события как неконтролируемые, проявляются различные симптомы, угрожающие их психическому и физическому благополучию. Они испытывают стресс, они часто демонстрируют нарушение эмоций, демонстрируя пассивность или агрессивность, а также могут испытывать трудности с выполнением когнитивных задач, таких как решение проблем. Они с меньшей вероятностью изменят нездоровые модели поведения, заставляя их, например, пренебрегать диетой, физическими упражнениями и лечением.

Депрессия

Аномальные и когнитивные психологи обнаружили сильную корреляцию между депрессивными симптомами и усвоенной беспомощностью у лабораторных животных.

Молодые люди и родители среднего возраста с пессимистическим стилем объяснения часто страдают от депрессии. Они, как правило, плохо справляются с решением проблем и когнитивной реструктуризацией, а также демонстрируют низкую удовлетворенность работой и межличностные отношения на рабочем месте. Люди с пессимистическим стилем также имеют тенденцию к ослаблению иммунной системы, имея не только повышенную уязвимость к незначительным недугам (например, простуду, лихорадку) и серьезным заболеваниям (например, сердечный приступ, рак), но и более слабое выздоровление. от проблем со здоровьем.

Социальное воздействие

Выученная беспомощность может быть фактором в широком спектре социальных ситуаций.

  • В эмоционально оскорбительных отношениях у жертвы часто развивается приобретенная беспомощность. Это происходит, когда жертва противостоит или пытается покинуть обидчика только для того, чтобы обидчик отверг или преуменьшил значение чувств жертвы, притворился, что заботится, но не изменился, или помешал жертве уйти.
  • Мотивационный эффект усвоенной беспомощности часто встречается в классе. Учащиеся, которые неоднократно терпят неудачу, могут прийти к выводу, что они неспособны улучшить свою успеваемость, и эта атрибуция удерживает их от попыток добиться успеха, что приводит к усилению беспомощности, постоянным неудачам, потере самооценки и другим социальным последствиям.
  • Жестокое обращение с детьми по небрежности может быть проявлением выученной беспомощности. Например, когда родители считают, что не могут остановить плач младенца, они могут просто отказаться от попыток сделать что-либо для ребенка.
  • Те, кто очень застенчивы или обеспокоены в социальных ситуациях, могут стать пассивными из-за чувств беспомощности. Готлиб и Битти (1985) обнаружили, что люди, которые ссылаются на беспомощность в социальных условиях, могут плохо восприниматься другими, что, как правило, усиливает пассивность.
  • Старые люди могут беспомощно реагировать на смерть друзей и членов семьи, потеря работы и дохода, а также развитие возрастных проблем со здоровьем. Это может заставить их пренебречь своим медицинским обслуживанием, финансовыми делами и другими важными потребностями.
  • Согласно Cox et al., Abramson, Devine и Hollon ( 2012), выученная беспомощность - ключевой фактор депрессии, вызванной неизбежными предрассудками (например, «предубеждением»). Таким образом: «Беспомощность, рожденная перед лицом неизбежных предрассудков, соответствует беспомощности, рожденной перед лицом неизбежных потрясений».
  • Согласно книге Руби К. Пейн «Рамки понимания бедности», обращение с бедными может привести к циклу бедности, культуре бедности и бедности поколений. Этот вид выученной беспомощности передается от родителей к детям. Люди, которые придерживаются этого менталитета, чувствуют, что невозможно избежать бедности, и поэтому нужно жить настоящим моментом, а не планировать будущее, загоняя семьи в ловушку бедности.

Социальные проблемы, возникающие из-за усвоенной беспомощности, могут казаться неизбежными тем, кто укоренился. Однако есть разные способы уменьшить или предотвратить его. Было показано, что при появлении в экспериментальных условиях приобретенная беспомощность разрешается сама собой с течением времени. Людей можно сделать иммунизировать против восприятия неконтролируемых событий, повысив их осведомленность о предыдущем опыте, когда они смогли добиться желаемого результата. Когнитивная терапия может использоваться, чтобы показать людям, что их действия действительно имеют значение и укрепляют их самооценку.

Расширения

Ученый-когнитивист и инженер по юзабилити Дональд Норман использовал выученную беспомощность, чтобы объяснить, почему люди винят себя, когда им трудно использовать простые предметы

Британский педагог Фил Бэгге описывает это как стратегию избегания обучения, вызванную предыдущей неудачей, и положительное подкрепление избегания, такое как просьба к учителям или сверстникам объяснить и, следовательно, выполнить работу. Это проявляется как сладкая беспомощность или агрессивная беспомощность, часто наблюдаемая в сложных контекстах решения проблем, таких как обучение компьютерным программам. Как избавиться от основных вычислительных классов от выученной беспомощности

.

Американский социолог Харрисон Уайт предложил в своей книге «Идентичность и контроль» что понятие выученной беспомощности может быть расширено за пределы психологии в сферу социального действия. Когда культура или политическая идентичность не в состоянии достичь желаемых целей, страдают представления о коллективных способностях.

Появление под пытками

Исследования выученной беспомощности послужили основой для разработки усовершенствованных методов допроса. В руководствах ЦРУ по допросам выученная беспомощность характеризуется как «апатия», которая может возникать в результате длительного использования методов принуждения, которые приводят к состоянию «слабости-зависимости-страха» у субъекта, «если слабость-зависимость состояние страха чрезмерно затягивается, однако арестованный может впасть в защитную апатию, от которой его трудно разбудить. "

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

Слушайте эту статью Разговорный значок Википедии Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 17 декабря 2006 г. и не отражает последующих редакций. ()

Последняя правка сделана 2021-05-26 04:21:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте